В обоих вариантах "ручей-шахматы" и "шахматы-ручей" человеку
снятся два сна, различающихся соотношением времени сна и времени яви. Около
"ручья" время сна вмещает целую жизнь, а время яви - одно мгновение. В "шахматной
партии", наоборот, время сна - мгновение, а время яви - десятки лет. Но
сумма времен во сне и наяву одна и та же.
Но вот что интересно: в каждой из этих сказок, просыпаясь
после каждого сна, человек оказывается внешне, то есть, своим телом, таким
же, каким он был в начале сна, - независимо от того, сколько времени прошло
во сне - мгновение шахматной партии или целая жизнь около ручья - и сколько
прошло реального времени. Какая-то вечная молодость. Получается, что тело
живет в том мире, в каком проходит меньше времени. В случае у ручья тело
как бы остается в реальном мире, в котором проходит всего мгновение, и поэтому
тело не стареет, хотя душа проживает целую жизнь и старится во сне. В случае
шахмат, наоборот, хотя в реальном времени проходят десятки лет, тело остается
тем же, то есть, проживает лишь время шахматной партии - время сна, что
означает, что тело последовало за душой в мир сна, где проходит лишь пара
часов.
Что будет, если тело поступит иначе? Например, сначала у ручья,
а потом в лесу на поляне последует в сон вместе с душою? У ручья тело вместе
с душой проживет целую жизнь и вернется в явь не телом юноши, но старым
и дряхлым. Внешне, то есть, для наблюдателя реального мира это будет выглядеть
так, как если бы человек постарел в одно мгновение. Потом старик отправится
в лес и, поиграв в шахматы с другим стариком и ничуть не изменившись, возвратится
в явь, где прошло сто лет. Суммарное время сна, по-прежнему, равно суммарному
времени яви. Но только теперь человек не остался молодым, а состарился.
Итак, когда тело остается в яви у ручья и уходит в сон на
поляне в лесу, оно - в реальном мире - остается молодым. Это сюжет вечной
молодости. Когда тело уходит в сон в обоих случаях, в реальном мире оно
мгновенно стареет и остается таким еще сто лет. Это сюжет вечной старости.
Что получится, если тело последует за душой около ручья, но
останется в яви на лесной поляне? Ничего хорошего - ведь в реальном мире
тело должно стареть все эти сто лет, а после ручья оно уже и так старое.
Боюсь, что его душа, проснувшись после шахматной игры, обнаружит себя в
мертвом теле со сгнившей плотью и истлевшими костями.
Но что значит, следует ли тело за душой в мир сна или остается
в яви? Прежде всего, тело - вещь материальная, она не может просто исчезнуть
из яви. С другой стороны, в этих снах душа вовсе не бестелесна, иначе человек
не принимал бы сон за явь. Получается, что, в обоих случаях - следует ли
тело за душой в мир сна или остается в яви - оно как бы раздваивается: одно
тело остается в яви, но в нем нет души; другое - вместе с душой проживает
сон. Различие в том, в каком теле оказывается душа при пробуждении? В реальном
мире у души может быть только одно тело и все определяется тем, какое это
тело: то, что оставалось в яви, или то, что жило вместе с душой в мире сна.
В каком теле пробуждается душа: в теле яви или в теле сна? Если в теле яви,
то для внешнего наблюдателя из реального мира тело живет в яви естественной
жизнью. Если в теле сна, то это выглядит как если бы в одно мгновение тело
яви сменилось телом сна, а ведь они могут оказаться разными по биологическому
возрасту.
Сон у ручья длится в яви одно мгновение, поэтому время жизни
тела яви, лишенного души, длится мгновение и незаметно для внешнего наблюдателя
из реального мира. Однако, сон в лесу длится в яви десятки лет. Что делает
и где пребывает все это время тело яви? Это не ясно, и потому в сказке этот
вопрос снимается простой уловкой: дело происходит в лесу, где нет наблюдателей.
Уход в лес - это как бы исчезновение тела из яви, а возвращение из леса
- возвращение тела в явь. Но для нашего дотошного анализа эта уловка и это
"как бы" не годятся. Приходится считать, что тело яви что-то делает и где-то
пребывает в реальном мире, лишенное души, десятки лет. Может быть, тело
проживает оставшуюся ему биологическую жизнь, прекрасно обходясь без души?
Но тогда почему оно не возвращается из леса в деревню? Может быть, оно заблудилось
- ведь души у него нет и некому подсказать, как выйти из леса. Нет души
- нет и памяти, тело и не знает, что ему надо куда-то возвращаться, что
у него есть какая-то деревня, какой-то дом, жена, дети, друзья, враги. Оно
бездумно (бездушно) бродит по лесу, может быть, выходит из леса и идет дальше,
по дороге, в другие деревни, в другие города и государства, и след его теряется.
Может быть, со временем, с жизненным опытом оно приобретет новую душу и
станет другим человеком? Кто знает.
Но вернемся к вариантам двойной сказки - уже с учетом тела
яви и тела сна. Теоретически, четыре варианта: "ручей-шахматы", "шахматы-ручей",
"двойной ручей" и "двойные шахматы", - умножаются еще на четыре в зависимости
от того, следует ли тело за душой или остается в яви в сне у ручья и в сне
на лесной поляне. Всего получается 16 вариантов, которые можно изобразить
в виде матрицы 4 на 4.
Но вернемся еще раз к вопросу о душе и теле. Я напомню, какая
получается модель. В момент погружения в сон тело раздваивается: одна копия
- тело яви - остается на месте, а другая - тело сна - уходит в мир сновидений.
Дальше они живут независимо, каждый своей собственной жизнью. Однако, время
сна и время яви двигаются с разной скоростью - вся игра сказок строится
именно на этом. Поэтому к моменту пробуждения эти два тела имеют разный
биологический возраст. Если засыпал юноша, то к моменту пробуждения одно
тело осталось молодым, а другое стало старым. Если же засыпал старик, то
одно тело так старым и осталось, другое же должно стать в два раза старее,
то есть, фактически, мертвецом со сгнившей плотью и истлевшими костями.
В момент пробуждения два тела должны слиться в одно. Это слияние происходит
так, что одно тело исчезает, а другое остается. Вопрос лишь в том, какое
тело остается: тело яви или тело сна.
Эту модель можно подвергнуть критике. В самом деле, почему
тело яви должно проживать какую-то жизнь в реальном мире? И возможно ли
такое для тела без души? Не лучше ли предположить, что тело яви не живет,
а как бы консервируется в момент погружения в сон и хранится в некоем хранилище
тел неизменным до тех пор, пока оно не понадобится - если понадобится -
при пробуждении. Во время сна у ручья в яви проходит всего лишь мгновение
и такое отсутствие тела яви совсем незаметно. А игра в шахматы, хотя и длится
по времени яви сто лет, но происходит в глухом лесу, где наблюдателей нет.
Но даже если бы и были, что бы они увидели? Они увидели бы, что дровосек
вдруг исчез. Повился бы он снова лишь через сто лет, и это появление из
ниоткуда тоже могли бы видеть наблюдатели, но это были бы, скорее всего,
уже другие люди. Таким образом, для альтернативной модели нужно лишь допустить,
что время от времени случаются внезапные исчезновения людей и такие же внезапные
появления людей из ниоткуда. В мире сказки это не такие уж странные явления,
я бы даже сказал, что они весьма распространены.
В этой альтернативной модели только сон у ручья создает разницу
биологического возраста тела яви и тела сна: тело яви не изменяется, а тело
сна стареет. При игре в шахматы такой разницы не возникает: тело сна стареет
лишь на пару часов и при пробеждении практически ничем не отличается от
законсервированного тела яви. Поэтому в этой модели получается не 16, а
8 вариантов.
Наконец, можно предложить еще одну, третью, модель. Предположение
о том, что во сне имеется какое-то особое тело сна тоже можно подвергнуть
сомнению. Почему бы не считать, что во сне душа видит в качестве тела сама
себя? В конце концов, человек, представляя самого себя, свою душу, представляет
что? Не свое ли тело? В мире яви душа как бы невидима или, точнее, видима
в оболочке тела. Во сне, наоборот, невидимо тело, а душа видима, но имеют
форму тела. Поэтому во сне все изменения видимого во сне тела есть, на самом
деле, изменения формы души. В долгом сне у ручья стареет не тело, а душа.
В таком случае пробуждение у ручья всегда возвращает душу в то тело, которое
было в момент погружения в сон, - ведь у ручья по времени яви проходит лишь
мгновение. Зато во время игры в шахматы, когда душа не успевает состариться,
в мире яви проходит десятки лет и телу предоставляется альтернатива: состариться
или остаться тем же. Есть ведь и такой вариант сказки, когда, просыпаясь,
человек с удивлением видит изменившимся не только мир вокруг, но и свое
тело. Ему кажется, что прошло всего пара часов, а на самом деле - целый
век.
В этой третьей модели, наоборот, только при игре в шахматы
создается разница биологического возраста двух тел, а сон у ручья ничего
не меняет. Поэтому и в этой модели получается не 16, а 8 вариантов.
Все эти варианты - 8 или 16 - предполагают, что, просыпаясь,
человек понимает, что он спал и все, что ему приснилось - целая жизнь или
всего лишь партия игры в шахматы - только сновидение. Между тем, пока он
спал, сновидение казалось ему реальной жизнью. Здесь еще важен сам момент
перехода в сон - он незаметен. Юноша у ручья не замечает, что он засыпает,
убаюканный мельканием бабочек над водяной травой; дровосек не замечает,
что он засыпает, присев на пенек в тени деревьев на поляне в лесу. Но в
таком случае, откуда известно, что это вообще сон? Быть может, все было
на самом деле, а то, что принимается за пробуждение, как раз и есть сон?
Юноше, который стал уже стариком и говоится к смерти, снится его молодость
- как он набирает воду из ручья. Дровосеку, которого после шахматной партии
и ухода старца сморил сон, снится что-то вроде кошмара - будто он возвращается
в деревню, а его жена, дети, друзья и враги уже умерли много лет назад.
Что есть сон и что есть явь? Как их отличить? На эту тему
есть знаменитая притча Чжуан-цзы.
Однажды Чжуан Чжоу увидел себя во сне бабочкой - счастливой
бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не
знала, что она - Чжуан Чжоу. Внезапно Чжуан Чжоу проснуля и увидел, что
он - Чжуан Чжоу. И он не знал, то ли он Чжуан Чжоу, которому приснилось,
что он - бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она - Чжуан Чжоу.
А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие.
Если уравнять в правах, как это сделал Чжуан-цзы в своей притче,
сон и явь, то модель с 16 вариантами окажется предпочтительней, потому что
только в ней имеет симметрия сна и яви как симметрия тел. Правда, для полной
симметрии не хватает симметрии душ. В таком случае, мы могли бы предположить,
что переходе в параллельный мир раздваивается не только тело, но и душа,
а при пробуждении происходит слияние душ. Однако, ничего такого в сказках
не наблюдается. Дело в том, что Чжуан-цзы предлагает, на самом деле, не
раздвоение и слияние, а обмен. Логично предположить, что, когда Чжуан Чжоу
засыпал и првращался в бабочку, бабочка в мире сна тоже засыпала и превращалась
в Чжуан Чжоу мира яви. И точно так же, пробуждение - это обмен бабочки и
Чжуан Чжоу из разных миров. Точно так же менялись с кем-то из параллельного
мира душами и, возможно, телами юноша и дровосек в своих сказках.