Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Грани 20 века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликовано в газете КУЛЬТУРА март 2017

   Самарскому Областному художественному музею 120 лет. ГРАНИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
  
  Самарский областной художественный музей открывает юбилейный год выставкой из цикла "Грани XX века". Представлено восемьдесят восемь произведений отечественной оригинальной графики, исполненных в технике карандаша, акварели, гуаши.
  Почему юбилей открывают не образцы живописи, а графики? Это важно. Сегодня оригинальная графика, наконец, верно оценена знатоками и ценителями искусства.
  Раньше зритель считал уникальной только живопись на холсте масляными красками. Такой вид искусства, как графика, в наши дни включает в классификацию множество тиражных техник, включая жикле. (жикли обозначает копии - эксклюзивные цифровые художественные репродукции произведений, по качеству исполнения и цветопередачи не уступающие оригиналу). При производстве цифровых художественных репродукций используется технология, известная на Западе как жиклe или жикли (giclee).
  Произведение оригинальной графики - это уникальное и неповторимое произведение искусства на бумаге.
  Ранее коллекционеры обходили графику стороной, ленясь соблюдать условия экспонирования - только два месяца в году на свету. Их пугали, и условия хранения произведений - не допускать повышенной влажности, или пересыхания бумаги.
  Сейчас в связи с развитием новых технологий, бумага не желтеет от солнечного света, а акварельная краска уже не выцветает. К тому же существует магия фона белого листа бумаги, да и богатство материалов для нанесения рисунка делает этот вид искусства притягательным
  Как принято сейчас во многих музеях, экспозицию открывают произведения мастеров "Серебряного века". Интерес к этому времени активно демонстрируют многие музеи страны и коллекционеры. Не случайно летом в Музее модерна была показана выставка маленьких шедевров русской графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Экспозиция состояла лишь из произведений художников, входивших в объединение "Мир искусства".
  Именно художники этого объединения способствовали расцвету отечественной графики. Интеллектуалы, эстеты, посвятившие свое творчество служению Красоте. Они первыми открыли своеобразную красоту городских пейзажей. В Мраморном зале СОХМ представлены образцы такого жанра. В городских пейзажах А.Бенуа, М.Добужинского, Г.Лукомского, А.Остроумовой-Лебедевой проявилось романтическое отношение к старине, будь то Павловск, Великий Новгород, Версаль или старый Львов.
  Они жили в эпоху символизма, служили красоте и мечтали изменить жизнь красотой. Поиски красоты и преображение увиденного и лично прочувствованного толкали художников на многие эксперименты и открытия. Они обратились к оформлению театральных спектаклей и возвели это ремесло в ранг высокого искусства.
  Расцвеченная лазурными всполохами на небе и бирюзовыми купами деревьев, кустарников, небольшая гуашь А.Головина "В парке", допустимо связана с работой над оформлением оперы Глюка "Орфей и Эвридика", запечатленной зыбкой средой работа близка стилистике символизма.
  Достойным украшением выставки стала большая акварель В.Васнецова "Единоборство Пересвета с Челубеем", 1914 года, соответствующая эстетике модерна. Работа призывала к возрождению патриотического духа русского народа в годы Первой мировой войны. Сюжет картины - поединок русского и ордынского богатырей перед войсками на Куликовом поле, впоследствии получил широкое распространение в реалистической живописи XX века.
  Практически вся высокая культура украшения книги в XX веке в СССР идет от мироискуссников. Именно работа над оформлением книг и журналов способствовала развитию мироискуссниками множества графических техник: акварели, перового рисунка, цветного карандаша, туши, гуаши, пастели, чернил. На выставке как раз можно увидеть акварель А.Бенуа "Герман у подъезда графини. Иллюстрация к III главе драмы "Пиковая дама" А.С.Пушкина.1910.
  Мироискуссники открыли и воплотили внутренний мир ребенка, потому так интересен "Портрет дочери художника И.Б.Кустодиевой", работы мироискуссника Б.М.Кустодиева, в технике карандашного рисунка и сангины.
  Также художники первыми, по - новому, взглянули на образы крестьянина и крестьянки. Привлекает портрет "Курской крестьянки" с использованием акварели, гуаши кисти Зинаиды Серебряковой. Не лишенный декоративности, образ крестьянки полон чувства собственного достоинства, умиротворения, и некоторой застенчивости.
  Мастера "серебряного века" сделали жанр портрета невероятно разнообразным. Это автопортреты, портреты детей, близких людей, Запоминается "Портрет жены художника" Б.М. Кустодиева в технике акварели, коричневого карандаша, сангины.
  В эпоху модерна искусство сделало фигуру артиста культовой фигурой. Впервые достигает невероятных высот театральный портрет - портрет артиста либо в роли, либо в театральном костюме, либо в состоянии вдохновения. В таком состоянии запечатлел выразительный женский профиль на орнаментальном фоне скульптор Н.Андреев "Портрет артистки С.А.Хованской".
  Следующий блок экспозиции посвящен знаменитой коллекции графики русского авангарда. Прежде всего, интересны работы уроженца Самары Н.Попова, который вместе с московскими художниками Г.Ряжским и С.Адливанкиным организовал в родном городе Высшие художественно-технические мастерские - ВХУТЕМАС. Это конструктивистские листы "Скрипач" и "Эскиз плаката для театра "Бим - Бом" (1920), где формы фигур собраны из неких конструктов - модулей, популярных тогда среди левых художников.
  Мастера русского авангарда представлены самобытными произведениями оригинальной графики. Среди них - "Архитектурная композиция" А.Лентулова, в которой лихо, по - лентуловски запечатлен в архитектуре московских храмов узор русского лоскутного одеяла. Запоминаются "Фантастическая композиция" М. Ле Дантю, с кубофутуристическими элементами на восточную тему и решенный в стилистике футуризма карандашный набросок пейзажа с проносящимся поездом П. Кончаловского.
  Дух новой, революционной эпохи, ниспровергающей прошлое, воплотила "амазонка авангарда" А. Экстер в своем экстравагантном эскизе костюма Меркуцио к спектаклю по пьесе Шекспира "Ромео и Джульетта" в постановке А.Таирова.
  Советская графика 1920-х - 1930-х гг., развиваясь в рамках требований соцреализма, воплотила дух героической борьбы народа за построение нового общества, его стремление к "светлому будущему". Музей хранит рисунки выдающегося советского художника А.Дейнеки; это сцены рабочего труда - "На откатке", "Завод". В свободное время - А.Дейнека занимался спортом, и посвятил ему множество произведений, насыщенных скоростью, динамикой, "Физкультура", "Футбол". Дейнека входил в "Общество станковистов", сокращенно "ОСТ", объединение стилистически схожее с немецким экспрессионизмом.
  В то же время "аххровццы" - члены "Ассоциации художников революционной России" - Н.Шестопалов, И.Горюшкин - Сорокопудов и другие, продолжая традиции передвижничества, провозгласили возврат к реализму предшествующего времени.
  Графика времен Великой отечественной войны, носила репортажный характер, часто художники были свидетелями событий, происходивших в тылу и на фронте. О беспокойной атмосфере московского военного быта говорят акварели Т.Ереминой "В метро", "Тревога", написанные в 1942-м году.
  А.Романов акварелью изобразил руины Пулково сделанные в освобожденном от фашистов Ленинграде. Акварели М.Бобышова, запечатлели Салют Победы, в Москве и Ленинграде в сорок пятом году на фоне темно-синего неба.
  Графика пятидесятых годов двадцатого века представлена работой Р.Гершаника увековечившего тип нового героя - "Портрет новатора производства, лауреата Сталинской премии В.Хрисановой".1951, и "Портрет М.И.Сергиевской" О.Карташева.1959 Этим портретам свойственна добротность характеристик, скрупулезная деталировка,
  На выставке показаны графические работы куйбышевских художников шестидесятников - Б.Филипченко, Б.Эрбштейна; семидесятников А.Песигина, Н.Бикулова, В.Бакумова.
  Отдельно представлена графика российского андеграунда - сотканный из линий, исполненный фломастером "Портрет О.М.Асеевой"1966 талантливого художника с трагической судьбой А.Зверева, гуаши В.Рухмалева "Писатель Э.Т.А.Гофман"
  Экспрессивные, графические листы Э.Белютина - "Портрет человека в очках" и "Три женщины" 1970-х гг. - являются частью большого наследия художника, которое передала Самарскому музею вдова художника, историк искусства Н. Молевой.
  Завершают экспозицию выставку исполненные в 2000-е гг. графические работы самарца В.Сухова, и москвички Люси Вороновой, художников очень разных, но близких лапидарностью графического языка.
  Собрание графики двадцатого века складывалось на протяжении всего столетия, оно растет благодаря дарам многих художников России, целенаправленной деятельности музейных сотрудников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"