Чебанова Ирина Николаевна : другие произведения.

До свидания, мальчики!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Ирина Чебанова
  ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!
  
  Трагикомедия
  Одноактная пьеса в пяти действиях с эпилогом
  
  Я сегодня до зари встану.
  По широкому пройду полю...
  Что-то с памятью моей стало,
  Все, что было не со мной - помню.
  
  Бьют дождинки по щекам впалым,
  Для вселенной двадцать лет - мало,
  Даже не был я знаком с парнем,
  Обещавшим: "Я вернусь, мама!"...
  
  Роберт Рождественский
   "За того парня"
  
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  
  САВЕЛИЙ (САВИН), 20 лет, молодой симпатичный учитель школы, художник, юморист, веселый и заводной парень, комсомолец. В деревне его все любят за его острый юмор, за его выступления на сцене с юморесками и интермедиями, где героями сценок становятся сами жители села. Он беззлобно их воспитывает, уличает их в плохих поступках. И все ждут его выступлений на сцене, как свой, деревенский журнал "Крокодил". Люди после его интермедий-новелл выходили из клуба обессиленные безудержным смехом.
  ИВАН, 21 год, улыбчивый, курносый парень. Комсорг колхоза и учитель. Друг Саве-лия. Он вместе с Савелием, как дуэт "Бим и Бом", выступает на колхозной сцене.
  ГЕОРГИЙ, 21 год, механизатор. Друг Савелия и Ивана. Честный, принципиальный, работящий парень. Он самый старший из многодетной семьи.
  АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА, 20 лет, молодая, очень красивая девушка, учительни-ца, приехала в деревенскую школу по распределению.
  ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, 50 лет, бессменный председатель колхоза, стоящий у его истоков и болевший за него всей душой. Одет в косоворотку, пиджак и кепку.
  ДЕД АНТИП, забавный старик 60-65 лет.
  ДЕД ЕГОР, старик 60-65 лет.
  БАБКА МАРФА, 60-65 лет.
  БАБКА МАТРЁНА, 60-65 лет.
  МИТЬКА, 18 лет, монтёр, щуплый маленький и смешной парнишка в широких шта-нах, в майке и кепке.
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАСИК), 18-20 лет.
  ВТОРОЙ ХУЛИГАН (СЕРЁГА), 18-20 лет.
  ВЕДУЩИЙ КОНЦЕРТА.
  ЕЛЕНКА, 7 лет, родная сестренка Георгия.
  СТАРИКИ, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕВЧАТА, ПАРНИ, ЖИТЕЛИ СЕЛА.
  
  МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
  Деревня на берегу р. Волги.
  
  ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
  Май-июнь 1941 г.
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  
  Раннее утро. Сцена постепенно освещается розовым светом, имитируя рас-свет. Становятся видны декорации: слева фасад конторы с окном, справа фасад шко-лы, по центру фасады двух деревянных изб, перед ними плетень, завалинка. На аван-сцене слева, прямо напротив конторы, стоит столб. На нем фонарь и рупорный репро-дуктор. Становятся слышны пение жаворонков и соловьёв. Слышен звук идущего ста-да, мычания коров, покрикивание пастуха. Слышен звон металлической ручки ведра и монотонное цырканье молочных струй о дно ведра. Слышен утренний крик петуха. Просыпается деревня.
  Слышно, как музыкант на балалайке сначала тихо и несмело, а потом громче и увереннее наигрывает мелодию песни "Из-за острова на стрежень".
  Из-за плетня дома выходит ДЕД АНТИП, опираясь на палочку, и садится на за-валинку. Достаёт кисет и начинает сворачивать самокрутку - козью ножку. Из-за плетня другого дома выходит ДЕД ЕГОР и присаживается рядом
   с ДЕДОМ АНТИПОМ.
  
  ДЕД ЕГОР (вздыхает) Дайка и мне махорки, Антип.
  
  Берет у него клочок газеты и махорку из кисета и тоже начинает сворачивать само-крутку. ДЕД АНТИП и ДЕД ЕГОР курят махорку.
  
  ДЕД ЕГОР (вздыхает). Ох, Антипушка. Что же это получается? А?
  ДЕД АНТИП. А что такое, Егор?
  ДЕД ЕГОР (смотрит на деда Антипа). Да ты, что, не в курсе чоли?
  ДЕД АНТИП. В курсе чего?
  ДЕД ЕГОР. Так ведь, скоро, наверное, (вздыхает, спокойно) будет война!
  ДЕД АНТИП (сплюнул наземь). Тьфу! Егор, ты в своем ли уме? Ты так спокойно об этом говоришь!
  ДЕД ЕГОР (опять вздыхает). Матрена давеча была на рынке, так там все бабы об этом мелють. Что же теперь будет?
  
  По улице идет САВЕЛИЙ. Он в пиджаке и в фуражке. Под мышкой он держит большую папку с листами бумаги. Рядом с ним бежит вприпрыжку соседская девочка ЕЛЕНКА и прижимает к себе коробку красок и кистей. Она очень довольна тем, что ей САВЕЛИЙ доверил ответственное дело. Дети за
  ним постоянно бегают, им с ним всегда интересно и весело.
  
  ДЕД АНТИП (встает с завалинки. Приподнимает свой картуз и чешет рукой голову. Потом снова его надевает). Надоел ты, Егор, со своими страхами. Все стращаешь и стращаешь. Пойду-ка, позову вон Савина. Пусть хоть что-нибудь скажет веселенького. Пес-с...Пис-с-с-с-с...имист (с трудом выговаривая новое слово, услышанное давеча по радио), ты ЕГОР.
  ДЕД АНТИП (кричит Савелию). Эй, Савин!
  ДЕД ЕГОР (деду Антипу). Не Савин, а Савелий Димитриевич! Был Савин, да весь вы-шел. Он теперь у-ч-и-т-е-л-ь! Понимать надо!
  
  ДЕД АНТИП, покосился на ДЕДА ЕГОРА, затем повернулся к САВЕЛИЮ и по-шел к нему на встречу старческой походкой, прихрамывая и опираясь на палочку.
  
   ДЕД АНТИП. Савинушка Димитриевич, иди к нам. Посиди со мной и дедом Егором, да расскажи-ка нам что-нибудь веселенького.
  
  САВЕЛИЙ, улыбнулся и подумал: " И как это старики не поймут,
  что я уже стал взрослым и степенным. А им все пошути, да пошути".
  
  САВЕЛИЙ. Да некогда мне с вами здесь сидеть. (Подмигнул одним глазом своей ма-ленькой помощнице.) Иду вот домой за подводой. (Вздыхает.) Отец, вы же знаете, мой умер, а братья сейчас далеко на ударной стройке. Я теперь за старшего в семье и един-ственный помощник у матери... На Волге вон баржа с солью села на мель. (Незаметно игриво подмигнул одним глазом Еленке.)... Так поеду туда. (И пошел дальше).
  
  ДЕД АНТИП всплеснул руками и побежал мелкой рысью домой. ДЕД ЕГОР, при-встал с завалинки и, откашлявшись, вздохнув, бочком стал медленно отходить в сто-рону своего дома. А затем, повернувшись, быстро побежал по-
  стариковски домой.
  
  САВЕЛИЙ (повернулся в сторону стариков и ухмыльнулся их маневрам. Коротко за-смеялся, довольный своей шуткой и крикнул деду Антипу) Эй, дед Антип! ...Дед Антип, я пошутил!
  
  ДЕД АНТИП остановился. Повернулся к САВЕЛИЮ. Закивал головой. Улыбнулся коротко, как-бы говоря: "Ну да! Я так и понял, что ты пошутил. А может быть и нет?А? На всякий случай я сам проверю". Попятился назад.
  Развернулся и побежал домой.
  
  САВЕЛИЙ (обращаясь к Еленке). Ну что ж, Еленка, пойдем рисовать плакат к Перво-маю?
  ЕЛЕНКА (улыбаясь Савелию). Угу! Чур, я рисую солнце! Договорились?
  САВЕЛИЙ (обращаясь к Еленке). Договорились!
  ЕЛЕНКА. И цветочки?
  САВЕЛИЙ. Конечно!.. А я голубей.
  
  Гаснет свет.
  
  
  
  
  
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
  Утро того же дня. Там же. К столбу с репродуктором приставлена лестница, на ней МОНТЁР МИТЬКА, который тщетно пытается его отремонтировать. Он соединяет провода, и при каждом их соединении из репродуктора вырываются звуки, обрывки слов, куски музыкальных фраз. Из всего этого получается безудержная вакханалия звуков. На этот концерт реагируют из-за плетня местные собаки.
  
  Вдруг распахивается окно в конторе и из окна высовывается голова ПРЕДСЕ-ДАТЕЛЯ КОЛХОЗА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. Он начинает
  нещадно ругаться, грозить кулаком монтёру.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Митька, паразит ты такой! Когда это прекратится? Когда ты, нако-нец, отремонтируешь эту шарманку? Третий день возишься, а толку от тебя нет! (Гро-зит кулаком, а другим кулаком быстро стучит по подоконнику.) Вот погоди, уволю тебя из монтёров! Пойдешь на ферму крутить хвосты быкам!!!!
  МИТЬКА. Василь Ляксандрович, провода закислились. Погодите, еще чуть-чуть оста-лось.
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ты это еще вчера мне обещал! Ух, Митька (грозит ему кулаком), гляди мне!
  
  За сценой послышался звук подъехавшей машины. Хлопнула дверь автомобиля. На площадь выходит с чемоданчиком очень красивая девушка, одетая по- городскому в светлое, почти белое платье с кокетливым воротничком, широкими плечами с под-плечниками и рукавчиком "фонарик" по моде сороковых годов. Волосы высвечены и за-виты: на средней длине волос тугие локоны, они уложены в виде диадемы, как на из-вестном портрете Любовь Орловой в фильме "Весна". На ногах туфельки на каблучке, на ногах чулки. И о чудо, она была без носков! Среди местных, деревенских девчат в
  лаптях она выглядела более чем шокирующе. Девушка идёт прямо к конторе.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (удивленно). Что за диво? Ик! (Икает.)
  
  Девушка ставит чемоданчик на землю и приветливо спрашивает.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Добрый день! Вы не знаете, как мне найти здешнего председателя колхоза Василия Александровича?
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ик! ...Здравствуйте! Ик! ...Это я! Ик!
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Ой, здравствуйте! (Протягивает к нему руку для приветствия.)
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ через окно берёт руку учительницы и аккуратно её трясет.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ик!...
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Это Вас кто-то вспоминает! ... Я к вам по распределению. Разрешите представиться. Я, Александра Фёдоровна, учительница начальной школы. Вот мое направление из районного отдела образования. (Протягивает ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ли-сток бумаги).
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (улыбается). Ик!... Очень приятно! Ик!...
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ читает бумагу.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (грустно). То есть не очень...приятно. Ик!...Что же это получается? Ик!...У нас же есть учителя, а тут еще присылают. Ик!...А куда же тех, кто работает? Ик!...Их то куда? Ик!...Такого распоряжения не прислали? Ик!
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Василий Александрович, выпейте воды...(Берет с подоконника ста-кан воды и протягивает председателю).
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ выпивает воду и перестает икать.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА (говорит, как по писанному). Василий Александрович, так согласно Постановлению Совнаркома от 29 января 1934 года о повышении квалификации учи-тельства, учителя начальной школы, имеющие семилетнее образование обязаны были окончить педагогические техникумы до 1 сентября 1937 года. А имеющие среднее образование - педагогические институты до 1 сентября 1938 года без отрыва от производства...
   УЧИТЕЛЬНИЦА. Так поэтому нас и распределяют в школы района, где педагоги не прошли всеобуч. Надеюсь, у Вас нет таких? (Продолжила, перебив председателя, кото-рый хотел ей возразить.) Вот товарищ Сталин в своём выступлении...
  
  Здесь на сцену выходит ИВАН с учениками. Они идут с поля, где были на пропол-ке колхозного огорода, разговаривают и смеются. В руках у них тяпки и мотыги.
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ очень обрадовался появлению ИВАНА и зовёт его.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (радостно замахал рукой Ивану). Эй, Иван Александрович! Ваня, подойди ка сюда.
  
  ИВАН подходит к ПРЕДСЕДАТЕЛЮ и УЧИТЕЛЬНИЦЕ.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (радостно). Александра Фёдоровна, познакомьтесь. Иван Алексан-дрович - учитель физкультуры и начальной военной подготовки в нашей школе и ком-сорг по совместительству. Иван Александрович, а это, Александра Фёдоровна, выпуск-ница педагогического училища, приехала к нам по распределению.
  ИВАН (приветливо). Очень приятно!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (приветливо). И мне очень приятно познакомиться!
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Александра Фёдоровна, Вас же надо где-то разместить? Так сказать поставить на постой?
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Да... А у вас здесь нет общежития? Или может быть гостиницы?
  
  ИВАН ухмыльнулся.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (удивленно, замахал на учительницу руками). Что Вы? Откуда у нас гостиница, в деревне то?
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (обращаясь к Ивану). Ну-ка, Иван Александрович, давай ка отведи Александру Фёдоровну на постой вон (показывает рукой) к бабе Марфе.
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Изба у них большая, просторная. Да скажи, если что там будет не так, ну ты сам знаешь, что это я велел! (Посмотрел на Ивана многозначительно!)
  ИВАН (понимающе). Хорошо, Василий Александрович! Всё понял!
  
  ИВАН подхватывает чемоданчик учительницы с земли.
  
  ИВАН. Пойдемте, Александра Фёдоровна, я Вас провожу....
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Пойдёмте, Иван Александрович. А это далеко?
  ИВАН (улыбается). Нет. Далеко идти не придется. (Смеётся.) Всего два шага.
  
  ИВАН и УЧИТЕЛЬНИЦА подходят к дому деда Антипа, заходят в калитку и скрыва-ются за домом.
  
  
  Гаснет свет.
  
  
  
  
  
  
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
  
  Вечер того же дня. От единственного фонаря падает свет на сцену. На пло-щадь выходят два местных хулигана. Они выпившие, громко разговаривают между со-бой, грубо ругаются и смеются.
  Из двери школы на крыльцо выходит УЧИТЕЛЬНИЦА. Она прижимает к себе тетради и букварь, идёт через сцену к дому деда Антипа.
  ХУЛИГАНЫ замерли на месте. Один из них присвистнул от неожиданности.
  
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ба, что за фифа?
  ВТОРОЙ ХУЛИГАН (СЕРГЕЙ). Не фифа, Тарасик, а ма-де-му-азель
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ой, Серега, что-то в сердце кольнуло! (Прижимает руку к сердцу) Любовь наверно!( Комично запел.)
  
  А я пьян, а я пьян,
  А я повалюся,
  Ды на тую каравать,
  Де моя Маруся.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА, испугалась и остановилась на месте.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Как вам не стыдно!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (смеется). А чего мне стыдиться? У меня, может быть, большое чувство проснулось!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (строго). Прекратите немедленно! И почему Вы так со мной разгова-риваете? Кто Вам дал такое право? Я Вас в первый раз вижу, а Вы со мной фамильярничаете!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ну, так зачем дело стало, давайте познакомимся! (Сме-ется и смотрит на Серёгу.)
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Я с хулиганами не знакомлюсь! И вообще, я буду на Вас жаловаться председателю колхоза, Василию Александровичу!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Жалуйся хоть товарищу Сталину! Ну, чего ты, цыпа, испугалась? Я может быть впервые полюбил.
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Не знаю, как выразить свои чувства столь прекрасной даме. А Вы меня футболите. Обижаете, дамочка.
  
  ТАРАС смеется и смотрит на СЕРГЕЯ, поправляет одной рукой воротничок её платья, на что УЧИТЕЛЬНИЦА брезгливо морщиться и сбрасывает руку хулигана со своего плеча!
  Затем ТАРАС внезапно подхватывает рукой под локоток учительницу и ведёт её в тёмную сторону. УЧИТЕЛЬНИЦА начинает сопротивляться и кричать.
  На сцену быстро выходит САВЕЛИЙ.
  
  САВЕЛИЙ (кричит издалека). Ну-ка отпусти девушку немедленно! Я тебе говорю, Та-рас!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (останавливается на месте). А то что? Что будет? (Подмигивает другу.) Учить будешь, учитель? (Смеется.)
  
  На сцене появляется ИВАН.
  
  ИВАН. Если учитель не будет. То я тебя поучу уму-разуму!
  
  Начинается драка. ИВАН быстро хватает руку ТАРАСА, выворачивает её ему за спину и со всей силы толкает в сторону. Тот падает. СЕРГЕЙ подбирает с земли палку и пытается ею ударить ИВАНА по голове. САВИН делает подножку СЕРГЕЮ, тот спотыкается и летит следом за ТАРАСОМ.
  ИВАН прижимает ТАРАСА со всей силы к земле. А САВИН - СЕРГЕЯ.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА (к Савелию и Ивану). Прекратите! Им же больно! Немедленно прекра-тите!
  
  ИВАН не замечает реплики УЧИТЕЛЬНИЦЫ.
  
  ИВАН (обращается к Тарасу). Извинись немедленно перед девушкой, ты, несчастье колхоза! Девушка приехала к нам работать учителем в школу. Ей и так трудно было решиться на это. А вы своим поведением вынуждаете ее вернуться домой... Извинись немедленно!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (хрипя). Простите!
  ИВАН. Громче! И скажи "пожалуйста"!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (хрипя). Извините, пожалуйста, я больше так не буду!
  ИВАН. Завтра в качестве компенсации, пойдешь и наколешь ей дрова на зиму!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (шёпотом, нехотя). Хорошо.
  ИВАН (громко). Не слышу!
  ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (громче). Хорошо!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (испуганно). Ой, не надо! Зачем? Это ни к чему! Что Вы себе позволя-ете? Это же эксплуатация человека! Как Вам не стыдно! Иван, Вы же комсомолец!
  САВЕЛИЙ (к учительнице). Не беспокойтесь! Тарасу это ничего не будет стоить. Не впервой! Даже полезно! А Вам самой это будет трудно сделать. Или Вы уже научились колоть дрова? (Улыбается и смотрит на наряд учительницы сверху вниз и снизу вверх.)
  
  ИВАН встает, поднимает с земли ТАРАСА за шиворот и ставит перед собой. САВЕЛИЙ поднимает с земли СЕРГЕЯ. ИВАН толкает вперед ТАРАСА и СЕРГЕЯ
  и вместе с ними уходит со сцены.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА (строго и поучительно к Савелию). Вы деретесь, как настоящие бан-диты!
  САВЕЛИЙ (удивлённо и озадаченно). Спасибо за комплимент!
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Ой! Простите... Я не то хотела сказать... Я не хотела Вас обидеть... Я просто хотела сказать, что Вы такие смелые и сильные, ничего не боитесь.
  САВЕЛИЙ. Спасибо! Только мы ничего особенного не сделали.
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Я бы хотела Вас поблагодарить!
  САВЕЛИЙ. Не стоит благодарности. Любой поступил бы так на моем месте...
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Простите меня, Вы обиделись на мои слова.
  САВЕЛИЙ. Да нет, что Вы! Мой Вам совет, не ходите ночью по улице. Да и присмотритесь к местным девчатам, во что они одеты. (Показывая на наряд девушки и её прическу.) Смените платье. Не надо выделяться. Будьте скромнее. Здесь не город, а деревня. Могут обидеть. В другой раз меня или моего друга может не оказаться рядом.
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Так мне нужно было задержаться в школе. Да к тому же я живу здесь рядом. (Показывает рукой в сторону дома деда Антипа).
  САВЕЛИЙ. Вы в городе ночью можете ходить когда угодно и куда угодно.
  УЧИТЕЛЬНИЦА (показывая на фонарь рукой). Так фонарь же есть.
  САВЕЛИЙ (тоже показывает рукой на фонарь). У нас на всю деревню один фонарь, да и тот горит через раз. Свет у нас подают на три часа, только для того, чтобы колхозники успели вернуться домой с работы и управиться дома по хозяйству.
  УЧИТЕЛЬНИЦА (пристыженно и тихо). Простите, я всего этого не знала. Я же из го-рода...Мне никто об этом не говорил. Спасибо! Я учту... на будущее
  УЧИТЕЛЬНИЦА. И всё-таки, как Вас зовут? Я хотела бы Вас поблагодарить.
  
  Из темноты возвращается ИВАН, а с ним идет и ГЕОРГИЙ.
  
  ИВАН (еще издалека) Савелий, его зовут Савелий! (Улыбаясь.) Можно Савин, для сво-их!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (протягивает руку к рукопожатию) А я Александра Фёдоровна, можно просто Шурочка! (Улыбается.)
  ГЕОРГИЙ. Шурочка? ...Необычно! ...А у нас здесь всё Стешки, Маньки, да Фёклы с Верочками!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (продолжая пожимать руку Савина). Спасибо, Савин!
  ГЕОРГИЙ (отстраняя в сторону Савина и протягивая руку к учительнице). А я Геор-гий!
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА пожимает руку ГЕОРГИЮ.
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Очень приятно, Георгий!
  ГЕОРГИЙ. И мне. Очень приятно!
  УЧИТЕЛЬНИЦА (обращается к ребятам). Я вам, ребята, очень признательна! Если бы не вы, то я не знаю, что могло бы случиться?
  ИВАН. Не стоит благодарности...(Улыбаясь.) Кстати, Савин, у нас тоже учитель.
  УЧИТЕЛЬНИЦА (радостно). Правда?
  САВИН. Да, только я учитель рисования и черчения. Мы с Иваном после окончания десятилетки остались работать в нашей школе. Но теперь, кажется, придется менять профессию после известного Постановления. (С иронией намекает на выступление учительницы перед председателем.)
  УЧИТЕЛЬНИЦА. Рада была познакомиться с вами! Уже поздно! Я пойду. До свидания, ребята?!
  
  САВЕЛИЙ. ИВАН. ГЕОРГИЙ.
  До свидания! До свидания! До свидания!
  
  УЧИТЕЛЬНИЦА подходит к дому деда Антипа, машет рукой на прощание ребятам и скрывается за домом.
  
  ИВАН (улыбается). Понравилась тебе девушка, а, Савин? (Толкает в бок Савелия.)
  САВЕЛИЙ. Красивая! (Краснеет и смущается.)...Ну и что?
  ГЕОРГИЙ. Как что? Присмотрись к ней повнимательнее! Видел, как она смотрела на тебя? Улыбалась!
  САВЕЛИЙ (к Георгию). Ты что деревенская сваха?
  ГЕОРГИЙ. Не сваха, а сват, если точнее...(С улыбкой, подмигивая Ивану.) А, Иван?... На свадьбе погуляем! (Смеётся.)
  САВЕЛИЙ (к Георгию). На чьей?
  ИВАН. На твоей, конечно! О тебе же речь!
  САВЕЛИЙ. Не могу же я жениться на каждой девушке, которой помог? (Опять смуща-ется.)
  ГЕОРГИЙ (улыбаясь). Почему же на каждой? Шурочка, она одна! (Дружески похлопы-вает по плечу Савелия.)
  
  
  Вдруг кто-то на заднем плане пробежал вдоль плетня перед домами. Раздался крик: "Митька, быстрее!..." и что-то там еще неразборчиво. Потом пробежал в ту же сторону босиком ребёнок, на ходу подтягивая спадающие штаны, а за ним другой. Потом туда же пробежали два мужика. Потом пробежал старик, толкая перед собой тачку на одном колесе. Потом просеменили две бабы, у каждой из которых было по два пустых ведра.
  ИВАН и ГЕОРГИЙ обомлели.
  
  ИВАН. Что случилось?
  ГЕОРГИЙ. Куда это они?
  ИВАН. Пожар что ли?
  САВИН (смеясь). За солью!..
  ИВАН (громко и медленно обращаясь к Савину). Вот теперь совсем не понял?!
  САВИН (смеясь, похлопывая Ивана по плечу). Пойдёмте-ка, я вам расскажу!
  
  Друзья уходят со сцены.
  
  Гаснет свет
  
  
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
  
  Раннее утро. Там же. С крыльца дома, где живёт дед Антип, выбегает его супруга БАБКА МАРФА. Бежит и причитает.
  
  БАБКА МАРФА. Ой, кума! Матрёна! Беда-то какая! О! Гуси то мои! Укра-а-а-ли! Де-точки мои! Роди-и-и-мые! Холила, лелеяла!
  
  БАБКА МАРФА подбежала к соседнему дому, где живёт дед Егор. В это время на крыльцо выходит БАБКА МАТРЁНА и начинает вытряхивать наволочку с остат-ками гусиного пуха. Пух разлетается во все стороны.
  БАБКА МАРФА замирает на месте, приседает, всплескивает руками.
  В горле у нее застревают какие звуки и из него начинает доноситься только бульканье.
  
  БАБКА МАТРЁНА (строго в сторону Марфы). Что случилось? Чего ты раскричалась с утра пораньше? Голосишь, как поросёнок, на всю деревню! (Продолжает трясти наволочку.)
  
  На крик БАБКИ МАРФЫ к дому стали подходить местные зеваки.
  
  БАБКА МАРФА (тыча пальцем в сторону наволочки, запинаясь). Матрёна, что это?
  БАБКА МАТРЁНА. Ты что, Марфа, ослепла? Пуха не видела?...Вот, нынче гусей зару-била, да вот ощипала. Помыла пух. На зиму нам с дедом обновлю подушки.
  БАБКА МАРФА. Так это ты? Ты? Ты украла моих гусей?
  БАБКА МАТРЁНА. Каких гусей? Ты что ополоумела, старая? Я в жизни щепки в чу-жом двору не подобрала!
  БАБКА МАРФА. Врёшь! Это ты украла!
  
  БАБКА МАРФА всплеснула руками, обращаясь к собравшимся за плетнём
   односельчанам.
  
  БАБКА МАРФА. Люди добрые! Что же это делается? Среди белого дня воруют! Да еще кто? Родная кума!
  
  БАБКА МАТРЁНА бросила со всей силы мокрую наволочку наземь и уперлась руками в бока. Грозно взглянула на БАБКУ МАРФУ и затем толкнула её в бок.
  
  БАБКА МАТРЁНА. Сдурела, старая?!... Ты что меня позоришь перед людьми! Нужны мне твои гуси?! Свои есть! Да и много нам надо с Егором? Пару штук. А ты развела здесь целое стадо, больше чем в колхозе! К дому подойти нельзя, всё гусаки кидаются под ноги, того и гляди - пощиплют.
  
  БАБКА МАРФА (толкает рукой в плечо бабку Матрёну). Ты это сделала из зависти! Ты всю жизнь нам с Антипом завидовала! Мы с ним сметану ложками едим, а вы с Его-ром в окно наше подглядываете.
  БАБКА МАТРЁНА. Что-о-о? (Вцепилась обеими руками в волосы бабки Марфы.)
  БАБКА МАРФА (завизжала и заголосила). И-и-и-и-и!
  
  БАБКА МАРФА и БАБКА МАТРЁНА уцепились друг другу руками в волосы. Они кричали, визжали и перебирали ногами с места на место, как в борьбе "нанайских мальчиков" под счастливое улюлюканье и свист детворы и молодежи. А бабы и мужи-ки стали смеяться.
  Тут к дому подошли САВИН, ИВАН и ГЕОРГИЙ. В это утро они были на рыбалке, а теперь идут домой с удочками и с уловом.
  
  ИВАН (спросил у ближайшего мужика). Что случилось? Чего они разорались?
  МУЖИК (смеется). Да вот бабка Марфа обвиняет бабку Матрёну, что та будто бы украла у неё гусей. Так вот теперь щиплет с неё перья!... Вот умора!
  ГЕОРГИЙ. Бабы совсем с ума посходили. Единоличники!
  САВИН (кричит бабке Марфе). Эй, бабка Марфа! А не твои ли гуси плывут флотилией вниз по Волге? Мы только что оттуда! Всю рыбу нам распугали!
  ГЕОРГИЙ (улыбается). Бабка Марфа, они уже в районе Ульяновска, не догонишь!
  
  БАБКА МАРФА и БАБКА МАТРЁНА все взъерошенные, замерли, повернули голо-вы в сторону САВИНА, но рук не расцепили. Собравшийся народ ещё более зашёлся в безумном смехе.
  В это время у МОНТЁРА МИТЬКИ, который сидел на столбе и безуспешно пы-тался отремонтировать репродуктор, свершилось чудо. Из репродуктора "счастли-во" вырвались звуки песни "Из-за острова на стрежень" в исполнении хора им. Пят-ницкого:
  
  Из-за острова на стрежень,
  На простор речной волны
  Выплывают расписные
  Острогрудые челны...
  
  Под звуки песни все, смеясь, стали расходиться по домам. А из соседних домов выбежали ДЕД АНТИП и ДЕД ЕГОР. Они подбежали к воюющим бабкам.
  Подошёл ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
  
  САВИН (подходит к бабке Марфе). Баба Марфа, как Вам не стыдно! Устроили здесь бесплатный концерт.
  
  ИВАН. Вы, единоличники, совсем сошли с ума от своей собственности. Готовы поубивать друг друга!
  САВИН. Да и сколько их у тебя было? Гусей-то?
  БАБКА МАРФА (плачет и жалуется Савину). Двадцать! Я их, как детей своих растила, кашу им варила.
  ИВАН. Кашу? (Ухмыльнулся.)
  САВИН. Ну, теперь тебе некому кашу варить. Вступайте- ка лучше с дедом Антипом в колхоз. Гуси-то у тебя всё равно уплыли. Теперь вас ничто не держит дома.
  ГЕОРГИЙ. Да и как вы теперь будете? Без гусей-то? Одни вы не выживите. А в колхозе весь труд оплачивается. Осенью получите на трудодни натурпродукцию.
  БАБКА МАРФА (к председателю). А сколько дадите-то?
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (качает головой). Ох, и тёмная же ты, Марфа!
  ИВАН. А это, баба Марфа, как будете работать!
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вон Георгий, старший из восьми детей, отца нет, а работает и кормит всех братьев и сестер. Не бедствует!
  ГЕОРГИЙ. Точно. Если баклуши будете бить, то зимой будете лапу сосать.
  
  САВЕЛИЙ, ИВАН, ГЕОРГИЙ пошли домой, а председатель в контору. ДЕД АНТИП, БАБКА МАРФА и ДЕД ЕГОР с БАБКОЙ МАТРЁНОЙ, озадаченные, остались стоять посередине сцены.
  
  Гаснет свет.
  
  
  
  
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
  
  21 июня 1941 года. Воскресенье. Полдень. Деревенская площадь.
  Сегодня в честь завершения посевной на площади праздничный концерт. Одно-сельчане по случаю праздника пришли нарядные, рассаживаются на лавочки перед сце-ной, которые принесли с собой из дома. Переговариваются.
  На сцену клуба выходит ПРЕДСЕДАТЕЛЬ колхоза и выступает с речью, в кото-рой поздравляет колхозников с окончанием посевных работ!
  После него выступает ВЕДУЩИЙ.
  
  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Дорогие односельчане, колхозники! От всей души поздравляю вас с завершением посевных работ! Вы потрудились на славу и уложились в сроки посева. Теперь ваш плуг может отдохнуть, а мы будем ждать добрый урожай! Очень надеемся на хорошую погоду и обильные осадки.
  
  Аплодисменты.
  
  ВЕДУШИЙ. А сейчас перед вами выступят наши постоянные артисты Савелий и Иван! Сегодня им помогает их друг Георгий.
  
  В зале раздаются оглушительные аплодисменты и крики: "Савин!... Иван!... Савин!... Иван!" Местный гармонист играет народные наигрыши.
  
  ВЕДУШИЙ. Картина первая на злобу дня: "Жадность"! Может быть, кто-то узнает себя в этих персонажах. И может быть кто-то извлечёт из этого достойный урок!
  
  На сцене появляется САВИН. Он весело идет, одной рукой придерживая на плече утрировано длинную художественную кисть. Следом за ним, изображая старика, сгорбившись, опираясь на палочку одной рукой, а
  другой придерживаю поясницу, медленно хромает ИВАН.
  
  ИВАН ( на ходу зовет старческим тонким голоском). Савинушка! Савинушка! Куда ты идешь?
  САВИН (не оборачиваясь). Да вот иду домой. За подводой. Поеду на Волгу. Говорят там баржа с солью села на мель!
  ИВАН (замирая на месте). О! ..( И уже вприпрыжку убегает обратно со сцены, зажав подмышкой палочку, на которую только что опирался.)
  
  В зале раздается оглушительный смех и аплодисменты. Односельчане узнали в старике ДЕДА АНТИПА и свой конфуз от слепой веры в байку и то, что тайно тем вечером или под покровом ночи по одному, или группой на подводах, а в итоге всем селом поехали на Волгу за воображаемой солью.
  ДЕД АНТИП сначала обомлел. Затем стал хихикать, а потом стал подпрыги-вать на месте и смотреть то в одну сторону, то в другую, показывая пальцем то на одного соседа, то грозя пальцем другому, которому накануне по секрету рассказал про соль. Тут уже все стали от смеха держать себя за животы, кто-то стал сползать
  от смеха и бессилия на пол.
  
  ВЕДУШИЙ. Ну что, узнали себя? ...А теперь картина вторая: "Тщеславие"!
  
  На сцену выходит САВИН, на нём поверх одежды одето белое платье, а за ухо заткнут белый цветок. Он идёт по сцене, утрированно женской походкой, к груди прижимает букварь. Вдруг на сцену выбегает ГЕОРГИЙ и начинает приставать к САВИНУ-девушке. САВИН-девушка смешно визжит. Выходит ИВАН, заламывает руку ГЕОРГИЮ. САВИН-девушка, начинает ругать Ивана за чёрствость и обзывать его бандитом.
  Смех в зале. А УЧИТЕЛЬНИЦА, Александра Фёдоровна, теперь уже одетая строго: в черную юбку и белую блузку, с гладко зачесанными и уложенными назад узлом
  волосами, покраснела, закрыла лицо руками, а затем улыбаясь, погрозила пальчиком САВИНУ.
  
  ВЕДУШИЙ. А теперь картина третья "Зависть и жадность"!
  
  На сцену выходит САВИН и ИВАН в женских, необъятных юбках поверх штанов и женских платках, повязанных узлом назад. Они вышли, вцепившись друг другу в волосы в позе "нанайских мальчиков" и стали смешно бегать по сцене, переступать ногами. В зале раздался смех. Все стали показывать пальцами на БАБКУ МАТРЁНУ и БАБКУ МАРФУ. Те покраснели и стали прикрывать лица руками. Кто-то из толпы крикнул: "А где гуси?... Гуси-то где?" Другой голос ему ответил: "Плывут флотилией по Волге!"
  И вдруг репродуктор, который никак не хотел работать до этого, заскрежетал и заскрипел. И из него донеслись позывные радио Москвы.
  Гармонист перестал играть.
  И в полной тишине торжественно и печально раздался голос Левитана.
  Левитан: "Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну,..."
  САВИН и ИВАН сбросили с себя женские юбки, платки. Все встали со скамеек и подошли к репродуктору. Народ, затаив дыхание, слушал сообщение Москвы!
   Левитан: "... атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек, налеты вражеских самолетов и
  артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской терри-тории...."
  
  Гаснет свет.
  
  
  
  
  ЭПИЛОГ
  
  На сцене темно. Луч света направлен в центр сцены. Здесь стоят САВИН, ИВАН и ГЕОРГИЙ.
  По обе стороны сцены в торжественном молчании замерли односельчане.
  Звучит песня "Вставай страна огромная!"
  ГЕОРГИЙ прощается с друзьями и идёт вглубь сцены. Луч прожектора сопровож-дает его. ГЕОРГИЙ останавливается, поворачивается лицом к залу. Из темноты подходит его мать, обнимает его. Затем сестренка ЕЛЕНКА подают ему вещмешок.
  ГЕОРГИЙ закидывается вещмешок за спину, поворачивается спиной к залу и уходит во тьму.
   Загорается экран в глубине сцены. На нем начинают мелькать сцены хроники. Хро-ника начала Великой Отечественной войны. Хроники боев. Хроника пленения бойцов Красной Армии. Кадры из концентрационного лагеря. Истязания заключенных. Кадры освобождения пленных французскими партизанами макИ. Хроника боевых действий Первого советского партизанского полка во Франции. Парад Первого советского партизанского полка во главе с Шарлем Де Голлем в честь освобождения Парижа.
  На экране текст (голос за кадром):
  
  "Георгий в августе 1941 г был тяжело ранен, контужен, попал в плен в районе г. Рославля. Прошёл концентрационные лагеря Германии, Польши, Франции и Лотарин-гии. В составе советских военнопленных совершил побег из плена в начале 1944 г. Участник 1-го Советского партизанского полка. Кавалер ордена Освобождения. Свой орден Освобождения получил из рук генерала Шарля Де Голля.".
  
  Гаснет экран.
  
  ИВАН, обнимает САВЕЛИЯ. Похлопывает его рукой по спине. Берёт вещмешок и идет вглубь сцены. Луч прожектора сопровождает его. ИВАН останавливается. Поворачивается лицом к залу. Из темноты выходят двое военных и помогают ему надеть гимнастёрку. ИВАН застегивает на себе армейский ремень. Одевает офицерскую фуражку. На форме петлицы лейтенанта, политрука. Он поправляет руками фуражку по-военному.
  Разворачивается и шагает вглубь сцены по-военному.
  
  Гаснет свет.
  
  Загорается экран. На нем хроника: армейские будни. Принятие в члены ВКП (б). Начало Великой Отечественной войны. Хроника боев советских танков с фашистами. Взрыв. Танк подбит. Из танка достают раненного командира танка.
  На экране текст (голос за кадром):
  
   "ИВАН, танкист, лейтенант, политрук, член ВКП(б). Воевал на Западном фронте. Был тяжело ранен. После ампутации ног, умер от сепсиса и гангрены в госпи-тале г. Москвы в 1943 году. Похоронен в братской могиле на ул. Орджоникидзе."
  
  Гаснет свет.
  
  Луч света выхватывает на переднем плане САВЕЛИЯ.
  САВЕЛИЙ стоит и смотрит на фотографию своего отца. Затем кладет её в нагрудной карман пиджака. Берет вещмешок, из него выглядывают художественные кисти и альбом для рисования, как память о детстве. Закидывает вещмешок за плечо. И делает несколько шагов вглубь сцены.
   Из толпы выбегает учительница АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (ШУРОЧКА). СА-ВИН останавливается. Берет за руки ШУРОЧКУ. Потом ШУРОЧКА гладит одной рукой по щеке САВИНА. Обнимает его и нежно прижимается щекой к его щеке. Затем отходит в сторону. САВИН делает пару шагов вглубь сцены. Останавливается. Оборачивается. Взмахивает рукой в знак прощания.
  Пока САВИН стоит, за его спиной загорается экран. На нем хроника Великой Оте-чественной войны. Украина. Зверства фашистов над мирным населением. Взрывы. Экран постепенно гаснет, вместе с ним свет над САВЕЛИЕМ.
  Загорается экран. САВЕЛИЯ уже нет на сцене.
  На экране текст (голос за кадром):
  
   "САВЕЛИЙ пропал без вести в 1941 году на Украине в районе г. Белой Церкви и г. Каме-нец - Подольска. Судьба его не известна! Память о нем вечна!"
  
  Гаснет свет.
  
  Стук метронома.
  
  Тихо начинает звучать фонограмма песни "За того парня" (Слова Роберта Рожде-ственского, музыка Марка Фрадкина, из кинофильма "В бой идут одни старики", "Минута молчания").
  Загорается экран. На экране меняются кадры с неизвестными солдатами, последние прощальные кадры хроники ополченцев Ленинграда, уходящих защищать свой город.
  Во время смены кадров на экране, выходит на сцену первый актёр и начинает петь "За того парня", с другой стороны сцены выходит другой актер и присоединяется к песне, затем третий и т.д. весь актерский состав на сцене поет хором.
  
   Я сегодня до зари встану.
  По широкому пройду полю...
  Что-то с памятью моей стало,
  Все, что было не со мной - помню.
  
  Бьют дождинки по щекам впалым,
  Для вселенной двадцать лет - мало,
  Даже не был я знаком с парнем,
  Обещавшим: "Я вернусь, мама!"
  Припев:
  А степная трава пахнет горечью,
  Молодые ветра зелены.
  Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
  То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
  Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
  То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны...
  Обещает быть весна долгой,
  Ждет отборного зерна пашня...
  И живу я на земле доброй
  За себя и за того парня.
  
  Я от тяжести такой - горблюсь,
  Но иначе жить нельзя, если
  Все зовет меня его голос,
  Все звучит во мне его песня.
  Припев:
  А степная трава пахнет горечью,
  Молодые ветра зелены.
  Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
  То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
  Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
  То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны...
  На экране изображение Вечного огня у Кремлёвской стены и надпись:
  
  "Вечная Слава Героям, сложившим головы на полях сражений, отстоявших свободу и независимость нашей Родины!"
  
  Стук метронома.
  
  Гаснет свет.
  
  КОНЕЦ.
  
  
  Сентябрь, 2016 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"