Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Удача и капуста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор фильмов на извечную тему "Удача, богатство, любовь".


Удача и капуста

Тематический обзор фильмов

   В фильме "Миллиардер" (1960) рассказывается, как предок Жана Клемана будучи фермером, правда, недостаточно усердным, нашел клад и разбогател. С тех кладоискательских пор, как уверяют авторы фильма, принято деньги называть капустой, зеленью или чем-то огородным. С тех же самых пор стало ясно: главное в жизни не усердие, а везение, некая удачливость, которая помогает сколотить капитал. Но делают ли деньги человека счастливым? Все Клеманы вели беспорядочную жизнь, увлекались странными вещами - и ни один из них не сумел использовать богатство для достижения счастья.
   Это и стало поводом для пародийной комедии, которую решил поставить один небольшой театр. Жан Клеман (Ив Монтан) приходит в театр за объяснением. Но его принимают за очередного актера, пришедшего на кастинг роли миллионера. Ошибка могла быть исправлена тотчас, но Клеман влюбляется в бедную актрису (Мэрилин Монро) и решает играть. Он пытается с помощью денег (покупая шутки, нанимая репетиторов) поймать удачу - завоевать ее любовь, но обнаруживает, что деньги ему не столько помогают, сколько вредят. Комические ситуации возникают одна за другой, а цель все так же далека, как и прежде. Даже когда герой показывает актрисе себя настоящего - преуспевающего миллиардера в привычной для себя обстановке - девушка в страхе бежит от него. Что их в результате соединило - остается только гадать.
   В страхе бежит от своего богатства герой фильма "Дикарь" (1975) -- обратно, в фермерство, к настоящим овощам и настоящей капусте. Но не долго ему удается побыть счастливым Робинзоном. Здесь он обрел лишь ложное уединение. Мир денег требует возврата гения парфюмерного искусства в свое лоно. Он позволяет ему быть на острове до поры до времени, ведет за ним слежку. Подписанные договоры требуют присутствия Мартена (Ив Монтан) в бизнесе. Здесь снова Ив Монтан играет богача (пусть бывшего богача), влюбленного (пусть не сразу это осознавшего) в бедную девушку Нэлли (актриса Катрин Денев). Героиня бесцеремонно вторгается в уединенную жизнь Мартена. Разумеется, он сопротивляется всеми правдами и неправдами. Но он не видит реального положения дел, он не подозревает о том, что несвободен, что он - мышка, находящаяся под контролем кошек.
   В данном случае удача героя - это вырваться из мира бизнеса окончательно. И любовь, которая поставила было уединение под угрозу (вот почему герой ей отчаянно сопротивлялся), на самом деле оказалась спасением.
   Именно удача делает капитал чистым, незапятнанным. Любой расчет нечист. (Убийство старушки-процентщицы, как мы помним из школьной программы, не принесло герою Достоевского Раскольникову богатства и тем более счастья). В расчете на халяву есть нечто от шулерства. Как шулеров выбрасывают с корабля современности (фильм "Мэверик", 1994) тех, кто играл в истории краплеными картами. Да, разумеется, при прочих равных условиях больше шансов выиграть наблюдательному и опытному, владеющему собой профессионалу, ведь любая задержка дыхания выдает того, кто блефует, недостаточно поднаторев в игре. Именно это показывает чемпионат Всех Рек по покеру. Но в финальной игре Брет Мэверик (актер Мэл Гибсон) выигрывает в результате чистой случайности: никакому рациональному объяснению не поддается тот факт, что его соперник подбросил ему единственно нужную карту.
   Игра игрой - честно она идет, нечестно ли. Но то, как "обыграли" чужака в "Игроках" Гоголя, имеет отношение уже к иной, внекарточной комбинаторике. Современная экранизация "Игроков" -- "Русская игра" Павла Чухрая (2007). Короткая, стремительная, азартная пьеса про то, как одни плуты обводят вокруг пальца другого плута (Ихарева) превращается в иной жанр: путешествие. Мы путешествуем с иностранцем и смотрим на матушку-государыню Россию его глазами. Или скорее так: на наших глазах происходит знакомство итальянского шулера с русскими нравами. Он был намерен справиться со своими финансовыми затруднениями, воспользовавшись русской доверчивостью, но сам остался без штанов. Тертые дельцы отстают от итальянца по техническим параметрам, зато твердо знают, что никакие способы крапа, никакое везение в игре не идет в сравнение с навыком розыгрыша, ролевой игры, да и просто банального отката. Гоголь предупредил своего читателя: в сравнении с тем, как вас могут обыграть в самой жизни, карты - просто ерунда. Они -- этакий безобидный вид спорта, который, быть может, стоит того, чтобы на нем потренироваться. Чухрай к этому добавил лишь улыбку ксенофоба-государственника: кто к нам с картами придет, тот от них и погибнет. Или как там у Рубцова: "За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью".
   Изматывающей тренировкой, воспитанием чувств была для героини фильма "Дьявол носит Prada" (2007) Энди (актриса Энн Хетуэй) работа в глянцевом журнале "Подиум". Миранда Пристли (актриса Мерил Стрип ) буквально убивает девушку своей прямотой и правдой о ее фиолетовой кофточке. Такие кофточки созданы специально для неудачниц! Но Миранда берет ее на работу, потому что Энди толстая и, следовательно, умная. А ей как раз сейчас нужна такая помощница. Эта суровая "правда" и еще фраза "Миллионы девушек хотят оказаться на твоем месте" -- держат героиню в глянцевом бизнесе почти год. Она приобретает опыт, у нее появляется вкус. Но она не доходит до абсурда и вовремя останавливается, обнаружив, что расставшись с этим миром, она ничего уже не потеряет. Но нужно избавиться от внешнего, сохранив внутреннее: свои приобретенные в Париже новомодные платья она отдает той девушке, с которой на протяжении всего действия фильма соперничала. В свою старую кофточку, она, разумеется, не возвращается.
   Бизнес - это тоже азартная игра, которую пока, правда, никто не додумался запретить. В ней также можно вчистую проиграться и везет далеко не всем. Хотя сложно сейчас представить себе человека, который вообще не играет в нее, каждый так или иначе в товарно-денежных отношениях участвует. Ввязываться ли в эту игру, отдавая себя целиком, каждый решает сам.
   И все-таки не стоит забывать, что удачливость - понятие, близкое к обществу потребления, но далекое от христианского смирения. Христос был неудачником, неудачниками были святые. Да что там говорить, вся наша культура и наука создана не очень-то удачливыми в жизни людьми. Конечно, волей-неволей они своими произведениями воспитывают в нас презрение как к "капусте", так и к удаче. И мы с этим ничего уже не сможем сделать - презираем.
   "Презренного металла не проси", - с пафосом говорит Адуев-старший в романе Гончарова Гончарова Адуеву-младшему. Чтобы не разрушить добрые отношения, тот микромир, который создавался в лоне старой дворянской культуры, ныне уже утраченной.
   Ольга Чернорицкая
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"