Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Образ России в арт-среде Интернета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа выполнена при поддержке РГНФ Грант N 06-04-00600а "Образ России в национальном самосознании: исторический и современный контекст".


   Образ России в арт-среде Интернета
   Ольга Чернорицкая
  
   Часть 1. Горизонты ожидания
   Образ страны формируется на основе многих причин, из которых наиболее важная - это как в ведущих СМИ "подается" страна и освещается ее деятельность, это мнения о ее политике, высказываемые журналистами, это и результаты социологических опросов, и те отзывы, комментарии, которые пользователи оставляют на форумах и блогах. Методы подачи "материала" основаны на знании совокупности литературно-художественных и публицистических приемов, направленных на взаимодействие двух горизонтов - публициста и читателя. Публицистический прием стабилен - в отличие от постоянно меняющегося, способного к трансформациям читателя. Российский читатель постоянно претерпевает изменения - этому способствует общественная жизнь на форумах, подвесившая языки доселе пассивному потребителю политизированной информации. Стало модным думать своей головой. Прежние ловушки и уловки в большинстве своем не действуют - для привлечения публики и внедрения в головы слушателей собственных убеждений требуется все более юная (несознательная аудитория) и все более утонченные, в том числе литературные приемы. И если "главный прием современного гламура - принцип винегрета: мелкое крошево из всего на свете"(1), что тоже ориентировано на горизонты ожидания, то главный прием идеологической публицистики уже - крепкая, многослойная метафора.
   Именно поэтому самосознание россиян, то, как они поддаются на эти метафоры-ловушки и откликаются на искажение образа России, насколько они поддаются приемам воздействия на их мнение - наиболее яркое и достоверное свидетельство о внутренних установках и мировидении, о крепости убеждений и любви к своему народу. Но это в то же время - расширение горизонтов ожидания.
   Если на призыв "Меняйте менталитет!" - раньше большинство наших соотечественников отзывалось бодро "Всегда готов!" - То ныне публика насторожена - в общий культурный горизонт уже встроено ожидание провокативности подобного совета. Всегда ли сторонний совет - это любовь? Нам представляется, что особенно пристально следует следить за тем, как группировки, раздающие советы, начинают переходить к аудитории все более молодежной, поскольку взрослое поколение уже сориентировалось в сетевом пространстве и понимает что к чему.
  
   Язык власти охотно прибегает к метафорам мировой катастрофы, апокалиптической угрозы, дает гротескные прогнозы, чтобы запугать и привязать обывателя.
   "Ведь культура вовсе не является надстройкой в обществе: она один из базисных действенных механизмов власти, важный рычаг управления телами и сознанием миллионов людей. Именно в культуре разрабатываются способы воздействия власти на тела - те способы, которые в дальнейшем могут распространиться на все сферы. И, кстати говоря, арт-система во всей этой конфигурации играет важнейшую роль: она структурирует, группирует, отсеивает, процеживает, сортирует властные стратегии и идеологические элементы. Поэтому борьба против международной художественной системы - это борьба против политической системы, ничуть не меньше"(Сергей Шестов)(2).
   Если раньше на СИ и на различных интернефорумах доминировали агрессивные антироссийские пролиберальные группы, применяющие тактику прямого оболванивания, и не прилагавших усилия "идееносного воображения", то сейчас многое изменилось. Группировки прекрасно понимают - что они в артсистеме и должны действовать изнутри ее и ее методами. Противодействие артсистеме - создание иной артсистемы с расширенным горизонтом ожидания. Позднепутинская Россия, выплатившая Западу свои материальные долги, может разговаривать в культурном пространстве о самой себе на равных, без оглядки на собственную тотальную неустроенность.
   "За последние два-три года почти на всех форумах (включая СИ Мошкова) русофобы стали встречать отпор, иногда жесткий, иногда массовый, но, тем не менее, тон там задается пока антироссийскими группами. Ныне существующая парадигма сетевой публицистики - чужая. Она является искажением в кривом зеркале нашей кривой действительности потасканной и провалившейся на Западе парадигмы личного успеха и безудержного индивидуализма, которая в итоге сводится к индивидую как пупу земли, которым он не является. До осмысления собственной парадигмы наше общество и его бывшая интеллектуальная элита, рванувшая в 90-х к корыту, от которого ее быстренько оттерли, пока не дошли и вряд ли дойдут: мозги слабоваты, а амплитуда ожидания пульсирует от упования на митрополитбюро, с одной стороны, и на второе пришествие Гарвардских пророков, с другой. Русофобия же -- звериный оскал крыс, сбежавших с тонущего корабля, который в итоге не утонул, а наоборот, плывет, и даже поднимает паруса. Другая энергетика! Энергетика творческой импотенции нашей бывшей интеллигенции, заблудившейся в трех идеологических соснах, не тянет против энергетики крыс, сбившихся в кагал. Отсюда доминирование русофобов в сетевом пространстве"(3).
   Крысы - бегущие с корабля, образ напрашивающийся и банальный. Но здесь образ развернут в мифологему - крысы в зверином оскале от сожаления: корабль не утонул, инстинкт сработал неверно. Разрыв с представлениями о возможном исходе. Расширение горизонта и невозможность его достать подпитывает озлобленность, а может быть, отчаяние.
   Часть 2. Отчуждение
   Начнем с вполне литературоведческо-философского термина - отчуждение. Он идеально подходит для Сети, в частности, для объяснения, почему именно в образ России предельно условен. Именно здесь принято говорить о России как о "стране, которой как бы не существует". При этом присутствует некий "идеалистический" мотив, некое подобие остранения.
   Отчуждение идентичности происходит на этническом, геополитическом, культурном, цивилизационном, религиозном уровнях. Уходит географический детерминизм - а с ним и идея России как великой исторической сверхдержавы. Россия не разделяет ценности Запада, но в Сети ценности не Западные, не Восточные - они здесь Интернет-арт- ценности. И с их позиций рассматриваются как ценности Российские, так и ценности Западные. В конечном счете выиграет тот, кто переиграет в боях с метафорами. Тут сплав арт-политики, арт-бизнеса, выжившей из ума культуры и интеллектуализированной агрессии. Отношение к собственности, к правам и свободам, к человеческой жизни - это отношение к образу собственности, прав и свобод, человеческой жизни, представленному в виде подчас стилистически сниженного текста или трешевого визуального ряда. Ценности намеренно гротескны и условны и при всей однозначности и осязаемости. Национальный герой - непременно русский. Любое отступление от этого - внедрение иных дискурсов, мешающих гармоничному развертыванию темы ценностей условно-российских.
   "Во-первых, не принимать Калоева в качестве национального героя. Такая фигура символизировала бы архаизацию общества и переформатирование моральных, а затем и законодательных норм в пользу мигрантов из Азии и с Кавказа. Кроме того, героем для русских может быть только русский. Это должно стать аксиомой, не подлежащей пересмотру ни при каких обстоятельствах... Моральные и законодательные нормы в России должны определять русские"(4).
   Утопия, возможная лишь в арт-среде сетевой публицистики. Чистота образа определяется отсечением всего чужеродного, и потому в арт-среде не может не быть национализма. Национализм здесь - результат феноменологической редукции образа России - очистки от всех "чужеродных" слоев. Без чистоты образа невозможно в арт-среде играть на равных с теми, кто этой чистоты достиг без особого труда - по факту рождения.
   Чистота не только в национальных - она и в социальных понятиях. Если ты интеллигент - ты не бизнесмен. Здесь четко блюдется чистота образа:
   "В какой момент русская интеллигенция решила, что она теперь всегда будет за богатых? Что она будет почвенно-либеральной, или западнически-либеральной, или просвещенно-консервативной, но уже никогда - демократической? Что она будет говорить, что звероподобное быдло нужно держать в узде, или о том, что это быдло всё-таки нужно иногда подкармливать свободой, или даже иногда что-нибудь ещё более просвященное, но УЖЕ НИКОГДА не будет ставить сложнейшие, мучительнейшие вопросы о равенстве, братстве и справедивости? Когда интеллигенция решила, что будет теперь вечно мириться с богатыми и служить богатым - тупо и гнусно, как наемная армия или полиция, служить, даже если в этом нет и никакой особой корысти, даже если мало платят и хамски обращаются, но всё равно - ведь разве может быть по-другому? Никогда не может быть по-другому! Когда она так решила? В 18-ом? В 37-ом? в 85-ом? в 93-ем? в 96-ом?"(5)
   Русский - применительно к понятию "интеллигент" - очищающий эпитет. Русский интеллигент - интеллигент как таковой, интеллигент без примеси, без мещанства. Чистота образа превыше исторической истины. Отсюда - отчуждение от реальности.
  
   Арт-политический текст начинается с зачина -- литературного приема, характерного как для идеологической пропаганды в целом, так и для начала любой более-менее интересной странички дневника заурядно-популярного юзера. Оно выражено в общих чертах автором под ником "Кот Бегемот" следующей формулой:
  
   "Идею отсталости России довольно умело и тонко проводят в общественное сознание (почти как в 70-е и 80-е "сверху" проводили идею о всевозможном превосходстве и благородстве Запада). Она уже проскочила в паре уважаемых ЖЖ, причем подана была удивительно ловко: мол, кто-то, некий случайный собеседник, ратующий за благо России, типа он независимо мыслящий человек, сказал автору ЖЖ... Потом ещё где-то в Сети наткнулся. И вот сейчас нашёл её в наиболее развернутой и откровенной форме"(7).
  
   Арт-искусники противоположного лагеря -также поборники чистоты образа - но уже со стороны эмоций - для чистоты созерцания и мышления не следует предаваться восторгам - и с этой позиции призывают перестать попугайски повторять: "мы гордимся, что мы русские". Нам дают понять, что нельзя в наших планах на будущее заноситься, и мы должны думать только о том, как бы стать богаче и успешней. Далее выстраивается чистый, незапятнанный успешностью последних лет образ "Россия - неудачница, Россия - преступница".
   Далекие от артризованности малые народы, проникнутые болью за свой народ, восстают против втягивания их в эту игру:
   "ВИДИМО любить свою нацию, не давать ее втаптывать - для современных кабардинцев - очень подозрительно! К сожалению, нам не чем гордится в современный период (или то что нас соседи считают торгашами, а наши девушки стремительно догоняют русских-предмет для гордости?), так хоть историю надо сохранить, а то и ее скоро заберут, а мы и не шелохнемся!"(8)
   Здесь просматривается оппозиция одного из малых народов - русским. Но случается и обратное. Малые народности в арт-рефлексии очищаются от индивидуально-национального и входят опять же чистыми в приготовленный архетип - своеобразное братство стерильных русских - дистиллированный Русский Мир. Возьмем комментарий к статье о русских уругвайцах:
   "В статье речь идет о русских, которые чуть-чуть иные, чем большинство русских проживающих в России. И мы гордимся ими, и тем фактом, что они за 95 лет не отделили себя от русского мира, остались русскими. И в самой России русские разные, но мы все часть Русского Мира! А осознаем ли мы это?"(9)
   Мы живем в век информационных технологий и кризиса самосознания. Именно этим объясняется то отчуждение, которое испытывает мир по отношению к своей идентичности. Интернет, сокращая расстояние между континентами, безмерно увеличивает расстояние между человеком и его страной. Он расширяет кругозор и в то же время снижает возможность видеть то, что происходит у себя дома. В результате -- дисбаланс социальных систем, ответственных за информационный обмен. Откуда же тогда взяться адекватному образу России в столь отдаленном от нее виртуальном мире? Может быть, здесь применимо определение Игоря Шайтанова -- плод "филологического энтузиазма и поэтической глухоты"(10), и это определение тем более применимо к сетевой ситуации, что феноменологическая редукция образа ведется здесь с немыслимым в бумажной публицистике энтузиазмом, а создание текстов ведется с немыслимой поэтической (а подчас и грамматической) глухотой.
   Построенные по случайным формулам, не свидетельствующие о штудировании автором логических словарей, силлогизмы порой вводят в социокультурную прострацию: если образ России плох, голосуйте против единороссов. Примечательно, что партия "Единая Россия" здесь отождествляется с образом России.
   "Так в России сейчас. Вам это нравится? Вы хотите жить в такой стране? Вы поддерживаете президента, который встал во главу всего этого беспредела?
Голосуйте мозгами, не будьте марионеткой власти, не будьте быдлом, не голосуйте за "Единую Россию", голосуйте за того, за кого считаете нужным!!! - Мой Вам совет"(11).
  
   И, тем не менее, именно в сети при такой отдаленной точке видения, да еще при определенной системе отражений этот образ становится наиболее целостным. Подобно тому, как с виду хаотичные блуждания непременно выводят путника на ровную дорогу, так и блуждания в области разных менталитетов приведут к осознанию своего собственного и к осознанию отчуждения как исторической реальности в том числе, и, заодно, к осознанию и развенчанию литературных и публицистических приемов (аргументов), посредством которых работают оппоненты:
   "Есть два зеркальных аргумента в спорах на тему "Россия и Запад" и "кто кого имеет моральное право хулить". Один называется "а сало русское едят". Восходит он к басне Сергея Михалкова - написанной, кстати, в сорок пятом, когда с салом была напряжёнка. Тем не менее аргумент вполне веский: типа хулишь Россию, а бациллу давишь нашенскую, сцуко. Сейчас этот аргумент не работает. По самым банальным, буквальным причинам: мясное животноводство в России окочурилось, сало в основном привозное. В лучшем случае украинское, в худшем - лучше не думать, из какого Уругвая то сало привезли. Так что теперь можно попрекать разве что бензином, но это как-то не так убедительно получается. Зато очень оживились любители парного аргумента, на сей раз прозападного. Типа - ты, сцуко, Запад хулишь, а хулы свои выбиваешь на компьютере. Который на Западе был придуман, меж проч. А также смотришь телевизор, болтаешь по сотовому и т.п. Вместо того, чтобы сидеть сусликом и испытывать стыдную благодарность к великой цивилизации, одарившей нас всеми этими прекрасными вещами. В отличие от сала, аргумент этот кажется сильным. И в самом деле, "ихнее ж это ведь", не наше. А между прочим, вопрос этот интересный. А ПОЧЕМУ это не наше? Телевизор - то есть его основные части, кинескоп и иконоскоп, а также электронный микроскоп и много чего ещё - изобрели в Америке, да. Но изобрёл это дело русский человек Владимир Козьмич Зворыкин, бежавший в Америку в девятнадцатом от большевиков. Называли Зворыкина "подарком американскому континенту". Небезосновательно, да. Так что "не нашим" телевизор стал благодаря большевизму - за который мы должны поблагодарить наших белых братьев из Англии и Германии (да и американцы, думаю, приложили усилия). Что касается компьютеров, то и здесь всё ой как любопытно. Принципиальную схему электронного вычислительного устройства предложил в своё время небезызвестный Павел Флоренский, вскорости убитый большевиками. Первый же настоящий компьютер был создан проклятыми фашистами - рехнер Конрада Цузе Z3. Американцы, впрочем, вели собственные разработки, но несколько опаздывали. Однако немецкий гений не смог развернуться по уважительной причине - Германия хрюкнулась, машины Цузе были уничтожены в ходе бомбёжек Берлина в сорок четвёртом. Что очень вывело Америку вперёд, ага. Опять-таки спасибо большевизму и немножечко американской авиации. Каковая, конечно, штука техническая, но всё-таки не по той части. "Ан вот оно как". Кстати сказать, бомбардировки оказали живительное действие и на такую отдалённую от политики область, как американское роялестроение: бомбами бли уничтожены склады фабрики "Бехштейн", производившая лучшие в мире рояли и пианино (президент Рузвельт объяснил это тем, что "Бехштейн" "спонсировал фашистов"). Доски для инструмента высшего класса сушатся тридцать лет. За это время американский "Стейнвейн" стал стандартом высшего класса. Примеры можно множить, но остановимся и зафиксируем факт: агрессивный маркетинг (во всех смыслах этого слова) рулит. Или, проще: Запад (и Америка как его квинтэссенция) впереди планеты всей по одной простой причине: если где-то имеется отставание, то чужие результаты либо покупаются (часто вместе с людьми), либо присваиваются, либо, если первое и второе невозможно - уничтожаются, в крайнем случае вместе со страной и народом. А самые талантливые народы и самые лучшие страны раскатываются под каток войсками или идеологией. "Чтоб и духу не осталось""(12).
   Вот уж воистину нам не нужны здесь мозги, поскольку мы привыкли жить отчужденными мозгами.
   Собственно, Крылову никто возражать не будет - его отповедь идеологам, находящимся в пубертатном возрасте или рассчитывающим на читателя подобного горизонта, самодостаточна. Любой комментарий будет ниже заданного им уровня публицистической высоты. И все-таки зачем ему это? А может быть, развенчание приемов арт-бизнес-идеологов - это своеобразная литературная игра на раздвижение горизонтов, прежде всего за счет фактов? Факт уничтожает прием. Торжество агрессивных методик - прекрасная мишень для стрельбы фактами и гротескизации этого действа. Крылов работает не во имя победы на каком-то политическом фронте, не за торжество идей какой-нибудь партии или клана - он выработал собственную поэтику и в рамках ее выстраивает художественно-публицистические конструкции. Это борьба без цели - борьба одиночки, которому ничто не угрожает, с агрессивным миром, от которого можно спокойно спастись, выключив компьютер. Борьба с ветряными мельницами - интернетискусство для интернетискусства.
  
   Часть 3. "Меняйте менталитет!". Метафора "русскость-мерзость". Прием замещения.
   В Сети особенно в последнее время ярко вырисовывается позиция, сознательно снижающая образ России за счет дачи весьма умных на первый взгляд советов по принципу "Как нам обустроить Россию?". "Я призываю Россию руководствоваться не философскими или религиозными идеями, а идеями прагматическими. Время пророков давно прошло. Мы живём во времена аналитиков и политтехнологов" (А.Шленский в комментариях zhurnal.lib.ru). Совет действует на понижение имиджа. Автор комментария ловко пользуется мыслью, что зависть, бытовая неустроенность, грязь и злоба - неизменные, структурные атрибуты русскости, с их потерей якобы уйдет русскость. И ведь заметьте, приписали эту мысль мне и спорят именно как будто я за нищету народа русского выступаю. Из всех их выступлений становится ясна навязываемая нам мысль: "русскость - мерзость". А раз мерзость, с ней нужно справиться и сменить русскость на что угодно, чему ревизоры наших национальных ценностей кланяются. Уберите русскость - и к вам богатства несметные придут. Словно русскость действительно каким-то образом исключает стремление к наживе, и, возможно, богатство.
  
  
  
   Особо культурные парни
   Балканы культурно бомбят.
   В особо культурной поварне
   Состряпали этих ребят.
   Особо культурные страны
   Их нынче пекут, как блины,
   И будут они ветераны
   Особо культурной войны.
   Они убивают культурно
   Мосты, поезда, города,
   Поскольку ведет себя дурно
   Людей некультурных среда.
   Но бомбами вышибут сходу
   Мозги некультурных людей
   И новую купят народу
   Культуру и новых вождей.
   И будут потом ветераны
   Особо культурной войны
   Учить некультурные страны
   Особому чувству вины -
   За то, что не сразу в могилу
   Культурно они улеглись,
   А всю некультурную силу
   Собрав, некультурно дрались!..
  
   Юнна Мориц. Звезда Сербости.
  
   Юнна Мориц просто противопоставляет нас, диких и неправильных особо культурной стране, очень "правильной". Это иная волна антиамериканизма - волна поэтического протеста. Самая сильная и самая настоящая.
   В 2005 году вышло четыре романа-антиутопии: 'Пленных не брать' Виктора Бурцева, 'Московский лабиринт' Олега Кулагина, 'Татарский удар' Шамиля Идиатуллина, 'Омега' Андрея Валентинова, где силы НАТО направлены против нас. И мы все равно верим американцам, а не Юнне Мориц и не создателям этих фильмов. Мы почему-то продолжаем верить, что Америка нас спасет. И сама Америка в этом не сомневается ни в малейшей мере. Америка искренне хочет спасти не только нас, но и весь мир. Ее основали религиозные фанатики-прозелиты, которым пришлось сбежать из Европы потому, что они были крайне навязчивы в своем желании общего спасения. И поныне по старой доброй традиции туда бегут все, чьих советов на Родине слушать не стали.
   Это ничего, что по вертолетам спасателей в Новом Орлеане стреляли из автоматов - желающих спасти не уменьшалось. Там выходят мультсериалы про спасателей "Чип и Дейл спешат на помощь", выходят детские книжки про спасателей затерявшихся в космосе кораблей такие, что каждый ребенок включается в игру и участвует в спасении. Для взрослых сериалы о скорой помощи, спасающей всех. (У нас аналог их коронного сериала назвали "Неотложка"). Все это делает Америку страной всеобщего спасения. Они снимают о нас фильмы, и русские школьницы не могут спать - настолько их образ России не соотносится с нашим представлением о ней:
   "Тэкс.....че то мне от эмоций не спится!!!! Щас короче посмотрела фильм американский про русскую подводную лодку "К-19" называется фильм...так я в ярости....а точнее в недоумении......какого хрена эти америкашки снимают про наши лодки фильмы???!!!!!!! Ладно...я понимаю, что сюжет может быть интересный, но они хотябы уж русских актеров взяли бы......и есть еще одна вещь над которой я на протяжении всего фильма просто офигевала.....вы когда-нибудь слышали, чтоб русские друг другу обюращались Василий, Петр, Михаил, Дминтрий, Иван....я лично нет..о_О Весь фильм сидела плевалась.....у нас в Раше разговаривают так: "Васька, епт твою мать!!!", "Петрович, ты охуел что ли???"....вот это я понимаю речь как речь......и самое главное расскрывает всю человеческую сущность руского!!!По мне....русский народ это великий народ, не смотря даже на то, что мы немного психи и безумные...но все равно.....мы этим должны гордится.....разве кто нибудь другой, кроме русского пошел бы на танк с вилами????Нет!!!Никто бы не пошел......а вот наши могут....именно во время Второй Мировой наши так и делали....вон как русские под Малоярославцем воевали.........много танков остановили, не дали им подойти к Москве!!!Лично я думаю, что русскому не свойственно быть интелегентом...по мне это не наше...все иностраннцы считают нас сумашедшими.....а мне лично пофигу на их мнение...я русская, пусть и на четверть, но горжусь этим.....горжусь тем, что во мне протекает русская кровь".(13).....
   Сравнения идут как на высоком теоретическом уровне - особенности глобализма в России и в Америке, так и на низком статистическом - просто сравниваются цифры заключенных в Америке и СССР.
   "Американские действия - свидетельствует Михаил Эпштейн, -- это как раз глобализм, под которым чаще всего понимается распространение как массовой культуры, так и финансовых и социальных институций США по всему миру. Глобализм по-американски в форме многокультурья - это каток, который раскатывает всю землю под Макдоналдсы и Кока-колу, но в каждой Кока-коле есть добавка какого-то местного вкусового оттенка. Зато местным жителям не надо читать Шекспира или Гете, потому что у них есть свои акыны, еще более гениальные. Такое сочетание имперского глобализма и либерального многокультурия самое опасное. Оно отчасти напоминает опыт советского тоталитаризма, когда поощрялось, точнее, вколачивалось "социалистическое по содержанию, национальное по форме"(14)...
   Высокий теоретический уровень сравнения в Сети легитимнее прямолинейного статистического. Так в Живом журнале на попытку сопоставить жертв репрессий США и России.
   И здесь прямолинейность автора попала под удар жесткой критики:
  
   "Т.е. сравниваете убийство Льва Карсавина, Николая Устрялова, отсидку Льва Гумилева, Александра Довженко, Сергея Королева, Георгия Жженова, и др. по политическим мотивам
   с отсидкой луизианских негров за убийства, грабеж и изнасилования?"
   Налицо предубеждение - именно в России мученики. В Америке - негры убийцы и насильники. Это стереотип. Он характерен для возражений такого рода. Сравниваться две разностереотипные вещи не могут. Автору статьи пытаются подыграть, разрушая стереотип, но фактов у оппонентов маловато.
  
   tellon
   Нет, сравнивается, например, с отсидкой Рене Гонсалеса, Рамона Лабанино, Антонио Герреро, Херардо Эрнандеса и Фернандо Гонсалеса именно по политическим мотивам.
  
  
   letopisetz
   Они иностранцы - кубинцы, а не американцы.
   (Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
  
  
   cldlune
   Иностранцев по политическим мотивам сажать можно?
  
   agens
   Извините, но сопоставимых личностей в ГУЛАГЕ вряд-ли были миллионы. И даже тысячи.
  
   А с другой стороны - вы утверждаете, что в американских тюрьмах не сидят свои американские Королевы, Гумилевы, Жженовы? Откуда знаете?
  
   Я ратую исключительно за корректность сопоставления.
  
   dr_estet
   +1
   согласен
  
  
   letopisetz
   Назовите американских писателей, кинорежиссеров, ученых, инженеров и т.д. сидящих сейчас в США по политическим мотивам. Хоть тройку назовите. Да хоть пару.
  
  
   cldlune
  
   Если нам про них неизвестно - значит, их нет?
  
  
   agens
   Т.е. вы аппелируете к моей безграмотности в отношении внутренних дел США для аргументации своей позиции? Здорово!
  
   Мне неизвестны американские политические сидельцы. И какой вывод вы из этого сделаете?
  
   И еще один момент - все ли политические сидельцы в СССР, перечисленные Вами в этом треде, получили популярность _до_ своей посадки? Много ли таких было?
  
  
   arvi
   Эмигрант, закладывающий нашу социалистическую Родину врагу, кичится тем, что у нас нет подобных предателей-американцев. :-)
  
   Были бы сильные лагеря в СССР, не было бы у врага ни Солженицына, ни letopisetz'а. Слишком слабые у нас были лагеря, и слишком хорошие базы данных были в Штатах по России. Слишком слабо мы преследовали врагов, смалодушничали..
  
   - arvegger, 2007-03-15 09:22 pm UTC
  
   hleg
   Не так. Хоть тройку тех, кто уже отсидел, но остался (стал) писателем, кинорежиссером, ученым, инженером и т.д. Желательно - сильно талантливым. Чтобы сравнить с Королевым, Заболоцким.
   Эзра Паунд.
   vasvan
   Сейчас не знаю, не слежу, но одно время сидел, а потом был перееден в психушку Эзра Паунд.
  
  
  
  
   И в то же время спасение предлагают в изменении менталитета. Не того, каковой у нас на самом деле, а придуманного, пришедшего из словарей позапрошлого века.
  
   Вот цитата из французского словаря, изобилующая гротескными эпитетами: "Великороссы добры, сердобольны, очень гостеприимны, однако чувства у них скорее сильные, чем утонченные. Великоросс не любит изливать душу, он немногословен и как бы стыдится своих чувств, даже самых естественных, отчего нередко выглядит равнодушным и суровым. Но главное, это человек крайностей, как и страна, в которой он живет. Он трудится с полной отдачей, доводя себя почти до изнеможения, но его труд лихорадочен, прерывист и уступает место слишком долгому отдыху; великоросс не умеет трудиться систематически. Он не знает меры и в своих удовольствиях и предается празднествам шумным и диковатым, а по сути не слишком разнообразным. Мужик, описанный Некрасовым, горячо любившим свой народ, трудится до изнеможения и напивается до полусмерти. Можно сказать, что великоросс рассуждает лучше, чем действует, поскольку это человек здравого ума, наблюдательный и предусмотрительный. Но ему не хватает упорства, предприимчивости и твердого характера; неудача не сокрушает его, но успех портит. Обычно великоросс легко поддается влиянию среды и послушен семье, деревне, властям. Но в один прекрасный день он начинает бунтовать, причем его бунт ужасен и часто не имеет цели. Он создан скорее для страдания, чем для сопротивления (...). Как ни странно, но малоросс часто добивается успеха там, где суетливый великоросс терпит поражение, потому что первый знает чего он хочет и упорен в достижении цели. (...) Великоросс любит действовать вместе с другими, стадно, он подчиняется толпе... Образованный русский человек космополитичен, легко приспосабливается к новым условиям и благодаря своему живому уму усваивает множество идей, порожденных другими народами. Как и у француза, у русского человека сердце живо откликается на то, что происходит в мире, но (...) но русский человек не склонен идти дальше теорий".
   Вивьен де Сен-Мартен, Словарь всемирной географии, 1892.
  
   В то же время растет русофобия в СМИ. В рейтинге русофобии издания США и в минусе и в плюсе. Будь один минус, мировая общественность насторожилась бы, а так - равновесие, которое все-таки стремится к знаку минус. Суммирование всех значений даст число -207. Некоторые СМИ идут "наперекор" общей тенденции и пытаются как бы разобраться в происходящих процессах. Но разбор получается не в пользу России.
  
  
   Рейтинг русофобии иностранных СМИ, приведенный исследовательской компанией E-generator.ru
   "Newsday", США
   -43
   "The Financial Times", Великобритания
   -34
   "The Wall Street Journal", США
   -34
   "Le Monde", Франция
   -30
   "Time", США
   -29
   "Les Echos", Франция
   -27
   "Embassy", Канада
   -19
   "Los Angeles Times", США
   -18
   "Christian Science Monitor", США
   -15
   "The Boston Globe", США
   -13
   "Postimees", Эстония
   -11
   "The Economist", Великобритания
   -9
   "La Repubblica", Италия
   -7
   "Japan Times", Япония
   -6
   "The Washington Times", США
   -5
   "The New York Times", США
   -4
   "Le Figaro", Франция
   -3
   "Stratfor", США
   -3
   "Lietuvos Rytas", Литва
   0
   "The Guardian", Великобритания
   5
   "USA Today", США
   5
   "United Press International", США
   6
   "The Scotsman", Великобритания
   10
   "Asharq Al Awsat", Арабская пресса
   11
   "ExtraPlus", Словакия
   13
   "The Conservative Voice", США
   26
   "Toronto Star", Канада
   27
  
   Исследование проведено на материале статей, посвященных председательству России в G8. Рост отрицательных значений в рейтинге свидетельствует об увеличении "градуса" русофобии. Положительные значения, напротив, указывают на формирование позитивного образа России. Следует помнить, что Югославию разгромили сначала на экранах CNN.
   Образ России в странах СНГ и Прибалтики, в отличие от первых лет перестройки, весьма неоднозначен. Здесь наблюдается крайняя поляризация. Тем не менее, соотношение пророссийски настроенных авторов Сети и антироссийских составляет примерно 1:5. Возможно, в сетевых источниках на национальных языках влияние пророссийски настроенных авторов близко к нулю, однако, это требует специального исследования.
   Чуть лучше ситуация на Украине, но тем не менее, антироссийская риторика тоже является доминирующей.
   На Украине есть глобальная стратегия по ведению антироссийской кампании в Сети. Официальные сайты Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко отличались большой интерактивностью и креативностью - а большое количество иллюстрированных материалов, умелая политика "оранжевых" в ЖЖ, сделали отдаление Киева от Москвы тотальным.
  
   Часть 4. Вова Грозный. Сравнение, уничижение. Литота и гротеск.
   Вова Грозный - метафора, построенная одновременно на уподоблении и литоте. Образ отсылает к целой системе параллельных общностей между Грозным и Путиным.
   "ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА Владимира Путина -- доказательство того, что сталинизм не закончится в России никогда. Будучи вытащена из прошлого, русская диктатура продолжается в будущем не делая почти перерыва, меняются лишь имена: Иван Грозный, Петр Первый, Коба Ужасный (Сталин). Четырнадцать лет спустя после падения Советского Союза, русский народ обнаружил, что он жил лучше под диктаторами"(16).
   Отголосок в России -- Вова Грозный как демиургизация, порождение Ленина.
   "И вот теперь Вова Грозный, в туалетах всех мочащий и понимающий Россию как никто. И сидит Ленин в Чорной Зале и ждёт схваток новых, что бы родить на свет Божий того, кто не только Россию, но и мир целый развалит и померкнет Солнце и только звёзды Кремлёвские светить будут во тьме".zirookov(17)
   Это уже создание мифа из метафоры-уподобления. Иван Грозный -- Ленин, Ленин -- Путин. Один правитель замещается другим - суть тоталитарного режима остается прежней.
   Преуменьшение заслуг демократии в России - литота, постоянно применяемая "Лемонде" - ничто не может противостоять в России глыбе тоталитаризма:
   "Несмотря на существование некоторых независимых газет и остатки оппозиции Думе, форма правления России снова стала почти также непроницаемой, что она ею была во время Советского Союза"(18).
  
   И, разумеется, гротесковое сравнение еврейских погромов и убийства азиатов:
   "Разожженная все более и более мощными фашистскими группами в Москве, ксенофобия перешла, с весны, в драматическую фазу. Грабежи, пожары, убийства: по всей территории разливается ненависть. Погромы, атаки против малых народностей, сопровождаемые насильственными действиями и иногда убийствами, о которых Россия узнала с 1880 по 1921, возвращаются. В то время, они целились в еврейские объединения. Сегодня -- в кавказцев подданных Центральной Азии, Азиатов"(19).
  
   Часть 5. И мы - русские. Метонимия историческая и логическая
   В силу исторической метонимии и социальной справедливости еврей в России - русский. Не как прилагательное, а как существительное. Род исторического парадокса - при полной отсутствии пародоксальности. Просто перенос по смежности. Смежные русским народы, живущие в той же стране, говорящие на том же языке - русские.
   "И все-таки, мы - русские. Как бы нас всю нашу жизнь не шпыняли 5-м пунктом, не били по морде и по паспорту, не подчеркивали нашу жидовскую неполноценность, ничего у них не получалось. Мы от этого не становились большими евреями, чем были на самом деле - мы не знали еврейского языка, еврейской истории и еврейской традиции. Изуверство того режима было и в том, что, с одной стороны, нам постоянно указывали наше место за дверью, а, с другой, приоткрывали эту дверь и принуждали к ассимиляции. Вообще, непоследовательнось национальной политики не позволяла понять, чего же от нас хотят. То ли, чтобы мы из евреев превращались в русских, то ли наоборот. Путаница была какая-то в поведениии советской власти. Во всяком случае, как не были мы евреями там, так не стали ими и здесь, в эмиграции.
   Мы были русскими всегда и во всем. Мы не хуже их говорили и писали по-русски, не хуже пели русские песни и рисовали российские пейзажи. Потому что по недомыслию или наивности считали эти пейзажи тоже своими"(20).
  
  
   Одним из самых распространенных приемов арт-политики в блогах также является метонимия. Логически-поэтическая. Перенос с частного на общее. Русские имеют ограниченное мышление, потому что вот я видела... И значит, это характерно для всех, для всей страны, для всей России. Разумеется, никакой статистики тут быть не может.
   "Вы знаете, как работают русские рабочие? Меня от этого зрелища тошнит. Русские инженеры могут за очень хорошие деньги установить в соответствии с ГОСТОМ на прекрасный китайский автокран контролирующую установку, от к-ой автокран не работает и неуправляем. Русские рабочие ходят заложив руки по заводу, ища неизвестно что. Всю работу делают таджики или китайские инженеры, к-ые вообще-то должны обучать. Русские смотрят на их работу и спрашивают, когда сделают такую установку, чтобы рабочим ничего не нужно было делать...(в комментах говорили, что миграция тормозит технический прогресс и что до революции работали на черных работах коренные москвичи - вы бы хотели, чтобы рядом с вами работал такой автокран? вы бы хотели, чтобы на вашем заводе работали русские рабочие?) Это рабочие будни, на каждом новом заводе я вижу одинаковое поведение. Рабочих с здоровым отношением к работе можно пересчитать по пальцам. Инженеры ничего не понимают в технике, рабочие не работают. Отказываться от шовинизма и открывать глаза русским нужно не ради безопасности таджиков и гуманизма, а ради самих себя. Потому что обвинение во всем чужеземцев - обман и признак вымирания. Потому что русские вымирают от пьянства, от отсутствия нравственности, от слабых семейных уз, от лени... Вы обвиняете в этом иностранцев? Это смешно. У русских людей ограниченное мышление. Китайцы обернули бы миграцию себе на пользу. Если обеспечивать мигрантам хорошие условия и давать гражданство - можно получить рабочую силу и сохранить их деньги в своей стране. Россия с потоком мигрантов из соседских бедных стран могла бы стать вторым Китаем с дешевой рабочей силой. Конечно, это слишком смело и сложно для российских мозгов.
А я уезжаю с деньгами, заработанными в России в светлый Китай и буду дальше работать на благо моей великой Родины"(21).
   Вывод - это еще один метонимический прием - перенос личной жизненной необходимости и частного выбора на политическую ситуацию. И ирония - подтверждающая, что иначе просто быть не могло, что другого выбора - работать в России на благо России у умного человека просто нет.
   Тот же самый прием - подмена общего частным - в личных генеалогических исследованиях с далеко идущими выводами. Характерный пример - размещенная в "Загранице Мошкова" статья Бродской Марины "Корни". Горничная в поместье Мусино-Пушкино, прабабушка автора была выдана замуж за красавца-грузина, конюха. Ее мама вышла за русского, сама она вышла замуж за еврея и сын ее женился на еврейке.
   Отсюда вывод и аргумент во всех спорах о том, что такое Россия: "Ну разве Мы все не братья-сестры по крови?"(22)
   Тот самый случай, когда из нелогичности возникает правильный вывод и создается ощущение, что логика была правильной. На самом деле - это типичный случай арт-политики.
   Мы попытались представить различные приемы создания образа России сетевыми авторами. Практически все их приемы в конечном итоге сводятся к литературным: метафора, метонимия, замещение, отчуждение (оно же отстранение), абсурдизм, литота, гротеск и т.д. Приемы развертывания образа России и русских имеют весьма опосредованное отношение к логике, зато могут быть проанализированы с точки зрения искусства. Это тактическое распространение ложных идей и навязывание ложных стереотипов, выходящее за рамки публицистической традиции, становится общим инструментом новых форм арт-полит-борьбы в блогах и на форумах, с какой бы точки зрения эта борьба не велась. Наряду с этим во время споров вырисовываются возможности расширения горизонтов видения, ибо противодействие арт-системе - создание иной артсистемы с расширенным горизонтом ожидания. Развенчание приемов арт-бизнес-идеологов - это своеобразная литературная игра на раздвижение горизонтов, прежде всего за счет фактов. Все это каждый раз вновь инвестируется и заново сочетается в новых спорах и связанных с ними тактиках.
  Итак, сетевая публицистика - это литература самосознающих себя в качестве писателей и политиков виртуальных лиц. Более того, это публицистика, самосознающая себя именно как симулакр вне зависимости от личных амбиций каждого отдельно пишущего индивида, и как симулакр оправдывающая себя перед лицом критически к ней настроенной общественности. Это замещение культуры. В этой роли она как бы не претендует на завоевание мирового культурного пространства, но мир, создаваемый ею, разумеется, можно назвать особым культурным пространством, раскрывающимся по своим собственным жаждущим собственного становления и развития законам. Как развертывающаяся реальность она отвоевывает себе место в культурном пространстве и занимает в современном мире определенное и отнюдь не периферийное место. Она отодвинула на задний план все самиздатовские сборники, составлявшие культурный феномен эпохи перестройки. Она переплюнула литературные объединения и студии своей оперативностью, мобильностью и ежедневным, пусть самодельным и самопальным, но всеобучем. Она низвергла авторитет поэтических журналов, опирающихся на десяток-другой имен, которые при современной конкуренции группировок по вкусам не вошли бы в первые строчки рейтингов ни при каких условиях. В лучшем случае они протянут еще десять лет и останутся в учебниках как остаточные явления "неподцензурной литературы" - самого уникального явления в русской литературе 20 века.
  Некоторые прогрессивные издания ("Московский вестник", "ЛГ" и др.) создали форумы и сайты для того, чтобы заманить наиболее пассионарную часть сетевых завсегдатаев, и уже публикуют попавший в раскинутые сети материал. В целом, изучение его может быть интересно, поскольку сетевой дискурс плодотворен в том смысле, что в противоположность профессиональному философскому или литературному, этот дискурс, раскрывающий постоянство одних и тех же заблуждений и ошибок, является историко-политической реальностью, истина которого заключается лишь в его наличии, но не вытекает из самого содержания. Он насыщен всеми возможными заблуждениями эпохи и дает образ России во всем спектре его отражений, что далеко от адекватности, но близко к отчужденной реальности современного отчужденного от реальности человека.
   Примечания
   (1)Блоги@Майл.ру. Леночка: http://blogs.mail.ru/mail/cilyora/543555D7A1FD5CFE.html
   (2)Сергей Шестов. Живой журнал: http://6estov.livejournal.com/29288.html
   (3)Николай Чуксин. О сионистских ценностях. Самиздат Максима Мошкова: http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/brigades_1.shtml
   (4)Дмитрий Крылов. Дискуссия по поводу дела Калоева. АПН. http://www.apn.ru/column/comments18440.htm#comments
   (5)zoltan_partosh. К разговорам по поводу забастовки на Форде. Живой журнал. http://zoltan-partosh.livejournal.com/25246.html
   (6)2007-11-19
   (7)Кот Бегемот. Живой Журнал: http://kot-begemott.livejournal.com/378651.html?style=mine
   (8)Главный Интернет-портал Кавказа. Форум: http://www.kavkazweb.net/forum/viewtopic.php?p=426508#426508
   (9)Комментарий к статье, опубликованной в N10 журнала "Юность":
   http://vrn.best-city.ru/forum/thread87473/#reply87488, 11.11.2007
   (10)"Вопросы литературы". N 5. С. 149
   (11)Мамонтов. Живой журнал: http://a-mamontov.livejournal.com/1964.html
   (12)Константин Крылов. Герострат-стайл: Агрессивный Маркетинг как метастратегия Запада. Живой журнал: http://krylov.livejournal.com/1539400.html
  
   (13)Мери Попинс. Шок - это по-нашему!!!: http://planeta.rambler.ru/users/marrypoppins2000/26447945.html 20.10.2007 00:00
  
   (14)Екатерина Варкан. Как русский видит Россию, а американец - Америку. Интервью с Михаилом Эпштейном.
   (15)Emdrone. Репрессии - сравнение. Довольно наглядное http://emdrone.livejournal.com/181751.html?thread=2567927#t2567927
   (16)Комментарий letopisetz 2007-03-14 07:09 am UTC
  
   (17)Там же.
   (18)См. Как делаются "цветные" революции: http://www.kp.ru/daily/23927/69443/
   Nina L. Khrouchtcheva. " Vova " le Terrible. Le Monde: http://www.lemonde.fr/cgi-bin/ACHATS/acheter.cgi?offre=ARCHIVES&type_item=ART_ARCH_30J&objet_id=892661
   15 Mars 2005
  
   (19) qaz_ar. http://qaz-ar.livejournal.com 31.10.2007 10:43 "
   (20)Daniel Vernet. La CIA dИpoussiХre le Kremlin. Le monde: http://www.lemonde.fr/cgi-bin/ACHATS/acheter.cgi?offre=ARCHIVES&type_item=ART_ARCH_30J&objet_id=997060
   (21)Геннадий РАЗУМОВ. МЫ ЕВРЕИ, РУССКИЕ ИЛИ АМЕРИКАНЦЫ? СИ Мошкова: http://world.lib.ru/r/razumow_g/ktomitakie.shtml
   (22) misskuang. Живой журнал. http://misskuang.livejournal.com/13346.html, 2007-11-29
   http://world.lib.ru/editors/b/brodskaja_m_w/korni.shtml
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"