Чекин Николай Гаврилович : другие произведения.

Шедевр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые жизненные эпизоды внезапно проявляются в памяти, словно произошли вчера. Понимаешь, что это было не обычно рядовое событие, раз оно запомнилось на всю жизнь. Но когда точно произошел тот случай? Сорок лет назад или на три года позже аж в 1978 году. Вдруг кому то это важно для статистики. Жаль, что не изваять точную дату из глыбища прожитого.

  На площадку строящего комплекса хлебозавода большой автобус - шестидесятиместный «ЛиАЗ» привез всего двух пассажиров: молодую девушку – искусствоведа и паренька лет шестнадцати, ее ассистента. Сойдя с автобуса, они первым делом направились в конторку - прорабскую. Из открытого по - летнему времени окна прорабской бытовки по радио доносился надоевший шлягер, с месяц уже, крутившийся в эфире:
  Ты в платьице стоишь,
  Зажав в руке цветок
  Спадают волосы с плеча, как золотистый шелк
  Моя и немоя ...теперьуж не моя
  Ну кто он, кто тебя увёл скажи мне хоть теперь.
  Мне сняться вишни губ и стебли белых рук
  Прошло всё прошло остался только этот сон.
  Остался у меня на память от тебя портрет, тот портрет работы Пабло Пикассо.
  Под эту песню состоялись переговоры. Девушка с прорабом поулыбались друг другу. Прораб вызвал нарочного, и строго без улыбочек послал его с поручениями на объект. Посланец быстро передал народу команду начальства идти на культурное мероприятие. И толпа работяг в робе, не переодеваясь, потянулась в красный уголок на часовую лекцию. Строителям не имелось смысла переодеваться. Только что прошел обед и до конца смены трудиться три часа.
  Ни начальство, ни рабочие не удивились приезду лекторов. Визит был плановым. Камчатский центр культуры не забывал про строителей и старался приобщать тружеников области к высокому миру знаний. Лекторы и агитаторы с центра культуры постоянно десантировались на строительные площадки города. Читали доклады о космосе, о балете, литературе. Охватывая все, что должно быть интересно советскому человеку, искусно совмещали реальность с теорией.
  Мелочей не существовало для знаний ни в природе, ни в социуме. Когда был открыт новый медвытрезвитель на четвертом километре, тут же пригласили с лекцией капитана милиции. Она увлеченно рассказала неравнодушным слушателям об услугах столь нужного для рабочего люда современного учреждения. Народ в те 70 – 80 годы не искушенный рекламой, удивленно комментировал:
  - Вот капитанша дает. Ей бы адвокатом быть. Знаешь, так и хочется самому посетить вытрезвитель. Ни разу там не был. -
  В задних рядах, кто - то из уже там побывавших, ностальгически делился с приятелями воспоминаниями о местном холодном душе; его приятной, живительной влаге на свежие синяки.
  Сладкогласная речь красноречивой искусительницы с министерства внутренних дел вызвало неожиданную реакцию в народе. Люди благодарно откликаясь на проявленную заботу государства об их нуждах, сами того не осознавая, потянулись испытать предложенные блага цивилизации. Уходили днем из дома с благой целью пойти на рыбалку, футбол, концерт, танцы, просто прополоть картошку, а вечером многие оказывались там, в новом медвытрезвителе на четвертом километре. Утром мужики озадачено чесали себе затылок:
  - Вот что значит грамотно проведенная презентация. Велика сила слова.-
  Попутно возникли новые традиции. Рабочие, точно заправские студенты, исчезали с лекций употреблять во время оных отлучек винопродукцию за углом. Оправдывали благородной целью сберечь рабочее время. Уплотнить его за счет культурных мероприятий. Теперь докладчикам приходилось на местах бороться с появившейся проблемой.
  Пока зал заполнялся зрителями, в нем появились двое с автобуса: парень с набором брусков в руках и небольшим тубусом и белокурая искусствовед в летнем платье, которая бережно несла раму с картиной. Девушке на вид было лет двадцать. Можно допустить, что двадцать с небольшим хвостиком. Не больше. Действия также выдавали их молодость и неопытность.
  Вместо того чтобы сразу задвинуть стол в проход, блокируя дверь, чтобы слушатели не просочились в магазин, молодежь безалаберно расположилась в центре на сцене. Парень из брусьев уже сооружал трапецию и крепил на ней раму средних размеров, где то шестьдесят на восемьдесят сантиметров. Несмотря на расстояние, зрители неплохо различали фрагменты картины. Ангелы, крылья, нимбы. Какой - то религиозный сюжет. Ничего себе! Это что икону сюда принесли и предлагают считать ее за шедевр?!
  Слушатели вообще - то ожидали, что как обычно искусствовед станет им рассказывать про картины передовых художников Репина , Дейнеке ,их« Бурлаки на Волге», «Болят старые раны», или Саврасова «Грачи улетели». Но не того, чтобы девушка показывала пальчиком на репродукцию картины и рассказывала об иконописце Андрее Рублеве. Про его шедевр икона «Троица». Читала лекцию она как то заучено. Ясно, что надергала себе текст из разных источников, вызубрила его на совесть, но опыта нет и волнуется.
  - Андрей Рублев,художник конца 14 — начало 15 веков. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) вероятно, что его происхождение из ремесленников - передового класса в средние века. Время его рождения точно неизвестно. Родился примерно в 1360 году. Он создавал фрески, иконы и миниатюры. Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Дата написания «Троицы», наиболее вероятная 1425 год. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена по копии 18 века с надписи на утраченной надгробной плите).
  Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева, (находится в Государственной Третьяковской галерее), на сюжет "гостеприимство Авраама". в которой изображены три ангела, сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре; образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти. Рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога.
  Традиционный библейский сюжет художник наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
  “Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.Над средним ангелом — дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно — древо жизни. Над ангелом слева — здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Справа — гора: знак духовного восхождения. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры; в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного, возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.
  Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания. Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию.
  Искусствовед замолчала, и, удившись внезапной тишине зала, несмело обратилось к присутствующим:
  - У меня все. Может, у кого есть какие вопросы по лекции?
  Зал молчал, но один парень не выдержал, поднялся с места и озираясь в поисках группы поддержки, спросил:
  -Конечно, хорошо, что вы нас просвещаете про наших советских и русских передовых художников, но когда будут рассказывать о современных знаменитостях. Может о том же Пикассо, про портрет которого радио постоянно поет, или о Малевиче и его «Черном квадрате»?
  Лекторша улыбнулась.
  - Я могу сказать несколько слов о работах Малевича. Он художник, по сути из ряда одного из видов абстрактного искусства - супрематизма. Малевич стремился доказать главенство,доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. В конце 1915года впервые показал самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат на белом фоне».
  Взял белое полотно, пролил на нее черную краску и сделал прямоугольник с равными сторонами - квадрат. Все! Пять минут работы. Народ потянулся смотреть, а Малевич прославался.
  В 1918 году им были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи. Просто загрунтованное белое полотно. Но оно не столь популярно, как его «Черный квадрат».
  Знаете, я угадала вопрос о художнике Пабло Пикассо и даже к нему приготовилось. –
  Из тубуса искусствовед вынула репродукции и предложила зрителям посмотреть. Листы пошли по рядам, затем вернулись к искусствоведу. Девушка весело посмотрела на недоуменные лица.
  - Да, Пабло Пикассо тоже абстракционист. Создатель нового направления в искусстве – кубизма. Он пытался изобразить в произведениях четвертое измерение. Удалось ли ему это? Сомнительно. Он создал нечто другое. Для того, чтобы понять его творения нужно иметь специальную подготовку. Необходимо знать теорию и историю искусства. Неподготовленному зрителю трудно их понять.
  Вот вы женщина, что думаете о рисунках?
  Женщина возмущенно отстранилось рукой: - Мой сын в детском садике лучше рисует! И думать о них не собираюсь. Нужна мне головная боль?! -
  -А ведь это портрет девушки перед зеркалом.-
  
  -«Остался у меня на память от тебя портрет, тот портрет работы Пабло Пикассо».- Пропел парень первым задавший вопрос – это о ней?-
  Девушка неопределенно пожала плечами - У него вообще - то было много эпатажных работ. Пабло Пикассо шокировал мир искусства своей направленностью в кубизме в 1907 году. Дав картине определенное имя, он заставлял мозг зрителя видеть в наборе непонятных деталей именно то, что написал под картиной. Этому фокусу в тот момент не могли дать объяснения, и нашли необычайно интересным. Мир узнал испанца Пабло Пикассо.
  С популярностью на него возник бешеный спрос. Толстосумы, желая прослыть тонкими ценителями современного искусства стали разбирать его картины, делая заказы на годы вперед. Нувориши видели не произведения , а астрономические цены за них. На товар появился спрос. Картины подскочили в цене.Капиталисты млели от их стоимости. Стало выгодно вкладывать свои деньги в Пабло Пикассо, но одного испанца на всех не хватало. Возникли его многочисленные подражатели по всему миру.
  Пикассо в 1907году просто опередил швейцарского психолога Германа Роршаха на 14 лет с его тестом известным под названием «Пятна Роршаха», опубликованным лишь в 1921 году. Это один из тестов, применяемых для исследования психики и её нарушений. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе чернил, определяется особенностями его собственной личности. Пабло изобрел психологическую игру для праздных взрослых людей, как сегодня мир захватил кубик — рубик.
  В наше время в капиталистических странах его полотна, по сути дела замена чернильных клякс Роршаха, стоят многие миллионы. Нам стоит порадоваться за бедных художников, умиравших с голоду, которые ловко обманули невежд - капиталистов. Но говорить о них, как о великих художниках, пожалуй, не стоить. Не сравнить работы Пикассо с картиной «Троица».
  Андрею Рублеву удалось представить в своем творении наполняющую духовность, понимание жертвенности, ее нужности для спасения всего живого. Зритель видит, что художник запечатлел самый момент истины - Божественное единение и любовь. После такой картины чувствуешь себя приобщенным к главной тайне мироздания, познавшим время и пространство. Величайшая картина. Слово шедевр для «Троицы» мало.
  Я некрещеная, но специально заходила в церковь посмотреть на иконы. Пришла во время литургии. Велась служба. Пел хор. Поразила какая та сгущенная атмосфера в церкви, полная энергии. По телу словно врач пальцами пробежал. Подушечки ткнулись в поджелудок, в поясницу, что - то там слегка заболело, потом прошло. Головная боль исчезла. В мозгах просветлело. Посмотрела на иконы на стенах. Значительные строгие лица. Я подумала, что каждая из этих икон может замироточить. На иконостасе, конечно обязательная «Троица». Склоненные головы ангелов друг к другу. Выражение любви и согласия. Вспомнилось слова из Нового Завета:
  «Если двое или более соберутся во имя мое, и я буду среди них» - Мне захотелось преклонить колена и встать очищенной. Странно, сколько ходила в Третьяковскую галерею у меня подобных желаний не возникало. -
  -А где можно найти репродукцию «Троица» - перебила ее одна из малярш. - Я бы у себя дома ее повесила.-
  - Спросите в вашем культурном центре. Там должны быть. Только думаю, репродукции будут в черно - белом варианте.-
  В городе у нас нет ни одной церкви, одна часовня на Никольской сопке – спросил какой - то мужик.
  - Этот вопрос не ко мне. Скорее к вам, строителям. – отбивалась лекторша. Если других вопросов нет, разрешите закончить лекцию. Спасибо за внимание.- И стала сворачивать листы в тубус. Народ потянулся к выходу, по пути переговариваясь:
  - Витя, ты у нас человек разносторонний. Сейчас плотник — бетонщик. На отделочных работах штукатур – маляр. На службе, в армии повар – разведчик. Ты хоть заметил, что с лекции в лавку никто не ушел. –
  - Ага, мне и самому как то выпить не захотелось. Вот жена удивиться, вечером увидев меня трезвым.-
  - Порадуй, порадуй Витя свою жену. По такому случаю цветочек купи. Глядишь, отношения наладятся.-
  -- А что, вчера, сегодня, завтра - три дня, как не пью. А если серьезно, то я собираюсь бросить пьянку. Меня больше зацепил вопрос лекторше про отсутствие церквей в городе. Обидно стало! Как можно считаться областным центром, когда раньше даже деревню без церкви не считали за село?! Стыдно дикарями жить. Храмы на Камчатке нам обязательно нужны!-
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"