Чекалов Евгений Васильевич : другие произведения.

К 75 летию Чев Горьковский государственный университет им Н И Лобачевского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

На первом курсе университета [Чекалов]

Горький-1963

Горьковский государственный университет им Н И Лобачевского

Механико-математический факультет

Таким факультет был при мне. Мы были первыми студентами в данном здании, здесь также располагался факультет ВМК и химический факультет.

г. Горький Мехмат университета []

Годы учёбы 1963-1968 г. При поступлении в университет автору было 23 с половиной года.

ОДА О ПРОГРАММИСТЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

 Мои мысли, какой уже раз, опять возвращаются к проблемам образования, жизнь движется вперёд. Правда, как показала действительность, оказывается, что жизнь может двигаться и назад, но не многие понимают это. Случается это тогда, когда охаивается всё отечественное, особенно, когда речь идёт об образовании. А ведь в Советском Союзе было лучшее образование.
 Уже внуки оканчивают среднюю школу, вопрос стоит о дальнейшем образовании их.
 В советское время, когда стоял вопрос выбора профессии, образование и работа всегда рассматривались в паре, тогда не мыслилось поступать учиться, не думая о том, где будешь работать. С проблемами образования и поиском соответствующей работы мы уже столкнулись, когда наша младшая дочь окончила университет. Поступала она учиться ещё в 1990 году, это был Горьковский государственный университет имени Н И Лобачевского, поступала она на факультет ВМК, но тогда был такой приток отличников, а они все шли вне конкурса, что она не попала на этот факультет, не хватило баллов. Экзамены она сдала без троек, ей порекомендовали передать документы на физический факультет.
 Университет в 1995 году она окончила, но специалисты по её специальности в стране стали уже не нужны. - Все её старания и наши с женой пошли прахом.
 С выбором профессии внуками проблема стоит остро, нет у них перед глазами примера, куда идти учиться. Профессии родителей и дедушки с бабушкой их не устраивают, в новейшее время наша жизнь протекает у них перед глазами, как живём мы, они не хотят так жить. А мы все имеем профессии, которые когда-то были нужны для государства.
 Соответственно, у них нет стимула учиться и в школе, в наше же время образование было окружено своеобразным ореолом.
 
 Наш старший внук до сих пор находится в поиске с выбором профессии, сейчас он учится, но ему выбранная специальность не нравится. Что-то посоветовать ему мы не можем, наш советский опыт сейчас не применим! Сначала он хотел идти в МЧС. Перед подачей документов ему надо было пройти Психологический тест, а затем медкомиссию. Тест надо было проходить сначала по месту жительства, а потом в области. При прохождении теста в обоих местах он удивил специалистов, до него таких высоких результатов никто не показывал. Медкомиссию по зрению он не прошёл.
 Пришлось ему поступать в другой институт, где только что появился факультет с профессией, связанной с вычислительной техникой.
 Как программист скажу, соответствующие у него способности были.
 Но проучившись 2 курса, он понял, что учат там чему-то не тому. Он с 3-его курса переходит на другой факультет. Пришлось это делать через отчисление.
 И здесь выясняется, что он теряет льготу, и его больного берут в армию. За время учёбы он 'сорвал' желудок, а во время службы в армии добавил ещё.
 А вскоре специальность, с которой он перевелся, ликвидируется, а студентов распределяют по другим факультетам. Не повезло!
 Когда он вернулся после армии, начались проблемы с дисциплинами, по которым он уже имел зачёты по старому месту учёбы.
 Одним словом, у молодёжи возможность учиться после Армии отняли!
 
 Но вспомним же те далёкие времена, годы нашей юности. Может быть, наш опыт будет полезен для современной молодёжи? - Но это вряд ли! Теперь власть навязывает обществу другие образцы - иностранные, наш прошлый социалистический опыт они для страны считают неприемлемым. На старости лет печально это сознавать.
 Автор, пишущий эти строки, человек, получивший советское образование, поэтому-то и нет соответствующего понимания, читателя отталкивает уже сам возраст написавшего это.
 Существующая власть добилась своего, между молодым поколением и пожилым, возведена стена, через которую уже не увидеть друг друга и не услышать, хоть и живём мы рядом! А когда прерывается связь между поколениями - это конец государства.
 Власть понимает это, и поэтому сейчас существуют даже инкубаторы для выращивания нового поколения предпринимателей, но беда таких инкубаторов заключается в том, что строятся они на песке.
 Нет в основании этих инкубаторов строгой философской базы, опирающийся на фундаментальные основы науки об обществе.
 В советское время к этому подходили основательнее, для работы с молодёжью специально готовились кадры. После окончания мехмата университета автору пришлось ещё окончить вечерний университет марксизма-ленинизма. Свидетельство об окончании Университета М Л Многие годы автор был пропагандистом в системе комсомольской и партийной учёбы.
 Но враг оказался коварен, страну разрушил со стороны, с которой мы не ожидали.
 ИНТЕРВЬЮ С ВЕРОНИКОЙ КРАШЕНИННИКОВОЙ
 ПЛАН ПО РАЗВАЛУ РОССИИ УТВЕРЖДЕН И ЗАПУЩЕН
 http://www.kp.ru/daily/26276.5/3154045/
 И теперь знания о развитии общества требуют нового теоретического обоснования. Мне, все полученные мной образования, позволяют это сделать. В результате многолетних исследований мною получены результаты, опровергающие правильность пути, которым Россия движется сейчас. Судьба мира в человеческих руках.
 Коротко суть этих выводов заключается в том, что Россия в своём развитии вынуждена, будет возвращаться к системе, подобной той, что у нас была в СССР.
  Но новую идею нужно не только высказать - гораздо труднее заставить общество признать её. А для пенсионера это уже невозможно сделать, с существующими СМИ пенсионеру соревноваться не под силу!
 В молодости автору не удалось реализовать свои юношеские мечты о профессии врача и учёного, под старость же, борющегося со своими болезнями, появилась у автора потребность лечить не человека, а сферу, которая способствует появлению всех человеческих болезней, и не только физических.
 Сфера эта связана с политикой, и характерным заболеванием для политиков - ПАРАНОЙЕЙ! Это отсюда проистекают все заболевания в обществе!
 ВИКИ НАУКА. Пособие для политиков. Математическая модель развития общества (Популярное изложение).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Площадь Горького - любимая моя площадь!

Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина, архитекторы В. В. Лебедев, П. П. Штеллер


'Нижний Новгород - Горький - Нижний Новгород'. История имени города. http://reallystory.com/post/233

7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности писателя Максима Горького. Решение о переименовании города и области было принято указом ВЦИК и постановлением президиума крайисполкома. Соответствующее решение в Нижнем Новгороде было воспринято неоднозначно. Одним из тех, кто не одобрил смену названия города, стал сам писатель, который напоминал, что Горький - это даже не фамилия, а литературный псевдоним. В письме Федору Хитровскому (нижегородскому журналисту и краеведу) 19 февраля 1933 года из Соренто он писал: 'Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.Новгород - Горький. Это очень неловко и неприятно'.
Вновь к теме переименования города вернулись в 1987 году, однако тогда большинство членов Горсовета проголосовал за то, чтобы оставить городу имя писателя, однако споры после этого уже не утихали. Обязательным условием для переименования местные власти и горожане считали проведение референдума, но этого так и не было сделано - указ был подписан Хасбулатовым единолично, отменяя, таким образом и указ Президиума ЦИК СССР, и постановление Нижегородского крайисполкома 1932 года о переименовании Нижнего Новгорода в город Горький.

Исполком городского Совета народных депутатов провел обсуждение предложения о переименовании города в трудовых коллективах и с населением по месту жительства. Большинство горьковчан высказалось против переименования.

22 октября 1990 года городу было возвращено наименование Нижний Новгород. Город Горький просуществовал 58 лет и 20 дней и был переименован в Нижний Новгород, имя знаменитого соотечественника до сих пор носят площадь Горького, ОАО 'Горьковский автомобильный завод', Горьковская железная дорога. Станция 'Горький - Московский' была переименована в 'Нижний Новгород - Московский' 2 апреля 2010 года.


Вскоре после переименования города перестал существовать и пролетариат города Горький!
  Город Горький, до сих пор не привыкну к новому названию Нижний Новгород, тогда для иностранцев был закрытым городом. Университета, а он был один в городе, в то время не было в рейтинге университетов мира. И это не потому, что он был слабый, просто, в Горьком, готовились специалисты для оборонки. А предприятия города в то время были сильно развиты. Университетов же в СССР вообще было мало!
  Свежие данные:
  16.09.2014 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского вновь вошел в рейтинг лучших вузов мира
  После окончания Великой Отечественной войны, власть спокойствию жизни в крупных городах придавала особое значение, большое внимание уделялось народным дружинникам. Перед этим, в 1962 году, я почти месяц жил у дяди в Москве, сдавая экзамены в мединститут. Москва была спокойным городом, дядя с семьёй в это время был на даче, я в квартире жил один.
  Большого хулиганства и в городе Горький в то время не было, все студенты были дружинниками, у нас штаб был на Сведловке. Помню, как-то в городе появилась "голубая" дивизия, человек 300, тогда все милицейские и студенческие силы были брошены на борьбу с ней. По ночам по выявленным местам делали налёты студенты спортсмены, как правило, это были боксёры и борцы. За зиму дивизию ликвидировали.
  В настоящее время нам явно недостаёт железного занавеса, который был во времена существования СССР. Не рано ли мы все двери распахнули настежь? В таких условиях бороться с внешней и внутренней угрозой сложно. Торопить события для общества так же опасно, как и отставание!
  В то время иностранные службы проявляли особый интерес к городу, но он был неприступен, как крепость. Провокации старались устраивать, как правило, во время демонстраций.
  Теперь же под стенами Кремля стали расстреливать людей, а началось всё с того, что на Красной Площади стали садится иностранные самолёты!
  
  Знакомство с городом, университетом и общежитием началось во время вступительных экзаменов. Как сдавал документы при поступлении в университет, не помню, тогда, в основном, их посылали по почте. На время сдачи вступительных экзаменов, на работе давали отпуск. На экзамены с собой надо было много вести учебником и дополнительной литературы. Для этого я использовал чемодан, который мне купил отец, когда я учился ещё в художественной школе. К этому времени он уже обтёрся, чтобы ему придать вид, я купил материал и сам сшил на него чехол. С ним-то я и приехал в Горький на пригородном поезде из Вязников, ночь переночевал на станции Вязники у двоюродного брата Вячеслава.
  Железнодорожный вокзал и автовокзал находились рядом.
  На городской автобус садиться надо было на остановке на другой стороне площади напротив железнодорожного вокзала. Сейчас на этом месте находится огромный рынок.
  Автобус до университета ехал минут 40. Помню, приехал я рано и до открытия университета расположился на мраморных ступеньках перед входом в здание, в ожидании обозревал окрестности университета.
  
...
  
  К началу рабочего дня народу скопилось много. Мне сразу же дали направление в общежитие, с которым по случайности я познакомился ранее. Я сразу узнал это здание и столовую рядом.
  Всех абитуриентов тогда принимали в здании радиофизического факультета. После ректор со службами переехали в здание мехмата и химфака, которое в этом году было только сдано в эксплуатацию.
  Экзамены я сдал без 3, многие отсеиваться начали после сдачи первых предметов. В то время те, кто имел производственный стаж не менее 3 лет, и кто окончил среднюю школу с медалью, имели льготы при поступлении. Среднюю школу я окончил с серебряной медалью. На курсе я был один, кто поступил в университет после окончания ШРМ, школы рабочей молодёжи.
  При сдаче экзаменов я познакомился с Володей Тропыниным, он был на год старше меня, поступал учиться после службы в Армии, помню, как он переживал. Сам он был из Балахны, один раз я был у него в гостях, познакомился с его родителями. Это было перед тем, как ехать работать в стройотряд.
  
  Помню, в первый же год учёбы, осенью нас посылают выбирать картошку, мне по состоянию здоровья от сельскохозяйственных работ дали освобождение.
  С ребятами, c такими же беднягами, что и я, мы занимались подготовкой к занятиям нового учебного корпуса, который был сдан только в этом году. Помню, какой усталый я приходил с этой работы, сил не было совсем, приходил и всё лежал.
  Каждую осень мы облагораживали территорию университета, делали посадки вокруг тротуаров.
  Пришлось мне их видеть, когда они уже превратились в тенистые аллеи. Мы приезжали сюда сдавать документы с дочерью. Когда она сдавала экзамены, жила в том же общежитии, где 5 лет жил и я, вахтёр на входе узнал меня, а ведь прошло почти 22 года, и комендант общежития был всё тот же.
  
  К началу учебного года я приехал в конце августа, но поздно, общежития уже распределили, первый раз надо было приезжать раньше.
  И поэтому с общежитием, вначале были проблемы, жил я со старшекурсниками, спал на раскладушке в комнате пятым, после занятий с ребятами ходили мы искать квартиру.
  Но было поздно, они были все заняты. Так и прожил я первый семестр со своими старшекурсниками, на второй семестр меня поселили уже на постоянное место и опять со старшекурсниками, но только с физиками.
  Таким образом, разрешились мои проблемы с жильём, из-за которых я не смог закрепиться в Москве.
  
  Первые два курса прошли в напряженной учёбе, учебная программа была очень трудной. Помогли мне выдержать эти два курса навыки, полученные в школе рабочей молодёжи, когда приходилось сочетать работу с учёбой.
  Каждый день было по четыре пары, перерыв между парами был небольшой, еле успевали сходить в буфет, поэтому надо было хорошо завтракать, благо, у нас столовая была рядом с общежитием. Питаться в ней можно было дёшево, с деньгами у меня было всегда туго, стипендия была 35 рублей, считай, на день приходилось по одному рублю. Спасало то, что я каждые каникулы подрабатывал художником в Мстёре. Раз в месяц я делал выезды из Горького, либо к отцу, либо в Мстёру, для студентов во время учебного года была льгота на проезд. Умудрялся ещё покупать грампластинки с классической музыкой, большой диск стоил тогда 1 рубль. Хранил я пластинки у отца в деревне. Они хранятся у меня до сих пор, хотя проигрывать их уже не на чем. Надо сказать, что к нам в университет часто приезжали музыканты, как правило, исполнялась классическая музыка. Тогда очень популярны были выезды артистов на периферию.
  Студенческий комитет всегда держал столовую под контролем, часто в этот комитет входил и я. С этим у нас было строго. Наша столовая выгодно отличалась от других студенческих столовых города, которых в окрестности нашего университета находилось много. Посещать приходилось и столовые города, если так случалось, что где-то надо было перекусить. Свои столовые имели и все учебные заведения.
  В настоящий момент вопрос о студенческих столовых для иногородних студентов является главным, посещая их можно остаться без 'порток'.
  В рыночное уже время, у меня работающего, когда приходилось куда-то ехать, всегда была проблема с тем, где можно перекусить!- В советское время этого не было!
  
  Для меня большим послаблением было жить летом в каникулы, когда я работал, не считать копейки, что находились у меня в кармане. Подработав на одежду, обувь, откладывал я по нескольку рублей в месяц, этой заначки мне хватало на полгода.
  Заселением в общежитие в университете занимался специальный комитет, куда входили студенты со всех факультетов и курсов.
  После каждых каникул была определённая процедура заселения, надо было в больнице пройти рентген и спецприёмник, куда входила баня. Пока ты мылся, бельё твоё, специально обрабатывалось.
  Рядом с университетом много было бань, как правило, каждый привыкал к одним и тем же, так же и дни выбирались одни и те же. Посещение бани была особая процедура, была там и парилка. В душевую в общежитии я не ходил.
  Быт в общежитии был налажен, был график дежурств по общежитию, на этот день давалось освобождение от занятий. В общежитии у нас была коридорная система, по обе стороны коридора располагались комнаты. В каждой комнате жило по 4 человека.
  В обязанности дежурного входило мытьё этого коридора, затем все дежурные по этажам поступали в распоряжение коменданта общежития.
  Постельное бельё у нас менялось один раз в 10 дней. Частенько дежурные и занимались сбором и отправкой белья в стирку, да, по хозяйству в общежитии дел было много.
  В общежитии был свой медпункт, душевые, комната для стирки белья. На каждом этаже была кухня, по несколько холлов для занятий. На первом этаже был клуб, в котором каждую субботу организовывались танцы.
  После окончания университета общежитие мне часто снилось, да, и университет тоже. Снилось мне, что я учусь в университете второй раз, и приехал сдавать сессию после 4-ого курса. Во сне я отлично помнил и свой возраст, был я уже на пенсии. При приезде я всегда временно заселялся в общежитие, в комнате оставлял свои вещи, и уходил в университет.
  Проблемы начинались, когда я возвращался в общежитие после занятий, я всегда забывал номер своей комнаты, и всю ночь искал её, облегчение наступало только тогда, когда просыпался.
  Толкованием своего сна я не занимался, но сон повторялся с завидной периодичностью.
  
  Так же в общежитие находился профилакторий, по медицинским показателям составлялся график на целый год. Плата была чисто символическая. На это время, студент жить должен был только в профилактории, где регулярно студентов осматривал врач и назначал лечение, всё это, естественно, было бесплатно, если необходимо было, тебя направляли на обследование в городскую больницу, которая находилась рядом с университетом.
  В центральном здании находилась библиотека и читальный зал, книги давались на весь учебный год, иногда, некоторых учебников не хватало. Учебники по основным предметам я предпочитал иметь свои, которые хранятся у меня до сих пор, пусть внуки смотрят, какие есть на свете дисциплины.
  На территории университетского городка была летняя спортивная площадка, рядом находилась спортивная база, где зимой по студенческому билету можно было брать лыжи на выходной, что я делал регулярно, так как кататься на лыжах я привык с детства. Как правило, спутников в этой прогулке у меня не было, но это меня нисколько не волновало.
  Зимой физкультура у нас была в здании физического факультета, это почти в центре города. Пешком из университета можно было дойти минут за 20.
  Здесь для лыж были хорошие условия. Студенческий городок располагался на высоком берегу Оки. Полюбилось мне ходить на берег Оки ещё при сдаче вступительных экзаменов. Берег Оки здесь был очень высокий, спуститься с горы и подняться стоило больших усилий.
  В то время ещё продолжалось строительство второго моста через Оку, который должен был облегчить проблему соединения двух районов Горького, горной части и низменной. Прямо напротив университета дорога серпантином поднималась в гору и выходила на площадь Лядова.
  Позднее был построен ещё один мост через Оку в районе сельскохозяйственного института, который находился в конце проспекта имени Гагарина. Недалеко мне тоже пришлось там жить, но это было уже после окончания университета.
  
  Зимой в воскресенье я обычно брал лыжи и отправлялся краем высокого берега выше по реке Оке, переехав несколько улиц, можно было попасть на городскую лыжную базу, по выходным там народу было много, здесь организовывались и лыжные соревнования по университету. Хотя, по состоянию здоровья я и был в специальной группе, наш преподаватель физкультуры любил подтрунивать над другими преподавателями в основной группе, так как я часто давал фору студентам из его группы.
  Кстати, на лыжах можно было кататься и по улицам, рядом со студенческим городком. Проспект был широкий, между проезжей частью и тротуаром места хватало и для лыжни.
  
  Почему я так подробно описываю студенческий быт?
  Да, у нас внук учится в Москве и живет в общежитии, чувствую, что сейчас организация жизни студента намного уступает нашей. Нам есть, что вспомнить, а, теперь, через годы, представляется ещё возможность и сравнить.
  Сравнение это не в пользу рыночной экономики, которая здесь что-то не блещет! Как-то осенью внук приехал домой весь искусанный, и, кем бы Вы, читатель, думали? - Клопами.
  Не кажется ли читателю интересной аналогия, - Москва и клопы! Правда, основным бичом для москвичей всегда были тараканы. Когда разрушали старые микрорайоны, тараканы полчищами искали новое место обитания, занимая тротуары. У меня двоюродная сестра жила в таком районе, в квартире с тараканами бороться было не возможно. Кстати, при моей жизни в Горьком ни клопов, ни тараканов не было.
  Но главное отличие заключается в том, что в наше время учились, и выбор профессий был неизмеримо шире, чем сейчас. В наше время можно было учиться на стипендию, к которой студент подрабатывал. - А сейчас, как говорят в народе, сначала студенты подрабатывают, а потом учатся. Особенно это касается иногородних студентов, для которых стало легче поступить учиться, но трудно удержаться!
  
  В университете программирование у нас началось на 3-ем курсе, дисциплина эта у нас не считалась профилирующей.
  В 1-ом семестре у меня была даже тройка, не помню, как это получилось. Меня это заело, в следующем семестре у меня была уже четвёрка.
  Но, по жизни оказалось, что эта дисциплина для меня оказалось профилирующей, и здесь даже надо показать, почему.
  Вначале, когда программирование только появилось, программы писались в машинных кодах, это после появились разные языки программирования. Написать программу в восьмеричных кодах без ошибок, практически, невозможно.
  Поэтому существует определённая методология отладки программы, у нас в университете на мехмате тогда даже перед курсом программирования был курс общей теории управления, тоже очень полезный курс.
  По жизни я встретил только одного специалиста, которому в учебном заведении читался такой курс, мы понимали друг друга с полуслова. Жил он в соседнем доме, много лет мы с ним на работу ходили вместе, он работал заместителем начальника конструкторского отдела. Все мои разработки, я тогда занимался своей моделью, он понимал сразу.
  У нас у программистов в первую очередь стоит проблема, как бороться со своими ошибками, тем самым нарабатывается опыт борьбы с любыми ошибками. А потом у тебя это входит в плоть и в кровь. С этой стороны ты для многих окружающих становишься особенным.
  Приведу здесь пример из будничной жизни. Работая после окончания университета один год в ШРМ заместителем директора по учебно-воспитательной работе, пришлось мне один раз выдавать заработную плату учителям.
  Директор у нас, как правило, получал зарплату последним, когда он пришёл ко мне получать зарплату, а она выдавалась у нас два раза, ему не хватило 100 рублей. Я пережил самый настоящий шок. То, что я кому-то передал лишнее, я отсёк сразу, так как доверял учителям. Не спал я целую ночь, всё думал, в чём причина. Деньги в бухгалтерии Поселкового Совета получал я сам, сумму сравнил с той, что была в ведомости.
  Утром со свежими силами решил пересчитать сумму, что была указана в ведомости.
  Какова была моя радость, когда оказалось, что сумма в ведомости была указана неправильно. У всех учителей в первую половину суммы были меньше ста рублей, только у директора была сумма больше, вот эти-то 100 рублей и не учли. По горячим следам с директором школы мы пошли в бухгалтерию, где всё и выяснилось, и директор получил свои недостающие деньги.
  Работая уже программистом на предприятии, сколько мне пришлось искать всяких ошибок, кто-то перед ошибками просто пасовал, а мне поиск ошибок доставлял удовольствие! Это первое качество, которое необходимо программисту.
  А сколько этих ошибок находится в законах, которые наплодили 'наши' законодатели! Когда в 90-е годы начались 'наши' реформы я нутром почувствовал это.
  И как это не покажется странным, ошибка, с которой пришлось мне встретиться в ШРМ в молодости, стала для нас типичной. Ведомости, по которым нам выдавали заработную плату, стали всегда ошибочные. Но исправить ошибки в них для нас стало уже невозможно.
  Под предлогом, так называемых реформ, в стране сменилась общественно-экономическая и политическая формация, в которой появились господа и наёмные работники, которые стали бесправными.
  
   У меня в бюро был программист, который имел слабость, когда в программе исправит одну команду, говорить мне о том, что программа будет работать ещё лучше. В этих случаях, обычно, я ему задавал вопрос, что он проверял, как после исправления работает программа? Он, конечно, не проверял! - Я ему говорил, что теперь жди сюрпризов. Он мне в ответ, что он исправил-то всего одну команду. Я всегда оказывался прав, ошибки приходилось нам исправлять с ним вместе работая по выходным!
  Автору, отработавшему более 30 лет программистом, поневоле приходит на ум аналогия деятельности программиста и политика. Программист при изменении программы никогда в программу не вносит сразу много исправлений, так как это усложнит отладку программы.
  А 'наши реформаторы' замахнулись на смену общественно-экономического и политического строя в стране! После этого вот уже сколько лет простой народ испытывает все 'прелести' этой смены на себе, и этим 'прелестям' нет конца и края!!
  При преобразовании общества всегда упускается из виду следующий факт. Написанный, но не проверенный на практике закон или принятое решение, это все равно, что написанная, но не отлаженная программа. Но каждый программист знает, что иной раз остается от такой программы, когда она будет отлажена. Но между программой и законом есть существенная разница, которая заключается в том, что за каждой ошибкой в законе стоят человеческие судьбы.
  Программист, в отличие от политика, сам делает ошибки, находит их и исправляет. Он в своем роде является диктатором, такова профессия, но, в конце концов, все основные достижения XX-о века определяются развитием вычислительной техники и информационного обеспечения.
  В политике все по-другому, одни делают ошибки, их не ищут и не исправляют, так как считают себя непогрешимыми, другие, вместо того, чтоб исправлять их, добавляют новые, но зато политики хорошо решают свои личные проблемы, а за все платит НАРОД.
  Вообще, сфера деятельности политиков не подчиняется законам, которыми руководствуются творческие работники в других областях человеческой деятельности. Например, возьмём наших законодателей, которые, просто, гордятся количеством написанных ими законов, не понимая того, что чем больше законов принимают они, тем больше делают ошибок.
  Им и невдомёк то, что во время кризисов, пока закон собираются принимать, обсуждают его, пишут, а затем принимают, ситуация в стране за это время уже изменилась и принятый закон уже не работает, так как он уже не соответствует действительности.
  И так обстоит дело со всей совокупностью принятых законов, и страна всё глубже погружается в кризис, выход из которого возможен только тогда, когда поднимется народ. Россия уже подобное переживала в Октябре 1917 года! Если посмотреть на диаграмму 'Россия - этапы пути', то на ней эта ситуация уже просматривается.
   Россия - этапы пути
  
   В Н И М А Н И Е ! ДАЛЬШЕ идут ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ!
  
  Всё, что произошло с СССР в 90 годы прошлого века надо рассматривать как трагическую ИСТОРИЧЕСКУЮ ошибку, граничащую с преступлением и откинувшую ЦИВИЛИЗАЦИЮ, а не только Россию, в своём развитии НАЗАД! - Да, с рождением Биполярного мира, теперь появились и такие ошибки.
  Теперь на экранах телевизоров мелькают лица только АВТОРОВ этой ошибки, и их сторонников. - Запоминайте эти лица!
  Но, любая система, выведенная из равновесия, всегда старается вернуться к прежнему состоянию! И Общество здесь не является исключением. Автором в своей математической модели развития общества доказывается, что общественно-экономическое и политическое устройство земной цивилизации должно быть БИПОЛЯРНЫМ.
  К сожалению, существующая Российская власть, и не только, этого не понимает! Для неё в начале 90 годов прошлого века мир вдруг стал сначала ОДНОПОЛЯРНЫМ, а теперь вот - МНОГОПОЛЯРНЫМ!
  
  Вот, оказывается, к каким выводам может привести опыт работы программиста, работающего на всех поколениях ЭВМ! Если бы АВТОР в своё время не заболел, то он не пришёл бы к этим выводам!
  
  Теперь перейдём к рассмотрению ЭВМ, на которых автору пришлось работать. Здесь стоит особо остановиться на моей первой ЭВМ, это была трёх адресная ЭВМ М-20. В то время все ЭВМ были на лампах и занимали много места.
  У нас в университете ЭВМ стояла в здании физического факультета, который располагался за пределами территории университета, пешком до него можно было дойти минут за 20. Программы для ЭВМ набивались на перфокартах, службы перфорации находились рядом с ЭВМ. Кроме студентов машинное время сдавалось и посторонним городским организациям. Работала ЭВМ в 3-и смены, в 3-ю смену, как правило, запускались работы, которые требовали много времени, в это время электронщики спали на раскладушках за шкафами.
  
  Машинное время заказывалось, как правило, в минутах, для студентов это было 2-3 минуты. Времени хватало только на запуск программы и на печать протокола. По телефону мы заказывали время, обычно это была 2-ая смена. Бывало, через город приходилось ехать на ВЦ из-за двух минут. За 2-3 минуты, естественно, работу за пультом освоить было невозможно. Со всеми вопросами мы обращались к дежурному программисту.
  Если вдруг при воде устройство заминало перфокарты, а такое часто бывало, то сразу же запускался 2-ой экземпляр программы на перфокартах. Программа на перфокартах всегда выдавалась в двух экземплярах.
  Программирование и отладка были процессами очень трудоёмкими, программа писалась в машинных кодах, поэтому перед программированием был обязателен процесс составления блок-схемы программы.
  Получив в результате отладки протокол, это был, как правило, рулон бумаги. Этот протокол надо было весь изучить, а он был в восьмеричных кодах, да, и программа тоже в таком коде была.
  
  Вообще труд программиста, это труд подвижника, велика его роль в развитии научно-технического прогресса, но, о парадокс, у нас почти у каждой профессии есть свой профессиональный праздник, но у нас программистов, бойцов невидимого фронта, такого праздника нет!
  Труд наш приравнивался к труду землекопов и шахтёров, но только в области умственного труда.
  Почти каждая профессия имеет профессиональные заболевания и людям как-то компенсируется потеря здоровья, для нашей же профессии этого нет, а ведь нам приходилось осваивать все достижения в области развития электронно-вычислительной техники. Это всё мы первые программисты испытали на себе!
  
  Здесь надо отметить, что тогда мы занимались программированием для решения инженерных задач, о решении экономических задач тогда не было и речи. Для освоения ЭВМ было достаточно и этого.
  В начале 4-ого курса нас отправили на производственную практику, на факультете были розданы темы для курсовых задач.
  Меня на практику направили на завод "Двигатель революции", так получилось, что в этом районе позднее стал жить брат жены, который после окончания медицинского института работал в автозаводской больнице хирургом, теперь уже профессор. На выбор им профессии, возможно, повлиял я, когда я вошёл в их семью, ему было 10 лет.
  Было время, когда в этом районе приходилось бывать часто, мне была интересна судьба этого завода и в новое время. Естественно, не мог я пройти мимо проходной. Что меня поразило и порадовало - памятник И. В. Сталину стоял на месте, хотя завод постигла та же участь, что и других заводов.
  Гибель промышленности города Горького испытали мы на себе, когда наша младшая дочь в 1995-ом году окончила физический факультет университета, специальность она получила такую, по которой присвоили Нобелевскую премию нашему лауреату Алфёрову.
  По специальности она работу найти не смогла, правда, в НИИ брали, но с заработной платой равной студенческой стипендии. Устроилась она в школу, потом декретный отпуск, после которого учителя в школе были уже не нужны, она не стала конфликтовать и устроилась на автозавод на рабочее место. Долго она не выдержала и уволилась, затем семейные обстоятельства у неё сложились так, что она с сынишкой была вынуждена вернуться к родителям. Долго она мыкалась в поисках работы и у нас, но это другая история, вернёмся на почти 30 лет назад.
  На практику на завод "Двигатель революции" я направлен был один. Несколько дней ушло на оформление, потом мы встретились с руководителем производственной практики. Он мне показывает целый список тем, выбирай любую тему, это были инженерные задачи, как сказал руководитель, что не тема, то диссертация.
  Продолжительность производственной практики была 3 месяца, в это время надо было заниматься и курсовой работой, о которой мы поговорим позднее.
  
  Мне приглянулась тема, которую трудно даже куда-то отнести. Завод выпускал коленчатые валы для тяжелых океанических судов. Чтоб при движении коленвала не было биения, на каждое плечо вала в качестве противовеса приваривались две чугунные болванки по 200 кг. каждая. Естественно, отлить болванку весом ровно 200 килограммов было невозможно, был разброс веса.
  Каждая пара болванок отвечала определённому условию, была зависимость между парами и всеми плечами.
  Передо мной стояла следующая задача:
  Есть N болванок, на каждой указан вес. Необходимо было скомпоновать максимальное количество коленвалов.
  Коротко и ясно. Но это только с первого взгляда.
  Мне было необходимо разработать алгоритм решения, написать программу для ЭВМ, программу отладить. Сразу здесь надо сказать о том, что решения не знал и мой руководитель, так что мне с вопросами обратиться было не к кому. На заводе я должен был появляться раз в неделю, поездка занимала один час в один конец.
  Ко всему этому мне надо было освоить программирование на новой ЭВМ, с которой я был не знаком, машина называлась "Раздан", кажется, армянского производства. Машина была двухадресная, в это время были машины и одноадресные, например "Урал".
  Озадачен я был по полной программе. Я был полностью погружен в работу, правда, где-то в глубине у меня постоянно решался вопрос адаптации к новой профессии, а как быть с профессией художника, но жизнь сама расставила всё по своим местам, во мне стали существовать две профессии, и так до конца своих дней. Процесс был тяжёлый, но было уже не до него, надо было делать конкретное дело.
  Поиск алгоритма проходил тяжело, опять пришлось прибегнуть к блок-схеме, которая совсем была не похожа на блок-схему программы.
  Получалась очень интересная вещь, сначала эта блок-схема разрасталась до размеров, что не помещалась на листе ватмана. Потом она начала сокращаться, приобретая компактную логически завершенную форму, как произведение искусства.
  Позднее я примерно так работал и над своими композициями, вначале даже не брал в руки карандаша, работать так я мог везде. Только после, когда идея полностью прояснилась, можно было браться и за карандаш, потом за краски. Однако долгое время я этого сделать не мог, не было у меня постоянного места жительства, которое стало у меня только в 1971-ом году, на 32-ом году жизни.
  Первый этап был мной успешно пройден, алгоритм найден, руководитель остался доволен. Так же успешно я прошёл и 2-ой этап, программа была написана, я приступил к отладке программы, но отладить до конца не успел, практика закончилась.
  Руководитель за практику мне поставил "отлично".
  
  А меня давно уже ждала курсовая работа, которая потихоньку начала меня забирать в плен.
  Стоит остановиться подробно на сути предстоящей работы. Руководитель дал мне немецкий журнал, в котором публиковались работы по дифференциальным уравнениям. Мне нужно было перевести статью и доказать опубликованные там результаты. Решение любого дифференциального уравнения это уже проблема. Подобных уравнений я не нашёл, мне даже было неизвестно, как подходить к этому доказательству, но у меня был уже опыт, как подходить к решению неизвестной проблемы.
  Я, просто, начинал заниматься другими делами, продолжал ходить на лекции по другим предметам, посещал семинары.
  Вплотную я начал заниматься с начала второго полугодия и всё ходил вокруг да около своей проблемы. Так незаметно подходило время защиты курсовой, я целыми днями пропадал в читальном зале, путь решения я нашёл, решение потихоньку двигалось вперёд.
  Но вот незадача, результат не совпадал, с приведённым в статье.
  Опять проблемы, а время оставалось совсем немного, недели две, и я решился идти к руководителю и познакомить его с моими результатами.
  Руководитель не был удивлён, вынимает из стола очередной номер журнала, который только что получил, и показывает его мне.
  Там приводится моё уравнение, пишется о том, что область решения значительно уже, чем было дано в предыдущем журнале и ответ полностью совпадал с моим!
  Мне оставалось только оформить работу и сдать руководителю. Надо сказать, что у нас ценилась сама работа, к оформлению особых требований не предъявлялось. Отчёт у меня занял два тетрадных листа. За курсовую мне поставили "отлично".
  Здесь надо становиться на одном моменте, когда моя первая профессия художника оказалась востребованной.
  Всем известный факт, что в математике сильно развит механизм разных кривых, плоскостей, объёмных фигур, здесь-то и пригодилось моё пространственное мышление. Вообще, в математике большую роль играет творческое воображение, людям, далёким от математики, математика представляется дисциплиной сухой, что на самом деле далеко не так.
  Заканчивался 4 курс.
  Диагноз порок сердца меня преследовал и во время учёбы в университете, на физкультуре я был в подготовительной группе, сам же я всегда сопротивлялся этому диагнозу, старался заниматься физкультурой, а по велосипеду даже участвовал в областных соревнованиях, один год на соревнованиях по посёлку я занял 1-ое место.
  Первые годы здоровье у меня действительно было не важное, но что мне не мешало первые курсы заканчивать без троек. Тройки появились на 3-ем курсе, а на 4-ом и 5-ом курсе было только по одной 4, остальные были пятёрки.
  
  На пятом курсе здоровье меня совсем подвело и началось это в конце каникул перед 5-ым курсом. Я каждое лето в Мстёре работал художником, брали меня с удовольствием, перерыв в один год не сказывался на качестве выполняемых работ, для этого квалификация требовалась высокая.
  В конце августа, перед тем как ехать в университет, я заехал на несколько дней к отцу в деревню. Помню, был ещё теплый августовский вечер, я напился горячего чёрного кофе, к нему я пристрастился во время сессий, готовиться приходилось ночами, после вышел на крыльцо, я всегда любил посидеть вечерком на крыльце, такого удовольствия, как в деревне нигде не испытаешь. В августе в это время часто были по вечерам зарницы, в этот же вечер находила гроза, поднялся сильный ветер, я же был потный без рубашки в одной майке.
  Ночью у меня сдавило грудь, поднялась температура, поездку на следующий день в университет пришлось отменить, на велосипеде с центральной усадьбы приезжала ко мне фельдшер.
  В Горьком позднее мне поставили диагноз, были застужены межреберные нервные окончания, потом появилось высокое давление.
  
  Одним словом, я был на грани, чтобы на 5-ом курсе брать академический отпуск, но на кафедре дифференциальных уравнений меня отговорили, заменили диплом государственным экзаменом. А диплом был у меня на тему проблемы 3-ёх тел - Земли, Луны, Солнца. Руководителем диплома у меня был заведующий кафедрой Отроков Николай Федорович.
  Первое полугодие 5 курса я как-то протянул, на начало 1968 года, чтобы как-то поправить здоровье, я записался в профилакторий и со всеми пожитками переселился на новое место. И как назло, где-то прорвало трубы с отоплением, в общежитии в комнатах стоял невыносимый холод. На дворе был январь.
  И 13 января в 13 часов на автобусе на 13 месте я еду в Мстёру, в Вязниках делал пересадку. По приезде в Мстёру, направляюсь к тёте Филе на 2-ую Набережную. Я всегда к ней сваливался как снег на голову, она никогда мне не отказывала, хоть была для меня совсем чужой человек. Зимой она любила печку топить от души. На следующий день устраиваюсь работать художником.
  В это время ко всему прочему у меня было ещё высокое давление. На фабрике была медсестра, больничный лист мне брать было не с руки, так и отходил от болезни на работе.
  Потом к тёте Филе приехали родственники, надо было менять квартиру.
  У Юры Демидова, моего друга, мать на зиму уезжала к кому-то из детей, дом пустовал, да, его зимой надо было изредка и подтапливать. Как раз пришлось совмещать приятное с полезным, но очередной простуды я не миновал. Приключения следовали одно за другим.
  В апреле месяце 1968 года я женился и переехал жить на новую квартиру на улице Октябрьской.
  Перед сдачей государственных экзаменов в Горький я приехал пораньше, летом сдал экзамены.
  По теорию комплексной переменной на экзамене получился казус, мне достался трудный билет. А принимал экзамен не тот преподаватель, который нам читал лекции, а другой.
  Я ответил на вопрос, необходимо было вывести очень сложную формулу, я её вывел. Преподаватель проверил, было всё верно, но он сказал, что я не мог сам вывести, - списал, и поставил мне 3.
  Я спорить не стал, для меня оценка уже не играла роли, главное сдал.
  Распределение в Арзамас-16 у меня было на руках. Всё лето я работал, с представителем с работы у нас был договор, что он меня в определённое время будет ждать в общежитии, и мы вместе поедем к новому месту работы. Я приезжаю к сроку, меня в общежитии ждёт записка, что мои документы ещё не проверились, если я имею возможность, то могу ждать.
  Каждую неделю из Мстёры я звонил по определённому телефону и узнавал как обстоят дела. Так прошло месяца два, жена готовилась уходить в декрет.
  И я принимаю решение перераспределяться. Брала меня на работу организация, филиал Арзамас-16 через которую, я оформлялся, относились там ко мне хорошо. Для них у меня почти документы были проверены. Меня взяли на работу без прописки, предоставили место в гостинице при организации. А перед выборами меня даже прописали.
  Все эти хлопоты требовали от меня большого напряжения сил.
  
  Но на новом месте я успел познакомиться с работой, которой мне предстояло заниматься, эта работа была чисто научной.
  Здесь уместно сказать об уровне подготовки специалистов в университете, для математиков это было 100 процентное попадание.
  Когда я пришёл на предприятие, в этот день познакомился с предприятием, в той части, что я буду делать по работе. На следующий день получил конкретное задание. Работать я должен был совместно с радиофизиком, он оказался мне знакомым, университет он окончил на год раньше меня. График работы у меня был свободный.
  Сначала была только тема, затем необходимо было вывести дифференциальное уравнение и определить условия для его решения.
  Решались эти все уравнения с использованием приближённых методов вычисления, которые необходимо было искать самому для каждого уравнения.
  И, естественно, самому писать программу для ЭВМ, в то время предприятие арендовало время на ЭВМ БЭСМ-4. То есть, я опять должен был заниматься и программированием. Машина эта была похожа на ЭВМ М-20, только выполненная на полупроводниках, а не на лампах. С программированием проблем не было.
  Кстати, несколько слов об этой машине. Это была очень перспективная машина, следующим поколение её была ЭВМ БЭСМ-6, которая использовалась в Центре космических исследований. Я был удивлён, в 90-ые годы, если не ошибаюсь, когда услышал о том, что она ещё жива и работает.
  Жил я тогда в заводской гостинице, беременная жена жила в другом месте. На работу я не появлялся, только докладывался, когда надо было отлучиться.
  Жил я в одном конце города, а время на ЭВМ арендовали в другом конце города, ездить приходилось в любое время суток.
  После отладки программы ещё предстоял этап проверки результатов. В простых случаях, делался расчёт вручную, и при тех же начальных данных на ЭВМ с использованием написанной программы. Затем результаты сравнивались.
  Но у меня был далеко не простой случай. Необходимо было упростить уравнение, но чтоб качественно у уравнений картина было одинаковой.
  
  До этой стадии работы я и дошёл и, заболел опять! И немудрено было! Я постоянно обращался к терапевту в медпункт. У меня внутри были блуждающие боли, и каждый раз в разных местах. Анализы были вроде нормальные, а состояние очень болезненное, очень сильно уставал. Как будто внутри был какой-то воспалительный процесс.
  В конце 1968 года съездил в Мстёру с женой встретить Новый год, но состояние было такое - не до торжеств. После праздника приехал на работу, в это время в гостинице я жил один. Потом приехали командировочные. С одним мужчиной стало плохо, было что-то с сердцем, пришлось приводить его в чувство. Я уже имел опыт, как выходить из разных ситуаций, другим помогал, но себе вот помочь не мог.
  И как-то ночью посыпаюсь от мучительной боли в животе, утром еле добрёл до работы, в столовой предупредил ребят, что еду в медпункт.
  Пошёл естественно к своему врачу, рассказал ей симптомы, она сразу меня к хирургу - аппендицит. Из медсанчасти ехала машина с врачом на дом к руководителю предприятия, на ней вначале меня довезли до больницы. Дежурной по городу была больница, где делали операции на сердце.
  Каждый час у меня брали на анализ кровь, вечером часов в 6 сделали операцию. Хирург сказал, что ещё бы чуть-чуть и был бы перитонит! Через 5 с половиной суток меня выписали. На такси доехал до работы, потом показался в медпункте хирургу, он посмотрел шов, сделал мне пометки в больничном листе, сказал, что должен к нему явиться через 10 дней. И я поехал к жене в посёлок Стёпанцево, Вязниковского района, там жена была в декрете и жила у своих родителей.
  Всё это я делал в каком-то напряженном состоянии. Когда вернулся с больничного, была эпидемия гриппа, которая меня доконала окончательно.
  А мне мой терапевт заранее уже нашла для меня психотерапевта, для того времени такая специальность была редкостью, несколько раз я у него был, пришлось опять обращаться к нему. Врач держал меня на больничном листе долго, сказал надо сменить обстановку на более спокойную.
  Но где взять этот покой, жена в феврале родила, тогда в декретном отпуске долго не держали, ей надо было вскоре выходить на работу.
  
  До родов пытались мы с женой найти частную квартиру в Горьком, но зимой это дело было безнадёжное. Вечером после работы мотались мы по окрестным улицам, даже делали попытки искать квартиру и за пределами города, но хозяева как увидят, что жена беременная, то даже и не разговаривали. В выходные с утра до вечера мы были в поиске, в гостиницу приезжали уставшие, я валился прямо с ног, сил не было совсем. Потом жена уехала.
  Во время родов меня рядом не было, я был в Горьком. Родители жены жили в селе Стёпанцево, это в Вязниковском районе, а роддом находился в селе Никологоры, до него надо было ехать на автобусе. Когда я немного оклемался от гриппа, на работе отпросился на несколько дней и поехал к жене в роддом. В этот приезд по пути в Вязниках купил я детскую коляску, от Вязников в автобусе ехал с ней.
  Стёпанцево 1969 год. Папа с дочкой Таней
  Здесь мне и пришлось познакомиться с этим знаменательным родильным домом. Здание роддома было построено новое, рядом находились старые здания.
  В одном из них в далёком 1940 году, похоже, находилась и моя мать. Здесь и я появился на этот свет! Вот такое стечение обстоятельств.
  
  Потом опять больничный лист и пришлось мне вскоре перераспределяться в Мстеру, другого места для меня тогда не было. Отходил я от этих приключений долго, врачи помочь не могли, лечила меня в Мстёре рыбалка. Передохнув год на природе, снова ринулся в бой, после чего и появился я в Муроме.
  Почему так подробно останавливаюсь я на своих приключениях, да, просто, хочу показать, как в СССР обстояли дела с устройством на работу. В моей трудовой книжке вкладыш по размеру был толще самой книжки, хотя летуном тогда не считался. Таков был путь паренька из деревни.
  
  Такое заболевание, что было у меня тогда, сейчас называется синдромом хронической усталости, специалистов по такому заболеванию тогда не было, да, и сейчас нет.
  Уволился с работы с записью в трудовой книжке - в связи с состоянием здоровья.
  Что же пришлось смириться с судьбой, утешало то, что сбылись мои юношеские мечты, я удостоился чести попасть в святые святых советской науки! Но ...
  Спустя много лет, в 90 годы прошлого века, когда Россия открыла все свои секреты, однажды, слушая Радио 'Свобода' я узнал подробности того, как подбирались специалисты для работы в данном научном центре. На радио был приглашен начальник отдела кадров Арзамас-16, он-то всё подробно и разъяснил.
  Оказывается, кандидаты на работу в центре попадают в поле зрения соответствующих органов еще, будучи студентами 3-х курсов.
  Так многое из моих университетских лет мне стало понятным много лет спустя. Так бесславно закончилась моя научная карьера!
  
  Материалы по работе я передал, стадия работы была такова, что её мог продолжить и другой специалист.
  На том моё решение инженерных задач мной было закончено. В дальнейшем меня ждали экономические задачи.
  А это был уже другой уровень и другой этап жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дорога в ночи


Чем отличалось образование, даваемое советскими университетами, которых в стране было мало, от современного образования?
В них готовили специалистов широкого профиля и кругозора, в расчёте на быстро меняющуюся ситуацию, как в науке, промышленности так и в образовании. Специалист после окончания университета был способен повышать свою квалификацию самостоятельно.

Я учился всю жизнь, в итоге пришлось работать на всех поколениях ЭВМ! А освоение нового поколения это своеобразная перестройка мышления, поэтому так остро я воспринимаю те методы, которыми проводятся реформы.
И не какие это не реформы, идёт настоящая оккупация страны!
До этого капитализм мы изучали только в теории, а под старость попали в его жернова.

Качество советского образования позволило мне применить математические методы исследования в общественно-экономических и политических дисциплинах, в результате мной разработана математическая модель развития общества.

Спустя почти 25 лет после окончания университета, 2-ого января 1992-ого года, я начал работать над математической моделью развития общества. Внутри меня как будто что-то воспротивилось отпуску цен 2 января, как программист я понимал, что таким способом не решаются встающие перед страной проблемы.
Мной разработана система координат - плоскость, где разыгрываются все мировые трагедии, которая говорит убедительнее томов литературы, новейшая история России как на ладони. Россия - этапы пути
В модели объясняется и природа кризисов и пути выхода из них, о чём сейчас так много говорят.
В основе математической модели лежит философия, теория познания, общая теория управления, история, политика, экономика, и математическое моделирование.
Помогло мне в этом и занятие программированием, 32 года не прошли даром, у меня сложился особый стиль мышления, способность решать трудные задачи, иногда решение которых, длилось годами.
Вид формулы математической модели совпадает с формулой из общей теории управления, только в теории управления она имеет скалярную форму, а не векторную, как в данном случае.
Формула модели имеет всеобъемлющий характер и применима для изучения явлений, к которым применим закон единства и борьбы противоположностей, который точнее было бы назвать законом борьбы и единства противоположностей. Диалектические противоположности
  Перейти - К 75 летию Чекалова Евгения Васильевича

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"