Чернецкий Михаил : другие произведения.

Еськов: "Утопия была достигнута"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Михаил Чернецкий, апрель 2007, mike@mega.ru
Еськов: "Утопия была достигнута"
http://zhurnal.lib.ru/c/cherneckij_m_g/eskov-utop.shtml
 
      Продолжаю цикл статей о жизни в СССР. Сегодня - отзыв (фрагмент интервью) ученого-зоолога-палеоантолога и писателя-фантаста Кирилла Еськова. Полностью его интервью тут: http://fan.lib.ru/e/eskov/text_0170.shtml
      Наверно, мало кто из культурных людей находит общественное устройство Советского Союза идеальным.
      Чуть больше тех, кто сочтет СССР флагманом научно-технического прогресса. Еще есть точка зрения, согласно которой "Совок" - первый блин, который комом - и в плане техники, и в плане "прав и свобод" - но в перспективе нам светил пресловутый "Полдень 22 века". Поколение, пережившее нескольких "Великих Генсеков", отмечает, что к тому все шло... а вот куда пришло бы - нам теперь уже не узнать.
      Все это - вопросы крайне спорные. Но одно бесспорно: СССР обеспечивал невиданный доселе психологический комфорт типа: "мы работаем на страну - страна заботится о нас". Особенно тем, разумеется, для кого "служение обществу" - не пустой звук, и наоборот, пустым звуком являются понятия предприимчивость, карьера и "устроиться в жизни". Впрочем, последнее - тоже не пустой звук, а очень даже "полный" - полный страшного смысла. Потому что страна, где без "устройства в жизни" не прожить (простите за каламбур) - это страшная страна - мы ей не нужны, и она не нужна нам.
      Но вернемся к Кириллу Еськову. Его текст как раз посвящен соображениям, изложенным в последнем абзаце.
 
__________________ http://fan.lib.ru/e/eskov/text_0170.shtml
Корреспондент:
Немало бед принесло людям собственное стремление к справедливому социальному устройству. Достижима ли Утопия, на Ваш взгляд?
  
Кирилл Еськов:
По мне, так Утопия была в свое время вполне реально достигнута - я ее даже сам застал (хотя и на излете). Она, кстати, всесторонне описана в художественной литературе - что в "Понедельнике...", что в Куваевской "Территории" (у меня, кстати, они так и стоят рядышком на той полке, где живут "книжки, без которых плохо болеть"). Я имею в виду, что в Советском Союзе, доэволюционировавшем в послесталинские времена до стадии " вегетарианского тоталитаризма", для Науки (которая была единственным козырем страны в ее борьбе с Западом за военно-стратегический паритет) воздвигли невиданную в человеческой истории "Башню из слоновой кости". Для обитателей Башни наука была не способом заработка, а Служением, так что они действительно были согласны с известной максимой "Жизнь дает человеку только три радости: дружбу, любовь и работу", а понедельник действительно начинался для них (нас!) в субботу.
   Мне на это наверняка скажут, что сия утопическая Башня может существовать только в таком сословно-кастовом, средневековом по сути дела, обществе, как советское. В стране, где податные сословия безропотно оплачивают любую барскую придурь (от Башни до братской Анголы), сами живя в бараках с удобствами во дворе и ездя на экскурсии в Столицу "колбасными электричками", а тех, кто с таким положением дел не согласен, сажают в тюремные психушки или выпихивают в эмиграцию. И это, конечно, верно... Но однако ж, поскольку сами пассажиры тех "колбасных электричек" нынче довольно дружно голосуют за возврат тех ужасных совковых времен - уж мне-то, обитателю Башни, отчего б не поностальгировать? Тем более, что податные сословия ("ботва", как их ласково кличут поборники демократических ценностей из числа комсомольских работников) давно сообразили: единственное, что изменилось лично для них - это что они нынче оплачивают не Башню, а багамские виллы означенных поборников...
...Когда дипломники и аспиранты новой, постсоветской, генерации слушают наши экспедиционные байки тех былинных, понедельнично-субботних, времен - вроде того, как мы, оставшись без транспорта, перебирались вплавь через осенний Витим и тащили потом вдвоем через перевал набитый каменюками неподъёмный вьючник, или как нынешний директор Путоранского заповедника Граф в студенческие времена зарулил совершенно немыслимый одиночный маршрут по горной тундре, со скальными работами и сплавом, чтобы сфотографировать отёл краснокнижных снежных баранов, - ребятишки те глядят на дяденек с каким-то не то опасливым, не то участливым недоумением: ну, и нафига оно вам было надо - гробить здоровье и рисковать жизнью в тех маршрутах?
   И вот тут, грешным делом, припоминаются мне такие же по сути, ностальгически-энтузиастические, рассказы очевидцев предыдущей, Сталинской, эпохи. По мне, так вся тогдашняя Индустриализация, на костях зэков и на надорванных пупах колхозников, была в лучшем случае - дурью, а в худшем - преступлением без срока давности. Но, может, для непосредственных участников тех событий всё это и вправду выглядело (и было!) совсем иначе? И что я просто не способен понять этих стариков-"сталинистов" - ровно так же, как те аспиранты из поколения "Твикс: съел - и порядок" никогда не поймут нас с Графом?
_____________________

   Что тут можно добавить? 
   Это интервью, как и другие статьи Кирилла, красноречиво подтверждают известные истины: против натуры не попрешь, из шкуры не выпрыгнешь, и, если уж достались детали пулемета, то швейная машинка из них никак не получится.
   Еськов прежде всего - писатель-фантаст, и здесь он по привычке построил некий фрагмент "альтернативной истории" - описал "живущее в бараках податное сословие". Так и видится бессмертный образ крестьянина со страниц "Путешествия из Петербурга в Москву", который дни и ночи вкалывает на чистенького барина-ученого, лениво выводящего "тонкие линии чертежей, уходящие в бесконечность"(с). Не выпуская из левой руки батон колбасы, за которой крестьянин в обеденный перерыв вынужден мотаться в означенные Питер или Москву.
   И только читатель проникается драматизмом ситуации и начинает думать, что он "в картине понял все", как писатель закручивает "свой мир" еще более тугим узлом. Абзацем ниже оказывается, что "обитатели Башни" (ну конечно - Лукьяненко в "Черновике" отмечает это обстоятельство: нормальный мужик всегда представляет идеальное жилище в виде фаллической постройки :)))... так вот, обитатели Башни тоже не пальцем деланы - пока несчастные "податники" катаются на электричках за мясными деликатесами, они с громадными рюкзаками переплывают сибирские реки ради фотографий "краснокнижных баранов". Под девизом: "Понедельник - в субботу" (в смысле - без выходных). Это - уже крутая фентези - остается только заменить "краснокнижных" на "чернокнижных" или, например, "алокнижных".
   Но и это - не все. В еськовском Мире еще имеется секта некромантов-мазохистов-сталинистов (может, "сатанистов"?), которых умиляют "надорванные пупы колхозников и кости зеков" (напомню, что многим последователям дедушки Толкина не хватает орков и эльфов - бродят по их книгам киндеры с гуррами и колхозники с зеками - не путать с зоками). Причем противопоставляются эти сектанты адептам ордена кадавров "Твикс" с девизом "съел - и порядок".
   После этого, наконец, автор заканчивает артподготовку и ставит деморализованому читателю вопрос ребром: "так чья правда круче?"
 
   Как известно, вопросы настоящего мастера вечны, поскольку не имеют ответа. Поэтому я бы поставил другой вопрос - по-проще: что общего между этим эссе и реальным эсссер (опять же простите за каламбур)?
   Мой ответ неоригинален - спросите любого толкиниста, начитавшегося книг о кровавых похождениях героев некоего "католического писателя" (интересно, кто в это время на этих героев вкалывает промеж тамошних "Питера и Первопрестольной"?), а хотите - поклонников Фрая или Роулинг - об их почти столь же одиозных мирах. И они вам ответят: В ЭТОМ МИРЕ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ. Потому что без него, как отмечает Кирилл, "плохо болеть", хотя последнее слово в этом афоризме, на мой взгляд, лишнее.

   Со сходством мы вроде разобрались - осталось рассказать, чем СССР _отличается_ от описанного Кириллом Мира.
   Прежде всего, в СССР нет (или почти нет) некромантов, которым симпатичны "надорванные пупы и мертвые кости" сталинского образца. А есть небольшое количество энтузиастов, которые в разные эпохи абсолютно добровольно переплывали реки с рюкзаками или строили Магнитку. Они друг друга понимали и понимают, и никакого противоречия меж ними нет - это фантаст сгустил краски, чтобы заинтриговать читателя.
   Кроме них в СССР живут более ординарные личности, для которых между субботой и понедельником умещается по крайней мере одно воскресенье. Магнитку они, как правило, в статусе "комсомольцев-добровольцев" не строят, а горные реки переходят по пояс в ледяной воде лишь в турпоходах - не славы Отечества для, а баловства ради. На касты они не делятся - тихо-мирно вкалывают на своих рабочих местах, дают стране угля того или иного свойства - от кирпичей до формул - по заданию непосредственного начальства. По сути каждый из них может ощущать себя Служителем али Палладином в пресловутой Башне ("Мы делаем ракеты и перекрываем Енисей!"(с)), а может и не ощущать, если не позволяет фантазия или нет настроения. Они могут ездить за салями в Елисейский гастроном, а могут обходиться сырком или "Докторской" из ближайшей молочной (сам я предпочитал вкушать салями в театральных буфетах - для лучшего усвоения плодов искусства, а в молочной брал грудинку).
   Ну и, конечно, антигерои (как же без них?). Сантехник, который пол-дня бухает, а другие пол-дня вымогает деньги у пенсионерок, и "волосатоухий тунеядец" - он, как известно, "прибыв из командировки в бесконечность, берет отпуск по состоянию здоровья" (с). То есть и тут "податное и неподатное сословия" проявляют трогательное единство - дружно паразитируют на первых двух категориях граждан. Кстати, сейчас эта категория продолжает заниматься тем же самым, но на более высоком уровне - моя квартира с кривым полом и дверями (после кап.ремонта) - наглядная иллюстрация деятельности бывших антигероев-"податников", а в "эксплуатирующей дом организации" с их ломовыми ценами и утерянными документами ясно просматриваются черты любителей командировок в бесконечность.
   Короче, героическое фентези на фоне кастового мира никак не вырисовывается - герой, который явится в реальный СССР, будет долго бродить с мечом наголо - искать, кто тут "податный", кого тут ослобонить.
   Да, чуть не забыл: главная фентезийная декорация - "бараки с удобствами во дворе". Наше с Кириллом поколение, "заставшее Совок на излете" - увы - в этой "сказке" пожить не успело. По крайней мере, "ан масс". Как пелось в одной диссидентской песенке, "давно уже расстались мы с цепями - нам, слава богу, есть, чего терять".

   "Так что же он нам голову морочит?!"- воскликнет иной читатель, и будет неправ. Ибо сказка - ложь, да в ней намек - добрым мололдцам - урок. Если оные молодцы умеют фильтровать зерна от плевел, а фантастический антураж - от этого самого "урока". Что особенно просто сделать, когда автор, не надеясь на способности "молодцев", русским по белому формулирует сей "урок" в первой же фразе: в СССР была построена Утопия. Для всех сословий и прослоек. В самом прямом смысле.
   Так почему бы - добавлю от себя - ее не продолжить, а заодно - удовлетворить свое любопытство по части перспективы "Полдня 22 века"?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"