Посмотрел фильм Звягинцева "Левиафан" и вспомнил пьесы Вампилова, шедшие в советские времена и всегда удивлявшие меня, почему советская власть разрешает их постановки. Его пьесы лучше любой антисоветской пропаганды разоблачали сущность советского режима, остааясь при этом однми из лучших произведений советской драматургии. То же самое можно сказать и о фильмах Звягинцева, в частности, последнем из них - "Левиафане". Не лишенный определенных недостатков, этот фильм, как никакие другие фильмы постсоветского времени, разоблачают правящий в стране режим в лице ее провинциальной и церковной элиты. Но главное в нем - обычные люди, которые ничем не лучше чиновников, творящих полный и бесконтрольный беспредел. Фильм- предупреждение, однако едва ли он найдет отклик среди таких же, как эти обыватели, людей. И не случайно, что многие из них просто не понимают, о чем это фильм, недоумевают - ведь они сами такие же и не видят ничего дурного в своей жизни. Так что этот фильм ничего не изменит в сознании большинства россиян, хотя, разумеется. не это характеризует его как произведение искусства, о чем пусть рассуждают кинокритики. А я могу лишь констатировать одно - Россия осталась прежней, возможно, даже хуже, чем при Вампилове, когда все же был виден свет в конце туннеля. Фильм о торжестве даже не совка, а хама, возвращающего нас ко временам "Собачьего сердца" Булгакова, где шариковы не намного хуже преображенских.