Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Евгений Штыров.По дорогам Древней Руси

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете КУЛЬТУРА 24.01.2019

  В.Чернова
  Штыров. По дорогам Древней Руси.
  В начале 2019 года состоялась персональная выставка известного самарского художника Евгения Штырова. Рожденный в СССР в 1960 году, Евгений движется вперед к 60-летию, подсознательно подводя определенные итоги, поэтому экспозиция выглядела масштабно и представляла собой показ лучших работ за последнее творческое десятилетие.
  При каждой встрече с Евгением Штыровым, у меня возникало ощущение встречи с человеком самодостаточным, что редко бывает в художнической среде. Всё-таки область творчества всегда способствует взращиванию червячка сомнения, и неудовлетворенности в правильности выбранного пути. Не секрет, в современном мире успешный художник должен скорее быть пиарщиком и маркетологом, нежели тонко чувствующей личностью.
  Евгений Штыров живет яркой, полной и насыщенной событиями жизнью. Ребенком он учился в стенах нашей легендарной Куйбышевской художественной школы Љ1 (1971 -1975 г.). Потом художник прошел следующую ступень роста, поступив в 1975- 1979 г - Куйбышевское художественное училище им. К.С.Петрова-Водкина, и закрепил художественное образование в 1979-1989 г. в Харьковской государственной академии дизайна и искусств - ХГАДИ, (бывш. ХГХИ, ХХПИ. Поэтому звание художник для Евгения - не просто призвание, это профессия.
  Евгений член Творческого Союза Художников России, Союза художников России, а также Союза дизайнеров России. Выставочная деятельность началась с 1983 года, когда в известных галереях города выставлялись по три-четыре работы Штырова. Тогда и пришло первое признание. "Это очень подстёгивает, когда тебя принимают. Ощущаешь вдохновение и творческий подъём", - признаётся художник. Всего на выставке представлено около 100 картин мастера.
  В центре экспозиции одна из любимых работ Штырова - "Мастер и Маргарита. Возвращение мастера" 2007г. Персонажи Булгакова расположились в уютной обстановке за праздничным столом. Работа писалась ещё до экранизации знаменитого романа, но, как отмечает сам Евгений, но некоторые персонажи вызывают аллюзии с отечественным кинематографом.
  Все же основная тема в картинах Евгения Штырова - традиции, обряды и праздники Древней Руси (например, как наши предки вызывали дождь или отмечали Масленицу) - нашла отражение в таких работах мастера, как "Масленица", "Дары волхва", "Ляльник" и многих других.
  Ранее, когда в галерее Вавилон проходила выставка Анны Виноградовой, пришло осознание, что не только в Петербурге и Москве, но и в Самаре расцветает "национальная романтика".
  И снова констатация, уже в связи с другим именем в искусстве, что на пограничье столетий, рубеж XX и XXI веков, наступление глобализации, заставляют пробудиться художественное направление "национальная романтика".
  Те самые извечные вопросы в России: "кто виноват?" и "что делать?" и "кому на Руси жить хорошо?" почему - то возникают именно на переломе веков. Полемика западников и славянофилов снова возобновилась и накалилась, в культуре наметился интерес к традициям русской старины.
  Евгения Штырова, как и петербургскую художницу Анну Виноградову можно причислить к идеологии современного движения славяноведения, когда автору особенно, интересны науки о славянах, их истории, языках, фольклоре, литературах, материальной и, духовной культуре.
  - Мои работы в основном посвящены Древней Руси, а также её связям с современностью. Это непосредственно изучение обрядов, обычаев руссов, то есть суперэтноса, древнейшего на земле. К этому я пришёл в 2000 году и занимаюсь уже в течение десятилетия. Сейчас моя задача - изучать все события и освещать их в своих картинах, передавать знания о старославянской эпохе людям. Поскольку Иван родства не помнящий - это не про россиянина. Мы должны знать, кто наши предки и к чему они стремились, как жили, как развивалась наша цивилизация.
  Я думаю, что пронесу это на протяжении всей своей жизни. Чем глубже изучаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю, - признался Штыров. - Насколько меня хватит, столько я и буду изучать и передавать людям знания об особенностях Древней Руси".
  Погруженность в историю, истоки и летописи привела и перемене костюма и духовного имени. Сейчас это неудивительно. Двадцать лет назад меня изумил чувашский поэт Геннадий Айги, прибыв на Конгресс землячеств в Самаре в национальном чувашском костюме.
  Евгений носит синюю косоворотку, налобную повязку "очелье", тканный пояс с преобладанием вытканных геометрических узоров. Он носит и другое духовное древнее имя - "Кудеяр", образующееся по старинным обычаям русов из двух составных корней: Куд - кудеса - чудеса; и яр - ярый - яриться - весенний - продуктивный - созидатель.
  Живописец Кудеяр не мог обойти стороной зародившуюся культуру в древних славянских народных праздниках, обрядах Картина "Почитание предков" написана с учетом бережного отношения к семантике костюма, этнического типа, и приведению к общей цветовой гармонии.
  Художника нельзя назвать прирожденным колористом, он больше рисовальщик, композитор и фантаст. А в рамках тех тем, которые он прорабатывает, умение фантазировать очень важно для творчества.
  Евгений Штыров не боится писать многофигурные композиции. Иногда кажется, что это иллюстрации к учебникам по истории Руси. Такова картина "Поход Святослава на хазарский каганат".2015 Небольшой отряд стоит на высоком обрывистом берегу. Справа внизу полные воды Волги, величаво несущие струги с войсками.
  К такой же исторической категории как иллюстрация к учебнику относится большое полотно "Попрание древнерусских богов", 2013 г. Автор пояснил, что использовал сюжет "насильственного, преступного крещения огнем и мечем Новгорода полукровкой князем Владимиром, ликвидировавшим своих братьев".
  В этих полотнах проявлено необычное внимание к особенностям костюма, оружия, внимание к бытовым мелочам, таким как декор вооружения и особенности устройства конной сбруи. Важна была не эмоциональная канва сюжета, а попытка реконструкции.
  И опять-таки мы констатируем, что историческая реконструкция в наше время - довольно молодой вид хобби. Движение исторической реконструкции получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей некоторого региона и исторического периода.
  Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими -либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов. И если некоторые реконструкторы выучиваются кожу обрабатывать или оружие ковать, как делали в средних веках, то Евгений Штыров осуществляет свои древнерусские реконструкции на холсте в технике масляной живописи.
  Но художнику с фантазией историческая конкретика только закуска на зубок. И потому не случайно Евгения Штырова манит мифология. Одна из наиболее цельных работ на выставке "Цветение папоротника.2015г. Красивая девушка прижимается обнаженным телом к стволу дуба - волхва. Он - седой мудрец с длинными распущенными по плечам волосами, приобнял ее, а на его роскошной ветвистой кроне, поросшей резными листьями сидит сокол. Он возвышается на островке посреди реки, по берегам которой люди прыгают через огонь, отмечая ночь на Ивана Купалу.
  А самая поэтическая картина на выставке называется "Кострома и Купала. Любовь и прощание". 2015г. Она словно ожившая прекрасная и грустная история любви.
  "Когда-то, давным-давно, бог Семаргл встретил на берегах реки Ра (Волги) богиню Купальницу. Семаргл и Купальница поженились. И родились у них дети - сын Купала и дочь Кострома.
  Но вот, однажды, в день Купалы, к реке Ра прилетела птица Сирин. И пела Сирин песни чудесные и прекрасные. Все, кому стоило услышать песни её, обо всём остальном на свете забывали, и следовал потом за Сирином в царство Нави.
  Купала и Кострома же, невзирая на предостережения матери, решили послушать песни птицы Сирин и убежали в поле, после чего последовала беда. Повелитель Тьмы, давно мечтал отомстить Семарглу. Он приказал Сирину похитить маленького Купалу.
  Прошло много лет. Кострома гуляла по берегу реки и плела себе венок. И хвалилась Кострома, что ветру с её головы венка не сорвать. Но ветер сорвал венок с головы Костромы и унёс на реку, где его подобрал проплывающий мимо на лодке Купала. А по обычаям того времени, считалось, если юноша брал в руки венок, сплетённый девушкой, то был обязан жениться на ней. Купала пленился красотой незнакомки. Костроме прекрасный юноша тоже приглянулся с первого взгляда. И сыграли тогда Купала с Костромой свадьбу. И лишь после свадьбы Сирин сообщил молодым, что они - брат и сестра.
  От горя Кострома бросилась в тёмное лесное озеро, но не утонула, а превратилась в цветок мавку. А Купала с горя бросился в костёр.
  Хоть и удалась месть богов, но уж больно жестокой она вышла. И решили тогда боги смилостивиться и вновь даровать жизнь Костроме и Купале. А поскольку даровать им вновь человеческий облик было нельзя, то боги превратили их в цветок Иван-да-Марья. Один цвет его жёлтый, как огонь - Купала. А другой цвет сине-фиолетовый, как вода - Кострома. В древности цветок так и назывался - Купала-да-Мавка. Но потом, в христианские времена, его переименовали в Иван-да-Марья.
  Мне нравится сцена прощания, запечатленная художником на полотне, где манит волшебная чаща дремучего леса на берегу туманной речки. Юноша и девушка в белых рубахах сплелись в прощальном объятии.
   На холстах были запечатлены "Масленица" в нескольких вариантах; праздник "Зеленые русалии" 2015г. "Лельник. Вызывание дождя".2017г.
  Из исторических полотен, на тему воинов - богатырей привлекает внимание картина "Великая Скифия" 2017г. с изображением трех богатырей на берегу Волги. Замечательно то, что в композиции всадники изображены на высоком берегу реки со спины. Мы, словно другими глазами обозреваем необозримые воды реки и струги, уплывающие вдаль. Пейзаж под высоким небом с подвижными облаками наполняет величием земли великой Скифии.
  Более подробное знакомство с выставкой, пристальное знакомство с работами и отслеживание их написание по хронологии, начиная с 2013г. привели к удивительному выводу: художник ежегодно осуществляет прорыв в художественных достижениях. И как квинтэссенция - недавняя картина 2018 года размером три с половиной на два метра "Купала".
  Это фантастическое полотно на тему славянского праздника является триптихом. Оно задумано так, чтобы каждая часть триптиха была самостоятельным произведением. В центре центральной композиции хоровод вокруг огромного кострища, с устремленными вверх языками пламени. На остальных двух частях тоже костры.
  Глядя на эту замечательную работу понимаешь, что самарским художникам, для воплощения лучше всего поддается стихия Воды и стихия Земли в пейзажах. Не у всех пейзажистов хорошо воплощена стихия Воздуха. И совсем не могут большинство художников писать стихию Огня. А вот Евгений Штыров великолепно разработал стихию огня. Ведь в реальности, от созерцания огня невозможно оторваться. Живые языки пламени, волнуемые воздухом, сплетающиеся в прихотливые ленты, доминируют на холсте, освещают теплым заревом поляну, ложатся подвижными бликами на людей, захваченных обрядом. Полотно не отпускает, его хочется долго рассматривать. Перед нами блестящий образец современной живописи.
  Художник Евгений Штыров будучи человеком рациональным, читающим и любознательным, познает мир, его историю через учебу, книги и путешествия. Он считает, что без познания прошлого нельзя построить будущего. Еще он любит путешествия, уезжая от своей Родины, лучше исследуя ее со стороны, так сильнее чувствует любовь к ней, собирая по крупицам страницы истории руссов и славян. "Во время путешествий, мы попадаем в интересные энергетические содержательные места, где рождается вдохновение, пишутся этюды, сочиняются песни".
  Часть полотен написана во Франции, в них вся красота исторических улочек и величавых соборов. В экспозиции представлены этюды Будапешта, Любляны, Варшавы, Гданьска.
  Практически каждый год живописец осуществляет творческие поездки на своем авто по странам Европы и по России, с проведением в них персональных выставок. Его этюды отражают впечатления от европейских путешествий, хотя основные программные полотна по Древней Руси. На открытиях своих выставок поет под гитару свои авторские песни.
  И эта выставка не обошлась без песен и стихов. Она является залогом грядущих творческих успехов.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"