Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Физические основы философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткие основы моего (физического) мировоззрения.


   Физические основы философии.
  
   Думаю, сейчас уже это можно признать очевидным, что все, существующее в мире, существует в рамках каких-то систем. Эти системы усложняются и укрупняются, взаимодействуют, включают одна другую, но так или иначе ни один элемент, ни один атом не существует сам по себе. И вся Вселенная может рассматриваться как одна гигантская система, связанная нитями тяготения, пространства, света и общей "исторической судьбой" от большого взрыва.
  
   Электроны и протоны существуют как система - атом. Атомы объединяются в молекулы, молекулы - в вещество, вещество - в объекты, частицы, частицы - в структуры органические, те - в клетки, клетки - в органы или многоклеточные организмы, органы - в сложные организмы. Далее есть кажущийся разрыв: вроде бы, каждый организм независим. Биологи находят для них свои структуры: пищевые цепи, биоценозы, биогеоценозы. В них вроде бы объекты взаимодействуют только путем "поедания друг друга". Однако множество примеров в живой природе и симбиоза, где разные - самодостаточные и независимые - особи дополняют друг друга, существуя в виде более сложных систем, от рыб-лоцманов, показывающих дорогу акуле, до стадных животных с дозорными и общими "нянями".
  
   Человек не исключение. Но кроме "пищевого взаимодействия" для него характерно еще взаимодействие информационное. Он живет - по большому счету - в мире виртуальном, в мире идей, в мире, каким он его хочет видеть (даже если он ему не нравится - не нравится, как правило, представление о мире, а не сам мир). И люди объединяются в такие системы "общего мироощущения", общего представления о мире (при том, что живут в мире общем, едином). И в свою очередь, такие различные системы людей (дополняющих друг друга и на материальном уровне, помогающие совместному выживанию) включаются в глобальную систему - "Ноосферу", или "Планету Землю", или Человечество, или еще как угодно.
  
   В соответствии с этим вполне понятным становится, что такое "добро и зло". Некоторые утверждают, что "добра и зла не существует, это придумано людьми". Якобы добро - это всегда добро для одного и зло для другого. Однако если каждый человек существует внутри системы, то очевидно, что добром является то, что хорошо для данной системы, что способствует существованию этой системы (разумеется, с точки зрения другой системы это может быть злом - но данный человек к ней не относится). А злом - то, что ей мешает.
  
   Все заповеди всех религий, в первую очередь, упорядочивали именно взаимоотношения людей внутри одной системы. Очевидно, что "не убий, не укради" - только так можно доверять другим людям и только так возможна какая-то совместная деятельность, а не борьба каждого за себя. При этом в случае покушения на систему в целом - нападения врагов, убийства одного из членов общества - убийство подобных "внесистемных элементов" грехом уже не является (о чем отдельно оповещают священники).
  
   Разные системы тоже, с одной стороны, дополняют друг друга - с другой, конкурируют между собой. При удачном дополнении образуется новая, более сложная система; при конкуренции системы, как правило, упрощаются (простым системам проще выживать).
  
   Платон в диалоге "О государстве" устами Фрасимаха говорит, что "справедливость есть выгода сильнейшего". Теперь можно понять и в чем он прав. Бывает и так, что в системе есть "системообразующие элементы", люди, работа на благо которых совпадает и с благом системы, но, вообще говоря, благо системы в целом не всегда однозначно совпадает с благом его членов. Что Сократ в том же диалоге и доказывает Фрасимаху - что смысл любой деятельности лежит за ее пределами, а не в ней самой. И таким образом, "справедливостью" можно назвать такое положение, когда более значимые для системы элементы занимают более высокое положение. Или, по-другому, чем больше человек вкладывает - в систему в целом! - тем больше от нее получает (того, что необходимо ему для жизни).
  
   Однако тут тоже есть тонкий момент. Рассмотрим аналогию с частями тела. Никакая печень не нуждается в кормежке большей, чем ей надо. Бывает, что, скажем, мозг - полагая себя главным членом "общества" - оттягивает на себя максимум ресурсов, однако позднее он же и страдает (когда заболевает все тело). Если каждый выполняет то, что от него требуется - он и получает то, что требуется от общества ему. Это мы и полагаем "справедливым устроением общества". У человека, в отличие от печени, есть возможность выбора своего места, своей деятельности - но эта деятельность, в любом случае, должна быть востребована обществом и приносить ему (обществу) какую-то пользу.
  
   При этом могут быть внутри общества элементы - наподобие раковых клеток, - которые свое существование уже не связывают с существованием данного общества и действуют если и не на разрушение его, то уж во всяком случае, не на благо. Так же и само сообщество - оно тоже вписано в другую, более сложную систему, и может работать на ее развитие - а может против нее. В конце концов, разумеется, с гибелью системы вмещающей те ее подсистемы, которые привели к гибели, тоже погибнут - но это может быть намного позже, и люди, способствовавшие гибели, сами могут и не дожить.
  
   Отсюда и "закон кармы": если ты работаешь против той структуры, в которую включен (нарушаешь законы ее существования) - ты подрываешь всю систему, и в конце концов от гибели или упрощения системы страдаешь сам. Но вместе с тобой часто страдают и люди, не столь повинные (и возможно совсем невиновные) в гибели системы, что приводит к росту озлобленности и кажущимся "нарушениям законов кармы".
  
   Правда, если ты даже выпал из данного сообщества - ты все равно остался элементом более сложной системы (так, не работая на благо какого-либо государства, ты остаешься членом человечества, обитателем Земли и т.д.), и если твоя деятельность противоречит и их существованию - опять же, от этой системы ты в свое время получишь "воздаяние" в силу ухудшения общего ее существования. (Примеры каждый может придумать сам - от ядерной войны, в результате которой жить становится очень затруднительно всем, до какой-нибудь экологической катастрофы, вызванной неумеренной жадностью небольшой группы людей).
  
   Более сложные системы - космические, вселенские - пока слабо изучены, но утверждать, что их нет и Земля не вписана - не только гравитационно, но и информационно или еще как-то - в другие системы, я думаю, никто одназначно не будет. Понятие границ, масштабов, на которые простирается наша система, с течением времени расширялось (когда-то - отдельное племя, потом народ, государство, все "единоверцы", все человечество, вся Земля в целом...), но всегда было понятие о чем-то высшем, вмещающем в себя все остальное, некоторой "высшей над-системы", которую слагают все остальные. Влияние "оттуда" ("сверху") на нашу повседневную жизнь может быть не таким быстрым, ответ (обратная связь) может запаздывать, но он обязательно будет (если сильно подбросить камень, он упадет на землю не сразу. Но возмущаться, что он упал тебе на голову, было бы странно, если сам его бросил. То же самое касается и многих космических явлений. Если обстрелять комету ядерными зарядами, удивляться, почему на Землю выпал метеоритный дождь, тоже было бы странно).
  
  
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"