Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Технология карьеры. Политическая деятельность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:




Технология карьеры

11. Политическая деятельность.

11.1. Политическая карьера.

Не всякий, говорящий Мне 'Господи! Господи!' войдет в Царство Небесное. Матф. (7:21) В политике добиться популярности можно лишь при условии, что станешь энергично выражать уже сформировавшиеся устремления какой-то большой группы сограждан, обслуживаемые какими-то средствами массовой информации, которые пользуются спросом. Только после того, как станешь фигурой, можно позволить себе заявлять что-то новое, непривычное: то, чего не ждут. Если же в политике начинать с попытки привлечь к себе внимание чем-то новым, то есть, по сути с попытки убедить людей в том, что они заблуждаются насчёт своих действительных интересов, будет полная неудача. * * * Есть добродетели, которые бесспорны в глазах большинства, и добродетели, которые таковыми не являются в глазах очень многих. При наличии у вас предпосылок для политической карьеры следует стремиться лишь к добродетелям первого типа. Если же вследствие некоторых ваших неотъемлемых качеств вас вряд ли когда-нибудь выберут президентом страны или хотя бы депутатом парламента, то нет смысла ограничивать себя одними лишь бесспорными добродете- лями, иначе вы никогда не сделаете не только политической карьеры, но и вообще никакой. Приверженность спорным добродетелям не только расширяет доступные для вас варианты действий, но также может принести вам скандальную известность, которая чревата многими приятными возможностями и которая есть разновидность удачной карьеры сама по себе. * * * Делец наращивает свое богатство по кусочкам, политик же приби- рает к рукам сразу целую страну. История человечества заполнена политическими баталиями. Во все времена находились активисты, которым казалось, что достаточно еще одного усилия, и наконец, будет установлен оптимальный вечный порядок, и люди достигнут благополучия. Ничего подобного, однако, не получается, и политическая борьба -- это бесконечный процесc. Поэтому не надо чрезмерной самоотверженности. Расходуйте силы на политику только в том случае, если хотите выбиться в лидеры, то есть зарабатывать ею на жизнь. Если вы еще не стали профессиональным политиком, то развивайте активность лишь в пред- дверии избирательной кампании: сконцентрировались, попробовали рвануться наверх -- и снова почти расслабление до новых выборов. Можно немного тратиться разве что на поддержание своей умеренной нейтральной известности, которая при необходимости позволяет быстрее отыскивать влиятельных сподвижников и раздуваться до большой фигуры, имеющей яркую и вполне выигрышную в текущем сезоне политическую окраску. Бушевать же между кампаниями -- пустая трата времени: у избирателей короткая память. Зато хорошая память у ваших политических противников, и поскольку обстоятель- ства переменчивы и за несколько месяцев белое может превратиться в черное, герой -- во врага, а преступник -- в мученика, то вам, возможно, придется много публично оправдываться. Так что между выборами лучше воздерживаться от высказывания крайних оценок. * * * Политическая карьера -- это главным образом вопрос технологии. Правда, даже хорошая технология поможет не всякому, а лишь человеку с задатками. Но если технология налажена, то подобрать человека, к которому можно ее применить, не так уж трудно. Единственное серьезное препятствие на пути к успеху -- еще лучшая технология у конкурентов. Просматриваются следующие пути в политические лидеры: 1. Организовать маленькую группу сторонников, вырастить из нее партию и вырасти вместе с нею. 2. Сделать административную карьеру внутри уже существующей партии. 3. Сделать административную карьеру в государственном аппарате, потом перейти на политическое поприще. 4. Стать знаменитостью и потом создать "под себя" партию -- призвать под свои знамена. 5. Разбогатеть, потом оплатить свой приход на политическую должность. Желающий стать политиком может выявить незанятое место в политическом спектре, а может подсидеть кого-нибудь из уже пристроившихся деятелей. Бывают периоды дефицита вождей. Они наиболее благоприятны для политической карьеры. В такие периоды кто громче о себе заявит -- тот и вождь. Имеет шанс стать лидером человек, который выше окружающих на полголовы, но не на целую голову. Слишком хорошие непонятны массам. Люди хотят видеть в лидере самих себя, только немного подправленных. Если в сфере творчества ценится оригинальность взглядов, то в сфере политики -- наоборот: больше шансов выбиться в первые имеет тот, кто наиболее решительно выражает чужие мнения -- позицию некоторой влиятельной группы. По этой причине люди творческого склада приживаются в политике плохо и уступают место приспособленцам. Кое-какая изобретательность нужна политику лишь в отношении тактических приемов, потому что хотя одни и те же способы обмана "масс" оказываются эффективными снова и снова, надо, во-первых, хорошо маскировать эти способы, во-вторых, выделяться на фоне конкурентов, использующих их тоже. Можно выделить следующие уровни политиков: 1) международная номенклатура; 2) президенты, премьер-министры, председатели парламентов; 3) министры, главы администраций крупных городов; 4) депутаты; 5) советники; 6) публицисты, ведущие телепрограмм, прочие знаменитости. Компоненты фигуры политика: репутация; заслуги; связи; навыки; проекты; познания; методы; высказывания, публикации, поступки. В обществе во всякий период времени есть политические деятели, имеющие шанс на приход к власти, и деятели, не имеющие такого шанса, но способные худо-бедно представлять и защищать ту группу, которая является их "социальной базой". Политики, работающие на "бесперспективные" группы, могут вовсе не бедствовать, если у этих групп есть деньги. По отношению к "социальной базе" для политика возможны следующие стратегии: 1. Быть самостоятельной фигурой -- лавировать, искать опору, которая в текущий момент более надежна. 2. Отрабатывать "социальный заказ" некой влиятельной группы и сохранять ей верность при любом повороте событий. 3. Выбрать средний путь: сочетать и/или чередовать обе указанные тактики. Некоторые интеллектуальные специальности развивают умение красиво говорить, но не обременяют ответственностью и административными обязанностями. Таковы, к примеру, профессии журналиста, адвоката, преподавателя, актера. Людям этих профессий легко попасть в политику. Правда, когда это случается, они способны потопить реальные дела в остроумной правдоподобной завораживающей говорильне. Говоруны -- большая и труднораспознаваемая опасность для политических движений. * * * Политическому деятелю, занимающему выборные должности, требу- ется "запасной аэродром" на случай неизбрания на один из сроков. Но если этот деятель популист, то ему нежелательно иметь много собственности или занимать высокооплачиваемую должность в частном предприятии. Поскольку надо чем-то кормиться в период вынужденной паузы, то лучший выход -- создать себе синекуру в виде председа- тельства в какой-нибудь ассоциации или ассамблее, в каком-нибудь союзе или конгрессе и т. п. Это должно быть негосударственное формирование с небольшим количеством членов (10..100), претенци- озным названием и неопределенным статусом. (Это гораздо менее хлопотно, чем содержать партию, так как партия, чтобы не быть смешной, должна быть массовой, а массовость дорого стоит.) Должность, которую политик занимает в этом формировании, должна считаться его главной социальной ролью -- чтобы на вопрос "Кто такой?" отвечали "Председатель того-то". Попутно можно, не афишируя, состоять членом совета директоров или советником в каком-нибудь банке и т. д. Одни и те же статьи могут перепечатываться в разных газетах. Один и тот же деятель может состоять в нескольких организациях (этих "несколько" у некоторых набирается порядка двадцати и более). Несколько организаций могут группироваться в различных сочетаниях, образуя организации с коллективным членством. Помимо организаций, зарегистрированных в установленном порядке, могут создаваться различные комиссии, советы и пр., множащие количество политических "субъектов" и прибавляющие вес некоторому политическому направлению. Таким образом, горстка активистов может имитировать широкомасштабное общественное движение, не представляя по сути никого, кроме самих себя. * * * После того как человек попал в обойму политических звезд, его очень трудно оттуда вытеснить. Даже если он хочет успокоиться, его побуждают к действиям другие. Без должности он не остается. Часто работает формула "0+0=1": захудалая контора приглашает директорствовать прогоревшего, но известного политика. Ему нужно спасать репутацию, ей -- привлечь к себе внимание. Симбиоз обычно удается. Вместо того чтобы послать подальше и политика, и конто- ру, люди обращаются с ними как с чем-то значимым.

11.2. Как стать депутатом.

Если кандидат в депутаты не является национальной или местной знаменитостью, важнейшими компонентами его имиджа становятся партийная принадлежность, должность, национальность, биография, некая ключевая заслуга и некий главный призыв. Надо представлять кандидата так, чтобы каждый избиратель мог дофантазировать его образ соответственно своим предпочтениям. Для этого надо в биографии и в программе избегать деталей, кроме безусловно положительных. Большое значение имеет способность производить благоприятное впечатление. Она вполне может заменить и героическую биографию, и правильную политическую позицию. Люди должны видеть перед собою честного, доброжелательного, уравновешенного, рассудительного человека. Они будут думать, что он если и не совершит в качестве депутата никаких подвигов, то хотя бы не сосредоточится на личных интересах, но, может быть, даже сделает что-нибудь хорошее для своего избирательного округа.

11.2.1. Тактика выдвижения.

Для избрания по партийному списку лучше жить в столице: легче прибиться к сильной команде. Для избрания по отдельному мандату удобнее действовать из провинции: меньше ярких конкурентов. Чтобы получить поддержку какого-нибудь общественного движения или хотя бы обезопасить себя от него, не обязательно становиться его членом. Бывает достаточно проявить к нему интерес и завязать теплые отношения с его функционерами. Можно взять на вооружение некоторые из их лозунгов и заявить, что в целом вы согласны с их программой, хотя и возражаете против некоторых ее частностей. Таким образом вы завоюете доверие и активистов этого движения, и тех, кто не одобряет некоторых аспектов его деятельности. Незнаменитого кандидата может выдвинуть коллектив учреждения, в котором он числится. Для этого надо захватить ко времени выбо- ров моральное лидерство в коллективе -- к примеру, посредством энергичной критики начальства. Самый хлопотный, но очень эффективный способ выдвижения -- посредством сбора подписей граждан в избирательном округе. Выдвигаемый в кандидаты должен обязательно сам участвовать в этом -- чтобы лично пообщаться с большим количеством избирателей и произвести на них положительное впечатление, а также чтобы разобраться, какие настроения преобладают в массах и под каких людей ему надо подстраиваться. Выгода этого способа выдвижения состоит, среди прочего, в том, что сбор подписей -- это фактически агитационная кампания за будущего кандидата, то есть она начнется раньше, чем у конкурентов, выдвигаемых партиями и трудовыми коллективами. Поскольку собирающий подписи претендент на депутатский мандат может быть легко уличен в каких-нибудь действительных или мнимых нарушениях закона о выборах, следует для большей надежности выдвигаться несколькими способами сразу. "Старые" деятели успевают за долгий срок пребывания в политике основательно друг друга скомпрометировать. А тот, кто вынырнул за полгода до выборов, остается еще некоторое время чистеньким. Многие не принимают его всерьез, не успевают построить против него систему защиты, и он побеждает.

11.2.2. Биография.

Готовясь с младых лет к политической деятельности, не позво- ляйте себе того, что может испортить репутацию: тайное иногда неожиданно становится явным. Выберите распространенную и пользующуюся уважением профессию. Хотя таксидермист, патологоанатом, тюремщик занимаются сложным и нужным делом, их способ зарабатывания на жизнь вряд ли поспособ- ствует их политической популярности. С другой стороны, работа журналиста или учителя не только положительно воспринимается в массах, но еще и располагает к хорошему владению речью, что для политика немаловажно. Что же касается мнения, что для политика больше подходит профессия экономиста или юриста, то оно верно лишь настолько, насколько его вбили в головы массовому избира- телю. Если кто-то додумается ставить вам в упрек якобы неподхо- дящее образование, отвечайте, что для политика важнее здравый смысл, смелость, порядочность и жизненный опыт, а за деталями всегда можно обратиться к экспертам, которые, кстати, обычно ничего, кроме этих деталей, не знают, да и в тех не всегда правильно расставляют акценты. Выберите толковую и симпатичную жену, родственники которой не отличились и вряд ли отличатся в чем-нибудь неблаговидном, вроде судимости, эмиграции или заточения в сумасшедшем доме. Пусть она родит вам двух-трех детей, и постарайтесь с нею не развестись. С детишками лучше подгадать так, чтобы они предстали перед публикой лупоглазыми ангелочками с предположительно светлым будущим, а не прыщавыми подростками с плохими школьными отметками. Совершите несколько полуподвигов: годик потрудитесь простым рабочим, послужите в армии. Если правительство сделает какой- -нибудь явно ненужный крен, постойте на площади с протестующим плакатиком. Покорите какую-нибудь интеллектуальную вершину: получите два диплома, или защитите диссертацию, или сделайте изобретение, или напишите книгу. К моменту выдвижения кандидатом займите такую должность, которая не вызывает неприятия основной массы избирателей.

11.2.3. Политическая позиция.

На выборах надо говорить людям только то, что они хотят услышать. Следует находить тех, кому хочется слышать то, что вам хочется говорить. Или же надо говорить то, что хочется слышать тем, кого вам удалось найти. Задача -- выявить такую социальную группу, которая была бы ... достаточно многочисленна и активна, чтобы обеспечить своими голосами победу на выборах; способна увлечься деятелем с вашим набором качеств; не слишком прочно ангажирована другими политиками. Также надо, чтобы потакание интересам этой группы представляло для вас не слишком большой компромисс с совестью. Позиция политического деятеля нередко определяется главным образом необходимостью отличаться от конкурентов. Если некто X успел по важному вопросу первым высказаться ЗА, то его соперник Y вынужден поскорее заявить ПРОТИВ, чтобы хотя бы среди тех, кто "против", оказаться первым (первому -- всеобщее внимание). Если и там он опоздал, ему остается на выбор: 1) занять энергичную центристскую позицию и обрушиться на обе крайности; 2) шумно покритиковать вопрос как малозначащий; 3) придумать конкурирующий вопрос и высказаться по нему первым. Суть вопроса не имеет большого значения: во-первых, большинство обсуждений не приводит к практическим действиям; во-вторых, вряд ли эти действия будут иметь важные последствия; в-третьих, что полезно, а что вредно -- вообще оценить трудно; в-четвертых, эффект от некоторого действия нередко определяется в основном деталями его исполнения, а не публично обсуждаемыми принципами. В политических заявлениях вовсе не обязательно быть конкретным. Конкретность нужна только в случае, если конкуренты слишком эффектно выступили с расплывчатыми призывами, и этому надо что-то резко противопоставить. Вообще же чем расплывчатее заявления, тем большее число людей посчитает их выражением своих чаяний. Рас- плывчатое -- не обязательно смягченное, нерадикальное. Вполне можно быть неконкретным, но очень резким, к примеру: "Хватит! Мы все хотим перемен. Так дальше жить невозможно. Если мы чего- -нибудь стоим как граждане, мы должны сделать решительный шаг." И т. д. Очень уместны двусмысленности, которые каждая из враж- дующих социальных групп может трактовать в свою пользу. Нельзя заявлять МНОГО программных тезисов: чем больше всякого будет заявлено, тем больше найдётся несогласных с каким-нибудь пунктом программы, а значит, и не вполне довольных программой в целом. Следует выдвинуть 3..7 тезисов, а в их "раскрытии" и в агитации за них избегать большой детализации, потому что почти каждая деталь найдёт своих противников. Оправдывать краткость программы надо тем, что должно быть достигнуто "главное", а остальное приложится. На самом деле главное -- это победить на выборах.

11.2.4. Личные качества.

Никакого особого сверхобразования, никаких выдающихся интел- лектуальных достижений от кандидата не требуется. Главное -- иметь здравый смысл, выглядеть честным, разбираться в людях, проявлять волю к победе и демонстрировать кое-какие демагоги- ческие навыки. Желательно отличаться благообразной внешностью и высоким ростом (конечно, дряблый брюхастый индивидуум тоже имеет шанс стать большим человеком, но скорее всего ему придется уступить место деятелю со спортивным разворотом плеч). Также желательно, чтобы ближайшие родственники и предки были прилич- ными людьми. Можно иметь не очень грамотную речь: очень многие люди этого просто не заметят (потому что сами не лучше), а если какой-нибудь интеллектуал попробует обратить их внимание, то не поймут, в чем дело, или оскорбятся за самих себя. Вообще говоря, почти любой недостаток можно компенсировать какими-нибудь особенными достоинствами, а кроме того, публика ко многому привыкает и перестает обращать внимание. Сенека ("Письма Луцилию", 114): "Дай мне любого, самого про- славленного мужа -- и я скажу тебе, ЧТО его век прощал ему и на что намеренно закрывал глаза. Я укажу тебе много таких, кому изъяны не повредили, и даже таких, кому они были на пользу; (...) кто попробует все исправить, тот все разрушит: изъяны здесь так неотделимы от достоинств, что потянут их за собою."

11.2.5. Связи.

Для человека, делающего политическую карьеру, очень важно поддерживать хорошие отношения с как можно большим количеством людей, занимающих не худшее положение в обществе. Это значит, что каждый день необходимо тратить время на большое количество разговоров и встреч. В очень выигрышном положении оказывается тот, у кого сама должность предполагает разнообразные контакты и возможность избирательного оказания профессиональных услуг. Указанное преимущество имеет, к примеру, директор престижной школы или врач, являющийся специалистом по какой-нибудь распространенной и сильно докучающей болезни. Таким образом, в программе продвижения "наверх" полезно поставить в качестве промежуточной цели занятие подобной невысокой, но располагающей к выгодным знакомствам должности. Если невозможно стать нужным для многих посредством занимаемой должности, надо проявлять большую изобретательность, чтобы до- биться того же иными способами. Можно завести какое-нибудь хобби, располагающее к общению (рыбалка, охота, альпинизм, хождение под парусом и т. д.), или собрать библиотеку редких книг (которые не публикуются из-за того, что излагают какие-нибудь крайние взгляды или разоблачения). Того же позволяет добиться активная работа в какой-нибудь общественной организации. Все знакомые должны быть записаны (и описаны) в особом блокноте в алфавитном порядке, и следует всегда иметь этот блок- нот под рукой -- на случай, если придется быстро распознать, что за Петров или Сидоров звонит вам по телефону. О каждом человеке надо прежде всего знать, чем он любит заниматься, какие услуги он хочет небескорыстно оказывать другим людям и в чем нуждается сам. С кем-то можно совместно обедать, с кем-то -- подрабатывать, кому то -- одалживать дрель, за кого-то -- поручаться в банке при получении кредита и т. д.

11.2.6. Спонсоры.

Заинтересуйте собой тех, кто имеет деньги. Таким людям, как правило, нужны прежде всего экономические свободы, стабильность и низкие налоги. Иногда еще для них существенна внешнеполити- ческая ориентация. Чтобы заинтересовать собой спонсоров, надо предложить им что-то, приносящее непосредственную и скорую выгоду, а не только сулящее "светлое будущее" для всех. Воспринимать крупную "поддержку" лучше не через партийную кассу, а через фонд, руководимый узким кругом доверенных людей. Мелкая "поддержка" политика осуществляется путем непосредствен- ного вручения ему денег, или через предоставление ему синекуры (т. е. хорошо оплачиваемой солидной должности, не предполагающей значительных трудовых усилий), или путем повышенной оплаты его разовых фиктивных услуг. Чтобы заиметь шанс на поддержку, не обязательно обращаться напрямую к тем, кто может ее оказать. Они сами высматривают и оценивают тех, кто высовывается. Надо лишь достаточно эффектно проявлять себя и сигналить им некоторыми своими действиями и заявлениями: "Я ваш!".

11.2.7. Политик и партии.

Одиночество есть плата за исключительность. А. Зиновьев. "Пара беллум". Если партия нужных людей, к которой вы примкнули (и которая вам некоторым образом полезна), не пользуется симпатиями в народе, то лучше не афишировать свою партийную принадлежность, а выступать на выборах в качестве независимого кандидата. Случается, политическая фигура вырастает вне партий. Такому политику бывает удобно пользоваться поддержкой некоторой партии, но не состоять в ее членах. Это особенно выгодно, если партий много, а людей и влияния у них мало. Преимущество такого подхода заключается в следующем. Если этого политика не сделают лидером партии, то пострадает его репутация. Если же он возглавит партию, на нем повиснут проблемы текущего управления ею и борьбы за удержание руководящей роли в ней. В партии он станет "первым среди равных". Он прибавит партии популярности, а она прибавит ему хлопот. Если же видный деятель остается вне партии, она вынуждена его обхаживать. Ему легче изображать из себя сверхчеловека, и появляется больше возможностей для маневра. Новую знаменитость вырастить не просто. Даже посложнее, чем создать партию. Популярный политик нужнее для партии, чем она для него. Непартийный политик может выдавать себя за защитника интересов "всего народа". Партийному политику это делать гораздо труднее -- даже если его партия будет заявлять о себе как о "всенародной". Если у кандидата есть деньги и/или мощный имидж, который надо лишь чуть-чуть подкачать, ему вообще незачем опираться на партии. За каждой из них -- куча грехов, которые будут его пятнать. Он может обращаться напрямую к народу и использовать немногочислен- ную команду сторонников.

11.2.8. Политическая карьера в провинции и в столице.

Ex urbis malum. Все зло -- из города. Столица, как правило, заметно отличается от провинции настроениями, ценностями, образом жизни -- и нередко противостоит провинции в политике. Пропагандистские трюки, которые эффективны в столице, могут терпеть неудачу в провинции, и наоборот. Во всякой стране столица ее -- место сбора всякого отребья. Телесные, духовные и социальные болезни общества концентрируются вблизи правительства. Мошенники, проститутки, воры, карьеристы, сумасшедшие, обиженные Богом и людьми сползаются в главный город государства, где у них больше шансов реализовать свои мелкие цели или просто выжить. Столица -- центр бюрократии, коррупции, организованной преступности. Дурные заграничные влияния проникают в страну в основном через столицу. Столица отравляет народ своими идеологическими миазмами. Столица -- обычно самый большой город, а значит, с самой нездоровой средой обитания и наибольшей долей психически ненормальных всех разновидностей. Депутатскую карьеру нередко выгоднее делать из провинции. Какой-нибудь талантливый интеллектуал из маленького городка гробит годы, чтобы обосноваться в столице, потом решает, что надо пролезть в парламент, но проигрывает в борьбе с двадцатью конкурентами -- по преимуществу такими же шустрыми интеллиген- тами, как сам -- а позже в списке депутатов обнаруживает давнего знакомого, которому в столице не нашлось места по причине очень средних способностей, но который потянул на "политическую фигуру" в дальнем в сельском районе, обошел каких-то двух или трех таких же, как он, невзрачных соперников и теперь в своей косноязычной манере заправляет делами государства.

11.2.9. Предвыборная борьба.

Вот эффективная, проверенная на деле тактика борьбы за голоса избирателей: 1. Пораньше заявите о себе: сделайте первый выброс листовок. Если вы совсем малозаметная фигура, можно где-то в начале избирательного марафона выдать два-три сногосшибательных заявления: найти какое-нибудь неожиданное "решение" проблемы, доставшей очень многих. Если журналисты клюнут, начнется пережевывание, выражение сомнений. Главное -- обратят внима- ние. А некоторые максималисты даже поверят. Можно не очень настаивать на своих предложениях: их суть забудут, а эффект сохранится. На основании двух-трех сомнительных заявлений противники не смогут организовать "научную" критику всей программы, а значит, демагогия останется безнаказанной. (Впрочем, такая ли уж демагогия? Если зажечь людей решимос- тью, невозможное становится иногда возможным.) Публиковать свою политическую программу не торопитесь: слишком рано высунуться с нею -- значит, дать конкурентам возможность учесть в своих действиях ее сильные и слабые стороны. 2. Мелькайте: вылезайте на митингах, пишите в газеты, умеренно конфликтуйте на демонстрациях. 3. Собирайте сведения о конкурентах, выдвигайте против каждого из них какие-нибудь веские трудноопровержимые обвинения. 4. Проявляйте снисходительность к конкурентам, демонстрируйте благородство. 5. Попробуйте договориться с некоторыми конкурентами о совместных действиях против остальных. 6. Создайте трудность своему главному конкуренту: помогите тому из кандидатов, кто схож с ним по политической окраске (надо позаботиться, чтобы такой кандидат был выдвинут). Они будут отнимать голоса один у другого и оба проиграют вам. Это вовсе не плохо, когда много конкурентов. Плохо тогда, когда они мало отличаются от вас по программе и "социальной базе". Близость кандидатов A и B можно охарактеризовать долей сторонников A, которые перебегут к B, если A по каким-либо причинам выпадет из списка. Понимаемая таким образом близость -- понятие относительное: зависит от того, как выглядит вся совокупность кандидатов. Бывает полезно раздувать имидж того из ваших "дальних" конкурентов, у кого меньше потенциал привлечения избирателей, но который может отнять голоса у вашего "ближнего" конкурента. 7. Если у вас появился конкурент, приблизительно равный вам по силе, попробуйте придти к соглашению с ним. Один из вас должен снять кандидатуру -- в обмен на денежную компенсацию или на какие-то другие блага. Скиньтесь оба по солидной сумме и бросьте жребий. Умные люди обычно находят способ договориться. 8. Если вам удаются экспромты, и вы неплохо смотритесь в одном ряду с соперниками -- смело идите на дебаты. В противном случае сосредоточьтесь на бумажных средствах агитации и тщательно подготовленной телевизионной рекламе, скрывающей ваши слабости. 9. Давайте интервью. Если вас спросят, насколько вы уверены в победе -- не перескромничайте, но и не брызгайте глупеньким оптимизмом. Отвечайте примерно следующее: "Я считаю: моя программа -- то, что сейчас нужно людям. Я думаю, они не купятся еще раз на звонкую демагогию." Ради Бога, не упо- требляйте избитых фраз, вроде "сделайте правильный выбор": вы станете ярче, и вас оценят как интеллектуалы, так и люди попроще. 10. Повторите в измененной форме все удачные "находки" конкурен- та. 11. За несколько дней до выборов сделайте последний мощный выброс листовок: яркое напоминание о себе. Приберегите напоследок самые звонкие варианты лозунгов и самые яркие обличения ваших противников: у них не останется времени на контрмеры. 12. Во втором туре выборов, если таковой случится, выдвиньте более широкую программу, а также снимите экстремистские лозунги и не акцентируйте своей принадлежности к крайнему течению: кто голосовал за вас в 1-ом туре, проголосует и во 2-ом, а смягчение позиции привлечет менее радикально настроенных избирателей. Есть два пути приобретения сторонников: 1) занятие "экологической ниши", т. е. вербовка еще не вербованных; 2) вытеснение конкурентов, т. е. перевербовка. Зариться на сторонников "дальнего" конкурента не следует, особенно на активистов. Бороться надо за колеблющихся. Легче убедить человека сделать какой-то выбор, чем склонить его к изменению выбора, который уже сделан. Чем проще индивидуум, тем меньшее влияние на него оказывают рациональные доводы. Вообще, кумиров выбирают себе не столько на основании доводов, сколько по близости душевного склада. Если с доводами оппонента вы еще можете разделаться, то изменить склад души у избирателя вы уже не в состоянии.

11.2.10. Подготовка ко второму туру выборов.

Если 10% общества сочувствует некоторому крайнему течению, а в округе баллотируется 15 кандидатов, и лишь один из них заявляет о принадлежности этому течению, то он почти наверняка попадет во второй тур выборов. Но второй тур он почти наверняка проиграет, если не расширит свою "социальную базу" путем неко- торого смягчения позиции. Если доступны данные о распределении голосов по избирательным участкам, и между участками есть значительные различия, можно соответственно скорректировать агитацию: в одних районах нажимать на защиту окружающей среды, в других -- на социальную справедли- вость и т. д. Перед первым голосованием имеет смысл агитировать против кого-то лишь в случае, если это явный конкурент. В агитации перед вторым голосованием критика конкурента бывает чрезвычайно полезна. Ее надо строить так, чтобы она не выглядела обливанием грязью и не могла быть применима также и к значительной части избирателей. Полезно придумать оппоненту унизительное меткое определение: "лавочник", "заевшийся чиновник", "политикан со стажем", "псевдо- патриот" и т. д. Если он не будет у вас "подлецом", "мразью" и пр., то не сможет пожаловаться на вас в суд. Критические листовки лучше вывешивать рядом с листовками критикуемого кандидата. Можно делать их малоформатными, мазать клеем пожирнее и лепить прямо на листовки конкурента. Чтобы они выделялись, следует печатать их другим цветом, на бумаге другого цвета или приклеивать слегка наискось.

11.2.11. Незаконные средства борьбы на выборах.

К незаконным средствам борьбы на выборах относится следующее: препятствование регистрации кандидата-конкурента -- к примеру, путем придирок в избирательной комиссии к представленным им документам; порча агитационных материалов конкурента (срывание листовок и т. д.); распространение анонимных листовок со сведениями, порочащими конкурента; причинение неудобств конкуренту: порча его автомобиля и т. п.; раздражающая избирателей агитация от имени конкурента; провоцирование конкурента на дискредитирующие его действия; склонение конкурента посредством угроз к отказу от борьбы; избиение, физическое устранение конкурента; подкуп избирателей. Способы раздражающей агитации от имени конкурента: порча стен небрежными глупыми надписями в поддержку конкурента; неуместное расклеивание листовок в поддержку конкурента (например, на автомобилях, оставляемых жильцами на ночь под окнами); хождение агитаторов по квартирам рано утром или поздно вечером, с настойчивыми звонками в двери. Способы скрытого подкупа избирателей: организация бесплатных концертов, танцевальных вечеров; найм очень большого количества агитаторов -- низкооплачи- ваемых, но и мало загружаемых работой (можно выдавать деньги еще до голосования либо вручать обязательства расплатиться после победы на выборах); благоустройство территории, оказание помощи школам и больницам в пределах избирательного округа; массовая раздача дешевых полезных вещей (напр., календарей, снабженных агитационными текстами).

11.2.12. Восприятие временных поражений.

Свой проигрыш на выборах можно выдать за моральную победу. К примеру: "Мы набрали меньше очков, потому что отвергли демагогию и говорили неприятную правду". Или: "За битого двух небитых дают". Кто проиграл по-настоящему -- выясняется лишь с течением времени. Иногда бывает опасно слишком рано хвататься за кормило власти -- когда нужная ситуация еще не дозрела. Бывает, надо дать людям возможность разочароваться в противнике. Разумеется, следует заимствовать у удачливого соперника на следующий раз эффектные приемы и лозунги, переиначив их до состояния трудной узнаваемости.

11.2.13. Обеспечение избрания на второй срок.

Обеспечением своего избрания на второй срок по тому же округу надо заниматься с первого дня своего депутатства, даже если имеется надежда на какой-нибудь интересный поворот в карьере. Прежде всего следует выполнить кое-что из предвыборных обещаний в части некоторых жизненных благ для округа. Это позволит в очередной избирательной кампании гордо и безопасно заявлять о своей способности держать слово, даже если никому от этого теплее не стало (разве что нескольким нужным людям). Конечно, выбивание у государства благ для своего округа является всего лишь перетягиванием общего рваного одеяла, но подавляющему большинству граждан это либо непонятно, либо безразлично. Кроме того, следует осуществлять регулярный прием граждан и вытирать на нем сопли разным несчастным старухам. Следует действовать так, чтобы все хорошее, так или иначе происходящее на территории округа, будь то ремонт школы, введение дополнительного маршрута городского транспорта или открытие нового магазина, выглядело результатом настойчивых усилий депутата. Если некоторая государственная служба так или иначе предназначена для оказания определенной услуги гражданам, надо присвоить себе функцию консультирования людей по обращению в эту службу и стимулирования ее активности своими телефонными звонками. Или если, к примеру, где-то сильно прохудился тротуар, и те, кто за это отвечает, его так или иначе вскоре починят, надо обратиться к ним с горячей письменной просьбой сделать это поскорее, чтобы в дальнейшем их работа выглядела как результат этой просьбы. Все достижения депутата в указанной деятельности должны найти отражение в листовке, которой на выборах он будет соблазнять их повторно проголосовать за себя. Раза два в год надо расклеивать в округе небольшой тираж плакатиков со своим благообразным узнаваемым портретом, кое-каким отчетом и добрыми пожеланиями согражданам к празднику. Упоминать о выборах при этом не следует.

11.3. Как написать политическую программу.

11.3.1. Анализ политической ситуации в стране.

Обычная ошибка политика -- видеть в основной массе сограждан своих единомышленников: всякому человеку его собственные воззрения представляются самыми естественными и правильными. Между тем, основная масса всегда думает не совсем так как он, а иногда и совсем не так. Должна быть составлена "политическая карта" страны -- сжатый документ, отражающий политическую ситуацию. В открытых источниках обычно публикуется достаточное для этого количество сведений (но отношение к ним, конечно, должно быть критичное). В "политической карте" могут быть следующие разделы: 1. Настроения в обществе. Они отражаются в нескольких таблицах, составляемых по социологическим опросам. У вас, скорее всего, не будет средств для проведения собственных исследований, и придется использовать то, что есть в массовой печати. (При этом надо иметь в виду, что методы исследований нередко подбираются так, чтобы в пропагандистских целях получить нужные величины. Иногда заказчики исследования стремятся узнать реальную картину, но сохранить в тайне свои интересы. В этом случае респондентам задаются косвенные вопросы, вроде бы не совсем относящиеся к делу.) Примерное содержание набора таблиц: 1) ЧТО БЕСПОКОИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО?: преступность, обеспечение жильем, жизненный уровень, наркомания, проституция, алкого- лизм, коррупция, безработица, инфляция и т. п.; 2) КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОДОБРЯЕТЕ?: приватизацию, национализацию, облегчение условий выезда за границу, ужесточение условий выезда за границу и т. п.; 3) КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ОДОБРЯЕТЕ?: добро- вольность военной службы, бесплатное среднее образование, бесплатное медицинское обслуживание и т. п.; 4) КАК ОЦЕНИВАЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЙ?: президента, правительство, премьер-министра, парламент, председателя парламента, министра иностранных дел и т. п.; 5) КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ?: президенту, парламенту, правительству, предпринимателям, народу, иностранцам, преступным группам и т. п.; 6) ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ЗАЩИЩАЕТ ВЛАСТЬ?: народа, преступных групп, предпринимателей, бюрократии и т. п.; 7) НА КАКИЕ КАЧЕСТВА КАНДИДАТОВ ОБРАЩАЕТЕ ВНИМАНИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО?: манеру держаться, прошлую деятельность, программу, партийную принадлежность, моральные качества, возраст, семейное положение, собственность, отношения с законом и т. п.; 8) КАКИЕ КАЧЕСТВА СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ В ЛИЧНОСТИ ГОСУДАР- СТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ?: справедливость, достоинство, трудолюбие, предприимчивость, чувство долга, профессионализм, скромность и т. п.; 9) КАКИЕ КАЧЕСТВА, ПО-ВАШЕМУ, ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА?: политическая свобода, личная безопасность граждан, отсутствие чрезмерного имущественного неравенства, гарантии права на труд, высокий уровень потребления, чистота среды обитания и т. п.; 10) КАКИМ ПАРТИЯМ ДОВЕРЯЕТЕ?: либеральной, коммунистической, националистической, экологической и т. п.; 11) КАКИМ ДЕЯТЕЛЯМ ДОВЕРЯЕТЕ?: президенту, председателю правительства, председателю парламента, министру иностранных дел, министру внутренних дел, министру обороны, такому-то лидеру оппозиции, такому-то популярному телеведущему и т. п.; 12) ЗА КОГО БУДЕТЕ ГОЛОСОВАТЬ?: за кандидатов от оппозиционных партий, за кандидатов, поддерживаемых главой государства, за независимых кандидатов, против всех кандидатов и т. п. Указанные таблицы более полезны, если они составлены не по населению в целом, а отдельно по каждой социальной группе, представляющей интерес: по рабочим, предпринимателям, интеллигенции, служащим, крестьянам, студентам, военным, жителям крупных городов и т. п. Важно также выяснить, какие категории граждан больше всего интересуются выборами (а значит, пойдут голосовать) и насколько устойчивы их предпочтения. (Последнее выявляется сравнением предпочтений, высказанных в разное время.) 2. Партии и другие политические и околополитические (вроде профсоюзов) организации. Для каждой организации выясняются: лидеры; адреса, телефоны для контактов; печатные издания; программа, политический стиль; социальная группа, на которую организация опирается или хочет опираться; источники финансирования. 3. Блоки организаций. Для каждого блока выясняется: назначение; лидирующая организация; суть договоренности между организациями, составляющими блок; прочность блока, противоречия между организациями, составляющими блок. 4. Сравнительная таблица программ партий. +--------------------+----------+----------+----------+- -+ | проблема | либералы |коммунисты|националы |...| +--------------------+----------+----------+----------+- -+ |продажа земли | | | | | +--------------------+----------+----------+----------+- -+ |президентство | | | | | +--------------------+----------+----------+----------+- -+ |приватизация | | | | | +--------------------+----------+----------+----------+- -+ |и т. д. | | | | | +--------------------+----------+----------+----------+- -+ Вес, который партии придают различным мероприятиям, можно оценивать по следующей шкале: 3 "самая главная задача" 2 "в числе важнейших намерений" 1 "нужное" 0 "не имеет значения" -1 "ненужное" -2 "очень вредное" -3 "самое вредное" Часто бывает невозможно свести программные положения разных партий к общему знаменателю. В таких случаях удобно выделять не проблемы, а темы, брать относящиеся к этим темам небольшие отрывки из разных программ и размещать их рядом. 4. Сравнительная таблица перспективности партий. Выражать ее можно в процентах мест в парламенте, которые может завоевать партия на очередных выборах. При оценивании перспективности партий учитывается следующее: численность; качества лидеров; качества "социальной базы" (влиятельность, солидарность и пр.); возможности спонсоров; качества программы (привлекательность, реализуемость, полезность); эффективность используемых политических технологий. 5. Лидеры. Политические "звезды" не обязательно членствуют в какой-либо партии. Кроме того, в пределах одной партии могут быть какие-то течения, имеющие собственных вождей. Для понимания возможностей различных лидеров существенны следующие характеристики: возраст; | семейное положение; здоровье; | основные вехи биографии; внешность; | подвиги и грехи; характер; | слабости; состояние психики; | печатные труды; ораторские навыки; | высказывания; образование; | друзья и враги. должность; | Среди лидеров надо различать ... экстремистов и умеренных; храбрецов и трусов; порядочных людей и проходимцев; способных менять позицию под влиянием чьих-то доводов и неспособных к этому; самостоятельных и манипулируемых. 8. Средства массовой информации. О каждом собираются следующие данные: адрес, телефоны; тираж (численность аудитории); тип читателя (зрителя, слушателя); главный редактор; учредители; политическое направление; ведущие сотрудники политического отдела. 9. Возможные источники средств на избирательную кампанию: отечественные и заграничные богачи, банки, фонды, фирмы, ассоциации. Заграничные спонсоры в состоянии оказывать помощь косвенно -- через устройство синекур, выгодных зарубежных поездок и т. д. Предсказать результаты выборов просто: для этого надо всего лишь опросить людей, пойдут ли они на выборы, а если пойдут, то за кого будут голосовать. Социология нужна на выборах для другого: разобраться, по каким причинам один кандидат становится популярным, а другой нет, и предсказать, какая пропаганда пойдет такому-то кандидату на пользу. * * * Для изучения политической ситуации можно также использовать метод экспертных оценок: выявить десяток деятелей-флюгеров и смотреть, куда они поворачиваются. Флюгеры бывают среди тех, кто "делает себя сам". Их надо отличать от ангажированных, которые сохраняют ориентацию на своих хозяев при любом повороте событий.

11.3.2. Политическая формула.

На основе "политической карты" надо составить "политическую формулу", которая устроит и массы и разные "силы" (в том числе зарубежные) и к тому же окажется морально приемлема. Если формула не будет найдена, браться за дело не стоит. Компоненты формулы: ключевые общественные проблемы; виноватые в этих проблемах ("козлы отпущения"); предлагаемые решения проблем; методы реализации предлагаемых решений; "движущие силы" (социальные группы, на которые можно опереться); субъекты, которые могут оказать финансовую поддержку; возможные сателлиты (младшие союзники). Решения проблем должны иметь вид списка из 5-10 конкретных броских тезисов. Они могут быть сгруппированы по этапам реализации. На основе формулы вырабатываются лозунги и политическая программа. * * * Для пропагандистской кампании бывает существенно выбрать врага -- кого-то, являющегося (или что-то, являющееся) главной причиной всенародных бед. Поскольку называть действительного врага нередко оказывается опасно или даже запрещено законом, надо либо ограни- читься намеками, либо указать на второстепенного врага, либо придумать достаточно убедительного псевдоврага. У большинства людей есть достаточно выраженная потребность ненавидеть, и этой потребности надо давать удовлетворение. * * * В каждой стране избиратели имеют свои особенности -- вследствие несходства в культуре, национальным характере, политических традициях -- и поэтому неодинаково реагируют на одни и те же обстоятельства и пропагандистские приемы. Это надо иметь в виду при использовании заграничных политических консультантов и при обращении к переводным книгам по "public relations".

11.3.3. Возможности программы.

Самое вредное для программы -- быть слишком длинной и занудливой. Большинство избирателей с программами не знакомится. В лучшем случае читают короткую листовку. Иногда улавливают что-то из телевизионных выступлений. В основном же слушают то, что говорят знакомые. Чем больше демократии, тем меньшее значение имеет программа. К благополучию общества ведут разные пути. Конкуренты часто не менее правы, чем вы, хотя и призывают к чему-то другому. Но в своей пропаганде это обстоятельство упоминать не следует. Отсутствие в программе лозунгов воспринимается как неопреде- ленность намерений. Людям некогда анализировать программы. Знакомство с партией начинается с усвоения ее лозунгов, а часто этим и ограничивается. Можно смело обрушиваться в программе и на организованную преступность, и на иностранные спецслужбы. Это совершенно не опасно. И в преступных кланах, и в спецслужбах прекрасно понимают, что это популистский трюк, и никаких террористических актов устраивать не будут. Особенно если в биографии кандидата есть факты, свидетельствующие о его сговорчивости и склонности к перемене взглядов. Выступление против "тайных сил" не испугает их и в программе будущего президента, тем более в программе депутата, который будет в своем парламенте лишь одним из многих. Но все-таки (на всякий случай) из конкретных мер против "тайных сил" надо обещать только такие, которые аналитики этих "сил" найдут заведомо нестрашными. Можно обещать крутые меры против наркоманов, уличных хулиганов и т. д. Но не следует трогать солидарные группы, которые могут постоять за себя: национальные меньшинства, любителей пива, спортивных болельщиков, гомосексуалистов и т. п. Объяснять в своей программе закулисные механизмы политики простому народу бесполезно: даже если он и поймет, о чем ему говорят, то все равно сделает, как "сердце подсказывает". Про хитрые приемы "тайных сил" можно напечатать где-нибудь петитом -- для умников, ищущих глубины. Сочиняя программу, готовьтесь к насмешкам и различным обвине- ниям: не может быть ни одного большого выступления, которое не дало бы поводов для более или менее разрушительной критики -- было бы желание "разоблачать". Противоборство программ -- это состязание пропагандистских аппаратов, а не аргументов. Чем детальнее программа, тем уязвимее она для критики, и тем менее долгая жизнь ей отпущена. Все хорошие и конкретные идеи программы будут с удовольствием взяты на вооружение конкурентами. Если некоторую программную идею выдвинуть слишком рано, ее успеют ослабить или ассимилировать, а если слишком поздно, она не успеет "захватить умы", не будет времени проверить восприятие ее массами и откорректировать ее. Значение политической программы не следует переоценивать. Доверие масс лидерам партии -- важнее любых программ. Условия в стране могут быстро меняться и делать всякую предварительную программу бессмысленной. Политические идеи привлекательны не сами по себе, а в зависи- мости от того, кто, кому и в какой ситуации их высказывает. К примеру, если вы напишете или даже опубликуете какой-нибудь блестящий "Манифест", то сам по себе он не будет ничего значить: не породит общественного движения, не принесет вам известности. Скорее всего, он вообще останется незамеченным, даже если вам удастся его опубликовать. Если бы Коран не имел отношения к Магомету, то затерялся бы в массе книг (свитков) как заурядная писанина. Кандидат может перевесить конкурентов вопреки недостаткам своей программы: взять манерой поведения, героической биографией и т. п.

11.3.4. Пропагандистские трюки в программе.

Каждый, каков бы он на самом деле ни был, должен провозглашать себя справедливым, а кто не прикидывается справедливым, тот не в своем уме. Протагор у Платона ("Протагор"). Программа кандидата должна быть яркой. Помимо хорошего слога, ей следует иметь нечто особенное и значительное в содержании. Интересы различных групп общества противоречивы. Удовлетворить всех -- попросту невозможно. Иное дело всем наобещать. Надо скользнуть по основным проблемам, по основным социальным группам: почесать зудящее место каждому. Надо дать всякому человеку основание надеяться на что-нибудь хорошее: молодежи, старикам, женщинам, военным, национальным меньшинствам, интеллигенции, бюрократам, студентам, предпринимателям, богеме, фермерам и т. п. При этом надо учитывать, что мало кого волнуют интересы общества в целом или даже собственные дальние выгоды. Составьте список основных групп населения (особое внимание -- большим, организованным и влиятельным). Для каждой группы надо выяснить, как она понимает свои потребности, чего боится. Каждой группе надо пообещать то, чего она хочет. Источники средств следует замаскировать, распределив нагрузку по другим социальным группам. Не следует обещать того, что явно и существенно задевает людей, способных за себя постоять. Не надейтесь пропагандой изменить представление людей об их потребностях. Пусть вам хватит пропагандистской мощности хотя бы на то, чтобы о вашей программе узнали. Переубеждать -- это вообще очень сложно. Исходите из существующего расклада мнений. В программу можно вставлять любую правдоподобную чепуху, поскольку в дальнейшем будет очень несложно оправдать ее невыпо- лнение: "Во-первых, сказалось тяжелое наследие предшественников. Во-вторых, все вокруг только и делали, что мешали. В-третьих, изменились обстоятельства. В-четвертых, было отпущено слишком мало времени." И т. п. Оправдать можно что угодно -- лишь бы предоставили возможность оправдываться. Если политик честно говорит: "Хорошего решения нет, и надо выбирать между плохим и очень плохим", разумные люди похвалят его за этот шаг, но при голосовании его скорее всего обойдет тот, кто пообещает народу какое-нибудь чудо. В программе рекомендуется опираться на устойчивые образы массового сознания. Вот области, в которых следует искать аргументы: традиции страны; заграничный опыт; научные данные; здравый смысл; религия; философия; история; недавние политические события. Некоторые политические идеи подхватывают все или почти все партии. В результате эти идеи перестают быть отличительным признаком какого-либо движения, а также частично теряют силу воздействия. Не упомянуть этих идей в программе рискованно, а упомянуть -- значит, поубавить ей эффективности. Выход: попытаться модифицировать идеи, а также найти им броское словесное оформление. Чтобы облегчить будущие маневры, лучше не занимать крайней позиции ни в каком вопросе (это вовсе не исключает пафоса). Утверждая какую-нибудь крайность, примешивайте к ней сразу чуть-чуть ее противоположности. В дальнейшем вы при необходи- мости безболезненно измените свою точку зрения, постепенно расширяя этот противоположный компонент. Тактика увещевания избирателей определяется выбранной "социальной базой": 1. Интеллигенцию надо убеждать, привлекать своим "культурным уровнем". 2. Пролетариев следует покорять волей к победе и простыми радикальными лозунгами. 3. Крестьяне уважают стабильность, "сильную руку", внимание к агропромышленному сектору. 4. Богатые боятся преступности, налогов, политических беспорядков. 5. Бедные боятся роста цен, безработицы, эпидемий, нехватки продуктов питания, плохой работы транспорта. Если вы решили использовать запугивание масс разными опаснос- тями, надо учитывать, что постоянная или медленно нарастающая угроза становится привычной и мало влияет на поведение людей. Надо выискивать новые опасности или же на некоторое время прекращать разговоры о старых. Приоритеты ценностей у большинства людей распределяются примерно так: сохранение жизни; обеспечение основных потребностей (в еде, тепле и пр.); принадлежность сильной, сплоченной, защищенной группе; стремление к превосходству над окружающими; свобода, власть. Таким образом, запугивать избирателей угрозами их жизни гораздо выгоднее, чем прельщать свободами. Но, конечно, запугивание какой-нибудь опасностью окажется неэффективным, если основная масса не хочет сознавать ее и ищет положительных эмоций. В программе лучше выдавать готовые решения, а не формулировать проблемы. При этом надо -- на манер религиозных проповедников -- о том, в чем собираетесь убедить, говорить как об уже принятом слушателями или читателями: не "Почему надо поститься", а "Почему мы постимся".

11.3.5. Рациональное содержание программы.

Психика широких масс совершенно невосприимчива к слабому и половинчатому. А. Гитлер. "Майн кампф" (гл. 2). В полноценной программе действий депутата (партии, президента, правительства) должны содержаться или подразумеваться как минимум следующие компоненты: 1. Концепция личности: потребности, слабости. 2. Концепция общества: ценности, движущие силы, механизмы развития. 3. Анализ ситуации: состояние, тенденции, ресурсы, возможности, друзья и враги. 4. Удачные прецеденты (если есть). 5. Долгосрочные намерения. 6. Ближайшие намерения. 7. Параметры, сроки, исполнители, санкции. Концепция личности, концепция общества, на которых основывается программа, могут быть выражены в ней кратко, к примеру: "Жизнь -- это борьба", "Умеренность -- условие благополучия" и т. п. Человек, как правило, не придерживается какой-либо одного взгляда на мир, а колеблется между несколькими -- в зависимости от настроения и текущих влияний: иногда он искренне верит, что "старый друг -- дороже новых двух", иногда -- что "в кругу друзей хлебальником не щелкай". И т. д. Поэтому если упомянуть кратко, на каких базовых представлениях основывается ваша программа, и освежить эти представления в умах читателей (слушателей), она будет воспринята более благожелательно. Программа должна завлекать великими целями. Но чтобы быть честной (а для программы это важно, хотя и не обязательно), она должна быть реализуемой. Для этого ее надо рассчитывать на тех людей, какие есть и притом в большом количестве. Утопии обычно потому и нереализуемы, что рассчитаны на людей, которых нет или очень мало -- если хирургическим или иным путем не подправить большинство населения. Авторы утопий судят о людях по себе (считают свои взгляды взглядами большинства), или воспринимают народ как "массу", которую можно переоформить как угодно, или вообще не дают себе отчета, каких людей они имеют в виду. Можно в некоторой степени ублажить избирателей объявлением новых свобод или новых запретов, но даже такие меры, если не остаются голыми лозунгами, обычно требуют дополнительных расходов -- по крайней мере, на первых порах. Обычно бывает, что если что- -то кому-то дают, то это что-то у кого-то другого надо забрать. Поэтому чтобы программа не выглядела слишком глупой, в ней должны соблюдаться некоторые балансы. Например, баланс доходов и расходов: если налоги низкие, то не может быть большой "помощи малоимущим". Менее очевиден баланс власти: если кто-то получает больше власти, то у кого-то ее становится меньше. * * * В программе следует различать: 1. Попытки и жесткие обязательства. Если беретесь "добиваться снижения преступности", то можно трудиться долго, безуспешно и безответственно, а потом сказать, что блестяще удалось замедлить ее рост. А если обещаете "снизить преступность", то надо сдвинуться хотя бы на несколько процентов. В попытках нет ничего позорного, но надо вещи называть своими именами. 2. Направления и проекты. "Повысить урожайность картофеля" -- это указание направления, в котором можно пройти и больше, и меньше, не нарушив обещания. "Внедрить продуктивный сорт 'Горби'" -- это уже проект, который может и провалиться. 3. Главное и второстепенное. Самое главное лучше выразить в лозунгах. Наиглавнейший из лозунгов можно сделать названием программы. 4. Однозначное и варианты. "Добиться роста благосостояния путем приватизации или национализации". В принципе, не все ли гражданам равно? Вождь будет отвечать за рост показателя, а не за способ, каким это достигается. 5. Проекты, не осуществимые без переустройства государственного аппарата, и проекты, реализуемые в рамках действующих учреж- дений. 6. Проекты, требующие расходов, но не окупающиеся непосредст- венно и быстро, и проекты, дающие прибыль. Возможные примитивные подходы в программе: экономический: изменить налоговую систему, долю государственной собственности в экономике и т. д.; юридический: всемерно добиваться законности; либеральный: дать волю частной инициативе, вообще расширить свободы; авторитарный: "закрутить гайки", повысить требовательность и пр.; научный: пустить специалистов во власть, чтобы они управляли на научной основе; политический: поменять лидеров, союзников, врагов, бросить в массы зажигательную идею некоторого общего дела; морализаторский: обратиться ко всем с убедительным призывом к примирению, терпению, совместным бесплатным усилиям; нацистский: понизить в правах или изгнать какие-то этносы. Хорошая программа должна быть полной, то есть охватывать все существенные направления деятельности на сходном уровне подроб- ности. Кроме того, она должна быть непротиворечивой, то есть составляющие ее проекты не должны мешать один другому на практике. Программа пишется для агитации. Поэтому язык ее должен быть простым и понятным. Например, если используется "разгосударст- вление и приватизация", то надо пояснить, чем первое отличается от второго. Чем меньше пунктов в программе, тем больше будет свободы дей- ствий, когда придется ее выполнять. И тем меньше будет обвинений в нарушении обещаний, меньше хлопот с оправданиями. Поэтому для программы важна не функциональная полнота, а яркость немногих принципов. Все это относится к "правильной" программе. Реальная программа может содержать значительную долю звонкой демагогии. Можно работать на контрасте: если конкурент выдвигает демагогическую программу, то надо завоевывать массы точными цифрами; а если у конкурента много серой деловитости, то следует надавить на чувства. Люди разного интеллектуального уровня должны получить из вашей программы ответы на свои вопросы. Для неквалифицированных рабочих пишите лозунги, потом разжевывайте эти лозунги для интеллектуалов.

11.3.6. Форма программы.

Легче воспринимается структурированный текст -- такой, в ко- тором есть разделы и подразделы, пункты, таблицы, разные шрифты и пр. Тем не менее, многие избегают структурировать программные документы. И в этом проявляется своеобразная фобия -- ее можно назвать "пунктобоязнью". Она возникла в приснопамятную бытность КПСС. Публичные документы КПСС имели ритуальный характер и предназначались для зачитывания с трибуны. Естественно, никаких подразделов, перечислений, а тем более таблиц и графиков там быть не могло. Это нисколько не вредило документам, поскольку настоящие решения оформлялись в секретных циркулярах. Просматриваются еще две причины пунктобоязни. Во-первых, не- структурированный текст сочинять легче: можно скрывать неприче- санность мыслей. Во-вторых, нечеткая программа может толковаться по-разному и оставляет пространство для маневра. * * * Следует иметь несколько вариантов программы: от сверхкраткого (для листовок) до развернутого, от "пролетарского" до "академи- ческого". Надо также подобрать по несколько словесных оформлений для одних и тех же идей -- чтобы слушателей меньше раздражали повторения. Возможные уровни детальности представления программы: содержательное название: ю тезисы: ююю краткий вариант: ююююююю полный вариант: ююююююююююююююю Программа может быть: 1) одношаговая: многошаговая: I I ->I -> 2) однопотоковая: многопотоковая: I -> I -> I -> I -> I -> I -> 3) без ветвлений; с ветвлениями (в зависимости от складывающейся ситуации): I -> I -> +-I | +-I-+-I I-+ +-I---I Варианты пункта программы: конкретный радикальный: "Отменить"; конкретный консервативный: "Сохранить"; неопределенно-бодрый: "Пересмотреть", "Рассмотреть возможность отмены", "Решительно взяться за..."; примиренческий: "Справедливо решить вопрос о..", "Исправить"; уменьшительный: "Не это сейчас главное", "Это не то, что нам нужно сейчас". Можно строить программу, отталкиваясь от программы конкурента. Вот приемы: 1) контраст: он обещает увеличить, вы -- уменьшить; 2) максимизация: он обещает удвоить, вы -- учетверить; 3) обличение: он только обещает, а вы сделаете; он обещает -- но это никакими реальными средствами не выполнимо и потому является по сути обманом сограждан. Варианты структуризации программы: 1) по значимости: "Важнейшие задачи", "Другие важные задачи", "Прочие задачи". 2) по этапам: "Задачи 1-го этапа", "Задачи 2-го этапа"; и т. д. 3) по аспектам: "Экономика", "Здравоохранение" и т. д. 4) по проблемам: "Меры против СПИДа", "Меры против инфляции" и т. д.; 5) по лозунгам: "Мир народам", "Земля крестьянам" и т. д.

11.3.7. Выбор политического направления.

Все политики -- патриоты. Но интересы Родины они представляют по-разному: призвать на помощь иностранцев; защититься от иностранцев; присоединиться к сильному соседу; отмежеваться от сильного соседа; разгромить внутренних врагов; помириться с внутренними врагами и т. д. Все политики -- за простой народ. Но пути к благополучию указывают ему разные: предпринимательство вытащит страну из кризиса; государство защитит неимущих от богачей; свобода создаст условия для развития; сильная рука наведет порядок и т. п. Надо приноравливаться к существующему раскладу мнений, как бы ни был он далек от рационального. Народу надо обещать то, что он хочет или скоро захочет. Для этого важно определить, в каких "плоскостях" происходят наиболее значимые колебания общественного мнения и в каких фазах они находятся. Возможные "плоскости" колебаний: сепаратизм -- интеграция; национализация -- приватизация; индивидуализм -- коллективизм; либерализм -- авторитаризм; вооружение -- разоружение и т. д. Фазы колебаний: подъем -> завершение подъема -> максимум -> начало спада -> спад и т. д. Если явно преобладает некоторое политическое настроение, лучше стать его последовательным выразителем, а пропаганду личной политической позиции отложить до времени, когда выбъетесь в духовные лидеры. Нет никакого обмана в том, что личные взгляды политика расходятся с выдвигаемой им программой. Он разрабатывает программу не для себя, а для всех, поэтому компромисс для него неизбежен. Если деятель Иванов проповедует идеологию "A", то деятель Сидоров, желающий его обойти, должен отстаивать другую идеологию -- если не "B", то хотя бы "A+", несколько отличающуюся от "A", даже если находит идеологию "A" самой правильной. Люди, обращающие внимание на политику, обычно осведомлены о всем наборе имеющих хождение концепций. Вы им излагаете некоторый подход, а они отвечают: мы это уже знаем. А если они считают, что знают, то и слушают невнимательно. Разница между вашей и их трактовками подхода -- в расстановке акцентов. Ваш вариант расстановки как раз и должен обеспечить подходу эффективность, но убедить кого-то переставить акценты нередко бывает труднее, чем завоевать новой идеей (потому что людям свойственно цепляться за однажды усвоенные вещи). Если некую идею поднести сразу как "новое слово", она может захватить умы. Если же ее сначала высказывать в неброской форме, она станет привычной, и особого внимания к ней в дальнейшем уже не привлечь. К тому же чем дольше обсуждается идея, тем больше демагогического словоблудия громоздят вокруг нее противники. Классификация лидеров по их политическому стилю: примиренец -- представитель "всех классов"; агрессор -- защитник одной группы в ущерб остальным; консерватор; реформатор; супер-реформатор (революционер). После застоя больше шансов у агрессоров и реформаторов. Если реформы застряли на полпути, то народ ждет сверхреформаторов. После неудачных реформ и крупных социальных конфликтов масса более благосклонна к примиренцам и консерваторам. Если ни одно из противоборствующих направлений не доминирует, можно стать центристом, консолидатором, миротворцем. В этом случае выделять врагов внутри страны не рекомендуется. Обвинить в трудностях можно внешнего врага, "систему", всех ("мы все виноваты"). Иногда бывает необходим средний вариант: вы стано- витесь центристом для правого или левого крыла -- и для всего крыла указываете общего врага. Адольф Гитлер считал невыгодным выделять более одного главного виновника народных бед. При выборе политического направления следует учитывать, что массы далеко не всегда имеют верное представление о своих объек- тивных интересах и что пропагандой общество может быть надолго увлечено на невыгодный для себя путь. Поэтому связываться с переходящими, ошибочно понимаемыми интересами -- вовсе не значит обрекать себя на короткую политическую жизнь, так как последнюю нередко удается продлевать покаяниями и перекраской.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список