Цусима, Порт-Артур... эти названия болью отдаются в сердцах любого русского патриота, но еще больнее от того, что это не японцы тогда выиграли, а проиграла кучка кретинов, воров и предателей "из под Шпица", т.е. военно-морское командование русского флота. Уроки Крымской войны не пошли впрок и флот был по многим параметрам обречен на проигрыш, причем матросы, офицеры и командиры кораблей были на уровне, ниже критики было адмиральство. Тот, кто мог бы выправить ситуацию увы погиб, это как вы догадываетесь, был адмирал Макаров. Но в любой войне бывают вещи выпадающие из общей канвы...
А теперь немного статистики... Боевые успехи любого флота имеют четкое количественное измерение, и именно количественное:
1.Тоннаж потопленных боевых кораблей или транспортных судов, в купе с их рангом;
2. Соотношение сил участников боя;
Так вот, если взять счеты и прикинуть самую грубую статистику, то за явным превосходством, почетное место в списке обладателей высших достижений нашего флота за последние сто пятьдесят лет (Ушаков был раньше), занимает не Руднев, и не Маринеско, а командир минного заградителя "Амур", капитан второго ранга с простой русской фамилией Иванов-шестой ! (всем офицерам с фамилией Иванов в русском флоте полагался порядковый номер согласно чина).
Весной 1904 года командир минного заградителя "Амур" капитан II ранга Федор Иванов заметил, что, маневрируя перед Порт-Артуром, японские корабли раз за разом проходят по одному и тому же маршруту вне досягаемости огня русских береговых батарей и будучи думающим офицером, установили "степень глупости адмирала Того", как написал позднее автор книги Порт-Артур, А.Н. Степанов.
Казалось бы, что делать нужно и даже необходимо, только одно... сохраняя операцию в полнейшей тайне, выставить минное заграждение на пути следования японской эскадры, дождаться какого-либо подрыва и атаковать наверняка этим деморализованных сынов Ямато.
Но к сожалению, сменивший трагически погибшего С.О. Макарова, новый командующий Первой Тихоокеанской эскадрой адмирал Витгефт (Виля, как его неуважительно называли офицеры) был типичный "Шпицевец",трясущийся за свое место и был категорически против установки мин в нейтральных водах, ибо на них могли бы подорваться суда нейтральных стран. Но капитан второго ранга Иванов-шестой, как я уже говорил выше, был человеком не только с сердцем патриота, но и с головой... Подтвердив адмиралу приказ об установке мин только в пределах русских территориальных вод и никак иначе, сославшись на навигационную ошибку из-за тумана, "случайно" вышел на маршрут следования японцев в нейтральных водах и вывалил там минный груз "Амура".
А с секретностью Иванову No6, помогла элементарная удача, которая частенько сопутствует храбрецам.
Было доподлинно известно, что благодаря раздолбайству граничившему с изменой генералов Стесселя и Фока, японская разведка чувствовала себя в Порт-Артуре как дома. Как шутили злые языки, все русские штабные секреты становились известны японцам раньше, чем русским командирам частей. Да и с секретностью было в наших штабах ну очень плоховато, особенно у моряков, считавших секретничать ниже собственного достоинства. Так что к утру 2 мая 1904 года, о минной постановке "Амура", знали и множество порт-артурцев, и японские агенты. Во всяком случае, по оценкам современников, тысячи офицеров, солдат и гражданских жителей, собрались на набережной в ожидании ежедневного дефиле японской эскадры. Но японская агентура не успела донести адмиралу Того об операции - доподлинно неизвестно, но, так или иначе, на минах, установленных Ивановым-шестым, подорвались 4 японских корабля и номенклатура была в чудесном диапазоне... От "номерной собачки", миноносца No48 водоизмещением 80 с небольшим тонн, до броненосца "Ясима" водоизмещением свыше 12 тыс. тонн. И, вишенкой на военно-морском торте, был один из лучших боевых кораблей микадо, броненосец "Хацусе" водоизмещением аж 15 с половиной тыс. тонн!
"Ясима" и "Хацусе" подорвались в виду крепости, на глазах у тысяч восторженных артурцев, причем "Хацусе" затонул прямо напротив Порт-Артура, унеся на дно полтысячи человек экипажа. ("Ясима" затонул в тот же день при буксировке на базу).
Добить японскую эскадру не удалось, ибо у адмирала Витгефта не хватило духу отдать боевой приказ. Этот адмирал был не из тех, кто храбро ведет эскадры в бой несмотря ни на что. Побитая японская эскадра беспрепятственно отошла от Порт-Артура, хотя догнать и ее остатки и уничтожить, для русской эскадры было вполне по силам и тогда бы ситуация на морском театре могла измениться полностью, но для этого был нужен адмирал Макаров, а не Витгефт.
Потом адмирал Витгефт устроил омерзительную сцену, отказавшись в представлении Ф.Н. Иванова к Георгиевскому кресту в связи с тем, что тот формально нарушил приказ о месте установки минного заграждения, но даже Петербургу стало стыдно ив итоге, Георгия 4-ой степени Иванов-шестой все же получил]. Зато главным победителем в операции был назначен сам командующий 1ТОЭ адмирал В.К. Витгефт, практически укравший полную победу в этом бою. За этот "успех" "Вилю", наместник Государя на Дальнем Востоке Алексеев, досрочно представил к производству в вице-адмиралы.
Самого же Иванова-шестого, подлинного триумфатора операции, царь Николай почили вице-адмиральством только через 11 лет, при его выходе в отставку в 1915 году, хотя считая от Синопского сражения 1853 года, ни до, ни после Иванова-шестого, российский флот не отправлял на дно вражеских боевых кораблей первого ранга, за исключением мутной истории с крейсером "Фридрих Карл" в 1914 году.