|
|
||
![]() |
|||||
"Порошок" и Intralectal Fiction
|
Порошок Я почувствовал запах до того, как открыл дверь. Не её - запах белья, которое сушили в ванной: сладкий, влажный, с примесью чего-то гнилого. Как будто мыло не вымылось, а затекло под ногти. Влажная ткань воняет всегда одинаково, если её не вывесили сразу. Я знал, что она не вывесила. Она никогда не вывешивает сразу. Полотенце лежало на полу. Тёмное пятно от пятки в углу. Я коснулся его пальцем. Мокрое. От неё пахло вчерашним вином и кожей. Не после душа - после дивана. Она лежала на боку, рука сползла вниз, ноготь почти касался паркета. -- Ты опять не закрывал балкон, - сказала она, не открывая глаз. - У меня горло першит. Она не ответила. Повернулась на другой бок. Я увидел, как её затылок прижался к подушке, и волосы прилипли к ткани неравномерно, с лысинами. Она чесала голову ночью. Слышал. Скребла ногтями по коже, пока не скрипело. Я поставил чашку в раковину. Губка была сухой, как картон. Я провёл по краю раковины пальцем. Там оставалась пыль. Как могла пыль попасть в раковину? Я встал, вытер, выжал губку, снова поставил. -- Кофе сваришь? - спросила она. - С молоком. Только не этим вонючим. Я пошёл к холодильнику. Пластик ручки был жирным. Открыл. Молоко было закрыто. Снял крышку, понюхал. Нормальное. Но в горле всё равно зашевелилось. Я налил в чашку, потом вылил в раковину. Слишком густое. Словно сгустилось за ночь. Вспенилось по краям. Противно. -- Ну что ты там возишься? - крикнула она. Когда она вошла, я стоял спиной. Я чувствовал, как она почесала живот. Пальцами - там, где шрам. Всегда трет в одном месте. Запах тела под ногтями. Потом она подошла ближе. Ногти щёлкали по чашке. Я слышал каждый щелчок, как будто он ударял мне в затылок. -- Платье постирай, слышишь? Я в нём вчера была. Она отвернулась, шла в комнату. По полу - босиком, быстро, с шлёпающим звуком. Я смотрел на чашку. Молоко чуть тронулось плёнкой. Запах становился липким. Я наклонился, понюхал. Как будто кто-то выдохнул в нос. Я взял венчик. Из ящика, нижнего. Обычно он лежал в верхнем, но вчера она делала соус и засунула его куда попало. Металл был холодным, но уже с налётом тепла. Я сжал ручку. Ладонь вспотела. -- Ты не забыл, что сегодня моя мать приезжает? - закричала она из комнаты. - Я не хочу, чтобы ты торчал тут с этой своей рожей. Я пошёл за ней. Она сидела на диване, полуголая, нога поджата. На бедре пятно от резинки. Красное, овальное. Меня потянуло к нему взглядом, как к ожогу. Я подошёл. Положил венчик на край стола. Он покатился. Упал. Щёлкнул. Она вздрогнула. Я взял его снова. Сжал. -- Что ты делаешь? Я поднял венчик. Она смеялась. Я слышал, как у неё дрожит горло. Я провёл венчиком по её щеке. Остался след. Её кожа была влажной. Не от страха - просто от жира. От сна. От неё пахло подмышкой и дешёвым кремом. Я не отвечал. Просто нажал. Сначала на шею. Она попыталась встать. Я ударил. Венчик скользнул, как ложка по тесту. Потом - ещё раз. Она закричала, но не громко. Больше как будто вдыхала с шумом. Потом - тихо. Я сел. Потрогал её руку. Кожа быстро остывает. Особенно между пальцев. Я положил венчик в раковину. Он издал звук, как если бы его плюнули. Потом включил воду. Вода была горячей. Пар поднимался вверх, обволакивал мне лицо. Я чувствовал, как кожа на лбу начинает липнуть. Я мыл. Долго. До тех пор, пока венчик не стал гладким, как язык. Потом я снял с неё платье. Оно было влажным в районе подмышек. Я засунул его в стиралку. Добавил порошок. Включил режим на 60 градусов. Запах порошка перебивал всё. Это было правильно. В комнате было тихо. Она лежала, как будто просто спит. Только губы синели. Я закрыл окно. Закрыл балкон. Поставил чашку ровно по центру стола. Пошёл в ванную. Помыл руки. Потом долго стоял перед зеркалом. Лоб поблёскивал. Волосы спутались. Я пригладил их. Стало лучше. Я смотрел в зеркало и думал, что теперь тишина не мешает. Тишина теперь - как бельё, выстиранное и вывешенное сразу. *** 1. Модель сознания: Сенсорный перегрузчик Рассказ построен по модели Чувственный перегрузчик одной из трёх базовых стилистических моделей сознания убийцы, представленных в инструкции. Ключевые признаки:
"Intra-" изнутри, в отличие от "inter-" (внешнего взаимодействия); "Lectal" от "idiolect", индивидуальная речевая система; Это полностью соответствует инструкции: убийство как акт сенсорного самоосвобождения, а не ярости или мести. 2. Лексика и синтаксис Лексика:
Синтаксис:
3. Триггеры и поведенческие маркеры Следующие предметы играют роль сенсорных триггеров, как указано в инструкции:
Поведение героя также соответствует модели:
4. Структурная композиция и отсутствие морализации Композиция:
Мораль отсутствует полностью. Нет сожаления, нет оправдания. Убийца не объясняет. Он не герой и не жертва он устанавливает тишину, как указано в инструкции: убийство воспринимается как восстановление симметрии, порядка, тишины. 5. Когнитивное искажение Присутствует эффект сенсорного искажения реальности:
Это соответствует категории когнитивного смещения, при котором причина действия размыта: не потому что она плохая, а потому что запах нестерпим. 6. Речевая модель второстепенного персонажа Героиня (жертва) говорит обычным языком, раздражённым, повседневным: -- Ты опять не закрывал балкон. Контраст между сухой, телесной речью убийцы и психо-социальной речью жертвы подчёркивает изоляцию восприятия убийца не в том языке, не в той среде, он инороден. Итог Рассказ Порошок реализует модель сенсорного перегрузчика в полном соответствии с методикой из файла. Он использует:
Именно эта точность и делает рассказ вещью изнутри, а не стилизацией.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|