Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Артур Фонвизин

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор выставки в СОХМ

  Чернова Валентина.
  Артур Фонвизин - романтик акварели
  Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдётся ли ещё художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются - даже чёрная и белая.
  Александр Древин
  В Самарском художественном музее экспонируется выставка работ знаменитого акварелиста Артура Фонвизина (1882/83-1973). Выставлены около сорока работ из частных собраний Москвы.
  На выставке "Сумевший таинственным сделать простое" представлены акварели Артура Фонвизина 1930-1970-х годов: городские и романтические пейзажи, натюрморты с цветами, портреты, а также работы с театральными и цирковыми мотивами, благодаря которым художник получил мировую известность.
  Артур Владимирович Фонвизин прожил долгую жизнь - девяносто лет. 11 января 2019 года исполнилось 137 лет со дня рождения гения акварели. Отследить полностью его творческую биографию, насыщенную участием в различных художественных объединениях и наполненную учебой и поездками по Европе и России, не представляется возможным. Остается изложить пунктиром.
  А. В. Фонвизин родился в Риге в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ ученого лесовода Вольдемара Карловича фон Визена. При крещении в церкви был наречен Артуром Вильгельмом. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Петербург.
  Отец по делам Лесного департамента часто был вынужден менять место жительства. Тульская, Владимирская, Костромская губернии; возможно эти перемещения в детстве помогли Фонвизину позднее почувствовать себя путешественником
  В 1900 после сдачи экзаменов Артур фон Визен был зачислен в 3-й художественный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь состоялось знакомство и начало дружбы с Михаилом Ларионовым, будущим лидером русского авангарда. Также Артур сблизился с кружком Павла Кузнецова - будущими "голуборозовцами". фон Визен быстро вошёл одновременно в две ученические группы - авангардистскую, под условным руководством Михаила Ларионова и символистскую, под руководством Кузнецова Павла .
  Осенью 1903 года он перешел в головной живописный класс. Учился у К.А.Коровина и В.А.Серов. В 1904. Ларионов и фон Визен устроили в учебном классе самовольный показ своих работ, которые ехидно комментировал Сергей Судейкин, за что он получил от фон Визена в нос. Артур фон Визен был единственным из этой троицы, кого тогда исключили из МУЖВЗ, причиной для исключения стала физическая агрессия в адрес товарища.
  После позорного изгнания из училища фон Визен продолжил заниматься творческой деятельностью, как совместной, так и с Михаилом Ларионовым. В то время свои работы он подписывал псевдонимом "Артур фон Визен".
  С 1906 году по 1910 год Артур фон Визен жил, работал и учился в Мюнхене - свои картины он отправлял в Москву, где их реализацией занимался Михаил Ларионов. Изредка Артур фон Визен сам приезжал в Москву, Санкт-Петербург или Киев, чтобы принять участие в открытии какой-нибудь выставки. Во время одной из этих поездок фон Визен вступил в художественные объединения "Голубая роза" и "Венок-Стефанос", "Мир искусства" Летом он приезжал в Россию, к брату в город Александрополь Эриваньской губернии. Путешествовал по Кавказу. Совершил поездку в Харьков.
  В 1906 году снова уехал учится в Мюнхен, где обосновалась колония русских художников, обучающихся в свободных академиях и школах: И. Грабарь, К. Петров-Водкин, Д. Бурлюк, В. Кандинский и другие. Поступил в студию Эрнста Гертнера. Жил замкнуто и все свободное время проводил в Пинакотеке, где копировал произведения Веласкеса. Важным стало знакомство с приехавшим в Мюнхен художником Константином Зефировым. Находясь в Мюнхене фон Визен не пропускает выставки в России
  В 1907 участвовал в выставке картин художников-символистов "Голубая роза", на выставке "Стефанос". В Петербурге в 1908 году открылась выставка общества "Венок". Среди участников-москвичей - А. фон Визен. Произведения А. фон Визена также экспонировались на выставке "Звено", в Киеве.
  В 1910 году фон Визен вернулся в Россию, в Москву, начал принимать участие в выставках объединения "Бубновый валет" . Жил попеременно в Мологе у родителей и в Москве. Приезжая в Москву, останавливался у Ларионова. В 1912 году фон Визен не желая ассоциирования своего творчества с авангардистами разорвал отношения с Михаилом Лариновым.
  Во время учебы в Москве театры, выставки, цирк. Предоставил работы на Рождественскую акварельную выставку, организованную Московским обществом любителей акварели и получил одобрительный отзыв художника В.Поленова.
  Однажды фон Визен получил заказ на оформление столовой в доме своего товарища по училищу - художника Всеволода Шервуда. И в доме Шервуда встретил Константина Зефирова. Так окончательно укрепились дружба и творческий союз двух художников на всю жизнь. В 1913 году вместе с Зефировым уехал в Мологу. В Мологе два друга сняли мастерскую, приобрели гипсовые фигуры, слепки, череп и скелет. Работали над рисунком и композицией, у них было серьезное намерение поступать в Академию художеств. Первая мировая война застала фон Визена в Мологе у родителей. По состоянию здоровья он не подлежал мобилизации в действующую армию.
  Но в связи с ростом антигерманских настроений среди местного населения художник вынужден был уехать в Москву, откуда вместе с Зефировым отправился под Самару, на родину Зефирова. Зиму они провели в летнем домике в деревне Зубчаниновке, где работали по семь часов в день над пейзажами и натюрмортами. Вот благородная задача для краеведов, найти в Зубчаниновке следы пребывания двух замечательных художников!
  Через год друзья возвратились в Москву, в 1918 году Артур женился на дальней родственнице Зефирова. Непросто было художнику, который все время посвящал процессу обучения и познания секретов искусства жить в годы революции, Гражданской войны. Они тогда с Зефировым жили в Тамбове. Он присоединился к тамбовскому Товариществу художников, вместе с которыми писал лозунги, транспаранты, портреты вождей революции. Вместе с другими оформлял город к празднованию первой годовщины революции, подписываясь уже как Артур Фонвизин.
  Возглавил в Тамбове студию изобразительного искусства Пролеткульта, в которой учащимся и рабочей молодежи преподавал живопись и рисунок. Во время захвата города белогвардейскими частями генерала Мамонтова спас фонды тамбовского Товарищества художников и художественные произведения от уничтожения.
  Он активно участвовал в разных формах агитационно-массовой работы, включая росписи вагонов-передвижек, оформление выпусков "живой" газеты "Красная деревня", изготовлял походные декорации для выездных спектаклей Первого пролетарского театра-студии. Преподавал в Тамбове и в Нижегородском художественном техникуме (1923-1925). Живописью почти не занимался. Организовал первую выставку местных художников АХРР. Невольно вспомнился фильм "В огне брода нет" о художниках революции.
  В 1927 году Фонвизин переехал в Москву, и жил у своего друга Константина Зефирова. Познакомился с художницей Наталией Осиповной Малкиной, с которой связал свою дальнейшую жизнь. Работал для журналов "Пионер", "Зорька" и в газете "Гудок".
  Произведения художника были включены в экспозицию ряда выставок, проводимых ВОКСом за рубежом: "Русская графика" (Рига); "Графическое и книжное искусство в СССР" (Голландия); "Выставка современного искусства Советской России" (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт); "Выставка русского искусства" (Швейцария).
  Однажды в Ленинграде он познакомился с мастером книжной графики Владимиром Лебедевым, возглавляющим художественную редакцию детской литературы Детгиз. По его рекомендации занялся иллюстрацией, думая о Э.Гофмане
  Вот таковы краткие вехи долгой жизни Фонфизина. Она была бурной, кипучей, подвижнической. Однако сегодня Фонвизин известен как мастер - виртуоз акварельной живописи.
  К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически - таинственный строй своего искусства, очертил круг тем, связанных со сказочными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он писал с натуры воздушно - легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини - актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены
  У него любовь к акварели началась в сорок семь лет. Его друг Михаил Ларионов звал Фонвизина с собой в Париж, и, узнав о перемене живописных предпочтений, написал: Акварель - это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить! Действительно, акварель не очень поддерживала Артура Фонвизина материально. Из коммуналки в отдельную квартиру художник переехал только в 1952 году, и радовался этому как маленький ребенок, теперь появился балкон, на котором нужно сажать цветы, и они будут живой моделью.
  Мечтательной дымкой овеяны тающие в цветовом мареве пейзажные образы и далекие воспоминания о патриархальном быте с букетами цветов в акварелях Фонвизина. А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, порожденные уже не натурой, а фантазией цветные наброски нарядных наездниц.
  В Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в 1936 году масштабно были показаны работы Артура Фонвизина, где царствовал образ Женщины, начиная от сказочных цирковых наездниц и поражая великолепными портретами известных народных актрис. Один критик вознегодовал: советским людям не могут нравиться легкомысленные картинки, выполненные акварелью. И кто мог допустить явного формалиста в государственный музей? Статья была напечатана в газете "Правда", и вот художник-романтик сразу превратился в опасного авантюриста. После выхода статьи в газете "Правда" издательства "Academia", Детгиз и "Молодая гвардия" отказываются от сотрудничества с художником.
  К сожалению, ни импровизационная свобода акварельного письма, ни мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х годах официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. Артура Фонвизина неофициально причислили к так называемой группе "Три Ф", Роберт Фальк, Владимир Фаворский и Артур Фонвизин якобы негласных лидеров советского формализма. С 1940-х годов главной творческой темой Артура Владимировича Фонвизина стали многочисленные акварельные портреты советских театральных актрис
  В сорокасемилетнем возрасте он встретил свою будущую жену Наталью Малкину, которая училась живописи у знаменитого И.Машкова. Написав ее акварельный портрет, Артур Фонвизин начал создавать череду женских акварельных портретов. Акварель захватила его. И поэтизированные портреты великих женщин писались чередой: Мария Бабанова, Юдифь Глизер, Алла Богуславская, Майя Плисецкая
  А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы
  Он владел тайной женского образа, и звездные женщины были благодарны ему. Поэтому, когда в первый год войны его как немца выслали в безлюдную казахскую степь под Карагандой, великие актрисы смогли спасти его и вернуть в Москву.
  В 1943 году Архитектор А.Веснин обращается в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о возвращении семьи художника в Москву. Коллективное письмо подписывают П.Кончаловский, В.Мухина, В.Татлин и другие. Возвратился с семьей в Москву и стал работать по заказу главного режиссера Московского театра драмы Н.Охлопкова над серией акварельных портретов артистов театра.
  После войны, в 1958 году состоялась персональная выставка художника, посвященная 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности в выставочных залах МОСХа. Фонвизин был удостоен медали на Всемирной выставке в Брюсселе за акварельный портрет балерины ГАБТ М.Семёновой.
  Творческой музой Фонвизина была в то время Алла Белякова. Алла Белякова (1914-2006) происходила из аристократической семьи Куколь - Яснопольских. Ее отец герой Первой мировой войны в тридцатые годы был репрессирован. Аллу Белякову, как в большинстве дворянских семей, окружали книги и музыка. Но из-за своего происхождения и трагической судьбы отца она не смогла получить высшее образование.
  После войны яркая черноволосая красавица, Алла Белякова в Москве попала в круг знаменитых музыкантов и познакомилась с великими пианистами Нейгаузом и Софроницким. Ее окружал мир музыки, позже он зазвучал в ее акварелях.
  В один прекрасный день в 1948 году она встретилась с художником -акварелистом Артуром Фонвизиным. Она сразу влюбилась в его акварели и решила у него учиться. Неудивительно. Мир, который создал в своих акварелях Артур Фонвизин (1883-1973), был таким радостным и солнечным, что волновал всех женщин, от простых домохозяек до светских красавиц. Алла Белякова вдохновила художника. Художник учил ее, как создавать акварели: как брать на кисть воду, не мочить бумагу, не делать предварительного рисунка, так как акварель и рисунок не всегда совпадают. Часто во время их занятий звучали любимые романсы Фонвизина. Художник учил слышать мелодию, создаваемую композицией
  И, в результате общения, Фонвизин создал пятьдесят портретов своей любимой ученицы, которые сразу разошлись по музеям. Наталья Осиповна, жена художника, ревновала, это понятно, но Алла Белякова стала музой художника. Многие акварели на выставке в СОХМ из собрания Аллы Беляковой.
  Имя Артура Фонвизина стало известным в конце XX века, его мастерство акварелиста является эталонным. В 1970 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина приобрел иллюстрации к сказке "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э.Т.А.Гофмана
  Артур Владимирович Фонвизин воспитал в себе художника, который сумел талантом "таинственным сделать простое". Картины - миражи этого художника можно приравнять к стихотворной импровизации. В них есть и радостная сказка, и добрый юмор, и лёгкая грусть. Посредством цвета превосходно и точно передаётся настроение картины.
  Акварели этого мастера приравниваются к совершенным полотнам, в них соответствует и исполнение, и видение автора. Умение чувствовать человека, природу, наполнение поэтикой, при наличии виртуозной техники - вот что делает работы Фонвизина акварелями - картинами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"