Игорь Бурдонов
ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ
или
ВРЕМЕНА ГОДА
тетрадь четвёртая
Часть 2
январь 86 - июнь 86
|
Мне трудно объяснить это Путешествие.
Мне бы очень хотелось объяснить!
Но каждый раз, когда я пытаюсь сделать это, меня ждет раскаяние.
Пусть Путешествие останется сокровенным.
А жизнь течет по временам года: осень, зима, весна и лето.
Это почти забыто, но очень важно: осень, зима, весна и лето.
Это все, что я решаюсь сказать теперь определенно.
|
З
И М Н И Й
Д
Н Е В Н И К
1
9 8 6
|
97
Чем отличается зима от лета?
Летом - жизнь, зимою - мысль.
Зима вообще есть воспоминание о лете.
Поэтому сосна - даже зимою - летнее дерево.
Или наоборот: сосна - даже летом - зимнее дерево.
Потому что - солнечное дерево.
Солнце низкое сосну озарило.
Голубое небо будто весточка от лета.
И заснеженные ветви
будто в небе облака.
|
Горизонтали в лесу бывают удивительно выразительными.
Снизу черные, а сверху - белые.
В одном месте парка ветвь дуба вдоль земли больше, чем ствол в небо.
И кажется, что дерево летит куда-то. Куда?
Мороз.
К низкому солнцу протянуты длинные ветви.
Спокойный снег на них лежит.
Я терпелив. Я тоже научусь
переживать зимы чужое время.
Даже в страдании - покой.
Вообще нужно ли ускользать от страданий.
Проживать их в неподвижности.
|
Японцы зимою, кажется, только и делают, что ищут
признаки приближающейся весны!
Есть чему поучиться!
Но в этом мире все так обманчиво...
На березе заснеженной
зеленый мох -
это признак весны?
Может ли по-русски быть стихотворение в одно предложение?
В один вопрос?
Как это непривычно, заманчиво, таинственно и страшно,
даже стыдно и дерзко - вовсе не давать ответа!
Ни единым намеком!
|
100
Вот здесь!
Меж четырех дубов,
вдоль скрученных стволов,
и в легких точках почек,
в заснеженном пространстве обитает
нелепый древний Чжуан-цзы!
Для европейца древний восточный мыслитель - всегда
что-то вроде колдуна или зануды.
Ка-а-к ухнет!
А Чжуан-цзы в наше время, может быть,
носит европейский костюм, ездит в такси и курит сигареты.
Но может ли он рассуждать? Хотя бы и в наше время?
Боюсь, что в наше время все рассуждают!
Как же отличить его тогда?
|
Как это все же приятно у китайцев и японцев:
ум, сознание, душа - все это сердце.
Как прекрасен Сайге:
"Я понял сердце того,
Кто раньше жил в этом доме."
Так и хочется подражать!
Маленький дом. Пустое крыльцо.
Весь зимний снег - на крыше.
Склонилась ветвь к заснеженной тропе.
Надеюсь, он жив, этот человек!
|
102
Для меня большие сугробы - символы детства.
В них можно вырыть такие пещеры!
А весною стеклянные дворцы, серебряные замки!
Почерневшее благородное серебро! И потоки воды! И звуки!
Это музыка и солнце.
По обе стороны аллеи
растут сугробы. Неужели
возможно это:
смогу я снова спрятаться за них?!
|
103
Я гуляю среди деревьев,
стволами идущих в небо,
в вершинах своих держащих
еще не прозревшее небо.
И все великаны мира
неясною тенью
среди деревьев
пройдут в предрассветный час!
Наверное, смерти все-таки нет. Или: смерть - возвращение. К чему?
К чему-то неопределенному, хотя по следам, намекам, воспоминаниям,
подражаниям, нюансам можно проследить существование ушедших.
Иногда все же хочется узреть во плоти: так рождаются привидения.
|
104
БУДНИ
О, березы в снегу!
В начале дня!
Я бегу -
не прощайте меня!
Потеплело. Снег стал плотнее, мир - обыденнее.
На холмах - конфетти лыжников.
Деревья - отчетливее, небо - непрозрачнее, белее.
И что-то такое в груди - грусть-томление;
то ли от вчерашнего позднего разговора о путях в искусстве, жизни и мире,
то ли от того, что проснулся позже обычного.
Хочется идти медленнее, медленнее, или вовсе остановиться.
Моя собака впереди повернула голову назад и ждет меня.
|
105
Под дубом ворона
ходит по снегу:
шуба из перьев,
нос костяной.
Ждите прихода весны -
ожидание вас не обманет! -
так говорят
птичьих следов письмена.
Читаю книгу Владимира Вячеславовича Малявина
"Чжуан-цзы". Неужели и вправду жив древний даос!
"Хочу, чтобы вы
Остались на осень со мной."
|
106
Совсем тепло. Деревья мокрые, во дворе лужа.
Но ведь до весны еще далеко, и от этого чувствуешь себя
обманутым и потерянным. Межвременье...
Не растаял еще в роще старых дубов
Отсыревшего старого снега покров.
В роще черных дубов моя жизнь не мила,
Беспризорно шатаюсь обрубком ствола,
Волоча словно хвост свои корни...
По случаю лужи ходил прогуливать собак в резиновых сапогах
и ноги замерзли. Обман!
|
Нужно ли уходить?
Я знаю: природа почти наверняка ввергает городского человека в гнетущее состояние.
Беспричинная тоска, беспредметная скорбь, неуютно и неустроенно.
Но надо ли уходить от этого?
Ведь то, с чем человек стремится слиться, должно ли лишь радовать?
Радость бытия - радость открытия бытия, но между открытиями,
в предчувствии открытия - что? Тоска? Тоска по радости открытия?
И потом: в пределе слияния находится смерть.
Неразличение жизни и смерти.
Вот в этой самой природе,
в деревьях как символе реальности что происходит вот в это самое мгновение?
Рождение тысяч, миллионов существ? Смерть тысяч, миллионов существ?
А главное: как все же глупо бежать в трусах по кругу стадиона!
Я понимаю, я готов признать: движение - жизнь!
Один человек спрашивает у Справочного Бюро "Вечерней Москвы":
"Одинаковы ли расстояния между фонарными столбами, чтобы можно было
отмечать пробегаемое по утрам расстояние в фонарных столбах?"
Вот что меня беспокоит: в нашем парке вдоль некоторых тропинок совсем нет
фонарных столбов, а расстояния между деревьями так неравномерны!
|
107
Перед весною
В парке
люди бегут от инфаркта.
Я же, подняв воротник пальто,
бреду и сердце мое болит
болью деревьев
в парке.
|
108
* * *
Так будет весна или нет?
Природа и я в изумленьи.
Морозов давно уже нет,
И ветер несет потепленье.
Но снег!
Серый снег!
Не тает...
И в небе сером по утрам
Ни облачка,
ни солнышка
не видно...
Обидно!
|
109
Бывают стихи - сами по себе, может быть, и плохие
- которые не сами по себе,
а как бы намек или воспоминание о других стихах.
Прекрасных. Пленительных. Возвышенных. Забытых.
Быть может, никогда и не существовавших.
Но кто знает, иногда кажется, что стихи не сочиняются, а вспоминаются,
припоминаются отдельные строки, или слова, даже только буква и запятая.
Все вспомнить невозможно! И нельзя!!
Бывает, вспомнишь лишнее и все - стихи не получились...
Я в лесу читал стихи березам,
Дубу старому и елям на горе.
Мне бросали распустившиеся розы
Из партера и с галерки на горе.
Уходил тропою зыбкой, неприметной,
Уносил охапки розовых цветов.
Жаль не видел я тогда своей улыбки,
Жаль не слышал я тогда своих стихов.
|
110
Вот все жалуются на давку в автобусах.
А что ж вы живете в городе?
Как вам в вашей городской квартире - в плечах не жмет?
И не тесно вам в такой узкой щели:
между подчиненными и начальством?
Но, впрочем, возможны и романтические ощущения:
В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Подслушивать шепот влюбленных, зажатых в углу,
И крик старика - откровение в пьяном бреду,
И телом сливаться в большую немую толпу.
В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Звезда предрассветная мне прокричит на углу,
И дымы-туманы клубятся, клубятся внизу.
Вот все, что способен, вот все, что теперь я могу
- В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Два последних стихотворения вообще-то надо петь, напевать.
А последнее стихотворение написано амфибрахием -
в этом размере вообще есть что-то спокойное и несуетливое,
склоняющее к размышлениям, быть может, впрочем, и пустым...
|
Смотрели документальный фильм "Я возвращаю ваш портрет"
о старых артистах эстрады, с ведущим - Андреем Мироновым.
Поэтому, наверное, и получилось такое "банановое" стихотворение:
Заката розовый фламинго
танцует медленное танго.
В руке моей красивый манго,
и приготовлен острый нож!
|
112
А вот "вечернее" стихотворение:
Свежего снега скрип.
Нетороплив разговор.
И перемены наших теней:
то густеют, то бледнеют
на аллее фонарей.
|
113
А вот это уж точно "утреннее":
Снег идет. Березы белы. Серые дубы.
Перелетит на соседнее дерево
птица большая.
О ветви деревьев! О древние
письмена!
Почему все же даосская философия так тесно связана с природой?
А Малявин проводит параллели с модернистским искусством. Модернизм и природа?
Кстати, промышленный прогресс, наводнивший очень быстро быт людей
не-естественными материалами и вещами - очень новыми! -
показал нам, сколь древни деревья и цветы, и муравьи, и птицы, и собаки. А люди?
|
114
У каждого человека есть воспоминания, которые
всплывают от малейшего толчка, от слов, никакого
прямого отношения к ним, казалось бы, и не имеющих.
Может быть даже важны не слова, а лишь
их порядок или просто - интонация, вообще без слов.
Пожалуй, такие воспоминания самые главные.
Тот лес затерялся в других лесах,
И время - среди времен.
Был бы жив мой друг,
показал на снег -
не изменился он!
|
115
Когда возвращаешься с прогулки в лесу, и уже подходишь ближе к домам и автобусам,
возникают обычно стихи вот такого "сравнивающего" настроения:
Идут по тропинке с портфелями люди,
но стоит сойти с тропы -
Исчезнут дома и навеки пребудут
деревьев александрийские столпы!
Когда гуляешь с собакой все время по одному и тому же маршруту,
то в одних и тех же местах возникает одно и то же повторяющееся настроение,
одно и то же снова и снова очаровывает - ветка ли дерева, облако ли в небе.
И стихи рождаются одни и те же - повторяющиеся.
Я начинаю понимать как создавались средневековые каноны
- не замечая того, мы живем по этим канонам: следуя ли им, идя ли наперекор.
Как написано в предисловии к сборнику китайских поэтов: "радость повторения"!
А ведь действительно, смысл традиции - в повторении, смысл памяти - в повторении!
|
116
Вы найдете ль возможным
меня навестить?
Чашку чая всегда я вам предложу.
Ну, а после меня - я родным накажу.
Наверное, я пытаюсь прозой компенсировать стихи. Это плохо?
Проза - как медитация на тему стихов, стихи - как медитация на тему природы.
|
117
* * *
В книге о японской классической поэтике мне понравился постоянный эпитет "вечнокрепкое небо".
Несколько непривычно для нашего слуха, но в самом деле в этом есть нечто вечно архаичное.
Замолк на рассвете птичий щебет.
В прозрачном воздухе нет теней.
В горящий зрачок вечнокрепкого неба
Не двигаясь смотрят драконы ветвей.
|
118
Последние дни так морозно, что во время утренней
прогулки стихи "замерзают". Получаются какие-то
маленькие ледышки!
Безмолвно небо на рассвете.
И солнце красное гудит.
И черный дятел высоко
То стукнет,
То молчит...
|
119
* * *
Над домом красное солнце высунулось.
Прокричала ворона. Ухнул мороз...
Объятый инеем лес зазвенел.
|
120
Сегодня необыкновенное солнце!
Чувствуется, что впереди - весна, а сейчас мороз, февраль и много снега.
Поэтому сочинил сразу три стихотворения за раз.
Первое не столько сложилось, сколько проговорилось
торопливо - столь быстро хотелось выразить настроение.
Около вершины ели,
что высоко в синем небе,
на горящем солнцепеке
сидела ворона,
и ветви вокруг разложены будто горы,
поросшие лесом,
и ствол уходит
скалою на небо,
и солнца блики недвижно лежат...
Там, в очарованном мире,
около вершины ели,
ворона - обычный гость.
|
121
Сегодня столь яркая красота леса, что кажется неестественной.
Похожи ели на сработанные кисти,
Воткнуты в снег.
И еще влажен мир вокруг.
И запах резок.
И небо пачкается кобальтом,
Как в первый день творения Земли!
|
122
* * *
Сосна, береза, ель и дуб
стояли в ряд под солнцем февраля.
И их вершины в небе синем -
красиво неподвижны,
как на картине
средневековых мастеров.
Сейчас уже темнеет перед вечером, и в этот неустойчивый час
утреннее настроение кажется несколько неестественным.
Но нет уверенности, что и эти строки останутся самими собой...
|
123
Для компенсации этой неустойчивости и неуверенности
хочу привести стихотворение, сочиненное моим сыном.
Правда, это не совсем стихи, совсем наоборот -
официальный документ из Неизвестной мне Страны Большой Игры:
" Д О Г О В О Р
Совет Старейшин острова решил:
а. Убитые в войнах будут жить.
б. Оружие будет прежним.
Так как на острове установился мир. "
|
124
По всем приметам зимний день прекрасно начат:
Деревья живы, солнце светит, снег лежит!
Над крышей дома линия электропередачи,
А в небе ярко-синем белый дракон удачи!
|
125
Деревья и солнце
в божественном небе.
И большая гора облаков.
И большая гора на краю
земли.
В павильоне морозного утра,
у ограды семи берез.
|
126
Стихотворение написано в декабре 84 года.
Обнаружено в феврале 86 года.
Видимо, оно было написано под влиянием текстов Рериха
и не очень хороших переводов Ван Вэя.
" БУДДИЙСКОЕ "
О подлости людей молчи и помни.
И тщательно различай Добро и Зло.
Путь к Истине лежит через Добро,
Хотя сама она так равнодушна
К цветам моей Земли!
И все ж не оставляй своих исканий,
К теплу людей все время возвращайся,
Из света истины, а не из ночи невежества.
Жизнь там лишь, где тепло,
И помни: там же - гниение и тлен.
|
127
У края города, от леса в стороне
Сосна кривая так приятна мне!
С вершиной плоской в вышине.
Один человек сказал: - "Сосна эта будто святой.
Весь безобразный город искупит собой!"
- "Разве можно сравнить одну сосну
И десять тысяч людей?!" -
Воскликнул я и в шуме ветвей
Услышал: - "Конечно, нельзя!
Конечно, люди важней!"
|
128
Ворона над прудом летела
На дальние сосны глядела
Ворона задумалась только на миг
И ветер холодный ей в сердце проник
И долго метался над гладью вод
Отчаянный и торжествующий крик
|
129
Грустный февраль
Снег и солнце.
Ветер блестящий,
сверкающий блестками инея.
Небо синее
среди деревьев в вышине.
И крик вороны в тишине.
|
130
На деревьях рощицы молочные пакеты
Цвета синего, как небо наверху.
Ветер их качает, ветру очень хочется
Птичий корм рассыпать на снегу.
|
131 |
|
"И Цзин" - "Книга Перемен".
Первая гексаграмма "Цянь" - "Творчество".
Начальный момент всякого творчества: еще не уместна деятельность,
а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка.
Полнота сил, но время еще не благоприятно для деятельности.
Образ нырнувшего дракона, то есть мощного существа, которое
скрылось и еще не действует.
Такова первая, начальная черта гексаграммы, изображаемая
сплошной, сильной линией ЯН.
Сказано: "В начале сильная черта.
Нырнувший дракон.
- Не действуй!"
Стихотворение называется "КОНЕЦ ЗИМЫ":
Пора нырнувшего дракона:
Поля снегов, под снегом лес,
Но в солнце, падающем с кровли
Поднявшихся небес,
Примету верную находит Прорицатель:
Весну недвижимо уже творит Создатель!
|
132
Весной голубою разбужены тени деревьев.
С пластмассовым солнцем спорят птицы, кричат.
Стеклянных сугробов музейные редкие звери
В загадочных позах недвижно повсюду лежат.
|
133
Лианозово. Март 86.
Вы чувствуете, скоро будет лето?
Уже повсюду снег остекленел.
И небо замечательного цвета.
Я варежки сегодня не надел.
Сегодня птичка удивительно красивая
Меня не испугалась на ветвях.
А на дороге грязь с утра застылая
Под солнцем расплывалась на глазах.
Наверное, зимой был сильный ветер:
Как много здесь обрушенных домов!
Вы чувствуете, скоро будет лето?
А летом не бывает холодов.
|
134
Круговорот времен привел нас в эту раннюю весну,
Когда еще земля с водою не разделены.
Деревья в синей дымке, в тумане белом небо.
И руки у судьбы разведены.
И в этот день свободы и испуга
Так не хватает умершего друга!
Не чокаясь, мы выпьем за него.
|
135
Что останется после весенней птицы?
Чистою трелью в небе она растворится.
Что останется после бабочки летней,
упорхнувшей за горизонт?
Что останется после дубов столетних?
Что останется после высоких сосен,
раскрывших зеленый зонт?
Что останется после нас с тобой, мой друг?
Наше дыханье, ветра порыв, случайное "вдруг".
|
136
Ранней весною утки на льду.
Первая пара с далекого юга.
Вернулись домой? Или в гости на лето?
Белый ручей мимо бежит.
|
137
Капли на березовой ветке.
Не иней растаявший -
Весенний дождь!
|
138
"Как писать приемом луцзяо - оленьи рога.
Этот прием весьма занятный, тонкий -
Когда пишешь осенний лес, не смешивай разные породы деревьев
И порой темной тушью выдели вершину дерева,
Будто журавль царит среди кур.
Если же это ранняя весна,
То можешь добавить маленькие бледно-зеленые точки."
"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
Снег сошел. И шуршат листья прошлого года.
Небо светло как вешние воды.
Для чего придумали китайцы
штрих л у ц з я о - "рога оленьи"?
В день весенний смотрю на деревья:
Раскрываются почки - светлые точки
на кончиках оленьих рогов.
Отчего же никто-никто
немедля кончик кисти в тушь не окунает?
|
139
"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
открывается "Наставлениями в искусстве живописи
из павильона Цинцзай".
Сказано:
"Стало быть, можно следовать законам и быть свободным от них.
Сначала похорони кисти и сотвори могильный холмик,
изотри железо в порошок...
И вот - вершины взметнулись, поток повис,
но вода чиста и лес прозрачен."
Следующий раздел "Слова" - "Книга деревьев".
Читаю "Наставления" и еще только в преддверии
"Книги деревьев" написал такое стихотворение:
"Книгу Деревьев" раскрыв наугад,
долго читаю.
В Книгу Деревьев войдя наугад,
листья листаю.
"Книгу Деревьев" лист за листом
перерисую.
В Книге Деревьев построю свой дом
и зазимую.
"Книга Деревьев" ярко сгорит
в сердце моем.
Книга Деревьев вновь заговорит
ранним весенним днем.
"Книгу Деревьев" в сердце я схороню,
пепел и чист и бел.
Книгу Деревьев из рук уроню
на холст, что и чист и бел.
|
140
Плохая погода.
Сижу и читаю.
Еще приготовлю
Горячего чаю.
И два бутерброда.
Плохая погода.
Я книгу закрою,
Другую возьму.
В далекие страны
Сейчас поплыву.
|
141
Белый туман облаков.
Солнца рассеянный свет.
В мире берез и дубов
спокойно - движения нет.
Солнца желтеющий свет.
Узор неподвижен ветвей.
Молчанья спокойная сила.
Я верю - движения нет!
И прошлое - не уходило,
а так и стоит у дверей.
|
142
В тумане светлом деревья из пустоты
Выходят на край земли.
В тумане светлом увидишь детство.
Увидеть его нельзя!
В тумане светлом любовь безответна.
Была ли она, была?
В тумане светлом деревья в пустоту
Уходят с края земли.
|
143
Весенним утром после дождя
Птица песню поет.
О, сколько сложено до меня
О песне этой стихов!
Я прочитаю их нараспев,
Душой улетая вдаль.
Издалека старинный напев
Возвращает мою печаль.
И с думой глубокой о тех, кто ушел,
Брожу среди мокрых берез.
А птица все ту же песню поет.
И в сердце ее - покой.
|
144
Ходы древоточца на старом стволе
Как звезды летящие в старой вселенной
На высохшем крае срываются в бездну
Зеленая жизнь не приходит весной
|
145
Я не жалуюсь. Судьбой своей доволен.
И за все - благодарю.
Все не важно, было б только вволю
Ранних утр - наглядеться на зарю.
Все обиды, несвободы, неудобства
Унесет с собой предутренний туман.
И ударит в синем благородстве
Древнего светила барабан!
|
146
НА СВАЛКЕ
Порос бетон зеленым мхом.
Железный лом и стебли трав
Переплелись в одном движеньи.
Уединенье пустыря
Люблю, по правде говоря, -
В заброшенности есть очарованье.
Разрозненного мира воссозданье.
И странной правды тишина.
И кукла старая. И чайник -
но без дна.
|
147
Каменная девочка упала
Около заросшего пруда
Над ее улыбкою склонились
Желтые весенние цветы
Каменная девочка напрасно
Принца ждет у старого пруда
Волосы ее из алебастра
Ноги из железного прута
|
148
Как высоки деревья в мае.
Как белы облака.
О, дни мои, не уходите!
И если жив еще пока,
И вы, прекрасные, живите,
Собою память наполняя.
|
149
" Не жалею, не зову, не плачу... "
Светит солнце прохладным утром
В воздухе древний разлит аромат
Это яблонь белые крылья
Вновь молодые над садом летят
|
150
Валере Красильникову
Отцветают яблони в заброшенном саду.
По дорожке каменной медленно иду.
В бывшем барском доме с гербом наверху
Дом умалишенных с мастерской внизу.
Отцветают яблони, ивы высоки.
В церкви отпевание, плачут старики.
Видно, что хоронят молодую жизнь.
В доме кто-то стонет, и грохочет жесть.
|
151
Радость раннего лета
Зеленый наряд берез
Желтых цветов кружки
Парят над зеленой травой
Первой росы драгоценность
Ясного неба взлет
Сяду на камень
Собака уляжется рядом
Вспомню об умершем друге:
Надеюсь, что это лето
Не лучше ушедших лет.
|
152
Как странно: никогда я не бывал
в далеком детстве
моей возлюбленной жены.
Но отчего тогда с годами
меня обманывает память?
|
153
ВОЗВРАЩЕНИЕ
В забытые годы вели шаги
Вдоль темной ограды одни валуны
Не поднять головы, не поднять руки
И птица пропела: умри, умри
На старой тропе посреди травы
В малиновом свете зари
|
154
Из цикла "Шелковый Путь"
I
На холме над Душанбе алыча.
Я поднялся на вершину холма.
Солнца желтая рука горяча.
Светлым облаком дневная луна.
Надо мною только небо одно.
Я спросил его о древнем пути.
- Здесь следов его уже не найти.
Что же путники? - Вернулись давно.
|
155
Из цикла "Шелковый Путь"
II
Из Китая до Руси путь далек.
Я стою посередине, одинок.
Тех людей здесь не осталось и следов.
На Восток гляжу я долго, без слов.
|
156
Из цикла "Шелковый Путь"
III
Прощание
Эти горы над Душанбе, предгорья Памира,
Прощайте, я не увижу больше вас.
Мой дом в другой стороне этого мира.
Но сердца песчинку оставлю я здесь, среди вас.
|
157
Нет, это не уход от мира!
Я хочу лишь, чтобы в этом мире жили и те,
кого я люблю и кто мне дорог.
Я не уйду к Тао Цяню в поля и сады.
Давно уж травой на земле заросли их следы.
Вас, благородный поэт, я сюда приглашу,
Наших столиц посетить отдаленную глушь.
Может быть, Вам не понравится шум городов.
Скрип колесниц не расслышите в шуме машин.
Но хризантем захватите Вы горсть лепестков -
Лучшим вином я наполню побольше кувшин.
Напьемся скорей! О, есть, что оплакать вдвоем!
А после, прошу Вас, лучшую песню,
Вашу песнь запоем.
О, как недолог к рассвету светлому путь Луны!
Зачем Вы ушли!
Я один, и немолкнущий звук струны...
|
158
Три брата-дуба, обнявшись, стояли
И не было им горя и печали.
Вершинами качали в синеве,
Разбрасывали тени по траве.
И путники, что мимо путь держали
В далекую столицу государства,
У трех дубов оставшись на привале,
Молчали о любви и о коварстве.
О всех обидах и о всех удачах,
О радостях и горестях своих
Они молчали, не смеясь, не плача,
В костер подбрасывая веточек сухих.
И на заре, омыв росою лица,
Держали путь в далекую столицу.
Три брата-дуба, обнявшись, стояли
И не было им горя и печали.
|
159
В наших обычных делах
как не хватает нам мудрости конфуцианцев!
В наших обычных делах мы безмерно скучны.
Вот мы уходим в движениях странного танца.
Тени фальшивые движутся в небе ночи.
Но на рассвете слабеющий свет луны
древний очертит круг.
К нашим обычным делам возвратиться должны
я и мой друг.
|
160
1800 лет назад Цао Чжи создал поэму "Фея реки Ло".
Через 200 лет Гу Кай-чжи написал картину на мотивы
стихов Цао Чжи. А ныне...
Седые травы после дождя,
Сиреневое пламя иван-чая.
Вот Цао Чжи среди дубов пройдет
За феей Ло, исчезнувшей в тумане.
Простой сюжет страны чужой
Сквозь все века волнует не напрасно,
И время нас не зря кружит.
Знакомый мой, художник пишет маслом
Картину "Тайна Гу Кай-чжи".
|
161
Тысячелистника белое поле и сосны вдали.
Тысячи дней между нами туманом легли.
Не перейти через поле по узкой тропе.
Вниз уплываю по времени желтой реке.
Вдоль берегов бесконечной равнины простор.
Друга я встречу и долгий веду разговор.
О тысячелистнике детства закончу рассказ,
а желтые воды уже разделяют и нас.
Солнце уходит и мрак обступает ночной.
Тысячелистника белое поле горит надо мной.
|
162
Поэт пятого века Бянь Бинь написал оду "Вши и блохи".
Во вступлении говорится:
"Я живу бедно, и мой халат холщовый вот уж десять лет как не
подбит ватой. Вся моя жизнь зависит от прихотей погоды, а
ведь для человека это нелегко, и я часто болею. Жилище мое
тесное, вся постель спуталась, одни лохмотья стали, мне и
не распутать одному. А чем-то заниматься - слишком я ленив,
к делам охоты нет. За своим телом не слежу и как-то упускаю
время умываться. Я весь зарос, покрылся коростой, и оттого
завелось в моей камышовой циновке несметное множество вшей
и блох, ужасно они расплодились..."
Под небом широким все десять тысяч вещей.
На плоской равнине стоят одиноко дубы.
Бянь Бинь по утрам отряхает циновку от вшей,
Из дома выходит и льются свободно стихи.
И время иное, и я из другой страны.
Но так же под небом все десять тысяч вещей.
На плоской равнине стоят одиноко дубы.
Печальные строки в моей отзовутся душе.
|
163
Иду по дороге, по белой пыли.
Солнце льется на ширь полей.
Крайний дом на деревне я вижу вдали,
И рядом много людей.
Давно я не был в этом краю,
Хоть с детства знаком мне он.
Умер мой дядя. Позвали родню.
Сегодня день похорон.
Иду по дороге, цветут цветы.
Знакомый лес и овраг.
Внизу у речки все те же кусты,
Но другой под ними рыбак.
Иду по дороге, как раньше шел.
Слетает с цветов пыльца.
Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
И молча стоит у крыльца?
Узнаю под деревом старый стол.
Калитка. Горшок на плетне.
Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
И молча кивает мне?
|
164
Ни шума ветра, ни пенья птиц
не хочет слушать человек.
Бродила смерть среди берез,
искала жертву, и не нашла.
И не было веры, и не было слез.
Последние звери умирали в лесах.
|
165
ДУБ
Светлые листья на солнце, темные листья в тени.
После дождя на коре влажная полоса.
Ветви раскинув свободно, рядом со мною стоит.
В небе высоком коршун кругами, кругами кружит.
|
166
Белая луна
в радужном сиянье.
Ночь и весна.
Тайное свиданье.
Белая луна.
Путь среди звезд.
Деревянный мост.
Темная вода.
|
167
ДЕВА У ОКНА
За шелковою занавеской
Цвела персидская сирень.
Ждала издалека известий.
Клонился долу вешний день.
На небе звезды высыпали.
Всходила белая луна.
Недвижны очи не мигали.
Сирень персидская цвела.
|
168
ЛЕТО
Зеленая трава до неба выросла,
За облаком плывут пуховые шары,
Под ветром облетают и на землю
Спускаются в леса из клевера.
А по былинке муравьи неспешно
Колоннами уходят в небо.
|
169
Возвращение или Срединный Путь
Летит стрекоза над высокой травой,
Над белою кашкой, цветком неприметным,
Над камнем, лежащем у схода дорог,
Над белою пылью дороги.
И надпись на камне: "Вернувшись, поймешь -
Ни слева, ни справа судьбы не найдешь!"
|
170
Выше трав только небо - в нем плавает солнце.
Листья сверкают как зеркальца в детских руках.
К круглому озеру тропочка узкая вьется.
Чистой печали слеза - в низких сухих берегах.
|
171
ПЕСНЯ
Собака играет в траве
Сладкий клевер в тени под росой
В синем небе плывут облака
Ветер в вершинах шумит
На пригорочке два дурака
Между ними гитара лежит
Их девушка с розовой косой
Убежала за шар земной
Собака у камня уснула
В тишине колокольчиков звон
Пахнуло полынью...
|
172
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх до самых высот!
По сухому дереву
Побежал вьюнок
Вверх до самого неба,
До белых облаков!
|
173
ВЬЮНОК
Пока солнце еще не поднялось с земли
И роса не вернулась на небо,
Так нежен и чист! -
Утренний голос цветка.
|
174
Под солнцем краснеют
шарики вишен.
Гляжу: Ну, конечно!
И воробьи тут как тут!
|
175
В своих скитаниях земных
я не ищу астральных истин.
И каждый раз у трав лесных,
и в струях льющихся речных
теряю все, что накопилось.
|
|