|
|
||
Я не уверен, к какому жанру лучше отнести эту статью. Её главная цель политическая - способствовать разговору о том, что нужно, чтобы страна и нация встали на правильный, созидательный путь. Сейчас они на нём не находятся. Конечно, есть и достижения, и некоторые вещи делаются правильно, но они не являются результатом системного подхода. Скорее, достижения представляют исключения из правила благодаря заслугам отдельных людей. Система по-прежнему работает против страны и народа. Почему это происходит и что нужно для того, чтобы это изменить? Об этом - эта статья. Но в тоже время - не совсем об этом, и не только об этом. Многие считают, что наши интересы определяются материальной выгодой. Это не так. Наши интересы определяются тем, что мы СЧИТАЕМ для себя выгодным или не выгодным. Они определяются нашими ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о выгоде, невыгоде, и т.д. Что формирует наши представления о мире и нашем месте в нём? Об этом эта статья. Эта статья об идеях, которые формируют мировоззрение. Для того, чтобы вести разговор на эти темы, необходимо уйти в сторону от политики - в историю, религию, даже эзотерику. Поэтому, хотя цели статьи в конечном счёте политические, в ней присутствуют элементы и истории, и религии, и эзотерики. Я пытался написать её так, чтобы читать её было легко. Получилось это или нет, судить не мне. Старайтесь вдумываться в суть. |
Боги часто изображались символами. Возможно - для простоты, возможно - чтобы оградить знание от чуждых сил или от тех, кто был к нему не готов. Священные учения и ритуалы закладывали основы человеческого мировоззрения и общественного устройства.
В Египте жизнь и развитие соотносились с образом солнца. Бог солнца Ра представлял миропорядок, несущий созидание и жизнь. Извечный враг Ра - Апеп, изображаемый в виде змея - нёс хаос, разрушение, небытие.
Египетские боги представляли различные понятия и явления. Многие из них играли важную роль сами по себе, но в то же время они нередко сопровождали Ра в его шествии по небосклону. Боги, входившие в свиту Ра, отражали идеи и принципы, необходимые Ра для победы над Апепом.
Одним из таких богов был Сет - бог насилия и ярости. Сет встречается в разных ситуациях. В частности, он известен из легенды об Осирисе. Осирис был первым царём Египта и основателем египетского государства. В своём правлении он опирался на принципы правды и справедливости Маат. До нас дошли противоречивые версии легенды об Осирисе. Согласно одной из них, жена Сета соблазняет Осириса. В ярости Сет убивает Осириса, разрубает его на куски и воцаряется на его троне. Правление Сета было ознаменовано разрушением и страданием. Впоследствии Изида оживляет Осириса и он возвращает правду в этот мир. В данном случае легенда об Осирисе передаётмысль об опасности насилия, вышедшего из под контроля.
Но Сет встречается и в совершенно ином контексте. Когда Ра со свитой из меньших богов передвигается по небосклону, не кто иной как Сет стоит с копьём в руках на носу священной ладьи Ра. Ра заходит за горизонт, в царство тьмы, где он он вступает в схватку с Апепом. И первым принимает на себя удар, и наносит ответный удар врагу, именно Сет. Сет помогает Ра победить Апепа. В борьбе Ра с Апепом, в борьбе жизни и порядка против хаоса и небытия, Сет играет немалую роль.
Насилие несёт в себе угрозу. Однако, поставленное на службу порядку и созиданию (Ра), оно жизненно необходимо для победы над хаосом и разрушением.
Древние учения подчеркивали, что насилие и зло - не одно и то же. Сегодня зло часто отождествляется с насилием. Это облегчает торжество Апепа над Ра в наших умах и в нашем мире.
Наряду с Сетом борьбу с Апепом ведут и другие силы. Ра часто окружён свитой второстепенных богов. Как уже говорилось, свита Ра олицетворяет идеи, такие как знание, мудрость и другие, необходимые Ра для утверждения жизни и порядка.
В египетской мифологии и в египетском мировоззрении нет никаких гарантий, что Ра победит. Нет никаких гарантий, что Солнце вновь появится над горизонтом. Быть может, в один из дней, когда ослабнет свита Ра, когда Сету свяжут руки, победит Апеп. Тогда настанет вечная ночь. Наступит царство хаоса и распада. Мы хорошо знаем, как такое бывает.
Интересно и другое. В Египте образом разрушения (Апепа) служил змей. Хотя сегодня многие знают образ змея и отождествляют его со злом, имя Апеп широко не известно. Это произошло не случайно и отражает важную подмену понятий, произведённую над нашим сознанием.
Противостояние порядка Ра и хаоса Апепа изъято из массового сознания. Вместо него введено более размытое понятие некоего абстрактного зла. Хотя такое злопо-прежнему содержит в себе элементы хаоса и разрушения, они уже не представляются единой, цельной, самостоятельной угрозой.
В результате наше внимание уводится в сторону от главного. Разрушительные идеи, таящие в себе огромную опасность, не вызывают должного противоборства, а воспринимаются как нечто второстепенное и побочное.
Не случайно в умах наших современников воцарился полный хаос. Противоречивые, поверхностные идеи и огромное количество бессмысленного информационного мусора скрыли от человека основное, лишили его ориентиров. Люди забыли про Ра, перестали ему служить. Лишившись поддержки людей, Ра ослаб, и стал отступать, проигрывая битву за битвой.
В древние времена вголовах у людей была ясность. Люди видели мир таким, какой он есть. Противостояние Ра и Апепа было им известно и понятно. Они понимали его последствия и ясно видели свою роль в этом противостоянии. Отношения между богами и людьми носили двусторонний, едва ли не равноправный характер. Люди расчитывали на помощь богов, но боги также нуждались в поддержке людей, в особенности в борьбе с другими богами.
В этом нет ничего удивительного, ведь в какой-то степени боги и идеи в наших умах есть одно и то же. Чем больше умов охватывает идея, тем она становится сильнее. Чем больше в материальном мире вещей, предметов и явлений, утверждающих эту идею, тем глубже и шире её влияние. Памятники архитектуры, произведения искусства, религиозные обряды, книги, фильмы, выпуски новостей, детские учебники и другие формы воздействия на умы служат укреплению идей, а значит - и богов которые ими управляют.
Идеи набирают силу, и в свою очередь помогают успеху тех, кто их разделяет. Возникает своего рода добродетельный круг: наши боги нам помогают. Но происходит и обратное, когда люди отходят от старых, проверенных принципов и забывают своих богов. Тогда даже боги теряют силу. А в результате становимся слабее и мы. Это всем известный порочный круг, по которому сегодня мы и идём.
Не случайно в магических ритуалах со старых времён принято очерчивать круг вокруг символов той силы, которой они служат. Считается, что круг усиливает силы изображенные внутри. Сегодня оккультные ритуалы практикуют пожалуй исключительно сатанисты и служители Апепа. В Америке таких немало. Они мечтают разрушить то, что осталось от нашего мира, усилив порочный круг для нас и добродетельный круг для себя.
Оккультизм и символизм важны для понимания общественных процессов потому, что они являютсяодной из форм воздействия на людей, причём не самой слабой. Как правило, люди попадают под влияние идей, выраженных в оккультной или символической форме, неосознанно. Однако, они несут их дальше,передают их другим. Со временем сила соответствующих идей расширяется и нарастает.
Оккультизм и символизм используются влиятельными группами в качестве средства незаметного воздействия на умы, а также для незаметного общения друг с другом на виду у всех, поскольку широкая публика их просто не замечает и не обращает на них никакого внимания. Именно по этой причине их необходимо понимать.
Оккультизм может быть поставлен на службу созиданию так же, как он поставлен на службу разрушению. В старые времена так и было. Язычество! Воскликнут многие. Возможно. Но так ли это плохо? Так называемое язычество служило людям верой и правдой тысячи лет. Наши представления о языческих учениях и о мире, сформированном под их влиянием, сильно искажены.
Современному человеку до-христианский, а особенно до-иудейский мир рисуется ислючительно в чёрном цвете. Считается, что это было время беспощадного угнетения, бесправия и жестокости. Современная историческая наука, да и здравый смысл показывают, что это было далеко не так. Многие образы, застывшие в массовом сознании, на самом деле не соответствуют действителности.
На примере того же Египта, как мы сегодня знаем, строительство пирамид велось отнюдь не руками беспощадно угнетенных рабов, а профессиональными и мотивированными строителями. Значительная часть строителей постоянно проживала с семьями, в собственных домах, в специально построенном для них поселении неподалеку от участка строительства. Поселение строителей сегодня раскопано и изучено достаточно подробно.1
Ещё одним примером современных заблуждений являются представления о тяжелейшем рабстве евреев в Египте. Чтобы убедиться в их ошибочности, достаточно обратиться к первоисточникам и внимательно прочитать первые главы Торы - Брейшит и Шмот (в русской Библии они соответствуют главам Бытия и Исхода).
Согласно Торе, картина вырисовывается следующая. Евреи прожили в Египте 430 лет. Вначале евреи были привилегированной группой, приближенной лично к фараону. Они обладали значительным влиянием и богатством.3 С течением времени положение евреев ухудшилось, они оказались вынуждены работать. Наибольшие трудности евреям пришлось испытать во время Исхода, однако даже в это тяжёлое время они проживали с семьями, в собственных домах, как и египтяне.4
Такой вывод можно сделать с полной определённостью, поскольку когда Бог евреев пообещал умертвить всех первенцев в земле Египетской,включая даже животных, и исключая только евреев, он повелел евреям нанести жертвенную кровь на притолоку и на косяки в своих домах. Божественная кара миновала дома, обозначенные данным знаком. В Торе используется термин отчий дом. Отчий дом означает семейный дом. Следовательно, евреи проживали в собственных домах.4
Конечно, евреям приходилось работать. Возможно, даже весьма вероятно, что работа была тяжёлой. Возможно, работа носила характер повинности, то есть не оплачивалась. Однако, у евреев были дома, было мясо, была одежда.4 Значит, даже в случае повинности, у них была возможность зарабатывать себе на жизнь, что соответствует системе принудительного налогообложения в современных государствах, когда человек вынужден значительную часть своего времени работать на государство. Сегодня таких людей мы считаем свободными.
Путаница в наших представлениях о евреях и о древнем мире отчасти может быть вызвана неправильным переводом Торы на европейские языки. В еврейском языке понятия раб и рабочий определяются одним словом - овед. Между рабом и рабочим в еврейском языке нет принципиальной разницы. Либо этот нюанс был упущен в переводе на европейские языки, Либо, что более вероятно, перевод был умышленно искажён с целью преувеличить тяжесть положения евреев и очернить до-христианский исторический период.
Конечно, и в Египте, и в других странах, существовалиразные категории работников. Среди них былии настоящие рабы. В Египте они назывались живые убитые. В эту группу попадали военнопленые, а также серьёзные преступники. Такая ситуация опять же, мало отличается от современной. Pазве положение военнопленых в Гуантанамо лучше? Да и не только в Гуантанамо. В обычных американских тюрьмах сидят миллионы людей, положение которых нередко если и отличается от живых убитых древнего Египта, то разве что в худшую сторону. Эти люди - живые убитые наших дней.
Жизнь в древнем мире не была лёгкой, но распространенные о ней представления не соответствуют действительности. Результаты археологических раскопок и научных исследований последних десятилетий подтверждают данную точку зрения.
Древнее общество, как и современное, было не идеально. Но и тогда люди любили, строили свои судьбы, находили счастье. Воспринимать древнее общество, как исключительно черную полосу в человеческой истории, глубоко ошибочно. Во многих отношениях то общество было гораздо лучше нашего.
В том же Египте идеи справедливости, гармонии и созидания были выражены очень сильно. Считалось, что в течение земной жизни люди смогут достигнуть наивысшего удовольствия и счастья через гармоничное существование и взаимную поддержку, что в свою очередь позволяло богам лучше выполнять свои задачи.2
Так называемые языческие учения и верования не подавляли людей, а служили людям опорой, придавали им веры в себя и свои силы. Отбрасывать языческие учения, отвергать и очернять старый мир неверно и неумно.
Конечно, сейчас другая эпоха. Египта давно уже нет. Ушли, или по краиней мере, ослабли и сдали позиции учения и идеи тех времён. В сознание европейских народов глубоко вошли новые идеи и учения, прежде всего - христианство. За время христианства народы Европы достигли больших успехов. Сегодня, когда Европейская цивилизация вступила в период своего заката, будем надеяться временного, именно христианские течения часто производят силы, противостоящие разрушению и ведущие борьбу завозрождение. Однако этих сил оказывается недостаточно и сами они слабеют с каждым днём. Созидательные силы христианства проигрывают борьбу с разрушением.
Идеи, определяющие христианство довольно сильно отличаются от предшествовавших ему учений. Среди наиболее важных отличий, пожалуй, можно выделить пренебрежение к мирским интересам и желаниям, даже стремление их принизить и опорочить, а также идею борьбы со злом путём несопротивления. В язычестве ничего подобного не существовало. Язычество проповедовало активность и гармонию.
Безусловно, дух и воля первичны по отношению к материи. Дух и воля приводят к переменам в материальном мире. Дух, так сказать, важнее материи. Но мы живём в двойственном мире и наша собственная природа двойственна. Нам свойственны и духовные и мирские желания и интересы. Языческие учения принимали и приветствовали и то и другое. Они искали и находили гармонию между материальным и духовным.
В тоже время в христианстве присутсвует много общего с языческими верованиями старых времён. Понятия добра и зла, спpаведливости и несправедливости между христианской традицией и древними взглядами во многом близки. Понятие духа зла в христианстве похоже на египетского Апепа. Вероятно, оно и произошло оттуда, хотя и оказалось ослабленным и выхолощенным по сравнению с оригиналом.
Отвержение реальности и вялое сопротивление силам зла сделали христианство неадекватным для борьбы с мощными силами разрушения. Христианство часто оказывалось неспособным защитить от разрушения даже самого себя. Нередко силы разрушения вырастали внутри христианских течений, имели внутри-христианские корни.
Например, орден тамплиеров (храмовников) возник внутри христианства для защиты христианских интересов, однако переродился в организацию отрицавшую основы христианской веры, практиковавшую издевательские по отношению к христианству обряды и защищавшую исключительно свои собственные интересы.
Едва ли есть сомнения, что остатки ордена явились одной из групп, возможно единственной группой, заложившей основания современных масонских лож. Масоны - каменщики - строят храм царя Соломона камень за камнем. Иными словами, масоны ведут идейную работу над людьми, человек за человеком, чтобы развить идеи, необходимые для построения миропорядка, основанного на иудейском мировоззрении. Масоны строят царство разрушения - царствo Апепа.
То, что в самом христианстве силы порядка и созидания присутствуют наряду с силами разрушения покзывает, что христианские идеи позволяют двойственное истолкование. Это не удивительно. Христианство вышло из иудаизма. В значительной степени oнo явилось отрицанием иудаизма, однако оно признаёт иудаизм в качестве своего фундамента и тем самым остаётся в иудейском идейном поле.
Иудаизм в свою очередь вышел из Египта и был отрицанием Египетского идейного поля. Причем, иудаизм отрицал его полностью. Иудейское учение глубоко и многогранно, но его глубина служит только избранным, не принимая в расчет остальных. Моральные нормы в иудаизме коренным образом отличаются от египетских или христианских. Так, добро и зло имеют чисто прикладной характер и определяются очень просто. Всё, что выгодно или отвечает прихотям бога Израиля и его народа - добро. Всё остальное - зло, и его необходимо уничтожить.
Идея созидания в иудаизме выражена крайне слабо. Хотя Иудейский бог и приписывает себе сотворение мира, истинность этого утверждения выглядит сомнительно. Начиная с момента непосредственно после сотворения, он более не совершает ни одного созидательного поступка. Все его последующие действия направлены исключительно на разрушение и исключительно на благо одного единственого народа. Если судить не по словам, а по делам, то мы имеем дело с подлогом и иудейский бог есть не создатель мира, а не кто иной как Апеп, избравший себе Израиля в помощники для достижения своих целей. Или наоборот.
Исход евреев из Египта стал поворотным историческим моментом, когда силы созидания потерпели первое крупное поражение. Официальная история и археология не имеют доказательств реальности исхода и окружающих его событий. Однако не важно, произошёл исход реально или нет. Главное, что он безусловно реально произошёл в сфере идей. Возникло новое идейное учение, отрицающее и осознанно разрушающее предыдущие.
Позднее пришло христианство, основанное на иудейском учении, признающее Исход и разрушение египетского идейного поля как благо. Это заложило в христианстве зёрна разрушения, которые взошли и расцвели сегодня пышным цветом.
При этом, в той степени, в которой христианство отрицает иудаизм, оно содержит зёрна порядка и созидания. Эти зёрна также взошли. Это они стали опорой христианским народам и способствовали их успеху. Сегодня силы созидания в христианстве, как и все силы созидания, находятся под ударом. Им нужна помощь.
Древние идеи и понятия не подрывают христианские силы созидания. Наоборот - они помогают им, очищают их от чуждых наслоений, накопившихся за тысячи лет. Они дают силу, смелость и знание, потому что вновь позволяют увидеть мир таким, какой он есть.
Не так важно, существуют ли боги реально или же лишь постольку, поскольку люди несут и передают друг другу идеи и понятия, связанные с ними. Это вопрос для особого рассмотрения. Важно, какие идеи нам нужны, чтобы отступить от хаоса и разрушения и встать на путь созидания и порядка.
Не всё потеряно и не всё проиграно. Разрушение пока не победило окончательно. Нам надо возвращаться к своим далёким корням. Тогда мы вновь обретём ясность, тогда мы сможем набраться сил и выйти на борьбу за себя и за богов которым мы служим. Тогда наши боги нам помогут.
Ссылки на источники:
1. Ancient Egypt Research Associates (AERA) http://www.aeraweb.org/projects/lost-city/
2. Joshua J. Mark, 2016, https://www.ancient.eu/Egyptian_Religion/
3. Тора, Издательство Шамир, Иерусалим, 5757. ISBN 965-293-046-6, глава Брейшит, стр 81-82
4. Тора, Издательство Шамир, Иерусалим, 5757. ISBN 965-293-046-6, глава Шмот, стр 89, 107-109
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"