Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

Тургеневские барышни на сцене и в зале

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Театр Перовский

  
  
  
  
   "Отцы и дети" Тургенева, Русская классика и при этом, как и положено Классике, солидный фолиант под четыреста страниц в твердой обложке, и вдруг пьеса...
   Но режиссер-постановщик этого спектакля, Гульнара Галавинская, сделала невозможное... Либретто как кинжал в ножнах, уместилось в двух действиях, причем без потери фабулы спектакля.
   Мысли Тургенева и его плавные формулировки, не только не потерялись, но и заиграли ярче. И ко всему прочему книга, силой художественного образа, была, как бы переведена на современный язык, что очень важно, в первую очередь для молодежи. Причем, на мой взгляд, в данное прочтение, привнесены, некоторые элементы "достоевщины" (в хорошем смысле конечно).
   В зале, сидел целый школьный класс и дети весь спектакль сидели тихо (тихо, насколько это возможно для детей конечно), но это все равно о многом говорит. Кстати две школьницы поинтересовались у меня, кто такие "Тургеневские барышни"? Я честно ответил, что это собирательный образ героинь романов Тургенева, типа "Дворянского гнезда", "Рудина" и кстати сегодняшнего спектакля. Чем вызвал бурный восторг своих визави. Как я понял, то что Тургенев автор "Отцов и детей", было для них новостью. ЕГЭ, одно слово.
  
   Что сразу же бросается в глаза, так это объединенная стилистика XIX и XXI веков, плетёная мебель и айфон, солома и современная садовая тачка и.т.д. (отдельно умилили пистолеты Макарова). Художники, бутафоры и реквизиторы постарались на славу.
   Ну а моментальная смена декораций, путем замены покрытия планшета, причем руками самих артистов, абсолютно гениальное решение.
   B еще весьма интересно решение, с использованием арьерсцены, как дополнительного рабочего пространства. Тут создавалось ощущение некоего портала.
   А костюмы это вообще отдельная песня, буквально бурлеск, стилей, цветов и лекал, одна трансформация наряда Анны чего стоит. Браво художник Андрей Щаев. Ну а то, как актеры молниеносно их меняли, укладываясь в армейский норматив "пока горит спичка", просто поражало.
   Отдельно порадовал чемодан Базарова, с надписями Нигилист и Сила. Некий сакральный элемент гротеска, органично вписанный в драму, причем, не нарушая ее канвы.
   Очень впечатлило вплетение элегантной хореографии Артура Ощепкова, особенно сцена Бала, которая буквально завораживала. Ну и как всегда в этом театре, изящное музыкальное решение.
  
   А теперь о самом действе... Первым делом замечу, филигранную отточенность ролей, видно, что и режиссером, и актерами, проделана огромная работа. В сценической логистике не было накладок, каждую минуту действия актеры были на своем месте и знали свой маневр. И очень понравилось то, что актеры играли в полную силу, в чем вижу уважение к Зрителю.
  
   Павел Петрович Кирсанов, в трактовке Виктора Никитина, внешне казался гораздо мягче канонического образа, но тем не менее с сохраненным железным каркасом характера и благородством души (еще хочу отметить, его бешено элегантный костюм).
   А его брата Николая Петровича Кирсанова, актёр Театра Армена Джигарханяна Эдуард Двинских, сыграл как доброго и мягкого человека, но с брутальной внешностью. Очень оригинальное решение.
   Павел Ремнев очень ярко сыграл Виктора Cитникова, он до последней капли выбрал у Тургенева все по этому персонажу и воплотил в этой роли, но с добавлением своей изящной иронии.
   Ну и естественно, запоминающейся, яркой, но грустной кометой, пересекла сцену трагическая аватара Анны Одинцовой, в исполнении Анны Нахапетовой. Ее трактовка, на мой взгляд, привнесла в роль что то Чеховское, как будто фрагмент акварели Брюллова, изящно вписан в полотно Саврасова.
   Улыбнул миниконфликт между Базаровым и Кирсановым младшим, из за музыки на айфоне.
   Очень понравился зрителям слуга Петр. Тут, простоватый, (в отличии от Лоподевеговских и Эдуардодефилипповских слуг), персонаж Тургенева, был сдобрен весьма солидной и я бы сказал удачной, толикой юмора.
   Василий Рихтер, очень динамично сыграл Аркадия Кирсанова, и весьма удачным был его, постоянно сменяемый гардероб.
   Очаровательно нежной была Фенечка, Юлии Малининой, очень удачно был создан образ "Тургеневской барышни" из народа.
   И конечно образ Базарова, яркими и резкими мазками, написанный на полотне спектакля.
  Литературоведы, по сей день спорят, кто всё-таки главный герой книги, Кирсанов или Базаров.
  Но в этом спектакле Базаров, Артура Мартиросова, безусловно доминировал. На мой взгляд, актер очень хорошо показал флер фатальной обреченности, трагической жестокости бытия своего героя, особенно буквально Вагнеровским апофеозом, грянувшим в финале. Благодаря харизме и обаянию актера, зрители, простили его персонажу, все негативные нюансы, проявлявшиеся до этого, настолько сильно был им сыгран уход из Мира живых. (Когда он говорил о "красных собаках", это был прямо мороз по коже)
  
   Простите писателя, но всё-таки немного растекусь мыслями по древу данной парадигмы...
   Я считаю, что "Отцы и дети" в чем-то перекликаются с "Бесами" Достоевского. Только Тургенев считал, что Бесы самовыведутся и Россия их переварит, а вот Достоевский явно считал, что Бесы выживут и погубят ту Россию, "где хруст французской булки".
  
   Базаров, жесткий нигилист, является, как бы эмбрионом революционного деятеля, демиургом будущих потрясений. И тут Судьба как бы предупреждает Базарова, дуэлью с Кирсановым.
   Простите, но боевой офицер, пусть и долго не стрелявший, не мог промахнуться из своего пистолета, но ведь промахнулся. И тут я вижу Божий промысел, который ввел в Судьбу не внявшего предупреждению Базарова, роковой тифозный ланцет. Судьба. Есть тут, какая то фатальная мистика.
  
   И была еще одна почти мистическая загадка... Через равные промежутки времени, деловитой, но не спешной походкой, некий человек в умопомрачительно элегантном смокинге, молча дефилировал вдоль рампы, не контактируя при этом с актерами. Завсегдатаи театра сразу узнали Капельмейстера Вадима Фридриховича Ганкина. Того самого, который перед каждым спектаклем музицировал в фойе на рояле, иногда вместе с двумя очаровательными музыкантшами.
   Тут даже школьники, нарушили свое уважительное молчание и стали активно перешептываться. Один юноша, даже сказал своим соседкам, что это и есть Тургенев. Мне очень понравилась эта версия, но я всё-таки склонен думать, что в данном случае, это был Бог Времени Хронос или по крайней мере Гоголевские "бегающие мысли" , театр всё-таки. (Хотя потом выяснилось, что это был губернатор).
  
   Так что огромное спасибо Театру, за очередной подарок своим зрителям и за то, что Русская классика, не сходит с этих подмостков.
  
  
  
  
  В деревню, в глушь, приехали студенты
  Солома в тачке, дети и балы
  Жуки, лягушки, гордый барин, речка
  Не предвещало ничего беды
  А барин на дуэль студента вызвал
  Но в этот раз Акелла промахнулся
  И барин плюнул и уехал в Лейпциг
  Оттуда он в Россию не вернулся
  Есть две сестры, на выданье немножко
  Но с женихами прямтаки афронт
  Один готов женится безусловно
  Ну а второй на свадьбу не идет
  Одну сестру сумели выдать замуж
  Второй, увы, не повезло опять
  И снова закружилась в грустном танце
  Так получилось, ей не привыкать
  Звучит мазурка в купе с менуэтом
  Шумит, гудит провинциальный бал,
  Но дамы обижаются немножко
  А губернатор вот ни с кем не танцевал

 []


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"