Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Попов Алексей (1955 -2013).Прекрасно небо голубое

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Алексей Попов (1955 -2013).Прекрасно небо голубое. Статья о творчестве самарского художника.


Прекрасно небо голубое.

Алексей Попов (1955 -2013)

Мира восторг беспредельный

Сердцу певучему дан.

А.Блок.

  
   Сложно писать о тех, кто совсем недавно покинул нас. Всегда приветливый, веселый, неунывающий он навсегда останется в сердцах своих родных, друзей и товарищей по творческому цеху.
   Алексей Попов ушел так быстро, так неожиданно, на самом пике творчества, оставив нам множество прекрасных полотен и воспоминания...
   Воспоминание первое, 2001года.
   Мы познакомились двенадцать лет назад в музее - усадьбе А.Толстого, тогда при музее существовало литературно- художественное объединение "Мальва". Алексей хотел сделать выставку. Сначала показал фотографии, потом привез картины. Они оказались такими необычными. Некоторые были написаны маслом карикатурно, гротескно, их сопровождали забавные тексты. Язык экспрессионизма очень хорошо подходит для яркого проявления эмоций.
   Понравилась картина "Барыня и девочка, играющая на скрипке". В живописи превалировали перламутровые оттенки, отличала неизвестно откуда взявшаяся эстетика Мира искусства. Все произведения наполнял дух театра, неудивительно, Алексей окончил в 1981 году театральное отделение Самарского художественного училища. Он любил, понимал театр, с удовольствием играл шукшинских персонажей в ДК "Нефтяник" Куйбышевского района Самары.
   Экспозиция родилась спонтанно, на открытие пришли сокурсники и друзья Алексея Попова, а мы, "мальвинисты" превратили вернисаж в кипучий незабываемый литературный вечер.
   Год спустя в 2002 в галерее "Мария" состоялась вторая персональная выставка. К тому времени он работал на дебаркадере на Сухой Самарке, это оказалось необходимое место для работы на пленэре. Он решил тогда на выставке показать рядом фантазийные придуманные картины и натурные этюды. Это была последняя подобного рода выставка.
   В 2003 году Алексей Попов сделал окончательный выбор в сторону пленэрной живописи. Он стал членом Союза художников России, участвовал на всероссийских и международных выставках. Практически за десять лет он семимильными шагами пришел к выдающимся достижениям, которые отмечены Дипломом Российской Академии художеств, Дипломом и Почетным знаком Международного фонда "Культурное достояние".
   Однако, переведя свое творчество в плоскость иного художественного метода, он в душе оставался "театральным" художником.
   "- Знаете, я всегда помню, что в композиции должны быть в наличии: декорационный задник, кулисы, главный герой (будь хоть дом, дерево или кувшин), второстепенные герои. Я, когда сажусь за этюд, глазами выискиваю мотив, как на сцене. И еще, я упростил палитру, убрав все лишние, пестрые краски".
   Последние пять лет он ежегодно в ноябре проводил свои персональные выставки в галерее Вавилон. Каждая выставка событие. Каждый раз все знатоки живописи переживали удивление от необыкновенного чувства вольности, независимости в технологии письма.
   Сегодня имя Алексея Попова - имя замечательного колориста. Его нельзя отделить от русской традиции пленэрного пейзажа, которая существовала на протяжении столетия, он плоть от плоти ее.
   В творческом наследии этого мастера переплелись два жанра - пейзаж и натюрморт, дополняя один другой, они составляют возвышенный образ природы. Он складывается из этюдов; мгновенных фиксаций жизни природы, ее сокровенных уголков, составленных из видов европейских и древних городов, величественных рек, пристаней, портов, улиц, домиков и натюрмортов - всех этих сгустков красоты жизни. "Осень в городе" 2010г., "Первые проталины".2010г., "Закат на реке. Сумерки".2011г., Утро на Фонтанке".2012г., "Мартовский вечер".2011г., "Суздаль".2012г.
   Сверкающая солнечными бликами роща, серебро воды Самарки и Волги, сараи, причалы, лодки и дебаркадеры - все прекрасно в своей законченности. Все пронизано цветом, светом и глубоким чувством, все полно созидательных сил, объемно, весомо, материально. Классик И.И.Левитан как - то заметил: "картина, это - кусок природы, профильтрованный через темперамент художника". Данное выражение как нельзя верно подходит к творчеству Алексея Попова. Работы последних трех лет не просто наполнены светом, и каким- то особым сплавом чувств, в них появилась экспрессия - большая концентрация чувств.
   Широкие пастозные мазки кистью насыщающие холст потоками и пятнами света, проложены энергично, неровно, ассиметрично, отсюда впечатление абсолютной раскованности, свободы письма. Обладая "картинным" видением мира, художник наделяет натурные этюды нервным чувством беспокойства, напряжения, наполняет этот тихий жанр героическим пафосом, небывалым трепетом жизненных сил.
   Одной из особенностей его живописи является соединение традиционности и новаторства. Новатор он в своем методе работы, в технике живописного мастерства. Живописный метод Алексея Попова, яснее всего может быть понятен на примере поздних полотен с изображением натюрмортов. Здесь нет раз найденной системы в передаче сложного строения букетов цветов и бутонов. Нет повторяющегося композиционного приема, единственное, к чему художник постоянно возвращается - сочетание цветов с керамикой, фарфором и стеклом. "Ирисы Черногории".1911г., "Букет сирени".2012г., "Майские цветы".2011г., "Цветы на балконе".2011г., "Сентябрьский натюрморт".2011г.
   Во всем остальном, кажется, что цветы возникают под рукой художника так же свободно и естественно, как они растут в природе. "Мальвы в палисаднике".2012г. Там их питают соки земли, в натюрморте их освещают лучи солнца, здесь они рождаются на палитре художника, и расцветают под его кистью.
   Вот одно из полотен - "Натюрморт с мальвами и никелированным чайником". 2012.. Бледно - желтые цветы, розовые, белые. Ни одного цветка чистого цвета. Кисть кладет краску мягко, закругленно и упруго. Внутри мазка краска перетекает, передавая прозрачность лепестков. Свет образует форму отдельных цветков, а весь букет - это облако сложно переплетающейся светотени, тончайшего колера, с неповторимым рисунком внутри. Это сама жизнь, кажется, что букеты цветов излучают отраженный свет дня. Цвет вытесняется светом. И в этом новаторство художника.
   Некоторые строки из этой статьи я написала к каталогу художника, ему был интересен взгляд искусствоведа на его живопись. Ранее он предпочитал буклеты без текстов. Сегодня, когда Алексея Попова нет с нами, мы должны испытывать чувство гордости за причастность к его жизни, творчеству, искусству. Творчество Алексея Попова по восприятию и по живописной культуре - это творчество глубоко национального русского художника.
  

Валентина Чернова

искусствовед, член Союза художников, Ассоциации искусствоведов.

   http://alexeypopov.narod.ru/ - персональный сайт художника

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"