Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

Мушкетерский вальс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Я пишу об этом Театре, уже лет десять и писать об этом коллективе всегда интересно. И вот опять Премьера, на это раз "Три мушкетера". И написав рецензию, я не смог остановиться и написал Кулинарную книгу мушкетеров, а заодно и раскрыл кое какие секреты (причем не всегда Полишинеля), реальных прототипов, героев Дюма.Надеюсь читателям будет интересно.

  
    []
  
  
  
  
  
  
  
  
   "ТРИ МУШКЕТЕРА"
  
   Мюзикл В. Качесова по одноимённому роману А. Дюма
   Либретто Л. Яковлева
  
   Продолжительность спектакля 2 часа 30 мин.
   Премьера состоялась 30 июля 2019 года.
  
   Режиссёр-постановщик - з.д.и. России, з.а. России Геннадий Чихачёв
  
  
  
   Рецензии и Материалы
  
  
  
  
  
  
  
   Большой Мушкетерский Вальс
  
  
  
  
    Когда я шел на эту премьеру, то некоторая опаска, как перед любой новой постановкой канонической классики, естественно присутствовала. Подобное ощущение у меня, например, было, перед Таганской премьерой Мастера и Маргариты или перед Чихачевской же Анной Карениной. Ведь уже сто лет, и в театре, и в кино ставят Мушкетерский эпос Дюма, так сказать от Макса Линдера, до Юнгвальда-Хилькевича и казалось что тема исчерпана... ан нет.
     
     Всё-таки у Мастеров замахивающихся на такие полотна, помимо таланта, безусловно, должна, присутствовать толика авантюризма, вкупе со смелостью и готовностью к экспериментам (хотя, судя по репертуару тетра, отваги, коллективу Чихачевцев не занимать), тем более, что есть успешный опыт, например упомянутая выше Анна Каренина, Астрономия и безусловно Плаха. Результат как говорится налицо.
     
     А теперь о самом спектакле... Владимир Качесов, Геннадий Чихачев и Лев Яковлев совершили невозможное, они создали своих "Трех мушкетеров", именно своих и вельми в этом преуспели, в чем им с блеском помогли все театральные цеха и отдельно я хочу отметить художника Елену Бочкову.
     
     Калейдоскопический фейерверк мини сценок и решений, просто поражал воображение, впрочем, посудите сами... Д"Артаньян, на самокате и мушкетеры на электро байках, цилиндры на Миледи и Бекингэме, патруль гвардейцев кардинала в виде оркестра, Портос чистящий байк, как коня, британцы в сюртуках и котелках кокни XIX века, плюс они же британский десант в Ля Рошели, причем зонтики параллельно, и аксессуары от дождя, и старые добрые мушкеты. Складывается ощущение, что спектакль пронзает тонкая линия мягкого доброго юмора.
     
     Все на сцене знакомо до боли, но ощущение, что читаешь Дюма в первый раз. Некий фон свежести и неожиданности решений, пертурбации (причем весьма удачные) известных персонажей Дюма, заигравших абсолютно по-другому:
     
     - объединение Кардинала с Королем в сценической доминанте, и плюс, какой же интересный Янус получился из кардинала. Причем два актера играющих эту роль в разных составах, трактуют ее абсолютно по-разному. У Григория Захарьева, кардинал, лощенный и холодный католический церковный вельможа, а у Юрия Красова, утомленный от всесилия демон, инфернальный демиург уставший от власти, но не могущий ее бросить. И опять же мощно сыграл костюм кардинала, созданный Еленой Бочковой, гибрид сутаны и кирасы, очень точно воплотивший стержень психологического портрета Ришелье;
     
     - Герцогиня де Шеврез вышедшая в данном сюжете на первый план, в прекрасном исполнении Анны Альт. Анне очень удался портрет блестящей придворной интриганки, "серого кардинала" придворного круга королевы, по-настоящему элегантной светской дамы, но... с опасной грацией тигрицы;
     
     - Атос, ставший голосом Автора, опять же получается в двух лицах...
     
     В трактовке графа де ля Фер Андреем Даниловым, показана весьма не простая натура его героя. С одной стороны иногда чувствуется некий негативный флер, закомплексованного феодала, впавшего в истерику и повесившего свою жену из за тату, но при этом мы параллельно видим хорошего солдата и благородного дворянина (по отношению к своим друзьям и королеве), а Атос обаятельнейшего Станислава Якубовского, как то добрее, что ли, и даже не верится, что он способен поднять руку на женщину. Я понимаю, что Атос Льва Яковлева, не совсем граф де ля Фер от Дюма, и выведен более позитивно, но образ того Атоса слишком глубоко сидит в подсознании. Уж простите, но не уважаю я этого графа;
     
     - бесподобная Миледи Зинаиды Громоздиной. Изящно опасная, смертельно стремительная черная пантера, буквально поражает некоей инфернальностью образа;
     
     - Арамис и Портос, не совсем похожие на канонические персонажи, моментально и гениально введены в нужный контекст. Портосу дали окорочок, то ли гуся, то ли страуса, Арамису - зеркало, и все стало на свои места. И зритель видит именно Арамиса и Портоса;
     
     - неожиданное новое место в сюжете госпожи Кокнар, в феерическом исполнении Анны Гончаровой. Вместо ожидаемой анемичной и не молодой мещанки, мы видим молодую красавицу, причем даже принятую при дворе и даже мушкетерку, не только в душе, но и в жизни. Плащ, пистолет (и даже пушка), абсолютно органичны в созданном ей образе;
     
     - такие похожие и одновременно не похожие друг на друга королевы, в исполнении Наталии Замниборщ и Наталии Колесниковой. Одна из них каноническая Анна, уставшая от борьбы с кардиналом и равнодушием мужа, буквально физически поражающая зрителя трагизмом трактовки, а в другой королеве, периодически проявляется энергетика некоей княжны, что добавляет к исполнению, особенный эмоциональный фон, делающий восприятие зрителями героини, более ярким;
     
     И прекрасная музыка Владимира Качесова, как всегда растворившаяся в спектакле, так же, как и спектакль растворился в ней, и как это всегда бывает с произведениями этого композитора, музыка эта, вызывает сильнейшие эмоции в зале. Что, безусловно, и заслуга оркестра Владимира Янковского. Ритмика музыкальной канвы спектакля, постоянно меняется, но хочу выделить тему вальса, вальса который плавно переходил, от бальных па, до инфернальной тревоги в теме Миледи. Я наблюдал слезы в глазах зрителей, и это не менее высокая оценка, чем бурные овации в финале.
     
     Будь я Франсуа Вийоном, то так бы охарактеризовал этот спектакль...
     
     "Изящный храм Мельпомены, образовавшийся после того, как десница Демиурга, разложила смаграды ярких талантов, по филигранной золотой конструкции музыкальной темы".
     
     Но я, увы не Вийон, да и не жил он во времена мушкетеров. Но всё-таки попробую:
  
  
   Дюма ликует, на Руси
   Звучит рапир музЫка снова
   Маэстро Качесов сваял
   На радость Музе Мушкетеров
  
   Но возрыдал Дюма Отец
   Узнав, что под личиной галлов
   В сюжет проникли самовольно
   Герои Русских сказок славных
  
   Что Кардинал - Илья могутный
   И королевой там Княжна,
   Мадам Кокнар - жена Бояна
   А де Шеврез - сама Вражда
  
   Констанс у нас, Царевна Дарья
   Атос и Арамис, Медведи
   д Артаньян, Садко с гуслЯми
   Ну а Лиса, вобще Миледи
  
   Портос Цыпленок почему-то
   А Арамис то Волк, то Зайка
   Лорд Бекингем - Гордей Гордеич
   И под седлом электробайки
  
  
      Спасибо Вам Чихачевцы, за очередное Обыкновенное чудо!
  
  
    []
  
  
   Три мушкетера, послевкусие, или... Эдит Пиаф в мушкетерском плаще
  
    Каждый хороший спектакль, сколько бы раз вы его не смотрели, всегда разный и обязательно полон сюрпризов. И в каждом варианте зритель находит для себя, что то новое. К моему стыду, до меня только на это раз дошло, что мрачноватое сооружение на сцене, несущее оттенок милитаризма, символизирует Ла-Рошель, (несчастный город, где 60% населения, умерло от болезней голода, во время осады, уж простите историка за сноску). Но некоторая рассеянность в деталях простительна зрителю, ибо музыка Владимира Качесова, настолько окунает в себя, что уже не до частностей. И как бывает порой, как в произведениях Владимира Качесова, так и в работах Геннадия Чихачева, и тем более в их совместных проектах, зрителей иногда охватывает легкий флер Булгаковщины (в хорошем смысле). То это, легкое ощущение буквально Бала Сатаны, во время хореографических номеров, (ИМХО конечно), или при величественном выходе королевы Анны Австрийской, в великолепном исполнении Наталии Колесниковой, сами собой вспоминаются слова Воланда, помните?
      "Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!".
     
      Очаровательно сыграла Констанцию, актриса Жанна Андреева, очень тонко поймавшая тему.
      Ну а трио Королевы, Констанции и Миледи, опять навернуло слезы на глаза многих зрителей, и это правильно, ибо настоящее искусство, неразрывно с эмоциями.
      А как снова порадовали Британцы в котелках и с зонтиками, всё-таки превосходное решение, и режиссера и художника. И безусловно полный восторг у зала вызвали электро-байки, вместо коней.
      У Геннадия Чихачева есть свой особенный стиль, в ротации распределении ролей. Сегодня актер играет, скажем, гвардейца кардинала или пейзанина, а завтра Арамиса или Д Артаньяна. И это делает каждую постановку спектакля, практически новой работой, у меня сложилось именно такое ощущение.
      В этот раз опять были новые вводы...
      Образ Миледи, представила очаровательная Ирина Лесных. Миледи Винтер, Ирины Лесных, буквально искрилась отрицательной харизмой. Я бы сказал, это была красота, приправленная опасным изяществом Кобры. Прямо таки ощущалось, что даже кардинал, значимо-аристократично представленный Григорим Захарьевым, ее немного побаивается. А во время жаркой схватки Миледи с мадам Кокнар, зал буквально оцепенел, но зрители знали, что Анна де Бейль проиграет, ведь Кокнар играла сама Людмила Полянская (а Миссис Хадсон, как известно, в рукопашной равных нет).
      Мадам Кокнар Полянской, это некий дерзкий и задорный бурлеск, актриса в одиночку захватывает всю сцену. Первая мысль, которая приходит в голову, при виде этого фейерверка таланта - Эдит Пиаф в мушкетерском плаще. Она буквально царила на сцене. И неважно был ли это бал в Лувре, или бой на бастионе Сен Жерве, она доминировала и именно царила. А что вы хотели... Миссис Хадсон всегда на коне (или на крайний случай на байке).
      И еще раз о музыке композитора Владимира Качесова... Она вел за собой и актеров и зрителей, она захватывала, и растворялась в волшебно мире шпаг, бриллиантов и интриг.
     
      Вот такое вот послевкусие.
    []
  
   Мушкетеры Еще одно послевкусие...
  
    []
     
     
      Я уже неоднократно говорил и писал, что в хорошем театре, даже один и тот же спектакль, каждый раз, это иное полотно. Это полностью относится к Чихачевским "Трем мушкетерам".
      Тут конечно немаловажным фактором является присущая этому театру ротация актеров в спектакле.
      Каюсь, но только сейчас, я обратил внимание на ход с качелями...
     Сначала Константин Скрипалев и Наталия Реброва исполнил на них чудесный лирический дуэт, а в конце спектакля, одни из качелей исчезают, символизируя гибель героини. Кстати исчезающие в полу кресла, тоже весьма интересное решение.
      Опять удивил кардинал Юрия Красова. Его Усталый Демон, был показан явно борющийся с внутренней человечностью, прорывающейся наружу, но безуспешно. Нечто похожее было в его Маслобоеве, в "Униженных и оскорбленных".
      И опять все растворялось в чудесной музыке. Снова упомяну инфернальный вальс Миледи и берущее за душу трио: Миледи, Королевы и Констанции.
      Темы музыки Владимира Качесова в этом спектакле, просто поражают. Захлестывающие в эмоциональном коктейле, когда изящном, а когда и сметающим вихрем. Всё-таки есть в этой музыке некая Булгаковщина (в хорошем смысле конечно).
     
      Р.S. И снова после спектакля зрители напевали услышанные арии и мелодии
  
    []
  []
  
  
   Кулинарная книга мушкетеров
  
    []
     
  
   Совершенно секретно,
      (перед прочтением сжечь!)
      Только для мушкетеров, Чихачевцев
      и примкнувших к ним зрителям
      Премьеры "Трех мушкетеров".
     
     
      Кулинарная книга
      Капитана-лейтенанта королевских мушкетеров,
      Жана-Армана дю Перье, графа де Тревиля
     
     
      1. Куриный пирог "Герцог Бофор" a`la Д`Артаньян
      2. Цыплята a`la Ришелье,oт графа де`Тревиля. Любимое блюдо "Красного герцога"
      3. Шпинат по Бенедиктински a`la Арамис
      4. Жареная рыба в тесте a`la граф де ла Фер
      5. Фрикасе из кролика со сливками, a`la барон дю Валлон, де Брасье, де Перфон
      6. Баранина с каштанами a`la граф де Рошфор. Любимое блюдо гвардейцев кардинала
      7. Кардинал и трактирщик, это страшная сила. Каплун a`la Бонасье
      8. Миндальный Крем "Медичи", a`la Миледи де Винтер
      9. Фаршированные телячьи рулетики, от госпожи Кокнар. Любимое блюдо прокурора Кокнара.
      10. Le fondant au chocolat aux framboises, от герцогини де Шеврез
     
     
      Куриный пирог "Герцог Бофор" a`la Д`Артаньян
  
       []
     
      Для этого кулинарного творения понадобятся следующие продукты...
     
      Пол кило куриного филе
      Четыре картофелины
      Четыре луковицы
      Пара яиц (одно для теста)
      200 гр. Маргарина (для теста и смазки)
      100 гр. молока (для теста)
      Пол кило муки (для теста)
      Чайная ложка соли
      Чёрный перец 1 ч.л.
     
      А теперь приступаем к кулинарному таинству...
     
      Куриное филе порезать на небольшие куски и замариновать в соли и перце (можно добавить пру капель лимонного сока).
     
      Приготовить пресное эластичное тесто для пирога, и убрать в холод на пол часа.
     
      Почистить и порезать картофель(короткой соломкой) и лук (мелко).
     
      Раскатать в тонкий пласт из 2/3 теста, превышающий диаметром размер формы для пирога.
     
      Форму смазать маргарином. Поместить на ее дно основу пирога.
     
      Выложить на нее:
     
      картофель, слегка подсолив;
      лук;
      курятину;
     
      Из оставшейся трети теста, раскатать "крышку" и накрыть ей пирог .
     
      Выступающие края основы, фигурно закатать по краям пирога.
     
      В середине "крышки" вырезать отверстие для выхода пара.
     
      Взбить желток второго яйца, слегка его взбить и смазать сверху пирог для получения румяной корочки.
     
      Закрыть отверстие "пробкой" из теста. Поставить пирог в духовку, разогретую до 180 градусов.
     
      Выпекать пирог три четверти часа. За 15 минут до готовности влить в отверстие пару столовых ложек воды. Выпекать до образования золотистой корочки.
     
      Перед извлечением из формы пирог немного остудить.
     
      Потреблять под "Бордо".
     
  
      Цыплята a`la Ришелье,oт графа де`Тревиля. Любимое блюдо "Красного герцога"
     
       []
     
      Берутся следующие продукты...
     
      Пара цыплят
      Пара морковок
      Три луковицы
      Чайная ложка соли
      Зелень, по вкусу
      Три столовых ложки сметаны
      Столовая ложка растительного масла
      Пол литра воды
      Красный сладкий перец, орегано, базилик, тмин, розмарин, чеснок... По вкусу.
     
      Начинаем готовку...
     
      Смазываем противень маслом.
      Кладем порезанную дольками морковь.
      Кладем кольца репчатого лука, присыпая все это смесью сушеных специй.
      Заливаем сметану и воду.
      Присыпаем измельченной зеленью.
      Натираем разделанных цыплят солью и выкладываем сверху на овощи.
      Покрываем цыплят фольгой и кладем в духовку на 40 минут. Температура 200 градусов.
      Через 40 минут убираем фольгу и тушим еще 25 минут без нее.
     
      Можно подавать на стол. Запивать исключительно Мерло.
     
  
      Шпинат по Бенедиктински a`la Арамис
     
      
     
      Берем пол кило шпината, пару луковиц, 25 грамм соевого соуса, столько же растительного масла, по щепотке соли и перца.
      Мелко нарезанный лук, обжарить на сильном огне
      Добавить на сковороду Шпинат (целиковыми листьями), посолить, поперчить и жарить пару минут, помешивая.
      Полить соевым соусом, потушить еще минуту и на стол. (и никаких каплунов)
      Запивать можно Божанси
     
      Жареная рыба в тесте a`la граф де ла Фер
     
       []
     
      Рыбу почистить и выпотрошить.
      Замариновать в вине и специях.
      После этого обвалять рыбу в кляре и обжарить в масле (любимое масло графа оливковое, но это не обязательно).
      Вино можно подавать любое, граф пил все.
     
     
      Фрикасе из кролика со сливками, a`la барон дю Валлон, де Брасье, де Перфон
     
       []
     
      Продукты нужны следующие:
     
      Один кролик
      Стакан сливок
      Луковица
      Масло растительное по надобности
      Соль и перец - по вкусу
     
      Тушку кролика разрубите на куски.
      Накалите сковороду с небольшим количеством масла. Выложите куски крольчатины и обжарьте их слегка с двух сторон. Во время жарки присолите по вкусу. Печень, сердце и почки пока отложите в сторону, жарить их вместе с мясом не стоит, иначе вы испортите их вкус.
      Переложите куски мяса в кастрюлю. Сердце с печенью и почками положите туда же.
      Подлейте на дно кастрюли немного кипяченой воды. Присолите ее слегка. Залейте сверху сливками. Жидкость должна почти полностью покрывать мясо.
      Посыпьте мясо резаным луком. Протушите еще минут 15-20 и отставляйте. Перед этим лучше выньте кусочек мяса и убедитесь, что оно уже мягкое. Время приготовления очень сильно зависит от возраста кролика. Печень лучше вынуть из кастрюли немного пораньше, чтобы она наоборот не стала твердой.
      Сюда подойдет вино Нуар.
     
      Баранина с каштанами a`la граф де Рошфор.
      Любимое блюдо гвардейцев кардинала
     
       []
     
      Ингредиенты...
      1,5 кг баранины
      1,5 кг репчатого лука
      60 шт. каштанов
      200 г чернослива
      оливковое масло
      специи:
      - гвоздика - 1 ч.л.
      - чёрный перец - 1 ч.л.
      - корица - 1 шт.
      - сухая цедра апельсина - 1 ст.л.
      - сухие бутоны роз - 1/2 ст.
      - шафран - щепотка
      - острый перец - 2-3 шт.
      - соль - 1 ч.л.
      - кардамон
      - мускат
     
      Итак мы начинаем:
     
      1.Моем и обсушиваем баранину.
      2. Нарезаем лук полукольцами.
      3. Все специи - кроме шафрана и перца чили, смолоть в кофемолке, (Кардамон очистить от скорлупы)
      4. Намазать приправами мясо и оставить на пару часов при комнатной температуре.
      5. Лук протушить под крышкой на масле до мягкости, а затем выпарить воду и дождаться карамельного цвета.
      6. Мясо быстро обжаривается на большом огне, причем куски мяса не должны касаться друг друга. Мясо, лук и сок, оставшийся на сковородке положить в кастрюльку для тушения (добавив немного воды).
      7. Сделать настойку шафрана - (щепотку шафрана растворить в 1/2 стакана воды) и долить в кастрюлю.
      8. Томить мясо 1,5 -3 часа на тихом огне под крышкой. До наступления полнейшей его нежности.
      9. На каштанах сделать надрезы кожуры накрест и запечь при 200? на 20 минут. Очищать горячими, и от кожуры, и от кожицы внутри.
      10. Чернослив промыть и залить на пару часов холодной водой. Воду слить...
      11. Добавить к мясу перец, каштаны - перемешать, а сверху выложить чернослив. Готовим ещё минут 30-40.
     
      Можно подавать на стол. Запивать Анжуйским.
     
      Кардинал и трактирщик, это страшная сила. Каплун a`la Бонасье
     
       []
     
      Берем следующие продукты...
      каплун - тушка 3,5-4 кг; шампиньоны - 0,5 кг; сливочное масло - 80 г; свиной шпик - 300 г; лук репчатый - 1 шт.; морковь - 1 шт.; чеснок - 1-2 зубца; лавровый лист - 1-2 шт.; красное вино - 1/3 л; бульон - 125 мл; соль - 1 ч. л.; перец черный молотый - Ґ ч. л.; зелень петрушки или сельдерея - 1 пучок.
      Способ приготовления:
      1. Птицу разрезать на порционные куски. Посолить и поперчить.
      2. Обжарить на сливочном масле и переложить в кастрюлю.
      3. Нарезать не слишком мелко лук, морковь, шампиньоны и шпик. Обжарить на оставшемся в сковороде масле.
      4. В кастрюлю добавить лавровый лист, измельченный чеснок, рубленую зелень.
      5. Влить вино.
      6. Тушить под крышкой 15 минут.
      7. Влить бульон и варить еще 1,5 часа.
      8. Добавить грибную зажарку и тушить еще 15 минут.
      Потреблять под Анжуйское и Божанси
     
     
      Миндальный Крем "Медичи", a`la Миледи де Винтер
     
       []
     
      Берем 80 граммов сливочного масла, по столько же сахарной и миндальной пудры, одно куриное яйцо, чайную ложку муки и три чайных ложки рома.
      Энергично все это перемешиваем, до консистенции сметаны. Яд по вкусу. Подавать в маленьких тарталетках. Запивать исключительно Анжуйским.
     
     
      Фаршированные телячьи рулетики, от госпожи Кокнар. Любимое блюдо прокурора Кокнара.
  
  
  
   В 'Чреве Парижа', для этого блюда надо приобрести следующие продукты...
     
      Два ливра телячьей вырезки (900 грамм)
      Один ливр шампиньонов (450 грамм)
      2 луковицы
      2 столовых ложки кедровых орешков
      4 столовых ложки оливкового масла
      100 мл Chardonnay
      2 веточки розмарина
      соль и перец - по вкусу
      А теперь начинаем готовить... Делаем из вырезки шесть стейков и очень тонко их отбиваем. Мелко режем грибы и лук. На 2х столовых ложках масла, обжариваем в сковороде, грибы, кедровые орешки и лук, помешивая, в течение 10 минут на слабом огне. Посолим и поперчим. Разложим начинку на отбитые стейки, завернем рулетики и обвяжем ниткой. В оставшемся масле, слегка обжарим рулетки со всех сторон.
      Выкладываем рулетики в форму для выпечки, зальем белым вином, добавим веточку розмарина и запекаем 20 минут, поливая образовавшимся соком. Подавать рулетки надо прямо с пылу, с жару, предварительно полив их образовавшимся при запекании соком, и посыпав свежей зеленью.
      Запивать Анжуйским вином или кальвадосом.
      Ну, за Париж, и госпожу Кокнар!
  
      Le fondant au chocolat aux framboises, от герцогини де Шеврез
  
       []
  
   Для этого благорастворения, нам понадобится следующее:
     
      300 грамм свежей малины
      Плитка тёмного шоколада, грамм на 70
      20 грамм сахара
      50 грамм сливочного масла
      Одно яйцо
      Щепотка соли и столовая ложка муки
      Шоколад, с солью и сливочным маслом, растапливаем в одной емкости, с помощью водяной бани.
      Перемешаем, затем взобьем яйцо с сахаром и выльем в готовую шоколадную массу.
      Добавим муку и снова перемешаем.
      Добавим к смеси малину и выльем готовое тесто в формочки.
      Запекать в разогретой на 180 градусом духовке 10 минут.
  
   Употреблять исключительно под французское шампанское.
  
  
  
   ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ ГЕРОЕВ ДЮМА, или ...
   кто есть кто в Мушкетерах
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Кто есть кто в Мушкетерах. Госпожа Кокнар
  
    []
     
   Мадам Кокнар, по Дюма и по Чихачеву
     
      Когда я увидел мадам Кокнар в спектакле Театра Геннадия Чихачева "Три Мушкетера", на музыку Владимира Качесова, то испытал некий, как это называется, когнитивный диссонанс.
     Что мы знаем о Мадам Кокнар. Жена простого прокурора, суховата во всех смыслах, малоэмоциональна. И что мы видим на Чихачевской сцене? Бурю, фейерверк, взрыв эмоций. Танцы на королевских балах, прекрасное владение оружием в бою, и грациозную элегантность. Плюс ко всему, не понятно, как прокурорша, смогла попасть на Мармезонский балет в Лувр ? Значит она дворянка и не из последних. По крайней мере, Людмила Полянская и Анна Гончарова, трактовали Кокнар кем угодно, но не как скучную, сухопарую секретаршу.
      Да простят меня Владимир Качесов и Лев Яковлев, но я решил написать биографию Кокнар, и именно Кокнар из Чихачевских "Трех мушкетеров", итак я начинаю...
     
      Когда Лжедмитрий вошел в Москву, семья ближника Бориса Годунова князя Мягкого, уже была на пути в Литву, но там князь не стал задерживаться и уже через год осел в Париже. Дочь его, молодая княжна, устроилась в Комеди Франсез, гдн имела огромный успех, после чего вышла замуж за советника юстиции Кокнара, но это не был мезальянс, мэтр Кокнар был хоть из обедневшей некогда дворянской семьи потерявшей все свои земли в Гугенотские войны, но он был родственником самого Ла Порта, камердинера королевы. По рекомендации Ла Порта, княжну приняли помощницей придворного учителя танцев в Лувре, где она блистала на балах. Ну а потом появился Портос и понеслось... Ля Рошель, Миледи, Ришелье, интриги. Короче, вся жизнь театр.
  
  
  
  
  
   Кто есть кто в Мушкетерах. Атос
  
  
    []
     
   Ну что же, продолжаю рассказ, про реальных прототипов героев Трех мушкетеров, (как там у Булгакова... " Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!").
      Давайте поговорим об Атосе, который граф де ля Фер... Не самый родовитый дворянин, хотя и не из последних, Адриан де Сийег д"Атос, дю Отвиль, дю Казабер, внезапно женился на, демуазель дю Пейре, не дворянке, а вовсе дочери купца и присяжного заседателя из местечка Олорон, но при этом двоюродной сестре капитан-лейтенанта королевских мушкетеров де Тревиля.
      Так что родовитым как король Атос не был, но как родственник де Тревиля, Арман де Силлег д"Атос д"Отевиль, таки получил протекцию в роту Мушкетеров. Т.е. на службе короля, он оказался не благодаря древности рода и знакомству отца с королем, а по протекции троюродного дядюшки.
      Но в те времена, одной протекции что бы служить в гвардии было мало, и нужно было быть и храбрым солдатом и благородным дворянином. То есть реальный Атос свою жену Анну де Бейль, вовсе и не вешал, и тем более потом не отправлял на казнь и в реале обладал не только отменной храбростью, но и благородством.
      По Дюма Атос жил 63 года, но в реальной жизни он погиб в возрасте 28 лет, 22 декабря 1643 года на рынке Пле-о-Клер, он увидел как на его приятеля Шарля д"Артаньяна (того самого) напали наёмные убийцы (по другой версии гвардейцы кардинала), и бросился другу на помощь, и увы был убит. Есть еще версия о дуэли.
     А холодный и замкнутый (но отважный) образ, Атоса - графа де ла Фер, Дюма списал с Адольфа де Левена, который был в его семье наставником и воспитателем, сначала Дюма Отца, а потом и Дюма Сына.
  
   Кто есть кто в Мушкетерах. Де Жюссак
  
  
    []
  
     А вот еще один герой Трех мушкетеров, которого на Чихачевской сцене, лихо показал Денис Стебунов, а ведь Жюссак был реальной исторической личностью...
     
     Итак, шевалье Франсуа де Жюссак д"Амблевиль, сеньор Сен-Прёй ( на французской мове его ФИО выглядит так - FranГois de Jussac d"Ambleville, seigneur de St-Preuil). Родился он 2 августа 1599 года.
     
     Был в личном подчинении Ришелье, и будучи храбрым солдатом, использовался им именно по военному делу. Сержант, потом лейтенант, потом капитан. Воевал под Ля Рошелью, отличился в обороне Иль-де-Ре в 1627 году, но карьера застопорилась, из за его постоянного бретерства. Именно из-за дуэлей король понизил его в звании. Но кардинал посылал своего протеже, так сказать в самые горячие точки. В 1636 году де Жюссак (снова капитан) наводил ужас на испанцев при Артуа и в Пикардии, кастильцы прозвали его "Хуанито-Железная голова" (Petit-Jean Teste de fer), а это в устах врага многого стоит. При осаде Арраса де Жюссак проявил себя не только как хороший солдат, но и на хозяйственной ниве. Он настолько эффективно организовал снабжение войск, что по совокупности заслуг, кардинал пожаловал ему дорогущий перстень, сказав при этом: "Если б я не был кардиналом Ришельё, я бы хотел быть Сен-Преем" ("Si je n'Иtais le cardinal de Richelieu je voudrais Йtre Saint-Preuil").
      Осада Арраса, это был еще тот салат с озерными грибами. Сначала город захватили испанцы, их радостно взяли в осаду французы, французов попытался взять в кольцо, кардинал-инфант (не перепутайте с Ришелье, это был испанский губернатор Фландрии Фердинанд Австрийский), а вот без Ришелье тут тоже не обошлось... Красный герцог пришел с сикурсом, и в свою очередь, блокировал своего испанского коллегу. Короче в августе 1640 Аррас пал и король назначил де Жюссак комендантом Арраса. Но у героя было много завистников, и было по быстрому состряпано дело, об целой куче убийств и даже изнасилований, после чего коменданта по быстрому приговорили к смертной казни, через отделение головы. Доктор Гильотен еще не родился, так что 9 ноября 1641 года, ему отрубили голову, банальным топором. Похоронили его в церкви Фельянтинцев в Амьене, что косвенно доказывает его невиновность в инкриминированных ему мерзких преступлениях. Вот такая судьба.
  
  
   Кто есть кто в Мушкетерах. Герцогиня де Шеврез
  
  
    []
  
      Я продолжу свой рассказ о реальных прообразах героев Дюма и Качесова. На этот раз я расскажу о великолепной красавице-авантюристки, герцогине де Шеврез.
      В миру ее полное ФИО звучало, как Мари? Эме? де Рога?н-Монбазо?н, герцогиня де Шеврёз. Мари была из знатного рода Монбазон, дочерью герцога де Монбазона, (главы клана Роганов), и Мадлен де Ленонкур из рода Монморанси, тот есть она была не менее знатной, нежели король. Титул Роганов издревле звучал как Сир, то есть так же как королевский.
      В сентябре 1617 года стала женой Великого Сокольничьего и Коннетабля Франции Шарля д"Альбера, герцога де Люиня, фаворита Людовика XIII.
      Молодая герцогиня стала блистать при дворе, и быстро стала подругой королевы а в декабре 1618 и ее главной фрейлиной, причем, она оказывала на Анну Австрийскую, такое же влияние, как скажем герцог Бекингем на короля Карла. Тогда же де Шеврез, стала непревзойденным мастером политической интриги. Когда Коннетабль умер от банальной скарлатины (в средневековой Европе она называлась "Пурпурной лихорадкой", то в 1621 году герцогиня вышла замуж за Клода Лотарингского, герцога де Шеврез, став герцогиней де Шеврез, под чьим именем, ее представили нам Дюма и Качесов.
      Герцогиня буквально купалась в заговорах, интригах и шпионских историях:
     
     - бурная помощь в интриге Анны Австрийской с герцогом Бэкингемом, с активной помощью своего любовника Генри Рича графа Холланда;
     - заговор по смещению Людовика XIII с трона, в пользу его брата Гастона Орлеанского;
     - передача Испании и Англии государственных тайн, выведанных герцогиней у королевы и своих любовников;
     - организация переписки Анны Австрийской с государями враждебных государств;
     - заговор ее любовника графа де Шале, с целью убийства Ришелье ( граф был обезглавлен);
     - заговор Сезара де Бурбона, герцога Вандомского и Шатонефа против Мазарини, так называемый "Заговор Высокомерных";
      А во время знаменитой Фронды, герцогиня умудрилась состоять аж в трех лагерях: Парламентская Фронда, Аристократическая Фронда и Мазаринисты.
     
      Но и против нее были интриги. В свое время, ее поперли из конфиденток Анны Австрийской, после весьма мутной истории. Шеврез, фрейлины и королева, устроили в коридорах Лувра идиотское соревнование, по катанию на натертом паркете. Королева упала, и заполучила прерывание беременности. Во всем обвинили Герцогиню и моментально отстранили от Двора.
      Что интересно, Людовик XIII, в своем завещании, особым пунктом оговорил специальный эдикт, запрещающий герцогине де Шеврез пересекать границы Франции, чувствуется, достала она мужика.
      Среди постоянных эмиграций и возвращений, подоспел и третий (тайный брак). В 1657 году герцогиня де Шеврез тайно сочеталась с сорока трёх летним капитаном гвардейцев герцога Гастона Орлеанского маркизом Жоффруа де Лэгом (герцогине тогда было сильно под шестьдесят ). Скончалась беспокойная красавица, в возрасте 79 лет. А Дюма сделал ее бессмертной, хотя надо сказать, что ее потомки (у герцогини было четверо официальных детей) с сохраненным официально титулом, живут и сейчас.
     
      Не могу не отметить, что очаровательная Анна Альт, сыграла герцогиню, в самую нужную плепорцию.
  
  
   Кто есть кто в Мушкетерах. Констанция
  
      Да простят меня романтики, но речь пойдет о реальной Констанции Бонасье...
     
  
    []
  
     
      Вернее не совсем реальной. Она, как выяснилось, такой же виртуальный персонаж, как скажем Мона. А начиналось все так...
      Когда Куртиль де Сандр, написал книгу "Мемуары г-на д'Артаньяна", там промелькнул образ
     квартирной хозяйка д'Артаньяна в доме на улице Старой Голубятни, где трактир совмещался с комнатами внаем. Хозяйку звали Констанция, ее муж хозяин трактира, бывший лейтенант аркебузиров, часто отлучался из дом, и по сюжету у д`Артаньяна и Констанции, завязалась интрижка, причем без излишнего романтизма.
      Ну а потом стандартная ситуация, практически водевильная, внезапно вернувшийся муж, застал парочку в постели. Пока ревнивый трактирщик, вооружался пистолетом и кинжалом, д'Артаньян в одной рубашке выпрыгнул в окно и приземлился на подмастерьев торговца мясом, ворующие это самое мясо из его тележки.
     И Великий Дюма, из этой сценки выстроил романтические и драматические любовные отношения д` Артаньяна и Констанции, (которую чудесно сыграла Наталия Реброва), замешал сюда политику, а сцену с прыжком в окно в ночной рубашке, позаимствовал для главы, про свидание д`Артаньяна с Миледи.
     
      Дюма, одно слово.
    []
   Кто есть кто в Мушкетерах. Портос
  
    []
     
      Продолжаем публикацию досье из архивов Гвардейской роты Королевских мушкетеров.
     На этот раз, мы поговорим, о бароне дю Валлоне, де Брасье, де Перфоне, известным так же как Портос, которого на Чихачевской сцене, прекрасно сыграли Вадим Поповичев и Никита Следнев.
     
      По роману Дюма, это честный, но не семи пядей во лбу персонаж. Прекрасный солдат и хороший друг, эдакий молодой Гагантюа, силач и эпикуреец, друг Лукулла, не чуждающийся Венеры. И у этого Портоса тоже был прототип в жизни, это никто иной, как Исаак де Порто.
     
      Исаак де Порто дворян-протестант, внук выкреста Авраама Порто, поставщика птицы при дворе Генриха Наваррского. Аврааму Порто некогда пришлось, из за гонений на евреев, бежать из Португалии в Наварру и принять протестантизм, ну а потом пошли дети.
      Реальный Исаак де Порто в 17 лет поступил на военную службу, служил в гвардии, но не мушкетером. Не был великаном как его литературный двойник, но, тем не менее, храбро воевал много лет.
      По совокупности ранений, ушел из боевых частей и занял должность хранителя боеприпасов в крепости. Дожил этот Портос, до 95-ти лет.
     
      А характер книжного Портоса, Автор позаимствовал у своего отца, который обладал простым, честным и веселым нравом, и имел в своей биографии воинские подвиги.
     
      Есть еще варианты реального Портоса, например гасконец-мушкетер Исаак де Порто, который был племянником капитан-лейтенанта де Тревиля и плюс кузеном мушкетёра Армана д"Атоса. Но первый вариант мне больше нравится. Он забавнее.
  
  
  
   И напоследок, немного истории...
  
   1627 Ля Рошель, как это было
  
    []
  
     Вновь дьявол как по нотам ведёт игру свою...
     Осада Ля Рошели ужель нужна Кресту?
     
      []
  
      Итак поговорим о Ля Рошели... данный Вольный город, практически юридически защищённый анклав протестантов, последний порт Франции, открытый для англичан, плюс с весьма богатыми купцами, чеканящие от имени магистрата свою монету. И там периодически вспыхивали бунты, против их Католического Величества, последний раз в 1627, ведь не зря этот город построили те самые пресловутые тамплиеры.
     
     Учитывая, что вокруг Ля Рошели периодически прокатывались войны, ее все время укрепляли, причем согласно новейшим канонам фортификации. Высокие и толстые стены, двойные глубокие рвы, звезда из двенадцати вынесенных бастионов (а ля Сен-Жерве), полторы сотни современных тяжёлых пушек. Из населения города в 28 тысяч человек, по мобилизации выставлялось до восьми тысяч штыков и алебард, плюс флот и наемники.
      Ришельё, как национальный министр Франции прекрасно понимал, что пока есть Ля Рошель, у Англии всегда будет соблазн провести против Франции, маленькую победоносную войну, переходящую в большую.
      И тут в марте 1627 г., разведка Красного герцога доложила, что Англичане задумали десант в Ля Рошель, все это замутил Бекингэм. Ну а 27 июня 1627 г. английская эскадра под флагом герцога Бекингема, получившего почетное звание "Великого адмирала", в составе восьмидесяти вымпелов, на которых находилось десять тысяч моряков и десантников, покинула Портсмут, и взяла курс на остров Рэ, являющийся центром небольшого архипелага, населенного протестантами. Бекингэм был уверен, что как только его эскадра появится у островов, жители восстанут против Короля Франции, и будет Бекингэму счастье и хорошая база для помощи Ля Рошели. Что интересно, все это происходило без объявления войны и каких бы то ни было, дипломатических уведомлений (англичане так долго возились из за сабботажа организованного в Портсмурте агентами Красного герцога).
      25 июля 1627 г. эскадра Бэкингема гордо зареяла флагами на траверзе острова Ре, но протестантское население просто не обратило на это внимание. Рыбу и продукты продавали, а вот восставать увольте.
      Английский десант вполне успешно высадился, сбив с дюн французские заслоны, но гарнизон Рэ, под командованием губернатора острова, маркиза де Туарса (1200 мушкетов и 200 сабель), не захотел капитулировать и продолжая огрызаться, отступил в форт Сен-Мартен, где был взят англичанами в осаду.
      А герцог Бэкингем послал в Магистрат Ля Рошели, Бенжамен де Рогана, герцога де Фронтене, сеньора де Субиз, одного из последних вождей протестантов. Но Лярошельские торгаши, не захотели менять Рокош * (из которого всегда можно выйти), на реальную войну. Что бы оставить себе пути отхода, они не только не приняли посла, но и запретили английским кораблям войти в свою гавань (о чем позднее пожалели). По поводу страха перед полным разрывом с королём Франции, тут так же поработала агентура Ришелье.
     
      Ну а Ришелье сосредотачивался. Он собрал прекрасно вооруженный и обученный экспедиционный корпус в Пуату и начал поход на Ля Рошель. Сигналом к началу боевых действий, стал отказ Лярошельцев от активного союза с Англичанами. Учитывая, что Королевская казна, не могла быстро потянуть военные расходу, Ришелье выделил 1,5 миллиона ливров из личной казны и организовал Государственный заем у Банкирских домов еще на 400 000 пистолей.
      Для повышения эффективности логистики, кардинал нанял флотилию в протестантском Амстердаме. Городской Совет Амстердама, искренне считал, что деньги не пахнут, тем не менее будучи истовыми протестантами, запретили французам отправлять на кораблях католические службы. Но транспортировку французских войск против единоверцев в Ля Рошели, голландцы провели аккуратно и в срок.
     Первым делом, в ночь на 7 октября 1627 года, эскадра из трех десятков французских кораблей, обойдя предков адмирала Нельсона, весьма своевременно доставила в форт Сен-Мартен, продукты, свинец, порох и подкрепления, что вызвало у оголодавшего гарнизона маркиза де Туарса, безмерный энтузиазм. На следующее утро, французы провели на стенах форта перформанс, с демонстрацией воздетых на пики деликатесов. Англичане пришли в бешенство, и в ночь с 5 на 6 ноября 1627 г., по приказу Бэкингема был начат отчаянный штурм. Но ввиду того что лестницы штурмующих оказались слишком короткими, англичане откатились от стен форта, оставив под ними 600 убитых. На фоне этого у Бекингэма случился нервный срыв и он приказал начать эвакуацию, что подвигло воспрянувших духом французов на удар по английскому арьергарду, вследствие чего англичане потеряли две тысячи человек убитыми, 4 пушки, множество гужевого транспорта, снаряжения и амуниции, и самое главное - 44 экземпляра английских знамен, которые с невообразимым триумфом были доставлены собор Нотр-Дам де Пари.
      А в это время, Ришельё перебрасывал под стены Ля Рошели, свой двадцатитысячный корпус.
     
     
      На фортах острова Ре, были установлены тяжелые пушки наведенные на Ля Рошель, и началась огненная потеха. Но и Ля Рошельцы и Красный кардинал, ожидали английского морского сикурса, и Ришелье принял дерзкое решение. В юности, будучи слушателем в Наваррском коллеже, юный Ришелье прилежно изучал античных авторов, и на всю жизнь запомнил многое из книги римского историка Квинта Курция о деяниях Великого Александра. И вспомнив, как Александр Македонский, при осаде города Тир, построил плотину, отрезавшую город от моря, решил повторить это под Ля Рошелью.
      Работы, в которых участвовало 4000 добровольцев из осаждающей армии (им кардинал доплачивал из своих средств по 20 су в день), шли с 30 ноября 1627 г., до марта 1628 г. Плотина была построена вне досягаемости пушек гугенотов, артиллерии Ля Рошели, и длинна ее составляла половину лье.
      Тендер, объявленный Ришелье, на проект и строительство, выиграли Главный королевский архитектор Клеман Метедо и Главный строитель Франции Жан Тирио.
     
     Инженерные решения были вельми оригинальными... Внешнюю сторону плотины построили из старых затопленных кораблей, с трюмами набитыми балластом, а внутреннюю - из больших камней. Были предусмотрены технологические отверстия, для ослабления приливных и отливных волн. По всей платине были расположены артиллерийские орудия, направленные в море.
     На суше, французы (а вернее кардинал) тоже не дремали. В начале апреля 1628 года, было закончен фортификационный проект наземной блокады Ля Рошели, в который входили двенадцать километров контрваляций*, укрепленных одиннадцатью фортами и восемнадцатью редутами.
     Ля Рошель была обречена и англичане это понимали, и Бекингэм и Карл I, 8 мая 1628 г., послали на помощь гугенотам эскадру адмирала лорда Денбига. Но на своем пути, англичане обнаружили плотину Ришельё, но французская артиллерия, так лихо начала стрелять по эскадре (посланный подорвать плотину брандер, французские канониры потопили с третьего ядра), что адмирал попросту, сделал поворот на контркурс и проклиная Ришелье вернулся в Портсмут.
      Ля Рошель держалась, но голод надвигался на город черной тучей. Плюс агенты Ришелье, расписывали горожанам, как объедаются за закрытыми дверями члены Магистрата, что тоже не прибавляло стойкости защитникам .
      Бекингэм стал собирать новую эскадру, но не любивший его английский электорат, уже вслух говорил, что герцог, этот злой гений короля Карла (разведка Ришелье тоже вносила свою лепту в эти слухи). И когда, в июле 1628 г. герцог Бэкингем прибыл в Портсмут, там его уже ждал некий фанатик-протестант по имени Джон Фельтон, лейтенант морской пехоты, который 23 августа 1628 г. ударил герцога кинжалом. Бекингэм воскликнул: "О Боже! Этот негодяй убил меня!", и оказался прав.
     Уж Миледи ли тут была или другая добрая женщина из разведки Красного герцога (на следствии он говорил, что слышал голоса), но факт есть факт, герцога он убил.
      Карла I всё-таки отправил 17 сентября 1628 г. к Ля Рошели очередной флот, но экспедиция опять закончилась неудачей.
      Гугеноты поняли, что им крышка, главные зачинщики сбежали в Англию, оставив разбираться с Кардиналом мэра Жана Гитона , а тот, 26 октября 1628 г. по быстрому капитулировал.
      29 октября, Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, он же Красный Кардинал, на белом коне, облачённый в сутану и доспехи, в сопровождении своей верной гвардии величественно вступил в город. Когда кардинал, во аремя приема капитуляции, спросил у бывшего мэра Ля Рошели Жана Гитона, а что он теперь думает о короле Англии и короле Франции. Гугенот поклонившись ответил: "Я думаю, лучше иметь господином короля, который сумел взять Ля Рошель, чем короля, не сумевшего её защитить".
      Таким образом закончилась четырнадцати месячная осада Ля Рошели, ставшая практически финалом, и Столетней и Гугенотских войн. За время осады, из двадцати восьми тысяч жителей города, погибло двадцать три тысячи.
      24 апреля 1629 г. в Сузе был подписан мир с Англией, а 28 июня 1629 г. был издан эдикт Але, который с одной стороны подтвердил положения Нантского эдикта Генриха IV, но установил, что отныне гугеноты не будут иметь во Франции политических прав, они обязаны сдать все свои крепости и передать все свои города под управление короля. Но при полной амнистии и гарантии религиозных свобод.
     
     
     *Рокош - официальное неповиновение Вассала Королю, юридически, мятежом и бунтом, не считается.
     
     *Контрваляция - сооружения, устраиваемые для защиты осаждающих от возможных нападений осажденных и их союзников.
  
    []
 []
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Владимир Чекмарев Москва 2020 г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"