Чернавских Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Об Окуджаве и немного о шестидесятниках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд на творчество.

  Основной период творчества Булата Окуджавы приходиться на "мирное время". Его относят к поэтам-шестидесятникам. Несмотря на спокойствие и советскую стабильность, Окуджава исполняет не только философские, пейзажные авторские песни, но и гражданские, в которых затрагивает тему войны. К таким стихам можно отнести "Сентиментальный марш". Точная дата написания неизвестна, приблизительно 1957 год. Год после двадцатого съезда ЦК КПСС.
  
  Почему так важен этот съезд? Мать Булата была причислена к врагам народа, потому что ее муж был заподозрен в троцкистском заговоре. С 1939 по 1956(17 лет!) она была дважды судима и дважды отправлялась в ссылку. И, наконец, в 56 году она и ее сын были реабилитированы - они могли переехать в Москву.
  
  Это было время активной работы. Время переосмысления и принятия. И многое из пережитого легло в основу стихов.
  
  "Сентиментальный марш"
  
  Основой стихотворения стала темаГражданской войны. В пятидесятые и шестидесятые к этой далекой войне относились однозначно. Люди знали Чапаева и Буденного, знали, что красные "хорошие", а белые "плохие". Все было просто и однозначно. Многое было забыто и затменено событиями Отечественной войны. Но Окуджава возвращает читателя к событиям "той далекой, Гражданской". Возвращает в самое начало истории советского государства, в исток всех последующих бед. И оттуда, из глубины истории Окуджава произносит свою речь, обращенную к надежде. Речь его проста и порой разговорна, что лишает произведение агитационного лоска, вездесущего в годы написания. От этого стихотворение кажется почти личным, несмотря на свой жанр. Но в простоте сокрыт жизнеутверждающий посыл: "Надежда я не предам тебя". Лирический герой надеется на мирную и спокойную жизнь в первой строфе, во второй уже под страхом смерти, когда "смерть распахнет свои крыла", герой надеется, что последняя граната не настигнет его, и даже в третье строфе, будто смиряясь со смертью, герой продолжает надеяться.
  
  В Гражданской войне Окуджава видит прообраз последующих событий, несущих множество бед, но Окуджава выводит на первый план надежду и в ней находит и покой, и опору.
  
  Также силен и ярок образ трубача, что готов сыграть "отбой". Трубный глас - символ мира, окончания войны - в ожидании которого находится весь мир.
  
  А стержнем стихотворения является парадоксальность двух несовместимых моментов. Марш - это музыкальный жанр, тесно связанный с военной тематикой, в марше нет ничего лишнего: все строго и точно, почти бесчувственно. Но марш Окуджавы совсем иной: личный, проникнутый чувствами и будто осуждающий войну. Неслучайно Окуджава создает подобный оксюморон. Возможно, поэтому это произведение имеет такой сильный характер и запоминающиеся моменты. Кстати, последняя строка:" и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной" стала вполне самостоятельным афоризмом.
  
  Сам Булат Окуджава называл себя: "поэтом с гитарой". Но прежде всего он был поэтом, гитара была лишь аккомпанементом и усиливала голос и интонацию, но не была самостоятельным рассказчиком трогательных историй. Обычным для его стихов является настроение тихой грусти и даже печали. Тяжело найти в его творчестве веселые и радостные песни. Если песни и игрались в мажоре, то это было вызвано чувством некоего светлого спокойствия, но не радостной бурей.
  
  Но простота мелодий их гибкость пришлась по вкусу многим. В наши дни на музыкальных вечерах, да и на простых посиделках с гитарой можно услышать "Виноградную косточку" или минорную композицию "Бери шинель".
   Поэты-шестидесятники внесли больший вклад в искусство. Прежде всего они популяризовали "новые" стихи и авторские песни. Они переосмыслили в своем творчестве многие проблемы XX века, в частности военные годы. Шестидесятники пошатнули застойность Советского государства. Ну и самое интересное и важное для меня: Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор и другие поэты-барды способствовали развитию независимой музыки и вдохновили многих молодых людей, которые через десять-двадцать стали музыкантами и создали нечто уникальное, называемое "Русский рок".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"