Аннотация: Фрагменты из романа "Монолог (Диалоги)"
Родители
Фрагменты из романа "Монолог (Диалоги)"
Первая часть
-1-
- Мама, почему ты сердишься?
-Я не сержусь. Но ты замучил меня своими вопросами.
-Почему?
-Спроси у самого себя.
-Петя, почему ты замучил маму своими вопросами?
- Ответь на свой вопрос.
-Почему замучил? Совсем не замучил. Я только хотел узнать у мамы, почему ей кажется, будто я замучил ее своими вопросами.
-А тебе самому это не кажется?
-Мне кажется, что ты сердишься, а говоришь - не сердишься. Вот я и спрашиваю, почему?
-Почему не сержусь или почему замучил?
-Если б я тебя замучил, ты бы сердилась. А раз не сердишься, то почему говоришь, что я тебя замучил?
-Петенька, родной, ты без умолку болтаешь, и у меня разболелась голова.
- Почему?
-Спрашиваешь, чтобы спросить или чтобы узнать и понять?
-Мама, как я могу понять, почему у тебя болит голова, если не спрошу?
-Я сказала, моя голова болит из-за твоей болтовни.
-Я не болтаю, а спрашиваю. Ты сердишься, потому что у тебя болит голова. Если она не будет больше болеть, ты перестанешь сердиться?
- Уже почти не сержусь, только дай мне хотя бы короткую передышку.
-Тогда, пока у тебя болит голова, я перестану задавать тебе вопросы. И все же никак не пойму, почему у тебя так сильно болит голова. Интересно, почему?
-2-
-Мама, посмотри, пожалуйста, на мой рисунок. Нравится?
-Морской бой? Недурно. А этот вражеский корабль не слишком мал? И пушек на нем
мало.
-Посчитай, сколько кораблей у врага и сколько у наших. И вооружен противник нисколько не хуже. Видишь, на их миноносце пять орудий, а на нашем - только три. Как ты думаешь, чем закончится бой?
- Мы победим. Один корабль противника уже тонет, другой - спасается бегством.
-Что ты, мама?! Он не может бежать до конца боя. Он разворачивается, обеспечивая себе маневр. И наш корабль чуть не утонул, так как получил пробоину под кормой. Издали приближается целая вражеская армада. Бой вот-вот будет в самом разгаре.
-Какие действия предпримут наши? Что за выход они найдут из создавшегося положения?
-Найдут, не сомневайся. И победят! Не числом, а умением. Воинской дисциплиной и смелостью.
-Но как зритель поймет, что советские моряки победят умением? Или он обязан это знать помимо рисунка?
-Знать он, конечно, должен и без рисунка. Но если засомневается, взглянет на лица и фигуры наших матросов, а потом на вражеские, и все сразу поймет. Смотри, какая выдержка у наших и какая растерянность - у врагов. Теперь взгляни сюда. Не туда, сюда! Нашим обеспечена поддержка с воздуха, видишь самолет?
-Это пятнышко - самолет?
-Он же далеко.
- Но как догадаться, чей это самолет?
-Во-первых, он летит с нашей стороны. А, во-вторых, на нем пятиконечная звезда. Ее пока не очень хорошо видно, но, если постараться, можно увидеть красную точку.
-Мне, женщине, трудно понять, как в современном бою корабли двух враждующих сторон могут находиться так близко друг к другу.
-Это только кажется, что они рядом. На самом деле между ними большая дистанция. Как ты не понимаешь, мама, я же не могу нарисовать иначе на таком маленьком листочке бумаги.
- Однако догадался изобразить наш самолет, приближающийся издали, в виде маленького пятнышка. Когда рисуют удаленные предметы мельче, чем находящиеся ближе к зрителю на переднем плане, это говорит о том, что художник чувствует перспективу.
-А кто должен в таком случае находиться в перспективе - наши или противник?
-Это решает сам художник. Желая подчеркнуть морально-волевые качества советских моряков, лучше изобразить их на переднем плане.
- Если враг будет далеко от зрителя, не увидеть страх на лицах фашистов. Не каждый ведь понимает, что такое перспектива. Кто-нибудь может подумать, что у противника более мелкие корабли. Какая это победа, если у нас перед ним превосходящие силы?
-Художник строит свою картину, располагая все предметы так, чтобы они наиболее точно передавали его замысел - то, что он задумал. Такое построение называется композицией.
-Композиции трудно научиться?
-Научиться можно всему, если заниматься этим всерьез.
-Долго сидеть перед листом бумаги, как Юрка - перед пианино? Нет, я так не хочу. Я слышал, как Юркин папа говорил, что ежедневные занятия музыкой лишают его ребенка детства.
-А как сам Юра относится к занятиям музыкой?
-Говорит, что ему нравится лишаться детства. Он мечтает скорее стать взрослым. А я хочу взрослеть, оставаясь ребенком. В следующем году пойду в школу и лишусь детства. Тут уж ничего не поделаешь.
- Не придумывай. Школа вовсе не лишает детей детства.
-Но ребенок - уже не ребенок, а школьник. Если школьника исключают из школы, например, за плохое поведение, он кем становится? И почему ты иногда называешь папу взрослым ребенком? Он давно кончил школу, институт и работает на заводе.
-3-
-Уж так ли всегда надо говорить правду? Те, кто сообщают метеосводки, часто врут, а им это прощается.
-Они не врут - ошибаются.
- Значит, ошибаться можно?
-Лучше не ошибаться. Но прогнозировать погоду трудно, так как на нее влияют многие факторы.
- Сегодня факт - циклон, завтра - другой факт - антициклон. То один ветер, то другой. Настроение то же может меняться, как ветер. Даже сердце красавиц склонно к измене, как ветер мая. Когда у человека меняется настроение, он может с досады соврать.
-Петя, у тебя не на шутку разыгралась фантазия. По-твоему, человек меняется, как погода, словно у него отсутствует всякая сила воли?
-Не у всех она есть. У папы мускулы большие, а у меня - маленькие. Так и сила воли.
-Воспитывай ее ежедневно, как наращиваешь мускулы, делая зарядку.
-Сравнила?! Зарядку делаешь несколько минут в день, мускулы растут. А силу воли надо воспитывать постоянно. Только во сне можно отдохнуть. Воспитываешь волю, воспитываешь, в какую-то минуту сорвешься - весь труд пропал даром.
- Говори прямо, что натворил. Раз начал.
-Ругаться будешь?
-Может быть. Зависит от тебя.
-В зависимости от того, скажу правду или не скажу?
-Признание вины смягчает наказание. Главное, какой проступок ты совершил.
-Проступок - не преступление.
-Только не хватает, чтобы ты совершил преступление!
-Наказывают за преступление. Есть такая книга - " Преступление и наказание". За проступок наказывают?
-Маленький проступок можно простить.
-Как узнать, какой он - маленький или большой? Если, например, я съел маленькую банку варенья, проступок маленький, а если большую - большой?
-Неужели съел целую банку? Большую или маленькую?
-Не беспокойся, мамочка. Я совершил маленький проступок. Но варенье оказалось клубничное, не сливовое. Решил, если уж совершать проступок, то маленький и вкусный. Иначе нет смысла терять силу воли.
-Один съел банку варенья за раз?
-Так она же маленькая. И был я не один, мне помогли мальчики. Вчера мы помогали Вовке. А сегодня наступила моя очередь терять силу воли.
-4-
-Откуда берутся дети, спрашиваешь? Видимо этот вопрос возник у тебя не случайно. Уже обсудил его со своим другом?
-Он - со мной. Витька смеется над тем, что я не знаю...
- Он тебе объяснил?
-Сам толком ничего не понимает. Говорит, дети рождаются от мам, но откуда они появляются на свет, понятия не имеет. Где-то слышал, будто дети рождаются в маминых животах, но, может, это враки: никто не видел на маминых животах никаких швов. Еще он слышал, что рождение детей не обходится без вмешательства отцов, но у него самого никогда отца не было. И - вообще - зачем отцу мешать матери рождать ребенка?
-Рожать.
-Меня, значит, тоже рожала мама?
-Конечно, ты не исключение, родился от своей мамы, моей жены.
- И ты не мешал мне родиться?
-Не только не мешал, а, будучи маминым мужем, наравне с ней участвовал в твоем создании.
- Как это?
-Однажды мы с твоей будущей мамой - до того, как ты родился, - решили, что хотим иметь сына, а ему могут понравиться такие родители...
-Родители? Вы вместе меня родили - рожали?
-Рожала одна мама, но без меня она бы тебя не родила.
-А если бы ты не решился получить сына, я мог не родиться?
-Такой важный шаг в своей жизни муж и жена решают совместно.
-Но вы могли ошибиться. Ведь мог родиться другой ребенок - не я. Или вам было все равно, лишь бы ребенок?
-Нет, мы мечтали именно о тебе. Хотя, к сожалению, не всегда желания родителей сбываются полностью.
-Так, например, вместо меня могла родиться девчонка.
-Могла родиться и девочка, и совсем другой мальчик.
- А как же тогда я? Меня могло не быть? Просто не было бы. Я даже никогда бы об этом не узнал? Как мне повезло, что я родился. О таком сыне вы мечтали, когда решили меня родить?
-В целом, ты вполне соответствуешь нашим планам.
-А если б у вас родилась девочка, вы бы расстроились?
-Чуть - чуть, но и ей мы были бы рады.
-Я понимаю. Ничего не поделаешь. Не все хотят девочек, но они рождаются. Их родители при этом не выглядят особенно несчастными.
- Бывает и наоборот. Родители хотят иметь девочку, а рождаются мальчики.
-Пусть тогда снова постараются родить того, кого хотят.
- Они часто так и поступают. Больше того, даже имея одного желанного ребенка, родители могут захотеть родить ему брата или сестру, а то сразу двоих.
- Близнецов? А им не тесно в мамином животе? И как они родятся?
-Так же, как один ребенок. Природа все мудро предусмотрела в мужчинах и женщинах, чтобы они радовались жизни и могли продолжить свой род. Иначе бы сама жизнь остановилась на Земле.
- И кто это так хорошо придумал?
- Возможно, Бог.
- Ты в него веришь?
- Я много думаю об этом, но еще не пришел к окончательному решению.
- Нам все говорят, что никакого Бога нет.
- Мало ли что говорят...
-У Витьки нет папы, как же он без него родился? Только от одной мамы?
-Одна женщина родить ребенка не может.
- Требуется вмешательство отца.
-Мужчины.
-Мужчины?! Значит, Витькина мама родила его с мужчиной, который не захотел стать ему отцом?
-Иногда бывает так, что у женщины есть любимый мужчина, они собираются пожениться, но еще раньше решают родить ребенка. Однако после или еще до его рождения между ними происходит размолвка, ссора. Выясняется, что они плохо подумали тогда, а теперь поняли - лучше им не жить вместе.
- Лучше они - хотя бы после ссоры - передумали становиться родителями.
-Передумать в таких случаях уже нельзя - поздно: ребенок зародился в животе женщины, пожелавшей стать матерью. Мужчина же, хотя и не становится мужем той женщины, помимо своей воли - отец ребенка...
- Выходит, у Витьки есть отец.
-Витина мама не сказала сыну, что у него есть отец, значит, на то у нее были причины.
-Какие могут быть причины оставлять ребенка без отца?
-Лучше жить без отца, чем с плохим отцом или с отцом, не желающим иметь ребенка.
- Когда я вырасту, стану мужем и отцом, ни за что не брошу своего сына и даже дочь.
- Только сейчас, я думаю, тебе не стоит об этом особенно задумываться.
-Вот и я говорю Ленке, что женюсь на ней только тогда, когда пойду и окончу школу. И в том случае, если полюблю ее, как ты - маму. Она согласна ждать. Невесты, говорит она, ждут своих женихов, когда их призывают в армию. Они не встречаются два, а то и три года. И ничего. А мы с Ленкой видимся каждый день.
-5-
- Петя, налей себе лимонад. Рюмки у всех полные? За виновника торжества. Сегодня наш сын пошел в первый класс.
-Не стану пить. Я не виноват в том, что пошел в школу. И ничего плохого в этом нет.
-Ты без вины виноватый. Сегодня наш с тобой праздник.
- Почему ж ты назвала меня виновником? Или я виноват лишь в том, что хочется мне...выпить?
- Но если я виновник - причина праздника, почему я должен пить лимонад?
Выходит, я - и без вины виноватый и без вина виноватый. Кругом - виноватый.
-6-
- Петя, что это за история, которая произошла у тебя с Сережей в пионерлагере?
- Ничего особенного не произошло.
- И все же.
- Не о чем, папа, рассказывать.
- Его мать работает со мной на одном и том же заводе. Сережа сказал матери, что ты обзывал его нецензурными словами. Это правда?
-Никакими словами никто его не называл. Он сам силой заставил меня назвать одно слово.
- Зачем это ему понадобилось?
- Откуда я знаю?!
- Ни с того, ни сего заставил?
-С того... Он при мне и других мальчишках занимался нехорошим делом. Я сделал ему замечание. И тогда он приказал мне назвать то, что он делал...
- Ты отказался?
-Да. Тогда он поставил меня перед выбором. Либо я делаю, либо называю, что он делал, нисколько никого не стесняясь.
- И никто за тебя не заступился?
-Никто. Все молчали.
- Тогда ты назвал это слово.
-Да.
- Что же ты раньше не рассказал мне эту историю?
-Я всегда все тебе рассказывал. Но это мне было стыдно говорить, ничего не скрывая. Я и сейчас не все говорю. Прежде я должен сам разобраться, как ты меня учил.
-Хорошо, сын. Но если нуждаешься в моем совете, я готов его дать, если смогу.
-Понимаешь, папа, я с этим никогда раньше не сталкивался. Ты, когда тебе было примерно столько же лет, сколько мне, знал это? И если это у тебя было в первый раз, что ты чувствовал?
- Ты уже большой парень. Когда мальчики становятся старше, с ними происходит множество неожиданных и - на первый взгляд - необъяснимых событий. Они часто теряются от неумения справиться с ними, не понимая их. От незнания им кажется, что с ними происходит такое, что ни с кем другим не случалось. А на самом деле мальчики в твоем возрасте - все без исключения - сталкиваются с этой проблемой. К сожалению, с тобой это произошло, если не ошибаюсь, в трудной для тебя ситуации...
- В том-то и дело... Я увидел, что делал Сережка, и почувствовал, как у меня самого...
Я растерялся и сделал ему замечание. Лучше бы молчал...
- Не расстраивайся, Петя. Хорошо, что ты нашел в себе силы рассказать мне про этот не очень приятный эпизод в своей жизни. Я должен был подготовить тебя раньше к тому, что с нами, мужчинами, случается по мере нашего взросления. Я непременно расскажу тебе многое другое, чтобы никто не мог застать тебя врасплох...
-Папа, ты у меня отличный папа. Но извини, я обещал Вите сыграть с ним в шахматы, он ждет меня... Сыграю с ним пару партий и вернусь. Хорошо?
-7-
-Завтра в школу, а ты за весь день палец о палец не ударил.
-Ударил. Обе ладони отбил.
-На футболе.
-Кто зимой играет в футбол? На хоккее. Наши влепили в ворота "Крылышек" пять безответных шайб.
- Послушаем, что ты скажешь, когда тебе влепят в дневник два балла. У первого же учителя не ответишь ни на один его вопрос. Что нам с тобой делать? Совсем отбился от рук.
-Не мучайся. Я все уроки выучил. А по литературе, если хочешь знать, даже лишний стих выучил. Могу прочесть. "Со мною вот что происходит: совсем не тот ко мне приходит. И руки на плечи кладет. И у тебя меня крадет".
-Какая чушь! Где ты это вычитал?
-Одна знакомая сочинила.
- Можешь передать своей знакомой, что она занимается плагиатом. Знаешь, что это такое? Когда один списывает нечто у другого, чуть переиначив на свой лад и выдавая за собственное сочинение. Твоя пассия слегка изменила стихотворение Евтушенко и морочит тебе голову. Не ты ли случайно кладешь ей руки на плечи? Или кто-то другой крадет ее у тебя?
- При чем тут я? А как у Евтушенко? И что у него было дальше?...
-8-
- Петя, не уходи. Останься. У меня к тебе есть разговор. Только что встретила во дворе мужчину. Он сказал, что ты нанес его сыну удар ниже пояса. Это правда? Или случайно попал в солнечное сплетение?
-Я... пнул его ногой ниже...
-И этим гордишься? Что это на тебя нашло? Он поставил тебе синяк, губа вспухла. Зубы целы? Он же старше тебя на два года, выше на две головы. Что вы с ним не поделили? Бить человека ниже пояса в любом случае - варварство, другого слова не подыщу. Откуда, скажи, откуда это в тебе взялось? Откуда ты такой?
- Откуда все! Спроси у мужа, он знает. Еще давно говорил, что из твоего животика. Немного обманывал ребенка. Лучше бы ты не родила меня вовсе!
-Как ты разговариваешь с матерью? Что случилось? Говори. Я жду.
-Раньше говорить было надо. Не мне вам, вам - мне. Я не придавал этому значения, но вы могли предупредить. Почему какой-то негодяй открывает мне глаза на то, кто я?
-Петенька, дорогой, объясни толком, я ничего не понимаю...
- Ненавижу себя, ненавижу... Сам во всем виноват. Целых двенадцать лет был слепым, ничего не замечал, не хотел замечать.
-Отец в командировке. Пожалей меня, если я перед тобой виновата. Не молчи, ради бога.
-Бога нет, не было никогда и не будет! Хочешь знать, мамочка?! Ты знаешь. Это я, кретин, не знал, кто я. Нашелся умник - просветил меня.
-Он назвал тебя евреем?
-Жидом, мамуля, жидом! А папулю - крещеным и по ошибке необрезанным жидом. Эта сволочь держала меня за глотку и требовала ответа, почему евреи пили кровь младенцев и перестали делать себе обрезание. "Моя бы власть, я обязал бы вас всех в принудительном порядке обрезаться, чтобы впредь не брали себе русские имена и фамилии. На работу принимали не по предъявлению паспорта, а ...Необрезанного брать запретил раз и навсегда" - это его слова, близко к тексту.
- Какой мерзавец!
- Может быть, теперь хотя бы объяснишь, кто мы такие? За что они нас ненавидят?
-Мы - такие же люди, как все. Те, кто нас презирают и унижают, достойны презрения...
-И все?! А я буду их бить, убивать! Жаль, не добил его ногами, когда он упал и схватился за яйца!
-Это самосуд и зверство! Что бы ни случилось, никто не вправе совершать гнусные поступки. Даже в ответ на более гнусные.
- Не вправе? Им все можно, а нам ни, ни?! Вы все молчите, так как боитесь совершить поступок. А они не боятся. Он советовал нашей семье взять ноги в руки и смыться в Израиль - пока не поздно, пока не остались одни в своем роде. Размазывая кровь на моем лице, он заявил, что через несколько лет мы станем здесь редкими экспонатами зоологического музея: жидовская семейка в натуре - папа, мама, сыночек. Клетка на всех одна с табличкой. Папа - Штаркман, жид, год рождения такой-то. Мама - Климова, русская жидовка, так как вышла замуж за жида. Сынок - Климов, хотя на самом деле Штаркман, русский жиденок, взял материнскую фамилию, но нас, русских, не проведешь. Посмотрите на него внимательнее через бинокль, заметили - он, как и его отец, обрезан. Черного кобеля не отмоешь добела... И в самом деле, почему я - Климов?
-Да, мы были обязаны в свое время объяснить тебе все, сказать...
-Не только откуда берутся дети - из животика или из другого местечка. Они, как и мы, берутся оттуда же, только перед ними никто не издевается. Первое что надо было мне сказать, чем Штаркманы хуже Климовых!
-Ты раздражен и плохо понимаешь, что говоришь. Пинаешь, во что попадя, собственную мать. Оскорбляешь во мне женщину. Видимо, я заслужила. Прости меня, я не научила тебя жить на этом свете. Прости!
-Я не хотел, я не хотел! Прости меня, если сможешь. Я такой же подлец, что он. Даже хуже. Что я наделал?! Ты щадила меня - потому не говорила раньше. Меня нельзя простить за оскорбления...
- Успокойся, сынок. Возьмем себя в руки. Обними меня. Крепче. Мы вместе, никто никогда не разлучит нас. Мы проявили слабость и за нее сполна наказаны. Нет нашей вины в том, что я русская, а мой муж - еврей. Мы оба любим друг друга. У нас родился желанный сын. Записали тебя Климовым, желая оградить от будущих неприятностей. Как видишь, не оградили. Страшнее всего не то, что какой-то подонок оскорбил тебя. Ужасно другое - ему удалось добиться потери тобой человеческого облика. Этому садисту посчастливилось растоптать в тебе человека. Ты уже не ребенок и обязан научиться душить в себе зверя, который сидит в каждом из нас и ждет своего часа, чтобы вылезти наружу.
- У меня был припадок, он кончился. Мой зверь спрятался, я постараюсь держать его взаперти, не позволяя уничтожить меня. Мама, может быть, и правда нам стоит уехать отсюда?
-Нет! Здесь наша родина - моя, папина, твоя. Наш родной язык - русский. Наши предки наравне с другими создавали эту землю. Мы неотделимы от всего этого - как прекрасного, так и безобразного.
-Хорошо. Но тогда я возьму отцовскую фамилию. Пусть во мне течет твоя, русская, кровь, но стану евреем, пока на свете есть те, кто нас ненавидит.
-Это твое право, сынок. Получишь паспорт, сам решишь, кем в нем записаться. Помни только одно. Фамилия отца многому тебя обязывает. Ты должен стать сильным человеком. Не распускайся. Не позволяй слабости одолеть себя, особенно тогда, когда твои силы будут на исходе.
-9-
-Папа, я сразу, с места в карьер, в ваше отсутствие случился курьез.
- Что-то серьезное?
-Я пренебрег твоим советом лишь однажды и тут же, кажется, попал в неприятную историю. Главное, втянул в нее Лену...
- Продолжай.
-На днях уговорил Лену прийти к нам, ко мне. Об этом стало известно ее родителям.
-Лена вернулась домой слишком поздно?
-Нормально вернулась. Но сказала матери, что идет к подруге - Люде. У них не было горячей воды...
- Вместо подруги Лена пришла к тебе. Я правильно понял? Что из того?
-Вот и я то же самое говорю.
-Что говорят ее родители по этому - ничтожному, на первый взгляд, - поводу, когда узнали, где их дочь принимала душ?
-В этот день они уехали к родственникам на дачу и не могли видеть, как Лена вернулась домой.
-Что не помешало им заподозрить дочь в чем-то предосудительном?
- Из-за ерунды. Ленина мать случайно встретила свою приятельницу, проживающую в нашем доме. Они разговорились - ты лучше меня знаешь, о ком и о чем болтают женщины друг с другом. Та видела Лену, направляющуюся ко мне вечером, и, конечно, поторопилась поделиться своими впечатлениями. Еще раньше она не раз видела меня с Леной вместе.
-Пока я мало, что понял из твоих путаных слов. Если не желаешь, на этот раз, делиться своими впечатлениями, я тебя пойму, но тогда, извини, Петя, я никакого совета дать тебе не смогу.
-Не знаю, как сказать, чтобы стало понятно...
-Лена осталась у тебя, о чем знакомая поведала матери Лены. Так?
-Она об этом понятия не имеет.
- Ленина мама позвонила рано утром Люде и узнала, что Лены у нее нет?
- У Люды нет телефона.
-Мне надоело разгадывать ребусы. Либо ты рассказываешь все, как есть, либо поставим точку в нашем разговоре.
-Ее родители подозревают нас.
-Подозревают.
-Что ты дразнишься? Ты бы так влип.
-Хорошее пожелание сына отцу, спасибо.
-Пожалуйста.
-Надеюсь, больших глупостей вы не совершили?
-Каких еще глупостей? О чем ты говоришь?
-Отлично понимаешь, не разыгрывай из себя невинного младенца. Имел совесть оставить у себя на ночь девушку, должен отвечать за свое дальнейшее поведение. Хочешь получить совет, скажи - хотя бы в общих чертах, - какие основания вы дали родителям Лены для подозрений?
-В общих чертах мы глупостей не наделали. И - в частности - совершили лишь ту, что я сообщил тебе. Своим предкам Лена сказала, что я тем же вечером проводил ее домой.