Чеклецов Вадим Викторович : другие произведения.

Бесконечный Проспект. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Добро пожаловать в Бесконечный Проспект! Это не метафора. Он существует.

  Глава 1.
  
  
  -В стародавние времена, когда Проспект существовал только лишь как смутная безумная греза, как
  неясная идея, еще тогда на берегах Эгейского моря люди жили двумя формами Времени. Первое- это
  Хронос, беспощадно пожирающий своих детей; Хронос- этот один-единственный тяжеловесный миг
  настоящего, которому чужды воспоминания и мечты; Хронос-этот слепой бесформенный клубок из тел, и
  эти тела для него лишь смесь, которая гниет и разлагается. В его Бездне словно в Черной Дыре
  схлапывается, коллапсирует, порождая глубинный разлом, бесконечность Прошлого-нашей Памяти,
  бесконечность Будущего-нашей Надежды. Такое настоящее доступно лишь взгляду Бога, Он-
  обволакивает Хронос, Он- точка Омега всего этого грандиозного Театра. Так что же, скажите мне, Отец,
  Режиссер оставил детям, актерам?
  
  -Наверное, это было Слово?- доктор Кронекер снял очки и положил на стол, она машинально взглянула
  на них, подметив мельком, что овалы металлических дужек в перспективе ее взгляда слились в
  горизонтальную "восьмерку",- ты так и не ответила мне, Надя, как зовут твоего возлюбленного?
  
  - В начале было Слово. И Вселенная Логоса самой своей природой породила другое Время...
  
  -Это был Эон?
  
  -Да, это был Эон. Вечность, познанная вдруг. Чистая безграничная форма Времени-бестелесная,
  свободная от какой бы то ни было материи. Событие Эона ускользает из лап настоящего, этот
  неуловимый момент без толщины бесконечно делится в обоих смыслах-направлениях сразу, он не имеет
  места, этот странный кочевник, вечный номад, путешественник... Каждое событие здесь отражается во
  всех других, и все вместе они формируют одно Событие - Событие Эона, где они обладают вечной
  истиной.
   Эон, сам по себе не имея никакого веса, существующий за гранью того, что можно пощупать, волшебным
  образом обретает значение для всей головокружительной длины, которой не нужна глубина. В своей
  бесконечной легкости Событие Эона пробегает всю линию прошлого-будущего. И это- настоящее
  чистого действия, а не телесного воплощения, миг Игры- настоящее актера, танцора или мима...
  
  *
  
  Георг Вольдемар Кантор решил дать отдых глазам от утомляющей оптики микроскопа.
  Следуя совету врача "аккомодировать в таких случаях свой взгляд в бесконечность", он подошел к окну,
  раздвинул портьеру и погрузился в коричневый полусумрак святящейся как бы изнутри белой ночи.
  Свинец (или ртуть?) Невы, эти темные воды снова на мгновение вызвали из памяти живой образ гавани
  Копенгагена его молодости.
  
  Послышалась скрипка Марии-Анны, она не спит...играет их будущему сыну. Не успев поймать себя на
  догадке- уверенности, что родится именно сын, Георг растворился в магический звуках- впустил в
  очередной раз в свое больное сердце течение аккордов ее тихой фантазии, симметрию чистой печали,
  математически идеальной гармонии которой было подвластно само Время .
  
  *
  
  
   Надя вступила на полуночный, истертый временем камень мостовой. Ровный, молочно- белый свет
  фонарей тускло отражался в старом (без ржавчины, но почему-то казавшимся безумно древнем) металле
  трамвайных рельс. Прямо из-под ног эта пара ускользающих в неверном освещении нитей уходила за
  горизонт, смыкаясь в невероятной точке перспективы, смутно напоминая перипетии пятой аксиомы. Надя
  оглянулась: пустынная улица, чистый тротуар аккуратного булыжника (ему, как и рельсам, не меньше
  миллиарда лет- откуда такое странное, ни на чем не основанное чувство?).Лишь кое-где лужи,
  отражающие свет звезд, рождение которых, безо всякого сомнения, Проспект наблюдал когда-то; а в
  воздухе- неестественно медленно кружится лист вяза, едва различимого с этого места, где нет деревьев.
  Только двухэтажные дома с простыми фасадами и жестью двускатных крыш- такие могли принадлежать
  любому Времени...
  
  Итак, Я здесь.
  
  Значит Он- реальность. Надя поежилась от ночного холода, мельком подумав, что это вполне может
  оказаться не много, ни мало- дыханием Вечности.
  
  Но если Он- действительно существует, то и Эон должен быть где-то рядом...
  
   Вера усмехнулась про себя: "где-то рядом"; что же, глупая, попробуй найти адрес...Она двинулась
  к ближайшему дому, сначала осторожно, проверяя, не иллюзия ли- эти старые камни внизу и вообще все
  вокруг. Но и камни, и воздух, и небо были как будто гораздо более настоящими, чем обычно- само
  ощущение действительности пронизывало с невероятной силой -ей пришлось признаться, что вся жизнь
  до этого момента- была неким смутным сном... Она подошла ко второму дому, третьему, четвертому, не
  замечая, как уже перешла на бег, она все больше и больше убеждалась в своей правоте. Остановившись, и
  взглянув, переводя дыхание, на звезды- младенцы в уютной утробе крошечного космоса, Надя подумала:
  
  "Он есть. Поэтому номеров, конечно, здесь нет. Но я, по крайней мере, открыла свой счет."
  
  *
  
  - Так, значит она из России, из Петербурга? Невероятно.- Йохан, старший ординатор Кронекера и его
  возможный зять не пытался скрыть удивления. Случай, по всей видимости, действительно был
  необычным.
  
  -Она называет себя Надя, Надежда...
  
  -Красивое имя.- Йохан немного знал русский, его мать-немку подростком привезли в Галле с Алтая, и
  сейчас он, сидя в кожаном кресле в кабинете своего учителя, мысленно наслаждался звучанием этого
  слова. Надежда. Он вспомнил не такое давнее прошлое в Университете, свое увлечение философией
  Эрнста Блоха, вечера блаженства над оправданием утопии Das Prinzip Hoffnung.*
  
  ___________________________________________________________
   *Принцип Надежды (нем.)-основное произведение немецкого философа Эрнста Блоха (1885-1977)
  
  -Молодая совсем женщина, можно сказать еще фройлян, почти не знает немецкого,
  общались оба на плохом английском, тебе надо было это слышать, местами, она говорит в высшей
  степени странно...впрочем связно, и даже красиво в некотором роде- в наши пациенты ее записывать, я
  считаю, рано. Пока рано...- Кронекер передумал варить кофе и вопреки давнему принципу не пить до
  обеда, плеснул себе в чашку вишневого ликера,- у нее совсем не было денег, я ей дал немного на еду и
  отправил в пансион на Вайтховер штрассе, Людвиг звонил, он ей выделил маленькую комнатенку в
  мансарде, она поела и теперь спит.
  
  - То есть вы позаботились о бродяжке, как не похоже на вас...-Йохан осекся -Извините за бестактность.
  Этот архив- наша головная боль, по большому счету мы ведь не имеем права допускать всех и каждого до
  истории болезни, пусть и столетней давности, не так ли, доктор?
  
  -Ты прав, Йохан, хотя наследники семьи Кантора ,насколько мне известно, претензий никогда не
  предъявляли,- доктор Кронекер решил добить бутылку ликера, переложив, что было совсем не в его духе,
  текущие проблемы на завтра,- ты прав, Йохан, хотя историков не было уже...погоди, года четыре ведь не
  было у нас историков, последнего -того бодрого американца, который еще одно время жил в Риме, звали
  Гаубен или Даубен, что-то в этом роде?- Неважно. Да ведь она, Йохан, вовсе не историк, эта Надя больше
  похожа на большую заблудившуюся девочку...хотя, может, они все такие, я плохо знаю русских...
  
  -И все таки, доктор - Йохан поймал себя на мысли, что чересчур увлекся загадочной историей русской
  девушки,- расскажите, что именно ее интересует в наших архивах, зачем ей понадобилось вдруг копаться
  в душевных расстройствах великого математика? Она что, надеется отыскать в истории болезни какую ни
  будь завалящую,
  не замеченную никем фундаментальную теорему?
  
  - Нет, мой юный друг,- доктор Кронекер неспешно раскуривал трубку, стоя у балкона, наблюдая в узкий
  просвет колонн напряженную пустоту больничного парка- мне тоже, в начале, показалось, что все
  банально- "вот,- сказал я себе,- еще одна одержимая дилетантка, ищет доказательства континуум-
  гипотезы или собирается перемалывать в сотый раз историю отверженного, не понятого ни кем гения".
  Ты знаешь, Йохан, ведь были времена, когда отбоя не было от подобных горе- публицистов, и некоторые
  из них почти всерьез видели во мне образ врага- ретрограда - единственно из-за моей фамилии, хотя, ты
  знаешь, я- приемный сын, но мой приемный родитель, доктор Ганс Кронекер, земля ему будет пухом,
  действительно- внучатый племянник того самого Кронекера, что больше других нападал на теорию
  множеств. Вторая волна паломников по нашу душу была в начале восьмидесятых в пику моды на
  фракталы, когда вспомнили и самый первый фрактал - пыль Кантора, и его самого, и снова заговорили о
  судьбах мучеников науки по типу Больяи или Лобачевского. Спору нет, Кантор был одним из тех
  титанов- провозвестников новой эпохи, сменившей время классицизма, великой революции сознания, и
  эту кашу мы расхлебываем до сих пор...-
  
  учителя явно понесло в сторону с его пафосом, но Йохан не перебивал, зная, что коллегу обычно не
  хватает на долгие тирады, -
  
  - нет, мой юный друг, Надю не интересуют раздутые трагедии,
  и к чисто научному наследию Кантора, каким бы оно не было важным, она относится достаточно
  критично (она знает про парадоксы, про Рассела и прочих, даже читала Вопенку). О чем этоя? Ах да. И
  хотя канторовская теория множеств ведь действительно по сути положила фундамент всей современной
  математики, нашу Надежду заинтриговало другое. Вообще, Йохан, эта девушка, как и многие сбившиеся
  с пути в наше непростое время молодые люди, мнит себя писателем. И в основу своего первого романа,
  как я понял, она решила положить биографию нашего знаменитого пациента. Кстати, она говорит, что
  Кантор все детство прожил в Петербурге, его отец приехал туда из Дании с лютеранской миссией, а его
  мать - Мария-Анна вообще родилась в России. В общем, ее книга вроде уже началась с берегов Невы, и
  ось повествования- это как раз болезнь, тот самый метафизический бред, которым был одержим бывший
  пациент нашей клиники- апологет актуальной бесконечности...
  
  -Доктор, напомните,- Йохан начал терять ход мысли,- там было что- то от теологии, если я не ошибаюсь?
  
  - Конечно. Еще бы. Крамольная, я бы сказал- почти дьявольской силы мысль, переворачивающая
  тысячелетние традиции, я сейчас говорю об идее актуальной бесконечности, эта идея не могла не
  породить метафизических спекуляций (или же- прорыва к трансцендентному- как вам больше нравится).
  Вы наверняка слышали, дорогой Йохан, что вся шумиха вокруг Кантора поднялась из-за того,
  что он, вопреки вековому устоявшемуся мнению, начал рассматривать бесконечность не как дурной
  процесс , предел которого не доступен нам, так как потенциально он, этот процесс, может продолжаться
  вечно. Он начал рассматривать бесконечность как нечто целое, завершенное; более того, он начал
  сравнивать разные типы бесконечностей, к примеру,
  он доказал, что бесконечность всех целых чисел "раз, два, три..." меньше бесконечности
  всех точек на прямой.
  
  -Об этом я слышал.
  
  -Неудивительно. Гораздо меньше людей слышали продолжение истории. Кантор решил, что если
  существуют бесконечности разной мощности, то можно построить некую иерархию совершенно новых
  трансфинитных чисел- Алефов. И эти числа со странными свойствами порождают новую математику, где,
  к примеру, от перестановки местами множителей, результат меняется, и кое-где возможно, что часть
  будет равняться целому. И что же?- Всем нам известная бесконечность простых чисел "Раз, два, три ...и
  так далее" - это, оказывается, самая меньшая, самая простенькая бесконечность. Самый маленький Алеф.
  И здесь нужно остановиться и прочувствовать грандиозность догадки:
  
   Итак, первое число, которое больше этой самой маленькой бесконечности простых чисел будет Алеф
  плюс один. То есть мы не побоялись, взяли бесконечность целиком и, в неуемном своем желании
  двигаться дальше, открыли новый горизонт, бесконечность другой, более высокой степени. И что же?-
  Доктор Кронекер остановился у окна, пробормотав про себя что-то типа "и где же воздух", помолчал
  немного, как будто ожидая реакции молодого коллеги на столь необычные излияния, затем продолжил:
  
  Но это, дорогой мой Йохан, только самое начало. Вам, вообще говоря, интересно?
  
  -Доктор, я весь внимание, хотя представить такое трудно.
  
  -Это не надо представлять, Йохан, достаточно помыслить. Ведь сущность математики- в ее свободе. И
  это истинно так. В общем, мы отвлеклись. Помыслите, Йохан, постарайтесь помыслить, что этот новый
  невообразимый ряд, который мы породили, прибавляя к старой бесконечности по единице, далеко не
  предел. Весьма и весьма далеко. Следующим, кардинально новым числом, или, как бы это
  сказать...новым способом порождения чисел будет прибавление
  к бесконечности еще одной бесконечности. А самое первое число после этого очередного безумия будет
  Нечто под названием "две бесконечности плюс один".
  И так далее, Йохан. Может, конечно, я и не очень точно все изобразил, но Вы, я уверен,
  прочувствовали эту канторовскую ...как бы выразиться поточнее- интенцию:
  Бесконечностей много. Бесконечно много.
  
  Йохан откашлялся:
  
  - И что же, доктор...как вся эта странная математика, как она может быть связана с какой бы то ни было
  теологией?- Йохан не любил абстракции вообще, и это головокружительное построение смущало его
  своей сухостью, отсутствием некоей тайны, он подумал, что его ему больше по душе смутная
  бесконечность мистиков, немецких поэтов - романтиков, бесконечность Единого. Бесконечность не
  Лейбница, а Паскаля, в противовес Бесконечности пустого холодного пространства Ньютона- духовные
  видения Беме...А это...-Но доктор , ведь это... просто числа.
  
  -Я бы не сказал, что это, как вы говорите, просто числа, -обернувшись, возразил Кронекер,- вся эта
  титаническая конструкция...Башня из Алефов- есть некое восхождение, Лестница...
  
  - О чем Вы, доктор?
  
  Профессор снова надолго замолчал. Он внимательно посмотрел на своего ученика, постарался
  представить как все это выглядит со стороны- метафизические разговоры в ординаторской
  психиатрической клиники, почувствовал себя уставшим и больным:
  
  - О том, Йохан, во что истово верил Кантор, об этом, вроде, шла речь, если я не ошибаюсь. Так вот,
  Кантор серьезно считал, что высшей ступенью этой лестницы, этой грандиозной шкалы все
  возрастающих трансфинитных чисел является Нечто, превосходящее любой "Genus supremum"*
  актуальной бесконечности, Нечто, превосходящее все конечное и трансфинитное.-
  Голос Доктора повысился,-
  Это есть единственное, в высшей степени индивидуальное Единство, в которое включено Все, которое
  включает "Абсолютное", непостижимое для человеческого понимания. Это есть "Actus Purissimus"**,
  Высшее Бытие,- Кронекер сделал паузу, - на "профаном" языке называемое Богом.
  
  В ординаторской, теперь уже надолго, повисло молчание. Йохан снова кашлянул:
  
  __________________________________________________
  Высший род (лат.).* Совершенная действительность** (лат.)
  
  -Да уж, забавно... И все это, получается, очень волнует русскую девочку- хиппи из Петербурга? Да уж.
  Обязательно надо не полениться- съездить
   посмотреть на эту Надежду.
  
  -Еще будет время. Пусть поспит ребенок.
  
  ***
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"