Проект системы образования
(Наброски)
Релиз 16.01.2016
Качество системы образования всегда соответствует качеству
государства, поэтому судить о государстве (о его прочности, перс-
пективности, благоприятности для людей) можно по его системе
образования.
Эффективность системы образования может оцениваться с точки
зрения государственного аппарата и с точки зрения личности.
Зачастую то, что хорошо для государственного аппарата, плохо для
людей, живущих в обществе, над которым этот аппарат стоит.
Система образования всегда работает частично на воспроизводство
существующего социального порядка, частично на формирование буду-
щего. Поэтому не имеет смысла проектировать систему образования,
если не уяснён социальный порядок, на который эта система должна
ориентироваться.
Как правило, и существующий социальный порядок, и тот, к кото-
рому стремятся верхи общества, в той или иной степени (иногда в
очень значительной) НЕ УСТРАИВАЕТ большинство граждан, поэтому
некоторые непопулярные его особенности скрываются от основной
массы людей, а некоторые другие его особенности -- популярные --
по преимуществу имитируются.
Насколько лживо представляется социальный порядок в средствах
массовой информации, настолько же лживо он должен представляться
и в системе образования, иначе этот социальный порядок долго не
продержится. Хорошо устроенная система образования, если бы её
каким-то невероятным образом удалось создать в плохо устроенном
обществе, плодила бы революционеров.
Те, кто будут больше других сопротивляться оздоровлению образо-
вания и воспитания в обществе:
- школьные учителя, преподаватели вузов;
- Министерство образования;
- государственный аппарат в целом;
- руководители сферы производства товаров и услуг;
- церкви.
Школьные учителя и преподаватели вузов заинтересованы в том,
чтобы работы было побольше, но чтобы она была попроще, то есть,
чтобы учебные курсы множились и разбухали, но создание и препо-
давание их не требовало значительного напряжения ума. В этом
случае работникам системы образования не грозит сокращение, и
открывается больше возможностей для "социального роста" в
пределах этой системы.
Министерство образования заинтересовано в наращивании объёма
своей работы и в выполнении "социального заказа" на массовое
воспроизводство управляемого и невзыскательного "человеческого
материала".
Чиновники, производители, церковники заинтересованы в том,
чтобы в обществе воспроизводился определённый уплощённый тип
личности, который наиболее благоприятен для сохранения и уве-
личения размаха их деятельности.
Пока существуют уплощающие СМИ, уплощающая реклама, уплощающая
эстрада, уплощающий интернет, уплощающая индустрия игр, уплощаю-
щее кино, уплощающая литература, до тех пор школьное воспитание
полноценных людей будет в основном терпеть неудачу.
* * *
Верхушка общества всегда стремится устроить для своих детей
отдельную систему образования (особые школы, особые высшие учеб-
ные заведения, особые факультеты) или вовсе обучать их за грани-
цей (готовить, так сказать, к деятельности на международном
уровне). Это имеет место даже в обществах, в которых номинально
существует (в законах, в официальной идеологии) "равенство воз-
можностей". С указанной тенденцией следует бороться, потому что
она деструктивная: чем менmше у представителей низов реальных
возможностей пробиться "наверх", тем больше деградирует со
временем верхушка общества, а значит, и общество в целом.
* * *
О том, какой должна быть система образования, эффективная с
точки зрения личности.
Учиться должно быть довольно трудно, потому что если нет пре-
одоления трудностей, то нет и развития. Иное дело, что трудности
должны быть рассчитанные, а не обусловленные несовершенствами
системы образования.
В дидактический материал должно включаться лишь то, что достой-
но запоминания. В дидактическом материале следует стремиться к
совершенству изложения (в первую очередь формулировок), а не к
тому, чтобы побольше сказать что-нибудь о разном.
Школьная система должна быть консервативной: дети должны
учиться приблизительно по тем же учебниками, что и их родители.
Мир людей изменяется в частностях, а не в базовых вещах, и зачас-
тую изменяется к худшему, потому что изменяющие его не усвоили в
своё время некоторых базовых вещей.
* * *
Принципы системы образования, ориентированной на формирование
развитых личностей:
1. Принцип равных возможностей, состоящий не в том, что всех оди-
наково ограничивают, а в том, что всех одинаково освобождают
от препятствий для здорового развития.
2. Принцип единого образования, состоящий в отсутствии разделения
школ по классовой принадлежности родителей, по способностям
детей. Приспособление к уровню способностей детей осуществля-
ется через дополнительные занятия: для отстающих, для вырыва-
ющихся вперёд.
3. Принцип поощрения способностей, состоящий в создании достаточ-
ных условий для развития любых положительных качеств учащихся
-- не только интеллектуальных, но также моральных, физических
и т. п.
4. Принцип постепенного расширения, состоящий в том, что одни и
те же темы изучаются до трёх раз -- в младших, средних и
старших классах -- с увеличением объёма и сложности материала
сообразно возрасту.
5. Принцип мировоззренческой целостности, состоящий в том, что
все темы излагаются в соответствии с чётко прописанной
концепцией человека, общества, мира в целом.
...............................................................
...............................................................
* * *
Проблемы школы:
- одарённые дети;
- неспособные дети;
- физически ущербные дети;
- психически ущербные дети.
Поощрение способностей должно осуществляться интенсивно, но не
акцентированно: более способные не должны противопоставляться
менее способным как высшие -- низшим. Основание для этого --
сложность ситуации со способностями:
- у одних они явные, у других -- скрытые;
- у одних они проявляются раньше, у других -- позже;
- у одних они развиваются на фоне здоровой психики, у других
-- на фоне явных или неявных психических нарушений;
- и т. д.
Доступность качественной дополнительной литературы -- это в
целом достаточный фактор для обеспечения возможности развития
интеллектуально одарённых детей.
Дети со значительными физическими и психическими дефектами
должны учиться отдельно от остальных. Заботиться надо в первую
очередь о полноценных детях, потому что в первую очередь именно
они -- а не инвалиды -- будут работать на общество, включая тех
же инвалидов.
* * *
Нормальная продолжительность получения среднего образования
должна быть не более 10 лет, среднего специального -- не более
2 лет, высшего -- не более 4 лет.
* * *
Рекомендуемые курсы школьного обучения (в скобках указан
относительный объём):
- анатомия, физиология, гигиена (4);
- антропология (1);
- астрономия (1);
- биология (микробиология, зоология, ботаника) (7);
- выживание (2);
- военное дело (2);
- география (3);
- геология и минералогия (2);
- домашнее хозяйство (2);
- естественная история (2);
- история всемирная (6);
- история национальная (3);
- история учений (4);
- иностранные языки (5);
- культурология (3);
- литература (5);
- логика (1);
- математика (10);
- медицина (3);
- музыка (2);
- психология (2);
- рисование (2);
- родной язык (4);
- самоорганизация личности (1);
- социология (3);
- техника (3);
- технологии (2);
- устройство общества (2);
- физика (10);
- физическая культура (5);
- химия (5);
- черчение (1);
- этнография (3).
Школа должна давать компактное, связное и адекватное представ-
ление о существенном: она должна формировать качественную основу,
на которую можно будет впоследствии наращивать остальное. ВСЕ
знания, даваемые школой, должны заслуживать того, чтобы более или
менее твёрдо помнить их в течение всей жизни, То, что без ущерба
забывается, должно исключаться из системы образования.
* * *
Написание школьных учебников должно рассматриваться как одно из
самых сложных и ответственных дел в обществе. Над школьными учеб-
никами следует работать тщательнее, чем над законами государства,
потому что чем лучше учебники, тем меньше потребность в законах.
Учебники должны состоять на 2/3 из обязательного материала, на
1/3 из дополнительного. Этим каждому ученику обеспечивается лёг-
кая возможность превзойти норму. Если норму превосходит большин-
ство учеников, её следует повысить.
Материал учебников должен иметь 2-уровневое, а по возможности и
3-уровневое ранжирование материала (как обязательного, так и
дополнительного) по значимости. Наиболее значимое -- это 1) обоб-
щённое, 2) существенные детали, подлежащие первоочередному
запоминанию.
* * *
Не должно быть учебных заданий, в которых легко выдавать чужой
результат выполнения за собственный.
* * *
Учебная нагрузка должна быть не более 50 часов в неделю с
учётом времени на выполнение домашних заданий. Борьба с "дурным
влиянием улицы" и т. п. должна осуществляться не путём наращива-
ния учебной нагрузки, а путём обеспечения содержательного здоро-
вого досуга и путём исправления "улицы".
В настоящее время основное дурное влияние на детей и взрослых
оказывается не улицей, а телевидением и интернетом.
* * *
Учитель должен быть для учеников в первую очередь образцом для
подражания в разных своих качествах. То есть, воспитание учеников
должно начинаться с воспитания учителей (а воспитание учителей --
с обеспечения им достаточных возможностей для саморазвития). К
учительской работе не должны допускаться люди, которые отягощены
дурными привычками, физически неразвиты, имеют значительные
физические или психические недостатки.
Возможности для социального роста учителей:
- повышение квалификационного уровня;
- ведение дополнительных, более высоко оплачиваемых занятий
со способными учениками;
- переход на руководящую работу в системе образования;
- переход на работу в высшее учебное заведение, готовящее
учителей;
- переход на работу по переподготовке учителей;
- участие в создании учебных курсов, учебников;
- участие в развитии концепции образования;
- занятие политической деятельностью.
* * *
Самое сложное в образовании -- это его мировоззренческий компо-
нент. Если формировать в людях такое отношение к существующему
общественному порядку, какое он заслуживает, государство получит
революционеров. С одной стороны, невозможно исправить общество
быстро и бесконфликтно, с другой стороны, исправлять его
необходимо.
Проектирование системы образования вторично по отношению к
проектированию социального порядка: сначала надо решать, какое
должно быть общество, потом -- какая система образования будет
обеспечивать "человеческий материал" для этого общества.
Принципы разумного общества:
1) равные возможности для социального роста граждан, отсутствие
закрытых привилегированных групп;
2) отсутствие чрезмерной разницы в уровне потребления между
верхним и нижним слоями общества (чрезмерное потребление
верхнего слоя вредно не только тем, что является пустой тратой
ресурсов, но также тем, что представляет собой дурной пример
для нижнего слоя);
3) построение политической системы, обеспечивающее здоровой части
общества возможность участвовать в управлении им;
4) нацеленность на достижение и поддержание равновесных отношений
общества с естественной средой обитания;
5) ориентация на развитие человека, а не его вещей.
* * *
В жизни людей есть вещи 1) интимные, 2) неприглядные, 3) отри-
цательные.
Рассказывать об отрицательных сторонах жизни следует так, чтобы
вырабатывалось неприязненное к ним отношение и формировалась
способность защищаться от них.
Если система образования будет формировать людей, которые
АДЕКВАТНЫ обществу, то есть способны хорошо с ним сживаться,
общество не будет изменяться в лучшую сторону. Условие положи-
тельных изменений в обществе -- некоторая НЕАДЕКВАТНОСТЬ ему
вступающих в жизнь молодых людей: неприятие части действительно-
сти, нежелание к ней приспосабливаться. При построении системы
образования важная задача -- найти оптимальную степень неадекват-
ности.
* * *
Как складывается система образования. Есть стремление подогнать
систему образования под текущие потребности и возможности общест-
ва. Есть перетягивание на себя одеяла "работниками системы обра-
зования". Наконец, учитывают и некоторый идеал системы образова-
ния, каковым для "отстающих" стран обычно является положение дел
в этой области в странах "передовых". Среди прочего, в систему
образования стремится втиснуться главенствующая в стране церковь
(и обычно это ей в той или иной степени удаётся).
Параметры системы образования:
- разделение образования на ступени;
- количество лет обучения на каждой ступени;
- соотношение количеств обучаемых на разных уровнях обучения;
- объём сведений;
- соотношение между фундаментальными и прикладными дисциплинами;
- соотношение между теоретической и практической подготовкой;
- соотношение между усвоением сведений и правил и развитием
мышления;
- степень специализации;
- и др.
* * *
Независимо от состояния "свободы" и "демократии" в стране, вер-
хушка общества стремится, с одной стороны, создать видимость
"равных возможностей", в другой, обеспечить собственному потомст-
ву место в верхушке -- и соответственно настраивает систему обра-
зования. Возникают привилегированные школы, привилегированные
вузы, привилегированные специальности.
...............................................................
...............................................................