Аннотация: Фрагменты из романа "Монолог (Диалоги)"
ЗИНА
Фрагменты из романа "Монолог (Диалоги)"
Вторая часть
-1-
-Ты бы мог известить меня о том, что твоя жена улетела в Америку. Все-таки мы изредка встречались семьями.
-Не было случая.
-Мог позвонить.
-Мог. Но как-то не пришло в голову.
-Васильеву пришло... Это случайность, что они оба оказались в Америке?
-Скорее всего.
-Тебя эта случайность не удивляет?
-Наших в капстраны пачками не приглашают. Васильев работает в Штатах, общается с посольскими, ему могли сказать о встрече Наташи с ее автором.
-Или еще проще - она позвонила Васильеву, сама сообщила о своем приезде.
-Более того, не удивлюсь, ели во встрече Наташи со Смитом ее участником будет Васильев. Как-никак он не груши околачивал, когда Наташа занималась переводами.
-Удивительный ты человек, Петя! У тебя в очередной раз из-под носа уводят жену...
-Мой нос до Америки не дотягивается.
-А ты спокойно взираешь на все, словно посторонний.
-Не кричать же мне на всех перекрестках: "Держи вора!". Тем более бездоказательно.
-Милый, я же тебя чуточку знаю. Не разыгрывай хотя бы передо мной олимпийское спокойствие.
-Я тебя не понимаю. Когда они довольно часто встречались в твоем доме и работали вместе, тебя это не беспокоило, а сейчас взволновалась. Или у тебя они были под твоим колпаком, а в Штатах - под колпаком одного ЦРУ?
-Острослов, смотри, твоя жена снова сделает тебе ручкой.
-Чему быть, того не миновать.
-Наташа вернулась к тебе по своей воле. Между ними явно не сложились близкие отношения. Наташа была слишком сильно привязана к тебе. Я уже считала, мне нечего ее бояться.
-Пока ничего не случилось, чтобы трястись от страха. Даже если твой муж посодействовал поездке Наташи, не нужно видеть в том его коварных замыслов.
-А я, дура, волнуюсь! Поистине, у тебя короткая память. Наташе удалось затуманить твой мозг.
-Тебя беспокоит будущее твоей семьи?
-А тебя будущее твоей - совсем не тревожит?
-Я первый спросил.
-Хорошо. Кроме сына и мужа, у меня никого нет. Даже любовника... Нам стоило большого труда вернуть все на круги своя после его инфаркта. Я не желаю подвергать мужа лишним волнениям, угрожающим его здоровью.
-И твоему покою.
-Да, и моему покою. Я люблю Васильева. Его влюбленность в твою жену я вынесла за скобки - он не виноват в том, что любит ее, а не меня. Во всем виновата только Наташа. Она должна была тысячу раз взвесить, прежде чем решилась разбить наши семьи. И тем более, если их жизнь не сложилась, не начинать по новой.
-Но у тебя нет никаких оснований для такого мнения.
-У меня, Петя, есть интуиция, бабская интуиция, а у тебя, прости, куриные мозги. Стоит Наташе дать Васильеву один - два сигнала, а у меня складывается впечатление, что это не плод моей фантазии, вся наша жизнь в очередной раз полетит вверх тормашками. Но теперь уже навсегда.
-Ты почувствовала со стороны мужа нечто такое, что можно счесть за его перемену к тебе?
- Я чувствую опасность кожей. Звонок Васильева выбил меня из колеи. Не станет он просто так сообщать о приезде Наташи в Америку. Они нас готовят к новым потрясениям.
-Вполне возможно.
-Говоришь так, словно тебе безразлично, что у тебя будет с Наташей. Или ты ее разлюбил?
-Да, нет.
-Не желаешь говорить на эту тему?
-Почему же... Просто мы не можем повлиять на их отношения, если они возобновятся нежелательным для нас образом - хоть на Марсе,_хоть на Земле.
-Нежелательным образом? Ты допускаешь, что я пущу сюда твою жену, а сама уйду из дома? Дудки, Петр Григорьевич! Фигушки с маслицем! Никуда я отсюда выметаться не стану. Принимай их у себя, если хочешь. Кстати, я почему-то не смогла дозвониться до тебя по домашнему телефону, позвонила по рабочему. Твой сын сказал, тебя нет дома.
-Ничего странного, я не бегу с работы домой.
-Завел любовницу?
-В мои-то годы? Я теперь как свободный человек совершаю вечерний моцион в любую погоду.
-Странно, я звонила после одиннадцати вечера.
-Значит, я вернулся позже. Погода - сама видишь - отличная.
-Слякотная.
-Я, как А. С. Пушкин, люблю осень.
-Хорошо, если ты только любитель, а не профессионал.
-За что я всегда тебя любил, так это за легкость и непринужденность беседы с тобой на любую тему.
-Старый распутник! Распушил хвост. Будто я тебя не знаю. Ладно, хватит трепаться. Что будем делать?
-Ничего!
- Погляжу я на тебя, как ты будешь хорохориться, когда останешься один.
-Может, тогда ты приютишь меня у себя, дашь кров и пищу бедному старцу.
-Старый кобель, не стыдно? Сразу стали масляные глазки и рот до ушей. Фу!
-Я же только одно прошу - приютить, дать уголок на случай чего...
-Стоило жене улететь, так сразу встал в стойку.
-Чего никак не скажешь о тебе.
-Думаешь, я вытащила тебя сюда, чтобы соблазнять?
-Как раз наоборот. Стоило Васильеву исчезнуть, ты еще больше стала ему верна. Преданная жена, достойная восхищения!
-Ты только взгляни на себя, старичье. Когда пускаешь в ход свою некогда обаятельную улыбку, выглядишь просто смешно.
-Значит, достигаю своей цели...
-Петя, милый, неужели все может начаться сначала?
-Не знаю, Зина. Если начнется, тем и кончится на этот раз.
-Ты уже не простишь свою жену?
-Она сама не вернется.
-А что будет с нами?
-Будем живы - не помрем.
-Ты не должен был допустить ее поездки в Америку.
-У тебя глаза на мокром месте. Что ты, право, раньше времени сходишь с ума. Вообразила невесть что, всех всполошила...
-Не всех - только тебя одного.
-Только тебя одного... Дуреха, что ты ревешь?
-Петенька, я не выдержу, если...
-Прекрати! Устроила мне плач Ярославны. Возьми себя в руки, ничего не случилось! Подумаешь, они могут встретиться в Америке. Америка большая - пребольшая, а они маленькие - маленькие. Здесь они что, не встречались? Забыл, они были под твоим присмотром.
-Дурак, мне незачем было за ними присматривать. Он после инфаркта... Да и твоей Наташе ничего не нужно. Впрочем, тебе это лучше знать...
-Чего ж ты боишься?
-Того, что я ему не нужна. А Наташа - самый раз. Ведь хорошо знаешь, они подходят друг другу.
-Мало ли кто кому подходит. Ты мне тоже подходишь...
-Я не ослышалась, Петя? Что, Наташа уже показала тебе кукиш?
-Вроде того...
- А я не понимаю, отчего ты так раскрепощенно чувствуешь себя. Пса спустили с поводка... Вы решили развестись? С чего вдруг?
-Знаешь, что бывает вдруг?
_Фу, Петя, я тебя не узнаю...
-Я сам себя не узнаю.
-Можем поплакать друг другу в жилетки. "Сегодня ты, а завтра я?" Похоже?
-"Пусть неудачник плачет, пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу..." Мы плакать не будем.
-А что твой сын?
-У него большая любовь.
-Все та же. Или другая?
-Сын пошел не в мать, не в отца... А как твой парень?
-Крутит любовь с женщиной, которая намного старше него. У них в институте только швабры, мел и тряпки не знают, что это такое... Васильев дал мне знать, чтобы я была готова к его возвращению.
-Что он еще сказал?
-Достаточно и этого. Наташа не случайно вынула фигу из кармана еще до поездки. Им так спокойнее... Где будешь жить?
-Уже. Я переехал к матери.
-Теперь понятно, где ты моционишь. Сколько ей?
-Восемьдесят три.
-А как другие твои дела?
-Хреново. С прежней работы уволили по сокращению штатов.
-Наташа - в Штаты, а ты из - штатов.
-Остроумно.
-И на что теперь будешь жить?
-Мне повезло. Меня взяли на один завод, строящийся по нашему проекту. Правда, не ясно, будет ли он достроен, не ждет ли его судьба незавершенки. Но им нужен человек, который петрит в проекте и может помочь им разобраться с документацией, а при необходимости взять Быка - так зовут моего бывшего главного инженера - за рога.
-Это он тебя уволил?
-По его инициативе.
-При необходимости возьми его за одно место и подвесь на крюке.
-Я не кровожадный. Уволили меня по делу - из-за отсутствия у меня дела.
-Таких гавриков, как ты, у нас пруд пруди.
-Что из того?
-Платят хотя бы?
-Почти ничего.
-Может, начнем вместе писать остроумные рассказы?
-Как только сядем, так и встанем. Лучше будем записывать друг за другом случайно сказанные более или менее смешные фразы. Но для этого нам придется чаще видеться, а еще лучше - быть вместе.
-До возвращения Наташи мог бы пожить с сыном.
-Ему есть с кем жить. Это мне не с кем.
-Можно записывать?
-Это не нужно.
-Да, лучше рвать сразу. Не горюй. Что-нибудь придумаем... Придумаешь.
-Придумаем.
-Как там, у Александра Сергеевича: "Глядь, опять перед ним землянка, на дороге сидит старуха, а пред нею разбитое корыто". Ничего, Петя, купим мы себе новые корыта. Корыта - дело наживное... А как твои "Диалоги"?
-Порой я их просто ненавижу. Но уничтожить рука не поднимается. Это все равно как отсечь жизненно важный орган.
-Немного зная тебя, могу предположить, что это за орган.
-Хотя я не имел в виду конкретно его, и он сойдет.
-Что так - всего лишь сойдет?
-Временно сойдем с опасной тропы.
-Иначе ты за себя не ручаешься?
-Мне всегда было трудно ручаться за себя с тобой.
-Вот ты и не ручался. Оставил меня.
-Это не я оставил тебя, это мы оставили друг друга. Чуешь разницу?
-Не чую. Как там? Нельзя входить в одну и ту же реку? Не станем и пытаться.
- Нельзя войти, входить можно сколько угодно раз.
-Нет, такие тонкости не для меня. Войти, входить - какая разница?
-Огромная.
-Твои персонажи старше тебя?
-Примерно моего возраста.
-Никуда ты от них не денешься. "Диалогам" не будет конца.
-Наш диалог прервется со мной вместе...
-У тебя никогда не возникало мысли, что ты пишешь "Монолог"?
-Без комментариев.
-Это большой секрет?
-Если секрет, то от самого себя.
-Считай "Диалоги" своей прижизненной работой, пиши их до самого конца.
-За эту работу никто не платит.
-Считай будущую пенсию зарплатой.
-А кого мне считать женой?
-Не успел развестись, уже думаешь о женитьбе? Неужели не мыслишь себя без юбки?
-Себя в юбке представляю плохо.
-Но не без юбки рядом с собой?
-Рядом не помешает...
-Опять эта твоя ухмылка. Без женщины никак?
-Никак. Привычка - вторая натура.
-Хочешь, дам бесплатный совет?
-Скажи глупость.
-Напиши брачное объявление: "Мужчина под шестьдесят, брошенный женой, седой, лысый, бездетный (Петька не в счет, у него самого скоро могут быть свои дети) познакомится с женщиной до пятидесяти - свободной, имеющей работу, квартиру, дачу, машину, хозяйственную, красивую, обаятельную и привлекательную - на предмет бракосочетания. Первый и последний этаж, дурной характер не предлагать".
-Неплохая идея. Можно упростить задачу - женщина может быть несвободной, без квартиры, дачи и машины. Остальное - без изменений.
-У тебя скромные запросы... Да, совсем забыли небольшую деталь. Никаких особых пожеланий в части секса не имеешь?
-Красивая, обаятельная и привлекательная до пятидесяти сама знает, что она сексуальна.
-А как привлекательная поймет, что лысый, седой, разведенный может разделить сексуальные запросы обаятельной?
-Седина и плешивость сексу не помеха, а его составляющие. Как говорил товарищ Сталин с коллегами: " Практика - критерий истины", приговаривая к расстрелу своих соратников, противников и просто обычных людей. Так что обаятельная до брака может снять пробу...
-И как ты оцениваешь свои шансы?
-На троечку.
-Так мрачно?
-Так ведь я, брошенный женой. Это серьезное и честное предупреждение той, кто рискнет связаться со мной.
-По телефону?
-Это можешь записать для нашего с тобой будущего сборника. И не только. Можешь не звонить, я тут - рядом. Что скажешь?
-Ты - честный мужик. Но очень требовательный. Слишком многого хочешь.
-И мало даю?
-Это можно проверить.
-Тогда...
-Сядь!
-За чем же дело встало?
-За тобой. Пиши, посылай и жди ответа.
-Я уже написал, послал, жду ответа от тебя.
-Как все у тебя, однако, просто.
-Ты хочешь подумать?
-Я сразу дам ответ.
-Я не тороплю, могу подождать...
-Пока Васильев не заявит мне, что подает на развод? Или ты думаешь, он сообщит из Вашингтона по телефону о своем намерении?
-Я не хотел ждать, встал, но ты сказала, чтобы я сел. Я - послушный мальчик.
-Ты - эгоистичный, нахальный, гадкий тип. Твоей жене нужно повесить орден на грудь, что она столько лет терпела рядом с собой твою противную рожу. Если все твои слова - шутка, то не просто дурацкая, но и гнусная. А если ты делаешь мне серьезное предложение, то у тебя, похоже, свихнулись мозги от решения Наташи выкинуть тебя из своей жизни. Так говорят, товарищ писатель? Думаешь, если я позвала тебя к себе, то в расчете получить такое предложение?
-Очень четкий ответ, благодарю. Приношу свои извинения.
-Нужны мне твои извинения! Что ты ухмыляешься, паразит? У тебя совесть есть?
-Может человек, отправленный в нокаут, хотя бы в предсмертной судороге улыбаться?
-С такой мерзкой рожей?
-Именно с такой. "Человек, который смеется".
-Мне сейчас не до литературных реминисценций.
-Это уже теплее...
-Сейчас будет горячо!... Сам виноват! Нечего лапы распускать. Не прикидывайся, тебе совсем не больно. Уже и слегка смазать тебя по роже нельзя...
-Спасибо за гостеприимство. Пришел человек в гости с самыми лучшими намерениями, а ему дают по морде и говорят, что смазали не больно-то больно.
-Записать?
-Не надо. Дай мне лучше поцеловать тебя.
-Старый клоун - вот ты кто. Пришел, увидел, победил?
- Пришел, увидел, получил по роже. Главное, за дело.
-За какое дело, понимаешь?
-Так тебе и скажи. Еще раз схлопочу.
-Интересно, хотя бы раз в жизни ты признавал себя неправым?
-Многократно...про себя.
-Клоун - он и есть клоун.
-Так ведь про себя важнее, чем про тебя. Тут уж никакого прощения для себя не жди.
-Это ты-то? Находишь тысячу оправданий и снова принимаешься за старое.
-Бяка я, бяка! Получай за это, получай!
-Да ты, псих, ненормальный!... Опять кровь из носа!
-Она уже была, я не заметил. Это все ты, ты...
-Кто ж еще? Только не сейчас, а тогда, четыре года назад - и за дело.
-Бьют меня в этом доме не за што, не про што.
-У тебя есть чистый носовой платок? Убери его подальше. Как ребенок, хуже... Даже дать себе по морде не можешь. А туда же - жениться.
-Тебе бы так...
-Ты еще пореви тут... Закинь голову и держи ее вверх, пока не скажу, чтобы опустил...
-Ты скажешь...
-Молчи! И убери подальше от меня свои грабли, а то снова схлопочешь, не посмотрю на кровь... Хлещет, вся тряпка красная...
-Тряпку несчастную пожалела для своего гостя...
-Мне же больно, старикашка!... Мне же больно!... Отпусти!
-Не обзывайся, сколько можно?! Мне еще шестидесяти нет, ясно?!
-Тебе шести или десяти нет, мальчик?
-Тетя, у меня шея затекла, можно опустить голову?
-Нельзя! Подожди, сменю тряпку... Петя, прекрати. Пользуешься своим положением...
-Лучше бы твоим расположением.
-Не остри. Специально кровь себе пустил. Отпустишь ты меня или нет?!
-Нет! Мне и так хорошо.
-Дурак! Кровь-то не останавливается. Ты часом не сломал себе нос?
-И хрен с ним! У меня крови целых десять литров. Сколько ее у человека, не знаешь?
-Так-то у человека... Не опускай голову... Подожди, я сейчас вернусь...
-Вернешься? Тогда иди...
-Так лучше?
-Где нашла лед?
-Это не лед, холодная вода.
-Безобразие. Льда с огнем не сыщешь у тебя. Знал бы, не приходил.
-Кровь не останавливается, не знаю, что с тобой делать.
-Я бы знал...
-Прекрати! Посмотрел бы ты сейчас на себя со стороны.
-Я принципиально не смотрюсь со стороны. И по разным сторонам не смотрю. Только в одну сторону.
-В свою собственную... Так лучше, кажется. Сам тряпку держать не в состоянии? Совсем старая дура, не догадалась до такого пустяка. Целый час держу ему тряпки...
-Это ты о ком?
-О тебе. Держи тряпку!
-У меня что, четыре руки?
-Петя, все! Можешь опустить свою башку. Кровь не идет.
-Чихнуть можно?
-Только попробуй! Хочешь, чтобы опять она хлынула?
-Не хочу. Чихнуть хочу.
-Совсем впал в детство?
-Молчи! Тихо!...
-Негодяй, у тебя совесть есть?
-Вагон и маленькая тележка совести и прочего ненужного барахла... Перейдем в другое место - здесь неудобно... держать нос...
-Держи его и все остальное при себе. Я не шучу, Петя! В самом деле!... Понял?!
-Теперь понял. Извини.
-Смой кровь. И прекрати дурачиться. Не дети...
-Что верно, то верно... Не дети...
-В следующий раз осторожнее обращайся со своим носом, ненароком можешь своротить его и остаться без носа. Одной малой кровью не отделаешься.
-Из всех твоих слов мне понравились только первые.