Бужор Юрий : другие произведения.

Две тосканские истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Апокрифы, байки, быль. Из загашника чичероне

   Зита была талантливой домработницей.
   Домработницы тоже ведь бывают талантливые и бездарные, трудоголички и ледащие.
   Эта была талантливая. Ключница, cтряпуха, воспитательница, домоуправительница. Каждая вещь у нее знала свое место. Дети слушались. Еда подавалась вовремя.
   Поэтому ее охотно брали в какой-нибудь добропорядочный дом.
   А дальше происходило следующее.
   В Евангелии сказано, что надо делиться с нищими. Cвоего у Зиты мало что было, всю себя отдавала семье работодателя, вот и делилась имуществом этой семьи. Ну, не понимают люди сами, что помощь неимущим слоям - дело богоугодное.
   В официальной католической агиографии выносились ломти недоеденного хлеба, но, похоже, и предметы одежды, и прочее посущественнее тоже выносилось.
   Думаю, что и в старой Лукке - а дело было именно там, в XIII веке - уголовщины не усмотрели бы, в виду отсутствия корыстного мотива. Не кража, выходит. Хотя матущерб налицо.
   Короче, по-тихому увольняли Зиту, но, учитывая ее деловые качества, снова где-то нанимали.
   Тут очередному хозяину вздумалось поднять шум, изобличить Зиту всенародно.
   А гильдия нищих уже давно знала о Зитиных душевных порывах. И вот в один прекрасный вечер они где-то на окраине уже и собрались, предвкушая.
   Но - утечка была, и хозяин подговорил городской патруль взять девушку с поличным.
   Идет Зита, несет в подоле все фамильное серебро.
   Хозяин из-за угла, патруль сзади:
   "Cтой! Руки вверх!"
   Она руки и подняла. Подол раскрылся. Но стали из него валиться на землю не фамильные ложки-плошки, а огромные благоуханные цветы.
   Чудо!
   На небесах давно были в курсе, но прощали Зите этот незначительный грех ради большого доброго дела, которое она совершала в меру своего понимания.
   Хозяин устыдился, упал на колени, просил прощения.
   Зита прожила до 60 лет, совершив еще много добрых дел и разных чудес.
   Лет через 250 после ее смерти в церкви был ремонт. Переносили прах, заглянули в гроб, а там - нетленные останки. Человек ученый, неверующий скажет: мумификация. А для верующего - еще один, необходимый и достаточный, признак святости, наряду с чудесами.
   Канонизирована в 1696 году. Ее в полный рост можно увидеть в Лукке, в церкви Св.Фредиано. Говорят, одного пальчика на ноге не хватает, английские католики выпросили, не то купили. Под саркофагом значится на латыни:
    []
   Тело Святой Зиты, девы.
   27 апреля мощи переносят из отдельной часовни в центральный неф, и все утопает в цветах. Это ее день.
   Надо молиться Зите, если кто потерял ключ, или дети расшалились без меры, или вообще все валится из рук и хочется не домашним хозяйством заниматься, а послать дорогих домочадцев подальше и уехать неважно куда, к морю.
   А еще она, очевидно, покровительствует тем, кто берет без спроса чужое. Мотивы их противоправной деятельности отнюдь не столь благородны, как у Зиты, но эти люди тоже верят в Бога, и им тоже нужен заступник на небесах.
   ***
   Многие и не слыхивали, а взять англичан - для них Сан-Джиминьяно, как для нас Сочи. Не все были, но все знают. Английскую речь, причем в изысканном британском варианте, здесь чаще услышишь, чем итальянскую.
   Не верится, что это не декорации.
   По плотности башенной застройки нет этому городу равных в остальной, в общем, безбашенной Италии, да и во всей Европе. Хотя грузинские товарищи поправляют, у них в Сванетии тоже есть много домов-башен. Ладно, скажем, на единицу площади в Западной Европе точно столько нигде не приходится.
   Я сейчас о названии. Почему Сан-Джиминьяно?
   Слушайте качественную байку.
   Родился мальчик. Мальчик был!
   С малолетства не повезло - родился в бедняцкой семье. Город стоял к тому времени давно, судя по каким-то монеткам, черепкам и т.п., но как назывался тогда, мы не знаем.
   И вот мальчика отдают чужим людям в Вольтерру. Это неподалеку, полдня пешком.
   Там он не столько ремеслу учится, сколько батрачит за ничтожные харчи. И получает подзатыльники и затрещины.
   А в это время...Как в старых фильмах - а в это время.
   В Вольтерру пожаловал некто Джиминьяно - "папос" - христианский миссионер, вполне достоверная личность. Дело было веков 13 тому назад, когда неразумные язычники еще водились. Но он их успешно наставлял на правильный путь. Поэтому пользовался в народе уважением, при жизни считался святым. И в Вольтерре ему оказали прием по чину и авториету.
   А он возьми и помри.
   Скоропостижно скончался.
   Неразбериха порой сопровождает и ожидаемые похороны, а тут такое дело.
   Cан Джиминьяно облачили в епископские одежды, положили во гроб, а сами с этим гробом мечутся, толком не разобрав куда нести, ну, и на минутку оставили святые останки без присмотра.
   А мальчик тут как тут. Он давно уже заприметил на руке покойника перстень и понимал, что если этот перстень стянуть, а потом потихоньку продать какому-нибудь заезжему богачу, можно будет себе жизнь на время существенно улучшить. Воровать грешно, это да. Но, с другой стороны, зачем усопшему перстень?
   В общем, стянул он украшение.
   Вместе с пальцем.
   Вы спросите: от какой же болезни умер святой Джиминьяно? История умалчивает.
   А юный грешник сунул добычу в карман, и наутек. Кажется, никто ничего и не заметил.
   Прибежал к себе в каморку.
   Cидит. Соображает, что произошло.
   До него доходит, что все это не просто так, а знамение такое, укоризна с небес.
   Совестно ему стало и страшно. Посинел и весь дрожал. Палец словно грозил ему всю ночь, не давал уснуть.
   Каяться в Вольтерре казалось бессмысленным - растерзали бы на месте.
   И, как рассвело, он пустился что было мочи в родной город, который неизвестно тогда как назывался.
  Там тоже был свой пастырь. Однако как-то не получалось у него убедительно довести до населения преимущества новой веры, не шли за ним. Маленькая церковь редко заполнялась прихожанами.
  Вот он сидит там и горюет по этому поводу.
  Тут мальчик вбегает и сбивчиво рассказывает как дело было. И предъявляет палец с перстнем.
  Молодой священник усматривает во всем этом очень христианскую историю. Налицо грех и раскаяние, чудесное перенесение святой реликвии и закономерное посрамление маловеров.
  Грех отпущен. Надо будет в качестве эпитимьи тысячу раз прочесть Pater Noster.
  Мальчик уходит.
  ***
  Священник бережно поместил палец с перстнем в серебрянную коробочку за иконкой, а сам пошел созывать народ, мол, приходите вечером на мессу, чего покажу.
   Кто-то и пришел: чего покажешь?
   Он глядь за иконку, а коробочки-то и нет.
   Растерялся, понятно.
   Люди давай смеяться: опять у тебя нескладно вышло.
   Стали было расходиться, как вдруг в вечерних сумерках возникло светящееся облачко, и оно перемещалось. Все как завороженные пошли за ним. Недолго им было идти, облачко остановилось, люди посмотрели себе под ноги и увидели коробочку, а в ней - палец и надетый на этот палец перстень.
   Торжественно перенесли находку в церковь и в благоговении разошлись.
   Сарафанное радио было всегда. На следующий вечер церковь уже явно не могла вместить всех жаждущих повторения чуда.
   Чудо повторилось. Вновь мистическое облачко привело горожан к самому высокому - горнему месту, вновь коробочку с пальцем и надетым на него перстнем обнаружили и вернули назад.
   На третий день все подступы и подъезды к этому населенному пункту были забиты. Когда чудо свершилось и на этот раз, стало ясно: небеса не хотят, чтобы часть мощей святого Джиминьяно хранилась в малозаметной церковке. Надо строить собор.
   И построили.
   А город назвали Сан-Джиминьяно. Святой, наверное, собственной персоной здесь ни разу при жизни не показывался, но вот имя свое вместе с фрагментом мощей передал таким чудесным образом.
   Правда, коробочки с пальцем и перстнем там нет сегодня. Когда исчезли и как, неведомо. У мальчика полное алиби - собор не в одночасье возник; наш герой подрос, состарился и ко времени освящения храма его давно на свете не было.
   От старой церковки сохранилась одна-единственная стена. За стеной - дегустация вин и местных деликатесов. Но снаружи хорошо видны каменные очертания креста и божьего агнца.
   Сомневающихся я подвожу к этой стене и говорю: как же не было? вот здесь запыхавшийся мальчик-с-пальчиком каялся незадачливому священнику.
  И все соглашаются: было!

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"