|
|
||
|
|
Описание альбома: Фома III: Русский шансон
Мини-альбом Фома III: Русский шансон - это радикально интимный опыт, где городской шансон превращается в форму поэтического свидетельства, а привычные жанровые конструкции - в осколки памяти, висящие в сумраке между "было" и "не будет". Исполнитель Фома III отказывается от лирического героя в его классическом виде, заменяя его бледными голосами стен, мусоропровода, сквозняка и переполненного ящика. Это не про уличный быт, а про механизм забывания, зашитый в сам текст.
Жанровая структура
Альбом держится на стыке русского шансона, поэтического урбан-нуара и экспериментального речитатива, но всё это только поверхность. Ни одна композиция не поддаётся полному жанровому определению - они сами оспаривают свои рамки, включая в себя элементы spoken word, архаичного шофёрского блюза и пустотного минимализма.
1. Запах метлы
- Мрачная прелюдия ко всему альбому. Музыкально это классический городской романс, структурно - поэма об утрате речевого акта: "А я промолчу - здесь слышно, как лают".
Тема - нежность, окрашенная грязью; любовь, которой уже некуда возвращаться, кроме как в запах бытового мусора.
2. Без ответа
- Минималистическая, почти акустическая композиция. Тело песни - не слова, а паузы между ними. Аккордеон и бандонеон задают ритм пустоты.
Главная тема - отсутствие следа как способ присутствия. Здесь ни одна строчка не кончается уверенно: всё распадается, как рельсы под дождём.
3. Сквозняк
- Метафора утечки памяти. Ноты из окна, запах старых ключей, сдвиг вокала, фонарное лицо - всё здесь выстроено как внутренняя баллада о невозможности сосредоточиться на здесь.
Голос ведёт слушателя сквозь невидимые границы повседневной травмы, где даже фраза "ну, значит, живём" теряет свою устойчивость.
4. Имя в пустом ящике
- Центральная пьеса альбома: экзистенциальная оратория, где музыка - это отголосок не сыгранной вины. По структуре - почти классический речитатив, по форме - лингвистическая археология: имя, вещь, звук и их отсутствие.
Это песня-погребение, где всё сказанное звучит не тому, кто ушёл, а тому, кто остался ни с чем.
5. Между "было" и тем, что "не будет"
- Финал как разрядка напряжения отсутствием разрядки. Каждый куплет - как недописанная телеграмма в прошлое, а последняя строка: "Я остался - не с жизнью, а с тем, что ушло..." - фиксирует главный жест всего альбома: не принадлежать ни прошлому, ни настоящему, ни языку.
Тут даже стул - не предмет, а свидетель распада быта.
Стиль и значение
Альбом Фомы III - это шансон без героя, без морали и без оправдания, где городской ландшафт проговаривает себя через щели и паузы. Он подходит к шансону как к современному мифу, где не герои поют, а предметы вспоминают. В каждом треке - минимум слов, максимум остаточного присутствия.
Это не музыка улиц - это аудиоэкспликация к неснятым слоям краски на стенах старого подъезда.
Лирика
1."Запах метлы"
Russian chanson, urban nocturne
[Verse 1]
-- Здесь всё как было.
Бутылка в лифте.
Дым на площадке.
Хриплая мать.
Ночью у входа
крестик на шее
ищет свидетеля
поздней любви.
[Chorus]
-- Запах метлы
на шее весны.
Пыльная нежность
и страх высоты.
Скажешь мне снова:
"Живём же как есть..."
А я промолчу -
здесь слышно, как лают.
[Verse 2]
-- Глупо спасаться,
если не тонешь.
Глупо скрываться,
если и так
в каждом углу -
твоя тень,
твои спички,
твоя тоска.
[Chorus повтор]
[Outro]
-- Ну вот и всё.
Теперь можно молчать.
***
2. "Без ответа"
Russian experimental chanson//Bandoneon/Accordion solo
[Verse 1]
-- Я не ждал.
Просто не закрыл окно.
Скрип за стеной -
не было, не было.
Слово на полке,
ключ в пепельнице,
шорох в трубе -
всё не от меня.
[Verse 2]
-- Вход без звонка.
Выход - без следа.
Углы прячут тебя
лучше, чем вся память.
Я не знаю,
что мы не сказали,
но это тише,
чем дождь по рельсам.
[Chorus]
-- Без ответа.
Без номеров.
Без звонка.
Без прости.
Память стоит
на лестнице
и не идёт
ни вверх, ни вниз.
[Verse 3]
-- Я оставляю
незапертую дверь.
Не чтобы ты вашлА -
чтобы кто-то спросил.
Но в этом городе
без вопросов.
Только шаги.
Идут. Исчезают. Всё.
***
3."Сквозняк"
Russian chanson, urban nocturne
[Verse 1]
-- Стены дышали
усталым жаром.
Фонарь под глазом -
не от любви.
Стук по трубе -
то ли крик, то ли память,
в этой коробке
не различить.
[Chorus]
-- Сквозняк из окна -
как чужая рука.
Пахнет простудой,
вчерашним ключом.
Скажешь мне тихо:
"Ну, значит, живём"
А я посмотрю -
и снова не вспомню.
[Verse 2]
-- Мусор во фразах,
шорох в затылке.
Сдвинутый голос
ищет ответ.
Может, ты здесь,
в этой трещине плитки,
в запахе кофе,
которого нет.
[Chorus повтор]
[Outro]
-- Всё как хотели.
Значит, дыши.
***
4."Имя в пустом ящике"
[genre:Russian chanson, poetic recitativo] [style:urban lyricism, rhymed existentialism]
[Куплет 1]
-- Ящик скрипит, как дешёвый аккорд,
пальцы - по крышке, как мысли - в обход.
Имя звучит, но внутри - пустота,
словно оно не сказало "прости", а "пока".
-- Аккордеон напрягает меха,
вытягивает недосказанность дня.
Всё, что осталось - ни свет, ни письмо,
а воздух, застЫвший на имени - "да".
[Припев]
-- Имя в ящике - не твоё,
но звучит, как вино - в декабре.
Я открыл - и в лицо повеяло
всем, чего не было и уже.
-- Аккордеон - как язык пустоты,
он не поёт, он шепчет "ты".
[Куплет 2]
-- Память - в весе, не в вещах.
Складывал тени, сбивался в шагах.
Ящик был пуст, но тянул как магнит -
мысли и запах, где время молчит.
-- Вещи хранят не то, что им дали.
Слово, забытое в чёрном рояле.
Твоё молчание в ящике - штиль.
Музыка там, где кончается стиль.
[Припев повтор]
[Аутро]
-- Между пальцами - звук,
между звуками - ты.
Имя - это предмет,
что не знает черты.
***
5.Между "было" и тем, что "не будет"
Russian chanson, poetic recitativo
[Куплет 1]
-- Здесь когда-то жила
-- тишина,
-- от окна до стола -
-- как строка.
-- Я пришёл - не за тем,
-- чтоб остаться.
-- Просто вечер стекал
-- по щекам.
[Куплет 2]
-- Не ищи здесь имен -
-- все разбиты.
-- Не пиши здесь стихи -
-- всё равно
-- их поймут,
-- как гвОзди
-- под кожей.
-- Или вовсе
-- не прочтут.
[Куплет 3]
-- Можешь сесть,
-- если стул ещё дышит.
-- Можешь молча
-- поджечь тетиву
-- между "было"
-- и "больше не будет".
-- Я на этом живу.
[Финал]
-- Окно -это провал.
-- Не смотри.
-- Здесь видней,
-- если выключишь свет.
-- Я остался -
-- не с жизнью,
-- а с тем,
-- что ушло
-- без следа
-- и примЕт.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"