Аннотация: Реалистический Рассказ 2015. Шестая группа.
Обзор
Реалистический Рассказ 2015
Поскольку преноминация прошла, то я не буду выискивать специально ни журавлей, ни синиц. Полагаю, если организаторы конкурса допустили рассказ к участию, значит теперь главное его качество и суть. А раз так, могу высказать собственные мысли о некоторых из них.
Федосов М.В. Два билета на край света
Монотонная, однообразная жизнь... Это очень страшно. Автор и стиль написания выбрал ровный, спокойный, и сюжет сложил так, что Василия жалко, до муторного состояния жалко! Но и показал, что никто другой, только сам человек творец своей жизни. Так или иначе, в тех или иных предлагаемых обстоятельствах, человек может к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Получится или нет - другой вопрос, но ему придётся действовать, принимать какие-то решения, отчего-то отказываться, чего-то добиваться, чему-то радоваться, в конце концов! А что мы видим в этом сюжете? Пропащий человек? Пропащая жизнь? Да, так и есть. Хоть бы домик построил, да родственников и знакомых летом принимал - и жизнь бы била ключом. Кто на морском берегу живёт, улыбнутся. Они давно смирились с этой участью. Мол, вы тут круглый год, а мы на пару недель в отпуск. Только у подруги сестры эта пара истекает, у одноклассницы начинается... ну и так далее. Но вы видели, слышали, чтобы кому-нибудь отказали? Рады всем. И это правда.
Для сравнения автор показывает друга Георгия с его "санитарным бизнесом". Пусть не велик "бизнес", но человек полон планов, ему интересно жить. Но ведь и польза есть, и злобой не пышет.
И "на закуску" отдыхающий с сыном тёзкой главного героя - Васей. Как намёк, вот приезжал бы отдыхать, а жил бы в другом месте - и всё было бы по-другому. Какому другому у такого "душевного" лентяя? И в своём городе так же жил бы и думал, что вот поехал бы на море...
Рассказ очень атмосферный. За счёт монотонности сюжетной линии, за счёт слов и оборотов речи неспешных, однообразных. В любом другом случае это был бы недостаток, но тут - тот стиль, который необходим этому сюжету.
Вот только с аннотацией я не согласна: "Как хорошо жить на море! Ну а если - всю жизнь? А если - жить и работать? Главный герой ищет ответы на сложные вопросы, которые ставит сама Жизнь". Из неё следует, что Василий тут вроде как и не причём. Главный герой, мол, ищет ответ: как всю жизнь прожить на берегу моря, в курортном городе и не помереть от скуки? Так же как и в любом другом месте на земле. Наваливаешь на себя дел побольше и тащишь их повеселее и подальше. Суть не в том, где живёт человек? Суть в том, к чему он стремится. Сидеть у моря? И всё? Ну, если ему больше ничего не хочется? Кто ж ему виноват? Пусть сидит и ждёт погоды, она на море такая изменчивая, особенно в декабре - январе.
Кстати, вы знаете, как празднуют новый год в южных курортных городах? Супер! Потому что весь курортный сезон работают не покладая рук, а зимой отдыхают. Ближе к весне опять начнут работать - готовиться к приезду, вы вслушайтесь, ГОСТЕЙ!
Однако это я о наших Российских курортах. Что там за морем, откуда всякое берётся чудо? Я не знаю, только о наших: тёплых, ласковых, пока не очень супер, но очень добрых и душевных, с великой историей. А красота-то какая? Как умудрился этот (прости автор, это только к персонажу) хмырь Василий не увидеть?
Страхов А.А. Хмырь, или Логика против женской логики
Поскольку рассказ выложен для всеобщего прочтения, а это значит, что читать будут не только студенты, то некоторые сленговые слова я бы пометила звёздочкой и сделала сноску, чтобы не гадали - что такое лаба? С чем её едят?
"Была суббота...", "...было душно..." - подряд две "были" режут слух. Перестроить бы одно из двух предложений.
Частое использование личного местоимения "Я" не украшает текст. "Я взял такси...", " Я сумочку...", "... я ей звонить...", "... я начал злиться...", " Я подошёл...", " Я спрашиваю..." - это на трёх строчках. Многовато будет.
Однако это все придирки с моей стороны. А вот необычный, так сказать, двухсторонний взгляд на одно и то же событие - очень заинтересовал. По-моему удачный авторский приём. Оно, конечно, написано несколько отрывисто. Я понимаю, что это стилизация под разговорную речь студентов первокурсников какого-то колледжа, так что сленг вполне оправдан, но короткие рубленые предложения делают текст сухаватым что ли? Вам же надо чтобы нервная система читателей с удовольствием "переваривала" строчки рассказа, а не злилась и дёргалась в угоду рваного ритма. Или нет? Пусть рассердится и бросит, не дочитав, а?
А с точки зрения психологии? По-моему всё верно. Расчётливая девица так поступить не может? Может, ещё как может. Что, только, так сказать, дуры "сопли на кулак мотают"? А остальные в шоколаде? Ага, как бы ни так!
По поводу юноши глупца? В чём глупца? Обычная история, немного надо повзрослеть, не более.
Добрушин Е.Г. Клад
Документальность, точность, подробность последовательно излагаемых событий, делает текст мемуарным. Это воспоминания автора о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть, воспоминания о событиях длинною в жизнь. И читать эти строчки без душевного трепета невозможно, потому что все мы родом из детства. Но это не рассказ, потому что рассказ должен быть композиционно сгруппирован вокруг отдельного эпизода, характера. А здесь перед читателем проходит целая жизнь разных людей. Вероятно, автору вполне по силам написать познавательные мемуары, конечно, в соответствующем объёме. Иначе: суть мемуаров, объем рассказа.
А то, что касается клада, для рассказа было бы вполне достаточно изложить историю часов. Как мальчик слушал сказки Рахель Исаковны, как разбилась подставка от часов, превратившись в украшения, и о дальнейшей их судьбе. И действующими лицами должны быть только те персонажи, которые имели непосредственное отношение к событиям, связанным с часами. Тогда финал - экскурсия в Музей Современного Искусства, был бы просто ударным.
Между литературным произведением и душевным состоянием автора, на мой взгляд, должна быть своеобразная прокладка, это критерии вами же выбранного жанра. Рассказ, стихи, повесть, документальная повесть, мемуары, ну и так далее. Рассказ - один жанр, мемуары - другой.
Да, написано, так и хочется сказать, оголённым нервом, оттого и ноет душа, когда читаешь.
Ладыжец Е.А. О своем, о девичьем
Актуальная тема, что тут скажешь? И героини противопоставлены ясно и понятно.
Вообще-то, если у женщин будут не просто задекларированные, что, конечно, очень важно, но и принятые и признанные обществом равные права с мужчинами в общественной, трудовой и семейной жизни, то кому от этого будет хуже? На мой взгляд, существует, так сказать, злокачественная эмансипация женщины. Это когда женщина получает право наравне с мужчиной укладывать шпалы на путях и напрочь забывается предназначение женщины - родить человека. Так и вымрем все. Ведь некого будет усыновлять в однополых браках! Но шутки, шутками, а в этом рассказе есть вопрос - актуальный, важный, и нет ответа. Ведь женщина - это не только детородный орган, мы, девочки, тоже люди! Ну да, не такие как мужчины, да если бы были одинаковые, то и создала бы природа такое "оно" - и никаких проблем! Однако ж нет! Есть женщины, и есть мужчины. Значит это объективная необходимость.
И вот в рассказе Маринка выходит замуж и ждёт ребёнка. Она первоклассный специалист своей области знаний. Однако жить ей придётся в военном городке, где о работе по профессии и речи быть не может. Да и вообще о какой работе можно вести речь в военном городке? Но и это ещё не всё. Бытовые условия: те, в которых она живёт до замужества и что её ожидает в будущем? Вы скажите, любовь, семья, дети стоят всех этих жертв. Да, без сомнения, стоят! Даже больше, неизмеримо больше стоят! Потому что не для кого ни секрет, что самая успешная, но одинокая и бездетная женщина - несчастна! И к такому финалу стоит идти? Нет, конечно. Но почему мы должны всё время чем-то жертвовать? Да ни чем-то, а своей собственной, единственной, неповторимой жизнью? (Если, конечно, в следующей жизни не реинкарнируем... в английскую королеву, а вдруг как у Высоцкого - в баобаб?) Думаете, нереализованные способности Маринки не аукнутся через многие годы, когда дети вырастут, и в вылизанной от нечего делать квартире, с тарелкой щей перед растолстевшим мужем, она обретёт счастье? Так что, в рассказе Марина правильно поступает - выбирает главное - семью, а не одиночество в социальных сетях. Ни правильно другое, ограниченные бытовые возможности. Страна у нас большая, ох, как много надо сделать для её благоустройства и воспитания у мужского населения достойного отношения к женщинам. Только кто это будет делать, если все, как тараканы по щелям, по разным странам разбежимся?
И ключевая фраза в этом рассказе, с которой я полностью согласна: "... не стоит, забыв о собственных интересах, растворяться в семье, подобно нашим бабкам и прабабкам". Кстати, тоже не все "растворялись". Но вопрос в рассказе поднят - и это хорошо, это очень важно!
Урмас С. Гипноз
Воспоминания о детстве всегда приятно читать, потому что подсознательно где-то глубоко в душе возникает... эхо ушедшего собственного детства. Но чтоб такой отклик имел место быть, автору надо вложить и душевное тепло, и непосредственность детского восприятия. Такой момент из детства - это когда мальчишки через дырку в заборе пытаются добыть жёлуди. На мой взгляд, самый удачный, самый запоминающийся, просто чудесный момент в рассказе.
Стиль и форма соответствуют содержанию. Написано легко, весело, с малой толикой грусти об ушедшем детстве.
По-поводу синицы и журавля? Возможно, это опосредованное желание не останавливаться на нескольких "желудях", а стремиться добыть больше? Несколько желудей - это воображаемая синица, бери и иди. Так нет, потянулся за "журавлем"! Набил полные карманы, и всё мало. Тут в рассказе появляется воображаемый человек в чёрном. Вот, что может ждать на пути поимки журавля в небе. То есть, не факт, что если тебе этого мало и потому брать не будешь, то вот то большее, что нагребёшь, принесёт радость. Желудей-то так и не набрал, а лечиться пришлось. Вроде детский рассказ, можно и не строить таких "сложных конструкций" про журавля и синицу, но ведь всё-таки пытался поймать?
Да, только главное в рассказе, на мой взгляд, не врач-психотерапевт, а история с желудями. Будь моя воля, я бы так и назвала: "За желудями". И можно про гипнотические фокусы не рассказывать, потому что ни к журавлю, ни к синице этот эпизод, на мой взгляд, никакого отношения не имеет. Он просто интересен автору. Но ведь можно написать другой рассказ об этом удивительном человеке?