Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Технология карьеры. Ознаменичивание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:




Технология карьеры

17. Ознаменичивание.

Любовь к славе в вознаграждение за доброде- тельные дела является верным доказательством любви к добродетели. Д. Юм. "О достоинстве и низменности человеческой природы". В стремлении к славе, как и во многом другом, должна соблюдаться какая-то мера, равно как и в утолении жажды. М. Монтень. "Опыты" (гл. XXXIV).

17.1. Феномен "звезды".

Различаются личности знаменитые (иначе говоря, "звезды": те, о которых все часто слышат) и личности известные (те, о которых большинство что-то слышало). Те и другие могут проявляться в масштабе местном, национальном, всемирном. Различия между "звездами" и просто известными личностями не только в количестве знающих о них людей, но и в характере представлений о них: "звезда" -- это всегда объект более или менее прочувствованного поклонения. Достижению всемирной известности препятствуют несходства в культуре наций, в частности языковый барьер. Поэтому подняться с местного уровня на национальный легче, чем с национального на всемирный. При наличии мощных общенациональных средств массовой информации местный уровень незначителен: человек либо становится сразу известен всей стране, либо пребывает в тени. В некоторых видах деятельности межнациональные культурные различия несущественны: художнику стать известным всему человечеству, к примеру, много легче, чем писателю, а писателю -- много легче, чем поэту. Выделение "звезд" на общем фоне -- это особенность массового сознания. Не так уж значительно отличаются "звезды" от способных творцов "второго эшелона", а иногда даже уступают тем, кто остался в тени. Но рядовому гражданину трудно удержать в памяти много имен и стилей, а слава завораживает. Рядовой гражданин склонен любить то, что принято любить в его среде. Всякий человек выделяет свой набор из 10...100 знаменитостей в зависимости от круга своих интересов. Широкой известности чаще всего достигают ... артисты; | поэты; высшие чиновники; | предприниматели; герои; | преступники; журналисты; | путешественники; кинорежиссеры; | создатели курьезов; композиторы; | спортсмены; космонавты; | телевизионные ведущие; предсказатели; | ученые; проповедники; | художники; певцы; | целители; политики; | эстрадники. В каждой социальной группе -- свой набор "звезд" и свои требования к ним. Поэтому если не удалось приобрести популярность у некоторой категории граждан, можно попробовать сделать это у другой. Человек, ставший знаменитым, оказывается в ненормальных услови- ях: пороки легкодоступны, друзья неискренни, все вокруг стремятся употребить его в своих целях. Инстинкты не могут обеспечить ему эффективное поведение, поскольку для таких условий не предназна- чены. Отчасти по этой причине у знаменитостей нередко проявляются дурные наклонности, которые обычными людьми, как правило, легко сдерживаются. В результате многие знаменитости становятся алкоголиками, наркоманами, сексуальными извращенцами и пр. В. Суворов ("Аквариум", гл. 14.2): "Среди тех, кто добился успеха, мало счастливых людей. Среди оборванных, грязных, голодных бродяг гораздо больше счастливых, чем среди звезд экрана или министров. И самоубийства среди всемирно признанных писателей и поэтов случаются гораздо чаще, чем среди дворников и мусорщиков."

17.2. Делание знаменитостей.

Славу приходится завоевывать, сражаясь с за- вистью, причем трибунал, присуждающий лавровый венок, состоит из крайне неблагодарных людей. А. Шопенгауэр. "Афоризмы ..." (гл. 4). В восхождении к "звездному" уровню есть некий порог. До пре- одоления этого порога все стремятся помешать -- одни из зависти, другие для устранения конкурента. Когда порог преодолен, все стремятся примазаться к восходящей "звезде" и поддерживают ее, чтобы вознестись вместе с нею. Есть и другой порог -- минимум успеха, который еще не вызывает зависти. Между этими порогами располагается "полоса препятствий", на которой застревает большинство способных людей. Стать знаменитым без каких-либо оснований -- трудно. Сначала сделайте нечто оригинальное и значимое. Это может быть проект, технология, концепция, художественное произведение. Бывает, выдающиеся результаты появляются случайно или как побочный продукт, то есть не там, где намечались первоначально. Не так уж редко известность достигается и без получения выдающихся результатов: человек мелькает, дружит, остроумничает, членствует, участвует -- и вот уже он заметная фигура: о нем говорят, его приглашают, его поддержкой стремятся заручиться. Также можно привлечь к себе внимание конфликтом с уже состоявшейся знамени- тостью или с властями, в том числе совершением какого-нибудь преступления. Но лучше все-таки попробовать сделать что-то хорошее и действительно важное. Если вам доведется создать что-то с признаками шедевра, вы можете далее выпячиваться любыми способами, оправдывая свои усилия вашей моральной обязанностью внедрять свой продукт. У Шопенгауэра о творческой славе ("Афоризмы ...", гл. 4): "Так как по общему правилу люди не имеют своего мнения и к тому же лишены способности ценить великие и качественные произведения, то им приходится слушаться голоса вожаков, и в 99 случаях из 100 слава зиждется просто на доверии к чужому авторитету." То есть, чтобы стать знаменитым, бывает полезно заполучить поддержку какой-нибудь состоявшейся знаменитости. * * * Каналы ознаменичивания в национальном масштабе: статьи, интервью, упоминания в средствах массовой информации; изделия, названные по имени создателя (примеры: "кубик Рубика", гильотина); бестселлеры, шлягеры; самиздат, в том числе в Интернете. Возможные способы высовывания на передний план: речи на собраниях, съездах, митингах; публичные скандалы; открытые письма в различные учреждения и различным лидерам; личные уличные демонстрации с плакатом на шее; судебные процессы. Шанс на успех много выше, если содеянное отвечает существующим массовым настроениям, или официальным установкам, или потребнос- тям оппозиции и может быть использовано заинтересованными субъектами для пропаганды или рекламы. Каналы местного ознаменичивания: сборища, листовки, уличная реклама. О письмах лидерам. В этом деле важно угадать политическую потребность. Американская девочка Саманта Смит написала письмо Андропову, генеральному секретарю ЦК КПСС: попросила воспрепят- ствовать гонке вооружений. Андропов откликнулся ответным письмом, и бедный ребенок стал знаменит. Правда, писала Саманта (как выяс- нилось позже) по настоянию своего папы, которого проинструктиро- вал КГБ, и несколькими годами позже самолет, в котором она с папой летела, упал и разбился. Но если бы какая-нибудь маленькая Джуджит Коэн (или ее мама) догадалась это сделать без подсказки КГБ, эффект был бы почти наверняка тот же самый. Разве что, возможно, самолет бы не упал. Славе способствуют: знакомства со знаменитостями; громкая или необычная фамилия; необычное происхождение; эффектная внешность; сильный запоминающийся голос; высокий рост. Если все "звезды" имеют хорошую внешность, появляется возможность сделать карьеру одному-двум вовсе не красивым индивидуумам. Бывает, люди становятся если не знаменитыми, то хотя бы заметными, создав или совершив нечто оригинальное, но не значимое. Это может быть, к примеру следующее: 1) необычная коллекция, например, сборник ругательств; 2) необычное путешествие, например, через Атлантический океан на автомобильной камере; 3) необычная вещь, сделанная своими руками, например: автомобиль, переоборудуемый в самолет; дом из консервных банок; 4) необычная внешность, например, волосы цветов радуги; 5) "подвиг", например, проникновение в Генеральный штаб по поддельным документам; 6) безвредное надувательство, например, демонстрация "вечного двигателя" со скрытым подзаводом; 7) самозванство: например, приписывание себе происхождения от некоторого знаменитого лица (возможно, даже здравствующего: пусть опровергает!). Случается, человек добывает известность за счет какой-нибудь броской ерунды, потом эта известность дает ему возможность совершать действительно полезные большие дела. При составлении плана ознаменичивания надо выбрать социальную группу, в которой придет "первая известность", определить текущие предпочтения этой группы и потакать им. Часто человек завоевывает популярность сначала в некоторой специфической среде, а потом уже все общество оказывается вынуждено обратить на него внимание. Специфической средой может быть: возрастная категория; национальное меньшинство; профессиональная группа; и т. п. Надо выявить незанятую нишу знаменитостей -- провести "позици- онирование". Для этого пригодится не только "Книга Гиннесса", но и пачка газет за прошлые годы, поскольку новое -- забытое старое. Ваше выдающееся деяние должно быть новым или давно никем не совершавшимся. Если слишком многие устремляются в плавание через Атлантический океан на автомобильной камере, значит, это дело не для вас. Чтобы прославиться, не надо идти против общественных вкусов. Надо быть немного впереди этих вкусов, то есть понимать механизм обновления моды и предугадывать новые веяния. К примеру, если молодежная мода трансформируется от предпочтения разболтанности к предпочтению силы, надо изображать из себя "крутого", а если наоборот, то гедониста и либерала. Желающему стать "звездой" не надо страдать скромностью: сам себя не похвалишь -- у других не дойдут до этого руки. Можно приписать себе некоторые неочевидные, но выдающиеся качества, революционные преобразования в некоторой области или заметную роль в некоторых событиях. К примеру: "Главное достоинство моего таланта, -- это безошибочное чутье на новизну." "Они боятся признать, что я совершил своеобразную революцию в этой области!" "Что ни говори, а я все-таки обеспечил президенту не менее 15 процентов голосов на выборах!" Такие заявления сходу не опровергнешь. Хочешь быть великим -- веди себя как великий, и уверенность придет к тебе и заразит окружающих. * * * Знаменитости бывают двух типов: 1) ставшие такими благодаря поддержке некоторой влиятельной группы; 2) ставшие такими без поддержки. Большинство знаменитостей принадлежит к первому типу. Ко второ- му относятся в основном инициаторы массовых движений: Спартак, Христос, Магомет и пр. Это люди, которые очень сильны духом и к тому же имеют какие-то значительные способности, поэтому прежде, чем решиться последовать их примеру, надо хотя бы убедиться в наличии у себя таких же качеств. Следует держаться ближе к местам, где есть восходящие потоки. Надо ехать в столицу или хотя бы в большой культурный город. Бывает выгодно скооперироваться с менеджером -- шустрым и предприимчивым человеком, который знает ходы и имеет нужные знакомства. Есть специальные предприятия по выращиванию и использованию знаменитостей (филармонии, киностудии, рекламные агентства и пр.). Чтобы из заметной личности стать кумиром, бывает полезно умереть (или хотя бы пропасть без вести). Этим поступком у масс разрушается пресловутый психический барьер непочитания отечественных пророков. Даже обрадованные завистники находят возможным лицемерно воздать покойнику должное. Если умирать не хочется, то следует устроить "пропажу без вести". Пожинать плоды популярности можно будет через безутешных родственников или после сенсационного возвращения. Случается, человека выпячивают вопреки его желаниям, -- потому что кому-то надо иметь его в первом ряду, чтобы им прикрываться. Бывает, что несколько полузнаменитостей начинают интенсивно нахваливать и выпячивать друг друга (причем, возможно, одни это делают с умыслом, а другие -- в качестве ответной любезности) и совместно влезают на Олимп. * * * На "звездном" уровне имеются своеобразные экологические ниши, занимать которые могут один, два, от силы три человека. К примеру, на эстраде различаются певцы, "оттягивающие" на себя песни ... блатные; | ностальгические, военно-патриотические; | подростковые; лирические; | романтические. народные; | Заняв некоторую нишу, артист приобретает соответствующее амплуа, и оно в дальнейшем обеспечивает ему аудиторию и облегчает восприятие его работы. Возможные стратегии в отношении ниш: занять освобождающуюся нишу; вытеснить кого-то из его ниши; сформировать новую нишу. Состав "звезд" медленно обновляется: люди ... заболевают, спиваются, умирают; теряют способности, исчерпывают себя; наскучивают публике; зазнаются: портят отношения с теми, кто регулирует их доступ к публике; теряют свою команду; устают от напряжения, пресыщаются славой. Это открывает вакансии, поэтому надо всегда быть наготове и не терять надежды. О славе и о способах стать знаменитым можно также почитать у А. Шопенгауэра в "Афоризмах житейской мудрости", гл. 4. * * * Став героем дня, постарайтесь удержаться на гребне волны. Несколько знаменитящих мероприятий должны следовать одно за другим. Торопитесь выжать максимум из успеха: наймитесь участвовать в рекламе, или выдвиньтесь депутатом, или найдите большое процветающее предприятие, которое возьмет вас в совет директоров, чтобы примазаться к вашей славе.

17.3. Компоненты "звезды".

"Звезда" -- сложный объект, разные составляющие которого формируются разными специалистами. Можно рассмотреть, к примеру из чего складывается объект "эстрадный певец". Это: сценическое имя; слова и мелодии песен; аранжировка музыки; сценические движения; лицо и фигура (корректируются посредство пластических операций и пр.); прическа, грим, макияж; сценический костюм; легенда (версия биографии); манера речи, дикция. Ввиду существования эффективных технологий формирования этих компнентов можно считать, что собственные изначальные качества счастливчика, намеченного в "звезды", имеют не очень важное значение. Конечно, чем лучше эти качества, тем больше можно сэкономить на их доводке и тем меньше нужно напрягать при этом мозги.

17.4. Рекламирование "звезды".

"Звезде" (в том числе политической) не следует все время присутствовать в СМИ. Надо давать людям отдохнуть от себя: даже любимая пища приедается. Кроме того, быть все время блестящим -- это изнурительно. Время от времени следует исчезать с экранов телевизоров, со страниц газет -- чтобы примерно через месяц появляться с новой энергией, с новыми идеями, с подправленным имиджем. Как раз к тому времени, когда люди начнут вопрошать себя и близких: а почему не слышно о таком-то? В отношении интервью эффектны две крайние тактики: 1) водиться с журналистами, напрашиваться, платить за интервью (изображать открытость); 2) избегать контактов, откровенничать в год по капле, рекламировать свою замкнутость (изображать таинственность). Джек Николсон: "Актер должен оставаться загадочной личностью и уметь воплотить любой персонаж. А публика должна каждый раз ему верить. Ну а если зрители будут знать , что я за человек, их труднее заставить мне поверить. Именно поэтому я не даю телевизионных интервью, которые позволяют слишком многое узнать об актере." Выбор тактики зависит от ситуации на "небосклоне": если слишком много "таинственных", надо эксплуатировать открытость и наоборот. Если много и таких и этаких, можно вообще пренебречь интервью как методом рекламы.

17.5. Жизненный цикл "звезды".

Выделяются три фазы эксплуатации "звезды": 1) открывание "звезды": потакание пристрастию людей к новому, удовлетворение любопытства масс; 2) использование зрелой "звезды": радование зрителей встречами с их кумиром; привлечение "звезды" к разным мероприятиям, на которые надо обратить внимание масс; 3) ниспровержение "звезды": зарабатывание на сплетнях, на разоблачениях, на зрелище падения. Для "звезды" очень важно вовремя сойти со сцены -- когда истощится запас идей и трюков, позволяющий держаться на высоте. Красиво ушедшая "звезда" может еще долгое время успешно подрабатывать -- на обучении молодежи, мемуарах, консультациях, редком напоминании о себе публике и т. п. Если же человек цепляется за пьедестал до последнего и оказыва- ется сброшен оттуда с позором, его потом вспоминают не иначе, как с досадой, издевкой или даже ненавистью. Падение "звезды" -- это тоже зрелище, нередко более привлекательное, чем ее предшествую- щее блистание. И. Фест, биограф Адольфа Гитлера, отметил, что если бы Гитлер умер в 1938 году, он остался бы в памяти потомков как величайший немец, гордость Германии -- несмотря на "ночь длинных ножей", концлагеря и пр. Эстрадный кумир держится наверху в среднем лет пять. За это время он должен устроить личные дела на всю оставшуюся жизнь. Более длительному блистанию препятствует то, что звезды обычно... приедаются публике; творчески истощаются; теряют интерес к работе; разрушают здоровье перенапряжением и излишествами; становятся алкоголиками, наркоманами; ссорятся с менеджерами. Варианты завершения карьеры "звезды": уход ... в общественную деятельность; в предпринимательство; на преподавательскую работу; в написание мемуаров; в религию (если прочее не получается; очень удобно в качестве оправдания ухода). Некоторые "звезды" не оставляют сцену, а радикально меняют амплуа: к примеру, переходят из киноактеров в политики или наоборот. Некоторые "звезды" умудряются стать частью традиции, а не моды. Такие не сходят со сцены до последнего вздоха, и толпы провожают их в последний путь с большим искренним сожалением. Надо не уходить в небытие, а достойно переходить в историю. * * * Способы устранения кумиров: замалчивание; вытеснение другими кумирами; провоцирование на нарушения закона; убийство. Кумира почти невозможно развенчать: его обожают не потому, что он заслуживает того, а потому что есть потребность в обожании, а он подвернулся кстати. Всякая критика "звезды" -- это еще одно упоминание о ней, то есть реклама. Всякую критику можно представлять как клевету завистников. Всякому недостойному поступку можно найти оправдание. Если же развенчание все-таки удается, то кумир перестает быть положительной знаменитостью, но становится отрицательной. Иногда это не менее прибыльно, чем пребывание в кумирах. Злобно завидуют "звездам" и радуются их неприятностям обычно лишь неудачники, то есть люди, пытавшиеся добиться больших успехов, но потерпевшие поражение.

17.6. Образ жизни "звезды".

"Звезды" чудят не только от избытка денег и досуга, не только от того, что у них извращенные мозги. Своими выходками они при- влекают к себе внимание, поддерживают свою репутацию необычных людей. Их интерес к философиям и религиям, их гомосексуализм и наркомания, их странные женитьбы и разводы -- возможно, им даже в тягость. Но это важный компонент их способа зарабатывания на жизнь. Знаменитости предпочитают общаться с другими знаменитостями (причем охотнее с теми, которые подвизаются на ином поприще, то есть не являются конкурентами). Такой выбор позволяет ... прибавлять себе вес именитыми знакомствами; избегать проявления со стороны окружающих чрезмерного внимания, заискивания, зависти, фамильярности, скрытой враждебности; обходиться минимумом унизительного общения с "низшими"; подсматривать и заимствовать идеи или как-нибудь кооперироваться.

17.7. Примазывание к "звезде".

Если ваших способностей хватает лишь на то, чтобы трезво оценивать достижения других или вам не перепадает необходимого количества счастливых случайностей, не отчаивайтесь, а поста- райтесь выжать максимум благ из того, что вам доступно. Возле каждой "звезды" кормится большая группа помощников, биографов, толкователей и последователей. Найдется место и для вас. Отблеск большой звезды поможет вам стать маленькой звездочкой. Можно стать знаменитостью также через критику или разоблачение существующей знаменитости. Убедительно покритиковать можно любо- го, но лучше обрушиться на того, кто, по вашему мнению, и в самом деле является псевдогероем, вредным для общества человеком. Яростная пропаганда какого-нибудь творческого гения, который не умеет себя поднести, -- тоже способ прославиться, причем с моральной точки зрения оцениваемый выше, чем яростная критика. Никогда не следует злорадно говорит мелкие гадости о знаменитом человеке, с которым вам довелось иметь дело: к вам самому приличные люди будут после этого испытывать гадливость. Говорить надо только о крупных недостатках и промахах и только наряду с упоминанием достоинств. Тогда вы сами будете выглядеть и объективным, и снисходительным.

17.8. Обман.

Некоторые становятся знаменитыми путем обмана. Это облегчается тем, что люди знают мир преимущественно по чьим-то рассказам про него, рассказчики же в основном передирают друг у друга. Надо придумать эффектную трудноопровержимую ложь, отвечающую потреб- ности влиятельной социальной группы. Средства массовой информации, обслуживающие эту социальную группу, подхватят "новость" и будут ее с удовольствием обсуждать. Сложность бывает лишь с "запуском" лжи: с первым проталкиванием ее в СМИ. Разоблаченный автор боль- шого обмана становится знаменитым уже просто за свою ловкость. Искателей броских тем из средств массовой информации невозможно удержать от соблазна: если какая-нибудь больная муха чуть-чуть увеличилась в объеме, ее тут же начинают раздувать до размеров слона. Зато настоящие подвижники будут годами получать от ворот поворот за то, что их идеи не забавляют. Вот виды "знаменитящего" обмана: 1. Самозванство: можно выдать себя за родственника, наследника, автора. 2. Ложное обладание: можно заявить, что некая имеющаяся у вас рукопись -- копия секретных записок известного человека. 3. Ложное качество: можно приписать себе великие способности предсказания, контакта с иными мирами, прямого общения с Богом и пр. 4. Видимость организации: можно из компании проходимцев слепить какой-нибудь солидный "комитет" и под эту вывеску добывать денежные подачки и приглашения на разные форумы.

17.9. Самозванство.

Самозванцы сотрясали империи и даже садились на троны. Среди наиболее известных -- Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Лжедмитрий II, Емельян Пугачев ("Петр III"). Наилучшие самозванцы -- те, кто в качестве самозванцев в историю не вошли (наверняка есть и такие). Самозванство в нынешнее время существенно затруднено развитием спецслужб и средств массовой информации, а также технологий идентификации личности, но скандальное разоблачение может быть изначально предусмотрено как часть плана. Сходство внешности может быть усилено посредством пластической операции. Несходство внешности может быть объяснено пластической операцией. Можно неофициально выдавать себя за отпрыска известной личности. Разоблачение в этом случае не опасно, так нет четких оснований для судебного преследования. А если после неосторожных высказываний дело все-таки дойдет до суда, то самозванство само по себе не то преступление, за которое надолго садят в тюрьму (если садят вообще), а всякий умело проведенный скандал прибавляет известности.

17.10. Как стать героем.

Dat census honores. (Почести приносят доходы.) Овидий Поскольку героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания -- не щадя сил, вплоть до самопожертвования, участвовать в осуществлении общего дела, -- то его можно назвать позицией, которая придется кстати в любую эпоху. Й. Хейзинга. "В тени завтрашнего дня" (XV). Накопление заслуг перед обществом -- это тоже путь карьеры. За свои не слишком спорные заслуги всегда можно что-то потребо- вать у государства, нередко встретить понимание и иногда даже что-то получить. Отличие героя от знаменитости в том, что герой -- фигура всегда положительная, а знаменитым может быть и негодяй. Кроме того, герои могут быть известными и безвестными. У Шопенгауэра ("Афоризмы ...", гл. 4): "Слава деяний имеет ту выгоду, что обычно она сразу вспыхи- вает, и иногда столь ярко, что в мгновение расходится по всей Европе." "Невыгода деяний -- это их зависимость от случая, который один может дать возможность совершить их." Некоторые враждебно относятся к героям -- потому что завидуют их известности или потому что плохо смотрятся рядом с ними; некоторые радуются, что герои делают за них тяжелую работу; некоторые ошибочно считают самих себя людьми героического склада -- потому что еще не прошли через серьезные испытания. Культивирование подвигов -- один из способов воспитания и развлечения масс. Результаты некоторых подвигов могли бы быть достигнуты заурядными способами: более многочисленным коллективом; за больший срок; в более позднее время; при более значительных затратах. Потребность в подвигах возникает, как правило, вследствие чьей-нибудь недобросовестности или глупости. Героических поступков обычно совершается гораздо больше, чем появляется известных героев. Но бывают и периоды, когда на подвиг никого не тянет, -- периоды развала и подлости. В любом случае общество знает столько героев, сколько понадобилось для пропаганды, а также для потока развлекательных сенсаций. Если пропагандистская потребность в героях имеет место, а подвиги не совершаются, начинают выстраивать героические деяния из малопод- ходящих событий. Так трое несчастных молодых людей, нелепо погибших в Москве на Садовом кольце во время "путча" в августе 1991-го года, стали первыми "героями России", страдальцами за "свободу и демократию". Из нескольких кандидатур, совершивших сходные поступки, славу приобретает тот, кто раньше подвернулся журналистам или кто оказался фотогеничнее и с более подходящей биографией. Иногда случается, что поступок, объявленный героическим, был неверно понят: что совершил его совсем другой, или совсем не так, или с другими целями. Героя после этого обычно не отменяют, а вскрывшиеся обстоятельства засекречивают. В каждом типе подвига выделяется свой главный герой. Его не заменяют на появляющихся позже более достойных. Их даже не ставят рядом с ним -- чтобы не размазывать образа. В лучшем случае они упоминаются как "повторившие подвиг". Следовательно, чтобы стать героем надо прежде всего придумать новую разновидность подвига. В обществе должна существовать неудовлетворенная потребность в этой разновидности. Далее, надо подобрать специалиста по раздуванию сенсаций -- какого-нибудь газетчика, телевизионщика или писателя. "Если, как например, на войне, деяния носят чисто личный характер, то слава зависит от показаний немногих очевидцев; их иногда совсем нет, иногда они несправедливы и пристрастны." (Шопенгауэр, "Афоризмы ...", гл. 4) Подвиги бывают следующих типов: 1) требующие ... смертельного или несмертельного риска; гибели; снесения насмешек, оскорблений, издевательств; снесения сильной боли; потери части здоровья, некоторых органов тела; значительных мускульных и психических усилий; тягот и лишений в течение длительного времени; 2) состоящие в ... избавлении от некоторой вредности или опасности; добывании некоторого блага; 3) совершаемые ради ... общества; другого человека; себя лично. К примеру, если человек превозмог особо тяжелую болезнь и стал полноценным членом общества, это тоже считается подвигом. При планировании героического поступка следует иметь в виду, что наилучший подвиг -- такой, который не требует больших усилий, риска, страданий, денежных затрат, но для посторонних выглядит делом трудным, рискованным, болезненным и пр. Другие требования к подвигу: 1) отсутствие или слабость конкурентов; 2) возможность пожать лавры в не слишком преклонном возрасте; 3) малая зависимость исхода поступка от случайных обстоятельств; 4) достаточно высокая вероятность привлечения внимания к поступку. Героическая гибель может избавить детей героя от многих проблем. Чем впадать в старческий маразм, каждодневно видеть в зеркале свою все более дряблую физиономию, мучиться разными болячками и в конце концов загнуться от рака или воспаления легких, бывает лучше уйти из жизни быстро, по возможности без боли, с пользой для отечества и для потомства. При планировании подвига надо исходить из своих возможностей. В основе подвига могут лежать следующие личные качества героя: смелость; | сила; самообладание; | выносливость; сообразительность; | ловкость; познания; | некий особо развитый навык. Героем обычно становится одиночка, реже -- руководитель коллектива, совершившего что-то незаурядное. * * * Подвиг более заметен, если реализуется быстро, а не растяги- вается на годы, или если растянутая на годы подготовка дает концентрированный результат. Дион из Прусы ("Диоген, или О доблести", 27..28): "Наверное и прежде люди не видели, как борется и трудится Геракл, и его труды не трогали их; верно и тогда они восхищались какими-нибудь атлетами ... и прочими скороходами и борцами. Геракла же, трудившегося и боровшегося, все жалели и называли злосчастным из людей. Поэтому-то его труды и дела прозвали 'подвигами', полагая, что жизнь, полная трудов, и есть жизнь злосчастная." * * * Герои бывают государственные (официозные), негосударственные (маргинальные), антигосударственные (оппозиционные). Государство поддерживает культ разнообразных героев, поскольку они полезны ему двояко: 1) как деятели: позволяющие легко решать проблемы, которые решались бы трудно, если бы граждане проявляли больший эгоизм; 2) как символы: если общество имеет героев, значит, оно настолько хорошее, что способно воспитывать героев, и что находятся люди, жертвующие собой ради него. Многие радетели культа героев втайне посмеиваются над "дурач- ками" -- таскающими за всех каштаны из огня и обеспечивающими прокорм "воспевателям подвигов". * * * Еще одно значение слова "герой" -- обладатель выдающихся поло- жительных качеств, которым восхищаются и которому стараются под- ражать. Такой герой не обязательно совершает подвиги, но все уверены, что он готов их совершить. Бывает даже, что за ним не числится сколько-нибудь значительных достижений в трудах на пользу общества, но пока он жив и еще не стар, считается само собой разумеющимся, что они у него будут. Или же его псевдодости- жения толкуются как что-то очень важное. Чтобы иметь шанс стать героем в этом роде, надо обладать спо- собностями и симпатичной внешностью, а кроме того, быть контакт- ным человеком, избегать конфликтов с обществом и тщательно забо- титься о производимом впечатлении.

17.11. Надо ли становиться знаменитостью.

Его возвышенный и порывистый ум и в самом деле домогался с неосмотрительной и безрассудной страстью великолепия и блеска огромной и всезатмевающей славы. Но размышления и годы в дальнейшем его образумили, и он, что труднее всего, удержался в пределах мудрой умеренности. Корнелий Тацит. "Жизнеописание Юлия Агриколы" (4). У неизвестности есть свои преимущества. Скажем, неизвестный мошенник может многократно с успехом использовать один и тот же трюк. Неизвестный неудачник может много раз попробовать "начать всё сначала", и никто не будет смотреть на него как на безнадеж- ного (можно даже немного приврать о своих прошлых достижениях). Неизвестный богач может существенно сэкономить на обеспечении своей безопасности и на уплате налогов. Слава нехороша, среди прочего, тем, что налагает ответствен- ность. Если грешит человек, на которого многие ровняются, он со- вершает во много раз больший грех, чем простой смертный. Вдобавок многократно возрастает вероятность того, что грех раскроется. Знаменитый человек вынужден жить с оглядкой и скрываться от пуб- лики. Это чувствительно уменьшает свободу действий. Далее, знаменитый человек рискует стать жертвой нападения какого-нибудь психически ненормального, движимого завистью или стремлением прославиться либо недовольного какими-то действиями знаменитости. Наконец, многократно возрастает число людей, желающих ему боль- ших неприятностей, и не исключено, что это вредит, так как от этих людей может исходить отрицательное энергетическое воздейст- вие. * * * В периоды, когда лидерами быть опасно, сообразительные люди охотно уступают первые места каким-нибудь смертникам, которые будут пробивать в препятствии первую брешь. (Правда, иногда через некоторое время ситуация меняется: блюстители старого порядка не трогают лидеров оппозиции, потому что те стали слишком заметными и приобрели заступников, зато отыгрываются на безвестных бойцах второго эшелона.)

17.12. Афоризмы.

- Sapientia vanitatem exuit mentibus. "Мудрость освобождает умы от тщеславия." - Демокрит: "Проживи незаметно." - Кратет -- Диогену: "От богатства я уже освободился, но жажда славы даже и теперь держит меня в рабстве, хотя, клянусь Гераклом, я все делаю, чтобы от нее избавиться." Марциал: - Cineri gloria sera venit. "Слава, приходящая к тому, кто уже стал прахом, -- запоздалая слава." Франсуа де Ларошфуко ("Максимы"): - "Герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием." (24)
Возврат в оглавление

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список