Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

О чем может рассказать ткань?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Привычные нам вещи, оказывается, могут рассказать очень о многом...


   Ткань - одна из обычных вещей.
   Нас окружает огромное множество привычных вещей, о которых мы даже не задумываемся, что когда-то их не было, и каким-то образом люди должны были придумать, как именно их делать. Ряд вещей - скажем, веревки, или кирпичи - более-менее понятно, как можно было до них додуматься. Но некоторые вызывают удивление и восхищение теми, кто смог изобрести технологию их изготовления.
   Вот, например, самая обычная ткань. Сейчас, конечно, еще сохранились изделия из кожи (дубленки, шубы, обувь), однако в подавляющем большинстве вся одежда - тканая. Ткань гораздо удобнее и приятнее, однако гораздо более трудоемка в производстве, и куда менее долговечна.
   При этом, свидетельства использования ткани есть уже и в Трипольской культуре (отпечатки на посуде), и в древнем Египте.
   Возможно, это следствие детского увлечения детективами, но я стараюсь идти "дедуктивным методом", вначале предположив вообще все возможные версии, и потом отсеивая их, основываясь на известных фактах.
   Так вот, для создания ткани необходимо минимум несколько существенных технологических моментов:
      -- Выращивание или сбор "пушистых растений" или шерсти - источников "кудели" (лен, хлопок, конопля, нити шелкопряда и т.д.). Причем, без дальнейших технологических шагов такое затратное производство будет ненужно
      -- Превращение "кудели"/шерсти - в нитки (не зря образ "пряхи" -один из древнейших образов мифологии: что мойры у греков, что норны у скандинавов; и даже у славян были "пряхи", правда, они уже знали технологию ткачества целиком - ткали "ткань мира") - тоже достаточно сложный и длительный процесс, ненужный, если нет третьего серьезного этапа:
      -- Переплетение нитей крест-накрест, через одну, где нитки "утка" проходят через одну нитку "основы" сверху, через другую - снизу, уплотняются, и потом проходят наоборот (через ту, через которую шли "сверху", теперь идут снизу)
   И это только основные этапы, не считая окрашивания, упрочнения, соединения...
   Итак, с одной стороны, целиком такая сложная технология возникнуть не могла, но при этом ни одна ее часть без остальных не имеет смысла.
   Подсмотреть такую технологию в природе невозможно. Паутина создается совершенно по другому принципу, и даже войлок и некоторые плотные покрытия у корней растений сделаны совершенно другим образом (там просто цепляются друг за друга разные части; примерно так создается нитка, но не ткань). Если, например, кирпичи - тут этапы возникновения более-менее понятны (глина встречается много где, вполне могли развести костер на глине и обнаружить, что та стала твердой, а потом - уже применив разум - оттачивать технологию для получения "искусственного камня" там, где не было или не хватало камня естественного.
   Однако, как ни крути, технология ткачества тоже как-то возникла.
   И потому сделаю предположение - ВНАЧАЛЕ возникла третья, итоговая часть. И уже потом под нее создавались первые две.
   В третьей ступени главное - это переплетение "нитей" особым образом. Такое переплетение не могло возникнуть случайно, тут нужен долгий и тщательный анализ и опыт.
   И скорее всего, вначале так переплетали ветки.
   Т.е., такое любопытное побочное следствие: если народ владеет ткачеством, там уже есть искусство плетней. А также, скорее всего, плетения щитов из веток. Именно плетни - одно из древнеших ограждений.
   При некотором совершенствовании плетеной можно сделать стенку летней кухни или даже целый дом, с опорами на столбы. Потом плетень обмазывается глиной, обжигается - и мы получаем классическое трипольское жилище.
   Дальше, плести можно было попытаться разные вещи. И проще - более гибкие. А потому можно сделать еще одно предположение - еще до появления ткани, еще когда люди одевались в шкуры, они уже, возможно, обувались в подобие лаптей, сплетенных из переплетающихся таким же образом кусков коры, и носили ягоды и грибы в корзинах или туесках, сплетенных из веток или бересты.
   Видимо, подобным образом "шилась" и древнейшая одежда. Это были, вероятно, накидки - так же сплетенные, как и нити в современной ткани, из гибкой коры и, возможно, позднее - веревок.
   Веревка - одно из древнейших изобретений человечества. Вначале это были "природные веревки" (лианы, ветки). Научиться плести из них косы, в принципе, можно, и можно даже случайно. После чего мы получаем возможность почти неограниченно наращивать длину веревки.
   И вот для веревки уже могли потребоваться и "нитки" (из шерсти)
   А потому сделаем еще одно предположение: первая ткань была из "грубых веревок" (сплетенных из шерсти или длинноволокнистых растений). А, возможно, и вообще из травы - в "лечебных целях".
   Итак, перед появлением собственно ткани народ должен владеть технологиями плетения (т.е., есть изгороди в виде плетня, есть туески и корзины, возможно, есть плетеные щиты и лапти) и изготовления веревок из шерсти или волос.
   А вот когда подобное "плетение одежды" войдет в моду и станет привычным - можно задумываться и о том, как сделать ее более удобной и приятной. Тогда и начинается создание тонких нитей, которые были бы не столько прочными, сколько мягкими, а прочность достигается за счет их обилия и частого переплетения.
   И вот тут уже необходимо много усовершенствований. Вообще, как ткали до появления ткацкого станка, я пока не представляю. Потому что на руки невозможно так нацепить нити, чтобы они не путались, не рвались и чередовались нужным образом.
   А уж как, наверное, жалко было хозяйке кроить с таким трудом сделанную ткань...
   В общем, такая привычная нам тканая одежда оказывается крайне высокотехнологичным производством. Я уж молчу о шелке, где используется такая тонкая нить, что ее надо провести туда-сюда тысячи раз...
   И я так подозреваю, что опять же - поначалу далеко не всякий мог позволить себе тканую одежду. Кто будет ждать полгода, чтобы получить штаны или рубаху? Вероятно, ими поначалу одевали вождей, князей, жрецов, ткани посвящались богам... Т.е., еще один любопытный вывод - если есть ткань, есть и иерархия в обществе.
   Правда, сама ткань хранится очень недолго, и иногда не переживает даже своего хозяина, потому найти следы древних тканей очень сложно (разве что в отпечатках на керамике), но если уж нашли - мы можем восстановить сразу огромный пласт и общественных, и технических отношений, которые должны существовать в этом обществе...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"