Быков Михаил Васильевич : другие произведения.

Волшебный Источник

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ВОЛШЕБНЫЙ ИСТОЧНИК
  
  Его фамилия - Шарагин как бы соответствовала увлечению к путешествиям.
  Тот с кем он встретился и совершил поход в безлюдные просторы пустыни, назвался Фархадом.
   Произнеся своё имя на персидский манер на языке пушту, он сказал снисходительно, что не станет возражать, если его будут называть по-русски - "Смышленый" Сразу предупредил Шарагина о том, что его имя узбекское, но он родом из Афганистана, что живя на родине, носил совсем другую фамилию.
   Оба героя были довольно молодыми людьми. Первый мечтал стать знаменитым путешественником, однако начинал своё восхождение к вершинам славы обыкновенным туристом - одиночкой.
   Известно, что подобный тип путешественников встречается довольно редко. Обычно люди предпочитают исследовать всевозможные интересные и загадочные места небольшими группами или целыми отрядами.
  Второй герой нашего рассказа называл себя учёным, одновременно физиком и геологом. Диплом об образовании имел, но какого-либо учёного звания принятого среди образованных людей у него не было. В округе среди редкого населения пустынных мест, его часто называли дервишем-фокусником, кто-то говорил, что он был учеником знаменитого в Средней Азии колдуна и волшебника Пулата умеющего очаровывать людей, предсказывать им будущее.
  Как бы то ни было, случай или судьба свела этих двух людей в маленьком древнем городишке на самом восточном краю Великой среднеазиатской пустыни Кызылкум.
  
  Загадочные события о которых пойдёт речь в рассказе, начались с того момента, когда Шарагин наконец-то приступил к осуществлению своего плана посетить удивительный уголок Кызылкумов - обширную горную гряду расположенную примерно в ста пятидесяти километрах западнее Чардаринского водохранилища, что на реке Сырдарья.
  По какой причине в качестве объекта исследования он выбрал Кызылкумы, а не пустыню Гоби, Шарагин не знал, но подспудно всё же предполагал, что местное население Казахстана, где располагался объект его исследования, ещё помнило русский язык и это в какой-то мере облегчало будущее путешествие. И ещё одно обстоятельство повлияло на выбор места путешествия.
  Полгода назад заядлый турист бродил по городскому рынку, где совершенно нечаянно и недорого приобрёл старую книжонку без доброй половины страниц. Книжку написал неизвестный таджик-путешественник совершивший поход по реке Амударье до Арала, а оттуда до озера Айбаркуль продвигаясь вдоль русла Сырдарьи.
  Путешественник в своём отчёте упомянул, что побывал в загадочных пустынных скалах Кызылкумов, но страницы с описанием этой части похода отсутствовали. Бывший хозяин книжки вырвал листы, чтобы завернуть в них сухофрукты для покупателей.
  
  В начале весны, когда в пустыне держится не такая изнуряющая жара, как летом, Шарагин прилетел на самолёте в Ташкент и далее не теряя времени, по железной дороге добрался до узбекского города Сырдарья, откуда на небольшом пароходике отправился вниз по течению Великой Казахской реки. Через день пересёк единственное на Сырдарье, но довольно обширное водохранилище и сошел с судна на берег в районе аула Чардара.
  В упомянутом поселении проживает более десяти тысяч человек, но расположено оно на отдалении от берега, пристань находиться за несколько километров выше по течению реки.
  Сойдя на расшатанный водой и временем деревянный помост, Шарагин стал поджидать какого-нибудь попутчика направляющегося в аул. В Чардаре он намеривался нанять знающего пустыню проводника с лошадью или верблюдом.
  
  Потенциальный попутчик появился примерно через час ожидания. Шарагин наблюдал, как отважный мужчина переправился на маленькой надувной лодчонке через реку, спустил воздух из своего плавсредства и унёс его куда-то в заросли камыша (очевидно, спрятал лодку), а потом подошел к нему и вежливо поздоровался. Новый знакомый был молод - лет тридцати пяти, высокого роста, цвет красивого с благородными чертами лица оттенял бронзовый загар, признак кочевого образа жизни. Темные волосы пришельца покрывала чустская тюбетейка из синего сатина в форме миндаля.
  На стройное тело незнакомца была надета довольно облегающая для этих мест одежда, перетянутая широким кожаным поясом обшитым бархатом. На поясе висел нож и разной величины сумочки для ношения табака денег и другой мелочи.
  Мужчина лучезарно улыбнулся, протянул руку и сказал на чистом русском языке.
   - Здравствуйте! Меня зовут Фархадом. -
   Шарагин пожал крепкую сухую руку и назвал свою фамилию. У него была привычка представляться без имени.
   - Вы, как я понимаю, собрались в пустыню и очевидно ищите проводника? Я тоже хочу совершить путешествие к горам. Сейчас мой путь лежит в аул. -
  Он махнул в сторону противоположного берега реки.
  - Я увидел с противоположной стороны потока, как вы сошли на берег. В этих местах редко кто высаживается с парохода. Я сразу же догадался, что вы не из местных и понял что нам по пути. Очевидно, вы приехали испытать себя в пустыне, тогда вам предстоит одна дорога в скалы Кызылкумов? - Спросил или уточнил пришелец и тут же, угадав будущие вопросы туриста, сказал.
  - Я афганец, но с какого-то времени являюсь гражданином Казахстана.
  Узбечкой была моя мать, но она давно умерла и похоронена в Персии в Дженбеке.
  Этот поселок приютился на окраине страшной соляной пустыни Деште-Кевир. Место, о котором я рассказываю, находится в Иране и поистине пустынно и мертво. Там сплошные солончаки и нигде нет пресной воды. Все реки, которые стекают в сторону упомянутой пустыни, проваливаются в её соляные пески и глины. - Он помолчал, что-то обдумывая, и поняв о заинтересованности нового знакомого, продолжил рассказывать.
   - Я пересекал солончаковые топи Деште-Кевира дважды и оба раза едва избежал смерти, проваливаясь в коварные ямы наполненныё рассолом, в котором кишмя кишит красного цвета рапа. Кроме того я совершил ещё несколько путешествий по местам Средней Азии и Тибету. Так что я вполне бы мог послужить вам спутником в будущем походе и проводить в горную страну Кызылкумов.
  Эти места мне тоже известны и у меня почему-то нет сомнения, что вы именно туда направляетесь. - Сказал он уверенно и вновь призывно и радостно улыбнулся.
  
  Шарагин несказанно обрадовался такому обороту дела, хотя терялся в догадках, почему пришелец без какой-либо просьбы с его стороны предложил свои услуги? По всей видимости, проводник специально дожидался потенциального путешественника в те края, куда намерен сходить сам? Недолго раздумывая, Шарагин предложил самозваному проводнику оплату за предстоящую работу. Ему теперь не надо было искать сопровождающего в посёлке.
  Фархад степенно отсчитал из протянутой пачки несколько банкнот и небрежно засунул деньги в кожаную сумочку на поясе.
  Сумма денег, которую он себе назначил, была смехотворной, и это обстоятельство успокоило Шарагина, он без слов понял, что у проводника действительно есть свой интерес в предстоящем путешествии. Такое совпадение было на руку отчаянному туристу, тем более что мужчина, так любезно предложивший свои услуги, прекрасно изъяснялся на русском языке.
  
   - В ауле купим всё необходимое для похода и оплатим верблюда, я знаю одного местного погонщика, он предоставляет такие услуги путешественникам. Верблюд для похода в горы необходим. -
  Проводник усмехнулся беззлобно, перевел взгляд под ноги туриста и, очевидно, определил внушительные размеры рюкзака Шарагина.
  - По пустыне с таким грузом не пройдешь и трети маршрута. Нам предстоит преодолеть много песчаных барханов, прежде чем мы доберёмся до гор, ко всему надо будет прихватить с собой изрядное количество воды.
  - Я впервые решил путешествовать по пустыне. - Признался турист Фархаду, чтобы у проводника не оставалось никаких иллюзий по поводу опытности своего работодателя. Шарагин уловил, что в рассуждениях его нового знакомого чувствуется знание предстоящего похода.
   - В этих краях не бывает путешественников, отваживающихся повторно попытаться покорить красную пустыню. - Сказал мужчина, приглашая Шарагина следовать за ним.
  - Даже местные жители никогда не ходят в скалистые горы. Все думают, что там нет ни одного действующего колодца и путешественнику приходиться брать запас воды в таком количестве, чтобы её хватило в обе стороны, и только я единственный знаю о существовании волшебного источника. Ты убедишься в этом лично - если конечно мы достигнем гор. - Сказал он, переходя на ты, оглянулся и вновь загадочно усмехнулся.
  
  Когда берега реки скрылись из вида, он заговорил вновь.
   - Холмы и скалы Баяркума не такие высокие как, например, в окрестностях горы Актау. Мы дойдём до вершины всего в триста пятьдесят метров высотой, обследуем её и вернёмся другой дорогой на озеро Айбаркуль, у меня там спрятана моторная лодка. На ней мы спокойно сможем достичь берегов водохранилища, которое ты пересёк на пароходе. - Он махнул в сторону водохранилища.
  - Конечно, водоёмы не соединены каналом и нам придётся преодолеть перешеек пешком. Но что будет значить тот лёгкий поход после трудного путешествия по пустыне? - Фархад негромко рассмеялся.
   - Каким образом мы дважды пересечем границу Узбекистана? - Спросил озабоченно турист, представляя в воображении карту местности и сердитых узбекских пограничников в коричневых армейских шляпах.
  - Об этом можешь не беспокоиться. У меня повсюду имеются знакомые и друзья. Я же тебе говорил, что много лет проработал геологом в этих местах. Более того в своё время я пересёк несколько границ сопредельных Союзу государств и всё обошлось.
  Положись на мой опыт в этом деле. Когда мы найдём верблюда, я расскажу тебе о своём первом опасном путешествии, которое совершил десять лет назад.
  Действительно вечером управившись с вьюком и напоив верблюда, Фархад рассказал Шарагину удивительную историю из прошлой жизни и подробно изложил причины своего появления в пустыне Кызылкум.
  
   - Ты будешь вправе заподозрить, что я не поведаю тебе всех подробностей о своих приключениях, но мне нет надобности, опережать события, так как во многом недосказанном сейчас ты узнаешь, когда мы побываем в скалах Баяркума. - Фархад пронзил Шарагина тёмным взглядом.
  - Я появился в этом мире тридцать девять лет назад, это произошло в горном местечке Афганистана в самом сердце Памира, где река Бартан впадает в пограничную реку Пяндж.
  От Моего родного кишлака одинаково близко до Китая, Индии и Пакистана. Все упомянутые страны в этом удивительном месте Азии разделены невероятно высокими и непроходимыми для чужестранца горами Памира.
  У меня не было ни братьев, ни сестёр и я никогда не видел своего отца. Однако со слов матери знаю, что он был памирцем из племени саков.
  Отец погиб именно в тех местах, куда мы с тобой направляемся, когда совершал свой очередной поход в скалы пустыни Кызылкум. Где его могила я так и не узнал.
  Один человек, который был знаком с отцом, рассказывал мне о нём, он говорил, что мой родитель исчез бесследно среди песков, как это обычно случается с людьми в пустыне. Если человека заносит песком, то нет никакой возможности разыскать его останки до тех пор, пока их не откроет ветер.
  
  Мой родитель был настоящим путешественником.
  Из первой экспедиции отец привёз в родной горный кишлак мою мать, второй поход завершился тем, что он привёз на родину странную, загадочную вещь неземного происхождения. - Рассказчик долго смотрел в сторону пустыни.
  - Это действительно вещь, потому что "трубу" о которой идет речь, нельзя назвать инструментом, так как она не издаёт звуков или прибором, потому что у неё нет внутреннего содержания, возможно, это и не изделие, ибо точно неизвестно из какого материала она состоит? Мать была уверена, что "труба" сделана гончаром из керамического материала.
  Оказалось, что этой вещью семья моей матери владела в течение двух веков, сохраняя её в тайнике рядом с рукотворной пещерой в скалистых горах пустыни Кызылкум.
  Позже после женитьбы и в связи с отсутствием в роду матери мужчин, вещь перешла по наследству к моему отцу. Я тебе её обязательно покажу, когда мы придём в таинственное место. Ты будешь поражен и не поверишь в способности странного предмета.
  
  Когда была жива мать, она всегда повторяла неправдоподобную легенду о том, что удивительная "труба" когда-то принадлежала человеку, спустившемуся с неба в прозрачном колоколе, стоящем на персидском ковре с изумительным орнаментом.
  Я думаю этот красочный миф, только на половину раскрывает тайну появления загадочного предмета. Мать в своей повести не называла существ, вышедших из стеклянного колокола богами, все её предки и она сама была уверена, что это были люди.
  Я рассказывал эту легенду не многим людям, и никто из слушателей не назвал их пришельцами с других планет или звезд. Сказка, да и только. Я чаще не мог, чем не решался демонстрировать слушателям невероятную способность "трубы" и от этого мои рассказы вызывали у людей усмешку недоверия. Ты первый кто держит путь в скалистые горы вместе со мной и возможно, я дам тебе вещь в руки и ты лично испытаешь её? -
  
  Далее Фархад стал рассказывать историю семьи.
   - Спустя семь лет после смерти отца мы с матерью переехали жить в Герат, что стоит на самом западе Афганистана, потом ушли с караваном в Иран, в пустынный аул Дженбек, где жили до загадочной и страшной кончины матери.
  Женщина умерла от внутреннего огня, который уничтожил все её органы. После её смерти я вернулся на родину и совершил свой первый поход в Индию и Китай.
  В Китае я выучился на геолога и вновь вернулся в Афганистан. - Шарагин был рад разговорчивости нового знакомого, ему было известно, местные люди неохотно делятся сокровенным и тем более с чужими людьми.
  - Незадолго до смерти мать рассказала мне подробно о своей родине и тех местах, в которых погиб мой отец. Тогда же она отдала мне "трубу" и велела попытаться найти могилу отца и испытать "трубу" в тайной пещере в скалистых горах Кызылкумов. Так поступали все её родственники в течение двухсот лет и до этого люди, прилетевшие в прозрачном колоколе с вершин Гималаев.
  Я решился на трудное предприятие только через десять лет после этого памятного разговора с матерью.
  В течении года до своего путешествия в Кызылкумы, на пару с русским старателем Федором Опариным, сбежавшим из афганского плена, я копал золото в страшном ущелье в вершине реки Кокча.
  Нам удалось добыть несколько килограммов драгоценного металла и это спасло жизнь моему русскому напарнику и помогло мне беспрепятственно пересечь границу Союза и выправить нужные документы на территории Казахстана.
  Границу мы пересекали поодиночке, заранее договорившись встретиться в Бухаре у мавзолея бухарским воителям Саманидам.
  К тому времени я мог говорить на таджикском, узбекском, китайском и русском языках. Последнему меня научил Федор и очень удивлялся моим способностям.
  С какого-то времени я и сам понял, что могу без труда выучить любой язык и поэтому сейчас осваиваю индийский, так как хочу отправиться в Гималаи и посетить знаменитую страну Шамбалу.
  Продав немного золота, я купил себе надёжную лодку и отправился на поиски скалистых гор пустыни Кызылкум. Плыл вначале по реке Пяндж, потом по Амударье до туркменского города Чарджоу. В Бухаре я встретился с Опариным, и мы вместе уехали в Казахстан, откуда он был родом. Через полгода с новыми документами я устроился на работу гидротехником в геологическую экспедицию занимающуюся разведкой в этих местах.
  На буровой установке за несколько лет я исколесил всю степь Чимкентской области и часть пустыни Кызылкум. -
  
  На следующий день отряд путешественников в составе двух человек и одного верблюда отправился в сторону сумрачной от предутренней мглы пустыни.
  За день, минуя заросли чёрного саксаула, огибая особенно крутые песчаные увалы, караван сумел преодолеть двадцать километров пути, и остановился на ночлег в небольшой глиняной долине, посередине которой виднелись развалины давно заброшенного аула.
   - Этот кишлак люди покинули после распада Союза, когда некому стало завозить сюда воду для людей и скота, а колодец окончательно пересох ещё раньше в связи с тем, что подземный источник после небольшого землетрясения провалился на несколько метров глубже. - Объяснил Фархад.
  Шарагин понимал, что геолог вполне мог знать причину исчезновения воды в древнем колодце, но у туриста всё равно в голове копошились мистические мысли. Очевидно, суеверие навевали мрачные полузасыпанные песком развалины древних построек, и Шарагин впервые не осмелился в одиночку обследовать глинобитные дома и подземные сооружения заброшенного кишлака.
  Ночь в пустыне наступает внезапно, как только солнце закатилось за далёкий бархан, на небосклоне появились первые звезды.
  Удивительный и опасный поход по пескам неприступной пустыни Кызылкум начался.
  
  Только на пятый день похода ландшафт пустыни стал постепенно меняться.
  Появились первые холмы вперемешку с невысокими песчаными барханами, многие ложки между возвышенностями были покрыты ссохшейся от зноя и безводья глиной ставшей крепкой как асфальт.
  Только в сумерках путешественники достигли скал.
  Ночь прошла в тревоге.
  Шарагин по необъяснимой причине насторожился, слышал из темноты непонятные лёгкие шаги и шорохи то слева, то справа от лагеря, до его слуха долетали странные стуки, раздающиеся в скалах, голоса неведомых птиц и зверей.
  Туристу казалось, что с высоты срываются камни, и гулко гремя по выступам, падают вниз готовые докатиться до тента, за которым они с Фархадом расположились на ночлег.
  Здесь в пустынных скалах в отличие от песчаных массивов неожиданно для него, не знающего мелодии Кызылкумов, зазвучала жизнь, а жизнь, как известно, может быть только у воды.
  Значит, Фархад говорил правду и в горах где-то среди камней пробивается живительный источник, что для Кызылкумов невероятная редкость.
  
  Через два три часа Шарагин уснул и ему приснился замечательный сон, обрадовавший его красочностью. Путешественник увидел себя среди цветущего луга. Мужчина стоял, утопая до колен в густой траве, и смотрел зачарованно на струящиеся с легким звоном прозрачные воды ручья. От воды веяло желанной прохладой и свежестью. Во сне мимо лагеря беззвучно пролетела птичка, раскрашенная ярким оперением. Шарагин проснулся от прикосновения её крыл. Открыв глаза, он увидел, что проводник поднёс к его лицу причудливый цветок пустыни, от которого исходил чудный запах. Очевидно, именно этот запах навеял видения ромашек и гераней в удивительном сновидении?
  - Сейчас начало весны и в некоторых местах пустыни зацвели редкие пустынные растения. - Сказал Фархад. - Это особый вид тюльпана, его красота необычайна, но недолговечна. Просыпайся нам пора отправляться в скалы, где ты увидишь ещё более удивительные вещи.
  
  Обещанные афганцем чудеса стали происходить ещё на биваке. Оказалось, что Фархад нарвал среди скал не только цветов, но и успел собрать небольшую охапку дров. Это были твёрдые как железо веточки саксаула, верблюжья колючка, корни каких-то ползучих неизвестных Шарагину кустов.
  Проводник уложил топливо аккуратной кучкой и подал сигнал своему напарнику внимательно наблюдать за его действиями.
  Мужчина уселся напротив приготовленного костра в позу лотоса, и некоторое время напряженно смотрел на кучку хвороста, потом издал странный пронзительный звук, в следующий миг Шарагин в смятении увидел, как из середины топлива стал подниматься дымок, через секунду вспыхнуло весёлое яркое пламя.
  - Что за фокус Фархад? Как ты смог разжечь костёр?
   - Это не фокус и меня напрасно называют дервишем. Ты стал свидетелем проявления феномена снисхождения чудесного огня, какой случается ежегодно в христианском Храме Господнем в Иерусалиме в канун православной Пасхи. - Сказал путешественник и пристроил над огнём котелок с водой.
  - Сейчас утолим жажду и двинемся в горы.
  - Но я всегда считал, что церковники в Храме устраивают какую-то таинственную химическую реакцию, недоступную пониманию легковерных паломников. Скажи, какое химическое вещество воспламенилось при контакте с кислородом или от воздействия солнечного света, который упал на кучу хвороста? - Сказал с сомнением в голосе Шарагин.
   - Ты напрасно сомневаешься в феномене, но давай не будем торопиться, впереди тебя ожидает не менее загадочное. Когда ты станешь свидетелем ещё одного феномена, я постараюсь объяснить происходящее.
  
  После необычайного события взволновавшего в первую очередь Шарагина, путешественники, не торопясь в полном молчании, позавтракали и, закинув за плечи рюкзаки с небольшой поклажей, двинулись в горы.
  Всю дорогу украдкой наблюдая за Фархадом турист без устали обдумывал феномен с огнём пытаясь как-то объяснить неожиданное возгорание хвороста, но так и не нашел вразумительного ответа на вопрос, почему вспыхнуло пламя без применения спичек, зажигалки или других средств возникновения огня?
  Путь оказался не лёгким, каким представлял его вначале Шарагин.
  Ветер Кызылкумов проносился над невысокими гребнями скал и улетал в сторону далёкого Арала лежащего среди красных песков. Воздушному потоку не хватало силы оторвать песчинки, и он их просто перекатывал, но какая-то невидимая для глаза пыль секла кожу лица, сушила губы и слепила глаза.
  Путешественники поднимались всё выше и выше. Пустыня постепенно раскалялась.
  Не останавливаясь на отдых они долго пробирались среди торчащих из глинистой почвы камней смотрящих в небо как обгорелые оплавленные от жары свечи, поднимались на холмы, спускались в узкие ущелья, в которых невозможно было разминуться встречным путникам и наконец оказались у входа в пещеру.
  О том, что они пришли к пещере объявил Фархад, хотя Шарагин первое время никак не мог увидеть, где находиться вход в подземелье?
  Перед ними высилась внушительная куча камней разной величины и конфигурации. Даже неопытному взгляду легко было определить, что это огромное странное сооружение рукотворное, что силы природы не смогли бы уложить валуны и плиты в таком порядке в виде небольшой пирамиды. Местами щели между камнями были забиты песком и глиной, на них даже проросли чахлые растеньица, мелкая невзрачная листва которых слабо подрагивала от дуновений пустынного ветра.
  
   - Под этой кучей валунов и обломков скал имеется подземный ход. - Сказал Фархад. - Тоннель тянется вон до того бугра где и выходит наружу. Его длинна не менее тридцати метров. Свод и стены подземного хода выложены древними каменщиками особым способом.
  В течение веков стены подземелья никогда не заваливались, а каждый камень свода смотрит внутрь своей самой гладкой поверхностью.
  Мне известно, что это сооружение - рукотворную пещеру когда-то давно сделали люди жители небольшого города брошенного по неизвестной причине и занесенного песками две сотни лет назад. Я когда работал здесь геологом, нечаянно обнаружил развалины этого древнего поселения. О нём кое-что знают старики из местных кишлаков, хотя им неизвестно точное место нахождения развалин. -
  
  Вход в подземелье был завален валунами и только на самом верху, зияло небольшое отверстие, через которое вовнутрь врывался жаркий пустынный воздух.
  Путешественникам пришлось изрядно потрудиться, чтобы раскатать крупные камни по сторонам, не отодвигая их далеко от завала. Фархад сказал, что когда они соберутся уходить, то придётся всё восстановить в первоначальном виде.
  Когда проход открылся, проводник достал из своего мешка небольшой фонарь, и они двинулись по тоннелю. Сразу за входом тоннель расширялся, высота сводов по всей длине его была не меньше трёх метров, примерно такова же была и ширина.
  С первых шагов по подземелью, Шарагину стало ясно, что пещера действительно рукотворное сооружение. Свод был выложен гладкими камнями подогнанными друг к другу с невероятной точностью, тогда как стены тоннеля были устроены из валунов расположенных в хаотическом порядке, что способствовало движению прохладного воздуха поступающего откуда-то из недр грандиозной каменной кучи.
  Относительно холодный воздух скользил по камням, охлаждая их, в то время как горячий пустынный поток его поступал снаружи, двигался в верхней части пещеры, устремляясь к выходу, что светился небольшим пятном на противоположном её конце. Не было сомнения и в том, что мастера, построившие подземный ход точно рассчитали его наклон относительно входа и выхода.
  
  С первых минут пребывания под загадочной пирамидой было понятно её предназначение.
   Вся система действовала как огромная вытяжная труба, забирая горячий воздух через уменьшенное отверстие на одном конце сооружения и выбрасывая его через более широкое жерло в другом.
  Пол подземелья был слегка вогнутым в виде канавы и плиты его образующие были подогнаны друг к другу с такой же тщательностью, как и на своде.
  Пещера произвела на Шарагина неизгладимое впечатление, он был поражен тем фактом, что в глубине страшной безлюдной пустыне существует подобное сооружение, которому со слов Фархада несколько веков, а может быть и тысяч лет.
   - Какая сила гонит воздух по трубе? - Спросил Шарагин у Фархада. - Возникает такое чувство, что где-то в глубине каменного сооружения работает вентилятор направленного действия.
  - Работают обычные физические законы, когда разница в температуре воздушных масс заставляет их двигаться в определённом направлении, создавая свой микроклимат в этом замкнутом пространстве. Подобным образом устроены любые печи, в которых горячий воздух устремляется в трубу, создавая тягу.
  Здесь же хитрость в том, что огромный завал камней окружающий тоннель охлаждает гладкую поверхность его свода и долгое время удерживает в системе более низкую температур внутреннего пространства по сравнению с наружным воздухом. -
  
  Пройдя по подземелью двадцать шагов, путешественники достигли середины тоннеля и остановились. Справа по ходу в стене была устроена ниша. Фархад протиснулся в неё и велел Шарагину забраться следом.
  Ниша оказалась довольно просторной. Шарагин рассмотрел в полумраке какие-то загадочные сооружения из тёсаного камня, они образовывали ансамбль в виде стола и скамьи.
  Когда они уселись на ближний каменный выступ, проводник достал из своего мешка предмет и сообщил напарнику что это и есть "труба", которую он утром достал из известного только ему тайника устроенного в скалах недалеко от места ночёвки.
  В неярком свете фонаря "труба" выглядела обыденно и невзрачно. Фархад отказался передать вещь в руки Шарагину, сославшись на то, что реликвия должна быть только у него, но рассмотреть позволил.
  Разглядывая продолговатую тёмно-коричневого цвета вещицу, Шарагин не понимал, почему Фархад называл её трубой.
   - Она больше похожа на обрубок палки, чем на трубу. - Сказал он, проведя пальцем по гладкой поверхности вещицы. На отполированном теле предмета располагались загадочные незнакомые Шарагину знаки или буквы.
   - Что обозначает эта надпись? - Спросил он Фархада.
   - Мне неизвестен смысл этих знаков или букв и мои родители не знали их значения. По всей видимости, это какое-то слово, написанное на неизвестном языке? Рассмотри хорошенько, тебе больше никогда её не увидеть. Можешь перерисовать знаки, но это тебе ничего не даст. - Шарагин тут же достал ручку и срисовал буквы прямо на ладонь.
  После некоторого молчания Фархад сказал.
  - Мне кажется, изображенное на трубе слово обозначает название какой-то неизвестной человечеству энергии? Это только предположения, а что касается твоего определения её как обрубка, то первое впечатление всегда обманчиво. Внутри этот предмет полый и имеет два отверстия на концах. -
  Фархад показал Шарагину крохотное отверстие с одной стороны предмета и более широкое с другой.
   - Как "труба" устроена внутри никому неизвестно. -
  Мужчина ловко засунул артефакт в щель между камнями, в которую тот легко и беспрепятственно вошёл, зацепившись слегка расширенным концом за края тесаных плит.
   - Я думаю "труба" является точной копией этого тоннеля, своего рода уменьшенный макет и через какое-то время мы ощутим воздушный поток, который будет вырываться из её более широкого отверстия направленного в сторону подземного хода.
  Я прошу тебя некоторое время не задавать вопросов, так как мне необходимо сосредоточиться. - Попросил афганец.
  
  Шарагин замер, уставившись на "трубу", Фархад же опустил голову, и казалось, нашёптывал что-то беззвучно. Прошло несколько тягостных минут и до ушей путешественников, стал долетать странный шум. Казалось, что откуда-то со свода подземелья на каменный пол капает вода. Шум постепенно усиливался и наконец, превратился в сплошной фон дождя.
  Фархад направил луч света в проход, и удивленный турист увидел довольно густой поток капель. Через какое-то время каменный пол полностью намок, вода тоненькими струйками стала стекать в ложбинку в его центре, а затем устремилась по едва приметному наклону в сторону светящегося выхода из тоннеля.
  Происходящее поразило Шарагина.
  В глубине страшной пустыни, где на много километров в округе нет ни одного действующего колодца, в рукотворной пещере идет настоящий дождь.
  Что-то мистическое было во всём происходящем, невольно пришла мысль, что проводник не простой знаток этих безлюдных мест, а колдун способный вызвать дождь или заставить воду просочиться сквозь толщу камня и песка.
  
   - Наружи не может идти дождь? - Выдохнул в сомнении Шарагин. - Откуда здесь взяться воде? Мы только что шли по иссушенной глине, песку и камням.
  - Я обещал продолжение чудес, и ты в этом сейчас убедился.
  Там на месте ночёвки чудесным образом проявился огонь, здесь в каменном проходе появилась вода, то и другое являются самыми распространёнными стихиями нашего мира. С таким же успехом может появиться воздух или земля в качестве песка. Кстати воздух, по всей видимости, появился вперед воды, только мы его не замечаем, если он не имеет цвета или запаха. -
  Фархад закинул мешок за плечи и подал знак выходить под удивительный дождь.
   - Вода по каменному лотку стекает в глубокую каменную же ёмкость в конце проход. Пошли на выход, там ты увидишь всё своими глазами. Наверху я тебе расскажу, почему появилась вода, хотя у тебя найдётся и своё собственное объяснение этому феномену. -
  
   Осторожно ступая по мокрым скользким плитам, путники миновали каменный колодец, в который уже начала поступать вода и оказались у самой подошвы холма. Сзади их возвышалась огромная каменная куча, напоминающая слегка разрушенную пирамиду.
  Путешественники, молча, поднялись на холм и вновь оказались у входа в подземелье.
  Фархад заглянул в тоннель и поманил Шарагина.
  Внутри каменного кургана шумел дождь. У самого входа капли влаги были редкими, но далее к середине шум падающей воды усиливался, луч фонаря выхватывал густые потоки дождя.
   - Пока мы не уберём из пещеры "трубу", вода будет продолжать возникать на своде тоннеля, в подвижном воздухе подземелья и падать в виде дождя на пол. -
  Он помолчал, прислушиваясь к приятному шуму из тоннеля.
  - Я знаю, о чём ты подумал. Я, в своё время, столкнувшись с этим феноменом впервые, тоже решил, что влага образуется в виде конденсата на гладкой поверхности свода. Ведь не секрет, что даже в сухом жарком воздухе пустыни содержится определённое количество воды и когда его массы пролетают через более прохладный коридор то влага, растворённая в нём, может осесть на холодных камнях и потом под действием тяжести капать на пол.
  То же самое происходит в обычном холодильнике. Это не противоречит законам физики, и здесь нет ничего мистического. Когда-то я думал так же, как и ты. - Повторил Фархад и покачал головой, подразумевая свои заблуждения.
  - Потом я понял, что количество появляющейся в воздухе пещеры воды слишком велико для конденсата. Поразмыслив, я решил, что это происки невидимого потустороннего мира, что это проявление так называемого полтергейста, тем боле что мне и раньше приходилось сталкиваться с этим странным и малообъяснимым явлением. Однако довольно быстро я убедился, что полтергейст проявляется только среди уже существующих материальных вещей. Я даже согласен, что его вызывают какие-то невидимые глазу существа тонкого мира, что они способны издавать стуки и другие странные звуки, передвигать предметы, воздействовать на тело человека, но они не могут образовывать вещество. Полтергейст никак не связан с появлением из пустоты вещей или вещества. Если бы невидимые духи были способны создавать материальные предметы, тогда они с такой же лёгкостью могли бы придавать материальные свойства своим телам. При полтергейсте этого никогда не происходит.
  
  - Откуда тогда взялся огонь, который зажёг костёр и вода, что сейчас льётся с потолка загадочного каменного сооружения? - Спросил Шарагин. - Я всё же склонен думать, что чудесные феномены, которые ты продемонстрировал на самом деле или невероятные фокусы, или всё же проявления загадочного полтергейста, который наука пока не может внятно объяснить.
   - Судя по твоей биографии, ты изучал не только биологию и генетику, но и знаком с основами всех основных религий, поэтому я могу более-менее внятно объяснить тебе феномен полтергейста. - Ответил Фархад. - Это явление имеет двоякую природу, и людям неизвестно какие энергии участвуют в его проявлении.
  Можно смело сказать, что под понятием этого феномена объединены два различных природных явления.
  Первое - это когда на самом деле действуют тонкие сущности потустороннего мира. Различные человеческие духи, духи природы и другие неизвестные мистикам существа волнового мира в определённых условиях способны воздействовать на материальный мир и тогда, как ты только что сказал, они издают различные звуки, создают запахи, а так же тепло или холод, свет или тьму. Часто эти силы перемещают предметы и воздействуют на тела находящихся поблизости людей. Однако существует ещё одно загадочное и совершенно не объяснимое явление - это внезапное возникновение из неоткуда различных вещей, предметов, воздушных масс, воды и огня.
  Жители тонкого мира не способны создать эти вещи, но мы люди не зная как объяснить их появление, относим всё к проявлениям полтергейста. - Он набрал в ладонь воды и омыл её лицо.
  
  - Явление материализации вещества было известно человечеству на протяжении всей его истории. Люди всегда относили это явление к промыслу Бога или проискам дьявола.
  Манна Небесная накормившая евреев при выходи из Египта, и до этого страшные потопы, вызванные тем, что дождь шёл на Земле много дней подряд, и образование колоссальных пустынь, огромные площади которых засыпали пески, всё это наглядные примеры материализации из "Ничего" вещества стихий.
  Я думаю, в этих событиях не участвовали рассерженные духи умерших людей или духи природы, так же как сейчас не участвуют в образовании воды, которая в виде дождя хлынула на высушенные каменные плиты подземелья.
  Невежественный человек обязательно назовет подобное явление полтергейстом или чудесное появление воды обычным конденсатом, но это не так.
  Во всех религиозных и философских концепциях в качестве основы мироздания рассматривается "Божественная Пустота" или "Ничто". Современные физики учёные называют это "Ничто" - вакуумом. По их предположениям вакуум обладает невероятным количеством энергии, он способен породить всё множество объектов наблюдаемого разумом мира.
  Многие ученые уверены, что Пустота - самая содержательная сущность Космоса, и она существует как не проявленное бытиё. Проще сказать всё не проявленное существует именно в форме вакуума (Пустоты) и способно проявиться.
  Мистики, а вслед за ними и учёные, утверждают, что сознание, представляющее собой информацию, может одновременно находиться в бесконечном количестве мест в бесконечном космическом пространстве. Оно (сознание), присутствует и в вакууме, где способно генерировать энергии приводящие, в конечном счёте, к возникновению материи.
  Вот такая мистика. - Он поднял руки к небу.
  
   - Вакуум, как известно, есть везде. Он не имеет ни начала, ни конца, не имеет измерения, его нельзя описать, потому что в нем нет устройства.
   "Ничто" нельзя увидеть или взвесить, его невозможно вдохнуть или выдохнуть. Все вещи произошли из Него и вновь когда-нибудь исчезнут в Нём!
  Ещё в древнем Китае существовала замечательная теория о том, что Вселенная подчинена звуковым ритмам. Первый звук породило само Безмолвие и возникло "Ничто" и когда звук раздался в возникшей Пустоте, то породил Небо и планеты.
  Затем возникает череда звуков, которые порождают Вселенную целиком.
  Вакуум (Беспредельность) и сейчас способен издавать звуки и сам же реагировать на них.
  Когда-то в Беспредельности прогремит особая мелодия Космоса, которая заставит всю проявленную Вселенную исчезнуть в Пустоте, раствориться в ней, чтобы вновь возникнуть от очередного призыва.
  Вот такая замечательная теория существовала в древнем Китае. Я думаю, она отражает истину мироздания. -
  
  Вникая сквозь шум подземного дождя в смысл сказанного Фархадом, Шарагин припомнил библейские версии создания мира и не мог согласиться с тем, что в них отражена истина о возникновении всего материального включая человека. Ему было известно, что в Книге Бытия в Ветхом завете излагаются две различные версии мироздания, которые противоречат друг другу и здравому смыслу образованного человека.
  Воспользовавшись паузой в риторике Фархада, он спросил:
   - Мне совершенно не понятно, почему библейский автор настаивает на том, что Бог в первую очередь вслед за Небом (очевидно Небо и есть вакуум?) создал Землю и воду, и только потом Солнце, чтобы был свет и тьма? Это в корне противоречит науке о Космосе. Вот и ты, упомянув Китайскую философию, говоришь примерно о том же.
  Как-то непоследовательно заставлял Бог действовать пресловутый вакуум или по другому "Ничто". Мне думается, что Библия врёт? Я всегда сомневался в её правдивости. В свою очередь вакуум безмолвствует, глядя на эту фальсификацию научных фактов?
  Неужели "Пустота" откликаясь на призыв Бога двадцать миллиардов лет назад, когда решила создать нашу Вселенную, поступала не последовательно? Об этом говорит и наука?
  Вот и сейчас, - Шарагин кивнул в сторону каменного хода, - ты уверен, что вездесущий вакуум производит воду, хотя на твой взгляд в нем содержится и всё остальное.
  Почему он это делает только с водой, материализуя её?
  Неужто Бог дает ему команду так поступать? Ведь без волевой команды, как я понял, ничего не может произойти? -
  
  Фархад хмыкнул и продолжил объяснять, стараясь убедить Шарагина в том, что в происходящем нет ничего мистического, что он ни колдун или фокусник, что природа, окружающая человека содержит в себе множество неразгаданных тайн.
  - Действительно, вакуум это и есть библейское Небо или по выражению космистов
   пространство. Наряду с тем, что в вакууме содержится всё, что может появиться в материальной Вселенной, он имеет невероятные специфические свойства.
  Самой главной особенностью этой фундаментальной сущности является её многомерность, именно она не позволяет нам изучить свойства вакуума, потому что все другие его измерения кроме того в котором мы существуем не доступны нашему восприятию.
  Однако как бы ни показалось невероятным, человек способен проникнуть в вакуум с помощью универсальной для всего мироздания вещи. - Фархад поднял свои руки к небу. - Этой вещью является мысль, продукт человеческого мозга. Только мысль может беспрепятственно путешествовать в пространстве и времени, внедряться каким-то непостижимым путём в вакуум и заставлять его поделиться энергией с нашим трёхмерным миром.
  Конечно, мысль не каждого человека и не любая возникающая в головах людей и животных воздействует на Пустоту.
  Очевидно, нужны какие-то особые вибрации биологического излучения и таковыми обладают мысли не многих людей. Именно с помощью специфических мысленных энергий волшебник может вызвать материализацию вещей. Об этом было известно всегда. -
  
   После этих слов Фархада путешественники, чтобы укрыться от жарких солнечных лучей, вновь забрались через узкий проход в подземелье и уселись на аккуратно отесанные валуны, уложенные по краям вначале тоннеля. Дождь немного утих и теперь моросил мелкими каплями, наполняя водой не глубокую ложбинку в каменном полу.
  Удивительное загадочное явление очаровывало Шарагина, он качал головой, цокал языком и хлопал в ладоши.
  - Этого не может быть? - Бормотал взволнованно турист.
  Объяснения Фархада насчёт материализации стихий не вносили ясности в его ум незнакомый с соответствующим разделом физики. Заявления проводника, который больше был похож на дервиша чем на ученого, казались фантазией, бредом, искусно зашифрованной магией или непостижимым для понимания фокусом.
   По мнению туриста только колдуны и маги могут проникать своими мыслями в головы других людей или в другое время и потусторонний мир.
  Не верилось, чтобы человеческая мысль была способна с легкостью путешествовать по невероятно загадочному явлению Космоса - вакууму, о котором Шарагин слышал только краем уха и думал что его наличие обыкновенное предположение учёных, версия, не подтвержденная экспериментальным путём.
  Люди представляют себе вакуум как любое пустое пространство. Откачай воздух из сосуда и получишь вакуум.
  
  Между тем Фархад продолжал философствовать.
   - Какое бы название не присваивали люди вакууму, он является реальным физическим объектом. Об этом упоминается в станцах древней "книги Дзиан". В самом первом стихе этого сочинения говориться о том, что Матерь - Рождающая скрыта в своих Вечно - Невидимых покровах, и что время ещё не было, и Вселенского разума не было, и даже не было того, что могло бы вместить всё это - то есть не было самой Вселенной.
  В книги говориться о вакууме чётко и ясно - "Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная, простиралась..." - это и есть характеристика Пустоты (Ничто), о ней я тебе сейчас рассказывал. По научному ей название вакуум. Именно вакуум недосягаемая пока разуму реальность Космоса рождает для нас невежественных людей всё мистическое и Божественное. Необъяснимые его действия мы можем назвать полтергейстом, но от этого природа вакуума не измениться.
  - Хорошо, я принимаю твою версию происхождения чудесного огня и не менее чудесного дождя среди иссушенной пустыни, якобы, из недр таинственного вакуума, но какое значение во всём этом играет странное изделие - "труба", которую ты оставил в подземелье?
  Почему эта вещь храниться здесь далеко в пустыне, тогда как твой отец привозил её с собой на родину в Афганистан?
  Это обстоятельство вполне подтверждает мнение многих эзотериков, что полтергейст проявляется только в присутствии человека его носителя или какой-нибудь вещи запрограммированной магом именно на действия полтергейста. Не является ли "труба" таким артефактом, который обладает определённой волшебной энергетикой?
  И ещё? Появляется ли вода в каменном сооружении в том случае, когда ты входишь в подземелье без "трубы"? Возможно всё дело не в таинственной вещице, а в деятельности твоей особой психики?
   - Ты мыслишь в правильном направлении. Действительно, благодаря особой активности мозга феномен-психик проникает мыслью в вакуум, или в пустоту мироздания - если выразиться языком мистиков. Как это происходит никому неизвестно, хотя некоторые маги и колдуны уверены в том, что находясь в трансе, отделяют своё собственное сознание от плоти (мозга) и совершают переход в иной мир, но является ли этот мир основой всего - тоесть вакуумом тоже неизвестно.
  Как бы то ни было "Ничто" реагирует на мысль психика и делиться частью своей энергии способной материализоваться.
  По всей видимости, микрочастицы или волновые энергии, поступающие оттуда (из Пустоты), складываются именно в ту материю, о какой думает человек?
  Я точно не знаю, могут ли моё подсознание или мысль без помощи "трубы" вызвать материализацию вещей? Я этого за собой не замечал и другие люди находящиеся рядом со мной никогда не говорили об этом.
  Возможно всё дело в том, что мысли действительно материальны и люди приходя в пещеру, начинают думать о воде, представлять её в своём воображении и вакуум отзывается, преобразуя свою беспредельную энергию в материю.
  Однако, как нам известно, целый город людей может день и ночь думать о воде, но дождь так и не пойдёт, обрекая всё на вымирание. Очевидно, надо знать способ как послать мысль в пустоту и как заставить силу вакуума отдать энергию на образование той или иной материи! - Он усмехнулся. - Я этого не знаю, но очевидно знает трубка. В ней есть что-то такое, что заставляет вакуум работать. -
  Фархад помолчал задумчиво.
  - Можно твёрдо назвать вакуум - пустоту ещё одной стихией, которая распространена повсюду и обладает невероятными свойствами способными рождать другие стихии. В нашем случае она рождает воду, но может рождать огонь или любую другую вещь. - Он лизнул с ладони капли дождя давая понять Шарагину, что вода безвредна для человека.
  
  - Я долгое время всюду носил с собой "трубу" пока, наконец, в этих местах не обнаружил первый полуразрушенный каменный тоннель, он находиться в пяти километрах западней.
  Сооружение, о котором я тебе рассказываю, пострадало относительно недавно, во время последнего страшного землетрясения, которое разрушило город Ташкент.
  Я отчаялся и хотел уже прекратить поиски этого тоннеля, но старые геологи подсказали мне, что в районе скал есть древний заброшенный город. Я отыскал развалины и, обследовав окрестности, нашёл это каменное сооружение.
  Поверь, мне было не просто его найти. Хорошо, что мать подробно описала мне путь в пустынную горную страну и рассказала, что нужно делать с трубой, когда я окажусь в рукотворной пещере. До этого я испытывал "трубу" в других естественных пещерах, домах, замках и иных помещениях. Феномен произошел впервые именно в этом каменном сооружении, так как оно возведено для этой цели.
  Вначале вода появлялась неохотно и совсем в небольшом количестве, однако потом я научился сосредотачивать свою мысль и дело пошло. Более того я научился вызывать огонь, причём он стал появляться не только в пустыне.
  Ты очевидно в курсе, что на Земле существуют места тесно связанные с энергетическими потоками, поступающими из её недр. На одном из таких аномальных мест как раз и построен этот каменный коридор. А труба и в этом не приходиться сомневаться, каким-то чудесным образом усиливает эти потоки энергии и связывает их с мыслями человека, которые воздействует на Пустоту.
  Признаюсь, в этом чудесном каменном мешке я не могу думать о чём-то другом кроме воды. -
  
  Шарагин, осознав сказанное Фархадом, с удивлением вспомнил, что и сам, оказавшись в тоннеле, стал усиленно размышлять о воде. Очевидно, своеобразная канавка на каменном полу рождала мысль о водной стихии?
   - Как же люди сумели отыскать в необъятной пустыне такое замечательное место? - Спросил Шарагин, справившись с волнением. - И почему людям нужно было отправляться именно в пустыню, чтобы построить такой удивительный колодец?
  - Дело в том, что вода нужна только в таких местах как Кызылкумы. Зачем устраивать подобное сооружение где-то в благодатном краю с обилием рек и озёр, или зачем вызывать волшебный огонь в другом месте кроме религиозного храма, в котором он является фактом Божественного чуда? - Фархад умолк, протянул вперёд руки, ловя в ладоши капли воды.
  - Когда мне исполнилось двадцать лет, я отправился на юг Афганистана, по реке Фарахруб спустился до озера Сабари, пересёк страшное персидское болото и поднялся в горы Пеленган.
   В этих чудесных горах в посёлке пещерного типа я познакомился с интересным человеком, дервишем, путешественником. Он когда-то в молодости ходил с моим отцом в Кызылкумы и знал о том, что семья моей матери владеет "трубой".
  Оказалось, мой новый знакомый примерно в те же годы в течение пяти лет путешествовал по пустыне Сахара.
  Основной интерес на Африканском континенте дервиш проявил к нагорью Тибести, высоченные вершины его покрыты снегом, что для Африканских знойных мест диковина.
  На двадцатой параллели, где расположено нагорье, круглый год держится неимоверная жара. Путешественник в красках рассказал мне о том, что в горах Тибести существует множество пещер как природных, так и рукотворных. Некоторые подземелья люди вырыли много тысяч лет назад, и они тянуться на нескончаемые километры.
  Дервиш упомянул и о чудесах, сказал, что в некоторых пещерах временами идёт загадочный дождь, точно такой же, как и в нашем каменном тоннеле. Жрецы местных племён охраняют входы в такие чудесные подземелья, пропуская туда только немногих нуждающихся, чтобы те утолили жажду, напоили верблюдов и лошадей.
  Выходит люди с древних времён знали секрет подобного полтергейста и использовали его для своих нужд, собирая питьевую воду. - Фархад задумался надолго и потом промолвил.
   - У меня есть великое желание побывать в горной стране Тибести. Удивительный человек поведал, что много тысяч лет назад, люди из горной и процветающей в те времена страны Тибести пришли через Суэцкий перешеек в Азию, перевалили Гималаи и назвали необъятные горы Китая Тибетом. Я думаю это правда. Не может другим путём перекочевать название целой горной страны за тысячи километров на другой континент.
   - Николай Рерих сообщает обратное. - Перебил рассказчика Шарагин. - Знаменитый путешественник уверен, что как раз азиаты после Потопа спустились с Тибета и пришли в пустыню Сахара и назвали горы в её центре Тибести?
  - Я тебе пересказал легенду африканцев, а с теорией Рерихов я тоже знаком. - Он помолчал, прислушиваясь к капели.
  - В этих горах я тебе покажу занесённый песками древний город и ещё один точно такой же, только разрушенный тоннель. - Пообещал Фархад. - Мы туда отправимся через два дня, а завтра приведём к пещере верблюда и напоим его чистейшей водой. -
  
  Два дня спустя мужчины пришли в обширную долину, окруженную полузанесёнными песком скалами. На внушительной площади самой долины виднелось множество песчаных барханов и бугров. Указывая на них, Фархад сказал вдохновенно Шарагину.
   - Старые постройки города покоятся под барханами. - Он поманил за собой туриста.
   - Иногда под действием ветров, то там, то тут стены развалин оголяются ненадолго, но в основном они всегда закрыты песками. - Прокомментировал Фархад обстановку.
  Действительно Шарагин заметил, что с северной стороны одного довольно высокого песчаного бугра виднелась развалившаяся почти до основания каменная стена, её обломки валялись повсюду. Путешественники миновали эти развалины и, обогнув холм, упёрлись в колодец. Его горловина была прикрыта тяжелой каменной плитой. Вокруг колодца лежали огромные валуны. Шарагин насчитал с десяток крупных камней, некоторые были весом от трёх до пяти тонн.
  - Все думают, что в этом колодце нет воды уже в течение несколько веков. Очевидно, внезапно пересохший колодец заставил когда-то людей покинуть это место? - Начал свой рассказ о древних развалинах проводник.
  - Об этом мне рассказал человек, с которым я прожил в этих местах много дней. Он ждал караван из Туркестана. Караванщик должен был забрать самого старателя и минерал, так называемую пустынную смолу или каменное масло, которое он заготавливал в скалах.
  Врачи и целители его называют белым камнем. Минерал растёт на солнечной стороне отвесных скал и его очень трудно добывать.
  Заготовитель каменного масла должен в совершенстве владеть альпинисткой подготовкой, чтобы добираться до его наростов. Минерал содержит в своём составе всю таблицу Менделеева, и цениться очень дорого. Каменное масло применяется для лечения многих болезней, особенно помогает при заболеваниях органов пищеварения.
  - Если колодец не действующий, как тогда заготовитель смолы здесь жил без воды, да ещё и работал? Неужели в твой тоннель ходил за водой или её запас привезли ему на верблюдах? - Спросил Шарагин.
  - Я ему однажды точно такой же вопрос задал. Поинтересовался осторожно, где он воду берёт, а про свою чудо пещеру нарочно умолчал.
  Мужчина, его зовут Темиртас, рассказал и показал мне много интересного.
   Старатель - добытчик редкого минерала по национальности казах, оказался жителем узбекского кишлака Утамирад расположенного в северной стороне на краю пустыни.
  
  К Утамираду единственному в этих местах поселению, через пустыню проложена проселочная дорога. Темиртас скупо рассказал мне, что несколько лет до этого добывал каменное масло в горох Жетимтау. Я бывал в тех местах, когда работал в геологической экспедиции.
  Жетимтау более высокие горы по сравнению с этими наполовину засыпанными песками. Мне известно, что с главной вершины горного образования Жетимтау весной в сторону заболоченной впадины стекает небольшая речушка, образующаяся талыми водами. Вода солончаковых болот не пригодна для потребления. В этих же местах Темиртас промышлял ценный минерал только второй сезон. -
  Фархад погладил древние плиты колодца
  - На мой вопрос о воде он всё же ответил. Темиртас сказал, что спускается в этот древний колодец, глубина которого больше тридцати метров. Там в самом низу существует боковое ответвление, прорытое много позже самого колодца, по этому проходу до воды нужно пройти почти сто метров освещая себе путь или фонарём, или факелом. В конце бокового тоннеля вырыт дополнительный колодец, с которого с помощью специального устройства достают воду. Темиртас рассказал, что в этом сезоне уже дважды спускался в колодец за водой.
  Он вытаскивал воду на поверхность в кожаных мешках.
  Когда настало время вновь опускаться в колодец за очередной порцией воды, старатель отказался взять меня с собой, заявив, что подобное предприятие очень опасное и мне без специальной подготовки ни за что не выбраться обратно на поверхность.
  Спустившись в колодец, Темиртас набрал два мешка воды примерно литров по двадцать в каждом, и я с большим трудом вытащил их наверх. Сам альпинист задержался внизу и тщательно вымылся прямо в колодце, там существует для этих целей специальное место. Путешественники моются стоя над глубокой ямой закрытой каменной плитой с просверленными отверстиями для слива воды.
  После того как Темиртас выбрался на поверхность, мы закрыли горловину колодца плитой, чтобы её не засыпало песком. Я поставил заметку и могу с уверенностью сказать, что колодец с того времени больше не открывали.
  
   Через неделю за добытчиком пришёл караван из города Туркестан, а я вернулся на своё место, где мы сейчас находимся, с собой унёс почти килограмм каменного масла. Я заработал минерал, помогая Темиртасу спускаться по отвесным скалам.
  В последний день, перед тем как нам расстаться я показал отважному альпинисту "трубу" не посвящая его в подробности о свойствах изделия. Я сказал мужчине, что старинная вещь мне досталась по наследству от отца. Темиртас её тщательно рассмотрел и заявил, что такими трубами только в десять раз большими по размеру пользуются колдуны.
   - "С их помощью волшебники поднимают различные тяжести. - Сказал он уверенно. - Ты видел огромные валуны, разбросанные вокруг колодца, в который я спускался за водой, все они подняты на поверхность с помощью магии. Колдуны каждый со своей трубой собирались вместе, становились вокруг ямы и принимались дуть в мундштуки. При этом своеобразные музыкальные инструменты издавали звуки практически не слышимые для человеческого уха. Под воздействием ультразвука и особых заклинаний валуны обретали способность левитировать (парить в воздухе) и постепенно поднимались из ямы".
  Фархад подошёл к огромному камню и погладил его рукой.
  - Неизвестно какая сила воздействует на вещи, заставляя их терять вес? Очевидно и здесь "Пустота" задействует свою энергию? Другим путём древние люди не смогли бы поднять из глубины колодца такие махины. Их надо было бы раскалывать на мелкие части, но для этого потребовалось бы нагреть валуны и затем облить их холодной водой, чтобы они лопнули от разницы температур. Как ты понимаешь, в пустыне нет такого количества дров и тем более нет воды. Каких-либо механизмов для подъёма большого веса камней в те времена, когда копался колодец, ещё не существовало.
  
   - Откуда же странный добытчик каменного масла понял что твоя "труба" точная копия тех, которыми пользовались в давние времена волшебники? - Спросил Шарагин.
  - Он сказал, что такая старинная труба есть у одного человека живущего в его родном кишлаке и что на её теле стоят такие же знаки. Более того владелец загадочного инструмента как раз и рассказал Темиртасу об этом колодце. Вот такие загадочные вещи происходят вокруг моей "трубы". - Развёл руками Фархад.
  - Я ездил в кишлак, в котором жил Темиртас, его там помнят, но о трубе никто ничего не знает. Имя её владельца я не знал и поэтому не смог его разыскать. Возможно, Темиртас не сказал мне всей правды и поэтому не назвал имени человека, у которого видел магическое изделие?
   - Ты действительно думаешь, что подобный инструмент существует? - Спросил Шарагин.
  - Может быть, это чистое совпадение насчёт её идентичности с твоим артефактом? Все трубы, так или иначе, имеют определённую форму, в основе которой присутствуют одни и те же детали - это мундштуки и постепенно расширяющиеся тела чего, кстати, не наблюдается у твоего артефакта.
  - Я не думаю, чтобы Темиртас говорил об известном каждому жителю этих мест музыкальном инструменте - карнае? Этот инструмент полностью медный, а тот о котором идёт речь, изготовлен из тонкой керамики. Так, по крайней мере, утверждал старатель. Я уверен, Темиртас не мог ошибиться сравнив формы моей "трубы" и той в десять раз увеличенной, но главное он не сомневался, что оба инструмента изготовлены из одного и того же материала и имеют одинаковые надписи.
  Возможно, он видел в родном кишлаке знаменитую волшебную трубу Буддистов?
  Я когда-то видел такой инструмент в Гималаях, но та труба наполовину состояла из дерева, а на половину из меди и знаки на ней были выбиты монастырскими ламами. Звук такой странной трубы изменяется от содержания влаги. Напитавшись влаги, она звучит особенно низко.
  Мои попытки разгадать тайну подъёма тяжестей с помощью звука и заклинания не увенчались успехом. Я не смог во время путешествия по Тибету найти человека, который был бы свидетелем феномена левитации предметов при помощи упомянутой магии. - Закончил свой рассказ о загадочном инструменте Фархад.
  
  Прежде чем отправиться в обратный путь путешественники провели весь последний день рядом с пещерой. Вода с её потолка уже не капала, но в тоннели чувствовалась прохлада и высокая влажность. У входа на камнях было приятно отдыхать, вслушиваясь в шорохи подземелья.
  Рано следующим утром Фархад ушёл в скалы по каким-то ему одному известным делам, а Шарагин, оставшись в одиночестве, дважды прошёл через тоннель, но в отсутствии проводника и его загадочной "трубы" ничего не происходило. С гладкого потолка иногда срывались отдельные капли воды, и откуда-то из глубины каменного тела рукотворной горы сквозил приятный холодок.
  За все дни пребывания в Кызылкумских горах, выслушивая всевозможные рассказы и версии Фархада о чудесном дожде, Шарагин так и не смог поверить в то, что вода будто бы материализуется из энергии, пребывающей в вакууме. Он всё больше утверждался в вполне обыденном происхождении самого каменного сооружения, и убеждал себя в том, что тоннель построен древними строителями с применением чудесной технологии, что как раз его конструкция способствует появлению конденсата на каменных плитах, охлаждающихся при помощи хитроумной системы вентиляции.
  Поразмыслив, Шарагин пришёл к выводу, что вода в тоннеле образуется только в определённое время года и при особых погодных условиях, когда ветер со стороны озера несёт над пустыней воздушные массы с высоким содержанием влаги.
  Воздушной влаги, конечно, не хватает, для образования облаков и тем более грозовых туч, но вполне достаточно чтобы, пролетая через охлаждённый тоннель выпасть в конденсат на каменных плитах уложенных особым способом.
  
  В конце тоннеля в каменной ёмкости оставалось немного воды. Была минута, когда Шарагину захотелось убедиться, что жидкость настоящая и не куда не исчезла. Он зачерпнул сосудом воду, и коснулся губами, она была прохладной и вкусной.
  Турист, вспомнил рассказ Фархада о своеобразной моечной в колодце и с удовольствием тщательно вымыл тело. Потом не торопясь пополнил запас воды на предстоящую дорогу.
  Два часа спустя пришёл Фархад и привел на водопой верблюда. Животное выпило несколько ведер воды, но чувствовалось, что "корабль пустыни" не страдает жаждой. Стояла весна и Кызылкумы цвели и зеленели.
  - Может быть, ты вызовешь дождь, чтобы пополнить каменную яму водой? - Обратился Шарагин к проводнику в большей степени для того чтобы убедиться в том, что Фархад уже отнёс "трубу" в тайник.
  - Какой смысл? Мы утром уйдём в сторону озера, и сюда больше никто не придёт. - Пожал плечами афганец. - Вода испариться за несколько дней. Природа пустыни не любит такой расточительности. Давай лучше заложим вход, чтобы песок не набился внутрь тоннеля и тогда, ты сможешь сходить вон к тем песчаным холмам, там растёт большая роща черкеза. -
  Шарагин вопросительно глянул на проводника.
  - Черкез это небольшие деревца из семейства маревых. -
  Фархад, поясняя своё предложение, покачал головой, выражая удивление строению пустынного дерева.
  - Очень корявое растение этот черкез. В его зарослях живут птицы, пресмыкающиеся и полно различных насекомых. Сходи не пожалеешь, от созерцания пустынного леса останутся неизгладимые впечатления от путешествия в этот прекрасный край. Здешняя роща особенная, её деревья достигают двух и более метров в высоту и растут непривычно густо. Просто замечательный оазис, но без воды. -
  
  Следующим утром путешественники, навьючив верблюда, двинулись на юг.
  Фархад в отличие от Шарагина не воспользовался компасом, определяя нужное направление, очевидно, он прекрасно знал дорогу в сторону озера.
  Через час отряд миновал рощицу черкеза, о ней накануне говорил проводник. Все деревца буйно цвели распространяя в знойном воздухе приятный запах. В зарослях весело распивали свои песни пустынные жаворонки, повсюду мелькали насекомые, а проворные ящерицы их ловко хватали своими липкими языками.
  В пустыне властвовала весна.
  
  Вернувшись из путешествия, Шарагин нарисовал по памяти "трубу" стремясь выдерживать точные её размеры и характерные детали формы. Сделал подробное описание вещи и нанес на рисунок надпись на неизвестном языке. С рисунком - схемой он пришёл в мастерскую старого гончара. Мастер всю жизнь занимался изготовлением глиняных игрушек.
   - Ты подожди, я изготовлю пробный экземпляр. Посмотришь и подскажешь, что не так будет в форме изделия. -
  Шарагину пришлось ждать не долго. У мастера всегда имеется запас готовой к применению глины. Через полчаса старик принёс на узенькой дубовой дощечке "трубу", она выглядела точно так же как та, которую он видел в руках Фархада, и отличалась только цветом необожженной глины.
   - Да, эта штука очень похожа на ту, что я видел в пустыне Кызылкум. - Сказал Шарагин мастеру. - Я не знаю её точных размеров, но когда ты обожжёшь заготовку она превратиться в "трубу", так называл свою вещь афганец.
   - Такое название близко к истине! - Воскликнул гончар. - Дело в том, что это действительно часть трубы. Я уверен, что это специальная вставка от музыкальной игрушки. Поверь мне, я всю жизнь занимаюсь глиняными игрушками и знаю в них толк. Вот смотри! В это меньшее отверстие вставляется своеобразный мундштук, а при помощи большого отверстия подсоединяется тело инструмента.
  У меня есть знакомый мастер, он живёт в Аджарии у самой турецкой границы. Я был у него не так давно и видел нечто подобное. Он лепит причудливые свистульки из глины, они, как и настоящие трубы разборные. Мастер склеивает их части при помощи специального гончарного клея.
  Эти игрушечные инструменты издают странный звук, который почему-то успокаивает детей и сильно раздражает взрослых?
  Мастер уверяет, что вибрации инструмента приближены к ультразвуку, который воздействует на психику человека. Более того, я лично наблюдал, как мастер наносит на игрушку точно такие же знаки. -
  Он тронул рукой надпись на изделии и продолжил рассказывать.
   - Мой знакомый уверен, что надпись указывает направление движения воздуха и в связи с этим секрет "трубы" кроется во внутреннем строении переходника. Для игрушек мастер делает его внутри совершенно гладким, так как не знает настоящего строения подлинного инструмента.
  
  Через несколько дней Шарагин забрал готовое изделие. "Труба" была лёгкой и блестела в сумраке мастерской так же загадочно, как и артефакт Фархада.
  Теперь любознательному туристу оставалось совершить ещё одно путешествие в горы Кызылкумов и опробовать новое изделие в таинственном каменном тоннели.
  Однако Шарагин сомневался, что сможет отыскать в песках каменную пирамиду.
  Наряду с мечтой о новом путешествии Шарагин усиленно размышлял о том, что где-то в мире есть такая волшебная труба, в которую играет маг, когда желает избавить какую-то вещь от природной силы тяжести. Он предполагал, что этот инструмент никак не связан с появлением воды в каменном подземелье.
  Возможно и "трубу" Фархада, и музыкальный инструмент о котором говорил проводнику Темиртас, когда-то изготовил один мастер, но почему ему в голову пришла идея слепить "трубу" как копию чудо тоннеля, оставалось загадкой?
  
   М. Быков.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"