Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Самодостаточные коллективы - попытка моделирования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обещанная попытка создать почти математическую модель (полностью математическую модель все равно не получится) на базе теории самодостаточных коллективов


   1. Объектом моделирования будет "самодостаточная структура коллективов". То есть, такая структура, состоящая из отдельных коллективов, которая может существовать дольше одного поколения (т.е., ее человеческий состав полностью поменяется) без изменения собственной структуры (без появления новых коллективов или исчезновения старых). Причем в структуру включены только те коллективы, взаимодействие между которыми "существенно" (т.е., все "необходимые и достаточные коллективы).
   2. Минимальным коллективом, способным к самовоспроизведению, является племя. Ограничение на численность племени "снизу" - 16 родов. При меньшем числе будет наблюдаться вырождение через несколько поколений. Ограничение на один коллектив "сверху" - одна-две сотни, при большем составе единый коллектив неизбежно будет разбиваться на "концы", на какие-то меньшие, практически самодостаточные, коллективы (одна-две сотни - это численность без учета членов семей, которые между собой могут общаться меньше. К слову, именно потому, когда стали работать оба родителя, семьи стали чаще разваливаться - муж и жена, если не работают вместе, относятся к разным коллективам, а потому начинают расходиться и внутри семьи).
   3. Коллективы обмениваются между собой "людьми, товарами и услугами". "Услуги" - т.е., одни коллективы принимают на себя часть функций, необходимых для выживания других коллективов, и специализируются на них.
   4. Каждый коллектив характеризуется гораздо более тесным общением людей внутри него, чем с другими людьми, не входящими в коллектив. Внтури коллектива вырабатывается своя специфическая культура, свой язык, свои традиции, некоторая "среда", помогающая выполнять социальную функцию данного коллектива. Все это обеспечивает сохранение коллектива даже при смене его состава (постепенной)
   5. Количество коллективов, которые могут общаться друг с другом непосредственно, расстояние, на котором они могут друг от друга находиться, и численность самих коллективов, определяется развитием транспорта и средств связи. Но сами функции, выполняемые коллективом, от технического уровня практически не зависят.
   6. Число коллективов, выполняющих сходные функции (или одни и те же) - это горизонтальное усложнение структуры. Под сложностью общества мы будем понимать "вертикальную структуру". Существует иерархия функций. На первом, верхнем уровне - это функциональность, обеспечивающая долгосрочное выживание общества в целом и мира, в который оно вписано. (уровень науки, культуры, религии, воспитания). На втором уровне - взаимодействие с другими самодостаточными сообществами, противостояние с ними, сохранение собственной самодостаточности, способности самостоятельно выбирать первый уровень - военная функция. Третий уровень - производящий.
   Деление примерно совпадает с делением по сословиям, но в каждый коллектив могут входить представители разных сословий (так, охрана папы входит в Верхний коллектив, по происхождению относясь к сословию дворянскому). Коллектив - это некоторое реальное объединение людей (группа "соратников", военный отряд, команда корабля и т.д.)
   Но поскольку именно коллектив является "функциональной единицей общества" (самодостаточной структуры), мы можем не рассматривать каждого человека в отдельности, а рассматривать просто коллектив переменной численности. "Свобода воли" человека проявляется в том, что он может менять коллективы, к которым относится, и даже создавать свои собственные, совершенно новые. При этом история самих коллективов оказывается куда более детерминированной и поддающейся моделированию.
   7. Коллектив потребляет (из окружающего мира) для своего существования определенные "продукты". Эти продукты он может создавать сам (путем прямого взаимодействия с природой) или же получать от других коллективов. Это будет обмен "товарами", связи на третьем уровне.
   8. При этом сам коллектив выполняет некоторую функцию для других коллективов.
   Все было бы просто (с точки зрения моделирования), если бы взаимодействие коллективов сводилось только к обмену. Но хотя, скажем, функцию защиты или долгосрочного планирования тоже можно свести к "обмену" ("услугами" или "информацией"), в начале нужно как-то определить потребность коллектива в этих функциях, при этом которую он не может реализовать самостоятельно (что и делает его несамодостаточным).
  
   Прежде всего, такие коллективы - первого и второго уровня, то есть, "долгосрочного планирования" и защиты - обычно являются общими для нескольких коллективов третьего уровня. Одна дружина защищает несколько деревень. Один храм на несколько племен. То есть, у нас появляется уже некоторая концентрация усилий, некоторое объединение. Именно наличие такого "общего коллектива" и позволяет говорить о каком-то едином организме, единой структуре (пока обмен только на третьем уровне, концентрации не произойдет - в случае нехватки чего-то племя просто восполнит это недостающее самостоятельно или же погибнет в ближайшем будущем - если не хватает еды, племя не будет ждать торговца, который бы им ее привез, а займется охотой, собирательством, вплоть до людоедства).
  
   Итак, кроме функции защиты и планирования, эти коллективы выполняют - непроизвольно - еще функцию объединения, создания "единой среды". Внутри этой среды между собой общаются и зависимые от них племена, и вырабатывается общий язык (до того язык общий только в рамках одного племени, потому племена, даже с общим происхождением, достаточно быстро расходятся по языку).
   Остальные "коллективы" содержат их по третьему уровню - обеспечения всем необходимым для ежедневного выживания. Они же выполняют функции далеко не ежедневные (не каждый день народы воюют).
   Т.е., появление этого, "духовного" коллектива достаточно самопроизвольно. Это "старейшины", старцы, просто состарившиеся люди, которые несут опыт предков, но уже не участвуют активно в жизни племени. Они могут постепенно выделяться в особый коллектив, причем этот коллектив может стать общим для нескольких племен (связанных родственно или просто местом обитания).
   Формула: Племена-> Жрецы+Племена (народ).
   Получается простейшее усложнение структуры общества - два уровня.
  
   Военный коллектив тоже может расти, чисто военным образом подчиняя себе другие аналогичные коллективы или уничтожая их. Связи между военными коллективами - исключительно на основе "присяги", "честного слова". Это способствует выработке определенного поведения (не держащие своего слова вряд ли могут стать чьими-то вассалами, таких предпочтут уничтожить вместо подчинения).
  
   Т.е., чтобы выделился специализированный коллектив защитников, необходимы следующие условия: желание "подраться", т.е., готовность рисковать своей жизнью ради чего-то - и некоторая духовность, которая направит это желание из простого грабежа или драки в защиту собственного общества. Можно записать формулу: Жрецы+Разбойники - > Воины (+Жрецы). Т.е., разбойники (еще не изгои, но уже живущие грабежом - пока чужих земель) под влиянием жрецов могут трансформироваться в Воинов - князей, бояр, богатырей и т.д. Может и чужая, пришлая банда, если жрецы с ней договорятся, взяться охранять территорию данного народа.
  
   Теперь, с появлением некоторой концентрации, может возникнуть и торговля. До того может иметь место обмен - но либо временный, либо чисто на уровне: "Я тебе помог - теперь ты мне помоги". Внутри одного племени торговля почти невозможна, там или "берут попользоваться", или просто дарят - то, что делают не для себя.
  
   Торговля возникает между разными коллективами, причем коллективами обособленными, живущими в разных условиях и потому имеющие разные "избытки" (никто не будет торговать яблоками, если у всех сейчас урожай яблок). Потребность в торговле испытывают воины (грабящие добычу у других и обменивающие ее у своих на что-то, нужное им), ремесленники (правда, они, скорее всего, появляются позже торговли - я имею в виду, выделенные ремесленники, практически не занимающиеся сельским хозяйством, и если держащие огород - то только в виде приятной прибавки к столу, но не как основной способ пропитания), да и сами жрецы. Но до появления выделенных воинов, поддерживающих порядок на какой-то территории, выделенные торговцы так же не могут появиться, скорее всего, их функции будут содержать в себе или сами воины (кто рискнет отправиться к чужакам с товаром?), или их слуги под их охраной. Когда появляется военная власть, следящая за применением военной силы на подвластной ей территории, уже нет необходимости каждому вооружаться и владеть оружием, и тогда торговцы могут процветать.
   Т.о. Торговцы появляются при условии наличия военных (разбойников) - т.е., тех, кто сосредотачивает в своих руках избытки, не нужные в повседневной жизни - и какой-то концентрации плодов в руках жрецов (тех, кого можно грабить).
   Торговцы = разбойники+жрецы+воины (+ремесленники+крестьяне - это сами производители).
   Ремесленники, по-видимому, появляются сначала при храмах, как рабы, которых жрецы учат каким-то своим премудростям (найденным ими), своим технологиям. Именно так ремесленники выделяются от крестьян. Сами жрецы могут стать ремесленниками (ср. ирландские саги - бог Луг предстает как знаток всех ремесел). Крестьяне - вряд ли непосредственно сами забросят свой труд по добыванию еды и займутся исключительно ремеслом, тут должна быть уже налажена некоторая структура до того - во-первых, дело должно быть известно, во-вторых, востребовано другими.
   Собственно рабы появляются с появлением разбойников (угоняющих селян), военной силы (воинов), обеспечивающих подавление сопротивления рабов, и селян, готовых кормить.
   Т.о., рабы=селяне(+разбойники+воины) (вместо селян могут быть и жрецы, и ремесленники, и сами воины и разбойники). До определенного уровня концентрации (по крайней мере, до появления выделенного военного коллектива - пленники будут уничтожаться)
  
   Чиновники, административный аппарат, тоже появляется из соединения рабов и жрецов. Жрецы, как хранители знаний, разивают и поддерживают письменность. Эта письменность может быть применена и в хозяйстве князей (воинов). Обучить ей могут слуг/рабов. Позднее на этой базе вырастают отдельные коллективы, занимающиеся ведением общего хозяйства (государства)
  
   Собственно, вот это: крестьяне, ремесленники, рабы, чиновники, военные, жрецы, торговцы - и есть полное описание практически любого общества.
   Есть еще один вид, существовавший с древности. Он обычно был не "наследственный", в него попадали в силу внешних обстоятельств - но часто это дело перенимали и дети. Это слуги, батраки, подмастерья - в общем, работники по найму, которые имеют право менять хозяина, в отличие от раба - но тоже должны делать то, что скажет наниматель. Т.е., это не самостоятельные экономические единицы (они могут чем-то владеть, но сами ничего не производят, и даже сами себя прокормить не могут), как, впрочем, не самостоятельные военные или другие. Сравните их положение с положением большинства населения сегодня :)
  
   Однако этот вид никогда не образовывал самостоятельного коллектива, включаясь в другие коллективы на "вспомогательных ролях", потому мы его подробно и не рассматриваем. Выделение таких "подсобных рабочих" происходит как правило в рамках коллектива существующего (впрочем, возможен и приход со стороны, но без изменения структуры общества)
  
   Кто сегодня жрецы - ответ зависит от общества, к которому человек относится. В Мусульманском обществе роль жрецов сохранили мусульманские священники. В Западном обществе роль жрецов выполняют "финансисты". В Советском союзе это была Партия - служитель Коммунизма.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"