Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Очарование танками

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Очарование танками

bouriac@yahoo.com
Очарование танками пришло на смену очарованию драконами. Лязга- ющие, дышащие огнём чудовища, которые стремительно двигаются и сокрушают всё и всех. Побеждать их в одиночку даже в не вполне чистом поле способны только некоторые специально вооружённые, хорошо обученные и очень везучие бойцы -- несомненно герои. Чудовища-танки -- не сами по себе: они направляемы, они -- ору- дие уничтожения. В них сидят не лишь бы кто, а тоже почти герои, проламывающие оборону врага. Объяснить существующий довольно широкий интерес к танкам единс- твенно рациональными соображениями невозможно. Их просто ЛЮБЯТ -- за общее впечатление от совокупности их свойств и эффектов, и в этом основная причина тяготения к ним. Время танков -- Вторая Мировая война. Они наступали тогда за- частую стаями -- иногда по сотне и более -- сея панику и смерть. Они господствовали на поле боя. Да, они нередко горели, ломались, подрывались на минах, увязали в болотах, попадали во всякие ло- вушки, но если пехотинец видел наступающий в его сторону вражес- кий танк, то первая мысль была, как правило, не о подвиге и последующей награде, а о том, куда бы поскорее деться, пока тот ещё далеко. Потом против танков напридумывали всяких штучек, и теперь эти сплавы брони, скорости и огневой мощи больше жмутся по укрытиям, а в атаку идут с оглядкой, после тщательной разведки местности и при условии поддержки с стороны пехоты, артиллерии, авиации. Ещё чуть-чуть развития противотанковых средств, и эти красавцы, может быть, и вовсе вымрут, как вымерли их блестящие предшественники -- драконы, а также рыцари, линкоры и бронепоезда. И сохранятся только их впечатляющие останки в музеях. А пёстро иллюстрирован- ных книжек про танки немало уже теперь. Любить танки -- значит любить атаку. Особенно приятно отдавать- ся этой любви в позе полулёжа на диване. * * * Наклонное размещение листов брони полезно не только потому, что чаще будет случаться встреча снаряда с бронёй под углом, далёким от прямого, но также потому, что при этом лучшее соотношение площади бронированной поверхности танка и его вместительности, то есть, в более лёгкий танк можно загрузить более тяжёлый боезапас. То, что в настоящее время наклонная броня, наконец, стала ис- пользоваться во ВСЕХ танках, не означает, что подход к проектиро- ванию танков стал более рациональным: это означает только, что переход к использованию наклонной брони -- пройденный этап и что теперь танки хуже, чем могли бы сегодня быть, уже по каким-то другим, новым причинам, осознание и преодоление которых будет достигнуто с не меньшим трудом, чем тот, с каким в своё время был достигнут отказ от вертикальной брони. Кстати, можно сказать, что к наклонной броне вполне обратились только тогда, когда вследствие развития противотанковых средств польза от её применения значительно уменьшилась. В оправдание любителям прямоугольности в танках можно поставить не только то, что прямоугольное легче чертить, но также то, что прямоугольность позволяет наиболее полно использовать объём, ко- торый ограничен заданными высотой и шириной танка. Ещё одно преимущество прямоугольности: в прямоугольный корпус легче плотно помещать всякие устройства и приспособления, которые обычно тоже делаются прямоугольными. * * * Заднее размещение двигателя в танке, по мнению некоторых авто- ров, -- существенно невыгодно по сравнению с передним, потому что переднее обеспечивает дополнительную защиту двигателем экипажа от снарядов и возможность выхода экипажа из повреждённого танка через задний люк. На самом деле в отношении защищённости экипажа преимущество переднего размещения двигателя очень невелико, потому что значи- тельная часть ударов по танку наносится сбоку, сзади, сверху и снизу (мины). Далее, заднее размещение двигателя позволяет лучше защитить экипаж от ударов сзади. Что же касается затруднительнос- ти аварийного выхода из танка при заднем размещении двигателя, то она уменьшает возможность преждевременного оставления танка экипажем. * * * Если бы немецкий танк PzKw IV имел более наклонную броню, он стал бы почти таким же эффективным, как T-34: при той же толщине своей брони он оказался бы несколько более защищённым и несколько менее тяжёлым (то есть, более быстроходным), чем это имело место в действительности. * * * Танк "Пантера" был в целом выгоднее танка "Тигр", но от "Тигра" нельзя было отказаться, потому что это было бы воспринято как провал надежд и произвело бы очень дурное впечатление на немцев и их союзников. Танки являлись не только оружием, но ещё и мощным поводом для пропаганды, а пропаганда -- не менее важное средство ведения вой- ны, чем танки. В пропагандистском аспекте появление танка нового типа было более эффективным, чем модернизация танка старого типа. Когда немцы разрабатывали "Пантеру" и "Тигр", им по пропаган- дистской причине нельзя было просто скопировать технические реше- ния, хорошо зарекомендовавшие себя в танках противника: требовал- ся обязательно СОБСТВЕННЫЙ танк -- с какими то броскими ориги- нальными особенностями. Из-за этих не вполне опробованных особен- ностей они в дальнейшем в значительной степени и пострадали. Большая масса "Тигра" была частью его имиджа, поскольку опреде- лялась не лишь бы чем, а полезными элементами: толстой бронёй, мощной пушкой т. п., иначе говоря, означала высокую степень при- сутствия полезных свойств. Наконец, чем танк больше, тем он страшнее. Да, "Тигр" был на поле битвы королём -- но только при условии, что удавалось его туда доставить и что после этого он ещё был в состоянии двигаться. Основные недостатки "Тигра": маломощный двигатель; чрезмерная ширина, делавшая необходимым снятие наружных катков и смену гусениц на более узкие перед погрузкой на железнодорожные платформы; чрезмерное давление на грунт, обусловленное большим весом; расположение катков в шахматном порядке, приводившее к их частому заклиниванию из-за попадания между ними камней и пр.; вертикальная броня. Слишком большая ширина "Тигра" вряд ли обусловливалась исполь- зованием слишком широкой коробки передач, размещавшейся между водителем и стрелком-радистом. Скорее всего, про ограничение, за- даваемое шириной железнодорожной платформы, попросту своевременно не подумали. * * * Есть акцентированная преемственность между немецким танком "Тигр" и немецким же танком "Леопард-2": она видна не только в кошачьем названии, но также и во внешнем виде: задранная корма, вертикальное расположение боковой брони, размещение башни над центром корпуса. Что можно было оставить от "Тигра", то и остави- ли. "Леопард-2" внешне более похож на "Тигр", чем "Леопард-1". А "Леопард-1" более похож на "Пантеру". Немцам был нужен именно немецкий танк, поэтому сначала в 1963 году успешно сорвалась стартовавшая в 1957 г. программа разработ- ки общего танка для ФРГ и Франции, и в результате в 1965 г. стал поступать на вооружение "Леопард-1", потом к 1970 г. аналогично сорвалась начатая в 1963 г. программа разработки общего танка для ФРГ и США, и в результате к 1979 году немцы сделали свой "Леопард-2". Танк "Леопард-2" -- это сильнейшее немецкое боевое средство, достижение возрождённой немецкой военно-технической мысли, немец- кий психологический реванш, инструмент глобального влияния Германии, символ нового могущества Бундесвера. Он -- основание надеяться на то, что Германия выстоит в глобальных неприятностях, которые ожидают всех нас из-за слишком быстрого и сумбурного "прогресса".
танк Тигр
Танк "Тигр".
танк Леопард-1
Танк "Леопард-1".
танк Леопард-2
Танк "Леопард-2" (2A4).
Да, для борьбы с новейшими танками есть новейшие эффективные противотанковые средства. Но сложность в том, что эти средства должны в нужные моменты оказываться под рукой, что они тоже за- тратны; что для их результативного применения нужны особые усло- вия и особые навыки и что даже при очень благоприятных условиях эти средства не гарантируют успеха -- хотя бы потому, что, как всякие технические средства, они подвержены отказам. Поэтому танки всё ещё einsatzfaehig, хотя уже и не с таким блеском, как раньше. ................................................................. .................................................................

Литература:

Форд Р. "Танк 'Тигр'", пер. с англ., М., "Эксмо", 2008. Барятинский М. "'Пантера'. Стальная кошка Панцерваффе", М., "Коллекция", "Яуза", "Эксмо", 2007. Растопшин М., Никольский М. "Леопард-2", "Техника и вооружение", 1998. - ? 9, 10. Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Основной танк 'Леопард-1'" в кн. "Современные танки", М.: "Арсенал-Пресс", 1995. Сайт armor.kiev.ua

Александр Бурьяк / Очарование танками
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"