Откуда всё это берется? Почему, выходя из дома, морально готов встретиться с бескультурьем, грубостью, наглостью, жестокостью? Идёшь по улице, встречаешь прохожих и вроде мирно расходишься, люди как люди. Но стоит попасть в Толпу и всё меняется. Возьмём метро (и даже не в час пик)..
Пытаешься пройти к эскалатору и начинаешь чувствовать смутное сопротивление. Со всех сторон тянутся люди, они рвутся к эскалатору. Стоит чуть замешкаться у валидаторов и то, смутное, чувство обостряется - в этот момент тебя негласно матерят. Валидатор пройдет, а веселье только начинается. Вот они первые толчки, приминания ног чужим ботинком. По московским стандартам это нежности и маленькие шалости. Которые, в принципе, можно понять - люди стараются из некомфортной ситуации попасть в тихую обитель ступенек, где нет конкуренции за место. Кризис растет постепенно..
Согласно правилу метрополитена об эскалаторах "Стой - справа, проходи - слева". Ты занял ступеньку, спокойно стоишь и рассматриваешь рекламу по сторонам. Готов? Да, вот оно. Удар сначала в плечо, потом пакетом по ноге. Это те самые "проходи слева". Предположим, что человек действительно крайне опаздывает на работу и совсем не хочет получать внушительный штраф. Бывает. По этой причине он задел вас. Предположим, что вы не слетели со ступенек и не выбили страйк из нижестоящих. Раздражение копится. И тут два момента, почему человек никогда не извинится:
1) он торопится и ему глубоко плевать на эту ситуацию
2) "здесь так не принято": следом за этим человеком идут другие люди и если он начнёт извиняться, то возникнет задержка. А этого в Москве не любят.
Таким образом, создается ситуация при которой моральные нормы уходят на второй план. И это воспринимается в порядке вещей. Так меняется сознание.
Получив "эскалаторный массаж", выходишь к перронам. На нас идут толпы выходящих в город. Естественно, они торопятся. По-другому не бывает, здесь нет мирно прогуливающихся. Это Москва. А мы - противотечение, нам нужно к поездам. Начинается игра. Они на тебя, ты на них. Обошел одного, увернулся от двух, ускорился, притормозил, сменил угол атаки на перрон.. и тут тебя останавливает взмах палки. Нет, это не легендарная дубинка милиционера. Это палочка для ходьбы. Принадлежит она пенсионерке, которая умудрялась, не отставая, идти позади тебя. А дальше нужна фантазия и расширенное сознание. Старушка, находясь За тобой, изгибает руку настолько, что палкой перегораживает путь. Ты останавливаешься, твои расшатанные моральные устои трясутся под вопросом "Зачем??". Бабулька огибает тебя, ускоряется, показывая, что старость действительно можно уважать. Ну хотя бы за скорость.
Дошли до перрона, поезда ещё нет. Мирно стоят люди, стараясь держаться на расстоянии. В конце тоннеля загорается свет. Приходит на ум религиозный вопрос о Свете в Конце. За это время окружающие уже поменялись. Теперь Они снова Толпа. Прижались к краю перона и друг дружке. Если кому-нибудь придёт в голову толкнуть их, то они повалятся вниз, к рельсам. Признаться честно, иногда очень хочется, чтобы это произошло.
Размышления о жестокой расправе с толпой прерываются открытием дверей подъехавшего поезда. Готов? Ты ведь знаешь, что сейчас будет.. Для выходящих из поезда оставляется маленькая тропка, а по сторонам арт-инсталяция "мёртвые с косами стоят.. и тишина". Лишь глаза выдают их. В них тупое желание "Зайти. Любой ценой". Первой с моей стороны стоит девочка, за ней бабушка (другая!). Люди еще не полностью вышли из вагона, девочка ждёт. Но у бабушки другое мнение. Она толкает девочку в спину. Ребенок залетает в вагон, ткнувшись лицом в живот выходящего мужчины. Толпа увлекает девочку в вагон. Естественно, та бабулька возглавляет воинство Толпы. Вот тут и ломается Уважение к старикам. Хочется подойти к старухе и сказать: "**** ты старая, ты что делаешь?!". Но в тебе растили то самое уважение к старшим. А может это просто трусость. И ты стоишь молча, глядя на эту тварь взглядом двух крематориев. Стараешься переключиться на что-нибудь другое. Вот хотя бы на ту девочку. Интересно, какой она вырастет, заброшенная толпой, какой вывод она для себя сделает? Примет ли она это за норму и, дожив до старости, будет так же забрасывать детей внутрь вагона? Или всё-таки пойдет другим путём? Хочется верить в последнее. Очень хочется.
Я не буду описывать остаток пути. Наконец ты выходишь на улицу. Над тобою небо. Там тихо и спокойно. Опускаешь взгляд и ты снова в Толпе. И снова нужно идти. Вперед, быстрей, прорваться, дойти любой ценой. Получая толчки и удары, чувствуя злобу Толпы. А над тобой, как издёвка, тихое спокойное небо..