Аннотация: Траектории ночного движения по собственному сознанию.
Материя времени - то невидимое, что скользит по поверхности циферблата. Когда смотришь на колесики часового механизма, мысли о времени никогда не приходят в голову. Только если заставить себя сопоставить то, что видишь, со всем тем, что обычно связано с понятием "часы". Требует усилия.
Смотреть на лицо незнакомца, как на лицо пропасти. Думать, где видел похожее. Наконец, вспомнить. Черты лица совершенно непохожи. А сама пропасть похожа только тем, что пропасть.
Лицо пропасти и лицо куклы сильно отличаются.
Если бы в троллейбусных проводах запуталось много вещей или птиц (птицы - тоже вещи, к этой мысли нетрудно привыкнуть, только внешний парадокс привычного к образному мышлению сознания), они смотрелись бы гораздо естественнее. В сети должна попадаться добыча. Провода - ритм города.
Люди с "птичьими лицами" и люди с "лицами механизмов" - хороши, как и все, что выходит из предела материи в формулу или образ.
Не потерять: ни красного яблока, падающего вниз, ни рассеивающегося над головою облака, ни ветерка, ни поздней тени. Здравствуй, мой ангел, столп из соли и света. Здесь же и Сократ, неторопливо ложащийся в свою смерть, как в первый снег.
"Сколько лет тебе, Дантон? Тридцать три? Тебе, Робеспьер? Тридцать четыре? А я - я извечное страдание человеческое, мне шесть тысяч лет!"* - и любые возражения суетны. Формула: сжатые узкие губы. Неподвижные, как лежащий на земле деревянный крест. Неадекватная интерпретация сродни попытке зажать мертвому рот.
Как прожигание праха кислотой. Он дымится под руками.
И Ангел Печали вошел.
Хорошо, когда есть время не думать о минутах. Тогда они канут и исчезнут в беспорядке. Самый большой беспорядок создан временем. Хочешь остаться человеком - помни, что нельзя спешить. Спешить можно только тогда, когда меняются эпохи и время измеряется тем, что сделано - и "еще не сделано".
... и можно не продолжать.
В себя спускаются всегда по каменной лестнице. Освещая иероглифы на стенах тусклым светом ночника. В себя можно только опускаться. Поднимаются - неизбежно во "что-то еще".
____________________________________
* - В. Гюго, "Девяносто третий год", реплика Марата. Цитирую по памяти.