Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Психология - наука рабов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.47*6  Ваша оценка:

  Для начала определимся: в каком смысле - психология? Как наука о душе? Нет у нас такой науки. Не потянем. Греки еще тянули, а мы не потянем. Нам бы что попроще. Как дисциплина, которую преподают в институте с тестами и тренингами? Разумеется, это она самая, вовлекающая массу студентов в познание себя и окружающих людей. Это она, дающая советы, как стать бизнесменом, президентом компании и вообще научиться 'властвовать собой'.
  Кстати, совет, данный Онегиным Татьяне - 'Учитесь властвовать собой' - не так уж и плох, он один способен был бы оправдать всю науку рабов вместе взятую, если бы тут же - на месте что называется, сцены романа, - не обнажил оппозицию 'господин-раб' и не поставил Онегина в позу явного не нуждающегося в психологии господина, а Татьяну в позицию нуждающегося в тяжелой работе над собой раба. Как бы там ни было, рабы над собой работали и становились господами, господа коптили небо и презирали рабов, а потом удивлялись: 'Ужель та самая Татьяна'. Нет ничего плохого в том рабстве, в котором пребывали невинные души 19 века. Они становились потихоньку и выборочно господами как и положено, согласно диалектике. Но что стало с рабами в веке ХХ и ХХI... Эти властители над собой так и не стали господами. С ними произошло нечто совершенно противоположное. Но давайте по порядку.
  Йосефа продают в рабство  []
  Чтобы обосновать вынесенное в заголовок суждение, обратимся к "Феноменологии духа" Гегеля, в которой он историю развития культуры описывает как переход от господства Господ к господству Рабов. Рабы, с точки зрения Гегеля, являются подлинными творцами культуры, через творчество скинувшими с себя цепи рабства.
  Поначалу в рабе как таковом отсутствует негативность - он стал рабом, потому что попросил пощады, струсил, предоставив сопернику решать собственную участь. Его господин от века нес негативность в самом себе. Для него не существовало иного выбора, кроме как "свобода или смерть". Но осознав себя как делателя культуры, создателя ценностей цивилизации, раб обрел негативность и скинул с себя цепи.
  Возможно, история шла именно таким путем, но мне представляется, что раб так и не стал господином, более того, он эволюционировал именно как раб.
  
  Поскольку господин обращался с рабом хуже, чем с кошкой или собакой, раб перенял наиболее характерные повадки этих животных, чтобы как-то облегчить собственную участь. Создалось два типа оптимального поведения: собачий - видимость преданности, и кошачий - видимость независимости и равенства. Господин, закосневший в своем господстве и самодовольстве, не заметил, что стал рабом своего раба, который, отдав ему свою телесную жизнь, поработил его душу. Он обрел в целях самозащиты ту степень негативности, которая уравновешивала негативность, направленную на него. Все это, разумеется, происходило на протяжении многих веков, и получилось так, что овладев психологией господина, рабы обрели и их философию, они стали бояться смерти меньше, чем их господа - былые страх и трепет перед господином сменились снисходительной усмешкой самодостаточных хитрецов.
  Глубокое проникновение раба в душу хозяина, без чего невозможно было выжить, создало науку психологию. Совершенствуя свое знание человеческих взаимоотношений, раб стал могущественнее господина, ведь он теперь владеет самой природой человека, душой своего господина. Он больше хочет быть рабом, но и не может им не быть, потому что психология - искусство подчиняться, так крепко сидит в его подкорке, что ее оттуда не вышибешь веками независимости.
  В одном из своих коротких рассказов Кафка показывает 'некую общность подлецов'. Действительно подлецов. При совершении подлых поступков они взаимно утешают и оправдывают друг друга, а когда эти 'невинные дети' попадают на небо, то 'поскольку пред небесами все разлагается на составные элементы, они низвергаются сверху, как настоящие каменные глыбы'.
  Психологи по сути-обманщики. Они вручают фальшивый билет в царствие Божие. И спасется, возможно, тот, кто сумеет вовремя его вернуть.
  Психологи, конечно, нужны. И просто необходимы, чтобы время от времени успокаивать тех, кто пережил трагедию, теракт - кто был напуган - наподобие того, как был напуган самый первый раб при виде того, как самый первый господин занес над его головой дубинку. САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАБ предпочел жизнь свободе, и был очень рад, что спасся. Он оправдал себя за это, придумав какой-нибудь утешительный довод наподобие: 'я не герой, я всего-навсего простой человек'. И более того, он обрел мудрый опыт смирения (отнюдь не христианского), которым активно делился с каждым вновь обращенным в рабство. В течение длительной эволюции рабства успокоительные слова становились все более убедительными и убеждающими. Искусство убеждения, увещевания - рабское искусство. Тот хозяин, который вынужден убеждать, учитывая психологию своих сотрудников, по сути раб - и еще больший, чем его наемные рабочие.
  Вы раб, независимо от того, на какой ступени социальной лестницы вы стоите, потому что рабство в мире одержало победу.
   []
  Даже если вы родились свободным, то сонмы психологов, вьющихся вокруг вас, ввели вас в рабское состояние. Да, они привлекли вас стратегией - быть свободным и счастливым, но сделали все, чтобы закабалить вас и сделать такими же, как они сами. Вы поверили в стратегию, клюнули на эту приманку, и родили личный экзистенциальный опыт из эссенции тотального рабства.
  Рабство эволюционирует и достигло вершины социальной пирамиды. Причем шло большей частью по пути рабства самого мерзкого, движимого логикой: "Никогда не отказывайся делать то, что от тебя хотят, но делай только то, что считаешь нужным". Это логика раба пугливого, лживого, непорядочного и глупого. Раба, который всегда согласен с господином, но стоит тому только отойти - делающего все по своему, а то и не делающего ничего вообще. Пугливый он потому, что при виде господина он действительно устрашается. Глупого потому, что устрашающий вид господина он может мыслить только в его присутствии. Гоголь, работая над 'Ревизором', имел в виду именно эту особенность психологии. Жители города N боятся того ревизора, которого видят воочию, а настоящего, подлинного Ревизора, которого действительно стоит бояться - Совесть - не видят вообще. Но именно он и страшен.
  Ревизор Гоголя []
  Важен лишь религиозный опыт. Настоящий человек должен иметь перед взором своим лишь внутреннего, подлинного Ревизора, свою совесть, всегда СОВЕтоваться только с ней и страшиться только ее, более того, он должен выращивать ее в себе, и тогда она станет истинным психологом и советчиком, она научит не бояться никого, кто желает заставить тебя поступать вопреки ей. Она разучит лгать и притворяться, и в конце концов окажется, что позиция, диктуемая ею, самая верная, что только она дает возможность подлинной адаптации в социальной среде.
  Негативность не отменяет позитивность, абсурдность сама по себе эволюционирует, растет и увеличивается, при этом упрощаясь в своей структуре (наподобие эволюции вируса, который все более и более упрощается на протяжении веков). Все негативные тенденции, которые были в рабовладельческом строе, в феодальном и капиталистическом стали более совершенны и жизнестойки. Рабы стали способны жить вообще в любых условиях (социальных и климатических). И раб видоизменился до такой степени, что с виду никак не скажешь, что это раб. И только неоднократно поймав его на лжи и увидев его потрясающую способность прогибаться перед сильными и пинать слабых, называя их рабами, можно понять что мы имеем дело с новой разновидностью замечательного типажа, давно ставшего предметом сатиры.
Оценка: 5.47*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"