Крупным скандалом грозит обернуться письмо в столичные СМИ анонимного участника съёмок нашумевшего фильма Павла Лунгина "Царь". По сообщению этого источника актёр Пётр Мамонов то ли из-за болезни, то ли по какой - то иной причине не смог принять участие в знаковой работе известного мастера и на главную роль в ленте тайно отрядил своего соседа по даче, некоего Буншу Ивана Васильевича, служащего в Москве управдомом.
Тот Бунша, захотевший известности, имел внешнее сходство с Мамоновым, к тому же приезжал на студию уже в костюме и гриме "Ивана Васильевича", а при контакте с коллегами вне камеры надевал на пол-лица марлевую повязку, уверяя присутствующих, что у него инфекция в связках и "зуб". В результате этих предосторожностей авантюрист в течение всего съёмочного процесса никем разоблачён не был, и, что самое интересное, с актёрским заданием по оценке Лунгина справился блестяще. По словам режиссёра он даже внёс ценные замечания в сценарий и трактовку роли кровавого деспота.
Правда, массовка, а также отдельные члены съёмочной группы (большей частью, технический персонал), имели консервативное представление о личности знаменитого царя, и многие из них скрытно потешались, наблюдая любительские потуги лже - Мамонова. Ведь управдом Бунша исполнял роль Грозного, как он (вместе с Лунгиным) её себе видел, а со стороны оно смотрелось, мягко говоря, в новинку. На взгляд упомянутых скептиков русский самодержец чрезмерно паясничал, "хлопотал лицом" в кадре и даже не к месту комиковал. По их мнению, плебейство (в смысле неискоренимой простонародности) актёра делало его принципиально негодным к воплощению образа пусть и аморальной, но всё же царственной персоны. В публике то и дело шутили, что "царя подменили", что "царь ненастоящий" и т.п. А некто, глядя на эту балаганную фигуру, даже отозвался словами Высоцкого:
"Он - то плакал, то смеялся, то щетинился, как ёж.
Он над нами издевался - ну, сумасшедший! Что возьмёшь?".
Похоже, что и незабвенный Олег Янковский знал о прискорбной подмене. Бросается в глаза, как его митрополит Филипп, и без того скованный отведённой ему сценаристом маской унылого резонёра, в изумлении смотрит на "высочайшее" скоморошество. В глазах мастера буквально читается: "Ну что же ты делаешь, милок? Как играешь? Да разве тот же Петя Мамонов, не говоря уже про великого Черкасова, пошёл бы на эти прыжки и гримасы?".
Далее наш аноним сообщает, будто казусом завершились и сами съёмки. Якобы, по замыслу авторов, в финале ленты вконец озверевший Грозный собирался устроить для подданных грандиозное зрелище - невиданную доселе массовую казнь. Её жертвами должны были стать многочисленные царские ослушники, но, покончив с ними, спятивший тиран внезапно начинает карать и своих подручных, заподозренных в измене: Басманова, Скуратова и прочих, а уж совсем в конце, ополоумевший, по уши в крови, он бросается с мечом на собравшихся зевак и начинает кромсать всех подряд... Народ лишь стоит и безмолвствует.
Нет слов, сильная сцена! Только здесь случилась накладка: массовка забастовала. Возможно, ей что-то не понравилось в фильме; возможно, мало заплатили, а есть и такой вариант, что люди просто устали неделями играть безликую толпу. Для нас важно, что она, массовка, должная изображать народ, в назначенное место не пришла.
А тут последний день работы, на руках билеты домой... Напрасно режиссёр, заламывая руки, буквально терзал ассистентов: "Вредители! Съёмка срывается - где ваш народ? Где народ, я спрашиваю, гады? Всех урою!".
Ответом ему было молчание - опасаясь начальственного гнева, вся съёмочная группа, исключая оператора и лже - Мамонова, попряталась, где смогла.
Казалось бы, безвыходная ситуация, но наш киноклассик изыскал нетривиальный ход и спас картину. Он, почти буквально, вложил свои последние слова в уста Ивана Грозного, и вышел маленький шедевр: царь сидит в одиночку на помосте для казней, а вокруг ни души: ни тебе палачей, ни жертв, ни зрителей. Вот он и бубнит, обращаясь прямо к нам, людям 3-го тысячелетия: "Где мой народ, где мой народ?". Ну, кто скажет, что не гениально?
Теперь, что бы там ни было, фильм завершён и даже показан по телевидению, а как на нём скажется назревающий скандал - точно неизвестно. Скорее всего, спровоцирует насмешки в профессиональной среде, но вместе с тем сильно подогреет зрительский ажиотаж. А это особенно важно, так как лента уже вызвала большой интерес за рубежом и готовится к показу на Каннском кинофестивале, где обещает стать одним из фаворитов.
По имеющейся информации членов жюри фестиваля может расположить к себе как новаторский облик величайшего злодея всех времён и народов, так и заострённый до предела образ многострадальной России, "страны рабов, страны господ", веками обходившейся без демократии.
Римские каракули
На киностудии "Ералаш" закончена съёмка многосерийного телефильма "Чтоб вам всем сдохнуть!". Фильм повествует о буднях обычного детского сада. Казалось бы, всё как везде, ничего особого: поножовщины из-за игрушек, нетрадиционный секс в старших группах, избиения нянечек, грабежи, вымогательства, поджоги... Как и везде, детям хочется убить директора, отравить родителей, наесться от пуза малинового варенья и двинуть на дискотеку в соседнюю школу. Однако в жизни не всё так просто, и зрителей ожидает масса сюрпризов. Режиссёр ленты - Калерия Гей-Гармоника (семиклассница Клава Чугункова), авторы сценария - её одноклассники Публий Сципион Воскобойников и Луций Корнелий Сысоев, в ролях - наши дети. Приятного вам просмотра.