"Чтобы ты, ублюдок, землю не пачкала. Вы с твоим отцом... пачкуны проклятые. Всё, к чему ни прикасаетесь, превращается в дерьмо. Ты - сатана, ты не человек. Я ненавижу тебя, ты олицетворяешь всё, что я ненавижу. Я тебя сделала, я же тебя и задавлю, как котенка, чтобы ты небо не коптила, под ногами не путалась. Ты своей ублюдочной смертью, может быть, искупишь свои грехи...
Я присела, сжалась в комок, закрыла голову руками.
- За что, мама? Что я сделала? - бились во мне эти вопросы, но я не могла ни сказать, ни крикнуть.
"Мать" чуть не задела меня блеснувшим лезвием. Оно было единственным чистым, светлым пятном в загаженной кухне.
Не помню, как оказалась под разваливающейся табуреткой без перекладины. Вжалась в пол, и, кажется, перестала дышать.
"Мать", продолжая материться, бросила топор. Совсем рядом со мной, он прозвенел о доски расшатанного деревянного пола.
"Мать" вышла из кухни.
Сначала я думала, что уже умерла. - Темно, тихо, только телевизор что-то прерывисто бормочет.
Я долго не могла открыть глаза. Так и просидела, скрючившись под табуреткой, весь вечер, никак не могла понять, что же случилось. Почему меня хочет убить моя "мать".
Телевизор замолчал. Вошла бабка и сказала, чтобы я вылазила оттуда. Но только после того, как досмотрела передачу. Она такая же, как "мать".
Я тряслась от страха, выползая из-под табуретки. Не из-за боязни за жизнь: дети не боятся умирать, они не осознают, что это такое. А от того, что моя "мама" - убийца.
Она уничтожила частицу моей души. Я ненавижу всех матерей, и ничего не могу с этим поделать. Мне противно смотреть, как они поправляют детям шапочки, застегивают курточки. Кажется, вот сейчас лицо женщины изменится и она наотмашь ударит своего ребенка.
Тогда все началось с какой-то ерундовой провинности. А скорее всего, и вины-то моей никакой не было, просто "матери" надо было сорвать злобу за свою неудавшуюся судьбу. Причину она нашла во мне.
В тот момент разлетелись все мои представления о жизни. А новых еще не было.
Только опустошенность и комплекс вины, долго преследовавший меня. Думала: "Что же я такого сделала, что "мать" ненавидит меня?! "
Не сотрешь из памяти такое воспоминание. С этой болью я не могу справиться до сегодняшнего дня. И никогда не смогу.
Пишу дневники.....
Хотя, не знаю, дневник ли это.
Рассказываю о себе, как о ком-то другом, так легче.
Придумываю себе имена - Саша, Марина...
Мне тяжело говорить "я".
Хористка
Не хочу писать о том, почему снова стала ходить в церковь. Это тоже связано с "матерью". Всё ее амбиции - ей захотелось, чтобы я пела в хоре католического храма. Говорят, у меня хороший голос.
А "матери" просто ... понравился отец Пьетро. Она ухлестывает за ним, мне даже стыдно. Смотрит на него всю мессу, сторожит у двери, лезет с глупыми вопросами.
Вчера я исповедовалась у него - другого священника не было. Больше к нему не пойду. Кривляется, как баба, хиханьки-хаханьки, улыбочки. Рассказала ему, что эта
дура-руководительница, опять за минуту до концерта, поставила меня во второй ряд.
Отец Пьетро взял меня за руку, стал успокаивать. Сказал, что мое место первое справа, что значит - лучший голос хора.
Я поверила в себя и буду много заниматься.
29 марта.
Показала Пьетро ошибку в церковном песеннике. Там написано, что слова песни "Проходит сеятель..." написал Георг Гсель, а он написал только музыку. Это стихи Владислава Ходасевича, чей сборник я и показала Пьетро. Он взял почитать. Надеюсь, не задержит надолго.
...Так и душа моя идет путем зерна.
Сойдя во мрак, умрет и оживет она.
И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год.
Затем, что мудрость нам великая дана -
Всему живущему идти путем зерна.
Идти путем зерна".
30 мая.
Пришла в церковь. В 18-30 уже исповедовалась отцу Пьетро. Задала вопрос, просила совета.
Насчет Андрея - что мне делать? Откровенно поговорили, мне стало легче. Он сказал, что Андрей старше меня на шестнадцать лет (а то я сама не знаю), что он секса хочет от меня, ну там, переспать, и все такое, чтоб я внимательнее была... Обычные нравоучения.
7 июня.
Сегодня Пьетро дал мне христианскую брошюрку: "Потребность в любви: любить и быть любимым".
Как всегда итальяшки - на словах одно, а на деле совсем другое.
10 августа.
Теперь время поговорить о серьезных вещах.
Насчет отца Пьетро.
Не знаю, может, для него такое поведение - норма, но меня раздражают эти его постоянные прикосновения. Одно дело, когда хлопают по плечу, но совсем другое, когда проводят рукой по всей спине и ниже. Провоцировать-то меня зачем? Это приятно, но он ведь священник все - таки!
С недавних пор, Пьетро начал мне очень нравиться. Вполне возможно, это его поведение так повлияло или постоянные намеки на то, что я уже совсем взрослая...
20 октября.
Солнечный зимний день
Шла в церковь, на хор. Нарисовала сердечко на заснеженном окне его машины.
Репетиция была прикольная. Даже он приходил. Я сказала: "Здрасте".
Елена Михайловна дала мне спеть два раза мою сольную партию.
На мессе Пьетро чуть не промахнулся, когда давал мне причастие. У него руки дрожали.
Я, как обычно, песенники в им в комнату принесла. Конечно, с ним встретилась. Он наговорил мне комплиментов, стоял со мной рядом, прикасался ко мне...
Наконец-то случилось нечто романтическое, красивое. Не хотелось бы как - то опошлять это чувство к отцу Пьетро, пусть пока все будет так.
Не знаю, что у нас с ним - может дружба, привязанность. Мне нравится, как он поет. Он сам мне тоже нравится. Единственное, что я знаю наверняка, это то, что я счастлива.
24 ноября.
Завтра на исповедь к падре Пьетро пойду. Наверное, в Пьетро я... Потому, что мне не хватает его ласк и прикосновений, а это он всегда пожалуйста.
28 ноября.
Как я и думала, Пьетро приехал. Служил мессу.
Семинаристы сегодня исповедовались. Их много, поэтому я не пошла.
Сидела внизу - балкон до 19 часов был закрыт. Органистка прибежала, когда уже началась месса...
Я принесла песенники. Пьетро сначала делал вид, что не замечает меня, все продолжал петь, стоя ко мне спиной.
Я не понимаю, почему, подошла к нему, и спросила, кто автор песни "О, ты, воспетая в хвале, о-о-о, Мария!". Он тогда пел ее, да как...
Сказал, что не знает.
Сделал комплимент по поводу моей новой зеленой водолазки, которую он назвал нерусским словом "пуловер".
Может, он голубой - манера разговора, любовь к музыке. Но я бы предпочла, чтобы он был натуралом.
Передал привет "маме".
29 ноября.
Больше получаса прождала о. Пьетро. Обозлилась на него, а тут еще Пашка влез спросить про ноты на вечер.
Но исповедь, вернее, этот разговор с Пьетро все искупил. Всего за 15 минут, я успела раскаившись, исповедаться, и отомстить "матери", сказав к слову, что она встречалась с мужем лучшей подруги.
Пьетро три или четыре раза нежно меня коснулся. Я обратила внимание на его голубые глаза.
Его слова: Я, как твой друг..." Он так еще себя не называл в разговорах со мной. И раньше, до того, как я запала на него, у Пьетро руки не дрожали, когда он их складывал мне на голову (это по обряду положено). И еще, он так на меня смотрит...
Повторяю, Пьетро просто недосягаемый объект, ночная сказочная фантазия.
6 декабря.
Проснувшись, думала о Пьетро.
Тут пришла "мать", и начала зло говорить о нем. Она в бешенстве. Что-то он не так с ней разговаривал. Заказала 17 декабря за меня мессу - это мой день рождения.
Охотно верю "матери", что Пьетро - балаболка и свинья. Возможно, он вел себя с ней так из-за того, что я ему про нее рассказала на исповеди. Причем, все было правдой.
Я отца Пьетро не люблю. Он даже бесит меня количеством его одежды - каждый день в новом как баба.
18 декабря.
Вот открыла дневник и почувствовала запах блеска для губ. Того, что 29 ноября сюда поцеловала.
Я хочу отца Пьетро.
Пока я еще "гел", но кто знает, когда все это закончится. А если серьезно, то гори все синим пламенем.
20 декабря.
Была на мессе, а сначала на хоре.
Когда поднималась из подвала, читали псалтырь. Отец Пьетро стоял в дверях исповедальни.
Я прошла мимо, глядя совершенно в другую сторону. Обломался? На причастье подошла к другому священнику.
Долго молилась, пока Елена (руководительница хора) разговаривала с Пьетро. Двери в церкви уже закрыли, и нас выпускали через курию. Опять проходила, не глядя на него. А он позвал меня: - Валя! Я - ноль внимания.
- Валечка! Я нехотя оглянулась. Он попросил меня улыбнуться. Изобразила улыбку и тут же скрыла ее. Он попросил улыбнуться и оставить улыбку.
Отец Пьетро на глазах у всех послал мне воздушный поцелуй.
23 декабря.
Что касается Пьетро, то сегодня он снился мне. И не просто снился, а...
Скоро полночь. Чувствую себя отвратно. Весь день пролежала ничком, очень болят горло, голова. Сейчас вот сопля течет, а высморкаться не могу - накрасила ногти этим " анти"- укрепляющим лаком.
Господи, я конечно знаю, за что ты меня наказываешь, но ведь он сам все... Разве это у тебя там не считается? А то, что больше и внимания обратить не на кого? А его вокальные данные? И то, что я по жизни обожаю небритых мужчин намного старше меня. И то, что он - кинестетик. Сколько раз он прикасался ко мне? Разве это не играет роли? Ему можно значит перед Катей выламываться, так, что она из-за него даже самоубийством хотела... Я решила тогда стать для него чем-то вроде наказания. Коготки подточить, пока кто-нибудь не подвернется. А тут он вечно со своими нежностями.
Ты простишь меня, Господи, разве я так уж виновата? Признаю, да, было что-то и от соперничества с "матерью", да и с тобой - типа: "заберу свое".
Пойми, теперь забыть его я, похоже, не могу. Что ты посоветуешь? Ничего, как всегда. Ведь ты больше меня виноват в этом. Парней, которых я любила, ты не дал мне даже поцеловать. Я знаю, что эта буква перед его именем и есть преграда, да еще какая. Но он же прежде всего мужчина, да еще какой, опять - таки! Может, стану его наказанием? Нельзя, конечно, сама знаю. Помоги, защити, и прости.
30 декабря.
Мне нравится отец Пьетро. Он сам еще с 1998 года... А я до сентября 2000 ненавидела его.
За день рождения, за то, что он не отслужил за меня мессу, я ему уже отомстила: мы не виделись целый месяц.
Не знаю, игра это для меня или нет, но я очень хочу его поцеловать. Может, после этого он не смог бы меня забыть?
Сегодня "мать" принесла эту дебильную католическую газету, там была новая песня, ноты. Я запела, еще не обратив внимания, кто автор. Это песня Пьетро. Поцеловала его имя в газете и прижала к себе. Но это не любовь, а элементарное физическое...
15 января.
Подумать только, 14 лет, и даже ни с кем не целовалась!!!
Я теперь и видеть не хочу отца Пьетро. Мне стыдно за поведение на исповедях, когда я еще его не любила, вернее, он мне не нравился. Сейчас я ненавижу его. К счастью, давно не виделись с ним. Что дальше?
21 февраля.
День сегодня особенный.
Была у Пьетро на исповеди.
Вхожу, а он говорит: "Поделись своей счастливостью!" Говорит, что я вся свечусь.
Я рассказала, что у меня четыре сольных номера в концерте. Но никто из родственников не придет послушать.
Он сказал: - Давай, я приду!
Но он все равно не смог, ведь из Новокузнецка он выезжает в два, а это и есть время начала концерта.
Случайно, как бы невзначай, спросила про смертный грех, о котором никогда не упоминала на исповеди. Он сказал, что не сможет отпустить меня, пока не расскажу, что за грех. Пусть даже месса без него начнется, не отпустит. Он нежно взял меня за руку и держал.
Сама не знаю, как - до мессы оставались минуты - я долго сопротивлялась и, возможно, впервые была непритворна на исповеди с ним. Вырвалась из его рук, снова попросила взять меня за руки, и сказала про то, что у нас было с Андреем.
Пьетро похвалил меня за то, что я осмелилась сказать, пообещал, как я просила, что будет относиться ко мне, как прежде. И, самое главное, так нежно обнял меня! В тот момент я этого не ожидала. Я была в шоке и обнимала его не как мужчину, о котором мечтала ночами, а как ангела, которого послал Бог.
Действительно, огромный груз свалился с души. Он свое отношение не изменил. Я взглянула на него с балкона, он посмотрел на меня снизу. После, когда я вошла с песенниками, он шутил, как ни в чем не бывало, за что я ему благодарна.
Чувства у меня к нему смешанные. Как к мужчине - хочу я его. И как посланник Бога он проявил себя. Нет, это он от себя шел, от своих чувств. Никто не имеет права задерживать человека в исповедальне, за руки хвататься, обниматься, целоваться. Спасибо тебе, милый!
- Так сегодня, милая", - Пьетро назвал меня. Спасибо за дружескую нежность, за объятие, которое помогло мне опомниться от страшного рассказа. Спасибо тебе за все.
Не знаю, что будет дальше. Раскрылась нелицеприятная тайна. Это все ужасно. Стыдно перед моим красивым Пьетро. Как же я теперь в глаза ему посмотрю? Боже!
Поезд юродивых
Здесь, как в изгаженной, запущенной квартире, где стаями летают мухи. Они не в силах поделить спертого воздушного пространства. Бьются о стёкла окон, когда открыты все форточки.
Марина сидит в вагоне метро с полузакрытыми глазами. Сквозь ресницы все видится нечетко и расплывчато. Ей кажется, что она в 1990-стых. Вокруг выбитые из колеи люди с изможденными, несчастными лицами. Одеты все как бомжи - смена сезонов, многие еще курток не успели купить, нацепили на себя что потеплей, не заботясь, новое, или ремки.
Только плакаты на стенах вагона кричат, что уже 2003 год. Бубнит рекламу телевизор, подвешенный над потолком.
Марина подносит к лицу смятый, несколько раз использованный бумажный платочек, промокает нос.
Звук и запах метро назойливо заполняют все пространство.
Поезд въезжает в мост метро над рекой. Люди смотрят в окна. Река - трещина, очищение, пауза между двумя берегами жесткой черной земли. В просветах разбитых стекол тоннеля свистит воздух, взлетают и несутся куда-то подземельные воробьи. Реку из-за спин людей Марине почти не видно. Всеобщая нищета при дневном свете еще более нестерпима.
По вагону идет женщина в лохмотьях. Закатывает глаза, что-то невнятно бормочет. Кривые исцарапанные ноги в разбитых мужских ботинках. Трясущейся рукой, она держит перед собой табличку:
"Христа ради помогите больному ребенку на операцию, на лекарство, сама инвалид второй группы, работать не могу".
Неровными движениями, она сует к лицу пассажиров грязный пакет. Марина успевает разглядеть в нем смятую пачку "Беломора", кусок булки и импортную сигарету. Денег пока никто не положил. Когда попрошайка протягивает пакет к лицу Марины, она закрывает глаза. Из-за начинающейся простуды давит виски, заложило нос, трудно дышать.
"Какая нищета вокруг и какая пошлость", - думает Марина.
Она смотрит на сидящую напротив женщину. У неё немытые, крашеные перекисью волосы, висящие нечесаными прядями. Кофта на молнии, короткая кожаная юбка и белые мятые сапоги до колен. Вид её раздражает Марину и она оглядывается вокруг. В вагоне сидит в основном молодежь, старики стоят. Их намного больше.
"Одни пенсионеры. - И все так плохо одеты! Октябрь, а бабушка в босоножках с шерстяными носками... "
"Какая нищая и пошлая страна у нас! И в метро никто не читает ничего!"
"Oops, I did it again. I played with your heart but I lost in this game. Оoh, baby baby... Оops..".
Рядом с Мариной стоит, судя по виду, скромная девушка. На ней осеннее пальто, ремень с большой круглой пряжкой сполз на живот. Она сама неровно покрасилась в блондинку. Из её плеера громко доносится американская попса. На девчонке тоже босоножки с шерстяными носками. Марина невольно смотрит на свои ноги - то же самое.
Сидит старушка в платке, за ней - полубомжиха с испитым, сморщенным, как печеное яблоко лицом, с накрашенными поверх крошек от еды губами. На руках синяки. На ногах детские колготки в резинку и калоши. Щелкает семечки и сорит шелухой на пол.
Марина смотрит на женщин вокруг. Они опущены всеобщей нашей собачьей жизнью. В них напрочь отсутствует женственность, остались одни усталость и грубость. Или вульгарность, как у женщины напротив.
Какая Россия? Это страна женщин, мужчины повымирали. Некрасивые, обрюзгшие, ожиревшие от неправильного и нерегулярного питания, от хлеба с картошкой, от тяжелой, ненавистной работы. Спившиеся, скурившиеся бабы, многих из которых бросили мужья, сбежали к молодым, еще не успевшим до конца потерять товарный вид.
Какая у нас страна? Страна сумасшедших, нищих и инвалидов. - Возле двери стоит мужчина без ноги. Бомжиха с закатывающимися глазами идет обратно по вагону. Держит в руках уже другую табличку на заблеванном куске картона:
"Муж геройски погиб в Авганистане, помогите кто чем можете вдове солдата."
Марине все это нестерпимо. Она снова закрывает глаза.
Мухи в трехлитровой банке. Копошатся, жрут друг друга. Некоторые пытаются выбраться в приоткрытую крышку, но другие, которым уже ничего не надо, тянут их обратно вниз на гору гниющих трупов.
Марина открывает глаза.
"Oоh lala comsi comsi comsa je sois fou de tois - please dont breake my heart. La -la- la -la- la- la -la- la -la... je sois fou de tois - please dont breake my heart. Oоh lala comsi comsi comsa..."
Слышится музыка из плеера девочки, которая стоит прямо напротив Марины. Рядом с ней - реклама комедии с придурочным лицом Лесли Нильсена в образе.
Поток мыслей Марины не прерывается - они накопились, и теперь непрерывно проговариваются у неё в голове:
"Страна мух, которые нюхают чужое дерьмо, потому, что даже этого они сами производить не в состоянии.
Тупая американская попса, комедии, барахолочная китайская разваливающаяся одежда. Вот подорвались бы все сейчас, вместе с этим поездом, и отмучились бы" - думает Марина.
Девочку напротив скрывает красноватая пелена закрытых глаз. Марина чувствует - у нее поднимается температура. Она открывает глаза и резко поворачивает голову. В конце вагона стоит её "мать". Она демонстративно не замечает свою дочь.
Даже выходят они из разных дверей. Марина, выйдя первой, спешит к той двери, из которой в конце людского потока выбегает её мать.
Она берёт "мать" под руку, но та вырывается, говорит:
- Отойди от меня, сатана! Иди на расстоянии трёх метров и молча!
Марина вытирает лицо от слёз, сморкается и делает, как ей сказано. Видно, что такое поведение "матери" её ранит.
Они выходят на улицу.
Марина видит газетный киоск и робко, почти ласково, говорит:
- Мне надо блокнотик купить.
"Мать" зло обрывает её:
- Ни в какие газетные киоски я не пойду! Мы идём на барахолку! Заткнись и иди молча!
"Мать" почти бегом влетает в круг старушек, торгующих на картонных коробках. Дочь едва поспевает за ней.
- Куда ты меня завела? - Задыхаясь, говорит Марина.
Ряды торгующих смыкаются к проезжей части, и они никак не могут выбраться из их окружения. Придётся либо возвращаться, либо просить кого-то пропустить их.
- Завела, как Иван Сусанин! - обрушивается на Марину "мать", в очередной раз изображая из себя мать-героиню.
Марина вспоминает историю про Ивана Сусанина. Ей видится белый от снега лес, тёмно-коричневые деревья, через них малиновый закат. И поляки, рубящие саблями седобородого старика. Марина гонит от себя эти мысли...
Они наконец переходят через дорогу к барахолке.
Суета, грязь, толкотня, куски от беляшей в лужах, окурки, разбитые бутылки, пролитое пиво. Крики, раскрасневшиеся лица замёрзших продавщиц в комбинезонах, то и дело опрокидывающих в себя пластиковые стаканчики с водкой.
Барахолка сверху кажется лабиринтом, затянутым дымом от шашлыков сквозь который течет масса одинаково одетых и мыслящих одинаково людей.
Марина, чтобы не потерять "мать" в толпе, берет её под руку. "Мать" бьет её по руке.
- Вдруг я тебя потеряю, ты мне хоть на проезд дай... Та швыряет ей на ладонь жетон на метро: - На, собака, подавись! Марине плохо, у неё кружится голова. Перед глазами раскачиваются, расплываются на ветру джинсы со стразами, куртки, разноцветные тряпки. Безликая толпа сливается в сплошную стену, в одно улыбающееся лицо идущего впереди бритоголового в спортивном костюме... Чужой бы не поверил, что мать может сказать такое дочери, но Марина привыкла - они живут вместе уже семнадцать лет, всю её жизнь.
Подошли к прилавку с куртками. Марина показывает на кремовую.
"Мать" презрительно спрашивает продавщицу:
- Сколько?
- Тыща пятьсот.
Идут дальше.
- Сколько?
Отвечают везде примерно одинаково.
"Мать" в жизни не торговалась - она считает это ниже своего достоинства.
- Надо было тебе куртку купить на базаре, за четыреста пятьдесят рублей. Такая собака, как ты, другого не стоит...
- Мама, но на базаре за четыреста пятьдесят рублей только ветровки продаются. А здесь зимние!
- Да ты что, совсем уже? Кого я на свет пустила? Там зимние куртки за четыреста пятьдесят.
Сквозь слезы в глазах мутные картины рынка сменяют друг друга.
- Тарол Волкова! От тараканов! От тарака-а-нов, - кричит старушка.
Во всех палатках висит абсолютно одинаковое, пошлое бельё.
Наконец куртки с ценником "450". От ветра полы отворачиваются, и видно, что это всего лишь тонкая ветровка.
- Ты такая же, как твой придурок - отец, ублюдок поганый.
- Отец меня никогда матерком не называл. И не бил, - говорит доведённая до отчаяния девушка.
- Не бил, потому что знает, что у него рука тяжёлая... Ах ты, сука! Вот и иди к нему, попроси хоть раз куртку купить! Всё! Отойди от меня, сатана! Не подходи ко мне! Не ходи за мной! Сейчас "ОМОН" на тебя, убийцу, вызову!
- Мамочка, мамочка, перестань! Прости!
Серое небо и тёмно-синие тени на грязном асфальте. Кто-то проходит мимо с включенным радиоприемником:
"Я-я яблоки ела я-я просто сгорела я -я просто сгорела мысленно... Я- я просто скучала я-я ждать обещала, я-я, я так хотела выстоять. Внутри стаканов вино. В бокалах красное дно..."
Из киоска с контрафактными кассетами доносится:
"Дай мне, Боже, чуть побольше счастья и любви..."
И все это перекрывают блатные песни из кафе
"Художница ты моя, пейзажисточка..."
"Мать", как безумная, срывается с места, убегает от дочери. Марина бежит за ней, догоняет, осторожно притрагивается к рукаву пальто.
- Всё, что хочешь сделаю, пожалуйста, перестань! Прости меня!
- Сейчас такой скандал подниму, весь народ соберётся! Ублюдок поганый! Уйди от меня! Сейчас при всех бить буду, изобью до полусмерти. По лицу "матери" видно, что она все это говорит совершенно серьёзно.
Внезапно она поворачивается и снова убегает. Марина бежит за ней сквозь равнодушную неразмыкающуюся толпу, уворачиваясь от тележек с "кофе-чаем - беляшами", то и дело спотыкаясь и вытирая на ходу слезы.
Она видит барахолку сверху, как лабиринт, кишащий людьми. Но вот, что-то меняется. Люди тянут вверх руки, черепа, раздавленные кости как на картинах Брейгеля или Босха, дым от шашлыков гарь, топот ног, крики.
Неожиданно она начинает видеть себя и окружающих со стороны. В запутанном лабиринте барахолки она бежит за "матерью" сквозь плотную толпу бесцельно снующих туда-сюда людей. Как желтый, только что родившийся утенок из мультфильма, который первый увиденный им движущийся предмет принимает за мать.
У витрины с дешёвыми свадебными платьями, она снова хватает "мать" за руку.
- Успокойся, перестань, прости, холодно уже, осень кончается, как же я буду-то, мне куртка нужна...
Марина снова видит себя со стороны - в толстовке, в летней юбке, в босоножках с носками поверх колготок.
- На ноги тоже что-нибудь надо, - и она показывает на свои ноги "матери".
"Мать" останавливается:
- Давай, давай, на колени передо мной, и окурки на асфальте лижи! Никогда, никогда не прощу тебя!
Марина переводит взгляд от свадебных платьев на асфальт: чёрная грязь, окурки, разбитые бутылки, жирные пятна, пролитое пиво.