Черевко Михаил Алексеевич : другие произведения.

Экономика. Немного о понятиях. 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О понятии силы в социальной и экономической средах и о сложностях объединений, которые способны создать такие силы.

  Возвращусь к понятиям, но попробую связать их с силой. Силой в обобщенном представлении, как чего-то воздействующего со стороны некоторого объекта на другой объект и принуждающего к изменениям (всегда обоих). Как обычно, это слово многозначно. Я обращаюсь только к значениям, относящимся к взаимодействию двух тел, как это принято в аналитических рассуждениях. Собственно, никто не умеет одновременно складывать даже три числа. В конкретных случаях это может быть физическая сила, психологическое давление или использование внешних предметов и явлений - хитростью подведение к слабому обрыву. Последнее - это пример отрицательной силы, если топят того, кто принадлежит системе, но и вряд ли положительная, когда стараются обхитрить того, кто ее разрушает. Когда-то в древности успех слабеньких людей был связан с хитростью для победы над лесным и прочим индивидуально более сильным зверьем. Самыми сильными для людей оказались не мамонты или другие гиганты, а мелочь вроде крыс или комаров и тараканов. Вот такое хитрое понятие силы. Сейчас, если речь идет о том, как обхитрить, то всегда думают о людях, и не случайно. Сила - это использование преимущества в рамках какого-то внешнего правила, это абстрактное представлением, как чего-то побеждающего, позиционно сверху, притягивающего низы. Отмечу, объединения создаются силами притяжения, а не отталкивания - гравитация является только силой притяжения. Сначала немного о том, почему понятия внутри биовида оказались уже для млекопитающих сильнее физической силы, а, вот, во внешней среде какая-то форма физической силы - непосредственная, скорость бега, полет, лазанье на плохо доступные объекты - играет основную роль при межвидовом взаимодействии особей. Т.е. понятия на определенном этапе развития млекопитающих оказались необходимыми, поэтому это их атрибут и по нему можно со значительной долей истины отнести наши феодальные времена к миру животных. Конечно, промышленный феодализм увеличил долю формальных решений, но он не уменьшил долю животных понятий, не стал достаточным для того, чтобы не допустить разрушения своей ведущей части. Ну, и еще, что дают джунгли и чем они лучше рыночной системы, а главное, чем они ее устойчивее, и почему эволюция в итоге соревнования их оставила растениям и животным, выведя оттуда людей. Забегая вперед, сразу замечу, что в джунглях используются силы отталкивания, а от людей ожидают, что такие силы будут полностью выведены из взаимоотношений людей. Здесь я не случайно рассуждаю о силе. Использование разного рода социальных сил, таких, как управление носителями оружия и войной, распределение еды, жилья, тепла или денег, т.е. носителей силы, формирует организацию таких объединений или подобъединений, как сочетание политических и рыночных методов распределения и их финансовые проекции. В экономике внутренние силы создают материальные источники, потоки и стоки. Простое участие в них по наитию абсолютно не рационально и похоже на то, как строили большие строения еще лет 300 тому, даже в четыре этажа с полутораметровыми стенами. Надеюсь, у меня хватит терпения писать дальше и показать, что нынешние экономические кирпичики это далеко не тот материал, из которого можно построить экономический аналог современного небоскреба.
  Любое объединение состоит из элементов, внутренне организованных системно, закрытых от внешней среды, внешне цельных и организующих два типа каналов информационных и материальных связей с этой средой. Прежде всего, это набор каналов, с помощью которых образуется само объединение, созданное силами притяжения. Этот тип каналов создает связи между элементами, которые взаимодействуют прямо или через опосредствующие предметы. В нашем мире простых элементов не бывает - все они сложные и сами состоят из множества элементов. Мы, люди, хотим того или не хотим, являемся сложными элементами и сами пытаемся неосознанно создать объединение (или повторить в нем схему, которой обладаем сами), продолжая процесс биологической эволюции. Второй тип каналов направлен на внешнюю всему объединению среду. Например, для объединения атомов, которое называется живой организм, информационные каналы органов чувств позволяют внутреннему анализатору-организатору (мозгу у теплокровных) создать картину внешнего мира, а лапы, зубы, руки, крылья, действующие индивидуально или в одновременно в стае или даже всем объединением, реализуют физическое взаимодействие с внешними объектами. Конечно, материальные каналы передают объекты намного меньшей сложности, чем те, из которых состоит само объединение - это требование безопасности. Сложность информационных каналов определяется достигнутым уровнем кодирования.
  То, что притягивает или отталкивает элементы, назову силой. В нашем мире взаимодействие происходит между элементами попарно. Это принцип близкодействия. Если взаимодействие осуществляется одной силой, действующей только между двумя соседними элементами, то образуются парные объединения (двухатомные газы, половые отношения). Если внутреннее разнообразие элемента позволяет один тип силы приложить к двум другим элементам, то образуются цепочные объединения. В случае подчинения, как в доказательстве, возникает простая иерархия. Нередко ее можно наблюдать у людей с разными носителями силы подчинения: чаще всего психологическое принуждение, на конвейере или относительно денег. Простая иерархия является частным случаем цепочной иерархии, где может и не быть принуждения. Цепочная иерархия без принуждения - это основа сложных объединений атомов в биоклетке и мозговых клеток. Она является одной из целей объединения людей (не инструментом). Цепочную иерархию без принуждения назову свободной иерархией. Появление внутри западных элит свободных цепочек, и вершиной такого процесса - образования науки, привело к технологическому феодализму, который из-за денежной проекции назвали капитализмом. Элементы свободных иерархий в комплексе материального производства, обменов и перераспределения позволили допустить рыночные отношения. Это тот шаг, на который не хватило ума у иерархов Советского Союза, где традиционная принудительная межличностная иерархия типичная для феодальной организации не была отделена от технологических цепочек в производстве и распределении, как это еще с 18-го веке начали делать в Европе и продолжали до 20-го, так до сих пор не формализовав этот процесс. Советская верхушка из сельских лентяев решила, что вся страна может быть одним заводом. Но сработал количественный предел иерархии. Тут проблема мышления у наших народов хорошо видна у тех, кто живет на территории Украины: в лидеры тут отбирают троечников, а троечники сами не решают задачи, стараются подглядеть у отличников, которыми для них являются страны Западной Европы и США. Соответственно, личное неумение главарей работать, да и вообще, не понимание, что такое работа в ведущей части, ведут к полному распаду производства и, следовательно, своих источников денег и контроля, и, как обычно в таких случаях, к отбиранию попавших в руки людей денег. Окружение Сталина подглядело индустриализацию. Но у следующего поколения, для которого индустриализация была реализована, ничего не пришло в голову кроме простого количественного роста механизации, и они стали наращивать гигантоманию. Включить в организацию информационные технологии оказалось выше пределов их знаний и умений, а личные иерархические отношения просто не допускали отличников, умышленно делая их дебилами. Запад в 20-м столетии застрял в своем успехе, включая игру с деньгами, и не дал новых инструкций. Поэтому нынешний Советский Союз един, и является территорией огромного числа иерархий принуждения. Благодаря введению в средние слои свободных цепочек, а они сами не возникнут, и их надо вводить централизовано, в целом ряде стран стали заметны материальные улучшения. Хотелось, чтобы кто-то там додумался и решился на дальнейшее развитие в этом направлении.
  Цепочные организации не способны создать сложные конструкции, а цепочные свободные иерархии именно выживают в объединении иных иерархий. Следующим уровнем сложности являются сложные иерархии, которые складываются укрощенными простыми иерархиями. Для возникновения таких иерархий необходим лидер объединения. Это элемент, способный создавать множество каналов передачи сил связи, на каждом из которых нарастают простые иерархии. Это условие централизации, и оно всеобще и необходимо во всех последующих еще более сложных структурах объединений, хоть и реализуется в таких сверструктурах без прямого подчинения, как в сложных иерархиях. Именно сложные иерархии и их древовидную структуру чаще всего излагают при описании иерархий. По крайней мере, начиная с появления письменности, представления о социальной среде, как состоящей из сложных иерархий, становятся массовым. С формально организационной стороны современный феодализм можно назвать объединением, построенном сложными иерархиями. При всем стремлении людей представить западные рыночные отношения верхом экономического совершенства, это всего лишь довольно примитивное использование модульно децентрализованного метода сложной иерархии, который понятен массам, и они готовы ему повиноваться, пока их эти отношения достаточно снабжают необходимым. Конечно, с нюансами в каждом конкретном проявлении. В современных экономических отношениях сложные иерархии играют главную роль, играют роль основы пересекающих связей, оправдывая феодальную организацию политической надстройки всех уровней, включая науку и образование.
  В окружающем нас мире есть три типа сложных элементов, которые организованны сверхструктурно, способных составлять объединения: атомы, биоклетки, вернее, организующие клетки нервной ткани, и человеческие мозги. Создание в комплексе индивидуально существующих клеток со сложным набором внешних сил, клеток нервной ткани, а позже у теплокровных и клеток мозга, привело к созданию многоклеточного организма. Именно свойство человеческого мозга строить многочисленные и разнообразные внешние связи с мозгами других людей, увеличивая их число с ростом социальной среды, позволило вывести людей из джунглей в надежде, что наш мозг образует объединение, построенное только на силах притяжения, объединение подобное биоклетке и многоклеточному организму.
  Наблюдение за внутренними силами самое доступное людям. Одно из названий, которое можно дать нашим феодальным временам, это эпоха освоения внутренних сил. Сейчас, когда люди научились кодировать свои мысли и передавать их другим, это стало всеобщим социальным мышлением. Оно привело к способности анализировать, физике, диалектике и даже к марксисиско-ленинской диалектике. Народ настолько в этом поднаторел, что раскрутился до того, что все сложные объекты и процессы сводит к внутренним силам. Чистые иерархии с последовательным подчинением созданные внутренними силами являются частным случаем цепочных объединений. Вообще-то, цепочных иерархий довольно много. По простой цепочной иерархии строятся логические цепочки в наших рассуждениях и убеждениях, в частности, обоснования физических и математических утверждений. Эти правила, считающиеся общепринятыми, проникли во все сферы, где необходимо обоснование, и, конечно, в экономику, создавая в ней правила и образуя формальную часть. Эти иерархические обоснования, правила вывода, являются основой нынешнего социального сознания, а вместе с фактами, и знания. Особенности простых иерархий атомов изучаются химией. На отыскании логических цепочек в сложных изучаемых объектах строится научный анализ. Создание логической цепочки и ее кодировка в каком-то языке является формализацией. Именно через набор таких формализаций представление из одного мозга людьми передается в другой и в нем воссоздается полностью, если мозг приемник способен соединить эти цепочки в представление источника. Когда мозг соединяет принятые цепочки частично, это приводит к ошибкам представления, и при социальной активности такого мозга возможна потеря сил притяжения, конечно, в первую очередь созданных самыми последними, т.к. они индивидуально наиболее слабые. Когда-то я прочел афоризм немецкого кайзера, сказанный им в конце 19-го века, который звучит примерно так: почему-то в нашем мире всегда происходит так, что лучшие идеи, которые должны по идее автора принести пользу, искажаются до того, что становятся своей противоположностью и приносят горе. Именно таким путем происходят разрушения объединений с возвратом сил более низкого уровня, например, как сейчас в Советском Союзе. Формальной оценкой неполного воссоздания может служить обратное расщепление воссозданного представления, что может стать фильтром отбора. Это используется социальными системами образования при опросе студентов, к сожалению, без строгого формального обоснования, а специалисты источники, то ли инструкций, то ли советов, для иерархических начальников неосознанно и с заговариванием множеством слов и печатных работ добавляют хаос. Все это напоминает врача, что озвучивает диагноз, который пациент поставил сам себе и рассказал его врачу - чего только не сделаешь за плату от распределителя денег. Нормальным образованием нужно считать такое, что в результате выдает на гора некоторое минимальное число людей способных в будущей своей деятельности воспроизвести представления предыдущего поколения и дополнить их новой информацией и умениями. Отбирать и обучать людей с умениями создавать дополнения - это необходимая часть деятельности образования, без которой социальная среда рано или поздно будет разрушена. Проблема в том, что стихийно это требование по-разному реализуется в различных социальных объединениях, например, Англии, Китае или России, или не реализуется. В основе феодальной организации лежит принцип борьбы, и в частности, борьбы противоположностей. Он простой и понятный почти всем. Поэтому кажется, что он непоколебимый абсолют. Именно он заставляет людей с упрощенным мышлением при восприятии сложной информации оставлять то, что отражает борьбу. От этого необходимо уходить постепенно, исключая борьбу в организующем верхе. Здесь инструментом является формальный отбор в ключевые позиции в структуре. Если бы в биоклетках атомы кислорода не допускали в узлы умножения связей тяжелые атомы, Земля больше походила бы на Венеру, и где бы тогда был наш живой мир? Система образования должна с помощью квалифицированных специалистов разбираться в сложных представлениях своего круга и выдавать простые инструкции, пресекая многословность - внутри любой структуры используемые объекты должны рассматриваться как сложные, чтобы вне этой структуры всем было просто. Хорошее, давно понятое правило, и закон для биомира. Это правило сложности, порождающей простоту, в первую очередь касается ведущей части всей системы. Если в ведущей части работать интеллектуально легко и доступно всем, за деньги или с использованием физической силы вооруженных подданных, то во всей структуре будут накапливаться противоречия и накапливаться хаос. Целью социального наследования при развитии является восстановление с добавлением, а при завершении развития и замыкании системы, полное восстановление представлений сил притяжения предыдущих поколений в мозгах следующего поколения. Но чтобы дойти до завершения с абсолютной стабильностью объединения надо пройти не один этапный жизненный цикл.
  В биологической природе устроено так, что носитель силы нижнего уровня всегда сильнее носителя силы уровня верхнего. Это важное условие продолжения объединения с созданием новых уровней. В биологических системах абстрактное понятие силы системного уровня является интегральным. На каждом уровне оно состоит из множеств локальных сил. Например, гитлеровский офицер всегда сильнее профессора физики. От элемента системы верхнего уровня требуется обладать способностью к созданию значительно больших объединений, чем для элементов нижних уровней, причем одним из качеств таких объединений является умение разделять устойчивые объединения нижних уровней, замыкать их на внешние условия, которые являются внутренними условиями верхнего уровня, и нейтрализовать. Т.е. внутренние условия элементов высших уровней должны быть более богаты, обладать большим числом внешних связей, чтобы обеспечивать рост объединения. Если в вышестоящих элементах не находятся такие способности, то их уничтожают элементы нижнего уровня. Получившие социальное преимущество элементы нижнего уровня в организационных условиях большого количества верхнего уровня сначала создают рост своего объединения, который всегда запредельный для их уровня, что приводит к уничтожению связей верхнего уровня, и потом следует внезапный катастрофический распад до нескольких объединений нижнего уровня, ставших теперь верхними. Это раковый процесс. Этот процесс распада необратим после уменьшения влияния элементов верхнего уровня до критического количества. В биологической природе и в истории людей огромное число конкретных примеров. В Западной Европе образование играло роль передатчика информации в следующее поколение ("учись мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни"), поэтому это не только замедляло распад, но и знати позволяло при ощущении кризиса на спаде цикла найти выход. Подчеркиваю, позволяло представителям верхнего уровня, реальным, а не номинальным, т.е. взобравшихся на должность без необходимых знаний по наследству, силой стаи или за деньги, а не по обладанию внутренними способностями к большему числу внешних связей. В отличие от Гитлера, Сталин в условиях отсталой Российской империи как раз соответствовал требованию достаточности связей. Описанная в этом абзаце схема еще слишком общая для анализа крупных объединений. Она сильно упрощена, но может быть полезной для анализа взаимодействия отдельных участников социальных процессов, производств и обменов, как материальных объектов, состоящих из атомов, так и информации, в современном разделении людей путем воспитания, обучения, блокирования и отбора по способностям, или, как говорят, в разделении труда. В среде людей, когда простолюдин из нижнего уровня проникает из-за отсутствия соответствующих фильтров в верхний, то метод блокировки, прочувствованный им по непродуманной нейтрализации в его уровне, становится для него оружием против носителей верхнего уровня. Нигде в мире жизни кроме людей такое невозможно, а, если и происходит, то такое конкретное объединение не выживает, зато остальные просто живут.
   Силы более низкого уровня используются как отталкивающие, например, физическая у людей. Задачей ведущей части объединения является, где это необходимо, нейтрализация сил более низкого уровня, а в общем случае не допущение их в число сил объединения на более высоком уровне. Юридические нормы ориентированы на использование физической силы к тем, кто из нарушает. В этом их перспективная порочность. Но отказ от применения какого-то вида физической силы в случае логической необходимости ее применения допускает в социальную среду со стороны элемента нарушителя появления таких запретных сил, прямого или косвенного. Например, запрет смертной казни по типу "слышал звон" или неприкасаемость депутатов приводит к поощрению преступников использовать правила избирательной "системы" для достижения безнаказанности, инициирования преступности, ориентированной на выжимание денег, ликвидации сил верхнего объединяющего уровня, что всегда вело к денейтрализации сил нижних уровней. Это абстрактное описание множества процессов разрушения объединений в прошлом, например, неплохо описанный в учебниках процесс разрушения первого царства в Египте или хозяйничанье Гитлера в Германии. Правда, в Германии в верха пришли шимпанзе, которые, понятно, не понимали, что обязанность верхов конструировать структуру объединения, но они даже не осознавали роль денег, и важнее всего для них была иерархическая возня. Чем-то в этом гитлеровская Германия 30-х похожа на 30-е сталинские, но жаль, что не понимают огромной между ними социальной разницы, а ведь это разница между деградацией развитой страны и централизованным развитием отсталой, которую ой, как не хотели и не хотят видеть развитой, по своему недомыслию даже сейчас считая, что они от этого только потеряют. Сейчас Сталина нет, но он, как когда-то Ленин после революции, неосознанно растерялся бы перед сложностью, к которой к семидесятым пришел Советский Союз, не найдя наследников. Слишком быстрыми были изменения, а подготовить людей к ним никого не нашлось. В верхи вырвались денейтрализованные силы нижнего уровня, разрушая свою экономику и теряя свои деньги. Хорошо еще для нас сейчас живущих, что за годы, прошедшие после 1945-го, в Советском Союзе перед нищими народными массами рекламировали Запад, поставив перед простонародьем цель не рваться к власти, которая была с одной стороны чуть ли не святой, как в Китае, хотя с другой полна отталкивающих проходимцев, а рваться к деньгам, что легче делать, как поняли главари в 90-е, попав в верха, перейдя от банд к депутатству и президентству, тем более у нас это сочетается с общинной моралью. Более того, самые страшные для нас банды - это банды "интеллигентных" из народа главарей вроде первых секретарей, министров, академиков или депутатов, перешедших в 70-е к охоте за деньгами. Но хорошо, что не так, как в Югославии - мы восточнее, и хоть привыкли к терпению, но не знаем, что такое европейская абсолютная иерархия.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"