- Пожалуйста, выслушайте молча. Не бойтесь - я не сумасшедший. Если мои слова будут вам неприятны, я сразу же оставлю вас в покое - дайте только знак. Антракт скоро закончится...
Быть может, вы уже заметили меня раньше, так как я старался обратить на себя ваше внимание еще в прошлом сезоне. Долго не решался подойти к вам, не хватало смелости. Филармония - не самое удачное место для знакомства, но я не знаю, где еще могу встретиться с вами.
Впервые увидел вас на внеабонементном концерте, а потом вы исчезли. Это было два года назад. Но в прошлом году - так распорядилась судьба - мы купили один и тот же абонемент. Вы сидели не очень далеко от меня, в антракте вы не вышли из зала, остались сидеть в своем кресле. И так почти всегда - на следующих концертах. А я трусливо сбегал - боялся подойти к вам и заговорить, а сидеть, не глядя в вашу сторону, было выше моих сил...
Вы, естественно, меня не замечали... Ради бога, не отвечайте. Позвольте, пожалуйста, высказаться до конца, я безумно волнуюсь...
Однажды во время исполнения скрипичного концерта Бетховена, когда посмотрел в вашу сторону, встретил гневный взгляд и решил, что я - причина вашего недовольства. И как же обрадовался, поняв, что вы возмущались перешептыванием соседей ...
Сегодня ночью проснулся и решил раз навсегда покончить с кошмаром ожидания следующего концерта - встречи с вами, когда в очередной раз не смогу слушать музыку без того, чтобы не думать о вас. Поклялся себе, что в антракте подойду к вам... Я подготовил речь, отшлифовал каждую фразу до запятой. И все забыл, едва увидел вас сегодня. Вот вам и приходится выслушивать этот горячечный бред.
Из-за того, что все мои мысли и чувства заняты вами, я не могу слушать музыку, хотя, с другой стороны, некоторые произведения, соответствующие моему настроению, воспринимаю особенно обостренно.
Каждый раз, когда я замечал ваше необычное состояние - достаточно любой детали - ерзанья в кресле, перемены положения рук, наклона головы, - я болезненно приписывал это своему присутствию, мешающему вам слушать музыку, - я часто ничего не мог поделать с собой, чтобы не взглянуть на вас.
Я понял, вы любите музыку. Она спасала меня, одновременно отвлекая и притягивая к вам. Я никогда еще так не сходил с ума. Наверное, я обманываю, когда говорю, что не сумасшедший...
Дали первый звонок, а я так ничего толком не сказал. На четвертом концерте нашего с вами абонемента в вашем кресле сидел какой-то мужчина атлетического телосложения, я решил - это ваш муж или друг. И пал духом. К счастью, на следующем, пятом, концерте я вновь увидел вас одну и благословил судьбу - возможно, вы свободны...
Можете только представить мою радость, когда буквально неделей позже я снова увидел вас на обычном концерте ( абонементного пришлось бы ждать месяц). Вы не видели меня - я сидел на хорах, а вы - в партере. Но зато я мог, не боясь, наблюдать за вами. Вы были околдованы музыкой - исполнялась вторая симфония Малера, одна из его лучших. А я был околдован и вами, и музыкой...
Простите мою бессвязную речь. Второй звонок. Пока не дали третьего, я должен, наконец, объясниться. Я влюблен в вас - совершенно безнадежно, глупо, смешно, как несовершеннолетний мальчишка. Если только мои слова не оттолкнули вас от меня, если вы еще способны верить людям - не отравлены скепсисом, если не претит моя навязчивость, если свободны, наконец, назовите свое имя. А то сейчас начнется второе отделение, и весь мой пыл пропадет зря... Ведь вас как-то зовут? Или я давно уже обязан оставить вас в покое, вы слушали меня из одного такта, робости, страха, что этот идиот может выкинуть какой-нибудь финт, если его остановишь? Как вас зовут?
-Наташа... Извините, вы так ошеломили меня...
-И все? Это все, что вы можете мне ответить?
-Я не знаю, что вам сказать...
-Можете встретиться со мной?
-Если хотите.
-Завтра.
-Где?
-Где угодно. Под часами.
-Под какими?
-Есть в вашем районе какие-нибудь часы?
-В нашей новостройке? Не помню.
-Они есть у Думы.
-У Думы? Хорошо. В семь часов?
-В семь часов. Благодарю вас... Сейчас начнется второе отделение. Я мешаю людям пройти на свое место. Можно проводить вас после концерта?
-Простите, я хочу побыть одна... Да, а как вас самого зовут?... Вас самого как-нибудь зовут?
НАТАША
-Я жутко боялся, вдруг вы не придете.
-Спасибо за цветы.
-Куда пойдем, Наташа? У вас очень красивое имя... Нам не повезло - дождь...
-Сводите меня в кафе-мороженое. Люблю настоящее мороженое, могу съесть хоть килограмм... Кажется, мое предложение не встретило у вас особого энтузиазма?
-Напротив... Здесь совсем рядом, идемте... Наташа, я хочу извиниться за свою "пламенную" речь, был вне себя...
-Я долго размышляла над тем, что услышала, и буду откровенна...
-Очень спешил вчера, не дал вам рта раскрыть. Боялся, сбежите, не дав объясниться. Теперь со страхом слушаю ваш приговор.
-Я люблю музыку. И согласна с вами, Филармония - не лучшее место для знакомств. А какое лучшее? Со мной и в более подходящих местах давно уже никто не знакомился по-настоящему. У меня очень мало времени для себя. Дом, работа, дом. И очень редкие концерты, спектакли, выставки... Тот концерт, о котором вы говорили, я пропустила из-за болезни близкого мне человека...
Не скрою, я обратила на вас внимание - кажется, на третьем концерте нашего абонемента. Вы так часто оглядывались... Сначала это меня раздражало, но позже сама стала ждать и боялась выдать себя...
Не так давно я видела вас на обычном концерте с очень красивой женщиной. Оценила ваш вкус. Но мне откровенно не понравилось, как вы в ее присутствии смотрели на меня, благо мы оказались в одном ряду. Я решила, вы развлекаетесь. И - по меньшей мере - огорчилась. Нашли место, подумала я, строить глазки женщинам.
Тем неожиданней стало ваше вчерашнее объяснение. Скорее всего, вы не повеса и не сумасшедший. Возможно, чуточку романтик и одновременно любитель женщин. Прямая противоположность мне. Я реалистка и не любительница сильного пола - и на то, и на другое есть причины.
-Мы пришли.
-Закажите мне шоколадное, грамм сто пятьдесят.
-Шоколадное?
-Вы удивлены?
-Мой приятель любит именно это мороженое. Совпадение.
-А вы? Вообще не любите никакого?
-Люблю. Причем, шоколадное. И еще крем-брюле.
-Крем-брюле и я люблю.
-Тогда закажу и то, и другое.
-Мне тогда два по сто.
-И шампанское. По случаю знакомства и вообще - с мороженым это вкусно. Не возражаете?
-Хорошо.
-Вы свободны?
-В каком смысле?
- У вас никого нет?
- Я не совсем свободна.
-Но мы можем встречаться?
-Изредка.
-У вас кто-то есть?
-Не то, что вы думаете.
-Не знаю, что и думать, Наташа. Полное безрассудство - потерять вас теперь, когда с таким трудом нашел... Если даже есть препятствия...
-Петя, я не возражаю против наших встреч... Закажите, пожалуйста...
-Да, конечно, простите... Два по сто шоколадного и бутылку полусладкого или полусухого. Наташа, какое шампанское вы предпочитаете?
-Полусладкое.
-Заказ принят? Спасибо... Скажите мне правду, Наташа, я вам не совсем безразличен?
-Кажется, не совсем.
-Больше ни о чем не смею спрашивать.
-Мне и нечего больше сказать. В голове настоящий сумбур... И есть немало трудно разрешимых проблем.
-Я не могу их как-то...
-Это только в моих силах, Петя. Но нет полной уверенности в том, что я смею...
-Как же так? Я не могу вас потерять!
-Я сама не хочу этого. Но мне нужно время.
-У меня хватит терпения ждать сколько угодно... И все же поймите меня...
-Первое время мы встречаться не сможем...
-Значит, это конец...
-Вовсе нет. Я должна привести свои мысли в порядок.
-Скажите, что гложет вас. Или я еще не заслуживаю вашего доверия?
- Не сейчас. В другой раз, позже. Дождитесь моего звонка, у вас есть дома телефон? Что вы молчите?
-Мороженое принесли...Выпьем, Наташа, за наши встречи, если они только возможны.
-У вас, Петя, такой обреченный вид, что хочется плакать. Вы когда-нибудь плачете? Или мужчины не плачут?
-Еще как ревут, Наташа! Слышите, я люблю вас, и моя дальнейшая жизнь целиком в ваших руках... Иначе, как штампами, я объясняться не умею... Я так никогда никого не любил...
-Завидую вам...
-Чему? Моей безответной любви? Меня Бог за все наказал...
-Что вы?! Это такое счастье - любить. Редкое, неслыханное счастье...
-Вы любили?
-Да... В прошлом... Довольно об этом...
-Вам неприятны воспоминания, простите... Я совсем спятил...
-Так есть у вас телефон?
-Да. А у вас?
-Нет, к сожалению. Напишите мне свой номер. На какую фамилию?
-Штаркман.
-Штаркман?
-Вы удивлены?
-Нет...Ваш отец не работает в газете?
-Нет, а что?
-Вы похожи на одного моего знакомого, он тоже Штаркман.
-Все Штаркманы похожи друг на друга.
-Как горько произносите эти слова... Только вы совсем не похожи...
-Видимо, мне основательно повезло.
-Зачем так говорите? Я ненавижу антисемитов.
-Простите, Наташа. Это, к сожалению, не единственный мой комплекс.
-У всех их с избытком... У каждого свой. " В каждой избушке свои погремушки".
-Теперь у меня прибавится еще один - самый страшный - потерять вас.
-Напрасно... Скажите лучше, чем занимаетесь. Мы ведь ничего друг о друге не знаем.
-Больше двух лет как я работаю после окончания института. Самый обыкновенный научный сотрудник, без степени. Защититься не смог. Никаких лавров не сыскал. Хвастаться нечем. Вам повезло больше?
-Увы! Работаю в бюро переводов. Перевожу, в основном, с английского. Говорят, неплохо. Что, впрочем, не дает никаких шансов претендовать на что-либо серьезное. Как видите, и я лыком шитая.
-Замечательно. За это стоит выпить.
-За мою посредственность?
-За нашу обыкновенность. Я ужасно боялся, что не гожусь вам даже в подметки.
-Нет, Петя, давайте лучше выпьем за то, чтобы нам удалось выбиться из посредственностей. Я самолюбива. А вы?
-Я?... Я люблю вас, только и всего...
-Мне очень давно никто не признавался в любви. Так, чтобы можно было поверить... Хорошо, за любовь!
-За нашу любовь?!
-Изумительный напиток.
-Вы позвоните мне?
-Я же обещала.
-Я не хочу с вами расставаться...
-Я не привыкла к такому натиску.
-Натиску? У меня сердце в пятки ушло и не выходит оттуда.
-Какой же вы тогда, когда оно возвращается на прежнее место?
-Не помню, когда оно там обретало.
-Вы, как дитя.
-Я и есть дитя - весь в вашей власти. У меня не осталось ни разума, ни воли.
-Что вы?
-Целую ваши руки.
-Вы знаете, в каком веке живете?
-Я не знаю, живу ли вообще, когда вы рядом.
-На нас смотрят... неловко...
-Простите... Я никого, кроме вас, не замечаю.
- Вы опасный человек, Петя.
-Мое место в клетке... Но я и так в ней сижу.
-Такое впечатление, будто я намного старше вас.
-А у меня такое ощущение, что вы совсем еще юная девушка, которая боится своих чувств.
-Ошибаетесь, Петя. Я далеко не юная девушка. Но чувств боюсь. На то есть серьезные причины. Когда-нибудь поймете...
-Спасибо. Вы оставляете мне надежду... Давайте выпьем теперь за наши надежды, чтобы они сбылись. За мою надежду, которая станет нашей общей?
-Вы так торопитесь...
-А вы так осторожны... Очевидно, жизнь не слишком баловала вас?
-Давно не радовала...
- Но счастливы были?
-Да... Очень...
-Что же мы не пьем?
-Действительно...
-Вы любили.
-В прошлом. Давно.
-Мне будет трудно пробиться через заслоны...
-Не знаю... Прошу вас - больше ни слова...
-Простите меня... Наверное, я слишком настырен.
-Сами признаетесь, что продолжаете натиск.
-Как всякий больной, заслуживаю снисхождения. И осуждения, что задаю бестактные вопросы... Я должен дать вам время - хотя бы пару дней - обдумать, что дальше делать со мной...
-А вам оно не повредит, чтобы встряхнуться, ослабить наваждение, фантазии, сойти на землю.
-Без вас мне ничего не нужно.
-Есть же у вас друзья? И не только...
-Есть. Друг. Он женат, двое детей, все время занят. Ему не до меня.
-А ваша приятельница? Та, что была с вами?
-Мы перестали встречаться. Вы тому причина.
-Я?
-Женщины очень чуткие существа, хорошо чувствуют, когда они нам нужны и когда мы в них не нуждаемся.
-Вы, действительно, опасны, я не ошиблась.
-Я и муху не в состоянии обидеть.
-Муху, возможно. Но не женщину... Я шучу.
-Закажем еще мороженое?
-Спасибо, Петя.
-Мы вдвоем не съели и пол килограмма.
-Уже поздно. Мне далеко добираться до дома.
-Я провожу вас.
-Из моей новостройки тяжело возвращаться. Транспорт ходит через час с чайной ложкой.
-Доберусь назад, не беспокойтесь...
НАТАША
-Вы избегаете меня.
-Разные обстоятельства не позволяют мне встречаться с вами чаще, извините.
-Вы не вполне можете распоряжаться своим временем?
-Именно. Вот и сегодня еле выбралась. Даже звонила вам на работу, но вы уже ушли. У меня всего лишь час свободного времени.
-Находился, к несчастью, в местной командировке.
-Мне сказали.
-Тогда я провожу вас, чтобы продлить наше свидание.
-Встретимся в другой день. Я договорилась...
- С кем? О чем?
- Это не имеет значения.
-Коль скоро мы решили встречаться друг с другом, нам следует больше доверять друг другу.
-Вот и расскажите о себе.
-Мне совсем нечего рассказывать. Родился, учился, работаю, холост, живу с родителями. Вся моя биография.
-С этой краткой биографией я уже знакома. Но даже краткая биография товарища Сталина была несколько подробнее.
-Так то ж была биография великого вождя, отца народов, кормчего, зодчего, гения. А я - скромный советский инженер, к тому же беспартийный и без перспектив.
-Думаете, одно с другим тесно связано?
-В определенной степени. Впрочем, на моей работе это едва ли может отразиться.
-Поэтому вы и не вступаете в партию.
-Тогда как вы в ней состоите.
-Нет, меня туда не приглашают, а я не навязываюсь. Жду, когда позовут.
-Настолько притягательны ее идеи или дела, или все вместе?
-Хорошие, правильные идеи. Даже слишком.
-Слишком, чтобы соответствовать человеческой природе?
-Они рассчитаны на идеальных людей. Мы, к сожалению, далеки от них.
-Простите, но вы уходите от ответа.
-Почему так считаете?
-Вкладывали иной смысл в слова "даже слишком", и тон высказывания это подтверждает.
-Вы, Петя, не психолог по совместительству? Или инженер человеческих душ?
-Увы, я заурядный инженер советского разлива.
-Не прибедняйтесь, пожалуйста. Скромность украшает человека лишь до определенных пределов.
-И где они, если не секрет?
-Там, где начинается нескромность.
-Я не в ладу с понятиями. Это ведь как считать. Объясняться вам в любви было нескромно?
-Скорее, смело.
-Вот видите. А мне показалось - нескромно. Но я просто ничего не мог поделать, не совладал с собой, И не жалею о том.
-И часто подобное случается с вами?
-Как часто у меня едет крыша, хотите сказать? Чаще, чем хотелось бы. Но это уникальный случай - когда крыша у меня не едет, а летит.
-Настолько дурно я на вас влияю?
-Преступно. В один прекрасный день вы обнаружите, я окончательно свихнулся.
-Чем будет прекрасен этот день?
-Существованием "всадника без головы".
-В кавычках или без оных?
-У Фрейда, я сейчас плохо помню, есть образ всадника, который подчиняется лошади, так как сам не в состоянии управлять ею.
-То есть он едет туда, куда она его понесет?
-Вот-вот. Так и я сейчас не владею собой.
-То не моя вина. Ведь и я не могу сладить с вами, когда вас заносит.
-Вы имеете большую власть надо мной - этого более чем достаточно для того, чтобы подчинить меня даже в том случае, когда вы не пользуетесь ею.
-Вы преувеличиваете мое влияние, я совершенно к этому не стремлюсь.
-Очень жаль.
-Вы находитесь в плену собственных иллюзий, Петя. Они, а не я лишают вас того, что называете крышей. Образ и реальность ничего общего между собой не имеют.
- У меня другой случай. Мой идеал соответствует действительности.
-Могу ошибаться в первом, но никак не во втором.
-Вы слишком самокритичны. Впрочем, о каком соответствии можно говорить, если вы не имеете точного представления о моем идеале.
-Но ваше представление о реальном положении дел еще менее точное, чем мое - о вашем идеале. Похоже, мы оба не совсем понимаем сути вещей, о которых говорим.
-Потому я и хочу, чтобы мы лучше узнали друг друга.
-Тогда вы лишитесь большей части своих иллюзий.
-А вы - своих сомнений в моей оценке положения вещей. Но в одном не сомневайтесь, пожалуйста, - в моей полной искренности.
-Я не сомневаюсь. Надеюсь, что не поплачусь за это.
-Ручаюсь головой.
- Не пожалею?
-Тут я никаких гарантий дать не могу. Но в любом случае вы от меня легко не отделаетесь.
-И это утверждает всадник без головы?!
-Безрассудный человек, цепляющийся, как утопленник, за любую соломинку.
-Утонуть не боитесь?
-А что я, по вашему, делаю, как уже не тону. А вы наблюдаете...
-Мне кажется, вы тонете так не впервые.
-Так серьезно - впервые.
-Но каждый раз безрассудно?
-По-всякому бывало.
-Совсем неделикатный вопрос - часто бывало?
-К счастью, редко. Разве я похож на любителя приключений?
-На любителя - нет. Но, если вы и впрямь безумны, то можете неоднократно бросаться в воду, не зная брода.
-Вы плохо знаете меня - я слишком люблю себя, чтобы рисковать жизнью.