Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Физико-математические начала экономики

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.98*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Основные математические формулы для экономики, выводимые из физических законов


   Физико-математические начала экономики.
  
   Экономика, та самая, которая обеспечивает "повседневную деятельность людей", базируется на физических законах. И ее законы и уравнения, таким образом, вполне могут быть выведена из физических законов. Причем даже из одного: закона сохранения. Производимое людьми равно потребляемое людьми плюс образующиеся запасы.
  
   Цены, производительность, связи людей - все следует из этого закона.
   Каждый, участвующий в рынке, в том или ином виде должен поставлять на этот рынок что-то, потребляемое другими участниками рынка. Так, государство поставляет на рынок "деньги" (которые тоже являются видом товара) и "налоги" (плата остальных за услуги государства по безопасности и соблюдению правил игры всеми остальными участниками рынка). И каждый, производящий даже очень специфическую продукцию, продает свой труд (вернее, плод своего труда) кому-то (хозяину, предприятию), который, в свою очередь, может объединить результат труда многих - и получить какую-то новую продукцию, которую тоже кто-то будет покупать.
  
   Система рынка должна быть замкнутой.
   Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей. Или продавцов и покупателей. При этом каждый является (в разные моменты времени) и продавцом, и покупателем.
   Рассматривая эту систему за некоторый период времени, каждого участника рынка можно охарактеризовать некоторым "коэффициентом потребления". Каждый товар, присутствующий в данный момент на рынке, потребляется хотя бы одним участником рынка с некоторой частотой, т.е., некоторое количество товара потребляется в рассматриваемый отрезок времени.
   Составим матрицу "частоты потребления" для всех участников рынка.
    >  (а00 а01 а02...а0n)
   А=(a10 a11 a12...a1n)
    >  ...
    >  (an0 an1 an2...ann)
   Где аij - есть частота потребления i-го товара (т.е., товара, поставляемого на рынок i-м производителем) j-м участником рынка.
   Сумма всех коэффициентов в одном столбце есть суммарное потребление товара данного производителя на рынке. Это его "доход" (пока выраженный в единицах его товара).
   Сумма всех коэффициентов в строке с тем же номером есть суммарный "расход" данного производителя, его затраты (сюда, разумеется, должно включаться и сырье, и другие затраты самого производителя на производство). Суммировать килограммы с киловаттами сложно, а потому и вводится "цена" как коэффициент перевода всех единиц измерений в одни "условные единицы". Сумму всех произведений цен на соответствующую частоту потребления назовем "уровнем жизни".
  
   Тогда цену на свой товар производитель может получить из данной матрицы и из цен на другие товары:
   Цi=(Сумма по j)(aij*Цj)/(Сумма по j)(aji),
   То есть, отношение всех своих затрат в данный период времени (уровня жизни) к количеству своего товара, проданного за тот же период времени. Цена, разумеется, окажется "средней" по рассматриваемому периоду.
   Легко видеть, что данная формула применима ко ВСЕМ ценам и товарам на рынке, и потому все цены могут быть выражены через цену на один товар, который и можно принять за "универсальный эквивалент". Им может быть все, что угодно, это уже определяется не его экономическими, а чисто физическими свойствами (малым объемом, хорошей дробимостью).
   С другой стороны, что происходит при изменении цен на один товар?
   Меняется "матрица частот потребления", и один за другим меняются все цены. В силу рекурсивности формулы и потому постепенности (а не одномоментности) изменения цен кто-то успевает получить "чуть больше" и это приводит к изменению "частот потребления" (успевает за счет этого купить чуть больше какого-то другого "товара").
  
   Появление нового товара на рынке приводит к полному изменению "матрицы потребления". Разумеется, необходимы серьезные обоснования того, чтобы новый товар (без которого до сих пор вполне обходились) стали покупать. Для этого влияют на сложившуюся "матрицу частот потребления" вполне неэкономическими методами: убеждения, запугивания. Впрочем, возможны и "экономические" методы: демпинг.
   Однако в нашей системе мы полагали, что каждый производит некоторый уникальный товар. На самом деле, это так и есть, и продукция любого человека будет отличаться от продукции другого (даже помидоры, выращенные разными людьми, обладают разными вкусовыми качествами), но эту разницу далеко не всегда можно сразу обнаружить. И потому - до выявления этой разницы - человек может оттянуть часть "доходов" у производителей, производящих аналогичный товар (аналогичный по внешним признакам). Особенно в случае заниженных цен.
   Правда, заниженные цены возможны только при наличии значительных резервов, позволяющих покрывать разницу.
  
   Но постепенно каждый производитель все равно занимает свою нишу. Получается интересный эффект.
   Например, до появления ГМО продуктов натуральные продукты были единственными. Их продавали по какой-то цене. С появлением новых - поначалу не отличимых от них - продуктов стали покупать и те, и другие. Однако постепенно разница выяснилась - и теперь натуральные стали более "элитными", продаваемыми по более высоким ценам.
   Аналогично ботинки, производимые в Китае, считаются "менее хорошими", и потому - не китайские стоят дешевле, а остальные начинают стоить дороже.
  
   Что значит "дешевле, дороже" в терминах "матрицы потребления"?
   Это означает, что растет спрос (т.е., частота потребления) на более дорогие продукты - но заполняется он во многом за счет более дешевых. Человек для себя перераспределяет свои доходы между приобретаемыми товарами (и откладываемым резервом - который, на самом деле, тоже есть "потребление долгосрочных товаров", у которых частота потребления очень мала и в силу этого цена велика) уже по-другому.
  
   Увы, данные достаточно простые формулы плохо применимы, ибо создать полную "матрицу частот потребления" почти невозможно. И потому подбор решения осуществляется методом последовательных приближений. Методом подбора мы ищем приемлемую оплату своего труда. Так же мы подбираем свои расходы. И - как ни странно - на более высоком уровне (где даже есть почти полные данные статистики о потреблениях всех видов товара)- тоже цены на товар и планируемые доходы/расходы тоже подбирают методом последовательных приближений.
  
   Какие следствия могут быть из данной теории?
      -- Количество потребляемой продукции меньше либо равно количеству произведенной продукции (что логично). Если строго равно - это равновесный рынок. Если меньше - с течением времени наступает кризис перепроизводства. Если больше - возникает любопытный момент. Больше, чем есть, потреблять невозможно. Потому те, кто "хочет" купить товар, не могут это сделать. В итоге производитель получает возможность повышать цены на свой товар, и увеличить свой "уровень жизни" (общее число потребляемых товаров). Что приводит к перераспределению "частот потребления" между другими товарами, и что-то начинают потреблять меньше. Что приводит к росту цен на другие товары, уже без увеличения уровня жизни их производителей. Образуется монополия.
      -- Если товар потребляют мало, цены на него (при одинаковом уровне жизни производителей) могут быть выше, чем на товар, потребляемый много. Разумеется, при условии равновесия (производится, сколько потребляется. Или немного больше, на опережение). Отсюда "предметы роскоши" всегда дороже товаров "массового потребления", при одинаковых затратах на их производство. Но Роскошью может стать все, что угодно. Это регулируется не совсем рыночными методами
      -- Существует как бы "истинная матрица частот потребления", т.е., то, как человек желает приобретать товар, его "потребность" в товаре. Именно эту матрицу, видимо, имели в виду классические марксисты, говоря "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Но потребности человека очень взаимосвязаны. Получая больше возможностей, он увеличивает и свои потребности. Решение данной проблемы лежит никак не в области экономики.
      -- Теория рассматривает только "физических лиц", то есть, тех, кто реально что-то потребляет. Частным случаем потребления является изготовление из потребляемого нового вида товара (ресурс->изделие, детали -> целое). Юридические лица, по большому счету, являются "коллективом физических лиц", которые, как единое целое, выдают на рынок какую-то продукцию - а потом как-то (уже в рамках договоренности между собой) делят "прибыль", т.е., их можно рассматривать как единого "потребителя" с коэффициентами матрицы потребления равными сумме коэффициентов для каждого отдельного участника. Если кто-либо "работает на двух работах" или выдает сразу несколько единиц товара, то в соответствующих строчках потребления для него должны стоять нули(ну, или его реальное потребление можно разделить на несколько строчек произвольным образом, так, чтобы в сумме они тоже давали реальное значение его потребления)
  

Оценка: 3.98*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"