Чернин Михаил Матвеевич : другие произведения.

Ностальгическое 4 фрагмент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Ностальгическое (четвертый фрагмент)
  
  После длительного перерыва решил все же опубликовать остальные части своего "походного" дневника 1967 года, когда мы с женой совершили путешествие по Волге и Каме, побывали в Красноярске и Дивногорске, Иркутске и проплыли пять дней на кораблике по Байкалу...
  
  18 июля
  
  В воскресение в Перми было тепло, а в понедельник с утра налетели тучи и начался ливень. Так что садились в поезд между ливнями.
  Вечером проехали Свердловск. Парень, севший в Свердловске, сказал, что все четыре дня, которые он находился в городе, шли сильные дожди.
  И, правда, небо было мрачно-серое, по всей дороге лужи и дожди. В вагоне - не жарко, даже прохладно.
  А сегодня с утра( уже проехали Тюмень, Ишим) солнце, и небо синее. В вагоне теплее, чем того хотелось бы. Сейчас 11 по Москве, 13 по местному.
  Ветер слабенький, такой и одного листика не украдет с дерева. Местность равнинная, огромные поля по обе стороны железнодорожного полотна, окаймленные деревьями, невысокими, лиственными. Поля желто-зеленые от трав излаков, необозрымые равнины во все четыре стороны, без единого холмика. Травы скошены и уложены в стопа. Лишь деревья, бессистемно появляющиеся в разных местах: вдоль полотна, вблизи и вдали, у горизонтиа оживляют пейзаж, типично российский и совсем непртязательный.
  Дорога "переносится" легко, хотя и жаль отпускного времени на длительный калейдоскоп. Железная дорога должна отнять у нас из 32 дней отпуска 8 ( ровно четверть). На воде все было иначе: не хотелось уходить с палубы, упустить что-либо из дороги. Здесь же лениво смотришь в окна и спишь, как суслик. И дело не только в том, что ландшафт скуп и однообразен. Главное - нет контакта с природой.Тебя поместили в металлическую клетку со стеклами и проносят с дикой скоростью с запада на восток. Остановки, которых бесчисленное множество, ничем не примечательны. Поезд стоит на них неизвестное время, выходить из "клетки" опасно для себя.
  Вагона-ресторана почте не требуется, а мы огранчены в своих съестных ресурсах. Сели вчера с двумя банками сайры, банкой ставриды, килограммом яблок и помидор, пол кг. огурцов и одним батоном. Весьма скудный рацион на три дня. После обильного насыщения в предыдущие дни. Хорошо, вчера утром добротно ( с мясом) поели в кафе.
  Женька -"психозная баба" меня из вагона не выпускает и сама не выходит. В Свердловске можно было чего-нибудь прикупить, но никто не знал, сколько времени будем стоять ( а стояли минут сорок). И мы не вышли.
  Теперь впереди Омск.
  По дороге ничего не продают. На какой-то остановке ( кажется, в Ишиме) продавали малосольный сморщенный огурчик за 20 копеек. Мы проигнорировали.
  17-30 ( 20-30). Весь день было жарко. К вечеру ( после Омска перелез на соседнюю верхнюю полку ( дует!)
  Омск - неинтересный город ( во всяком случае, из вагона). И вообще вся сегодлняшняя дорога - скукота и только. Сплошное разочарование от Сибири.
  Совсем не так я представлял себе ее, мне она казалась в мощных лесах и горах. А вместо этого целый день скучная равнина, типичная средняя полоса. Словно под Тосно в Лениградской области. Этри разочарования в дороге создают соответствующее настроение по поводу Красноярска и Байкала. Не переоценили ли мы свои надежды7 Не окажутся ли эти места менее интереными? И стоило ли тратить на все это столько времени и денег.
  Действительно, создалось ощущение, что первые 12 дней отпуска ( Ленинград- Пермь по Волге и Каме) - чрезвычайно насыщенные и интересные дни, каждый из которых приносил что-то свое и отличался от предыдущего, и в сумме этих двенадцати дней хватило бы на весь отпуск и в смысле впечатлений, и в смысле отдыха. А вчерашний и сегодняшний дни не прибавили никаких открытий, кроме известного разчарования в пути. Более того, эти дни поставили знаки вопросов и сомнений в плане предстоящего будущего, ради которого все затевалось. Ибо Волга и Кама - лишь элемент того целого, ядром и смыслом которого считали Енисей и Байкал. Было бы очень печально, окажись наши сомнения реальным фактом через несколько дней.
  Дорога (железнодорожная) имеет и другой недостаток - не дает отдыха, скорее отнимает его. Ибо однообразие, "помещенность в клетку" не только сами по себе не могут создать условий для отдыха, но и создают беспокойство по поводу "убийства" времени, столь ценного в этом одном месяце в году...
  В Омсе после короткого боя с Женей я вылез и мы получили дополнительную пищу в виде колбасы и булочек. Кроме того, перед Омском купили горячую картошку с луком. Так что сыты. Но эта сытость не позволяет успокоить "души". Души, которым осталось 19 отпускных дней из 32-х, но которые внезапно ощутили окончание отпуска и посдедующие 11 месяцев работы и быта...
  Рано, очень рано стали возникать эти грустные мысли. Такое оычно наступает при возвращении из отпуска. Этот проклятый поезд создает именно такое ощущение. Ощущение конца отпуска.
  А ведь мы едем в самое интересное, столь долгожданное и мыслимое лишь в мечтах и надеждах. И столь велико опасение разочарования в этих планах, что приближение к Красноярску вызывает подсознательный страх в крушении наших надежд.
  
  19 июля
  
  8 (12) часов. Станция "Тайга". Ложимся спать по местному времени, просыпаемся по московскому. А проще - спим, сколько влезет. Ибо в Красноярске предстоит ночь без сна. Рано утром до 3-45 ( 7-45) были в Новосибирске. Это время не спали. Очень близко осмотрели вокзал и улицы с вокзала. Отличные застройки, широкие улицы, красивый вокзал. Хороший вид на Обь с моста. В этом городе хотелось бы задержаться.
  Кончились степи скучные и однообразные. Настроение несколько улучшилось.Много улучшилось. Сегодня вечером будем в Красноярске ( кончится это заключение в клетке). Погода ( тьфу-тьфу) хорошая, хотя небо в пелене, но солнце. И не так уныло смотреть в окно - лес куда приятнее для глаз нежели бесконечные степи...
  11 ( 15) часов. Небо, словно в дыму. Рассеянные жаркие солнечные лучи парят воздух и землю. Такое впечатление, что здесь, в Красноярском крае, дождей не было больше месяца. Тетя, севшая в наше купе в Новосибирске, говорит,что в Новосибирской области дождей не было очень давно, и потому травы и хлеба низкие.
  Не мудрено, что из вагона, проезжая по Западной Сибири, не видели нчего путного: леса, как такового, которого мы ждали, нет.Западная Сибриь - степи степи, степи. Хотя эти сибирские степи отличаются от казахских, в частности, наличием отдельных групп деревьев, которые располагаются беспорядочными рощицами и островками, а также тем, что кахахские степи ( целина, 1956 год)еще более бесконечны, огненно желтые ( здесь, пожалуй, преобладают зеленые краски). А небо - небо похоже на казахстанское - в дыму от зноя, ожидания и жажды дождя.
  Сам восточносибирский ландшафт, разумеется, более красочен, чем в казахских степях. Не только в смысле разнообразия видов, но и с точки зрения гаммы цветов.
  Однако - и в этом есть наше разочарование - равнины и отстутстивие каких-то холмов и гор ( не говоря об отсутствии мощныхдеревьев, черно-зеленых и сизых, которые мы видели по Каме) не могут способствовать желанию совершать это кругосветное путешествие по железной дороге.
  Надежда на то, что в Красноярске мы встретим большее понимание со сороны природы. Итак, часов через семь Красноярск.
  
  20 июля
  
  17-20 по местнму времени. Московское время выглядит здесь как-то потусторонне.
  День, превзошедший все ожидания. Самый яркий из всех отпускных, когда-либо прожитых.
  Уже вчера вечером, подъезжая к Красноярску( примерно 100 км.), появилось ощущение того, что этот день не будет лишним. В сгущающейся темноте вечера появилась панорама величественных Саянских гор-огромные, бесконечные, в невиданом ранее мощном лесе, еще более могущественные в мраке наступающей ночи. И яркие белые цветы, необозримое множетво пахнущих белых полевых цветов на темной зелени травы и чернеющего леса, поднявшегося ввысь на исполинских горах. Настроение настолько поднялось, что бессонная ночь на красноярском вокзале прошла для меня совершенно бесследно. Спать не хотелось.
  Словно маньяк,жду наступления рассвета, чтобы броситься в сегодняшний день.
  Наконец в половине четвертого ночи рассвело, и мы до 7часов утра "встречались" с Краноярском. И только по иски гостиницы. Притом совершенно бесполезные, отравляли настроенеие неожиданной радости.
  Город, опоясанный контурами высоких гор, скрытых в дымном тумане утра, обещал очень много. Мы полагали, что в городе нет красивых улиц, домов, что он сплошь в домиках, заурядный старый городишко. Такой, как Омск - такой, каким мы увидели его из окна поезда. (Примечание. Много позднее мне пришлось побывать в Омске в командировке. Город понравился мне - особенно его центр).
  Да и в поезде парень-красноярец говорил, что Красноярск - скверный город- в подметки не годится... Омску. Правда, и Новосибирск, по его мнению, хуже Омска...
  Мы увидели большие широкие улицы ( проспект Мира, Маркса и др.), добротные новые дома, магазины, кафе. Множество скверов, садов, деревьев. Чистота, порядок. И все это на фоне бесконечного контура высоких гор, постепенно проясняющихся и раскрывающих свою мощь и красоту.
  В семь часов мы на ракете ( замечу, впервые, в Ленинграде на ракете так и не удосужились) мчимся по Енисею к Дивногорску.
  Эти сорок минут- невиданное волшебство, фантастическое видение "раскрывающегося цветка" гор, сжимающих Енисей.
  Солнечное в облаках небо, рассеивающийся туман; сказочная панорама высоких скалистых исполинов самых невероятных форм и красок, непрерывно сменяющихся, неисчезающих, домов, живописно вжившихся в горах.
  "Величественный Енисей"? Пожалуй, нет. Напротив, смирный, спокойный, уверенный в себе благодаря тесным объятьям гор.
  Саяны трудно сравнивать с другими горами, виденными мною. Можно проводить какие-то параллели между Саянами и Кавказом, Саянами и Крымом, Саянами и Карпатами, Саянами и Уралом. Но каждый раз испытываешь "притянутость за уши этих сравнений. Взятая в отдельности деталь горы, пусть даже самая красивая скала, выступающая где-то посередине разреза горы, выглядит бледно вне всей панорамы, подвластной глазу. Именно в целом Саяны ( как впрочем, и другие горы) выглядят мощными скалистыми горами.
  В Дивногорске нам повезло вдвойне. В этом поистине дивном городе мы неожиданно получили ночлег: Женька в двухместном номере, а я - койку в холле. Женькина "каюта" весьма комфортабельна, чем я также воспользовался. Помылся под "ее" душем - тетя ( "ейная сожмиктельница" не возражала); более того, покинула номер до часов одиннадцати ( пошла в кино).
  Я был свеж, " как огурчик" весь день и вытащил ее днем, в самую жару на красноярскую ГЭС ( ехали от гостиницы в автобусе). Захватывающее зрелище укрощения " кроткого" Енисея, зажатого в "объятьях" гор и преграждаенного гигантской плотиной. Агрегаты еще не вошли в строй, к ноябрю должны пустить два агрегата из двенадцати. Мощность каждой 500000 квт ( таких еще нет в мире, в Братске, кажется, 250000 квт). Строительство ГЭС - огромная площадка на берегу Енисея - производит сильное вречатление. Особенно - сама плотина.Поражает Енисей, который прорывает плотину в нескольких местах ( на данной стадии стройки) и вспенивает белые брызги на высоту, равную почти высоте самих гор. Это колоссальное облако серебристой пены прорывается с такой бешеной энергией и силой, что всякие мысли о спокойствии Енисея тут же исчезают.
  Строители до ноября с начала строительства должны уложить 4, 2 млн. кубических метров бетона - цифра, не поддающаяся никакому воображению.
  В холле гостинцы разговорился со строителем- ленинградцем. Он рекомендовал съездить в Братск, который нравится ему еще больше, чемДивногорск ( особенно тем, что что город не разбросан, прижат к плотине, и тем самым достигается большая цельность всего комплекса сооружений).
  Что касается Дивногорска, то город прекрасно выглядит благодаря особенно красивым горам ( великолепные скалы) и расположению улиц и домов на одном из гористых берегов реки. Единственный недостаток- некоторая разбросанность жилого комплекса. Но улицы отличные, широкие,хороши магазины, кафе. Много зелени.
  Внушительны темпы и ритм стройки: строятся ГЭС, железная дорога, шоссейные дороги, мосты, дома, кинотеатры, магазины. Это так видится в городе, что ты - единственный турист на стойке- чувствуешь себя неловко. Завидуешь этим людям, своими лапами создающими Дивногорск. Вот и сейчас, вечером, в девятом часу, несутся автомашины,работают краны.И, между прочим, по-деловому, без ура.
  Народ разный, но в общем интеллигентнее, чем в обычных городах ( к примеру, в Перми).
  День был великолепный, мы порядка часа нашли для "пляжа"- узкой полоски на берегу у самой гостиницы.
  Хотелось бы остаться здесь, в Дивногорске, на денек для чистого отдыха - позагорать, покупаться, посидеть, полежать ( город мы уже осмотрели и объездили со всех сторон).
  Но мы спешим на Байкал, где не знаем даже, что и каким способом ( транспорт!) будем делать. Поэтому планируем завтра "Столбы",если Женька не свалится, и вечером отъезд из Красноярска в Иркутск. Остаток вечера провели вдвоем в Женькином номере ( отметили любезность тети) и в часов десять по красноярскому времени легли спать.
  
  22 августа.
  
  Я дома, в Ленинграде. Уже вернулся из отпуска и вышел на работу.Мы уже собираемся за границу на 20 дней ( "ден, как говорила новосибирский дядечка) в туристическую поездку в демократическую страну. Я удивляюсь тому, что у нас будет второй отпук, как же его оплатят: ведь мы целиком "отгуляли" первый. Пауза.
  В комнате дядя Александр. Я знаю, что он умер. Но он в комнате - живой. Живой покойник. Такой, каким мы видели его перед прошлым отпуском, перед его смертью.
  Мне как-то страшновато, что он пришел. И я не понимаю, как это могло случиться: ведь его нет в живых. Но он явно этого не знает. Ибо живо ведет разговор, расспрашивает меня и рассматривает стопку книг на столе. И очень часто берет мою руку. У него такая шершавая ладонь, что, ощущая ее, я в страхе замираю: нет, это явь, это не мое воображение, вот так некоторые писатели описывают покойников, являющихся с того света на этот. Мне жутковато, а он держит мою ладонь, и это ощущение "шершаватости" не исчезает. Мне неловко перед ним, но я знаю, что его не должно быть, и мне страшно, и я хочу, чтобы он ушел и оставил меня в покое.
  И я говорю что-то о том, что у меня много дел , и вот эти книги - по работе, придется целый вечер заниматься.
  Он не понимает, вернее, не хочет понимать моих "замыслов" и лениво просматривает книги. И я вижу, что ряд книг не по работе, а художественная литература. И мне неловко за себя. А потом увидел несколько технических книг и обрадовался, что он, увидев эти книги, ничего плохого обо мне не подумает.
  Наконец он собирается уходить. И говорит, что теперь очередь за мной, я должен прийти к нему. Мне же слышится, что он приглашает меня не к себе, себе живому, прошлому, а к мертвецу, настоящему.
  Ощущение приглашения к смерти. У меня эта жуткая ассоциация приглашения в гости - приглашения к смерти вызывает страх. И мне кажется, такое явление живого мертвеца симптоматично, и как бы за этим не последовало чего-нибудь дурного для меня самого или близких....
  Я слышу голоса, щелкает выключатель, зажигается свет в купе. Проводница будит нашего ангарского пасажира.
   И я сам просыпаюсь, а в голове четкая картина последнего отрывка сновидения. И я ( уже наяву) хочу целиком, полностью, сохранить это сновидение - с тем, чтобы его записать. Но "боюсь", что забуду.
   И потому решаю больше не спать, хотя, с другой стороны, быть может, следует спать дальше, чтобы "досмотреть" этот жутковатый сон...
  Сейчас 0-25 ( по местному времени), ночь. Только что наш дядя вышел, мы через какой-нибудь час будем в Иркутске. Начнется последний этап нашего турне... Прошлой
   ночью ( в 0-13) мы выехали из Красноярска ( после трудного дня ходьбы и трехчасового ожидания билетов на 142 поезд ( на 82-ой в 19-03 мы билетов не достали). 142 - проходящий "Москва- Владивосток", специально взял купейные билеты с тем, чтобы бессонные ночи в Красноярске ( до поезда) и предстоящая в Иркутске ( через час) не были так тяжелы.
  Весь день фактичеки проспали и лишь в промежутках между _3"кукладываниями" спать ели и разговаривали, а также смотрели в окна.
  Почти весь день, после полудня, жаркого и сухого, лил дождь. Стало прохладно и ветрено. Нет, в Иркутске ( на Байкале такая погода нас никак не устроит.
  Теперь ( пишу в три часа ночи на вокзале, сидя на скамейке - в бок мне упирается мешок, на кнем спит тетя)
  Коротко о 22 июля.
  Проснулись рано, в 6-30, сели в автобус и около девяти утра были у турбазы, откуда начали свое "восхождение" на Столбы.
  Автобусом проезжали знакомую ( по ракете) дорогу, но на это раз она смотрелась несколько иначе, лучше просматривался один из берегов и горы на этом берегу, но хуже Енисей и другой берег.
   Карпаты ( лесистые горы), но Саяны казались как-то разнообразнее и интереснее. Кроме того, Енисей придавал свой колрит всей картине в целом.
   Столбы, скорее, разочаровали. Сами скалы. Но дорога в гору по тайге ( топали с 9 до 12, едва не свалились от усталости, особенно в конце, когда подъем один другого был круче и труднее).
  Мы видели всего два "камня", вернее, " две груды камней" - громадные, замысловатые фигуры, довольно плохо просматриваемые вблизи в виду их величины и расположения на горе среди деревьев.
  Издали эти скалы производят, пожалуй, даже более сильное впечатление.
  Подобные образования гор мы уже встречали раньше на Кавказе, хотя эти больше по величине,иначе расположены. О скалах красноярских столбов мы слишком много слышали, путь до них нас утомил, мы не увидели "перьев" и других фигур ( увидели две первые - на пути от Красноярска, в восьми км. от турбазы) - потому, может быть, были несколько разочарованы.
  Надо признаться, сами скалы мы осмотрели плохо. Недостаточно - не то слово.
  Мало того, что не увидели многих других скал, очень мало времени "посвятили" тем, что видели. Не были мы и в заповеднике животных.
  Очевидно, восторги тоже имеют предел. После Дивногорска, после 8 км.великолепной тайги ( дороги к скалам) нужно было увидеть что-то сверх большее, чем ожидали увидеть. А увидели меньше. Тем более что устали, тем более что "восторгались" слишком много и долго ( Волга, Кама, Дивногорск и т. д.)
  Вот и сейчас, сидя здесь, в десяткак км. от Байкала, испытываешь некоторый страх, что увидим и почувствуем совсем не то, что ожидали.
  А тайга отличная. Всю дорогу к скалам шли и "глазели" по сторонам. Дорога проходила словно в недрах горы, в зарослях лесного горного массива.
   Вдали - панорама дымчато- синих, дымчато-голубых гор, за Енисеем. А когда шагаешь по тропе- дороге, яркая зелень деревьев и травы.
  И совершенно потрясающий запах тайги - особенно травы. Трава очень высокая, мощная, густая. Деревья травы. Лес трав. И горный родник чистейшей и вкусной воды.
  Прекрасные ( правда, редкие) лужайки в солнце.
  Отличный день, все в чистых тонах.
  И самое ощущение чистоты и свежести запомнилось наиболее отчетливо.
  И... бабочки. Бабочки на дорогах. Бесчисленное количество бабочек, летающих по самой земле, садящихся на ботинки, около ботинок, совершенно "диких". Их можно ловить руками - так их много и настолько они доверчивы и доступны. Бабочки всех цветов, форм и размеров. Встречались очень крупные и необыкновенно красивые.
   Смелые бурундучки - останавливаются в метре от тебя, встают на задние лапы и позволяют фотографировать себя. Словно позируют.
  16 км. прогулка по тайге несомненно запомнится, прежде всего сочность и свежесть леса и травы...
  Светает в Иркутске поздно -без десяти четыре,совсем темно. То же было и в Красноярске до трех тридцати, но в четыре там было все же светло....
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"