Буран Елена Владимировна : другие произведения.

Воспитание - естественный процесс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    глава книги "Общение, как способ выстроить свою жизнь"

  4. Воспитание - естественный процесс.
   Под чьим бы присмотром, и по какой бы системе не воспитывался ваш ребенок, о том, что при достижении цели нужно применять большую гибкость, находчивость и не ожесточаться, чтобы не терять способность к мышлению, он сможет узнать только на практике, ориентируясь на живые примеры. Если вы не следите за тем, что происходит у вас внутри, когда вы добиваетесь успеха или терпите неудачу, вы не сможете оценить опыт других людей и рассказать об этом ребенку.
   При такой модели отношений в семье, когда работает интуиция, наказанием за проступок ребенку служит внутренняя изоляция, при которой он уже не чувствует соучастия мамы в его жизни, поддержку, постоянную готовность дать совет, подсказать или ответить на вопрос. Если это происходит бессистемно и произвольно, выдает недостаток вашего осмысления внутренних процессов, ребенок чувствует себя наказанным неизвестно за что, совершает повторный проступок, теряя сознательный контроль за своими действиями.
   Что делать, если ребенок совершает проступки уже не по неосторожности, а сознательно, со злости, с желанием причинить зло? Прежде всего, нужно понять, что делает он это от бессилия и невозможности заставить вас сделать ту мысленную работу, которую вы обязаны были сделать, но не сделали, сбивая с толку и себя, и ребенка. Затем, не идите у ребенка на поводу, и вспышка злости пройдет, так как основа ваших отношений - любовь, лежит гораздо глубже, чем любые вспышки злобного чувства.
   Если вы просто повернетесь и уйдете от ребенка, будет ли это означать, что зло осталось без исправления и может разрастись еще больше? Во многом это зависит от того, какое место злому, неоправданному чувству и стремлению вы сами оставляете в своей душе и поступках.
   Когда вы не сумели победить зло в себе, не ждите и не требуйте этого от ребенка. Возможно, с возрастом он станет мудрее и сдержаннее, но это будет уже не ваша заслуга. Если же родители вполне зрелые люди, давно осознали последствия злых мыслей и отказались от них, а ребенок не свободен от приступов злости, физическое наказание в таких случаях будет означать осуждение, отчуждение ребенка и может вызвать у него ненависть. Что же делать: наказывать или не наказывать?
   Приведу свидетельство одной мамы, которая оставляла обозленного ребенка предоставленным самому себе и тайно наблюдала за ним. Она рассказала, что ребенок в неконтролируемом порыве злости, никак не поддерживаемый ни одним из членов семьи, настолько терял внутреннюю уверенность, что с ним тут же случалась какая-нибудь маленькая неприятность. Вероятно, он нес в себе чувство вины, и его внимание удерживалось на предмете, который вызвал приступ злости, или он заново переживал проступок, который совершил совсем недавно, и в результате орудие злых поступков становилось его слабым местом, и он сам становился пострадавшим именно за свою злость.
   Интуиция поможет вам правильно строить свое поведение в отношении ребенка, если вы проследите, как развиваются его внутренние человеческие качества, остающиеся неизменными в своей сути от рождения. Сосредоточенность на внутренних чувствах позволяет развивать талант, понимать мотивы своего поведения, уводит внимание от проблем тела, которые ребенок все равно пока не может правильно решать.
   От маленьких детей невозможно скрыть вид обнаженного тела родителей, потому что многие из них не засыпают самостоятельно. Малыш в два с половиной года, который все еще кушает мамино молочко, уже замечает физические различия между папой и мамой. Никогда не говорите в его присутствии, что вы кормите ребенка грудью. Это вызовет ненужный интерес к особенностям тела, к тому же это логически неверно. Ребенок кушает молочко, а не грудь. Когда ребенок показывает на ваш бюстгальтер и спрашивает: "Что это?", - можно сказать, что это мамина майка, почти такая же, как у него.
   По понятиям ребенка половые органы нужны только для того, чтобы совершить туалет. Он не раз захочет посмотреть, как это делаете вы, к тому же попросит вас помочь ему сделать то же самое. Никакого особого или дополнительного значения он этому не придает. Вам остается только поддерживать его отношение.
   Когда дети не ходят в детский сад и лишены потенциальной возможности обсуждать с другими детьми особенности тела, можно не опасаться того, что они что-то не то услышат или что-то расскажут о своей маме. Вы можете не опасаться спать с ним в одной постели или ходить по дому в обнаженном виде, мыться вместе с ребенком. Только не нужно этим злоупотреблять. Нужно четко себе представлять, что цель, ради которой вы это делаете, оправдана, понятна не только вам, но и ребенку, и что вы при этом не сделаете ничего лишнего, неразумного. Не затягивайте такие интимные моменты, чтобы не фиксировать на них внимания, и не посвящайте слишком много времени в течение дня манипуляциям с телом.
   Многие маленькие дети любят засыпать, физически ощущая близость мамы или папы. Это совершенно оправдано природой. Одна мама рассказала о том, что ее сын с первых дней жизни засыпал, перебирая мамины длинные волосы. Он сохранял эту привычку несколько лет. Когда он это делал, то на глазах успокаивался, чувствовал себя уютно и с явной уверенностью, что все хорошо, что сон - это совсем не страшно, что он уснет, держась за мамины волосы, и обязательно проснется, держа эти же волосы.
   В этом, конечно, был скрыт глубокий смысл. Длинные волосы создают ассоциацию непрерывности, надежного, постоянного и длительного чувственного контакта. Если учесть, что этот же ребенок также по-особенному относился к струящейся воде, и при этом был чрезвычайно подвижен и целеустремлен, то станет понятно, что он компенсировал подвижность характера противоположными чувственными ощущениями и, только обретя внутреннее равновесие, соглашался закончить день и уснуть. Очень важно, что ребенок успокаивается не от придуманных абстрактных мечтаний, а от уверенных и реальных чувств матери, прочитывающихся ребенком.
   Природные чувства действуют в детях очень четко, без искажения и нарушения, поэтому если не сбивать их своим вмешательством, дети будут прекрасно сами выдерживать режим дня: ложиться спать около девяти часов вечера, вставать в половине восьмого. При этом два-три утренних часа будут самыми спокойными и пригодными для интеллектуальных занятий: рисования, письма, игры с мозаикой, конструктором.
   Дети, которые спят ночью десять - двенадцать часов вряд ли уснут днем, значит, и не надо от них этого добиваться. Вообще, следует строго держаться однажды избранного порядка организации дня. Либо вы устанавливаете свои правила и несете полную ответственность за их соблюдение и последствия, либо вы прислушиваетесь к порядку, заложенному в самой природе, изучаете его, не пытаясь произвольно нарушить. Пользуетесь результатами этого порядка и тратите освободившееся время и внимание на личностный и творческий рост.
   Современные женщины все чаще выбирают второй вариант и успевают во время беременности, и когда ребенок совсем маленький, получить вторую специальность, выучить иностранный язык, защитить диссертацию. Если вы склоняетесь к такому же выбору, учтите, что совсем недаром древние традиции воспитания по строгим правилам предусматривали и поощрения, и наказания, и соблюдение этики. При естественном развитии ребенка, мама играет роль зеркала, которое в адаптированном виде доносит до ребенка мысли и чувства, свойственные миру, в котором ему придется жить. Поэтому от мамы требуется искренность, правдивость, честность и достаточная способность выражать разнообразные по глубине и значению чувства и мысли.
   Не старайтесь только хвалить и поощрять ребенка, это бесполезно. Он должен переживать и трудные минуты, получать как бы "прививки" от тех тягот, которые ему не избежать во взрослой жизни. Как действует обычная прививка от телесной болезни? Небольшое количество возбудителей болезни вводится ребенку обязательно с тем расчетом, чтобы он непременно вышел победителем. Последовательная серия прививок дает стойкую уверенность в способности победить все известные и возможные болезни, благо - они в основном описаны и перечислены по категориям. Метод прививки действует и на уровне психологии. В роли вакцины здесь выступают ситуации, когда либо сам ребенок, либо кто-то у него на глазах получает удовольствие от непристойных, антиобщественных, неполезных действий. Ребенок это видит и благодаря здоровому иммунитету занимает противоположную позицию, исключающую его вовлечение в антиобщественные действия. В результате иммунитет будет более стойким.
   Форсировать укрепление иммунитета на психологическом уровне не полезно. Пусть все идет естественным порядком. Как только ребенок будет готов, он сам обратит внимание на странности в поведении пьяного или наркомана, или просто грубого человека, и спросит вас об этом. Вам останется только указать ему на "противоядие" от этих неприятных вещей, делающих человека "странным". Объясните ему, что если он научится хорошо изображать в своих любимых рисунках любовь, нежность, мужество, верность, побеждающие ложь и злобу, то никогда не станет таким же "странным". Остается, конечно, риск, что ребенок вас не поймет и встанет на сторону "странного" человека. В этой ситуации не стоит сердиться и паниковать.
   Если вы все же очень рассержены на ребенка, покажите это так, чтобы ему было понятно. Чувства при этом не должны смешиваться, они должны выражаться вами ясно, понятно, однозначно.
   Понять вашего ребенка лучше вам поможет наблюдение за тем, как и что он ест. Если не навязывать ему "полезные" продукты, а дать ему выбирать самому, вы увидите, как ребенок интуитивно пытается корректировать свое состояние через пищу. Подвижные общительные малыши до трех лет могут с удовольствием кушать мясо, а когда активнее развивается интеллект и абстрактные знания, вы увидите, с каким интересом и охотой они пробуют рыбу и кисломолочные продукты, почти не притрагиваясь к мясу.
   Вкус к сладкому, к ягодам и фруктам может пробудиться, когда они освоят все различия цветовой гаммы и запахов. Соответствующие изменения в выборе пищи можно увидеть и в связи с чередованием времен года, когда интерес к сытным блюдам просыпается осенью, а весной дети предпочитают легкую трапезу с овощами. Любознательные дети любят пробовать новые для них продукты, при этом они могут попросить у вас и острое, и соленое, и горькое. Можно дать совсем чуть-чуть, чтобы у ребенка пополнялся жизненный опыт. Такие дети, скорее всего и став взрослыми, будут иметь склонность к наблюдению, анализу и эксперименту. Дети, не желающие есть смешанные блюда: каши, солянки, а предпочитающие взять в руку целый кусок огурца или хлеб выдают свою несклонность к анализу.
   Более целеустремленные дети ограничиваются во время еды необходимым набором и могут быть очень консервативны. Но, научившись не сбиваться с мысли в меняющихся обстоятельствах, они великодушно допустят вариации и разнообразие в еде. Для общительного ребенка - наоборот, съесть смешанное разноцветное блюдо также естественно, как менять и разнообразить интонации голоса и мимики в беседе. Не нужно их заставлять есть то, чего они не хотят. Это не принесет им пользу, а скорее повредит, потому что собьет с толку их внутренние ощущения, привнесет дополнительную отвлекающую информацию, и они, хотя и не осознанно, увидят в вас предателя, сбивающего с пути.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"