Черевко Михаил Алексеевич : другие произведения.

Иерархия, община и пропаганда выживания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В объединениях людей две независимые схемы: иерархия и община. Реальные объединения комбинируются этими схемами. Схема иерархии создана животными. Реализованной человеческим мозгом является схема общины. Она имеет далекое продолжение в системное объединение. Задача людей начать переход от прессинга иерархии к человеческим отношениям в общине.

  К настоящему времени люди насоздавали множество теорий, в которых пытаются изложить найденные ими закономерности из общего хаоса социальных отношений наблюдаемого ими маленького или большого объединения. Это необязательно научные теории. Простые люди создают теории на основании известных из их окружающей жизни фактов, поэтому их теории маленькие и в пространстве, и во времени. Их окружение такие теории устраивают и, например, аналитики с телевизионных экранов пользуются большим успехом у журналистов и части зрителей. Более общие теории создают специалисты. Такие теории отличаются охватом больших промежутков времени и должны включать значительное число видов деятельности людей. Такие теории необходимы. Главной особенностью людей, в отличие от животных, является требование осознанного планирования для предупреждения как позитивных, так и негативных изменений в первую очередь внутри самого объединения, т.е. человеческого общества, которое, как правило, имеет свою страну. Это связано с нынешними представлениями властей об изолированности человечества и живого мира. Во вторую очередь вынуждает планирование по изменениям во внешней среде первого рода, состоящей из комплекса человеческих обществ, и затем среде второго рода, представляющей ресурс, т.е. внешней человечеству живой и физической среды. Сейчас тут столько перекосов, что, если кто-то решится на организацию людей, то просто упарится. Первый и второй род внешней среды я придумал от ощущения, что ведущие свои объединения лидеры убеждены, что на людей влияют только биологические и физические ресурсы Земли, а всем остальным они успешно управляют. Такие средней общности теории по нынешним временам достаточны для нормального развития людей. Но нынешние политики, состоящие из финансистов, олигархов и калейдоскопа выборных политиков, убеждены в необходимости поиска роста материальных объектов, с которыми они уже знакомы, и в том, что они наилучшие организаторы. Поэтому они отфильтровывают только соответствующих интеллектуалов, и подавляют тех, кто в освоении организации выше их на голову.
  Все живые биологические объекты являются индивидуалами. Природе пришлось немало поэкспериментировать, чтобы в несколько этапов объединить сначала биоклетки в их джунгли, затем вывести из этих джунглей биоклетку, которая научилась соединяться со своим потомством в многоклеточный организм. С этой биоклеткой и ее объединенным потомством произошло то, что должно теперь произойти с людьми. Учитывая опыт с одноклеточными, Природа для многоклеточных организмов, но, уже управляя через мозг, создала свои джунгли. Эти джунгли хоть они не случайно объединяют все типы биологических организмов от одноклеточных до многоклеточных гигантов являются джунглями многоклеточных биовидов. В них хищные стаи появились не случайно. Это были первые иерархические объединения с разделением обязанностей членов стаи для оперирования во внешней среде. Это был огромный шаг в развитии биологического мира. Хищная агрессивная иерархия - это в свое время было прогрессивное достижение животного мира. Первые генетически предшествующие нам люди, которые возникли 200-150 тыс. лет назад естественно несли в своем мозгу схему, вернее несколько схем агрессивных иерархий, направленных, как во внешнее окружение, так и внутрь рода. Вряд ли с точки зрения иерархий тогда сильно отличались функции мужчин и женщин, но ведущим в роду стал наделенный, и не случайно, большей физической силой мужчина. Ведущим в мужской иерархии был вожак. Фактически, говоря современным языком, вожак был временным частным собственником на выборной должности, подчиняя себе род и его членов, которые становились его собственностью, рабами или крепостными. По сути схемы выборности тех времен и в настоящее время мало чем отличаются. Конечно, такой родовой схеме людей у животных предшествовали коротко живущие стаи собираемые новым вожаком и исчезающие вместе с ним. У очень немногих животных схема агрессивной стаи передается по наследству, например у ряда африканских животных, волков или крыс. Отмечу, что у некоторых насекомых, например пчел, или у голых землекопов нет иерархии, хоть они и подчинены технологическому процессу. Вот это все самое лучшее было собрано мозгом первых людей, но это еще не позволило им выйти из джунглей. В общем случае, иерархия - это атрибут джунглей, и без них она существовать не может. Первые люди не могли выйти из джунглей и оставались там одним из биовидов.
  В первом объединении людей - роду, ведущим был вожак-мужчина с генетически заложенным в нем требованием создавать внутреннюю иерархию. Сейчас, описывая стаю обезьян, отмечают, что далеко не все самцы участвуют в борьбе за место вожака. Тем более в те времена среди подростков мальчиков часть не проявляла интереса к иерархической борьбе. Такие мальчики были плохими наследниками рода и становились при взрослении кандидатами на отсев, т.к. потребность рода в мужчинах, которых должно было быть не более нескольких - 4-7, была намного меньше, чем в женщинах. Выброшенные из рода подростки имели мало шансов выжить. Конечно, никуда не делся из них инстинкт создания родовой иерархии из все тех же 4-7 человек, и я думаю, что за сотню тысяч лет существования первых людей свободные подростки многократно объединялись, вступали в борьбу с существующими родам и гибли. Победить мужскую родовую иерархию можно было только большим количеством и хитростью. Для этого необходимо было отказаться от внутреннего инстинкта мужской иерархии и приобрести способность организационного объединения большого числа мужчин. Конечно, ряд других иерархических инстинктов оставался, но был заложен принцип постепенного отказа от этих инстинктов с развитием и ростом социального объединения. Естественно, при этом происходит безвозвратная потеря соответствующих генов, что делает невозможным возврат современного мужчины к прежним животным и промежуточным способностям. Примерно 60 тыс. лет назад кто-то из повзрослевших подростков, став вожаком, включил в состав стаи большее необходимое количество других подростков и, победив родового мужчину, завладел женщинами и скопировал свои гены, наделяя свое потомство способностью организовывать большие объединения, большие относительно родов. В развивающейся системе, а это биологическая система, и других нет, есть правило: то, что оказалось полезным на предыдущем этапе развития, должно быть в нейтрализованном виде включено в систему на нижнем уровне, т.к. существует преемственность элементов системы, и это до тех пор, пока элементы сохраняют память о прежней организации. Буду называть новое объединение словом "племя". В племени были собраны элементы двух типов: мужчины, видящие себя в большом объединении, и женщины, тогда еще не потерявшие убеждение в правильности родовых отношений. Естественно, племя состояло из набора родов по числу, не превышающему число мужчин, но скорее всего поменьше из-за меньшего числа мужчин, способных к лидерству. Скорее всего, племя со всеми его функциями внутренней организации, внешними задачами и требованиями размножения самого объединения сформировалось примерно 50 тыс. лет назад. Это было начало периода первобытного коммунизма. В ритуалах мужчины были технологически равны, но в отношении женщин сохранялось пусть неполное, но неравенство. К концу периода биологическое равенство мужчин было достигнуто созданием моногамной семьи, к которой к тому времени расположилось большинство женщин. Теперь объединение состояло из набора семей объединенных общей территорией и набором внешних функций, совместно выполняемых мужчинами, а некоторые и женщинами. Такое объединение назову словом "община". Это не одно и то же, что в России называют общиной, которая состоит из самой общины и эксплуатирующей ее иерархией помещика. В России имела место захваченная и покоренная община, и назвать ее следовало бы другим словом. Сам принцип российской иерархизированной общины оказался весьма эффективным для устойчивости самой Российской империи. До настоящего времени кое-где еще существуют свободные общины - мне попался документальный фильм, который сняли два американца о такой общине где-то на островах. До "воссоединения" Украины с Россией на территории, что сейчас называют Украиной, тоже было много свободных общин. Скорее всего, еще недавно они встречались в Индии, да и в других не слишком индустриально развитых местах. В 60-е годы у нас с огромным успехом прошел американский фильм "Великолепная семерка". Там показана свободная община в Мексике, что наняла эту семерку головорезов для борьбы с бандитской охотничьей иерархией, которая регулярно обирала крестьян. Там агрессивная иерархия периодически снимала сливки с общины, и это ее отличает от российской помещицкой иерархии, что присосалась к общине на постоянной основе.
  Община, о которой здесь идет речь, это абстракция, теоретический вымысел, как и все объекты всех остальных математических, физических и прочих теорий. Число 5 - это абстракция и в жизни его не существует, это обобщение оторванное от множества любых пяти реальных объектов. Абстракцией являются и отрицательные, и комплексные числа. Второй закон Ньютона - это тоже абстракция, которая в чистом виде нигде не проявляется, даже в экспериментах. Аналогично, во всех теориях медицинских, литературных и других вводят абстракции, которые являются обобщением и теоретическим продолжением реальных объектов и процессов. Абстрактные объекты теорий необходимы для поиска закономерностей в сложных связях реальных объектов окружающего нас мира и использования таких закономерностей для предсказаний продолжающихся процессов и конструирования устойчивых полезных объединению людей систем и подсистем. Общины людей, что сложились примерно 25 тысяч лет назад - это первое и пока единственное чисто человеческое связанное с человеческим мозгом объединение людей. Именно свободные общины привели людей к технологиям выращивания растений и использования животных, что затем 12 тыс. лет назад привели к неолиту с его сельским хозяйством, иерархическими охотничьими бандами и первыми государствами.
  Опишу абстрактную общину, которой в жизни не существует, и не существовало, и создано это для теории. В общем случае община это объединение равных людей или одинаковых групп людей, с одной стороны, выполняющих похожие действия, с другой - допускается разделение труда. В качестве примера приведу абстрактную крестьянскую общину, состоящую из семей. Пусть таких семей в общине 30. Все семьи одинаковы и имеют одинаковые земельные наделы и одинаковое количество скота. В семье три поколения: пара пожилых родителей, двое взрослых и пара детей. Все люди умирают в одном и том же возрасте. В результате в общине сохраняется постоянное число людей. Община имеет общий луг и лес. Все пришли к негласному договору об их использовании. Договор проверен многими поколениями, в нем никто не сомневается, он неукоснительно выполняется и передается из поколения в поколение. В общине есть несколько ремесленников, которые выполняют работы для семей. Поддерживаются придуманные каким-нибудь членом общины технологические новшества, и, если они оказались полезными, то их применяют все. Предложения по переорганизации общины пресекаются. Скорее всего, свободными общинами в прошлом могли быть только крестьянские и скотоводческие общины. Городские общины всегда были иерархизированными. Первой не иерархизированной общиной стала община ученых. Сомневаюсь, что такая община сохранилась до нашего времени даже при всей свободе научных иерархов. В 18-м столетии появились технологически детерминированные общины (технообщина), основанные на квалификации работников и разделении труда.
  С начала неолита и до индустриализации, т.е. при феодализме, существовало две координатные организационные формы. Исторически и по нынешнему влиянию первая, пришедшая от животных из джунглей, есть иерархия, которую люди ввели перед неолитом не без помощи женщин, когда те в конце первобытного коммунизма получили значительно большую свободу и влияние на мужчин, и при их воспитании мальчиков в духе родовых отношений, якобы для семьи. Второй организационной социальной координатой стала община с чисто человеческими связями. Эти две социальные координаты независимы одна от другой, что поддерживалось, и сейчас поддерживается членами иерархий, изолирующих себя от общины, да и самими членами общин. Существует несколько принципиальных форм иерархий. Кое-что даже описано математиками. Координата общин имеет довольно большое число последовательных вариантов, хотя, наверно, не бесконечное. В своей координатной плоскости иерархия и община создают огромное число комбинаций. В правилах развития есть класс комбинаций, когда нейтрализованная иерархия подчинена общине. Хоть такое иногда встречается и сейчас, но люди когда-то не удержали такие состояния, и теперь такое встречается как исключение. Это был магистральный путь человечества - община допускает большое число продолжений, а агрессивная иерархия еще в животных джунглях себя исчерпала, а повторенная людьми всегда стремится организовать вокруг себя джунгли с множеством жертв.
  Для периода феодализма, подросткового периода человечества, характерны организационные отношения, когда община подчинена хищной иерархии. Дети и подростки при всей их бурной деятельности, направленной на то, чтобы обратить на себя внимание, не видят будущих последствий, не говоря о последствиях далеких. Когда-то во времена первобытного коммунизма активность детей была направлена на привлечение внимания взрослых, которые проводили отбор. В настоящее время внимание кандидата направлено на вышестоящего в иерархии. Социально признано, что иерархия является основой, как феодальных, так и современных социальных объединений, в большинстве которых преобладают феодальные связи. Иерархия формирует зависимость физическую, материальную и психологическую людей, воспитанных в общинных представлениях, а такие представления ни куда не делись и культивируются множеством способов - все не могут быть хищниками и кто-то должен исполнять желания членов иерархий, В рамках такой задачи выбирается ряд инструментов влияния. Прежде всего, это технологические инструменты, например орудия труда, люди, подчиненные необходимости выживания, а сейчас еще и возможности удовлетворения потребительских желаний, и результаты труда. Государство иерархий закрепило эти три набора инструментов за иерархиями в форме частной собственности. Прямое подчинение людей - это собственность в виде рабов или крепостных. Непрямое - это подчинение работодателю, его воле и приказам, даже если эти приказы вредят членам иерархии и результатам. В общине предполагается, что человек осознанно принимает трудовое участие и представляет, как его труд возвращается к нему, влияя через договор по умолчанию или общий письменный договор, регламентирующий связи. Развитая община отбирает в свои члены только осознающих эту общину людей. Государство общин - это далекое будущее, а сейчас целью является поддержка квалифицированных общин. Первая такая квалифицированная община благодаря письменности и почте появилась в 17-м веке в форме научной деятельности - община ученых. Община ученых - это пример свободных непроизводственных общин. Если их удельный вес в обществе уменьшается, то это прямое указание на деградацию социальной среды. Общины второго типа появились в 18-м веке, и они были составлены квалифицированными людьми в виде производственных цепочек, создав индустриальное общество. На западе детей в вузах учат, что везде есть вертикальное и горизонтальное подчинение. Вертикальное - это организационная иерархия. Ну, как при организационном феодальном подчинении без нее? Это абсолют. Иерархия всем понятна. Горизонтальное подчинение - это и есть община. В крестьянской общине это подчинение правилам общежития, общий договор, набор правил, которым все подчиняются безусловно. В производственном процессе - это внешняя технологическая карта, которой снова-таки все беспрекословно подчинены, включая любое начальство. В производственных структурах нет естественных для них вертикальных подчинений, а искусственно внесенные в производства иерархические посольства феодального государства это то же самое, что и помещик в крестьянской общине. Иерархическое государство узаконивает такое нелогичное введение в технологические цепочки своих иерархических структур с одной целью: они направлены не на сам материальный или информационный процессы, а на создание зависимости любого человека в технологической цепочке от вертикальной иерархии. На западе это достигается при помощи законов о частной собственности. В Союзе или сейчас в КНДР переплюнули всех, прямо подчинив через иерархическую вертикаль всех людей, не разбирая подструктур. В структурах людей расположившаяся сверху иерархия не может иметь системного начала и, следовательно, последовательно разумного объяснения. Все в нее верят только потому, что пока западный капитализм в своих странах оказался более успешным для материального обеспечения своих граждан и стал для остальных людей чем-то вроде морковки на удочке перед осликом. По мнению западных верхов всех людей "морковками" не обеспечить. В действительности "морковки" для людей растут не в лесах и не на полях. В иерархи всегда последнее слово принадлежит вожаку, т.е. его желаниям, убеждениям, капризам, позиции по отношению разнообразия окружающих людей, его суженому кругозору. На западе еще в 19-м веке поняли, что технологические процессы на производстве и в обмене товарами тормозятся при иерархическом прессинге и для их самостоятельности государственная иерархическая верхушка ввела принцип децентрализации: минимальное вмешательство в процессы производства и торговли, а затем уже в 20-м веке и в процесс финансового управления. Просто невмешательство, конечно, недостаточно для полноты условий производства и обменов, и еще необходимо участие в консолидации страны. Поэтому государственная иерархия приняла на себя некоторые централизующие функции, подключила интеллектуалов, ученых и инженеров-исследователей для создания максимальных связей и контроля от ухода в сторону, например, стимулируя статистику или вводя антимонопольные правила. Приходится уступать общинам. Конечно, при этом децентрализующая свобода минимизирована настолько, насколько верхи и подчиненные им аналитики это понимают - полнота использования теории для перехода к системности просто потребовала бы отказ от иерархии. В слаборазвитых странах термин "децентрализация" - применяется к нижестоящим членам государственной иерархии, которым расширили возможность распоряжаться бюджетными средствами. Что касается технологических процессов в таких странах, то там идет полный отказ от консолидирующей координации, и, как результат, отказ от статистики, инженеров-исследователей, полноценного народного образования.
   Питер Джексон, автор книги "Экспертные системы", в самом начале пятой главы отмечает: "В области искусственного интеллекта и в современной психологии утверждение, что разумное поведение направляется правилами, превратилось уже в аксиому. Даже в "большом" мире люди склонны связывать уровень интеллектуальности со следованием правилам, и мы все чаще при объяснении разумности обращаем внимание на то, насколько при этом соблюдаются правила". Агрессивная иерархия, стая на охоте, исповедует принцип "на войне все методы хороши", и для нее жизнь - это постоянная война, война в первую очередь с тем, что объединяет людей - общиной, вернее, с людьми, чьи мозги ориентированы на жизнь в общине. Если для верхней иерархии это справедливо только частично, ведь ей приходится заниматься хозяйством и армиями, то для стай снизу это справедливо на 100%: для них деньги можно добыть только в военных действиях. При любом государстве в стране всегда присутствует свод правил-законов. Эти правила являются формализованным изложением возможных нарушений, а в итоге нарушений отдельными людьми, правил именно общинных связей и условий, при которых эти нарушения происходят. Итогом является свод наказаний. Любая формальная система является неполным отражением той части реального мира, который она описывает. Все существующие юридические своды составлялись представителями верхних иерархий и всегда отражают их интересы. В юридических нормах всегда присутствует противоречие между необходимостью отражать в них общинные правила, в том числе правила внутренних общинных отношений самой верхней иерархии, и требование произвольно выбирать методы контроля существующих общин, тех же производственных, и нападения на другие нижние иерархии и на организационные структуры других стран. Это достигается двумя путями: не включаются нормы, описывающие нарушения характерные для самой верхней иерархии и рикошетом нарушения всех остальных иерархий или для одного нарушения создается несколько норм и условий, что дает возможность выбора членами верхушки или их представителями-судьями удобное решение. Особенно запутывает законодательство метод прецедента, хотя, скорее всего, он был предложен, как средство обнаружения нарушений. Не стоит вспоминать здесь демократию, спущенную сверху, и представительство народа, снова-таки на условиях верхней иерархии, хотя народ, вернее, массы убеждены, что эти "институты" власти превращают вотчину стай в общину. Интересно читать на массовых интернет-обсуждениях очень частые описания собраний-сходов, выборности, морали в древних русских общинах, что скорее не столько реально, сколько умозрительно, и забывать поведение царей и бояр. Повторюсь: в Российской империи все общины были подчинены иерархиям помещиков, которые сами были подчинены царской власти, что делало империю достаточно устойчивой - неглупое восточное решение, которому следовали и в Союзе и следуют до сих пор стараясь приспособить к этому западную одежду в виде структуры государства, юридических норм и демократии. А что было до империи, как говорят, богу известно, и то, что пишут про те времена, все это придумка. Пока что, единственным чисто человеческим объединением является община и все те общины, которые работают сейчас и создают для человечества информационные и материальные богатства. Существование этих общин основано на организационных правилах, стремящихся к системности. Системность всегда стремится к развитию и структурному росту. Проблема в том, насколько правильно интеллектуалами выбраны правила и насколько они соблюдаются воспитанными на них людьми. Отмечу, что система всегда устойчива на своих элементах, т.е. система отношений объединяющих людей построена на впитанных мозгом всех людей правилах. Тогда эта система допускает рост и непрерывность вплоть до стабильной материальной замкнутости. К этому и стремится то, что создало условия жизни на Земле.
  Теория Маркса утверждает, что устранение частной собственности решит проблемы социальных напряжений. В конце 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе была запрещена частная собственность. Фактически бала назначена только государственная собственность на средства производства, оставив людям личную собственность, которая не должна была иметь никакого отношения к производству товаров и их обмену. В реальности государственная собственность - это разновидность частной собственности, которой распоряжаются временные собственники и вожаки над ними. Частной собственности нет только в идеальной общине. Объединением таких общин может быть только замкнутая система, до которой людям еще много тысяч лет при условии, что люди начнут постепенное сверху преобразование иерархий, включенных в государство, в общины - ведь во всех них есть элементы общинных отношений и люди с достаточным кругозором. Конечно, в отношении разнообразия форм частной собственности необходимо применить интеллект и запретить посредственностям забалтывать вывод необходимых решений, а это уже делается через положительный отбор людей с необходимым кругозором. Частная собственность необходима еще для отделения людей и хищных стай, стремящихся паразитировать на чужой собственности, охотясь за деньгами и на вышедшие из под контроля производителя продукты, которые переданы на рынки. Животные, живущие в джунглях, не видят всего многообразия мира вокруг себя, и тем более того мира, что за пределами джунглей. С нынешними людьми происходит примерно то же. И не случайно. Верхней иерархии в силу ограниченности и выгоды считать, что человеческое общество, или, как для запада с его глобализацией, человечество замкнуты, и не существует внешних влияющих сил, а они могут в этих условиях, создав джунгли, допускать для себя определенный произвол. К сожалению, они не знают границ такого произвола. Ранний успех человека, как правило, приводит к тому, что он, сравнивая себя с другими менее удачливыми, начинает тиражировать объект своего успеха и не хочет видеть других возможностей, да еще и притормаживая других. Представители западных государственных иерархий, удовлетворенные своим успехом, пытаются сохранять разницу между собой и теми, кто не может добиться такого же успеха. Это порочная практика, всегда приводящая к ожиданию кризиса и потере того, что было успехом. Мир может развивать только равномерно, повышая интеллектуальный уровень и квалификацию всех людей во всех странах, делая объединение человечества системным. Успех ведущей части любой страны тогда, когда ее работники обучают людей во всех подчиненных структурах и помогают другим странам достичь своего уровня. Этим расширяется устойчивость нашего биовида и открываются пути его развития. Ближайшей задачей стоит задача постепенного перехода верхней иерархии в свободную управляющую общину, превращенную в ведущую часть системы. Также как и в неандертальцев, в наш биовид заложены механизмы самоуничтожения при отказе развивать объединение всех людей. Сохранение сверху черт животных стай в конце концов приведет к катастрофе. В пределах 30 тыс. лет не выживут последние представители нашего биовида. Но это не будет конец того, ради чего создавалась Земля. Через 3,6 миллиона лет на Земле из джунглей выйдет другой биовид, который будет похож на нас, но в нем будут учтены ошибки нашего мышления.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"