Булатова Елена Ошеровна : другие произведения.

Горькая дорога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ГОРЬКАЯ ДОРОГА
  
   А у бабушки моей впереди еще долгие годы . Надо было пережить донос - ее опознал кто-то неленивый. Война и гибель любимого сына. Эвакуация дочери и гибель ее мужа. Второе замужество дочери, ее отъезд в Москву. Воспитание внуков и их отъезд - мой в 11 лет в Москву и Борин после университета на дальнейшую учебу и жизнь в Ереван. И работа, работа, работа... и признание заслуг.. и одиночество...
   Моя дорогая бабушка составляет новый альбом фотографий - бархатный альбом темно-вишневого цвета, уже находясь на пенсии. Вначале идут старые фотографии - родные и друзья ее молодости, семейные, любительские; школа мамы и ее, немного их; а затем пошли фото бабушки на работе - студенты, кафедра, коллеги, открытые уроки и т.д. и, наконец, стихи (от слушателей ф-та русского языка и литературы, ИПК учителей БОНО по поводу присвоения звания заслуженного учителя АзССР:
   "Ольге Николаевне Щербининой.
   Труд отмечен наградой высокой,
   Эта честь и нас радует всех,
   Всех идущих дорогой широкой.
   Коммунизма кующих успех.
   Поздравляя со званием лестным,
   Мы желаем Вам выше расти
   И к вершинам науки чудесным
   Нас по-прежнему смело вести.
   Пусть букет ваших дел развернется,
   Майской розой алея в саду;
   Сердце птицей стальной встрепенется
   И сгорит, если надо, в бою.
   Нет, нет званья учителя выше!
   И заслуги в родимом краю
   Нет поступка возвышенней, чище:
   Отдать родине душу свою.
   19 мая 1940 г. г. Баку".
   Староста группы В.М. Крылов. Он и не подозревал, что кое-что звучит двусмысленно - отдать родине душу свою, почти как продать душу дьяволу. А букет ваших дел?! Не говоря уж о стальной птице. Тем не менее, мне приятно, что бабушке посвящали стихи слушатели ИПК - учителя. Мне приятно, что бабушка - заслуженный учитель, с орденами и медалями. Мне есть чем и кем гордиться.
   Все заработано своими руками, своей головой, своей страшной работоспособностью до полного забвения себя, - не блатом, не наследством, не родовитостью, не поддержкой родных, а вопреки обстоятельствам, нужде, одиночеству, отсутствию сильной руки, поддержки. Я ею воспитана и ее слова обо мне в письме те Ги - это слова о результатах ее воспитания, ее влияния, ее примера, ее культуры, ее понимания долга и отношения к жизни и работе. Нельзя работать плохо, надо уважать, в первую очередь, себя. Это уже мой символ веры, мое кредо, если угодно.
   А на чистом листе запись рукой бабушки: "Далее наклеить фото Милюни, Кирилла, их жизненный путь, их детей: Бори, Лены, Кирочки, Диты и внуков. Я не выполнила этой работы. Выполните ее за меня - для памяти о нас" - Завет, неисполненный - пока.
  
   Как вернуться к моей бабушке, ее письму - анализу своей судьбы, где вставить статью о ней? Что лежит в основе их жизни? Я связываю все с судьбой страны, которая живет как организм, как существо во времени, как Хронос, что пожирает своих детей. Новые люди входят в жизнь моей бабушки, моей мамы, каждый со своей судьбой, с долгой предысторией, и каждая личность интересна, все наполняют собой это нечто, которое и есть страна, ее история, судьба, время. И личности исчезают, утопают в ней.
   А пока что о бабушке, которую только ждет впереди война и все, что с ней связано, ее битва за сохранение рода и поражение - потеря Кирилла и возрождение - во внуках и непрерывной работе. Люди становятся трудоголиками. Слово не передает сути человеческой натуры, которая уже не может существовать без оглушающей работы, как без оглушающих наркотиков, алкоголя, табака.
   "С 1927 г. жизнь и труд О.Н. Щербининой связаны с Азербайджаном", - так журчит статья Р.М. Алиевой. Надо все сюда вставить, т.к. работа - это ее жизнь. Мама обвиняет ее в том, что работа заслонила детей. Вот подробно, но сухо о ее работе: "В течение 40 лет она успешно работает в качестве методиста БОНО, начальника отдела русского языка Наркомпроса, преподавателя Азгосуниверситета им. С.М.Кирова, Азербайджанского педагогического института языков им. М.Ф. Ахундова, центрального Института усовершенствования учителей.
   Все эти годы О.Н. Щербинина беззаветно трудилась во имя благородной цели - обучения методике классической литературы. Своими содержательными лекциями, докладами, групповыми и индивидуальными консультациями, она снискала высокий авторитет и признание среди студентов и среди своих коллег. Кандидатская диссертация, которую О.Н. Щербинина успешно защитила в январе 1947 г., была посвящена теме "Методика преподавания литературного чтения в 5-7 классах азербайджанской школы". В феврале 1947 г. ей присуждают ученое звание доцента.
   Методическим вопросам преподавания русского языка и литературы в азербайджанской школе О.Н. Щербинина придавала самое серьезное значение. Она - автор многих методических пособий, сборников, журнальных статей. Так, "Учпедгиз" трижды издавал ее методическое пособие для учителей - "Литературное чтение на русском языке в национальной школе". Трижды выходил в Москве и другой методический труд О.Н. Щербининой - "Методика чтения литературно-художественных произведений на русском языке в 5-7 классах нерусских школ". В 1965 г. издательство "Просвещение" выпустило в свет ее "Сборник статей для изложения в 5-8 классах национальных школ".
   Заслуживает пристального внимания и деятельность О.Н. Щербининой в области составления учебников по русской литературе для учащихся азербайджанских школ.
   Хрестоматия по русской литературе, составленная О.Н. Щербининой для 8 класса азербайджанской школы и увидевшая свет в 1950 г., претерпела 5 изданий! Интерес к этой книге был неспроста повышенный - автор, помимо умело составленных отрывков из произведений русской классики и биографических справок о писателях, дал в ней и ряд литературоведческих статей, посвященных связям этих писателей с азербайджанской литературой. К примеру, в статьях "Крылов и азербайджанская литература", "Пушкин и азербайджанская литература", "Гоголь и азербайджанская литература" коротко рассказывается о том, когда в Азербайджане стали изучать творчество названного поэта или писателя, какой его творчество представляет интерес, кто осуществляет перевод его произведений на азербайджанский язык.
   В издательстве "Азернешр" семь изданий выдержала книга О.Н. Щербининой "Русская литература. Учебник - хрестоматия для 8 класса азербайджанской средней школы", четыре - "Русская литература для 9 класса", написанная в соавторстве с А.С. Логиновым.
   Деятельное участие принимала О.Н. Щнрбинина в подготовке ряда сборников рассказов русских писателей для издаваемой в республике серии книг "В помощь изучающим русский язык" по внеклассному чтению школьников азербайджанцев.
   Яркая страница в биографии замечательного, талантливого педагога - ее преподавательская деятельность в вузах республики. Прекрасный специалист, человек высокого интеллекта и широкой души, О.Н. щербинина охотно и щедро делилась своими знаниями и опытом, вела занятия на высоком научно-теоретическом и методическом уровне.
   Ее лекции и практические занятия по русскому языку, русской и советской литературе, спецкурсы и семинары по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, К. Федина, А.Н. Толстого и других вызывали горячий интерес у студентов, побуждали их к глубокому изучению языка Великого Октября, языка Ленина, к творческому освоению русского классического литературного наследия.
   Работа О.Н. Щербининой в качестве руководителя педагогической практики студентов оставила неизгладимый след у ее коллег и питомцев. Опытный методист и наставник, она со всей серьезностью и ответственностью приобщала будущих учителей словесности к их профессии, раскрывала им секреты мастерства учителя, прививала любовь к педагогическому труду, призывала быть достойными призвания "сеять разумное, доброе, вечное".
   Даже уйдя в 1964 г. на заслуженный отдых, О.Н. Щербинина не смогла остаться в стороне от любимого дела, от забот своего коллектива, не порывала связей со своими воспитанниками. Люди, знавшие ее, вспоминают, что и коллеги, и студенты, и начинающие учителя были уверены, что если понадобится разобрать сложный методический вопрос, возникнет необходимость в какой-либо специальной литературе, или просто нужен умный, добрый совет, то их всегда ждет Учитель-гражданин, мудрый, доброжелательный человек большой души Ольга Николаевна Щербинина.
   Многолетнюю и плодотворную работу О.Н. Щербининой в области просвещения и народного образования Родина высоко оценила, наградив ее орденами "Трудового Красного Знамени", "Знак почета". В 1940 г. О.Н. Щербининой было присвоено звание заслуженного учителя Азербайджанской ССР.
   За годы Советской власти в республике вырос завидный потенциал научно-педагогических кадров-преподавателей и методистов русского языка и литературы. Огромная заслуга в этом принадлежит прежде всего пионерам азербайджанской русистики, к блестящей плеяде которых принадлежит и Ольга Николаевна Щербинина".
   Статья вышла в 1988 г. в январском номере журнала "Русский язык и литература в азербайджанской школе". Сейчас 1993 г. Каких-то 5 лет. Существует ли журнал? Чем занимаются педагоги русской литературы, исключен ли русский язык из программы азербайджанской школы? Если так, то какой ужасный финал трудов на грани постоянного смертельного переутомления, получая упреки дочери в эгоизме по отношению к детям. Будь то, что я пишу - книгой, надо было бы многое отнести в приложение, так и этот довольно сухой кусочек статьи. Но это не книга, это мой долг по отношению к моей Семье, в первую очередь, моей бабушке; может быть, для этого я ушла с работы, и постепенно втянулась в исполнение своего Долга.
  
  
  
   Пепел Клааса мне в сердце стучится,
   Не позволяя дремать и лениться:
   - Всё ли записано, сказано всё ль?
   Тучей снежинок на землю ложится,
   Тонкою ивою в воду глядится -
   Не забывай про вселенскую боль.
  
   Мне же тепло и лениво и сонно
   Здесь за двойною рамой оконной.
   Под одеялком не страшен мороз.
   Руки и ноги связало истомой.
   Чучелом вялым, набитым соломой,
   Не напрягаю соломенный мозг.
  
   Пепел Клааса стучит в моё сердце -
   Нет, не дано мне в уюте погреться -
   Гонит по свету, житья не даёт.
   В мире огромном мне некуда деться -
   Пепел Клааса стучит в моё сердце -
   Мне, мне предъявлен безжалостный счёт.
  
   Что же там ноет и тянет-мутит?
   Пепел Клааса мне в сердце стучит.
   Тени безмолвные стали вдали -
   Долг неоплаченный сердце палит.
  
   Бабушкино письмо маме (после проезда дочери в Москву):
   "Образование Кирилла, любовь к нему, женитьба его. Война. И после потери зятя и сына, тяжелых лет войны, отъезд дочери весной 44 г. в Москву с Борей. Попытка получения работы в Иране. С Леночкой не пустили. Далее? В 1947 г. в январе защита диссертации в Москве. - Новые научные связи с Москвой через профессора-оппонента В.М. Чистякова. Он умер в 1965 г. от инсульта. - Работа над книгами, кафедра. Новое замужество дочери. Дети у меня. Постоянная помощь Дите в имя Кирилла и рожденной Киры. Помощь Борису во время аспирантуры, женитьбы. Помощь дочери, которая вместе с Эммой убедила взять Леночку, чтобы не оторваться ей от дорогого и прекрасного ребенка!
   Потеря Эмика. И горькое сожаление о нем. Ввиду возникшей к нему привязанности за его личные качества, за его преданность Милице и за привязанность его к Леносе, - более того, за его любовь к дочери и внучке. - Вот сколько утрат на жизненном пути, утрата любимых и близких людей! И мать, и крестный отец, и сын, и Ося, и незабываемый Эмик. И всегда мысль о том, кто м.б. и жив, но "а те далече". - звонок с вокзала ночью. Прощание по телефону. Последние слова, как завещание. Ужасный 42 год. "Мама, держись!" - Вот Сейчас 1965 год. Мама держится. - разве можно сознательно сказать, что дети у нее на последнем месте? Мать, дети, внуки - это была ее личная жизнь. Советский человек по своим взглядам, воспитанным в ней Революцией и партией и газетой "Правда", и образом моральным Ленина, и трудовой жизнью матери и собственной семьи, - (жизнь) конечно, отдана была труду, который поддерживал морально и кормил, труду отданы были все силы. Иначе у нас и нельзя жить, иначе потеряешь человеческое достоинство и уважение к себе.
   Вот почему слишком мало пришлось в личной жизни уделять чувствам.
   (Какой-то непонятный пропуск листа).
   Ты скажешь, моя родная и любимая, дружок Милюня, что мной руководит теперь эгоизм старости? Что я могла бы взять пропадающую в Сумгаите - Кирочку - к себе в Баку. И у меня снова бы явилась семья с ее заботами и содержанием жизни. - Не скрою, что во мне, в сознании, в чувствах, как итог жизни, живет особое состояние, я бы его назвала - горький вкус одиночества. Иначе - горечь жизни. И если я немного ищу работу или не отказываюсь от нее в пределах, возможных для меня, т.е. посильных, - то мною движет, в основном, - не задумываться над своим существованием, отвлечься от своих будней пенсионера. Уход и забота Марьяши о моем физическом обслуживании мне, конечно, необходимы. Но часто меня угнетают ее выдумки. Ведь всегда она раздражалась, как и Маруся, то на Кирилла, то на Борика, то на Диту с семьей, теперь на племянника Сергея С., видимо, придумывая себе опасность, что он сможет претендовать на комнату у нас, даже на получение обстановки, после моей смерти. И первое опасение ее я развеяла, сказав, что никого не собираюсь прописывать, и квартира за ней всецело останется, если я умру, а что всю обстановку (старую мебель за редким исключением - как шкаф Эмика) я по завещанию оставляю дочери. И что это завещание остается у дочери в руках. А что Сергей С. заходит к нам чаю выпить, так он мне же помогает. Например, сходить в библиотеку, принести по записке книги и т.д. - Что он потерял в течение нескольких месяцев отца и мать, и потому чаще забегает ко мне и к сестрам своей матери. Как будто я ее успокоила! Вчера у нас в гостях была ее сестра Устя, потом они ходили к их женатому племяннику. А сегодня Марьяша сама поехала в гости к сестре и к ее дочери Нине, которая болеет, к внукам сестры. Я одна дома и это дало мне полную возможность продумать свою жизнь, отвечая на твое письмо от 7-го сентября, которое я получила сегодня. Будь здорова, дорогая. Береги себя, лечись! Целую тебя. Не обижайся на мои письма. Ведь ты у меня одна - единственная.
   Мама."
   13 сентября 1965 года - много пролетело с начала войны, куда ушел добровольцем отец. Я проскочила двадцать пять лет вместе с бабушкой, но это письмо жаль обрывать. Я его оборвала раз, другой, и боюсь, что уйдет, распадется на кусочки "могучий дух" моей родной бабушки, бедной слабой женщины, дотащившей груз Сизифа на вершину горы, и к счастью, не увидевшей, как катится он снова к подножью. Потащут его уже другие.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"