Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Острецов Анатолий -художник наблюдатель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    в выставочном зале "Шанхай" открылась посмертная выставка Анатоля Острецова. Опубликована в газете Культура 18.02 2016

  В.Чернова
  Анатолий Александрович Острецов - художник наблюдатель
  
  В выставочном зале Союза художников "Шанхай" открылась посмертная выставка произведений А.А.Острецова (1931-2015)
  Анатолий Александрович Острецов на мой взгляд, был центром притяжения в Самарской организации Союза художников СССР. Будучи директором выставочного зала на улице Молодогвардейской, он отличался открытостью, при встречах всегда был приветлив и любопытен. Довольно часто, возвращаясь с работы, или по вторникам в выходной, я забредала в выставочный зал. Его кабинет являлся в то время и студией. В самом зале часто устраивались просмотры, обсуждения, выставки молодежного объединения.
  Среднего роста, кряжистый, одетый в свитер крупной вязки, стоя перед мольбертом, поглаживая герценовскую бородку рукой с крупным серебряным перстнем на пальце, он внимал рассказчику и писал. Некоторые художники не любят писать прилюдно, некстати заданный вопрос или замечание могут выбить из потока творческого созидания. Анатолий Александрович напротив спокойно работал на публике.
  Коренной самарец Анатолий Александрович Острецов родился в 1931 году. Краткий период его детства географически привязан к району вокруг площади им. В.Куйбышева. До сих пор можно наблюдать первозданно сохранившиеся уютные самарские дворики и неспешную жизнь обитателей внутри них. Его сын Леонид Острецов поделился воспоминаниями. Оказывается рисовать художник начал с раннего детства "на чем попало и чем попало". В десять, одиннадцать лет освоил масляные краски. В основном перерисовывал открытки. Соседи, знакомые просили, расхваливали. И осмелевший художник даже на Троицком рынке продавал свои живописные открытки.
  Становление его личности началось в годы войны. Он запоминал жизнь "запасной столицы", по улицам которой шествовали исторические фигуры, знакомые по фотографиям в газете. Видел знаменитые парады на площади, с которой войска уходили на фронт, отмечал зенитки на улицах города, слушал вой сирен, и наблюдал, как из наших зенитных орудий обстреливали немецкие самолеты - разведчики. Не было бумаги, но тетя приносила драгоценные кусочки ватманской бумаги, Анатолий упоенно рисовал.
   В 1948 году вместе со своим другом Петром Кондрашовым он начал заниматься в студии А.А.Любимова. О значении этой студии, которая впоследствии переместилась в город Новокуйбышевск, пишет в интервью для "Волжской коммуны" (18.03.2015) Лев Аронович Гринштейн. Тринадцать лет занимался в изостудии у Александра Андреевича Любимова, Он давал очень многое. Когда он ушел из жизни, это было сравнимо с потерей отца. Прежде всего, у Любимова надо было постигать технику рисунка, и учиться ставить перед собой сложные технические задачи. Только преодолевая трудности, получаешь толчок, стимулирующий творчество. Среди учеников Любимова были такие известные самарские художники, как Острецов и Щеглов. А вообще в студии прошло обучение более трехсот человек. Любимов познакомил нас с творчеством своего обожаемого учителя - Николая Ивановича Фешина, ученика Репина.
  Анатолий Острецов посещал студию с 1948 по 1966 год, а потом, получив замечательную основу в студии А.А.Любимова, работал художником в клубе шарикоподшипникового завода, художником - оформителем в парке им.Н.А. Щорса, а также делал большие рекламные афиши для кинотеатра Художественный.
  С 1957 года началась его творческая деятельность, участие во всех областных выставках. Затем с 1972 Анатолий Острецов пришел в Художественно-производственный комбинат директором выставок, а позднее, при появлении выставочного зала, был утвержден в должности заведующего этого зала КОСХ РСФСР где и проработал до 1988 года.
  Художник предпочитал работать в двух жанрах - портретном и пейзажном. Известен карандашный рисунок "Портрет В.З.Пурыгина", где состояние модели невероятно точно уловлено. Внимание, напряжение, внутренняя сосредоточенность, все эти черты соединенные вместе, слепили образ известного мастера. Анатолий Острецов давно, не одно десятилетие был связан дружбой с Пурыгиным, близко наблюдал его, отсюда возникло такое верное чувство достоверности у всех, кто видел портрет.
  Постоянно бывая на Бахиловой поляне, в Жигулях, А.А.Острецов написал много пейзажных этюдов. Используя свои наблюдения, затем на основе этюдов, он начинал сочинять картины. Помню, на одной картине я увидела хорошо прописанный берег Волги, виды горной гряды Жигулей и просторное небо над далями. Потом, спустя какое-то время на голубом небе появились светлые подвижные облака. Они словно жили отдельной жизнью на полотне. Через неделю, когда я появилась в выставочном зале, в кабинете-мастерской, отметила, облака потемнели, тени от них упали на деревья и поляны. Много позднее, спустя месяц, на преображенном небе темные плотные дождевые тучи наплывали на кучевые облака, устраивали своеобразные бои на большом пространстве холста. А.А. Острецов умел все объединить общей атмосферной дымкой. Он работал с перерывами, не ежедневно, как И.Карпунов, который каждый день ходил как на работу в мастерскую. Он наблюдал и копил впечатления.
  Анатолий Острецов довольно поздно вступил в Союз, с 1980 года - член Союза Художников России. Участвовал в областных, зональных, республиканских выставках. Эту организацию, связанную с большими производственными и художественными заказами, с преобладанием определенной идеологии, всегда сотрясали различного рода конфликты. Творческое эго, наличие которого так важно для художнической личности, порой проявлялось некстати. Если уж П.Пикассо и А.Матисс соперничали друг с другом, а К.Малевич не выносил В.Кандинского, то, что говорить о других. Каждому мастеру кажется, что он - лучший!
  Анатолий Александрович Острецов никогда не попадал в зависимость от амбиций. Уравновешенное, доброжелательное отношение к собратьям творческого цеха выделяло его. Возможно, поэтому он так долго проработал в зале, наблюдая ситуации, и не вступая в противостояние с кем - либо. Даже обращаясь к теме большой станковой картины, он выбирал простой мотив. Стараясь не впадать в ложную патетику, последовательно разрабатывал лирическую составляющую произведения.
  Художник выступал как пейзажист, воспевающий природу Жигулей и будничную жизнь прибрежных сел. Палитра художника отличается особой плотностью цвета. Должна сказать, что запечатлеть все оттенки зеленого лета задача непосильная. Проще написать зиму или осень, где много контрастов. В русском искусстве единицы мастеров, которые могли бы довести оттенки зеленого от десяти до восемнадцати цветов. А.А.Острецова никогда не беспокоил выбор сюжета.
  Одним из полюбившихся мотивов была тема баньки. Эту маленькую баньку погребенную под снегом, с узкой тропкой, он постоянно наблюдал, и писал все время. Вот она увидена в начале осени, в окружении желтеющих деревьев, с купальщицей в проеме двери с ведром воды в руке. Вот вид баньки, запечатленной летним днем, в окружении изумрудной зелени, высоких деревьев, с дымящейся трубой, и с фигуркой молодой женщины, идущей по тропке с ребенком и тазиком под мышкой. Как настоящий мастер он видел неисчерпаемые возможности в запечатлении этого объекта. На выставке в экспозиции представлены две баньки.
  С конца восьмидесятых годов, Анатолий Острецов находился на пике успеха. Участник международных выставок в Болгарии, Корее, Японии. С середины девяностых годов он был очень востребован в среде знатоков искусства, собирателей, коллекционеров живописи. В шутку его называли "салонным" художником. Переехал в мастерскую на улице Ташкентской, где было сто квадратных метров. Все стены завесил пейзажами. Работы художника находятся в Самарском художественном музее, в общественных организациях Самарской области, а также в частных коллекциях Италии, Франции, Германии, Польши, Японии, Кореи, США.
  В начале двухтысячных годов А.А. Острецов, совершил ряд путешествий во Францию, в Польшу, в пути писал этюды. По следам путешествий позднее написал ряд полотен, посвященных Франции. Позднее состоялась выставка. Две трети картин о Париже распроданы
  Администрацией области пейзажи Анатоля Острецова подарены Папе Римскому Иоанну Павлу II, Президенту России Б.Н.Ельцину, канцлеру Германии Шредеру, а также ряду представителей общественности области и России. Когда такие мастера уходят, по истечении времени становится ясно, они были ведущими мастерами пейзажной школы в Самаре.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"