Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Принципы аналитической разведки

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



Аналитическая разведка

3. Принципы аналитической разведки.

Поскольку ощущения нас иногда обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется. Рене Декарт. "Рассуждение о методе" (ч. IV). Если два политика публично враждуют между собой, это не значит, что они на самом деле враги. Возможно, они сговорились изображать враждебность, чтобы вводить в заблуждение своих действительных противников и массу зрителей. Если некий популярный ведущий телепередачи энергично критикует чиновников, богачей, "демократов", это вовсе не свидетельствует о том, что он оппозиционер и что те не могут заставить его замол- чать. Это, скорее всего, значит лишь то, что ему поручили приоб- рести доверие в народе, чтобы он сумел на ближайших выборах в ключевой момент убедительно призвать народ голосовать за кого-то из той самой категории деятелей, которую он интенсивно грызет. Если президент отправляет в отставку правительство, из этого не обязательно следует, что он решил поменять курс или не доволен деятельностью министров. Это может значить, что он решил изобра- зить политическую активность (привлечь внимание к своей персоне, напомнить всем, "кто в доме хозяин"), зародить у многих надежду на перемену к лучшему, а заодно услужить соратникам, которым надоело отбиваться за всех на переднем крае и каждодневно ханжествовать перед телекамерами и захотелось спокойно в тени пожать плоды своих приобретательских усилий. Если некоторые члены команды президента уходят из его админи- страции на должности, на которых больше шансов удержаться после смены власти, это не является верным признаком того, что дело идет к скорому освобождению места действующим главой государства: обстоятельства ухода членов команды могут быть совсем не такими, какими их изображают в средствах массовой информации и в частных разговорах. Перевод из ближнего окружения на периферию может быть средством, которым глава государства распространяет свое влияние. У лидера есть интерес в том, чтобы дать поработать вблизи себя большому количеству людей: присмотреться к ним, сделать их лично ему обязанными, повязать их общими сомнительными делами. Иными словами, видимая часть вещей не всегда соответствует их сути, и надо предпринимать особые усилия, чтобы не впадать в заблуждение. Аналитик должен руководствоваться следующими принципами: 1. Не принимать ничего на веру. Опасаться неосознанного переня- тия массовых заблуждений. Подвергать критическому разбору устоявшиеся мнения. 2. Распознавать попытки скрытого влияния на себя со стороны различных субъектов. 3. Не надеяться на помощь ученых. Учитывать слабости "нормальной науки", ограниченность возможностей всякой теории. 4. Вырабатывать у себя некоторое более или менее четко выраженное понимание сути человека и общества (чем менее определённым и развитым является это понимание, тем в большей степени всякое собственное мнение о текущих событиях является следствием преобладающих влияний). 5. Обращать внимание на аномалии, исключения из правил. Искать необычное в обычном. 6. Обращать внимание на детали. То, что представляется мелкой ошибкой, недоработкой, случайностью, на самом деле может быть проявлением скрытой сути. 7. При исследовании важных предметов искать несовпадающие мнения о них. Учитывать, что более правильное мнение не всегда явля- ется более аргументированным, лучше оформленным и шире распро- страненным. 8. Не перегружать себя работой. Проблем всегда больше, чем аналитик в состоянии решить; доступных сведений всегда больше, чем аналитик в состоянии обработать. Лучшие мысли приходят по преимуществу в свежую, не слишком занятую голову.

3.1. Разведывательный документ.

Службой АР готовятся документы следующих типов: 1) подборки чужих материалов; собственные тексты; 2) аналитические материалы; прогнозы; проекты; 3) инициативно разрабатываемые документы; документы, разрабатываемые по запросу; 4) документы, разработка которых инициируется некоторыми событиями или действиями; документы, разрабатываемые периодически; 5) короткие сообщения (порядка 500 знаков); одностраничные тексты (порядка 2 000 знаков); малостраничные тексты (порядка 10 000 знаков); большие документы (порядка 100 000 знаков). Возможные именования разведывательных документов: разведыва- тельная сводка, аналитическая записка, сообщение, обзор, справочник. Возможные грифы разведывательных документов: 1) "Для служебного пользования", "Секретно", "Совершенно секретно"; 2) "Срочно"; 3) "Особой важности". Срочное -- не обязательно особо важное. Особо важное -- не обязательно секретное. Атрибуты разведывательного документа: 1) название; 2) идентификатор; 3) тип; 4) степень секретности; 5) разработчики; 6) заказчики; 7) лица, для которых предназначен документ; 8) лица, имеющие право доступа к документу; 9) лица, знакомившиеся с документом; 10) дата начала разработки; 11) дата последней редакции; 12) дата завершения разработки; 13) дата представления заказчику; 14) состояние: планируемый, разрабатываемый, законченный, используемый, использованный; 15) программа действий, в рамках которой разработан документ; 16) объем документа. Заказчики документа не обязательно являются его пользователями. Разработчики частей документа не обязательно имеют право доступа к документу в целом. Доработка документа может продолжаться и после представления его заказчику. Отличия разведывательного документа от научного труда: 1. Текущая практическая полезность. Для научного труда она не обязательна (и даже может быть вредна, поскольку требование текущей полезности каждого исследования может отклонять процесс научного поиска от продуктивного пути). 2. Необязательность научной новизны. Даже если разведывательный документ содержит лишь выдержки из чужих текстов, он может быть очень полезным. 3. Необходимость подготовки в определенный короткий срок -- не позже времени принятия решения, ради которого его разработка была инициирована. Разведывательному документу желательно, но не обязательно, содержать информацию, достаточную для принятия решения, по по- воду которого он разрабатывается: лицо, принимающее решение, будет пользоваться не только этим документом. Часто трудность состоит не в том, чтобы выработать некоторую нужную идею, а в том, чтобы достучаться с этой идеей до умов и сердец. Многие проблемы лежат на поверхности, но не замечаются. Многие решения известны, эффективны и доступны, но не реализу- ются. Многие выводы не делаются, хотя для них имеются достаточные основания. Причина -- в глупости, абсурдности, извращенности, чрезмерной загруженности людей, а также в необеспеченности их методикой работы с проблемами, в незнании ими технологий сложной совместной деятельности. По В. Плэтту, основные требования к разведывательному документу таковы: достоверность, своевременность, ясность, убедительность. ("Информационная работа ...", стр. 64) Малая достоверность сведений, конечно, нежелательна, но гораздо более нежелательна неверная оценка степени достоверности. Срок представления разведывательного документа должен соответ- ствовать скорости изменения отражаемых им феноменов -- чтобы документ ко времени его прочтения все еще сохранял адекватность (описывал существующее положение дел или давал прогноз, которому еще не пришло время сбываться). Своевременности следует добивать- ся даже в ущерб количеству и достоверности сведений, стилю изло- жения. Если заказанный документ создается слишком долго, интерес к нему падает. А значит, падает и репутация разведслужбы. Убедительность достигается не только достоверностью и ясностью, но и манипулятивными средствами. Содержание документа должно оправдывать усилия, затраченные на его создание. Характеристики разведывательных сведений: ценность (= предполагаемый эффект от использования); скорость старения; затраты на добывание; затраты на проверку; затраты на представление потребителям. Документ должен быть понятным, удобным при чтении, привлека- тельным для тех, кому он предназначен. Он приобретает указанные качества, если обеспечивается следующее: название документа отражает его содержание; четко указывается назначение документа; текст строится компактно, структурированно; вместо редких слов используются общеупотребительные синонимы: имманентный --> присущий, неотъемлемый; континуальный --> непрерывный; латентный --> скрытый; перманентный --> постоянный; спорадический --> непостоянный, нерегулярный; спонтанный --> самопроизвольный; стохастический --> случайный; эксплицитный --> явный; и т. п. имеются выводы: обобщения, практические предложения и т. п. Процесс старения разведывательных сведений уподобляют распаду радиоактивных веществ и приблизительно характеризуют периодом сокращения информационной ценности в 2 раза. Разные разведыва- тельные сведения теряют ценность с разной скоростью -- в зави- симости от природы отражаемых ими феноменов, от общей стратегии наблюдаемого субъекта, от его представлений о работе изучающей его разведки, от применяемых им способов препятствования этой разведке. В старении сведений надо различать: нормальное старение; старение, обеспечиваемое специально для защиты от разведки. Приблизительное среднее время сокращения ценности некоторых разведывательных сведений на 50% (темп нормального старения): +-----------------------------+----------------+---------------+ | феномен | в мирное время |в военное время| +-----------------------------+----------------+---------------+ | массовые настроения | 2 нед. | 1 нед. | | национальный характер | 10 лет | 5 лет | | оперативные планы | 6 мес. | 1 нед. | | размещение армий | 6 мес. | 1 нед. | | размещение батальонов | 4 мес. | 1 сутки | | производственные мощности | 2 года | 6 мес. | +-----------------------------+----------------+---------------+

3.2. Искусство сомнения.

Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимае- мой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Послание Иакова (1.6-8). Способность сомневаться наблюдается редко у людей; лишь небольшое число умов носит в себе зачатки скепти- цизма, нуждающегося в воспитании для своего развития. Способность сомневаться -- свойство своеобразное, за- мечательное, философское, аморальное, возвышенное, чу- довищное, коварное, вредное для людей и для имущества, враждебное государственной полиции и благоденствию империй, пагубное для человечества, разрушительное для богов, ненавистное небу и земле. Анатоль Франс. "Остров пингвинов". Склонность сомневаться в достоверности различных представлений называется скептицизмом. Скептицизм следует отличать от мнительности (которая тоже, впрочем, уместна) -- склонности сомневаться в искренности, добросовестности и надежности людей. А также от критицизма (склонности во всем выискивать недостатки) и пренебрежительного отношения к мнениям и достижениям других (это никогда не бывает уместно). Могут быть выделены следующие уровни сомнения: 1. Сомнение в частностях: величинах, пропорциях, расстановке акцентов. 2. Сомнение в направлении: попытка выявить противоположное -- "да" вместо "нет", "нет" вместо "да". 3. Сомнение в охвате: то, что представляется исчерпывающим, может оказаться частным случаем чего-то еще более общего. Примеры из науки: геометрия Евклида --> геометрия Лобачевского механика Ньютона --> механика Эйнштейна 4. Сомнение в корректности структуризации предметной области, в адекватности системы понятий: +-----+ +-+-+-+ +-----+ вместо +-----+ возможно | | | | или +--+--+ +-----+ | | | | | | | +-----+ +-+-+-+ +--+--+ Отличие интеллектуально талантливого человека -- в способности переживать сомнения 3-го и 4-го уровней. В скептицизме надо различать ... признание сомнительным чего-то конкретного; принципиальную готовность усомниться в чем угодно; предполагание возможной достоверности чего-то, признанного ложным; поиск и исследование альтернативных объяснений. Не требуется больших усилий, чтобы признавать сомнительным всякий факт и всякое утверждение, но человек не в состоянии исследовать достоверность всякого факта и всякого обобщения, с которыми ему приходится работать. Таким образом, существует проблема оптимального распределения ограниченного интеллекту- ального ресурса между проверкой фактов и обобщений и их исполь- зованием. Сомнение усложняет деятельность и при неуместном употреблении отрицательно отражается ее качестве. Чтобы нейтрализовать против- ника, рекомендуется сеять у него побольше сомнений.

3.3. Обращение внимания на мелочи.

"В 'Человеке, который был Четвергом' Честертон описывает бригаду политической полиции, специализировавшейся в области поэзии. Покушения удалось избежать, потому что один полицейский понял смысл сонета. В прихотливых шутках Честертона кроются значительные истины. Течение мыслей, не замечаемое патентованным наблюдателем, равно как и писания и труды, на которые не обращает внимания социолог; социальное значение фактов, представляющихся слишком незначительными и слишком спорными, говорят, быть может, о будущих событиях вернее, чем крупные, явно заметные факты и значительные видимые движения мысли." (Ж. Бержье, Л. Повель "Утро магов", ч. 5, гл. 1) Расследование почти всякой большой катастрофы (стихийной, тех- нической или социальной) приводит к выводу, что задолго до того, как она разразилась, имели место признаки, позволявшие сделать довольно убедительное заключение о ее возможности или даже о ее неизбежности. Более того, иногда находились люди, которые такое заключение делали и тщетно добивались внимания тех, у кого была достаточная власть для принятия защитных мер. Правда, это вовсе не означает, что люди, обладавшие властью, делали ошибки: возмож- но, они обращали внимание на какие-то другие обстоятельства или следовали более правдоподобным рекомендациям каких-то других предостерегающих и тем самым спасали общество от какой-то другой катастрофы. Во всякий момент времени в обществе существуют зачатки очень разных тенденций (в том числе взаимно противоположно направлен- ных), большая часть из которых никогда не разовьется сколько-ни- будь значительно, причем не из-за того, что кто-то намеренно ее остановит, а из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. Из этого следует, что лучше принимать защитные меры с широким спектром действия, но из этого не следует, что малополезно про- бовать распознать что-то скрытое, зарождающееся или вовсе еще не существующее, но уже имеющее предпосылки для своего возникнове- ния.

3.4. Уровни аналитической работы.

Выделяются следующие уровни сложности познавательного мышления: работа в рамках существующих теорий; доработка существующих теорий; создание новых теорий в рамках существующих парадигм; создание новых парадигм. Соответственно выделяются следующие уровни аналитической работы: аналитика нормального уровня: с использованием и доработкой существующих обобщенных представлений; аналитика высокого уровня: с обновлением обобщенных представлений в рамках существующей парадигмы; аналитика особо высокого уровня: с использованием разных существующих парадигм и созданием новых. На 1-м уровне способны проявить себя многие умные люди, прошедшие специальную подготовку. 2-й уровень предполагает склонность к теоретизированию и готовность браться за масштабные задачи. 3-й уровень -- удел индивидуумов, отмеченных чертами гениальности (понимаемой как специфический "раскрепощенный" склад ума и не обязательно выливающейся в выдающиеся творческие достижения). Их нужно всего 3..5 человек на всю службу АР, но не всегда набирается и столько. Между тем, эту службу можно лишь в том случае считать полноценной, если такие люди попали в нее, заняли не последние должности и не имеют необходимости скрывать свои особенные качества. Аналитическую разведывательную работу на парадигмальном уровне вредно отделять от работы научно-философской. Первая обеспечивает вторую проблемами, фактами и стимулами, вторая первую -- практическими идеями. Аналитику, работающему на парадигмальном уровне, по большому счету безразлично, что анализировать: лишь бы был творческий интерес, хорошо платили и давали время разобраться в предметной области.

3.5. Феномен истины.

У мудрецов Древней Греции было такое публичное развлечение: один и тот же оратор произносил одну за другой две вполне аргу- ментированные и страстные речи, первая из которых была в защиту некоторой позиции, а вторая -- против нее. В этом трюке имелся великий смысл: демонстрировалась сложность ситуации с истиной. Таким образом, уже древние греки понимали, что полезные и вредные стороны большинства сущностей -- относительные, изменчи- вые, неопределенные, совместимые одна с другой. Поясним эти свойства: 1. Относительность: сущность может быть вредной для субъекта А и полезной для субъекта В -- но с точки зрения наблюдателя р, а с точки зрения наблюдателя Q эта сущность, наоборот, полезна для А и вредна для В. 2. Изменчивость: одна и та же сущность может быть полезной для субъекта А до обеда и вредной после. 3. Неопределенность: сущности Х и Y несомненно вредны для субъекта А, но трудно указать, какая из них вреднее, если приходится между ними выбирать. 4. Совместимость: аспект "альфа" сущности Х может быть полезен для субъекта А, а аспект "бета" этой же сущности -- вреден, и трудно определить, какой из них в X перевешивает. Описанный выше подход к понятиям "хорошо" и "плохо" не свой- ственен простым интеллектам. Им иногда объясняют, что истина -- где-то посередине между плюсом и минусом, но такая модель не намного точнее черно-белой. Истина -- не посередине. Ее вообще там нет. Для ее выражения нужны модели более высокого порядка сложности. Выбор определяется тем, какое представление выгоднее в текущий момент поднести массам в качестве "истины". Оправдание можно найти для любой мерзости. И наоборот, можно безошибочно плюнуть в любого святого. Одно и то же явление в одной и той же ситуации можно, ничуть не поступаясь с истиной, представить в различных пропорциях черного и белого: превознести; щедро похвалить, но не превращать в канон; похвалить, но указать недостатки; пожевать достоинства и недостатки, но уклониться от суммирующей оценки; поругать, но упомянуть и достоинства; сильно поругать, но допустить возможность исправления; разнести вдребезги абсолютно и категорично. Самые светлые и выстраданные истины могут со временем или при некоторых условиях оказываться не вполне соответствующими действительности или вовсе вредными заблуждениями. К примеру, либерализм, ставший догмой, может в некоторых ситу- ациях оказаться вредным: общество способно дойти до такого состо- яния разброда, что спасти его от распада сможет только жесткая диктатура. Поэтому принципиальные "народолюбцы" могут быть для общества опаснее бандитов. И если вы сегодня поддерживаете либе- рализм, завтра диктатуру, а послезавтра еще что-нибудь, то это, возможно, не беспринципность, а принципиальность более высокого порядка. При выборе частных истин для представления их в качестве всей истины обычно исходят из текущих потребностей. Нельзя даже утверждать, что для некоторой социальной проблемы существует в каждый период времени единственное оптимальное решение. Может быть несколько существенно различающихся вариантов, эффективность которых крайне трудно сравнить из-за высокой сложности задачи. К тому же бывает лучше последовательно держаться одного не самого лучшего варианта, чем метаться между разными возможностями. При описанном выше положении с истиной драматическая борьба концепций в политике представляется лишь состязанием пропаган- дистских машин и организационных усилий функционеров, а вовсе сложным процессом выбора или выработки компромиссов. * * * Добиться высокой степени достоверности своих представлений очень трудно, даже если неуклонно к стремиться истине и исполь- зовать при этом эффективные технологии интеллектуальной работы. Но сложность в том, что на самом деле достоверность мало кому бывает нужна: добиваются в основном не достоверности, а правдо- подобности и убедительности. В политике, экономике, науке, судебных разбирательствах и т. п. бескомпромиссное стремление к истине оборачивается дополнительными затратами сил, меньшей результативностью в сравнении с оппонентами и конкурентами. Поэтому почти все представления людей о своем мире являются в той или иной степени искаженными -- либо из-за непосредственной лжи, либо из-за ошибок, порожденных опорой на чьи-то ложные утвержде- ния. По этой причине когда все-таки требуется узнать именно правду, цель оказывается едва достижимой. Масштаб лжи в политике иллюстрируется следующим отрывком из книги К. Эндрю и О. Гордиевского "КГБ..." (которая сама, в свою очередь, наверняка местами содержит если не ложь, то ошибки, по- рожденные некритичным использованием результатов чужой лжи и чужих ошибок, потому что полностью защититься от этого невозмож- но): "Находясь в Париже, Мюнценберг в августе 1933 года опубликовал документ, безусловно, имевший наибольший пропагандистский успех за всю историю Коминтерна: 'Коричневую книгу' о терроре Гитлера и поджоге рейхстага'. Моментально переведенная более чем на двад- цать языков, начиная от японского и заканчивая идишем, 'Коричне- вая книга' стала, по выражению Кестлера, 'библией антифашистской борьбы'. Кестлер заявлял, правда, несколько преувеличивая, что издание 'возможно, произвело больший политический эффект, чем любой другой памфлет, с того момента, когда полтора века назад Том Пейн в своем 'Здравом смысле' потребовал независимости для американских колоний'. Согласно названию, книга была 'подготовле- на Всемирным комитетом помощи жертвам немецкого фашизма (ПРЕЗИ- ДЕНТ: ЭЙНШТЕЙН) с предисловием ЛОРДА МАРЛИ'. 'Мое имя, -- писал Эйнштейн, -- появилось в английском и французском изданиях, как будто все это написал я сам. Это неверно. Мне там не принадлежит ни слова'. Но поскольку книга служила благому делу, великий физик решил не предъявлять претензий. 'То, что не я это написал, -- добродушно заявлял он, -- ничего не значит...' Предисловие лорда Марли, написанное в 'Палате лордов, Лондон', придавало этому мошенническому изданию респектабельный и сугубо достоверный вид. 'Мы не пользовались наиболее... сенсационными... документами, -- заверял читателей благородный лорд. -- Все, о чем говорится в этой книге, было тщательно проверено и является типичным примером среди множества подобных случаев'. Лорд Марли был достаточно наивен, чтобы и самому поверить в собственное предисловие.' "Как и большинство других удавшихся фальсификаций, 'Коричневая книга' во многом опиралась на факты. Однако факты, как позже при- знавал Кестлер, были смешаны с ложью и 'наглым блефом', изготов- ленным 'разведывательным аппаратом Коминтерна'." "'Коричневая книга' ответила на утверждения нацистов, что пожар рейхстага был результатом заговора коммунистов, таким же фальси- фицированным, но более убедительным тезисом о заговоре нацистов. Были продемонстрированы фальшивые документы, подтверждающие, что поджигатель голландец Маринус ван дер Люббе был на самом деле участником более обширного заговора, подготовленного главным на- цистским пропагандистом Йозефом Геббельсом. В ходе мероприятия группа штурмовиков проникла в рейхстаг через подземный ход, сое- динявший его с официальной резиденцией председателя рейхстага нациста Германа Геринга, устроила поджог и бежала тем же путем. Этот выдуманный заговор оживлялся сексуальным скандалом, основан- ным на фальшивых сведениях, уличающих ван дер Люббе в связях с ведущими нацистскими гомосексуалистами." "Основная гипотеза, предложенная 'Коричневой книгой' и мгновен- но завоевавшая популярность среди антифашистов, была впоследствии снабжена новыми выдуманными подробностями и считалась достоверной вплоть до 1962 года, когда западногерманский журналист Фриц Тобиас разрушил обе теории и о заговоре нацистов, и о заговоре коммунистов, приведя свидетельства того, что, по всей видимости, ван дер Люббе поджег рейхстаг без чьей-либо помощи, в бесполезной надежде спровоцировать народное восстание. Откровения Тобиаса не вызвали восторга в Германской Демократической Республике, которая поддержала изготовление новых фальшивых доказательств в подтверж- дение версии 'Коричневой книги'. В семидесятых годах хорватскому эмигранту Эдуарду Калику удалось с помощью самой искусной из этих подделок ввести в заблуждение 'Международный комитет по научиым исследованиям причин и последствий Второй мировой войны', который субсидировался Министерством иностранных дел и отделом по связям с прессой Федеративной Республики Германии и в который входили известные западногерманские историки. Позднее появились убеди- тельные доказательства того, что эти документы являются фальшив- кой." (стр. 203-205)

3.6. Работа с фактами.

Фактами можно доказать и опровергнуть все, что угодно. Осо- бенно если использовать не все факты, относящиеся к рассматри- ваемому предмету. При исследовании сложных явлений нередко на всякий важный факт отыскивается другой факт -- с противоположным смыслом. Также случаются ситуации, когда один и тот же факт применяется Для обоснования противоположных позиций. Преимущество получает Тот из оппонентов, кто первый привлечет факт на свою сторону. Восприятие факта индивидуумом зависит от уже имеющихся у этого индивидуума воззрений. В одном и том же явлении разные люди увидят разные факты. Вдобавок со временем выясняется, что некоторые факты - ложные (одни -- вследствие ошибок, другие -- вследствие лжи). В общем, перед фактами преклоняться не следует. Слово "факт" завораживает только людей с недоразвитым мышлением. * * * Некоторые факты представляют собой не ложь, а некорректное выражение сути вещей. Можно рассмотреть, к примеру, такое утверждение: "В 1918-1920 годах эпидемия гриппа унесла по всему миру 20 миллионов человек". Возможно, в самом деле 20 миллионов перестали жить, будучи больными гриппом. Но также возможно, что в их числе было миллионов 10..15, а то и более, которые умерли бы в эти годы так или иначе -- если не от гриппа, то от воспа- ления легких, от голода или от старости, а грипп всего лишь обрушился на их нежизнеспособные организмы раньше других непри- ятностей. Если учесть, что численность населения планеты в то время была около 1.8 млрд человек, а средняя продолжительность жизни -- менее 40 лет, то около 130 миллионов должны были умереть в любом случае. Таким образом, весомость гриппа как вредного фактора могла оказаться значительно меньшей, чем представляется при поверхностном восприятии указанного утверждения. Еще пример. Из газеты: "'Хрущев попытался возложить всю вину на Сталина, в то время как его собственные руки были по локоть в крови', -- говорит историк Российской академии наук Юрий Жуков. Телеграмма, найденная им в архивах Политбюро, свидетельствует о том, что, когда Хрущев был назначен руководителем Украины в 1938 году, он послал в Москву запрос на ликвидацию или арест 30 000 человек. Вскоре состоялась "зачистка" интеллигенции и 'враждебных элементов'." 30 000 человек -- в индивидуальном масштабе число очень большое и представляет Хрущева как чудовищно кровожадного человека. Но если сопоставить указанное количество репрессирован- ных с численностью населения Украины в то время (более 30 млн), получится менее одного репрессированного на 1 000 человек, а среди 1 000 наверняка найдется даже не один крайне асоциальный индивидуум, от которого лучше избавиться. Так что на самом деле приведенный "факт" означает скорее то, что Хрущев был человеком очень гуманным.

3.7. Обращение с демагогией.

Почти любой текст, описывающий человеческую деятельность, демагогичен в той или иной степени, то есть содержит элементы, назначение которых -- сформировать у читателя требуемое пред- ставление о действительности, воздействуя на эмоции этого читателя и провоцируя его на ошибки суждения, но не прибегая ко лжи. Возможности демагогии обусловливаются преобладанием иррацио- нальности в психической деятельности человека. * * * Некоторые демагогические приемы, используемые в политических выступлениях: 1. Перестановка акцентов. Вам: "Маленький успех на фоне общего развала." Вы: "Большой прогресс при наличии отдельных недостатков." 2. Стилистическая перекраска. Вам: "Большая сволочь, погрязшая в распутстве". Вы: "Человек со слабостями, неразборчивый в знакомствах". 3. Выдавание исключений из правил за правила: "Многих руководи- телей КПСС отличала скромность. К примеру, Михаил Суслов носил одно и то же пальто двадцать лет." 4. Подмена понятий: "коммунист" вместо "член КПСС"; "демократ" вместо "либерал". 5. Натянутая аналогия. Можно разглядеть в действиях или намере- ниях оппонентов что-то общее с фашизмом, большевизмом, мак- картизмом, бонапартизмом, культом личности или чем-то еще. 6. Объективизация своих промахов. Надо: "Сохранить общее экономи- ческое пространство на развалинах СССР нам не удалось". Вы: "Идея общего экономического пространства себя изжила". 7. Использование "положительных" слов в связи с собой -- чтобы сформировались выгодные ассоциации: "справедливость", "бди- тельность", "уважение", "труд" и пр. Избегание "страшных" слов в описании последствий своей деятельности: не "возросла безработица", а "возникла некоторая напряженность на рынке труда". 8. Использование "отрицательных" слов в связи с противником: "происки", "глумление", "пособничество", "безответственность" и пр. Это не оскорбления и не клевета, а всего лишь враждеб- ный стиль. Верх искусства отрицательных слов -- пресловутые "ярлыки". Примеры особенно удачных ярлыков: "вредитель", "подкулачник", "враг народа". Сотрудники АР обращаются с демагогией двояко: стремятся распознавать ее в исследуемых текстах, защищать себя от ее влияния; используют в собственной манипулятивной деятельности.

3.8. Масштабы восприятия.

У пишущего человека склад ума обычно бывает одного из трех типов: газетного, журнального, книжного. Газетчик живет текущим месяцем, журнальщик -- текущим годом, книжник -- текущим десяти- летием, а то и вовсе эпохой. Лезть не в свою область для них затруднительно и не интересно. Если газетчик пишет книгу, получа- ется серия очерков. Если книжник пишет статью, получается некий обзор. Для книжника газета -- "суета сует"; многие книжники вооб- ще избегают читать газеты. Для газетчика книжник -- оторванный от жизни человек, не разбирающийся в текущем моменте. Журнальщик же представляет собой переходный тип, спотыкающийся и на газетном, и на книжном поприще. Газетчик может замахнуться максимум на пост- роение отдельных моделей социальной действительности, журнальщик -- небольшой теории, книжник мечтает основать целую науку. Указанным образом и аналитики подразделяются по масштабу восприятия социальных феноменов на "газетчиков", "журнальщиков", "книжников". Для службы АР нужны все, но при распределении работ следует учитывать особенности этих типов.

3.9. Качество анализа.

Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала. Блез Паскаль. "Мысли". Если собрать небольшую коллекцию текстов относящихся к некото- рой проблеме, то можно быстро формировать правдоподобные анали- тические записки по ней путем выдергивания и частичного перефра- зирования фрагментов из разных источников. Некоторые источники можно указывать (для демонстрации своего знакомства с ними и для того, чтобы подкреплять свои утверждения чужими мнениями), некоторые можно умалчивать (чтобы материал воспринимался как продукт собственных изысканий и размышлений). Если источники качественные, и обработка их проведена аккуратно, то результат обычно получается по крайней мере неплохой. При нехватке времени и отсутствии собственного оригинального и хорошо проработанного мнения это может быть приемлемо. Во вполне доступных текстах изложено огромное количество мнений по огромному множеству вопросов. Искусство правильно сделать выбор из чужих мнений -- это немало. В отношении мнений различаются люди следующих типов: 1) способные воздерживаться от укрепления в каком-нибудь мнении, если для этого нет достаточных оснований; 2) способные менять мнение под влиянием корректных аргументов; 3) склонные непроизвольно и некритично приобретать и менять мнение; 4) склонные придерживаться однажды усвоенного мнения и проявлять безразличие к его критике. Лучше не иметь никакого мнения, чем иметь некритично усвоенное. * * * При заимствовании текстов важно не стать жертвой недобросовест- ности авторов. Возможные дефекты источников: ошибка рассуждений, расчетов, восприятия, вспоминания; намеренное дезинформирование, умалчивание; плагиат; имитация глубокомыслия; демагогия; розыгрыш.

3.10. Аналитическая разведка и официальная идеология.

Аналитику читать оппозиционную прессу обычно гораздо интереснее, чем официозную. Руководствование официальной идеологией в аналитической развед- ке отрицательно сказывается на качестве работы. Официальная иде- ология не может не быть упрощенной: во-первых, потому что она массовая, то есть рассчитанная на усвоение ее средним человеком; во-вторых, потому что она представляет собой соединение кусков разного происхождения, компромиссный продукт творческих усилий множества разработчиков. Аналитиками особо высокого уровня могут быть только вольнодумцы. Пренебрежение официальной идеологией не означает пренебрежи- тельного отношения к государству. Эта идеология -- лишь инстру- мент государства, заменяемый по мере надобности, а не какая-то священная "основа". Аналитическая служба -- не инструмент, а орган государства. Она "первичнее" официальной идеологии и даже может участвовать в ее разработке.

3.11. Определение круга интересов.

При выработке своей стратегии руководство АР и службы влияния должно в первую очередь определиться в том, какую долю ответст- венности за положение в стране и в мире взять на себя и в какую сторону изменять состояние общества. Только после этого уяснится круг интересов и диапазон приемлемых средств. В. Плэтт ("Информационная работа ...", стр. 36): "Одна из главных трудностей информационной работы стратегичес- кой разведки состоит в том, чтобы (...) установить, где должна проходить граница интересов стратегической разведки." "Необходимо уметь не разбрасываться, проявлять трезвость суждений и сосредо- точивать внимание на важнейших проблемах." Если службой АР проведена значительная работа на стратегическом уровне, то существенно облегчается оценивание различных феноменов и выработка рекомендаций на уровне тактическом. Руководству АР и службы влияния при планировании работы следует исходить не из выделенных для этой работы ресурсов, а из оценки своей способности организовать работу, а значит, и способности привлекать ресурсы дополнительно. Основные области интересов АР: центры влияния: правительства, партии, крупные предприятия и т. п.; лидеры; ключевые агенты влияния; массовое сознание: представления, настроения, идеологии, поветрия, слухи; политические события, мероприятия, общественные движения; экономические процессы, события, мероприятия; социальная организация, организационный потенциал; вооруженные силы, военные приготовления; охранные учреждения; научные, идеологические, пропагандистские центры; прикладные исследования и разработки; фундаментальные исследования; окружающая среда, естественные ресурсы, стихийные факторы, природоохранная деятельность.

3.12. Социальные условия, обеспечивающие эффективность аналитической разведки.

Следует заботиться о том, чтобы все лучшие заграничные публи- кации были доступны (отчасти в переводах) слою отечественных интеллектуалов, подпитывающему службу АР идеями, технологиями, кадрами. Относительная творческая свобода в стране, наличие конкуриру- ющих центров социальных исследований благоприятствуют работе АР, так как позволяют ей использовать посторонние разнообразные мнения, заимствовать и дорабатывать чужие идеи и технологии, переманивать кадры, а также вынуждают быть не хуже конкурентов.

3.13. Использование посторонних специалистов.

Преимущество стороннего консультанта может быть в том, что он не опасается разойтись во взглядах с местным начальством или с местными специалистами, и мыслит в парадигме, которая отличается от сложившейся у штатных сотрудников, долго работающих в одном учреждении. Одна из причин официального использования службой АР внешних консультантов -- стремление снять с себя ответственность за качество концептуальных или прогнозных документов: получается, что, стремясь к наивысшему качеству продукта, служба не ограни- чилась собственными кадрами, а привлекла им в помощь лучших спе- циалистов со стороны. В этом случае из посторонних людей выбирают не тех, кто сообразительнее, а тех, кто титулованнее, кто в глазах руководства страны представляет "цвет науки".

3.14. Стратегия сбора сведений.

Более или менее доступных данных, попадающих в область интересов АР, почти всегда имеется много больше, чем служба АР в состоянии собрать, сохранить, систематизировать. Но данных по ключевым проблемам, как правило, не хватает. Данные можно собирать впрок или под конкретные задачи. Выгоды сбора данных впрок: 1) возможность получения быстрого ответа при возникновении потребности в информации; 2) меньшая зависимость от состояния каналов передачи данных в критических обстоятельствах; 3) возможность формулирования новых существенных проблем при предварительном анализе собранных впрок материалов. Следует собирать ... 1) данные о данных: указывающие, где какие данные можно получить; 2) справочные данные, то есть своды однотипных кратких сообщений, более или менее полно охватывающие целые предметные области; 3) разрозненные данные о существенных предметах. Не следует собирать ... 1) легкодоступные данные из национальных источников -- достаточно защищенные от повреждения или существующие в большом количес- тве копий; 2) быстро устаревающие данные, не имеющие прямого отношения к решаемым задачам.

3.15. Специфика аналитической работы.

Для аналитика является нормальной неровность в работе: чередо- вание периодов подъема и спада активности. Нормальным также является ожидание им вдохновения для решения проблем повышенной сложности. Если человек ничем не занят и ни о чем не думает, это не зна- чит, что его подсознание тоже не работает. Идеи должны вызревать в подсознании. Преждевременная попытка выразить идею может ей навредить: такая попытка, как правило, означает осознанное приме- нение типовых формальных и полуформальных методов, и выработанные таким образом представления будут подавлять подсознательный про- цесс, который мог бы привести к радикально новым и особо эффек- тивным решениям. От самого лучшего аналитика не следует ожидать хороших резуль- татов, если он утомлен, ограничен во времени, слабо знаком с проблемной областью.

3.16. Психогигиена аналитической работы.

Возражение, прыжок в сторону, веселое недоверие, склонность к насмешкам -- все это признаки здоровья; все же безусловное относится к области патологии. Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (154). Расходиться в мнениях с большинством необходимо для аналити- ческой работы, но опасно для психики: человек -- коллективное существо, поэтому инстинктивно склонен принимать общее мнение, и противоречить большинству -- это для него тяжело (если, конечно, он не истерический психопат, стремящийся быть особенным). Далее, подозрительность общества концентрируется в его спецслужбах, но не существует четкой границы между профессиональной склонностью к сомнениям и болезненной мнительностью. В общем, сотрудник аналитической службы, интенсивно работающий на высоком уровне сложности, должен принимать особые меры для сохранения психи- ческого здоровья и интеллектуальной эффективности. Можно руко- водствоваться следующими правилами: 1. Избегать информационных перегрузок. Отвлекаться, отдыхать. Не доводить себя до неврастении. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 5): "Особенно же следует уделять должное время сну, необходимому для освежения мозга; для человека сон -- то же самое, что для часов -- завод." 2. Не сосредоточиваться длительно на узких темах. 3. Иметь не слишком узкий круг людей, с которыми возможно доверительное общение с обсуждением сложных тем. 4. Интересоваться психиатрией. 5. Знакомиться с работами "интеллектуальных революционеров", ломщиков парадигм. Сознание того, что ты не единственный, кто борется с общепризнанным, помогает сохранять спокойствие и уверенность в себе. (От интеллектуальных революционеров надо отличать абсурдистов, деструкторов, путаников, психически больных и имитаторов.) 6. Заботиться о достаточном количестве положительных эмоций, быть оптимистом.

4. Кадры аналитической разведки.

4.1. Комплектование.

Работа в разведке чрезвычайно разнообразна, и здесь есть возможность для проявления самых разных талантов и способностей. В каждой области различные люди могут по-разному достигать успеха. А. Даллес. "Искусство разведки" (стр. 174). Служба АР комплектуется лицами, имеющими высшее образование, проявившими требуемые способности, прошедшими общую подготовку в качестве офицеров службы безопасности, а также специальную подготовку в области информационной работы. А. Даллес: "Лучше брать сырой человеческий материал (...), простых людей, -- и готовить из них первоклассных работников разведки, не жалея на это времени, чем выискивать людей от природы хитрых, коварных, с конспираторскими наклонностями и пытаться приобщить их к работе в разведывательной системе (...) Работник, подбирающий людей в разведку, не ищет увертливых. Скорее всего, он будет остерегаться их или вовсе откажется от их услуг. Кадровый работник американской разведки готовится так, чтобы разведывательная работа была его специальностью, а не образом жизни." ("Искусство разведки", стр. 194) * * * При комплектовании аналитических кадров существуют следующие проблемы: 1) проблема отличения добросовестных исследователей от имитаторов и абсурдистов, способных генерировать правдоподобные тексты; 2) проблема корреляции интеллектуальной талантливости и психических нарушений; 3) проблема отсева малоспособных протеже влиятельных лиц. Р. Гелен: "Я придерживаюсь мнения, что по опыту дружественных нам разведывательных служб нам необходимо иметь доверенных лиц в различных общественных учреждениях и прежде всего университетах, которые давали бы систематически нам наводки на лиц, подходящих по своим данным к работе в разведке." ("Служба", гл. VIII) Должен быть разрешен прием в службу АР специалистов в любом работоспособном возрасте. Лица, ранее не состоявшие в секретной службе, но имеющие опыт в какой-то близкой области, могут привносить в АР новые существенные знания и технологии. Лица, увольняющиеся из службы АР не по причине бесполезности, небла- гонадежности или психической несовместимости, должны оставаться нештатными сотрудниками этой службы. Д. Маклахан о пользе привлечения в аналитическую разведку гражданских лиц различных специальностей: "Определенные профессии и исследовательский опыт вырабатывают в человеке те качества, которые необходимы разведчику. Более того, они создают у человека такую уверенность в суждениях, которая у офицера может быть подорвана привычкой постоянно подчиняться старшему по званию или должности." ("Тайны английской разведки", стр. 333) "В мирное и в военное время большую часть сотрудников разведки должны состав- лять гражданские лица, а не кадровые офицеры. Эти люди должны быть обучены работе в разведке, и им нужно представить возмож- ность устроить свою карьеру в данной области (...) занимать самые высокие должности." (там же, стр. 334) Приглашаемые в разведку гражданские лица должны иметь некоторый опыт работы по базовой специальности (сложившиеся воззрения и навыки) -- достаточный, чтобы обогатить им разведку и сопротивляться негативным факторам новой среды, но не настолько большой, чтобы ослабить способность адаптации к этой среде. Желательные качества разведчика-аналитика: 1. Чувство долга, патриотизм, порядочность, самоотверженность, нестяжательство, доброжелательность, оптимизм. 2. Смелость, способность отстаивать свое мнение, противоречить начальникам и коллегам. Здоровая агрессивность. Психическая устойчивость в конфликтах. 3. Интерес к мнениям других, гибкость, умение ладить с людьми, способность пересматривать свои взгляды. 4. Наблюдательность, внимание к деталям. 5. Умение промолчать. 6. Владение технологиями сложной интеллектуальной деятельности: научного исследования, управления большими проектами, перего- воров и пр. 7. Нестандартность мышления. Способность сомневаться. 8. Интерес к теоретической и литературной работе. Способность четко и убедительно излагать свои мысли, в том числе пись- менно. 9. Ориентация на практический результат. Умение различать главное и второстепенное. 10. Знание иностранных языков. Р. Гелен: "Наряду со специальными знаниями сотруднику, занимаю- щемуся сбором информации, могут принести успех инициатива и размах, энергичное ведение дел и въедливость, творческий подход и умелые действия, а также импровизация и умение фантазировать." ("Служба", гл. VIII) * * * Вероятные мотивы желающих заниматься специальной деятельностью: патриотизм; защита справедливости; личная защищенность; стабильный высокий заработок; принадлежность кругу избранных; удовлетворение своей агрессивности; месть; приключения; поездки в другие страны за государственный счет; использование служебных возможностей в личных целях; возможность в крайнем случае совершить измену с большой выгодой для себя. В отношении АР не действуют такие мотивы, как удовлетворение своей агрессивности, поездки в другие страны за государственный счет, приключения, зато действуют такие дополнительные мотивы, как малый риск, стабильный трудовой распорядок, работа в удоб- ном помещении. Для людей, которым доводилось немало перенапря- гаться и подвергать себя опасности, это становится существенным.

4.2. Интеллектуальные качества.

Записать факты и их ближайшую связь может почти каждый, а способный человек может сделать это во всякое время. Но на собственные творения духа, на МЫСЛИ, которые, как таковые и сами по себе обладают вечной ценностью, обыкновенный человек не способен никогда, а гений -- только в редкие мгновения. А. Шопенгауэр. "Новые паралипомены" (п. 535). При оценивании интеллекта должно приниматься в расчет следующее: мощность интеллекта; психическая выносливость; мыслительные парадигмы; приемы интеллектуальной работы; гармоничность психики (отсутствие или незначительность психических нарушений). Мощный ум может быть бесплодным или даже вредным, если исполь- зует неэффективные мыслительные парадигмы и приемы работы, осно- вывается на ложных представлениях. С другой стороны, индивидуум, не отличающийся психической мощностью, может быть творчески очень продуктивным за счет должной направленности своей психики, использования эффективных приемов работы и т. д. * * * В книге Джеймса Бэмфорда "Дворец головоломок (АНБ)" рассказыва- ется о тесте, используемом при отборе шифроаналитиков: "Этот экзамен рассчитан не просто на то, чтобы проверить акаде- мические знания кандидатов, но чтобы выявить 'шифровальные моз- ги'. Один из вопросов, например, заключается в том, что абитури- ента просят представить, что он или она является антропологом и стоит на высоком утесе, с которого видны несколько островов. Со своего наблюдательного поста антрополог может видеть разъезжающих между островами гонцов в каноэ. Кроме того, он или она видят, что с острова на остров посылаются дымовые сигналы. Прочитав с полстраницы текста примерно следующего содержания: 'Каноэ А идет на остров 3, затем на остров 7, затем на остров 5 и так далее, в то время как каноэ Б идет на остров 12, затем на остров 1... Тем временем дымовые сигналы посылаются с острова 6 на остров 3...', абитуриент должен ответить на такие вопросы: 'Какой из островов является в этой группе главным?, 'Какой из этих островов контролирует связь между ними?' или 'Какой из островов этой группы является наименее важным?'" "...эта часть испытания рассчитана на то, чтобы выискать тех немногих избранных с редко встречающейся способностью стать мас- терами анализа радиопереговоров, вести поиск в километрах сооб- щений и выделять в них определенные закономерности." (стр. 120- 121) Надо заметить, что аналитик, хорошо справляющийся с задачами приведенного типа (т. е. преимущественно формальными), не обяза- тельно способен хорошо проявить себя также в анализе на концеп- туальном уровне (скорее, наоборот). Можно говорит о двух типах аналитики: преимущественно формальной и преимущественно нефор- малной. Если первая выигрывает от узкой специализации, то вторая -- от ее избежания.

4.3. Морально-политические качества.

А. Даллес: "Работник разведки не должен быть слишком честолюби- вым человеком и не должен стремиться к тому, чтобы его труд воз- награждался славой или богатством. Ни того, ни другого он, по всей вероятности, не получит ..." ("Искусство разведки", стр. 175) Но "по всей вероятности" разведчик не получит славы и богатства также ни в какой другой области деятельности, потому что эти вещи вообще достаются мало кому. А маленький шанс добиться того и дру- гого у него все-таки есть и в разведке -- к примеру, через публи- кацию мемуаров. Работник АР, как человек пишущий, может отличить- ся книгой довольно рано. По сравнению с писателями, работающими вне разведслужбы, у него есть два преимущества: во-первых, доступ к особым источникам информации, во-вторых, солидный статус, упро- щающий отношения с издательствами. Поэтому переход на работу в разведку -- это не утрата возможностей, а приобретение их. * * * Упомянутые ранее желательные моральные качества аналитика, работающего в разведке, (чувство долга, патриотизм и т. д.) являются в значительной степени взаимосвязанными и наследственно обусловленными. Более вероятно ожидать их у тех, чьи родители честно работали и умеренно отличились на государственной службе, связанной с риском. Люди различаются предрасположенностью к проявлению тех или иных инстинктов, и воспитание может изменить спектр врожденных наклонностей только в небольших пределах. У психически здоровых и интеллектуально развитых людей упомянутые качества вполне совместимы с уместно проявляемыми агрессивностью, скептицизмом, недоверчивостью. Д. Маклахан: "Офицеру разведки может потребоваться пойти на подкуп, насилие, обман, предательство и ложь. Ему, возможно, придется встретиться и с необходимостью тайно вторгнуться в личные взаимоотношения людей, в их переписку. Если офицер-раз- ведчик и не был ловким, пронырливым человеком к началу своей службы, то к концу ее обязательно станет. Работа в таких областях разведки, как дезинформация и подрывная деятельность, наложит неизгладимый отпечаток на образ мышления людей." ("Тайны английской разведки", стр. 344) Сказанное относится к добывающим офицерам. Аналитик может сохранять чистые руки и презирать добытчиков, но это нечестно, если он не может без них обойтись. Кроме того, чтобы быть хорошим разведчиком-аналитиком, надо быть и немного добытчиком -- хотя бы в душе. Очень желательно, чтобы сотрудники АР не были курильщиками и не имели других подобных слабостей, свидетельствующих об абсурд- ности поведенческих установок и слабоволии. Другие плохие признаки: чрезмерное пристрастие к музыке, особенно джазу, тяжелому року и т. п.; интерес к модернистской живописи; ненормальность половой жизни (отсутствие или смена "брачного партнера", и т. д.); чрезмерное стихотворчество; косоглазие, заикание, нарушения сна; склонность к коллекционированию. Поскольку людей, совмещающих все желательные качества, набира- ется очень немного, и не всех из них интересует работа в АР, и государству они нужны не только в АР, то получается, что основная проблема службы АР -- это проблема комплектования. Люди, психический склад которых не позволяет допускать их к государственным секретам, могут использоваться службой АР через различные исследовательские институты, "центры", "советы".

4.4. Профессиональная подготовка.

Даже в знаниях надо меру знать, не набираться тех знаний, кои и знать не стоит. Б. Грасиан. "Карманный оракул" (аф. 174). Аналитики скорее выявляются, чем готовятся, но можно создавать условия, способствующие развитию аналитических способностей. В. Плэтт: "Трудно представить себе какую-либо естественную или общественную науку, которая не имела бы прямого или косвенного отношения к тому или иному аспекту информационной работы стратегической разведки." ("Информационная работа ...", стр. 44) "Глубокое знание основных принципов естественных и общественных наук, несомненно, весьма полезно для офицера информации. Его начитанность в вопросах, имеющих лишь отдаленное отношение к вопросу, которым он непосредственно занимается, часто стимулирует воображение и подсказывает интересные аналогии. И напротив, на- стойчивое изучение только данного узкого вопроса будет напрасно истощать умственные способности разведчика." (там же, стр. 142) * * * Области, о которых аналитику желательно иметь представление: психология; | география; педагогика; | этнология; лингвистика; | демография; | страноведение; | математика: статистика, | юриспруденция; теория вероятностей; | конфликтология; планирование эксперимента,| политология; теория игр; | криминология; теория катастроф; | военное дело; системология; | | социология; культурология; | экономика; социальная психология; | государствоведение; философия; | философия истории; религиоведение; | социальная экология; идеологии; | глобальные проблемы; | науковедение; | психотроника; принятие решений; | политические технологии; менеджмент; | разведка и контрразведка. обработка данных; | управление развитием; | техника, технологии; | Для аналитической работы область базового образования не имеет существенного значения. Массовое образование обычно отличается серостью и аналитике высокого уровня больше вредит, чем помогает. По этой причине лучшими аналитиками в гуманитарной области неред- ко оказываются "технари" и "естественники", а не исконные "гуманитарии". Для службы АР не обязательно и даже не желательно, чтобы все ее аналитики принадлежали одной "школе", пользовались одинаковыми методами. Столкновение разных подходов идет этим подходам на пользу -- если, конечно, их сторонники способны корректно спорить и пересматривать свои взгляды. Одни книги запрещаются и уничтожаются церковью, другие -- тоталитарными режимами, третьи -- "демократическими" правитель- ствами по настоянию влиятельных профессиональных или этнических групп. Некоторые из этих книг являются действительно вредными для человечества, некоторые -- лучшими из числа когда-либо написанных. Аналитику желательно читать и те, и другие. Чтобы меньше отклоняться в представлениях от реальности, надо по возможности хотя бы немного непосредственно контактировать с теми сущностями, о которых требуется иметь мнение. Это достига- ется регулярными стажировками сотрудников АР в различных областях деятельности. Разведчик-аналитик должен развивать и поддерживать в себе некоторые навыки агентурной и диверсионной работы -- во-первых, чтобы лучше понимать действия и возможности коллег, во-вторых, чтобы не позорить свое учреждение в случае какого-нибудь личного конфликта вне его стен. Кандидатам на работу в специальной службе лучше проходить вводный курс обучения ДО зачисления их в штат. При таком подходе есть возможность лучше присмотреться к ним в процессе обучения и учесть результаты экзаменов. Кроме того, некоторые из кандидатов, могут сами изменить свое решение, лучше ознако- мившись с условиями и требованиями будущей службы.

4.5. Развитие аналитических способностей.

Современные люди обычно используют лишь незначительную часть своих знаний. Некоторые их знания действительно для них излишни, некоторые не могут быть применены вследствие своей неупорядочен- ности, невстроенности в личные технологии. Люди потребляют больше сведений, чем в состоянии обдумать. Если бы они имели время и некоторые способности для обдумывания имеющихся у них сведений, они могли бы вырабатывать для себя многие эффективные обобщения и правила, не обращаясь к источникам дополнительной информации, но лишь вспоминая то, что они уже знают, или более тщательно перерабатывая тот поток сведений, который они воспринимают так или иначе. Для развития аналитических способностей полезно вести какие-нибудь исследования на основе общедоступных сведений. Эти исследования должны включать выявление структур, процедур, процессов, построение классификаций. К примеру, можно описывать развитие некоторого предмета, его связь с другими предметами, его особенности в различных местах его существования. Предполагаемый результат исследования должен представлять некоторую ценность и иметь шанс на публикование. Предмет исследования не обязательно должен быть претенциозным. Если добросовестно изучить какую-то частность и хорошо изложить результаты, к ним обязательно будет проявлен интерес. Аналитик должен заниматься анализом почти каждодневно -- если не в связи со служебными заданиями, то в связи с личными творческими планами. Всякую газету или книгу он должен читать с карандашом в руке и с подготовленными листками бумаги для выписок (делать карандашные пометки надо, конечно, с учетом того, что кто-то посторонний может заняться их изучением). У него должна быть постоянная установка на то, чтобы по косвенным неброским проявлениям распознать что-нибудь скрытое и значительное; чтобы обнаружить ошибочность какого-нибудь распространенного мнения или авторитетного заявления; чтобы предложить неожиданный и эффектный выход из какой-нибудь трудной ситуации.

4.6. Формирование коллектива.

Бывает, что информационная деятельность учреждения малопродук- тивна не из-за того, что не удалось собрать в нем достаточное количество способных людей, а из-за того, что слишком несовер- шенна технологическая система, в которую эти люди оказались встроенными. Удачное же формирование системы обычно приводит к какому-нибудь очень значительному достижению. Сказать о человеке "умный" -- это сказать о нем очень мало. Если он хорошо справляется с проблемами некоторых типов, это вовсе не значит, что он так же хорошо будет справляться с проб- лемами некоторых других типов. Правильно организовать коллектив значит дать каждому возможность проявлять свои сильные качества и не проявлять слабых. Структура учреждения должна быть такая, чтобы каждый способный работник получил должность, приблизительно отвечающую уровню его способностей и амбиций, даже если при этом возникнет несколько отделов, в составе которых нет никого, кроме начальника. Надо иметь в виду, что ущемленный работник больше думает не о том, как лучше выполнить свою функцию, а о том, как мало его ценят, и какие шаги ему следует предпринять, чтобы поправить ситуацию. Людьми ценится в их служебном положении следующее: высокая должность; высокая заработная плата; материальные преимущества, предоставляемые помимо заработной платы; выгодные служебные поездки; соответствие выполняемой работы склонностям и способностям; возможность дальнейшего роста; уважительное отношение; причастность к важному полезному делу; возможность влиять на ключевые решения; различные свободы в части творчества и режима работы. Работник может чувствовать себя в неблагоприятном положении, если не удовлетворяется хотя бы одна из перечисленных потребнос- тей. Если нет возможности удовлетворять какую-нибудь из этих по- требностей, надо компенсировать это более полным удовлетворением каких-то других потребностей. Следует всячески избегать ситуаций, при которых одинаковые по своим качествам люди надолго оказываются в существенно неодина- ковом положении. Всякий сильно обиженный человек опасен. Лучше набирать людей, которые заведомо не будут обижены, чем впоследствии разбираться с их претензиями. Чтобы обиды не накапливались, надо создать психологическую атмосферу, при которой каждый, кто чувствует себя используемым не в полную меру или как-то ущемленным, мог бы поде- литься своими соображениями с начальником, не опасаясь неприятных последствий. Основные препятствия особо качественной деятельности коллекти- ва: его начальник, начальник начальника, существующий порядок вещей в государственных органах. В наибольшей степени дело зависит от непосредственного начальника. Если он окажется более-менее способным в качестве специалиста и администратора, ему будет сравнительно легко добиться выполнения коллективом работы на среднем уровне качества, но при попытках превзойти этот уровень он будет наталкиваться на повсеместное непонимание и сопротивле- ние. Если настроенный на значительный успех начальник становится во главе уже существующего коллектива, чувствительную проблему для него составит избавление коллектива от некоторых неподходящих людей. Ему лучше оговорить право на проведение "чистки" в качест- ве одного из условий своего вступления в должность. Если нет возможности много платить работникам, то составить коллектив из способных и опытных людей удастся лишь в том случае, если убедить их, что через совместную работу они скоро существен- но изменят положение с оплатой в лучшую сторону.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"