Чайка Дмитрий Евгеньевич : другие произведения.

Даша. Рабочий день

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Своего рода продолжение "Ещё одна я". Даша и Лиза очень дружили. Души в друг дружке не чаяли, доверяли самые сокровенные тайны... А потом барин Дашу продал.


ДАША. РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Чайка Дмитрий Евгеньевич

Оригинальный сценарий

Чайка Дмитрий Евгеньевич, teekanne@pochtamt.ru

  
   ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ ОБРАЗЦА XIX - XX ВЕКА. СКОРО РАССВЕТ
  
   Деревенский дом с застеклёнными окнами. За окном едва занимается летний рассвет. На полу, на циновке, спит ДАША - девочка лет десяти. Видно, что она "вырубилась" там, где упала от усталости, но на устах играет улыбка. Ей хорошо.
  
   Даша открывает глаза, оглядывается и через секунду встаёт. Срабатывает телепорт.
  
   ИНТ. НЕБОЛЬШОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ. РАННЕЕ УТРО
  
   За окнами разгорается рассвет. В комнате появляется Даша, включается свет.
  
   Теперь мы можем разглядеть Дашу получше. Милый ребёнок в бесхитростной, но опрятной крестьянской одежде. Немного не выспавшаяся, что только добавляет ей мимими.
  
   Даша несколько секунд крутится перед зеркалом, потом берёт с решетчатой полки-сушилки чашку, подставляет под кофеварку, бежит умываться. Вскоре возвращается, продолжая поправлять косу. Берёт чашку с налитым кофеваркой чаем, быстро, почти обжигаясь, выпивает его, споласкивает чашку под краном и ставит на место. Срабатывает телепорт.
  
   ИНТ. АНГАР. ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ
  
   В ангаре стоит огромный то ли самолёт, то ли космоплан футуристического вида. В технологическим люке аппарата ковыряется механик - базовец по прозвищу ЗЕМЛЯНИН, худощавый дядечка в рабочем халате.
  
   РЕМАРКА: ВСЕ БАЗОВЦЫ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДАШИ ОДНОГО ВОЗРАСТА
  
   Землянину помогают несколько манипуляторов, на ящике с инструментом стоят термос и кружка. Один из манипуляторов отвинчивает термос, наливает в кружку густой чёрный кофе и подаёт продолжающему копаться в люке Землянину. Землянин делает глоток, не вынимая кружки из "руки" робота. Манипулятор ставит кружку на место, завинчивает термос и снова погружается в технологический люк.
  
   Появляется Даша.
  
   ДАША
   Не спишь, Зем?
  
   ЗЕМЛЯНИН
   (не отвлекаясь)
   Кто его знает? Если ты снишься, то сплю.
  
   Даша подходит ближе, бесцеремонно берёт кружку механика.
  
   ДАША
   А ты уже не спишь или ещё?
  
   Даша делает глоток из кружки. Меняется в лице. Медленно ставит кружку на место, и только после этого сгибается, схватившись за горло.
  
   ДАША
   Мммм... Уф... Опять не спал? Не бережёшь ты себя. По тебе ж "кокон" плачет...
  
   ЗЕМЛЯНИН
   (задумчиво)
   Вот заодно его и проверю... Так что поломать-то?
  
   Землянин отвлекается от работы, подходит к Даше, берёт свою кружку. Мы видим, что механик очень устал, но в его глазах горит огонёк.
  
   ДАША
   Дай мне на часик-другой лампу. Знаешь, которая у самолётов на хвосте вот так вот мигает.
  
   Даша машинально показывает руками, как даёт вспышки искомая лампа.
  
   Землянин и роботы споро собирают подобие герметичного бидона на широкой устойчивой треноге с цилиндрическим рассеивателем в верхней части.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   Будешь включать - отвернись: очень яркая штука.
  
   Даша хватает прибор и телепортируется.
  
   НАТ. СКАЛИСТЫЙ БЕРЕГ. НОЧЬ
  
   Грохот штормовых волн, вой пронизывающего ветра, летящие с бешеной скоростью снежинки. Даша, борясь со стихией, устанавливает, укрепляет камнями сделанную Землянином треногу.
  
   НАТ. НА ПАЛУБЕ. НОЧЬ
  
   Шторм, летят снежинки. Небольшое судно. У руля, назовём его так, шкипер; за кадром матрос.
  
   МАТРОС
   (за кадром)
   По курсу маяк!
  
   ШКИПЕР
   Нет здесь маяков!
  
   МАТРОС
   (за кадром)
   Маяк, говорю! Мигает по курсу!
  
   ШКИПЕР
   Не может тут быть маяка... Стой, куда это нас занесло?!
  
   НАТ. НА ОБРЫВИСТОМ БЕРЕГУ НЕШИРОКОЙ РЕКИ. ПОЛДЕНЬ
  
   Летний полдень, жара, солнцепёк.
  
   Пока взрослые отвлеклись, маленький мальчик идёт вслед за бабочкой. Не понимая опасности, подходит к краю. Ещё мгновение, и упадёт в воду.
  
   НАТ. ПОД ОБРЫВИСТЫМ БЕРЕГОМ НЕШИРОКОЙ РЕКИ. ПОЛДЕНЬ
  
   Срабатывает телепорт. Появляется Даша, синяя от холода, с остатками снега и льда на летней одежде. Даша, дрожа, дует на скрюченные пальцы.
  
   Даша замечает ребёнка, секунду соображает, что делать, и, внезапно выпрыгнув из-под берега, хватает его за голые ножки промёрзшими пальцами. Мальчик, заверещав, убегает от берега. Даша, потеряв равновесие, падает в воду.
  
   ИНТ. НЕБОЛЬШОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ. УТРО
  
   Даша одета в чистую одежду такого же, как и раньше, покроя. Рукава у неё закатаны; она, быстренько освободив своими тонкими, загорелыми, крепкими ручками мокрую одежду от ряски, кидает её в стиральную машину. Достаёт из холодильника полуфабрикат, ставит его в микроволновку. Вымыв с мылом руки, берёт с полки книгу - сборник Есенина.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. РАННЕЕ УТРО
  
   Сквозь маленькое окошко уже пробивается свет. Дремлет, зябко сложив во сне руки, ЛИЗА - того же возраста, что и Даша, тоже щупленькая. Её будит мама.
  
   МАТЬ ЛИЗЫ
   Вставай, разлежалась. У нас печь не топлена, пол не метён. Отец скоро встанет, а каша холодная.
  
   НАТ. ЯРМАРКА, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА. ДЕНЬ
  
   У лотка сапожника мужичок с маленькой девочкой - похоже что внучкой. Мужичок то возьмёт детские сапожки, то, вздохнув, поставит на место: ребёнку и приглянулись сапожки, и явно нужны, но денег на них не хватает.
  
   Зеваки ехидно переглядываются, смотрят на мужичка с осуждением: мол, обделил ребёнка. Себе-то, небось, не забыл, что купить.
  
   Вдруг через толпу к девочке протискивается Даша, что-то держа в кулачке.
  
   ДАША
   Я вот на сладости собирала, на карусель. Да тебе, знать, нужнее. Бери.
  
   Даша берёт девочку за руку, раскрывает ей ладошку и высыпает в неё всё что держала в руке. Засаленные потемневшие копеечки. Девочка тотчас протягивает их сапожнику.
  
   Даша скрывается в толпе. Её останавливает калачник.
  
   КАЛАЧНИК
   Девочка, стой! Да постой ты!
  
   Даша останавливается перед ним.
  
   КАЛАЧНИК
   Последнее отдала?
  
   Даша стоит потупившись. На заднем плане сапожник отдаёт светящейся счастьем девочке купленные сапожки. Калачник протягивает Даше калач.
  
   КАЛАЧНИК
   Держи. Заслужила.
  
   Даша хватает калач и, прижав его к груди, исчезает в толпе.
  
   НАТ. ДЕРЕВНЯ XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Играют дети. Как всегда во дворе или в деревне, от мала до велика, все вместе.
  
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
   (за кадром, издалека)
   ...Сейчас мне поможет воды наносить и придёт!
  
   Дети подбегают к вросшей в землю избе.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Лиза прядёт. За кадром, слабо, звучат детские голоса. Звук открываемой двери. Лиза с надеждой поднимает глаза.
  
   МАТЬ ЛИЗЫ
   (за кадром)
   Лиза к вам не пойдёт, не просите!
  
   Звук закрываемой двери. На глаза Лизы наворачиваются слёзы. Она обречённо опускает глаза.
  
   МАТЬ ЛИЗЫ
   (за кадром)
   Пряди, пряди, не сиди просто так. Кто же ленивую замуж возьмёт?
  
   НАТ. ДЕРЕВНЯ XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Дети уходят от избы. Младшие сразу же забывают о Лизе, бегут играть дальше. Те кто постарше шепчутся между собой.
  
   ДЕТИ
   Жалко мне Лизу. Её только Даша-сиротка могла увести поиграть.
  
   ИНТ. УЛЬТРАСОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. ДЕНЬ
  
   Даша и ещё несколько базовцев устроили небольшой семинар. Перед Дашей лежит так и не начатый калач. Она задумчиво подносит его ко рту, откладывает обратно.
  
   ДАША
   Правильно ли я поняла, что, в отличие от лидирующей, в отстающей цепи синтез ДНК происходит только короткими фрагментами?
  
   НАТ. ПОЛЕ. ДЕНЬ
  
   В коляске едут БАРИН и несколько франтоватый, пусть и небогатый ДВОРЯНИН. Дворянин того же возраста что и базовцы; барин на его фоне и старше, и величественнее.
  
   БАРИН
   Вот и сторговались, но попеняю Вам: Вы могли бы торговаться и поусерднее.
  
   ДВОРЯНИН
   Боялся спугнуть сделку. Понимаете ли, есть лица, пожелания которых не обсуждают, а исполняют. Во что бы то ни стало.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Лиза прядёт.
  
   НАТ. ЛЕС. ВЕЧЕР
  
   1970-80-е годы. Дети, несколько человек, под присмотром СТАРШЕГО МАЛЬЧИКА. Они заблудились.
  
   СТАРШИЙ МАЛЬЧИК
   Давайте держаться все вместе: если выйдем, то вместе, и если будут искать, то всех вместе искать проще будет.
  
   НАТ. ЛЕС. ВЕЧЕР
  
   Даша собирает ягоды в небольшое лукошко. В лукошке лежит калач.
  
   ДАША
   Ау!
  
   НАТ. ЛЕС. ВЕЧЕР
  
   Дети.
  
   ДЕТИ
   (наперебой, не умея аукать)
   Вы слышали? Ау! Ау!
  
   МАЛЕНТКАЯ ДЕВОЧКА
   Как в сказке кричали. Как в мультике. Может, это леший? Сейчас так не кричат.
  
   Её увлекают с собой.
  
   ДЕТИ
   (за кадром, не умея аукать)
   Ау! Ау!
  
   НАТ. ЛЕС. ВЕЧЕР
  
   Даша на ходу продолжает ловко собирать ягоды.
  
   ДАША
   Ау!
  
   НАТ. ОПУШКА. ВЕЧЕР
  
   Дети выходят, видят по краю леса автомобильную колею.
  
   СТАРШИЙ МАЛЬЧИК
   Вышли! Ура! Дорога - это всегда люди, дорога к людям всегда приведёт.
  
   НАТ. БОЛОТО. УТРО
  
   Над болотом стоит туман. Даша, лёжа на животе, снимает с себя платок, разгребает палочкой тину и цепляет платок за подсохшие стебли травы на краю не так давно прорванной трясины.
  
   НАТ. БОЛОТО. УТРО
  
   ЮНОША и ДЕВУШКА в городской одежде начала XX века, идут сквозь туман.
  
   НАТ. БОЛОТО. УТРО
  
   Даша, спрятавшись за кочкой, подносит ко рту калач. За кадром вскрикивает девушка. Даша едва не роняет калач. Делано прочищает мизинцем ухо.
  
   НАТ. БОЛОТО. УТРО
  
   Мы видим рассыпанные из опрокинутого лукошка ягоды и платок, наполовину погруженный в ряску.
  
   Девушка в ужасе прижимается к юноше.
  
   ДЕВУШКА
   Вот горе кому-то... Горе-то какое!
  
   Юноша как может утешает её, прижимает к себе, по волосам гладит. А у самого - слёзы.
  
   ДЕВУШКА
   (продолжает)
   Может, можно спасти ещё? Палкой нащупать, рукой?..
  
   ЮНОША
   Поздно уже: видишь, вода уже не колышется, даже ряской покрылась? Если и выловим, то уже мёртвую. Девочку. Совсем малютку.
  
   ДЕВУШКА
   (плачет)
   Лукошко совсем детское... Горе её родителям, горе... Пойдём-ка отсюда обратно?
  
   Юноша и девушка осторожно идут назад.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Лиза прядёт.
  
   НАТ. ЛЕС ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   На ветке сидит птица. Жирная, вкусная. ОХОТНИК а-ля на картине Перова, однако в годах, замерев, медленно снимает со спины ружьё.
  
   НАТ. НА ДЕРЕВЕ, ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   Девочка, несколько старше Даши, залезла на ветки и собирает созревшие ягоды. На ней, как и на Даше, простая крестьянская одежда, более серая, старая. Её плохо видно в ветвях.
  
   НАТ. ЛЕС ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   Охотник зажмуривает один глаз.
  
   НАТ. НА ДЕРЕВЕ, ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   Даша с калачом в лукошке ловко взлетает по веткам. На ходу срывает с головы платок и больно бьёт его мокрым концом по торчащей из-под подола голени стоящей у неё над головой девочки.
  
   От неожиданности девочка теряет равновесие. В тот же момент гремит выстрел.
  
   НАТ. ЛЕС ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   Из рук охотника выпадает ружьё.
  
   НАТ. ПОД ДЕРЕВОМ, ОСЕНЬЮ. ДЕНЬ
  
   Сидит, потирая ушибы, упавшая с дерева девочка. Рядом лежит убитая птица.
  
   К девочке подбегает охотник, начинает её гладить, осматривать, целовать.
  
   ОХОТНИК
   (растроганно)
   Жива... Жива... Слава богу жива... Цела ли ты, милая? Думал, убил... Застрелил... Цела, цела, слава богу...
  
   ИНТ. НЕБОЛЬШОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ. ДЕНЬ
  
   В стиральную машину летит ещё один комплект одежды. Даша берёт с полки книгу - "Краткую историю времени" Хокинга; включает кофеварку.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Лиза прядёт.
  
   ИНТ. УСАДЬБА XVIII ВЕКА. ДЕНЬ
  
   Разговаривают барин и дворянин.
  
   БАРИН
   Выкупаете? Отчего же не купите в собственность? Цены не прибавлю, как сторговались так сторговались.
  
   ДВОРЯНИН
   Я не посмею. Мне было поручено выкупить, а не купить.
  
   БАРИН
   Ну что ж, будь по Вашему.
  
   Вежливый стук в дверь. Барин хлопает в ладоши, дверь открывается. Вводят испуганную Лизу. У Лизы в руках узелок.
  
   БАРИН
   (удивлённо)
   Эту?
  
   ДВОРЯНИН
   С словесным описанием сходится.
  
   Дворянин прямо при Лизе отсчитывает деньги, кладёт их на стол.
  
   Барин делает едва заметное движение глазами, и Лизу уводят. Барин медлит взять деньги, задумчиво смотрит на дворянина.
  
   БАРИН
   Не так давно я уступил такую же девочку. А вскорости мне донесли, что её умертвили.
  
   ДВОРЯНИН
   Помилуйте, я её выкупаю, но не увожу.
  
   Барин забирает деньги.
  
   НАТ. ОКОП ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ДЕНЬ
  
   Немцы ведут артподготовку. Солдаты укрылись в окопе, время от времени кто-то коротко высовывается из окопа посмотреть обстановку. Вдруг один из солдат, взглянув в сторону тыла, начинает махать руками.
  
   Мы видим среди руин деревеньки за линией окопов съёжившуюся от ужаса Дашу.
  
   Солдаты по разу высовываются на секунду, машут руками, кричат что-то и снова ныряют в окоп.
  
   Один из них затягивает каску потуже.
  
   СОЛДАТ
   Ну, пошёл я, братва. Не могу. Сгинет же...
  
   Солдат вылезает из окопа и бросается в тыл.
  
   СОЛДАТЫ
   Куда?! Вот блаженный...
  
   Вой подлетающего снаряда. Солдат отполз от окопа на несколько метров. Взрыв: снаряд попал прямо в то место окопа, откуда он вылез. Солдат оборачивается на окоп, поворачивается обратно. Среди руин деревеньки никого нет.
  
   ФОН РАЗМАЗАН. РОВНЫЙ СВЕТ
  
   Сведённые судорогой пальцы Даши стискивают ручку калача.
  
   ИНТ. УСАДЬБА XVIII ВЕКА. БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ
  
   Барин прощается с дворянином.
  
   ДВОРЯНИН
   Единственно хочу просить Вас о небольшом одолжении: пусть эта девочка сопроводит меня. Внутри Ваших владений.
  
   Барин хлопает в ладоши, открывается дверь.
  
   НАТ. ПОЛЕ. БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ
  
   На поле работают крестьяне. К ним бежит крестьянка.
  
   КРЕСТЬЯНКА
   (кричит на бегу)
   Машка! Беда! Беда у тебя! Лизу твою чужой барин уводит! Купил небось, вот и ведёт...
   (машет руками)
   Туда, туда повёл! Беги, может статься, догонишь проститься!
  
   НАТ. ДОРОГА ПО КРАЮ ПОЛЯ И ЛЕСА. БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ
  
   По дороге идут Лиза и дворянин. У Лизы в руках узелок, собранный в дорогу.
  
   ДВОРЯНИН
   Красиво тут у вас. Вообще мир красивый. Жалко, небось, его покидать?
  
   Мы видим, что Лизе становится страшно.
  
   ДВОРЯНИН
   (продолжает) Не бойся, ты даже ничего не почувствуешь.
  
   Дворянин будничным жестом вынимает нож, протягивает свободную руку к Лизе, желая взять её за плечо. Лиза опрометью бросается в лес; дворянин, убрав нож, идёт следом за нею.
  
   НАТ. ЛЕС. ВЕЧЕР
  
   Бежит, поминутно в страхе оглядываясь, Лиза. Натыкается на ветки, платок на голове уже почти сбит с неё ветками. В какой-то момент девочка спотыкается, падает, роняет узелок, поднимается и бежит дальше без узелка.
  
   НАТ. ДЕРЕВНЯ С КРЕПКИМИ ДОМАМИ ОБРАЗЦА XIX - XX ВЕКА. ВЕЧЕР
  
   Лиза бежит от леса и в страхе прячется, вбежав в раскрытую дверь первого попавшегося дома. Платка на ней нет.
  
   ИНТ. СЕНИ ДОМА XIX - XX ВЕКА. ВЕЧЕР
  
   Лиза, вбежав, прижимается к стене. Не видя её, из клети через сени в избу проходит девочка - такого же роста как Лиза, тоже щуплая, тоже босая, в понёве, платочке. Девочка напевает мелодию, в которой металлисты узнают рифф из песни "Здесь куют металл".
  
   Лиза как зачарованная идёт вслед за девочкой.
  
   ИНТ. ОПРЯТНЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ - ДОМ ДАШИ. ВЕЧЕР
  
   На лице Лизы смесь страха и радости.
  
   Мы можем рассмотреть интерьер. Дом чисто прибран; его обстановка бесхитростна, но невероятно уютна: циновочки на полу, невесомые ситцевые занавески в цветочек...
  
   Не видя вошедшей Лизы, ловко, изящно, стремительно прибирает дом Даша. Один рукав у неё высоко закатан, на руке в пятне зелёнки подобие толстого пластыря с просвечивающими через зелёнку блестящими электродами. Даша немного бережёт эту руку.
  
   ДАША
   (поёт)
   Напряжённый труд мужской
   Выдержит не каждый,
   Только кто душой такой
   Чистый как кристалл.
   Если вдруг тебе невмочь...
  
   Даша замечает Лизу.
  
   ДАША
   Просила ж то-к вызволить... Постой!
  
   Даша бросается к двери. Лиза с испугом провожает её взглядом.
  
   ДАША
   (за кадром)
   Спасибо-спасибо-спасибо!!!
  
   НАТ. У ДВЕРИ. ДЕНЬ
  
   Даша по-детски висит на шее у дворянина. Теперь мы понимаем, что этот дворянин - друг Даши, базовец-антрополог по прозвищу Ниндзя. У него в руках узелок и платок Лизы. Из глубины дома опасливо приближается Лиза.
  
   ДАША
   Заходи, не стесняйся!
  
   "ДВОРЯНИН"
   Не сейчас.
  
   "ДВОРЯНИН"
   (Лизе)
   Забери, обронила.
  
   "ДВОРЯНИН"
   (Даше)
   Классно прошла экспедиция: материалов - уйма! Бегу разбирать.
  
   Лиза с некоторой опаской берёт свои вещи из рук "дворянина", и, помедлив, обнимает Дашу, отрезая её своими руками от него. В какой-то момент Ниндзя незаметно выходит из кадра.
  
   ЛИЗА
   Скажи, только честно. Говорят, ты умерла?
  
   ДАША
   (поёжившись)
   Было дело.
  
   ЛИЗА
   А я?
  
   ДАША
   А тебе жить.
  
   ЛИЗА
   Ты меня будто жалеешь. Это оттого, что ещё живая?
  
   ДАША
   (со вздохом)
   Поверь мне, подруга: смерть - не самое плохое, что может быть с человеком.
  
   ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ ДАШИ. ВЕЧЕР
  
   Лиза сидит за столом лицом к окну. Она ест калач, Даша нежно смотрит на подругу. Лиза очень голодна и не замечает, что ручка калача сплющена и на калаче несколько капель запёкшейся крови.
  
   За дверью голоса.
  
   ГОЛОС ЗА ДВЕРЬЮ
   Даша, ты дома? Спаси!
  
   Даша стремглав выбегает.
  
   Лиза, едва не давясь, доедает калач. Весь, вместе с ручкой. Подбирает со стола редкие крошки. Некоторое время сидит без движения, потом, заинтересовавшись, пододвигает поближе зеркальце на подставке.
  
   В помещение телепортируется Землянин. В том же рабочем халате что и в ангаре, в руке чемоданчик с оборудованием.
  
   Лиза в страхе отдёргивает от зеркальца руки. Руки сами собой сползают к коленям.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   У тебя что, ключ на старте?
  
   Землянин подходит к стене, открывает отлично замаскированный в ней люк, присоединяет принесённое оборудование. Лиза не смеет обернуться.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   Фреон в тепловой насос чуть добавить... Ага... А то ближе к зиме закручусь и забуду, ибо, как сказал Каратэций, с криком "банзай" не вырастить бонсай.
  
   Землянин ещё несколько секунд возится в люке, потом оборачивается и озабоченно смотрит на Лизу. Лиза сидит неподвижно, боясь шевельнуться. Механик заканчивает работу, закрывает люк.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   (нежно)
   Ты такая напряжённая... Терпишь, что ли? Рина же тебе сказала, что будет болеть - сразу же к ней.
  
   Землянин со спины приближается к Лизе.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   (продолжает)И ты бы рукав закатала, чтобы не бередить. Дай помогу...
  
   Землянин касается запястья Лизы, Лиза слабо отдёргивает руку.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   Болит. Бедняжка.
  
   Земляинин целует Лизу в макушку. Входит Даша.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   Не бережёшь ты себя.
  
   ДАША
   Это я-то не берегу? Сам-то то в открытом космосе строит, то на дне моря чинит. И это у него называется "штатно".
  
   Лиза, удивлённая таким тоном Даши, оборачивается. Землянин удивлён, но меньше.
  
   Даша замечает взгляд друга на "пластырь".
  
   ДАША
   Почти не облит уже. Дёргает, терпимо.
  
   Вдруг Даша, растаяв, прильнула к механику: наедине с друзьями она может себе позволить побыть просто девочкой. Маленькой, хрупкой и нежной. Землянин, аккуратно обняв Дашу, жалея, утешая, гладит её по голове.
  
   Лиза тихонько подходит и неуверенно, будто бы спрашивая, можно ли ей тоже, касается щекой халата Землянина. Он осторожно освобождает одну руку и обнимает также и Лизу.
  
   ЗЕМЛЯНИН
   (скорее Лизе)
   Мне с увлечением повезло: мою работу нельзя делать очертя голову. А если делаешь в рабочем порядке, то риск нивелировать можно.
  
   ДАША
   Ты к металлистам пойдёшь. А я не пойду: мне последний раз в жизни с Лизой поговорить надо бы. Наговориться...
   Понимаешь, нам с ней напоследок... считай, исповедаться друг перед дружкой...
  
   Землянин осторожно освобождается от объятий, берёт свой чемоданчик. Срабатывает телепорт, Даша и Лиза одни. Девочки обнимаются так, как умеют лишь дети - серьёзно и крепко.
  
   ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ ДАШИ. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ
  
   При свете свечи держатся за руки Даша и Лиза.
  
   ДАША
   Прости: нельзя тебе здесь оставаться. Тебе надо вернуться в свой свет. Останешься - будешь несчастной: тут, в этом мире, ещё нет детей, не успели родиться. Лишь мы с тобой. Для тех что сейчас нарождаются, ты будешь старой невестой, а остальные в отцы нам годятся. Не сейчас так потом, когда преставятся родители, ты будешь одна на всём свете. А я не хочу, чтобы ты стала несчастной.
  
   Поэтому слушай. Хочешь - белугой реви, но дослушай. Последние дни на Земле у меня никого родней тебя не было, а ты доверяла мне больше чем маме. Но там, в твоём мире, меня уже нет.
  
   Тебе же твой барин справит вольную. Справит, я знаю. Это всё, чем я могу тебе помочь. Даст бог, барин запомнит тебя, приглядывать будет, а то и грамоте научит. Но что бы с тобой ни было, куда бы судьба ни забросила, береги свою мать и отца.
  
   ЛИЗА
   Ты говоришь, будто барин... отпустит меня? На волю отпустит?
  
   ДАША
   Отпустит. Прости: это всё, что могу.
  
   ЛИЗА
   Воля... Воля... Избавление...
  
   Даша, будто она много старше, аккуратно берёт голову Лизы, приближает подругу, целует её в лоб.
  
   ДАША
   Представь, что злодей задумал тебя погубить. Он связал тебя, бросил в болото и ушёл. Сейчас с тебя путы спадут, и ты будешь вольна двигать руками-ногами. Однако за траву, за ветки хвататься, на твердь выползать вместо тебя не сможет никто. Воля - многое для избавления, однако и воля не всё.
  
   Даша пристально смотрит Лизе в глаза и произносит, чеканя каждое слово:
  
   ДАША
   Это болото - безысходность. Оно хуже смерти.
   (переходит на взволнованный шёпот)
   Вырвись из него, умоляю!
  
   ЛИЗА
   (со слезами на глазах)
   Буду рваться, изо всех сил буду. Ради одной твоей памяти буду!
  
   ДАША
   На том и прощай: тебя дома уж видеть не чают. А что до меня... Обо мне ты сейчас погорюешь, а годы пройдут - хорошо если вспомнишь. Да я не обижусь.
  
   Рыдая, Лиза порывисто обнимает Дашу. Даша вскрикивает от боли. Лиза не сразу понимает, что подруге больно; поняв, отпускает.
  
   ЛИЗА
   Ой! Больно? Прости... Кто тебя так по руке?
  
   Даша потирает больную руку мимо зелёнки, чтобы не бередить.
  
   ДАША
   (морщась от боли)
   Осколок летел. На войне, когда солдату помогала.
  
   ЛИЗА
   На войне? Это где убивают? Небось страшно было?
  
   ДАША
   (очень серьёзно)
   Страшно. Что поможешь не всем.
  
   ИНТ. БЕДНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА XVIII ВЕКА. ПРАКТИЧЕСКИ НОЧЬ
  
   Сидят убитые горем родители Лизы. Стол пуст, лучина почти догорела, страшным памятником дочери стоит её прялка. Лучина то высветит прялку, то притухнет; света всё меньше, вспышки всё реже...
  
   Тихонько открывается и закрывается дверь. Лиза кладёт на лавку свой узелок, поправляет лучину, садится за прялку.
  
   Мать как во сне приближается к ней, недоверчиво щупает Лизу - не привидение ли. Вдруг прижимает к себе, выводит на середину избы, обнимает, целует, целует...
  
   МАТЬ ЛИЗЫ
   Мы тебя спрячем... Сбежала?
  
   ЛИЗА
   Домой отослали.
  
   МАТЬ ЛИЗЫ
   Завтра же стану с другими детьми отпускать. А то... кровиночка моя, мы же тебя... ты будто с того света вернулась...
  
   Мать, рыдая, прижимается к Лизе. Отец тихо подходит к ним и обнимает обеих разом. Он тоже растроган.
  
   ЛИЗА
   (одними губами)
   Не плачьте, не о чем плакать: мы все на этом свете, и ты, мама, и ты, папа, и я. И Дашу оплакивать я перестану: я знаю теперь, где она. Она на том свете, где ей по душе.

КОНЕЦ


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"