Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Вторая часть Марлнезонского балета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Р Т 2020 Реалистическая проза

   Вторая треть Марлнезонского балета
  
  Пушкарёв Б.В. Договор
  
   Действие рассказа происходят в в Африканской стране Джибути. Так и хочется сказать: в сказочной Джибути! Ан, нет. Это государство в Восточной Африке площадью 23,2 тыс. кв. км. Для сравнения площадь Тульской области 25,7 тыс. кв. м. От военного сотрудничества с СССР в Джибути остались танки и БТРы. И теперь: "Вот уже второй день отряд советников возглавляемый полковником Палием Петром Васильевичем, уходил от правительственных войск". Однако не зря говорят: "Не делай добра - не получишь зла". Для этого рассказа эту поговорку можно эпиграфом брать.
   "Но со временем, и без должного технического ухода, бронетехника постепенно выходила из строя". - Кто бы сомневался? И если бы только в Джибути! Нашу технику, конечно, жалко. Но есть другая русская поговорка: "Что с воза упало, то пропало". И возможно это даже к лучшему, потому что кто его знает: к кому в руки, и не только в Джибути, эта техника попадёт?
   Дальше, вообще как в старом анекдоте. Не буду уточнять лица, но суть в том, чтобы взять кредит и нанять кредиторов отработать его. Так вот, сначала получили бронетехнику от СССР, а потом : "Хасан Халед предложил российским танкистам самим сесть за рычаги танков и БТРов и покарать зарвавшихся непримиримых, но россияне категорически отказались от щедрого предложения господина Президента". Вот и пришлось отряду срочно перебираться через древние горы на территорию соседней Эфиопии. Будут знать, как королю Хасану отказывать! А в этом Джибути множество разных племён, ревностно охраняющих свои границы обитания. Значит, надо с каждым... вождём договариваться. Ну, ни бить же из "пушки по воробьям"? Ой, из БТР-ов по хижинам. Для этого есть элитные войска... других стран.
  Понимая всю серьёзность положения российских советников, не могла читать и не смеяться до определённого эпизода. А дальше злиться и плакать одновременно. Та степень серьёзной иронии на самом высоком художественном уровне, просто не оставляет разуму выбора: злишься и смеёшься, а потом и плачешь одновременною. И состояние такое, что хоть выражайся завуалированным сленгом диалогов автора. Хочется сказать, даже не сказать, а прокричать: "Не нужен нам берег Турецкий. И Африка нам не нужна!" Там наши парни гибнут. Ради чего?
   Сюжет держит читателя в напряжении. И не только происходящими событиями. Страшные до ужаса сцены гибели ребят, автор рисует бытовыми, обыденными фразами. И тем самым создаёт эффект, когда сцены становятся зрелищными. И ситуация просто не может не дойти до сознания читателя. То, как автор передаёт обстановку, резкими, жесткими, ироничными (а как иначе в такой ситуации оставаться адекватными?), фразами, тоже работает на сюжет. Но опять же надо понимать, что рассказ не о мальчишках - героях, это рассказ о специально подготовленных профессионалах. И больно, и жалко, и злость берёт. Так и хочется сказать: послать туда, где были наши ребята тех, кто их туда послал.
   Финал автор оставил открытым. Но я вот не знаю, как его закрыть? Так что пусть каждый решает для себя: как эту "дыру" вообще можно закрыть? Вот, и у меня финал остаётся открытым...
  
  Арилин Р.А. Лесопилка
  
   Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть превращение, последовательность интересных событий. Такая последовательность и будет сюжетом рассказа.
   В рассказе "Лесопилка" три действующих лица. Главное действующее лицо то ли Мишка, то ли лицо не названное, но от имени которого ведётся повествование. Ну и армянин - хозяин лесопилки, мимолётный персонаж.
   Цепь событий: человек (поскольку он автором никак не назван, то так и буду называть), провинился на прежнем месте работы и сбежал без документов. При таком раскладе смог устроиться только грузчиком на лесопилку. Там он знакомится с Мишкой. Знакомство сводится к выпивке на брёвнах. Потом Мишка знакомит его с тетрадкой - бережно хранимой как воспоминание о первой, и скорее всего, единственной юношеской любви. Огромный сильный Мишка и тоненькая тетрадка с сердечком. Сентиментально очень. Завершается сюжет окончанием сезона работ на лесопилке, Мишка дарит тетрадь этому человеку. А он её сжигает у Мишки на глазах. Всё.
   Эмоциональной составляющей более чем достаточно. И написано так, что оставляет чувство тяжёлое, давящее. То есть, автор имеет Богом данную возможность влиять на читателя. Но использует эту возможность очень слабо. Нет развития сюжета. Герои, какие возникли вначале, такие и исчезли в финале. Что изменила в жизни каждого встреча этих двух людей? Судя по рассказу - ничего. Тогда что хотел донести до читателя автор? То как два мужика молча пили водку сидя на брёвнах? Или всё-таки про тонкую организацию человеческой души? Я думаю, всё-таки второе. А для этой цели необходимо развитие сюжета.
   И получается, "Лесопилка" - это скорее зарисовка жизненного момента, заготовка к какому-то другому рассказу.
  
   Марита Вспомнить Север
  
   Подбор оригинальных, неизбитых определений - дело тонкое и трудное. Но обилие необычных, самобытных определений вызывает ощущение перебора. К одиннадцати туз. Теряется вкус, если слишком много, а тут, на мой взгляд, многовато будет. И поэтому: "Алмазное солнце его стояло в зените..." местоимение "его" в этом контексте напрягает. Конечно, по тексту ясно, что подразумевает "день".
   Абзац - описание Севера, другой - описание Севра, и опять, и снова. Однако таков авторский стиль. Хотя... должна объективности ради сказать, что весь текст выдержан в одном стиле. И автора точно будут узнавать по этому стилю.
   А вот не перебор, просто убой: "...увязнув глазами в косматой, взъерошенной шкуре свежеубитого зверя, в красном галстуке, точно удавке, сковавшем медвежию шею, в бурых бусинах крови на льдистых медвежьих клыках". - Настолько бьёт по нервам, что задним числом начинаю воспринимать все авторские определения! Лучше, сильнее по-другому тут не скажешь, так думаю.
  Однако где сюжет? Эрнст ест торт? Нет сюжета, нет интриги. Автор, играя определениями, рисует читателю Север. Красиво рисует. Хорошие бы стихи получились.
  
  Антонов В.А. Пётр Тихонович
  
  "Тоскливо зазвучала в полях, в избах и в скотных дворах грустная немудрёная припевка, разлетевшаяся по всей стране:
   "Ой, война, идет война,
   А я одна-одна-одна...
   Я и лошадь, я и бык.
   Я и баба, и мужик...".
  Взлетела... да так и осталась в полёте. На чьих плечах не только в войну, это ладно, тут деться некуда, выбора нет, а в 90-е годы кто вывозил семейный бюджет? Да и теперь... Как-то очень прижились эти строки в нашей действительности. И что с ними делать? Кто-нибудь знает?
   Документальные подробности этого рассказа автор передаёт сдержано, но художественным языком. И это очень важно. Надо чтобы читатель заинтересовался. Ведь сухая статистика хоть и упрямая вещь, но есть ещё и просто душевное восприятие. И автор без излишнего нагнетания, и так мало не кажется, простыми ясными словами показывает столь ужасные документальные факты, то остаётся только сказать: "Читайте. Это должны знать и помнить все!" Это очень важно. Когда прочувствовал, понял суть событий, тогда и статистика в помощь. А у автора и "...росистый пойменный луг и, дружно взмахивая острыми позванивающими косами, стали валить в валки сочные июньские травы..." и "... не тормозя на ухабах и выбоинах, промчались несколько армейских грузовиков, заполненных перевязанными красноармейцами, а за ними появились группы повозок и пеших отступающих бойцов...". Вот этот момент, переход от мирной жизни к ужасам войны показан буднично, но правдиво и ярко.
   " Быть того не может чтобы поубивал немец её супруга да троих родных братьев и два десятка двоюродных, не считая других сродственников". - Может. Было. Поубивал. И несут теперь её внуки и правнуки фотографии в строю "Бессмертного полка".
  Вот начинает вырисовываться образ Петра Тихоновича. Мудрого деревенского мужика, один на всю деревню остался. Крутись, вертись, а надо сообразить как жизнь деревенским баба и детям сохранить. "Выделил из колхозного амбара несколько мешков овса для чужеземных лошадей. Приказал забить и освежевать бычка на мясо, чтобы накормить оккупантов. Оттого сытые немцы и не стали безобразничать в деревне. Курам головы не поотворачивали, поросят в сараях не порезали". Разве не опасался, что его пособником сочтут? Думал, наверняка думал.
   О боях и боевых товарищах писать куда легче и проще. Герои, взрывы, смерть. А тут деревня, бабы да молодая поросль. Но вот автор, раскрывая тему, показывает этот каждодневный подвиг гражданского населения. Когда это гражданское население ежеминутно ходит под виселицей или пулей. Это кому как повезёт.
   И уж совсем не радужную картину рисует автор, а правдивую. Было как оно было. "Другого дядю - командира разведвзвода из партизанского отряда "Ворошиловец" - Филипа Петровича Колобова, выдал немцам его же сосед по деревне Лукшино".
  "Так как может воевать старый солдат прошедший две войны - Первую Мировую, названную Империалистической, и Гражданскую". И это не просто фраза о солдате Петре Тихоновиче. Вы только подумайте: одна война, другая... и опять война. И всё огнём по нашей земле!
   Не могу не процитировать этот отрывок. Это надо не только знать и помнить, это надо пропустить через свою душу.
  "Он шагал в колонне, и не знал, что за спиной, в деревне Быково, валяются на полу его расстрелянные детишки - пятилетние двойняшки: девочка Женя и мальчик Ваня, а рядышком, одной пулей убитые - безымянный, только родившийся младенец и его вторая жена Мария - Лидкина мачеха, обессилившая от родов и, поэтому, не пригодная для угона, подлежавшая ликвидации".
   Читайте рассказ. Крепко написан, хорошо скроен, документально обоснован.
  
  Прудков В. Хорошая погода, не правда ли?
  
   Красивый рассказ. Радужный. Написано хорошим языком. Сюжет раскрыт, герои образные, ярко прорисованные. И каждая деталь быта прорисована так, будто не текст читаешь, а воочию видишь.
   И так хочется верить, что где-то есть такая деревня, в которой именно так удачно, просто сказочно удачно, сложились обстоятельства. И учатся теперь вместе в одной деревенской школе без модных гаджетов и компьютерных классов и ухоженные дети русского немца, и бледные северяне, и те, что из детского дома родную крышу обрели, и местные деревенские крепыши.
   А при таком раскладе наверняка и компьютерный класс уже есть и даже туалет тёплый. Хотя последнее технически сложнее. Хотя с другой стороны предпосылки к такому благоденствию в рассказе прослеживаются вполне конкретно взятыми из жизни тенденциями. Увидеть ростки свежего, хорошего - это ли ни умение автора заглянуть в светлое завтра?
   Однако для меня это пока что скорее мечтательный образ. Но надежда есть, что где-то так оно и будет. А может и правда уже есть. Это я такая Фома неверующая.
  
  
  
  Бердник В. В краю магнолий
  
   Рассказ - короткая литературная форма. И желательно с первых строк заинтриговать читателя какой-нибудь интересной проблемой, тайной. Заинтересовавшись, он будет читать дальше, и авторские рассуждения тоже.
   В этом рассказе два первых абзаца - авторские размышления. Третий абзац - введение. И только в четвёртом абзаце автор знакомит читателя с Володькой - главным героем. И это не плохо, если бы подразумевалась более крупная литературная форма. А так читаешь, читаешь, и понимаешь, что уже большой кусок рассказа прочитан, а до интриги, до того о чём сюжет, так и не добрался. Это моё личное мнение. У автора свой взгляд, его право. Однако на взгляд читателя интереснее было бы начать с четвёртого абзаца. А мысли свои донести до читателя по ходу повествования, небольшими порциями. Однако и в других рассказах автора подобный стиль написания. И вроде живёт в Америке, а раскачивается по-русски долго. Вступление, вступление, вступление... и только потом захватывающий сюжет.
   Байкеры в ресторане, судя по тексту, и имени владельца - Володька, русского эмигранта - такая вот завязка. Необычная. Уже интересно. Вот отсюда и надо начинать. Пусть всем станет любопытно: что, как и почему? А потом уже мыли и рассуждения.
   Российскому человеку, не знакомому с американской действительностью такой вот фортель: "Володька, не меняя позы, бесшумно открыл верхний ящик письменного стола, где хранил заряженный пистолет и снял его с предохранителя. Ощутив ладонью ребристую бакелитовую рукоятку "Вальтера", он весь напрягся, готовый в любую минуту направить ствол в башку подозрительного субъекта", - даже в приснопамятные 90-е годы показался бы через чур. Если, конечно, это не бандитская разборка. Но вот, стараниями автора увидим мир не глазами туристов, а что называется изнутри. И то, что автор предлагает увидеть, даже не мороз по коже, а рвотный рефлекс вызывает. Судите сами: "А если хватит духу отодрать женский труп - пурпурные!" Вот и персонаж рассказа Сэм со мной согласен: "Я и сам, когда услышал про их потехи, чуть не блеванул...". Но, есть как оно есть. Видимо такова действительность. Да, уточню, труп должен быть свежим, потому что в стадии окоченения сия процедура технически невозможна.
   Ну что должна сказать? В этом американском сюжете ярко и выпукло показан характер русского человека! Это и эпизод со старым отцовским мотоциклом, и отношение к пугающей даже бывало Сэма ситуации: ""...Бог не выдаст, свинья не съест, - с уверенностью приговаривал он, протирая тряпкой своё сокровище".
   А вот теперь авторские мысли, что называется в строку: "К любому из нас нужен свой ключ и вовсе не значит, что его легче подобрать к праведнику, чем к злодею". И дальше в тему, умно, интересно.
   И всё-таки, всё-таки... У яркого, психологически грамотно выстроенного сюжета, начало излишне затянуто. А жаль.
  
  
  Юн А. Ёлки зелёные
  
   В искусстве, в литературе, в любом творчестве - оценочная характеристика всегда субъективна. Вот и мне кажутся более привлекательными для читателя вступления, где наличествует интрига, намёк на нечто такое, о чём дальше будет рассказано. И чтоб завязка сюжета начиналась уже во вступлении. В этом рассказе всё это наличествует в полной мере. Но как? Воспоминания, размышления, описание природы, красивой женщины... И такая образность, такая тонкая, красивая, почти не реальная, но всё же абсолютная жизненная сексуальность на самом высшем духовном уровне - вот такое вступление в рассказе.
   Сюжет драматичный: беглый преступник, тяжело ранен лесничий, но о настоящих людях и настоящей любви. И ошибки, и желания людские - всё как в обычной, не картинной жизни. В рассказе автор раскрывает и глубинные черты русского характера, и особенности нашей действительности. И имена героев говорят о многом, настраивают сразу и безоговорочно на определённый лад: Маруся и Тимофей. Образы раскрыты ярко, полно. И потом, что очень важно, история злободневная и вполне современная. Ёлки зелёные! за это автору большой респект!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"