Черевко Михаил Алексеевич : другие произведения.

Экономика. Немного о понятиях.5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О роли информации и ее носителях, об административной сущности нашего мышления и западных рыночных отношениях, об организации неравенства, о роли комбинаций.

  Четырнадцать лет назад опубликовали мой текст, в котором неоднозначное словосочетание "смысл жизни" я несколько шутливо пытался представить как смысл биологической жизни, задавая вопрос, кому это понадобилось иметь биологические организмы на Земле, естественно, вспомнив заинтересованного в нас Бога. Там с полгода обсуждали, но не задумываясь это все причислили к огромной куче рассуждений о смысле жизни отдельного человека. Поначалу меня удивило, что не восприняли оба значения, и никто не стал их сопоставлять. Наоборот, юными дарованиями было отмечено, что рассмотрение с такой стороны говорит о нарастании маразма. Это все нормально, похоже, что вопрос "зачем я здесь?" мучает очень многих, а насчет жизни вообще беспокоиться не надо: она больше 3-х миллиардов лет существует, поэтому будет такой и дальше, и уж точно при нашей индивидуальной жизни. Мой преподаватель философии в университете говорил, что в отличие от средних веков мы сейчас оптимисты. В этом сообщении я решил поворошить немного тему носителей информации. Тут я снова могу оказаться в похожей ситуации с большими специалистами компьютерной обработки информации, и представлениями, что носителями информации могут быть только устройства, созданные для хранения двоичных кодов. Правда, здесь в самиздате я защищен небольшим числом читающих мои сообщения, а главное, отсутствием комментариев и обсуждений.
  Люди неосознанно и осознанно имеют уже довольно большое число носителей информации. Странно, но я нигде не встретил вопрос: почему нам так повезло, что вообще есть всякие носители информации, а мы способны обучаться их открывать и использовать для определяемой нами информации? Среди моих местных сообщений есть текст "Сказка о развитии людей" с такими словами "Все вокруг нас, неживой и живой мир, наш организм являются носителями информации. В этом я полностью согласен с Глушковым.". Нынешние ученые народ прагматичный, и мне известны три подхода к способам формализации информации. Два из них предложены иноземцами, а третий отражает наше мышление с уходом в высокие сферы. Наверно поэтому отец нашей компьютеризации Глушков не сумел направить процессы в необходимую полноту освоения. Плюс упрощенная феодальная организация инженерных работ там, где в силу специфики неполноты социальных знаний требовалось комплексное сочетание равных партнеров, т.е. требовалось что-то вроде джунглей. Административно-иерархические приемы общей организации годятся только в случае избытка знаний и умения эти знания использовать, иначе вступает в силу закон предела роста или верхи включают торможение упрощением. В отличие от ядерных бомб или конструирования ракет в возможностях вычислительной техники, в тех целях, что она может выполнить, верхи ничего не смыслили, и им наши ученые постоянно "вешали на уши лапшу", свято веря в свой особый путь и с кулаками это доказывая. Поэтому верхи не смогли применить административные приемы. Что касается Глушкова, то он сформулировал правильную мысль, что вокруг нас сплошняком сложные объекты, и во всех них заморожено огромное количество информации. Практическая сторона состояла в том, что он предположил, что любой объект можно представить в виде цепочки кодов. Это только один путь от его мысли к практике, но и он больше для сопоставления себя с другими. Скорее, надо было бы настроить других на отыскание в природе цепочек информации и подготовить их для масс, а затем показать, как эту информацию воплотить в сложных конструкциях-носителях с использованием сложных компьютерных моделей. Во всем, что сделали люди, использованы знания, которые скопированы на множество носителей: зданий, столов, телефонов. Вот эта сторона более естественной оказалась для запада, а у нас для нее требовалось участие административного центра. Ничего в этой организации не изменилось и сейчас во всех так называемых независимых странах. Именно осталось и существует объединение, что можно продолжать называть Советским Союзом, и где будут от неспособности вести себя иначе натыкаться на непреодолимые барьеры и в лучшем случае временами поворачиваться друг к другу. Рыночная торговля, которая западу и многим, верящим в него, кажется панацеей от наших экономических и денежных проблем, в действительности не является причиной западных успехов, а всего лишь результатом административной децентрализации, распространяющейся на производство и торговлю. Более того, важнее для функционирования рыночных отношений есть подготовка мозгов детей и взрослых административно децентрализованными образованием, творческими объединениями, промежуточными связями и другими объединениями, административно включенными как модули. Наши феодалы через эмоции с детства обучены только "сложности" сельской общины с ее сходом, выбирающим пробивного нахала для сохранения иерархической надстройки. Они слепо копируют ее на все нынешние социальные модули. Сами модули возникли у нас не из внутренних потребностей объединения, а их общая форма скопирована с запада. Такое объединение всегда административно: есть администрация будет объединение, нет администрации - кто-то себя предложит. Сталин делал из страны завод. Нынешние атаманы, почувствовавшие собственную уверенность благодаря явному участию или соучастию в уличных подростковых объединениях, и для которых завод чересчур сложная конструкция, пытаются копировать на все стороны жизни общину, которая благодаря уровню их знаний зашла далеко за пределы своего роста. Никогда такая структура не бывает безразрывной и устойчивой, а тем более результативной во внешней среде. Естественно, не могла быть результативной для выполнения всех необходимых работ и сравнимой по результатам с западной структура советской науки. Там, где вмешивалась политическая администрация, был успех. Но, когда надо было поддержать источника идей, то вмешивались научные феодалы и успешно его изолировали, выдавая для администраторов понятные тем показатели о себе. Это стремление понравиться тем, кто выше в общине, закладывается в нас с пеленок. У англичан тоже есть свой вывих детского воспитания, что привел их к децентрализовано модульным связям, типа сетевых, и в материальной жизни к рыночным отношениям. Они создали капитализм, который по ходу развития феодализма является его высшей формой. Англичанами могут быть только англичане с их способами отбора в верхи.
  Четыре года назад в Канаде издали книгу, в которую я собрал часть того, что было мной выставлено в Интернете и в сборниках конференций вуза, где я работал. Я назвал ее "Организация неравенства". Скорее всего, такое название не понятно, и вряд ли кто-то связал его с содержанием. Понятно, что эту книгу предложили мне издать не ради ее содержания, а из-за того, что цена покупки даже одного экземпляра больше себестоимости печати и пересылки, а кроме меня ее никто не купил. Вот сейчас напишу об этой организации неравенства. Не знаю, многие, большинство или почти все, верят в то, что существует Бог. Это существо преподносится церковниками разных верований в виде человека, как и инопланетян. Вернее, в каждом веровании в виде своего человека. Делается это для массового экземпляра человека. Это понятно, нарисуй богов в более простом виде, как это делали в древности в разных племенах и по-своему, было бы просто невозможно создать что-то общее для всех. Кроме того, представления людей уже 2-3 тыс. лет тому не позволяли отнестись серьезно к множеству богов очень похожих на людей и вызывающих подсознательное подозрение, что они с людей и скопированы. Более сложные описания могут быть восприняты лишь небольшой кучкой интеллектуалов, а ведь нужно было создавать объединяющую силу для как можно большего числа людей. Но и тут, так как сложность позволяет создавать много вариантов, не будет единодушия, например такого, как в физике, и в этом смысле науки заставляют подумать. Собственно, мы это вавилонское столпотворение видим на примере множества церковных конфессий, так как сами мудрствования даже одного автора в статьях Библии уже касаются сложных и абстрактных тем, что приводит к различным толкованиям, отталкиванию толкователей друг от друга и нередко вражде двух армий их фанов. Поэтому во времена появления Библии и восточных церковных направлений удачным было представление Бога в человеческом, понятном и близком всем, образе, с прилагаемым объяснением: "по образу и подобию". Это близкий и часто используемый в быту трюк смены направления на обратное. Я не ставлю себе цель собрать на себе внимание масс и не собираюсь создавать новый образ Бога для нынешних насыщенных информацией после многих лет самообразования и реального образования читателей, если я для них есть. Такого бога я представляю в виде пространства, которое породило или дало приют атомам и другой мелочи. Очень приближенной моделью может быть озерцо или лужа с водорослями, бактериями и лягушками, но это одна из сторон. Другую сторону показывает представление бога в виде матрицы, с которой копируются сложные структуры атомов, а затем и всего остального, разделяя процессы внутреннего комбинирования и внешнего вмешательства. Здесь можно пойти по пути выдумывания разных вариантов. Например, сложность последовательно нарастает в объединениях, передавая информацию от матрицы, через атомы, кристаллы, притяжение и т.д., или через атомы и биоклетки в наш мозг. При таком представлении, чем больше промежуточных шагов, тем больше вероятность потери информации. Тогда можно придумать, что такие сложные конструкции, как биоклетка и наш мозг, созданные по схеме каких-то частей матрицы, периодически резонируют с матрицей, получая от нее инструкции. Я не хочу заниматься разоблачением Бога и секретов его связи с нами. Более того, ни я, никто другой не сможет, будучи сложенным из атомов, находясь во Вселенной, выйти за пределы нашего материального мира, поэтому нам не дано узнать многое или даже большую часть того, что сделало нас и что нам помогает. Конечно, узнать своими силами. Именно по этой причине внутри Вселенной невозможно саморазвитие. Но элементам разных структур позволено и от них требуется проводить эксперименты и создавать внутренние комбинации. Некоторые из таких комбинаций оказываются близки к резонансам с матрицей упорядоченного пространства. Цель перед нами - найти все возможные внутренние подчиняющиеся нам комбинации. Создание новой комбинации, например, автомобиля, это не саморазвитие. Что касается неравенства, то попытаюсь связать достигнутые сложности в нашем мире с растущей неоднородностью и правилами создания таких неоднородностей путем растущего разнообразия свойств элементов и сил притяжения между ними. Мне на этом пути ничего не надо доказывать. Биологи уже давно обнаружили, что несколько простеньких, иерархично сложенных атомных структур, объединяясь в разных комбинациях, отличных друг от друга, т.е. неравных, неодинаковых, с помощью таких неоднородностей насоздавали кучу притягивающих сил и сверх сложных для нас объединений. Может, все, что я пишу, уже всем известно, но тогда моя информация тривиальна. Но пишу я с ожиданием, что в ней есть небольшая доля неизвестного, т.е. неопределенность, что, согласно Шеннону, и есть информация. Это было бы идеально.
  Вокруг нас бывают комбинации, что приводят к усложнению структуры объединенных элементов, присоединяя другую структуру из таких же элементов, в результате случайных переборов, специальных условий или используя знания для уменьшения переборов и создания условий. Если с такой сложной структурой нам людям приходится разбираться, то мы тем больше узнаем, чем больше для нас в ней информации. Количество информации далеко не всегда прямо пропорционально материальному количеству, например, атомов. Даже не стану приводить примеры таких структур - их полно вокруг нас, плюс повторяемость из-за вставленного во Вселенную закона копирования (не мог же он возникнуть случайно). Люди уже сделали первые шаги: создали инструмент комбинаций, т.е. математику, накомбинировали кучу физических процессов, создали информационно насыщенные производства и производят устройства со сложной структурой. Назову такое комбинирование положительным. Естественно, отрицательным комбинированием является разрушение сложной структуры на более простые уже независимые предметы. Тут тоже есть свои правила, которые надо знать тем, кто не хочет допустить разрушения, вероятность которого при допущении случайных сил нижнего уровня очень большая. Черепки несут много информации для пытливого ума, но информация о назначении того объекта, в который они были включены, потеряна, и без дополнительного знания определить это назначение невозможно. Отрицательная комбинация - это комбинация с потерей информации. Можно возразить, что разрушения происходят сами собой, что они объективны. Условия, в которых мы живем, это тоже комбинация, но созданная не людьми. Это очень сложная комбинация, и люди пока еще познакомились с очень небольшой частью условий, в основном физических. Вероятность самопроизвольного появления подобных комбинаций исчезающе мала, как и комбинаций, которые называют словом жизнь. Такие комбинации в условиях Вселенной наращиваются модулями, и требуют при скачкообразных переходах усложнения (квантовых переходах) внешнюю информацию, а при внутреннем росте создания оптимальных комбинаций. От людей также требуется рост, причем, если для биоструктур в основном рост биомассы, как основного носителя информации, то люди закладывают информацию в создаваемые конструкции, разнообразя, организуя неравенства, как из комбинаций материальных объектов, так и свои способности и структуры своего объединения. Все это положительные комбинации. Способность создавать комбинации и сохранять достигнутые заложены в инстинкты биологических конструкций, в том числе в людях. Все сложные системы являются сверхструктурными. Сверхструктурность можно сравнить с трехмерным пространством, а освоенные нами для передачи информации логические цепочки с одномерной осью. Но это только для того, чтобы показать различие. В наши феодально-рабовладельческие времена люди освоили именно логические цепочки. В силу правил близкодействия элементы структуры взаимодействуют попарно, а это цепочное взаимодействие. Именно оно отражается в мозгу логической цепью, как простейшим средством построения картины мира, и использовано мозгом в виде инструмента для передачи абстрактной информации, сформировав специальный модуль - сознание. Первые люди, так сказать осознавшие это, т.е. первые, у которых зародилось сознание, были во времена перехода к феодализму интеллектуалами, и имели наибольшие шансы передать детям свои способности наращивать интеллектуализм. Они становились знатью. Развитие человечества - это развитие знати. Мне встречались мнения, что успехи запада создавались мужчинами старше пятидесяти, которые всю жизнь самообучались. Именно эти люди со сверхструктурными представлениями своей среды находили нужные решения, делая ее сложнее. Если эти люди не передают эстафетную палочку развития таким же, как они, то приходят на их место те, у кого их решениями руководит логически ориентированное сознание: они выбирают логику оправдания своих желаний, внося упрощения и разрушая сложность. Это тоже комбинация, но комбинация, направленная на внесение упрощения, а она всегда приводит к потере информации. Именно поэтому я называю разрушение с потерей информации отрицательной комбинацией. Логика штука хорошая, но область ее определения не бесконечна, а как основа принятия решений по изменению социальной среды вообще незначительна. Логика предназначена для общения, и не является инструментом для решения социальных задач. Последние 350 лет люди в социальную среду вносили непрямые социальные решения, в основном посредством технологий. На прямых социальных вмешательствах строятся запреты. На логических решениях создавались юридические правила, ставшие основой централизованных государств, затем вводились первые экономики. Переход к логическим выводам возвращает административный аппарат объединения к временам появления феодализма. Одной из попыток это избежать - западная избирательная система в комплексе всех остальных сложных условий. Эти сложные условия кажутся возникшими стихийно сами собой и поэтому с автоматическим восстановлением устойчивости. В действительности до средины 20-го века их изменения и коррекция проводились людьми. Всего западного комплекса условий нет нигде в слаборазвитых, пусть развивающихся странах, в том числе России. Простое логическое решение по копированию западных модулей не создаст комплекса условий, аналогичного западному. В 80-х польский президент из генералов принял логическое решение скопировать с помощью запада телевизионный завод, но это не дало на те времена стране преимуществ в продажах телевизоров и не стимулировало создание всего инженерно-технологического комплекса производства телевизионного оборудования. И уж никак не удастся, копируя платье красавицы, создать внутри его другую красавицу для себя, т.е., что ни копируй, все равно будешь пасти задних, и никогда это не станет причиной появления людей, умеющих усложнять и корректировать условия. Обезьянничанье в 90-е так чтимого в России сына Гайдара никак не изменило советской основы России и заставило уже в 21-м веке вспомнить советские военные цели. Отдельным вопросом является обучение и, в частности, обучение на западе выбранных депутатов, командиров "бизнесов" и детишек - здесь свои правила. Кое-что можно подсмотреть в Японии и Советском Союзе.
  В джунглях и рыночных отношениях использованы отрицательные силы. Природа таким силам в джунглях нашла нейтрализующие процессы. Административные структуры запада старались найти и находили способы нейтрализации таких отрицательных сил в их рыночной системе, используя запреты, например, антимонопольные или параллельных процессов, сбор и обработку статистических данных или созданную на денежной проекции процессов обмена товаров формализованную финансовую систему. С того, что имеет запад, есть что копировать. Но это не внешние формы и желаемые удовольствия, а фильтры для людей. Вернее, часть необходимых фильтров. А другая часть находится здесь. О рефлексе понравиться главарю иерархии. Это заложено в наших общинных рефлексах. Именно общинных. Из общего числа сообщинников у части их это желание понравиться с помощью логического вывода становится стремлением обратить на себя внимание удаленного начальства. Конечно, эти люди появились уже в среде сложных внесенных в нашу среду отношений, внесенных когда-то монголами. Отмечу, что само удаленное начальство и рефлекс понравиться у монголов были их социальным достижением, принесшим им тот успех, за который их помнят. Эта удачная находка за два века монгольской школы сделала Россию особой цивилизацией. В России на монгольский манер была создана административная система, а, начиная с Петра I, форму ей стремились придать западную. Из инициативных обращать на себя внимание ребят всегда находились те, что использовали способ обратить на себя внимание запугиванием общинной массы. Обратить на себя внимание перерастает, правда, у небольшого числа защищенных от наказания, в стремление издеваться над другими, например в виде грохота мотоцикла - быдло стерпит. Но тут начинается другая тема копирования позитивных или не совсем негативных структурных особенностей запада.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"